Научная статья на тему 'Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958 гг. ). Часть 3'

Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958 гг. ). Часть 3 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА / ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ / ШКОЛЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ / НАБОР / WESTERN SIBERIA / POST-WAR YEARS / PART-TIME EDUCATION / AND SCHOOL OF WORKING YOUTH / RURAL YOUTH / AND SCHOOL SET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дианов А. Г.

В статье анализируется возникновение и развитие школ рабочей и сельской молодежи, являвшихся в этот период основной формой получения общего образования без отрыва от производства. Основное внимание автор уделяет развитию сети и изменению состава учащихся. Раскрываются объективные и субъективные причины, повлиявшие на выполнение плана набора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дианов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of network and changing composition of students in school of working youth and rural youth in Western Siberia in post-war years (1946-1958). Part 3

This article analyzes the emergence and development of schools of working youth and rural youth in this period, the main form of general education in-service training. The focus of the author's network development and changing the composition of students is objective and subjective reason affecting implementation of the set.

Текст научной работы на тему «Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958 гг. ). Часть 3»

УДК 954 (571.1):374.3

А. Г. ДИАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

РАЗВИТИЕ СЕТИ И ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ РАБОЧЕЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1958 гг.). ЧАСТЬ 3

В статье анализируется возникновение и развитие школ рабочей и сельской молодежи, являвшихся в этот период основной формой получения общего образования без отрыва от производства. Основное внимание автор уделяет развитию сети и изменению состава учащихся. Раскрываются объективные и субъективные причины, повлиявшие на выполнение плана набора. Ключевые слова: Западная Сибирь, послевоенные годы, образование без отрыва от производства, школы рабочей молодежи, школы сельской молодежи, набор.

Часть 1 опубликовна в журнале «Омский научный вестник». — 2015. — № 5 (142). — С. 16—20; часть 2 — в журнале «Омский научный вестник». Серия «Общество. История. Современность». — 2016. — № 1. — С. 21—25.

Изменения в сети ШСМ привели к изменениям в составе учащихся этих школ. Они были связаны с изменением задач, стоявших перед ШСМ. Если в годы четвертой пятилетки их основной задачей было дать сельским труженикам начальное образование, то по мере роста общеобразовательного уровня сельского населения и уменьшения количества молодежи, не имевшей законченного начального образования, на первый план выдвигается задача — дать сельским труженикам незаконченное среднее, а затем и среднее образование. Начального образования в условиях развернувшегося научно-технического прогресса было явно недостаточно. Кроме этого, более высокий уровень образования был необходим для всестороннего развития личности, в условиях начавшегося после смерти И. В. Сталина процесса демократизации нашего общества.

Изменение численности учащихся ШСМ по группам классов в % к общей численности учащих раскрывает табл. 1 [1, л. 56, 304; 2, л. 17, 28; 3, л. 10, 291; 4, л. 16; 5, л. 45, 46; 6, л. 54; 7, л. 100, 105; 8, л. 57; 9, л. 289-291; 10, л. 99; 11, л. 2; 12, л. 1; 13, л. 38; 14, л. 58; 15, л. 41; 16, л. 2; 17, л. 7; 18, л. 2; 19, л. 6; 20, л. 54; 21, л. 58; 22, л. 26, 63] , она показывает, что в 50-е гг. в составе учащихся ШСМ происходили глубокие изменения. За этот период удельный вес начальных классов в составе учащихся ШСМ уменьшился почти в 20 раз. Этот процесс происходил последовательно на протяжении всего периода. В отличие от начальных классов группа 5-7 классов, завоевав ведущее место в составе учащихся ШСМ, последовательно возрастала до 1954/55 учебного года, а затем с появлением 8-10 классов начинается ее постепенное уменьше-

ние. К концу периода она потеряла свое ведущее место, которое переходит к 8-10 классам.

Изменение численности учащихся по группам классов в определенной мере отражало картину повышения общеобразовательного уровня тружеников села. Однако это не означало, что к концу 50-х. гг. все желавшие получили законченное семилетнее, а в ряде случаев и начальное образование. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. показывают, что 36,1 % сельского населения Западной Сибири в возрасте старше 19 лет имели только начальное образование. В Омской области 5,3 % населения в возрасте 16-19 лет и 13,6 % в возрасте 20-29 лет не имели и законченного начального образования [23, с. 151, 153]. Как уже отмечалось, организация ШСМ была возможна лишь при наличии определенного контингента учащихся в одном или нескольких близлежащих населенных пунктах, что в условиях Западной Сибири было большой редкостью. Следовательно, значительное количество селян, проживавших в мелких и средних населенных пунктах, фактически было лишено возможности продолжить свое образование в ШСМ. В этих условиях большую роль в повышении общеобразовательного уровня трудящихся мелких и средних населенных пунктов играли заочные школы взрослых.

Одновременно с изменением численности учащихся по группам классов изменялся и возрастной состав учащихся ШСМ. Доля учащихся старших возрастов в общей численности учащихся ШСМ постоянно росла. Уменьшение в составе учащихся ШСМ доли младших возрастов связано с ликвидацией последствий войны и первых послевоенных лет, когда детские школы покидала значительная

Численность учащихся по группам классов в ШРМ и ШСМ Западной Сибири (по школам Министерства просвещения на начало учебного года)

Учебный год ШСМ ШРМ

Всего учащихся По группам классов в % к общей численности уч-ся Всего учащихся По группам классов в % к общей численности уч-ся

1-4 5-7 8-10 1-4 5-7 8-10

1947/48 23195 61,0 38,4 0,6 19925 10,5 62,9 26,6

1948/49 23196 66,4 33,3 0,3 23854 11,2 63,7 25,0

1949/50 24005 67,3 32,7 0,04 28223 15,9 59,6 24,5

1950/51 22822 62,2 37,5 0,3 31706 15,1 58,4 26.5

1951/52 25133 59.7 40,3 - 40636 11,9 59,4 28,7

1952/53 24039 46,1 63,8 0,1 47434 9,7 57,5 32,8

1953/54 23300 37,7 62,3 - 58485 8,0 55,7 36,3

1954/55 21848 26,9 73,0 0,1 59120 6,5 50,4 43,1

1965/56 24508 14,4 66,2 19,4 57046 5,4 47,0 47,6

1956/57 19034 8,8 58,9 32,3 61917 3,9 42,9 53,2

1957/58 15186 6,0 51,2 43,8 63352 2,4 36,2 61,4

1958/59 10625 3,7 46,7 49,6 62996 3,0 34,5 62,5

Таблица 2

Изменение возрастного состава учащихся в ШСМ Западной Сибири (на начало учебного года по школам Министерства просвещения, в % к итогу)

Учебный год Итого Возраст (лет)

до 14 14 15 16 17 18 18-22 19 20 и старше 23-28 30 и старше

1946/47 28569 8,7 12 17,3 18,6 18,8 15,9 6,3 2,4

1947/48 23611 6,7 11 20,7 20,8 19,2 17,6 3,0 1,0

1948/49 24282 6,2 8,9 16,0 19,5 19,5 22,8 4,5 2,6

1950/51 22591 2,6 5,1 11,1 17,6 19,5 33,1 8,1 2,9

1951/52 25428 1,7 4,3 9,5 17,3 19,5 29,3 11,9 6,5

1952/53 22933 1,7 3,7 10,2 17,1 18,0 26,2 13,5 9,6

1953/54 23300 4,0 7,8 14,6 17,4 13,3 18,7 14,8 9,4

1955/56 24508 2,4 8,2 16,4 17,2 15,5 12,7 27,6

1956/57 19631 2,2 6,4 16,7 17,4 16,4 12,7 29,2

1957/58 15187 1,3 4,0 11,8 17,1 15,9 14,0 35,9

часть детей, причем не только из 5 — 7, но и из младших классов. Согласно данным табл. 2 [1, л. 99; 2, л. 7; 3, л. 87; 5, л. 5; 7, л. 29; 24, л. 315; 25, л. 29; 26, л. 13; 27, л 167; 28, л. 198; 29, л. 53, 69; 30, л. 1, 96, 250; 31, л. 2; 32, л. 1; 33, л. 21, 25, 60; 34, л. 47, 59; 35, л. 19] в начале 1946/47 учебного года учащиеся в возрасте до 17 лет составляли более половины общего контингента учащихся ШСМ. За годы четвертой пятилетки их доля в общей численности учащихся уменьшилась до 1/3, а к началу 1957/58 учебного года она составляла 17,1 %. При этом доля учащихся в возрасте до 16 лет уменьшилась с 38 % в начале 1946/47 учебного года до 5,4 % на начало 1957/58 учебного года.

Уменьшение доли учащихся младших возрастов шло одновременно с постепенным уменьшением

численности учащихся в начальных классах. Совпадение этих двух тенденций не было случайным, поскольку основной контингент учащихся начальных классов составляли подростки до 15 лет, выбывшие из детских школ в военные и первые послевоенные годы. Доля учащихся старше 17 лет возросла в общей численности учащихся с 24,6 % в начале 1946/47 учебного года до 44,1 % в начале 1950/51 учебного года, а в начале 1957/58 учебного года она составляла 65,8 %. Особенно быстрыми темпами росла численность учащихся старше 23 лет. В годы четвертой пятилетки она составляла от 4 до 11 % в общей численности учащихся, а к началу 1953/54 учебного года она возросла до 25,2 %. Увеличение доли учащихся старше 17 лет было связано с ростом контингента 5 — 7 классов, а затем и старших классов.

Изменение сети ШРМ и ШСМ Западной Сибири в течение учебного года (по школам Министерства просвещения)

Учебный год Было школ в начале учеб. года Открылось школ в течение учеб. года Закрылось школ в течение учеб. года Число школ в конце учеб. года

ШСМ ШРМ ШСМ ШРМ ШСМ ШРМ ШСМ ШРМ

1947/48 587 131 108 13 89 4 663 140

1948/49 621 129 102 9 107 3 616 135

1949/50 644 147 68 11 72 3 640 155

1960/51 667 163 54 4 91 2 630 165

1961/52 673 187 54 16 115 6 612 197

1952/53 627 205 67 6 97 4 597 207

1953/54 606 219 25 10 106 2 525 227

1965/56 542 235 13 3 128 1 427 237

1956/57 355 242 74 10 120 8 309 244

1967/58 234 253 67 2 103 1 198 254

о

от

т

В 50-е гг. к специалистам хозяйств и рабочим ряда профессий в условиях, когда на село пошла новая техника, стали предъявлять более высокие требования. Поэтому многие производственники, не имевшие законченного неполного среднего или среднего образования, стремились получить его для поступления на заочные отделения вузов и техникумов и для совершенствования своего профессионального мастерства.

В отличие от сокращения на протяжении 50-х годов ШСМ для сети ШРМ был характерен постоянный рост. За рассматриваемый период количество ШРМ возросло более чем в 2 раза. Для сети ШРМ на протяжении изучаемого периода был характерен не только постоянный рост, но, как свидетельствуют данные табл. 3 [1, л. 56, 304; 2, л. 17, 28; 3, л. 10, 291; 4, л. 16; 5, л. 45, 46; 6, л. 54; 7, л. 100, 105; 8, л. 57; 9, л. 289-291; 10, л. 99; 11, л. 2; 12, л. 1; 13, л. 38; 14, л. 58; 15, л. 41; 16, л. 2; 17, л. 7; 18, л. 2; 19, л. 6; 20, л. 54; 21, л. 58; 22, л. 26, 63], и стабильность сети в течение учебного года.

В соответствии с ростом сети ШРМ в 50-е годы рос и контингент учащихся в них. Он увеличился к началу 1958/59 учебного года в 2 раза по сравнению с началом 1950/51 учебного года, более чем в 3 раза по сравнению с началом 1946/47 учебного года. Наряду с общим ростом числа учащихся ШРМ в 50-е годы в структуре контингента учащихся происходили значительные изменения. Изменение численности учащихся различных групп классов 1-4, 5-7, 8-10-х. в ШВМ происходили, в отличие от ШСМ, при поступательном росте общего контингента учащихся. Об этом наглядно свидетельствуют данные о численности учащихся по группам классов в ШРМ Западной Сибири в % к общей численности учащихся (табл. 1). Данные табл. 1 показывают, что в составе учащихся ШРМ происходили большие изменения. За этот период доля учащихся начальных классов в общем контингенте учащихся ШРМ уменьшилась в 5 раз.

Однако если доля учащихся начальных классов уменьшалась поступательно, то их численность до начала 1954/55 учебного года оставалась на одном уровне. Это было связано с тем, что в начале 50-х годов усилилась борьба с неграмотностью и малограмотностью. Местные Советы и органы народного образования усилили работу в этом направлении

и широко использовали для обучения малограмотных начальные классы ШРМ. На протяжении 50-х годов в 1,4 раза уменьшилась доля учащихся 5-7 классов. За этот период доля учащихся 8-10 классов увеличилась в 2,4 раза.

Таким образом, к концу исследуемого периода старшие классы заняли ведущее место в составе учащихся ШРМ. Причины роста численности учащихся старших классов ШРМ были связаны с успехами в осуществлении семилетнего всеобуча. В условиях повышения требований к общеобразовательной подготовке рабочих многих профессий часть выпускников 7-х классов детских школ после нескольких лет работы на производстве осознавала необходимость дальнейшего повышения своего общеобразовательного уровня. Другим источником роста контингента старших классов были выпускники 7-х классов ШРМ, часть которых продолжала обучение. Кроме этого, в середине 50-х годов возрос приток в ШРМ трудящихся старших возрастов.

Об этом свидетельствовали данные о возрастном составе учащихся ШРМ. Для возрастного состава учащихся ШРМ были характерны те же изменения, что и для возрастного состава учащихся ШСМ. При этом, как свидетельствуют данные табл. 4 [1, л. 33; 3, л. 9; 5, л. 33; 36, л. 24; 37, л. 138, 154; 38, л. 29; 39, л. 2, 47, 85; 40, л. 4; 41, л. 16, 58; 42, л. 11. 47; 43, л. 46. 74], более высокая доля учащихся старших возрастов в ШРМ в начале четвертой пятилетки обусловила и более высокую долю учащихся старших возрастов в конце 50-х годов.

Огромное влияние на изменение возрастного состава учащихся ШРМ оказал процесс демократизации общественной жизни, развернувшийся в середине 50-х гг., и повышение требований к общеобразовательной подготовке коммунистов. Совершенствование технологических процессов на производстве, новая техника — все это заставляло многих рабочих с большим производственным стажем возобновить учебу.

Для определения значения вечерних школ в повышении общеобразовательного уровня различных групп населения очень важен вопрос о социальном составе учащихся. В 1950/51 учебном году в городах Кузбасса (Новокузнецк, Осинки, Ленинск-Кузнецкий и Анжеро-Судженск) из 3 тыс. учащихся ШРМ 69,5 % составляли рабочие, 15 % служащие

Изменение возрастного состава учащихся ШРМ (на начало учебного года по школам Министерства просвещения, в % к итогу)

Учебный год Итого Возраст (лет)

до 14 14 15 16 17 18 18-22 19 20 и старше 23-28 30 и старше

1946/47 19207 1,9 6,1 12,3 19,9 22,1 30,8 5,2 1,7

1948/49 23854 0,9 2,6 8,7 16,6 19,9 37,5 11,0 1,8

1950/51 31573 1,1 2,7 7,8 14,1 17,7 37,7 15,4 3,5

1951/52 40636 0,6 2,0 6,8 13,3 17,7 35,6 19,5 4,5

1953/54 58637 1,2 4,0 10,4 14,9 16,0 25,9 21,8 5,8

1954/55 59120 1,4 4,1 10,2 15,5 17,3 23,4 22,1 6,0

1955/56 57046 1,6 4,4 10,6 15,6 17,1 14,6 63,1

1957/58 62766 0,6 2,5 8,7 15,1 17,2 15,7 40,2

1958/59 62996 0,7 2,5 7,7 13,3 16,3 14,9 44,6

Таблица 5

Изменение сети и контингента учащихся ШРМ и заочных школ взрослых в Западной Сибири (на начало учебного года по школам Министерства просвещения)

Учебный год Всего ШРМ Из них В них учится Заочных школ В них учится Всего ШРМ ШСМ и заочных школ В них учится

семилетних средних

1946/47 116 19223 6 777 912 49704

1947/48 131 19925 6 1627 800 44747

1948/49 129 23854 6 нет свед. 922 47050

1949/50 147 28223 6 нет свед. 886 52228

1950/51 163 31706 6 2777 889 57305

1951/52 187 55 132 40636 6 3414 967 69183

1953/54 219 57 162 58485 6 4481 892 86266

1964/55 223 46 177 59120 6 4665 799 85633

1955/56 235 38 197 57046 6 4610 833 86164

1956/57 242 40 202 61917 7 5305 711 86256

1957/58 253 14 239 63350 7 5379 621 83915

1958/59 287 12 266 62996 7 5163 524 78784

и 14,5 % неработающие [44, л. 6]. Эти данные свидетельствуют о том, что основной контингент учащихся ШРМ в городах Кузбасса состоял из рабочих. За остальные годы изучаемого периода в распоряжении автора имеются лишь разрозненные сведения (по отдельным школам и, как правило, за один учебный год), что, к сожалению, не позволяет составить полную картину социального состава учащихся вечерних школ Западной Сибири. Однако следует заметить, что в отдельных ШРМ г. Барнаула и г. Томска рабочих в составе учащихся было меньше, чем в городах Кемеровской области. Это закономерно, поскольку здесь вес рабочего класса в составе населения был меньшим, чем в городах Кузбасса. Несмотря на значительные успехи, рост численности обучавшихся в вечерних общеобразовательных школах Западной Сибири в изучаемый период осуществлялся медленнее, чем это было

определено народнохозяйственным планом. Кроме Министерства просвещения, собственную сеть дневных и вечерних общеобразовательных школ имело Министерство путей сообщения. Развитие ШРМ, подчиненных этому министерству, которые имелись на крупнейших узловых станциях, шло в том же направлении, что и ШРМ, подчиненных Министерству просвещения. Школы рабочей молодежи Министерства путей сообщения, контингент которых в рассматриваемый период составлял в Западной Сибири 10—12 % по отношению к контингенту ШРМ Министерства просвещения, сыграли большую роль не только в обучении молодежи, работавшей на железной дороге, она составляла в среднем в этот период 50 % от их общего контингента, но и в обучении трудящихся промышленных предприятий, находившихся вблизи железных дорог.

Большую роль в повышении общеобразовательного уровня военнослужащих, работников милиции и жителей мелких и средних населенных пунктов сыграли средние общеобразовательные школы взрослых. Они создавались в составе 5-10 классов в областных и краевых центрах и крупнейших городах. В начале 1946/47 учебного года в Западной Сибири насчитывалось 6 заочных средних школ. В них в начале 1947/48 учебного года обучалось 1627 чел. Росту контингента учащихся этих школ способствовало принятие в областях Западной Сибири решений об обязательной учебе партийно-советского актива, не имевшего среднего образования, в заочных средних школах. К концу четвертой пятилетки контингент учащихся заочных школ взрослых, как свидетельствуют данные табл. 5 [1, л. 56, 304; 2, л. 17, 28; 3, л. 10, 291; 4, л. 16; 5, л. 45, 46; 6, л. 54; 7, л. 100, 105; 8, л. 57; 9, л. 289-291; 10, л. 99; 11, л. 2; 12, л. 1; 13, л. 38; 14, л. 58; 15, л. 41; 16, л. 2; 17, л. 7; 18, л. 2; 19, л. 6; 20, л. 54; 21, л. 58; 22, л. 26, 63], возрос почти в 2 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 50-е годы укрепляется материальная база заочных школ и растет сеть учебно-консультационных пунктов (УКП). В Кемеровской области их количество увеличилось с одного в начале 50-х годов до 20 в начале 1958/59 учебного года. Омская областная заочная школа имела в конце 50-х годов 13 УКП, Новосибирская — 23, Томская — 10 [45, л. 2; 46. л. 110]. Росту УКП способствовало преобразование средних ШСМ, не имевших достаточного контингента учащихся, в УКП заочных школ.

Укрепление материальной базы, рост сети УКП способствовали росту контингента учащихся. В 1958/59 учебном году он возрос в 2 раза по сравнению с последним годом четвертой пятилетки и превысил 5 тыс. чел. Значительную часть контингента учащихся составляли жители мелких и средних населенных пунктов, которые могли получить среднее образование только в заочной школе.

Рассматривая выполнение народнохозяйственного плана комплектования вечерних школ за изучаемый период, необходимо подчеркнуть, что успех этой работы во многом зависел от инициативности руководства органов народного образования, от умения установить тесную связь с администрацией, и общественными организациями предприятий, совхозов и колхозов. В тех случаях, когда существовала тесная взаимосвязь педагогического коллектива школ молодежи с руководством и общественными организациями предприятий и учреждений, имелись хорошие результаты по выполнению и перевыполнению плана набора. Большинство педагогических коллективов стремились к таким контактам, но недооценка значения общеобразовательного уровня трудящихся со стороны руководства значительной части предприятий (о чем свидетельствовали многочисленные публикации в периодической печати) приводили к хроническому невыполнению плана набора. Огромное влияние на выполнение планов набора оказывали и такие причины, как слабая материальная база вечерних школ, недостаток квалифицированных кадров, разбросанность населенных пунктов и плохая транспортная связь между ними.

Таким образом, за рассматриваемый период в результате роста сети вечерних и заочных школ расширился охват трудящихся общеобразовательной учебой. Однако развитие общего образования трудящихся без отрыва от производства отставало в этот период от потребностей производства, в ре-

зультате значительная часть работающей молодежи не была охвачена учебой.

Библиографический список

1. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. Р-718. Оп. 10. Д. 9.

2. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 34.

3. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 38.

4. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-304. Оп. 27. Д. 6.

5. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 27. Д. 52. Л. 46.

6. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 631.

7. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 2912.

8. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 4326.

9. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 951.

10. ГИАОО. Ф. Р.-1272. Оп. 1. Д. 3247.

11. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 712.

12. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 772.

13. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6746.

14. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6747.

15. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 1383.

16. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 654.

17. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 662.

18. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 773.

19. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6745.

20. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 7180.

21. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 1273.

22. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 3370.

23. Шишкина, Н. Б. Общеобразовательная структура сельского населения Западной Сибири в 1959-1970 гг. / Н. Б. Шишкина // Социально-культурные преобразования в сибирской деревне 1917-1980 гг. - Новосибирск, 1982. -С. 151-162.

24. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 64.

25. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 141.

26. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 4. Д. 217.

27. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 1408.

28. ГИАОО. Ф. Р. - 2122. Оп. 1. Д. 3215.

29. ГИАОО. Ф. Р. - 2122. Оп. 1. Д. 3247.

30. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 687.

31. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 826.

32. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6264.

33. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 7182.

34. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 3371.

35. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 6128.

36. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 27. Д. 78.

37. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 2929.

38. ГАНО. Ф. Р-913. Оп. 1. Д. 253.

39. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 666.

40. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 952.

41. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6741.

42. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 7178.

43. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 4213.

44. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 565.

45. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 3903.

46. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 7. Д. 5.

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: dianov_60@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2015 г. © А. Г. Дианов

о

от

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.