УДК 94(571.1):374.3
Л. Г. ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
РАЗВИТИЕ СЕТИ И ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ РАБОЧЕЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1958 гг.)
ЧАСТЬ 2_
В статье анализируется возникновение и развитие школ ра бочей и сельской молодежи с 1946 по 1958 год, я в лявшихся в этот период основной формой получения общего образования без отрыва от производства. Основное внимание уд еляется развитию сети и изменению состава учащихся. Раскрываются объективные и субъективные причины, повлиявшие н а в ыполнение плана н а бора.
Ключевые слова: Западная Сибирь, послевоенные годы, образование без отрыва от производства, школы р а бочей молодежи, школы сельской молодежи, н а бор, общеобразовательный уровень.
Часть 1 опубликована в журнале «Омский н аучный вестник». — 2015. — № 5 (142). — С. 16—20.
На рост численности учащихся ШСМ в годы четвертой пятилетки отрицательно влияло и то, что в этот период отделам народного образования не удалось стабилизировать сеть ШСМ. Основной причиной нестабильности сети ШСМ было закрытие их значительного количества в течение учебного года в связи с малым количеством учащихся в классе. Данные табл. 1 [1, л. 56, 304; 2, л. 17, 28; 3, л. 10, 291; 4, л. 16; 5, л. 45, 46; 6, л. 54; 7, л. 100, 105; 8, л. 57; 9, л. 289-291; 10, л. 99; 11, л. 2; 12, л. 1; 13, л. 38; 14, л. 58; 15, л. 41; 16, л. 2; 17, л. 7; 18, л. 2; 19, л. 6; 20, л. 54; 21, л. 58; 22, л. 26, 63] показывают, что даже небольшой отсев мог привести к закрытию классов и школ.
Одна из важнейших причин малого количества учащихся в классе состояла в формальном планировании областными отделами народного образования численности учащихся по районам без учета условий размещения школ и данных о состоянии грамотности сельской молодежи. Определенную роль играло также то обстоятельство, что райисполкомы на местах часто самоустранялись от руководства органами народного образования, а последние не проявляли особой активности для создания нормальных условий работы ШСМ. Отрицательно влияло на проведение набора и то, что учителям ШСМ оплачивали лишь неделю до начала и неделю после окончания учебного года. За это время было очень сложно провести качественный набор учащихся.
Однако наряду с субъективными причинами, тормозившими развитие обучения без отрыва от производства на селе, были и объективные. Так, в годы четвертой пятилетки уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства не требовал от многих работников высокой общеобразовательной подготовки. Кроме этого, тяжелое
материальное положение сельских жителеи создавало дополнительные трудности в привлечении их к обучению без отрыва от производства.
В отличие от ШСМ в ШРМ численность учащихся возросла по РСФСР за пятилетие на 50 %, а по Запад-ноИ Сибири — на 65 %. Более высокие темпы роста численности учащихся ШРМ ЗападноИ Сибири можно объяснить более низким общеобразовательным уровнем ее городского населения.
Увеличению численности учащихся в ШРМ во многом способствовала и стабилизация сети этих школ. В годы четвертой пятилетки, как свидетельствуют данные табл. 2 [1, л. 56, 304; 2, л. 17, 28; 3, л. 10, 291; 4, л. 16; 5, л. 45, 46; 6, л. 54; 7, л. 100, 105; 8, л. 57; 9. л. 289-291; 10, л. 99; 11, л. 2; 12, л. 1; 13, л. 38; 14, л. 58; 15, л. 41; 16, л. 2; 17, л. 7; 18, л. 2; 19, л. 6; 20, л. 54; 21, л. 58; 22, л. 26, 63], количество ШРМ, закрывавшихся и открывавшихся в течение учебного года, было незначительным. Данное обстоятельство было связано с большим числом учащихся в классе. Причем в ряде школ их количество в классе было значительно выше нормы и достигало 40 — 50 человек, что затрудняло усвоение учебного материала и вело к отсеву значительной части учащихся. Причина этого заключалась в остроИ нехватке помещении, не позволявшей разделить классы. Большая численность учащихся в классах, с одноИ стороны, способствовала стабильности сети ШРМ, а с другоИ, увеличивала отсев и предопределяла более низкую, чем в ШСМ, успеваемость.
НовыИ этап в развитии ШРМ и ШСМ совпал с окончанием восстановительного периода. В 50-е гг., наряду с ростом численности учащихся вечерних школ, происходили глубокие изменения в составе учащихся. Эти изменения были связаны, во-первых,
Наполняемость классов ШРМ и ШСМ Западной Сибири (по школам Министерства просвещения, на начало учебного года)
Учебный год ШРМ ШСМ
средняя наполняемость классов в том числе по группам классов средняя наполняемость классов в том числе по группам классов
1-4 5-7 8-10 1-4 5-7 8- 10
1946/47 23,1 16,6 25,4 20,6 10,8 9,7 12,6 8,7
1947/48 20,1 11,7 22,7 20,2 9,2 7,7 13,2 11,0
1948/49 19,8 14,7 21,8 20,0 10,1 8,7 14,9 6,0
1950/51 19,8 13,2 21,5 19,8 9,9 9,2 15,3 13,0
1951/52 20,7 14,2 22,4 21,4 10,6 8,4 17,1 —
1952/53 22,0 15,4 23,1 22,8 10,6 7,2 17,7 17,5
1953/54 22,7 15,7 23,8 23,3 10,4 6,5 16,4 —
1955/56 21,6 15,0 21,8 22,4 14,5 6,3 17,7 22,4
1956/57 21,6 15,9 21,5 22,2 13,9 5,6 15,6 17,5
1957/58 21,5 12,5 20,5 22,9 15,1 7,3 14,2 18,7
1958/59 19,6 11,7 18,6 20,9 12,8 5,7 12,9 14,0
Таблица 2
Изменение сети и контингента учащихся ШСМ Западной Сибири (на начало учебного года)
Учебный год Всего школ Из них Всего остальных классов Итого школ и классов В них учащихся
начальных семилетних средних
1946/47 679 — — — 158 837 29 704
1947/48 587 — — — 76 663 23 195
1948/49 621 — — — 172 793 23 196
1949/50 644 — — — 95 739 24 006
1950/51 667 — — — 53 720 22 822
1951/52 673 352 321 — 101 774 25 133
1952/53 627 262 365 — 31 658 24 039
1953/54 606 193 410 3 61 667 23 300
1954/55 523 152 370 — 47 570 21 848
1955/56 542 78 333 131 50 592 24 508
1956/57 355 24 169 162 107 462 19 034
1957/58 234 10 87 137 127 361 15 186
1958/59 155 5 38 112 75 230 10 625
с повышением общеобразовательного уровня населения в годы четвертой пятилетки, когда подавляющее большинство молодежи получило начальное образование, а во-вторых, с необходимостью получения семилетнего и среднего образования, которое в условиях начавшегося научно-технического прогресса обеспечивало овладение сложными рабочими профессиями. В первые годы пятой пятилетки изменения в составе учащихся были незначительными. Это объясняется тем, что семилетний всеобуч, начавшийся в середине 30-х гг., прерванный войной и восстановленный с 1948/49 учебного года, призванный дать семилетнее образование всем детям школьного возраста, еще не был осуществлен. Эти трудности были связаны как с нехваткой средств, так и с тяже-
лым материальным положением учащихся. Особенно много учащихся отсеивалось из сельских дневных общеобразовательных школ, поскольку в конце 40-х — начале 50-х гг. усилился приток сельской молодежи на промышленные предприятия Западной Сибири. На крупнейших сибирских предприятиях многие молодые рабочие и в начале 50-х гг. не имели законченного семилетнего образования. Так, например, на одном из крупнейших заводов г. Омска Сибзаводе в 1951 г. более 40 % работавшей здесь молодежи имели только начальное образование [23, с. 203].
В связи с ростом требований к общеобразовательной подготовке населения местные органы власти Западной Сибири усилили работу по вовлечению рабочей и сельской молодежи в вечерние общеобразо-
вательные школы. Один из первых в стране перс-пективныИ комплексныИ план учебы молодых рабочих был разработан на Кузнецком металлургическом комбината (КМК). Вскоре на прошедших в цехах собраниях было подано 900 заявлениИ в ШРМ, что составляло около 10 % набора по КемеровскоИ области [24, 25].
Вопросами комплектования вечерних школ активно занималось и руководство других крупнеИших предприятиИ ЗападноИ Сибири. ХарактерноИ в этом отношении является деятельность администрации завода «Сибсельмаш», где путем опроса определили, что 1 716 рабочих не имеют семилетнего образования, а 1 809 — начального. На заводе была создана квалификационная комиссия под председательством главного технолога Ф. А. Метлина. При содеИствии раИонноИ администрации эта комиссия добилась открытия среднеИ вечернеИ ШРМ при заводе. В 1952/53 учебном году в неИ занималось 700 человек [26, с. 102, 103].
В комплектовании вечерних школ принимали участие и профсоюзные организации ЗападноИ Сибири. Вопрос об участии профсоюзов в работе по повышению общеобразовательноИ подготовки трудящихся обсуждался на пленумах краевых советов профсоюзов областеИ ЗападноИ Сибири. В октябре 1952 г. в АлтаИском крае на краевом совете профсоюзов, проходившем с участием директоров ШРМ, заместителеИ директоров по кадрам промышленных предприятиИ и председателеИ ФЗК, была определена конкретная помощь со стороны профсоюзных организациИ промышленных предприятиИ края ШРМ, с тем чтобы стабилизировать сеть, увеличить контингент учащихся и создать нормальные условия для работы учащихся ШРМ [27, л. 1].
В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд КПСС, в материалах которого предусматривалось осуществить к концу пятилетки переход от всеобщего семилетнего образования к всеобщему среднему в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнеИших промышленных центрах. Таким образом, перед народным образованием была вновь поставлена задача, которая в свое время была выдвинута на XVIII съезде партии, но к выполнению котороИ фактически не успели приступить. Наряду с этим предусматривалось «...обеспечить дальнеИшее развитие... общеобразовательных школ для обучения трудящихся граждан без отрыва от производства» [6]. Основываясь на решениях съезда, состоявшиИся в мае 1953 г. пленум ЦК ВЛКСМ обязал комсомольские организации оказывать всемерную помощь органам народного образования в привлечении молодежи в вечерние школы и предложил считать учебу в этих школах важным комсомольским поручением [28].
Комплексные планы учебы молодых рабочих, подобные одобренному на КМК, вскоре были приняты на ряде крупнеИших предприятиИ ЗападноИ Сибири. Так, например, на Азотнотуковом заводе в КемеровскоИ области был принят план общеобразовательноИ учебы на ближаИшие 3 года. Он предусматривал получение среднего и неполного среднего образования всеми рабочими завода в возрасте до 30 лет [29, с. 177; 30, с. 100; 31, 32].
Принятие комплексных планов повышения общеобразовательноИ и специальноИ подготовки молодежи позволило создать для ряда школ стабильныИ контингент на перспективу. Однако перспективные планы в этот период принимались в основном лишь на крупнеИших предприятиях металлургическоИ
и обрабатывающеИ промышленности и практически отсутствовали на предприятиях добывающеИ промышленности, в строительноИ индустрии, на мелких предприятиях. Нет ни одного примера принятия их в сельскоИ местности.
Особо важную роль для дальнеИшего развития обучения без отрыва от производства сыграло решение правительства об организации в сельскоИ местности средних ШСМ. О целесообразности и необходимости открытия средних ШСМ свидетельствовали постоянные попытки их стихиИного создания буквально с момента организации ШСМ. На протяжении четвертоИ и пятоИ пятилеток в областях ЗападноИ Сибири ежегодно создавались средние ШСМ. Это отражала статистическая отчетность и годовые отчеты областных отделов народного образования. Министерство просвещения после получения отчета требовало закрытия средних ШСМ, однако на сле-дующиИ год они открывались в других населенных пунктах.
Отказы открыть средние ШСМ — яркое проявление бюрократического подхода. В большинстве случаев они мотивировались тем, что, согласно положению о ШСМ, в сельских населенных пунктах предусматривалось открытие только начальных и семилетних ШСМ. Иногда встречалась и такая формулировка, как недостаток средств. Однако это было не так, поскольку средства, выделенные на ШСМ, если взять в целом область или краИ, полностью использовались очень редко в связи с хроническим невыполнением планов набора. Инициаторам создания средних ШСМ давали понять: не проявляйте инициативу там, где это не запланировано; наверху лучше видно, когда, где и какие школы создавать. Лишь с началом освоения целинных и залежных земель, когда приехавшие сюда юноши и девушки стали обращаться во все инстанции с вопросом: «Почему мы не имеем возможности продолжить свое образование?», эта проблема стала решаться. Совет Министров РСФСР в постановлении от 2 апреля 1955 г. разрешил организовать в раИонах освоения целинных и залежных земель с 1955/56 учебного года средние ШСМ и отдельные 8— 10-е классы ШСМ при общеобразовательных школах [33, с. 36 — 39].
Огромное значение для последующего развития нашего общества имел состоявшиИся в феврале 1956 г. XX съезд КПСС. Решения, принятые съездом, ускорили процесс демократизации общественноИ жизни и восстановления социалистическоИ законности, начавшиИся после смерти И. В. Сталина. На съезде первостепенное внимание было уделено механизации и автоматизации производственных процессов и росту производительности труда. Осуществление этих планов требовало дальнеИшего повышения общеобразовательного уровня тружеников города и села. Для решения этоИ задачи предусматривалось «осуществить в основном всеобщее среднее образование в городах и сельскоИ местности путем обучения детеИ и молодежи в средних общеобразовательных школах/десятилетках/и средних специальных учебных заведениях. В целях повышения общего культурного уровня населения... продолжать дальнеИшее развитие в шестоИ пятилетке сети заочных и вечерних общеобразовательных школ для обучения в них трудящихся без отрыва от производства» [34, с. 72].
В августе 1956 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление «Об улучшении общеобразователь-ноИ подготовки молодежи в сельскоИ местности без отрыва от производства», предусматривавшее
Численность учащихся в ШСМ и заочных общеобразовательных школах взрослых в Западной Сибири и РСФСР, тыс. чел. (на начало учебного года)
Учебный год Западная Сибирь РСФСР
1950/1951 58,1 787,7
1956/1957 94,4 1 156,5
1958/1959 84,4 1 144,5
повсеместное открытие средних ШСМ и отдельных 8- 10-х классов при общеобразовательных школах [35, с. 396]. Основываясь на этих документах, руководство на местах требовало от органов народного образования усилить заботу о ШСМ и ШРМ. В Омской области в феврале 1957 г. на село были направлены работники органов народного образования. Усиление внимания к работе школ сельской молодежи способствовало их более стабильной работе [36, с. 187].
Огромное значение для полного охвата молодежи учебой имела в этот период разработка на предприятиях перспективных планов общеобразовательной учебы. Принятие перспективных планов способствовало созданию стабильного контингента для ШРМ и сводило к минимуму привлечение учащихся на сверхурочные работы в дни занятий. На предприятиях, принявших перспективные планы, значительно улучшились условия для занятий в молодежных общежитиях.
Результаты работы органов народного образования Западной Сибири по расширению общеобразовательной подготовки рабочего класса и крестьянства в 50-е гг. отражает табл. 3 [37, с. 449-451]. Таблица показывает значительный рост численности обучавшихся без отрыва от производства. Только на протяжении восьми лет она выросла почти в 1,5 раза в Западной Сибири и по Российской Федерации в целом. До 1956/57 учебного года численность обучавшихся без отрыва от производства росла в Западной Сибири быстрее, чем в РСФСР, однако на протяжении двух последующих лет число учащихся вечерних и заочных школ уменьшилось в Западной Сибири на 10,6 % против 1 % в РСФСР. Основу этого процесса составило более резкое, чем в РСФСР, уменьшение числа учащихся в ШСМ Западной Сибири, происходившее из-за их закрытия. Данные табл. 2 свидетельствуют, что количество ШСМ в Западной Сибири уменьшилось с 1955/56 учебного года по 1958/59 учебный год более чем в 3 раза, при этом количество средних ШСМ уменьшилось незначительно, семилетних же — более чем в 8 раз, а начальные ШСМ почти прекратили свое существование. В РСФСР за этот период количество ШСМ уменьшилось в 1,6 раза.
Более быстрое, чем по РСФСР, уменьшение числа ШСМ в Западной Сибири было связано прежде всего с особенностью расселения сельского населения в этом регионе. Значительная часть сельского населения проживала в мелких населенных пунктах. Ввиду большого расстояния между населенными пунктами одна ШСМ не могла обслуживать учащихся нескольких населенных пунктов.
Проблема обучения детей в общеобразовательных школах решалась в этих обстоятельствах путем организации при школах интернатов. ШСМ решить данную проблему таким образом было нельзя, поскольку ее учащиеся обучались без отрыва от произ-
водства. Это и привело к закрытию большинства начальных и семилетних школ в мелких и средних населенных пунктах по мере уменьшения в них молодежи, не имевшей законченного начального или семилетнего образования. Сокращение части семилетних ШСМ произошло в связи с организацией на их основе средних ШСМ.
Организация средних ШСМ в условиях Западной Сибири была сопряжена со значительными трудностями. Такие школы могли быть организованы только на базе средних детских школ, поскольку в этом случае старшие классы ШСМ обеспечивались квалифицированными педагогическими кадрами и необходимым оборудованием. Кроме того, даже при наличии в населенном пункте средней общеобразовательной школы необходимо было наличие в данном населенном пункте достаточного числа молодежи, желавшей продолжить свое образование. Именно по этой причине во второй половине 50-х гг. в ряде населенных пунктов были закрыты ШСМ, часть из которых была преобразована в учебно-консультационные пункты (УКП) заочных средних школ.
Местные Советы с целью наиболее полного охвата сельской молодежи, не имевшей законченного начального и семилетнего образования, создавали ШСМ при наличии минимума учащихся, не считаясь в данном случае с возрастающими финансовыми затратами. Как свидетельствуют данные о наполняемости классов ШСМ из табл. 1, к концу изучаемого периода в 1-4-х классах обучалось в среднем по Запад-ной Сибири по 5-6 человек в классе.
Малая численность учащихся в начальных классах, а в ряде случаев и в 5-7-х классах, с одной стороны, способствовала более широкому охвату обучением сельской молодежи, а с другой — даже при небольшом отсеве вела к закрытию классов и школ. Именно это обстоятельство было главной причиной нестабильности сети ШСМ в течение учебного года. Как свидетельствуют данные таблицы 2, в 1950-е гг. количество школ, закрывающихся в течение года, по сравнению с четвертой пятилеткой, увеличилось.
Библиографический список
1. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. Р-718. Оп. 10. Д. 9.
2. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 34.
3. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 38.
4. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-304. Оп. 27. Д. 6.
5. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 27. Д. 52. Л. 46.
6. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 631.
7. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 2912.
8. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 4326.
9. Государственный архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 951.
10. ГИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 3247.
11. ГосударственныИ архив ТомскоИ области (ГАТО). Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 712.
12. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 772.
13. ГосударственныИ архив РоссиИскоИ Федерации (ГАРФ). Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6746.
14. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6747.
15. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 1383.
16. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 654.
17. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 662.
18. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 773.
19. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6745.
20. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 7180.
21. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 1273.
22. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 3370.
23. Немзоров, Е. Р. Из опыта партиИных организациИ За-падноИ Сибири по руководству культурно-техническим ростом рабочих и инженерно-технических работников в годы пятоИ пятилетки (1951 — 1955 гг.) / Е. Р. Немзоров // Из истории партиИных организациИ Сибири. — Новосибирск, 1970. — Вып. 46. — С. 199 — 213.
24. Комсомолец Кузбасса. — 1951. — 1 августа.
25. Учительская газета. — 1951. — 8 сентября.
26. Брель, В. Н. Деятельность партиИных и комсомольских организациИ промышленных предприятиИ Кузбасса по повышению культурно-технического уровня молодых рабочих (1951 — 1958 гг.) / Е. Р. Брель // ПартиИное руководство массово-политическоИ и хозяИственноИ работоИ в ЗападноИ Сибири (1917 — 1970 гг.). — Томск, 1978. — С. 102 — 107.
27. ГАРФ. Ф. Р-5462. Оп. 31. Д. 1657. Л. 1.
28. Правда. — 1952. — 12 октября.
29. Гаврилов, М. А. О работе партиИных организациИ по повышению общеобразовательного уровня работающеИ моло-
дежи (1956 — 1958 гг.) / М. А. Гаврилов // ПартиИные организации ЗападноИ Сибири в период строительства социализма и коммунизма. — 1974. — Вып. 7. — С. 175 — 180.
30. Горданов, В. П. Роль комсомольских организациИ АлтаИского края в повышении общеобразовательного уровня рабочеИ молодежи в годы V пятилетки (1951 —1955 гг.) / В. П. Гор-данов // Деятельность партиИных организациИ Сибири по вовлечению масс в революционное движение и повышению их активности в строительстве социализма и коммунизма. — Томск, 1977. — С. 99—105.
31. МолодоИ ленинец. — 1953. — 28 июня.
32. Красное знамя. — 1953. — 4 сентября.
33. Сборник руководящих материалов по обучению молодежи и взрослых. — М. : Учпедгиз, 1957. — 269 с.
34. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференциИ и пленумов ЦК. В 14 т. Т. 9. — М. : Политиздат, 1986. — 574 с.
35. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа [1917 — 1973] : сб. докл. — М. : Педагогика, 1974. — 559 с.
36. Юмашев, А. С. Некоторые вопросы повышения общеобразовательного уровня сельскоИ молодежи ЗападноИ Сибири (1951 — 1958 гг.) / А. С. Юмашев // Из истории партиИных организациИ Сибири. — Новосибирск, 1970. — С. 182—192.
37. Народное хозяИство РСФСР в 1958 году : стат. ежегодник. — М : Госстатиздат, 1959. — 508 с.
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отече-ственноИ истории и политологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.04.2015 г. © А. Г. Дианов
Книжная полка
Георгиева, Н. Г. Историческое источниковедение. Понятийно-терминологические и методические проблемы : учеб. пособие для гуманитарных отделений вузов / Н. Г. Георгиева. - М. : Проспект, 2016. - 192 с. - ISBN 978-5-392-21084-8.
Курс «Источниковедение» входит в блок обязательных учебных дисциплин по специальности «История». Учебное пособие является продолжением учебника Н. Г. Георгиевой «Источниковедение: теоретические проблемы» (М. : Проспект, 2016. — 248 с.), составляя с ним единый учебный комплекс, в первой части которого рассмотрены теоретико-методологические и историографические, а во второй — понятийно-терминологические и методические проблемы источниковедения. Учебное пособие содержит обобщенную информацию о накопленном историками XVIII — XX вв. опыте решения теоретико-методических проблем исторического источниковедения. Рассмотрены вопросы: структура источниковедческого исследования; названия, цель и задачи его трех частей (эвристический, текстологический и герменевтический этапы); понятия «патернизация источника», «двойная» и «дублирующая датировка», «генеалогическое родство» и «генетические связи источников»; методика эвристической работы исследователя, установления авторства, хронологической и пространственной локализации источников, их подлинности и достоверности их информации. Для преподавателей, аспирантов, магистров, бакалавров и студентов, специализирующихся в области гуманитарных наук, а также для всех интересующихся историей отечественной исторической науки.
Георгиева, Н. Г. Историческое источниковедение. Теоретические проблемы : учеб. / Н. Г. Георгиева. - М. : Проспект, 2016. - 248 с. - ISBN 978-5-392-17521-5.
Курс «Источниковедение» входит в блок обязательных учебных дисциплин по специальности «История». Учебник содержит обобщенную информацию о накопленном историками XVIII — XX вв. опыте решения теоретико-методологических и понятийно-терминологических проблем исторического источниковедения. Рассматриваются этапы в истории формирования источниковедения в науку, процесс выработки историками определения понятия «исторический источник» и современное понимание этого понятия в свете теории информации, а также история решения историками проблемы классификации исторических источников и современная классификация исторических источников на типы и виды. Для преподавателей, аспирантов, магистров, бакалавров и студентов, специализирующихся в области гуманитарных наук, а также для всех интересующихся историей отечественной исторической науки.