Научная статья на тему 'Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958 гг. ) часть 2'

Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958 гг. ) часть 2 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА / ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ / ШКОЛЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ / НАБОР / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / WESTERN SIBERIA / POST-WAR YEARS / PART-TIME EDUCATION / AND SCHOOL OF WORKING YOUTH / RURAL YOUTH / AND SCHOOL SET / GENERAL EDUCATIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

В статье анализируется возникновение и развитие школ рабочей и сельской молодежи с 1946 по 1958 год, являвшихся в этот период основной формой получения общего образования без отрыва от производства. Основное внимание уделяется развитию сети и изменению состава учащихся. Раскрываются объективные и субъективные причины, повлиявшие на выполнение плана набора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of network and changing the composition of students in school of working youth and rural youth in Western Siberia in the post-war years (1946-1958). Part 2

This article analyzes the emergence and development of schools of working youth and rural youth were in this period, the main form of general education in-service training. The focus of the author's network is made on development and changing the composition of students. There are identified objective and subjective reasons, affecting the implementation of the set.

Текст научной работы на тему «Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958 гг. ) часть 2»

УДК 94(571.1):374.3

Л. Г. ДИАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

РАЗВИТИЕ СЕТИ И ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ РАБОЧЕЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1958 гг.)

ЧАСТЬ 2_

В статье анализируется возникновение и развитие школ ра бочей и сельской молодежи с 1946 по 1958 год, я в лявшихся в этот период основной формой получения общего образования без отрыва от производства. Основное внимание уд еляется развитию сети и изменению состава учащихся. Раскрываются объективные и субъективные причины, повлиявшие н а в ыполнение плана н а бора.

Ключевые слова: Западная Сибирь, послевоенные годы, образование без отрыва от производства, школы р а бочей молодежи, школы сельской молодежи, н а бор, общеобразовательный уровень.

Часть 1 опубликована в журнале «Омский н аучный вестник». — 2015. — № 5 (142). — С. 16—20.

На рост численности учащихся ШСМ в годы четвертой пятилетки отрицательно влияло и то, что в этот период отделам народного образования не удалось стабилизировать сеть ШСМ. Основной причиной нестабильности сети ШСМ было закрытие их значительного количества в течение учебного года в связи с малым количеством учащихся в классе. Данные табл. 1 [1, л. 56, 304; 2, л. 17, 28; 3, л. 10, 291; 4, л. 16; 5, л. 45, 46; 6, л. 54; 7, л. 100, 105; 8, л. 57; 9, л. 289-291; 10, л. 99; 11, л. 2; 12, л. 1; 13, л. 38; 14, л. 58; 15, л. 41; 16, л. 2; 17, л. 7; 18, л. 2; 19, л. 6; 20, л. 54; 21, л. 58; 22, л. 26, 63] показывают, что даже небольшой отсев мог привести к закрытию классов и школ.

Одна из важнейших причин малого количества учащихся в классе состояла в формальном планировании областными отделами народного образования численности учащихся по районам без учета условий размещения школ и данных о состоянии грамотности сельской молодежи. Определенную роль играло также то обстоятельство, что райисполкомы на местах часто самоустранялись от руководства органами народного образования, а последние не проявляли особой активности для создания нормальных условий работы ШСМ. Отрицательно влияло на проведение набора и то, что учителям ШСМ оплачивали лишь неделю до начала и неделю после окончания учебного года. За это время было очень сложно провести качественный набор учащихся.

Однако наряду с субъективными причинами, тормозившими развитие обучения без отрыва от производства на селе, были и объективные. Так, в годы четвертой пятилетки уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства не требовал от многих работников высокой общеобразовательной подготовки. Кроме этого, тяжелое

материальное положение сельских жителеи создавало дополнительные трудности в привлечении их к обучению без отрыва от производства.

В отличие от ШСМ в ШРМ численность учащихся возросла по РСФСР за пятилетие на 50 %, а по Запад-ноИ Сибири — на 65 %. Более высокие темпы роста численности учащихся ШРМ ЗападноИ Сибири можно объяснить более низким общеобразовательным уровнем ее городского населения.

Увеличению численности учащихся в ШРМ во многом способствовала и стабилизация сети этих школ. В годы четвертой пятилетки, как свидетельствуют данные табл. 2 [1, л. 56, 304; 2, л. 17, 28; 3, л. 10, 291; 4, л. 16; 5, л. 45, 46; 6, л. 54; 7, л. 100, 105; 8, л. 57; 9. л. 289-291; 10, л. 99; 11, л. 2; 12, л. 1; 13, л. 38; 14, л. 58; 15, л. 41; 16, л. 2; 17, л. 7; 18, л. 2; 19, л. 6; 20, л. 54; 21, л. 58; 22, л. 26, 63], количество ШРМ, закрывавшихся и открывавшихся в течение учебного года, было незначительным. Данное обстоятельство было связано с большим числом учащихся в классе. Причем в ряде школ их количество в классе было значительно выше нормы и достигало 40 — 50 человек, что затрудняло усвоение учебного материала и вело к отсеву значительной части учащихся. Причина этого заключалась в остроИ нехватке помещении, не позволявшей разделить классы. Большая численность учащихся в классах, с одноИ стороны, способствовала стабильности сети ШРМ, а с другоИ, увеличивала отсев и предопределяла более низкую, чем в ШСМ, успеваемость.

НовыИ этап в развитии ШРМ и ШСМ совпал с окончанием восстановительного периода. В 50-е гг., наряду с ростом численности учащихся вечерних школ, происходили глубокие изменения в составе учащихся. Эти изменения были связаны, во-первых,

Наполняемость классов ШРМ и ШСМ Западной Сибири (по школам Министерства просвещения, на начало учебного года)

Учебный год ШРМ ШСМ

средняя наполняемость классов в том числе по группам классов средняя наполняемость классов в том числе по группам классов

1-4 5-7 8-10 1-4 5-7 8- 10

1946/47 23,1 16,6 25,4 20,6 10,8 9,7 12,6 8,7

1947/48 20,1 11,7 22,7 20,2 9,2 7,7 13,2 11,0

1948/49 19,8 14,7 21,8 20,0 10,1 8,7 14,9 6,0

1950/51 19,8 13,2 21,5 19,8 9,9 9,2 15,3 13,0

1951/52 20,7 14,2 22,4 21,4 10,6 8,4 17,1 —

1952/53 22,0 15,4 23,1 22,8 10,6 7,2 17,7 17,5

1953/54 22,7 15,7 23,8 23,3 10,4 6,5 16,4 —

1955/56 21,6 15,0 21,8 22,4 14,5 6,3 17,7 22,4

1956/57 21,6 15,9 21,5 22,2 13,9 5,6 15,6 17,5

1957/58 21,5 12,5 20,5 22,9 15,1 7,3 14,2 18,7

1958/59 19,6 11,7 18,6 20,9 12,8 5,7 12,9 14,0

Таблица 2

Изменение сети и контингента учащихся ШСМ Западной Сибири (на начало учебного года)

Учебный год Всего школ Из них Всего остальных классов Итого школ и классов В них учащихся

начальных семилетних средних

1946/47 679 — — — 158 837 29 704

1947/48 587 — — — 76 663 23 195

1948/49 621 — — — 172 793 23 196

1949/50 644 — — — 95 739 24 006

1950/51 667 — — — 53 720 22 822

1951/52 673 352 321 — 101 774 25 133

1952/53 627 262 365 — 31 658 24 039

1953/54 606 193 410 3 61 667 23 300

1954/55 523 152 370 — 47 570 21 848

1955/56 542 78 333 131 50 592 24 508

1956/57 355 24 169 162 107 462 19 034

1957/58 234 10 87 137 127 361 15 186

1958/59 155 5 38 112 75 230 10 625

с повышением общеобразовательного уровня населения в годы четвертой пятилетки, когда подавляющее большинство молодежи получило начальное образование, а во-вторых, с необходимостью получения семилетнего и среднего образования, которое в условиях начавшегося научно-технического прогресса обеспечивало овладение сложными рабочими профессиями. В первые годы пятой пятилетки изменения в составе учащихся были незначительными. Это объясняется тем, что семилетний всеобуч, начавшийся в середине 30-х гг., прерванный войной и восстановленный с 1948/49 учебного года, призванный дать семилетнее образование всем детям школьного возраста, еще не был осуществлен. Эти трудности были связаны как с нехваткой средств, так и с тяже-

лым материальным положением учащихся. Особенно много учащихся отсеивалось из сельских дневных общеобразовательных школ, поскольку в конце 40-х — начале 50-х гг. усилился приток сельской молодежи на промышленные предприятия Западной Сибири. На крупнейших сибирских предприятиях многие молодые рабочие и в начале 50-х гг. не имели законченного семилетнего образования. Так, например, на одном из крупнейших заводов г. Омска Сибзаводе в 1951 г. более 40 % работавшей здесь молодежи имели только начальное образование [23, с. 203].

В связи с ростом требований к общеобразовательной подготовке населения местные органы власти Западной Сибири усилили работу по вовлечению рабочей и сельской молодежи в вечерние общеобразо-

вательные школы. Один из первых в стране перс-пективныИ комплексныИ план учебы молодых рабочих был разработан на Кузнецком металлургическом комбината (КМК). Вскоре на прошедших в цехах собраниях было подано 900 заявлениИ в ШРМ, что составляло около 10 % набора по КемеровскоИ области [24, 25].

Вопросами комплектования вечерних школ активно занималось и руководство других крупнеИших предприятиИ ЗападноИ Сибири. ХарактерноИ в этом отношении является деятельность администрации завода «Сибсельмаш», где путем опроса определили, что 1 716 рабочих не имеют семилетнего образования, а 1 809 — начального. На заводе была создана квалификационная комиссия под председательством главного технолога Ф. А. Метлина. При содеИствии раИонноИ администрации эта комиссия добилась открытия среднеИ вечернеИ ШРМ при заводе. В 1952/53 учебном году в неИ занималось 700 человек [26, с. 102, 103].

В комплектовании вечерних школ принимали участие и профсоюзные организации ЗападноИ Сибири. Вопрос об участии профсоюзов в работе по повышению общеобразовательноИ подготовки трудящихся обсуждался на пленумах краевых советов профсоюзов областеИ ЗападноИ Сибири. В октябре 1952 г. в АлтаИском крае на краевом совете профсоюзов, проходившем с участием директоров ШРМ, заместителеИ директоров по кадрам промышленных предприятиИ и председателеИ ФЗК, была определена конкретная помощь со стороны профсоюзных организациИ промышленных предприятиИ края ШРМ, с тем чтобы стабилизировать сеть, увеличить контингент учащихся и создать нормальные условия для работы учащихся ШРМ [27, л. 1].

В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд КПСС, в материалах которого предусматривалось осуществить к концу пятилетки переход от всеобщего семилетнего образования к всеобщему среднему в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнеИших промышленных центрах. Таким образом, перед народным образованием была вновь поставлена задача, которая в свое время была выдвинута на XVIII съезде партии, но к выполнению котороИ фактически не успели приступить. Наряду с этим предусматривалось «...обеспечить дальнеИшее развитие... общеобразовательных школ для обучения трудящихся граждан без отрыва от производства» [6]. Основываясь на решениях съезда, состоявшиИся в мае 1953 г. пленум ЦК ВЛКСМ обязал комсомольские организации оказывать всемерную помощь органам народного образования в привлечении молодежи в вечерние школы и предложил считать учебу в этих школах важным комсомольским поручением [28].

Комплексные планы учебы молодых рабочих, подобные одобренному на КМК, вскоре были приняты на ряде крупнеИших предприятиИ ЗападноИ Сибири. Так, например, на Азотнотуковом заводе в КемеровскоИ области был принят план общеобразовательноИ учебы на ближаИшие 3 года. Он предусматривал получение среднего и неполного среднего образования всеми рабочими завода в возрасте до 30 лет [29, с. 177; 30, с. 100; 31, 32].

Принятие комплексных планов повышения общеобразовательноИ и специальноИ подготовки молодежи позволило создать для ряда школ стабильныИ контингент на перспективу. Однако перспективные планы в этот период принимались в основном лишь на крупнеИших предприятиях металлургическоИ

и обрабатывающеИ промышленности и практически отсутствовали на предприятиях добывающеИ промышленности, в строительноИ индустрии, на мелких предприятиях. Нет ни одного примера принятия их в сельскоИ местности.

Особо важную роль для дальнеИшего развития обучения без отрыва от производства сыграло решение правительства об организации в сельскоИ местности средних ШСМ. О целесообразности и необходимости открытия средних ШСМ свидетельствовали постоянные попытки их стихиИного создания буквально с момента организации ШСМ. На протяжении четвертоИ и пятоИ пятилеток в областях ЗападноИ Сибири ежегодно создавались средние ШСМ. Это отражала статистическая отчетность и годовые отчеты областных отделов народного образования. Министерство просвещения после получения отчета требовало закрытия средних ШСМ, однако на сле-дующиИ год они открывались в других населенных пунктах.

Отказы открыть средние ШСМ — яркое проявление бюрократического подхода. В большинстве случаев они мотивировались тем, что, согласно положению о ШСМ, в сельских населенных пунктах предусматривалось открытие только начальных и семилетних ШСМ. Иногда встречалась и такая формулировка, как недостаток средств. Однако это было не так, поскольку средства, выделенные на ШСМ, если взять в целом область или краИ, полностью использовались очень редко в связи с хроническим невыполнением планов набора. Инициаторам создания средних ШСМ давали понять: не проявляйте инициативу там, где это не запланировано; наверху лучше видно, когда, где и какие школы создавать. Лишь с началом освоения целинных и залежных земель, когда приехавшие сюда юноши и девушки стали обращаться во все инстанции с вопросом: «Почему мы не имеем возможности продолжить свое образование?», эта проблема стала решаться. Совет Министров РСФСР в постановлении от 2 апреля 1955 г. разрешил организовать в раИонах освоения целинных и залежных земель с 1955/56 учебного года средние ШСМ и отдельные 8— 10-е классы ШСМ при общеобразовательных школах [33, с. 36 — 39].

Огромное значение для последующего развития нашего общества имел состоявшиИся в феврале 1956 г. XX съезд КПСС. Решения, принятые съездом, ускорили процесс демократизации общественноИ жизни и восстановления социалистическоИ законности, начавшиИся после смерти И. В. Сталина. На съезде первостепенное внимание было уделено механизации и автоматизации производственных процессов и росту производительности труда. Осуществление этих планов требовало дальнеИшего повышения общеобразовательного уровня тружеников города и села. Для решения этоИ задачи предусматривалось «осуществить в основном всеобщее среднее образование в городах и сельскоИ местности путем обучения детеИ и молодежи в средних общеобразовательных школах/десятилетках/и средних специальных учебных заведениях. В целях повышения общего культурного уровня населения... продолжать дальнеИшее развитие в шестоИ пятилетке сети заочных и вечерних общеобразовательных школ для обучения в них трудящихся без отрыва от производства» [34, с. 72].

В августе 1956 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление «Об улучшении общеобразователь-ноИ подготовки молодежи в сельскоИ местности без отрыва от производства», предусматривавшее

Численность учащихся в ШСМ и заочных общеобразовательных школах взрослых в Западной Сибири и РСФСР, тыс. чел. (на начало учебного года)

Учебный год Западная Сибирь РСФСР

1950/1951 58,1 787,7

1956/1957 94,4 1 156,5

1958/1959 84,4 1 144,5

повсеместное открытие средних ШСМ и отдельных 8- 10-х классов при общеобразовательных школах [35, с. 396]. Основываясь на этих документах, руководство на местах требовало от органов народного образования усилить заботу о ШСМ и ШРМ. В Омской области в феврале 1957 г. на село были направлены работники органов народного образования. Усиление внимания к работе школ сельской молодежи способствовало их более стабильной работе [36, с. 187].

Огромное значение для полного охвата молодежи учебой имела в этот период разработка на предприятиях перспективных планов общеобразовательной учебы. Принятие перспективных планов способствовало созданию стабильного контингента для ШРМ и сводило к минимуму привлечение учащихся на сверхурочные работы в дни занятий. На предприятиях, принявших перспективные планы, значительно улучшились условия для занятий в молодежных общежитиях.

Результаты работы органов народного образования Западной Сибири по расширению общеобразовательной подготовки рабочего класса и крестьянства в 50-е гг. отражает табл. 3 [37, с. 449-451]. Таблица показывает значительный рост численности обучавшихся без отрыва от производства. Только на протяжении восьми лет она выросла почти в 1,5 раза в Западной Сибири и по Российской Федерации в целом. До 1956/57 учебного года численность обучавшихся без отрыва от производства росла в Западной Сибири быстрее, чем в РСФСР, однако на протяжении двух последующих лет число учащихся вечерних и заочных школ уменьшилось в Западной Сибири на 10,6 % против 1 % в РСФСР. Основу этого процесса составило более резкое, чем в РСФСР, уменьшение числа учащихся в ШСМ Западной Сибири, происходившее из-за их закрытия. Данные табл. 2 свидетельствуют, что количество ШСМ в Западной Сибири уменьшилось с 1955/56 учебного года по 1958/59 учебный год более чем в 3 раза, при этом количество средних ШСМ уменьшилось незначительно, семилетних же — более чем в 8 раз, а начальные ШСМ почти прекратили свое существование. В РСФСР за этот период количество ШСМ уменьшилось в 1,6 раза.

Более быстрое, чем по РСФСР, уменьшение числа ШСМ в Западной Сибири было связано прежде всего с особенностью расселения сельского населения в этом регионе. Значительная часть сельского населения проживала в мелких населенных пунктах. Ввиду большого расстояния между населенными пунктами одна ШСМ не могла обслуживать учащихся нескольких населенных пунктов.

Проблема обучения детей в общеобразовательных школах решалась в этих обстоятельствах путем организации при школах интернатов. ШСМ решить данную проблему таким образом было нельзя, поскольку ее учащиеся обучались без отрыва от произ-

водства. Это и привело к закрытию большинства начальных и семилетних школ в мелких и средних населенных пунктах по мере уменьшения в них молодежи, не имевшей законченного начального или семилетнего образования. Сокращение части семилетних ШСМ произошло в связи с организацией на их основе средних ШСМ.

Организация средних ШСМ в условиях Западной Сибири была сопряжена со значительными трудностями. Такие школы могли быть организованы только на базе средних детских школ, поскольку в этом случае старшие классы ШСМ обеспечивались квалифицированными педагогическими кадрами и необходимым оборудованием. Кроме того, даже при наличии в населенном пункте средней общеобразовательной школы необходимо было наличие в данном населенном пункте достаточного числа молодежи, желавшей продолжить свое образование. Именно по этой причине во второй половине 50-х гг. в ряде населенных пунктов были закрыты ШСМ, часть из которых была преобразована в учебно-консультационные пункты (УКП) заочных средних школ.

Местные Советы с целью наиболее полного охвата сельской молодежи, не имевшей законченного начального и семилетнего образования, создавали ШСМ при наличии минимума учащихся, не считаясь в данном случае с возрастающими финансовыми затратами. Как свидетельствуют данные о наполняемости классов ШСМ из табл. 1, к концу изучаемого периода в 1-4-х классах обучалось в среднем по Запад-ной Сибири по 5-6 человек в классе.

Малая численность учащихся в начальных классах, а в ряде случаев и в 5-7-х классах, с одной стороны, способствовала более широкому охвату обучением сельской молодежи, а с другой — даже при небольшом отсеве вела к закрытию классов и школ. Именно это обстоятельство было главной причиной нестабильности сети ШСМ в течение учебного года. Как свидетельствуют данные таблицы 2, в 1950-е гг. количество школ, закрывающихся в течение года, по сравнению с четвертой пятилеткой, увеличилось.

Библиографический список

1. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. Р-718. Оп. 10. Д. 9.

2. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 34.

3. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 38.

4. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-304. Оп. 27. Д. 6.

5. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 27. Д. 52. Л. 46.

6. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 631.

7. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 2912.

8. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 4326.

9. Государственный архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 951.

10. ГИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 3247.

11. ГосударственныИ архив ТомскоИ области (ГАТО). Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 712.

12. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 772.

13. ГосударственныИ архив РоссиИскоИ Федерации (ГАРФ). Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6746.

14. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6747.

15. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 1383.

16. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 654.

17. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 662.

18. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 773.

19. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6745.

20. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 7180.

21. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 1273.

22. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 3370.

23. Немзоров, Е. Р. Из опыта партиИных организациИ За-падноИ Сибири по руководству культурно-техническим ростом рабочих и инженерно-технических работников в годы пятоИ пятилетки (1951 — 1955 гг.) / Е. Р. Немзоров // Из истории партиИных организациИ Сибири. — Новосибирск, 1970. — Вып. 46. — С. 199 — 213.

24. Комсомолец Кузбасса. — 1951. — 1 августа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Учительская газета. — 1951. — 8 сентября.

26. Брель, В. Н. Деятельность партиИных и комсомольских организациИ промышленных предприятиИ Кузбасса по повышению культурно-технического уровня молодых рабочих (1951 — 1958 гг.) / Е. Р. Брель // ПартиИное руководство массово-политическоИ и хозяИственноИ работоИ в ЗападноИ Сибири (1917 — 1970 гг.). — Томск, 1978. — С. 102 — 107.

27. ГАРФ. Ф. Р-5462. Оп. 31. Д. 1657. Л. 1.

28. Правда. — 1952. — 12 октября.

29. Гаврилов, М. А. О работе партиИных организациИ по повышению общеобразовательного уровня работающеИ моло-

дежи (1956 — 1958 гг.) / М. А. Гаврилов // ПартиИные организации ЗападноИ Сибири в период строительства социализма и коммунизма. — 1974. — Вып. 7. — С. 175 — 180.

30. Горданов, В. П. Роль комсомольских организациИ АлтаИского края в повышении общеобразовательного уровня рабочеИ молодежи в годы V пятилетки (1951 —1955 гг.) / В. П. Гор-данов // Деятельность партиИных организациИ Сибири по вовлечению масс в революционное движение и повышению их активности в строительстве социализма и коммунизма. — Томск, 1977. — С. 99—105.

31. МолодоИ ленинец. — 1953. — 28 июня.

32. Красное знамя. — 1953. — 4 сентября.

33. Сборник руководящих материалов по обучению молодежи и взрослых. — М. : Учпедгиз, 1957. — 269 с.

34. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференциИ и пленумов ЦК. В 14 т. Т. 9. — М. : Политиздат, 1986. — 574 с.

35. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа [1917 — 1973] : сб. докл. — М. : Педагогика, 1974. — 559 с.

36. Юмашев, А. С. Некоторые вопросы повышения общеобразовательного уровня сельскоИ молодежи ЗападноИ Сибири (1951 — 1958 гг.) / А. С. Юмашев // Из истории партиИных организациИ Сибири. — Новосибирск, 1970. — С. 182—192.

37. Народное хозяИство РСФСР в 1958 году : стат. ежегодник. — М : Госстатиздат, 1959. — 508 с.

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отече-ственноИ истории и политологии. Адрес для переписки: dianov_60@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.04.2015 г. © А. Г. Дианов

Книжная полка

Георгиева, Н. Г. Историческое источниковедение. Понятийно-терминологические и методические проблемы : учеб. пособие для гуманитарных отделений вузов / Н. Г. Георгиева. - М. : Проспект, 2016. - 192 с. - ISBN 978-5-392-21084-8.

Курс «Источниковедение» входит в блок обязательных учебных дисциплин по специальности «История». Учебное пособие является продолжением учебника Н. Г. Георгиевой «Источниковедение: теоретические проблемы» (М. : Проспект, 2016. — 248 с.), составляя с ним единый учебный комплекс, в первой части которого рассмотрены теоретико-методологические и историографические, а во второй — понятийно-терминологические и методические проблемы источниковедения. Учебное пособие содержит обобщенную информацию о накопленном историками XVIII — XX вв. опыте решения теоретико-методических проблем исторического источниковедения. Рассмотрены вопросы: структура источниковедческого исследования; названия, цель и задачи его трех частей (эвристический, текстологический и герменевтический этапы); понятия «патернизация источника», «двойная» и «дублирующая датировка», «генеалогическое родство» и «генетические связи источников»; методика эвристической работы исследователя, установления авторства, хронологической и пространственной локализации источников, их подлинности и достоверности их информации. Для преподавателей, аспирантов, магистров, бакалавров и студентов, специализирующихся в области гуманитарных наук, а также для всех интересующихся историей отечественной исторической науки.

Георгиева, Н. Г. Историческое источниковедение. Теоретические проблемы : учеб. / Н. Г. Георгиева. - М. : Проспект, 2016. - 248 с. - ISBN 978-5-392-17521-5.

Курс «Источниковедение» входит в блок обязательных учебных дисциплин по специальности «История». Учебник содержит обобщенную информацию о накопленном историками XVIII — XX вв. опыте решения теоретико-методологических и понятийно-терминологических проблем исторического источниковедения. Рассматриваются этапы в истории формирования источниковедения в науку, процесс выработки историками определения понятия «исторический источник» и современное понимание этого понятия в свете теории информации, а также история решения историками проблемы классификации исторических источников и современная классификация исторических источников на типы и виды. Для преподавателей, аспирантов, магистров, бакалавров и студентов, специализирующихся в области гуманитарных наук, а также для всех интересующихся историей отечественной исторической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.