Научная статья на тему 'Реорганизация школ города Стерлитамака в период с 1955 по 1964 год'

Реорганизация школ города Стерлитамака в период с 1955 по 1964 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ (ШРМ) / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / EDUCATION / SCHOOL / INDUSTRIAL TRAINING / SCHOOL OF THE WORKER YOUTH / EDUCATIONAL PROGRAM / TEACHER / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патраева М. Н.

Данная статья рассматривает вопросы реорганизации системы школьного образования города Стерлитамака в период с 1955 по 1964 годы. Речь идет о переходе школ на восьмилетнее образование с производственным обучением и постепенном переходе ко всеобщему 10-летнему образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the school reorganization of sterlitamak in 1955-1964

This article deals with aspects of reorganization of the school education system of Sterlitamak town in 1955-1964. That has been related with the transit to the 8 years education with industrial training and the gradual transit to the general 10-year education.

Текст научной работы на тему «Реорганизация школ города Стерлитамака в период с 1955 по 1964 год»

раздел ИСТОРИЯ

УДК 94(470.57)

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛ ГОРОДА СТЕРЛИТАМАКА В ПЕРИОД С 1955 ПО 1964 ГОД © М. Н. Патраева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: [email protected]

Данная статья рассматривает вопросы реорганизации системы школьного образования города Стерлитамака в период с 1955 по 1964 годы. Речь идет о переходе школ на восьмилетнее образование с производственным обучением и постепенном переходе ко всеобщему 10-летнему образованию.

Ключевые слова: образование, школа, производственное обучение, школа рабочей молодежи (ШРМ), учебная программа, учитель, ученик.

Двадцатый съезд КПСС (1956 г.) отметил, что в результате осуществления всеобщего семилетнего образования были созданы условия для постепенного введения всеобщего десятилетнего обучения [1]. На Съезде была поставлена задача: «Осуществить в основном всеобщее среднее образование в городах и сельской местности путем обучения детей и молодежи в средних общеобразовательных школах (десятилетка), в средних специальных учебных заведениях. Укрепить учебноматериальную базу общеобразовательной школы. Увеличить объем строительства городских и сельских школ за шестое пятилетие примерно в два раза по сравнению с пятой пятилеткой. Расширить сеть школьных интернатов. Считать целесообразным более широкое участие колхозов в строительстве сельских школ и в оборудовании их. В целях повышения общего культурного уровня трудящихся, не имеющих среднего образования, продолжить дальнейшее развитие в шестой пятилетке сети заочных и вечерних общеобразовательных школ для обучения в них трудящихся без отрыва от производства» [1].

В 1954/55 учебном году в школах города началось внедрение модернизированных учебных планов и программ, согласно которым в 1-4 классах вводились уроки труда, в 5-7 классах практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8-10 классах производственные практикумы при заводах. Причем на уроки труда было увеличено количество часов в два раза.

В 1956-1957 учебном году в порядке эксперимента средняя школа № 8 г. Стерлитамака (директор С. Емельянов) в числе первых стала проводить производственное обучение учащихся старших классов на заводе «Строительных машин» непосредственно в цехах этого завода. В результате из 93 практиковавшихся старшеклассников 86 овладели рабочими специальностями и получили соответствующие разряды [2]. Для организации и руководства производственным обучением на заводе была создана комиссия из инженеров, техников,

передовых рабочих во главе с главным инженером. Эта комиссия совместно с мастерами-учителями составляла учебные программы обучения, планы занятий-практикумов, вела прием экзаменов, после обучения присваивала соответствующий разряд по специальности и выдавала удостоверения. В ходе прохождения практики устранялись помехи в обучении, поддерживалась связь со школой. По приказу директора завода за обучение групп учащихся в цехе отвечал начальник цеха, а руководили практическими занятиями инженер-технолог цеха и преподаватель школы по производственному обучению. На производственные занятия учащимся выделялось 4 часа один раз в неделю. Также учащиеся посещали занятия и в дни каникул в течение 12 дней. Общее количество часов составило более 160.

С целью лучшей организации в кружках внеклассной производственной работы при школе был создан «маленький школьный завод». Его директором был назначен преподаватель физики С. Р. Ог-нивец. Из числа успевающих и лучших учеников образовали совет «школьного завода», который коллективно решал вопросы по выполнению заданий предприятия. В «завод» были включены все технические и трудовые кружки школы на правах цехов. Их начальниками назначались ученики, а технологами - руководители кружков. Всего действовало 13 кружков: 2 столярных, токарно-

фрезерный, слесарный, электриков, фото и кино, выпиливания и выжигания, кройки и шитья, автомобильный, электросварщиков, лаборантов и умелых рук. Два часа в неделю из 600 учащихся школы 400 посещали кружки [2]. В последующие годы аналогичные школьные производственные объединения появляются и в других средних школах города.

В 1958 году был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР», вводивший вместо семилетнего обязательное восьмилетнее образование, средняя общеобразовательная школа реор-

Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №3

119

ганизовывалась в одиннадцатилетнюю с производственным обучением, планировалось введение обязательного среднего образования. В соответствии с этим законом предусматривался перевод школ с семилетнего на восьмилетнее обучение с 1959/60 учебного года, который планировалось закончить в течение 3-5 лет [3].

В новом 1957-1958 учебном году в 8-9 классах в учебном плане отводилось 92 часа на экскурсии и 170 часов на факультативное изучение какой-либо специальности, а также вводилась система производственных отработок. Каждый учащийся 57 классов в течение учебного года должен был отработать на пришкольном участке 22 часа, кроме того, по 6 трехчасовых рабочих дня при переводе из одного класса в другой. Учащиеся 8-9 классов по окончании учебных занятий в школе отрабатывали на заводе или в колхозе 24 дня по 4 часа. Только после этого они считались переведенными в следующий класс. В 10 классах выделялось и 68 часов на изучение электротехники и автомобиля [4]. Таким образом, школы города совместно с шефами сумели организовать планомерную работу учащихся на предприятиях, а также достичь определенных показателей.

В начале 1960 года в государственную систему по школьному образованию вошли школы и группы продленного дня как важное средство дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье. ЦК КПСС и Совет Министров СССР рассмотрели вопрос об организации в нашей стране школ с продленным днем и приняли постановление от 15 февраля 1960 года. В нем устанавливалось, что школы с продленным днем открываются по решениям Совета Министров союзных (не имеющих областного деления) и автономных республик, исполкомов краевых, областных и городских (Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся, а также Министерства путей сообщения [5].

Школы с продленным днем создавались, как правило, для учащихся 1-8 классов и размещались в имеющихся или вновь строящихся школьных зданиях при условии, что открытие этих школ не приведет к увеличению смен в школах данного города и села. Учащиеся школ с продленным днем получали двухразовое горячее питание за счет средств родителей. Для учащихся 1-2 классов и детей с ослабленным здоровьем в школах с продленным днем был организован дневной сон.

Исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся предоставлено право освободить в случае необходимости от платы за питание детей в количестве до 25% от общего состава учащихся школ с продленным днем, из них 10% полностью и 15% до половины размера платы за питание [6]. Для работы с детьми в школах с продленным днем введены должности воспитателей.

На воспитателей этих школ распространялись льготы и преимущества, установленные для учителей общеобразовательных школ [7].

Расходы на содержание школ с продленным днем, а также расходы по предоставлению учащимся льгот на питание производились за счет бюджетов союзных республик и ассигнований на просвещение по Министерству путей сообщения. Советам Министров союзных республик, Министерству путей сообщения и Центросоюзу было поручено принять меры, обеспечивающие организацию горячего питания.

В городе Стерлитамаке в 1960/1961 учебном году насчитывалась 21 дневная школа: начальных -1, восьмилетних - 10, средних - 5, одиннадцатилетних с производственным обучением - 5. В них обучалось 18444 учащихся по сравнению 16042 учащимися в 1958/1959 учебном году. В целях ликвидации отсева учащихся в 1961/1962 учебном году в школах города было создано 25 групп продленного дня и построена одна школа на 1250 учащихся. Нуждающимся учащимся была оказана материальная помощь на сумму 13655 рублей [8]. К сожалению, в работе школ с продленными группами оставалось много нерешенных проблем. Наряду с хорошо организованными группами продленного дня, которые успешно накапливали позитивный опыт деятельности, было немало школ, где для организации работы с детьми во второй половине дня не создавались необходимые условия. В основном все сводилось к тому, что дети много времени проводили в классах за подготовкой домашних занятий, мало гуляли, недостаточно уделяли времени для занятий физкультуры. Школы были слабо укомплектованы квалифицированными воспитателями групп продленного дня, плохо было организовано дело подготовки и переподготовки этой категории учителей. Несмотря на принятые меры, в школах оставался нерешенным вопрос всеобуча. Имело место практика отсева учащихся из дневных школ в школы рабочей молодежи (ШРМ). Так, в течение 1961/1962 учебного года из 5-7 классов дневных школ ШРМ выбыло в 35 учащихся [9]. Задачей городского отдела народного образования и школ стало установление более строгой ответственности за восьмилетнее образование и недопущение отсева учащихся.

В 1962/1963 учебном году планировалось решить задачу о реорганизации десятилетних школ в средние с производственным обучением. Таких школ стало 7 вместо 5. В этом отношении хороший пример сотрудничества и установления деловых связей показала школа № 8 и завод «Строительных машин», школа № 6 и «Содово-цементный комбинат» [9]. Этот процесс весьма был трудным как для школы, так и для промышленных предприятий, так как они должны были создать учебные цехи, участки, пролеты, выделить рабочие места для произ-

120

раздел ИСТОРИЯ

водственного обучения, обеспечить школы инженерно-техническими кадрами, решать вопросы трудоустройства выпускников школ.

Были и такие предприятия, которые стояли в стороне от перестройки школы, руководители которых не занимались организацией учебных цехов (заводы «Синтез каучука», «Строительных машин», «Содово-цементный комбинат»). Между тем численность учащихся девятых классов росла с каждым годом, и проблема обеспечения их рабочими местами становилось очень острой и важной. Руководители предприятий это понимали и пошли на помощь школе. Начиная с 1959/1960 учебного года в школах города Стерлитамака начался последовательный переход на новые учебные программы и планы. Это, в свою очередь, способствовало укреплению связей школы с жизнью, сочетанию теории с практикой, соединению обучения с производственным трудом, положительно сказалось на повышении уровня общего образования и развития учащихся. В 1961/1962 учебном году 101 класс закончили учебу со 100% успеваемостью, что на 16 больше, чем было в 1959/1960 учебном году, знания учащихся стали более осмысленными и практически направленными. Лучшей успеваемости добились школы № 3, 4, 5, 6, 8, 15, 19 города.

Учителя сумели дать своим питомцам прочные, глубокие знания, работая ряд лет без второгодников. Однако положение с успеваемостью продолжало оставаться неудовлетворительным. Из 18442 учащихся 782 оставлено на второй год и 386 получили работу на лето. Низкую успеваемость дали школы № 14, 18, 22, 24 [10].

В результате трехлетней работы по выполнению «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» стали складываться основы системы трудового и производственного обучения. В восьмилетней школе трудовое обучение осуществлялось в учебных мастерских и на учебно-опытных участках. Участки имелись в школах № 8, 14, 18, 25, а в средней школе № 6 трудового обучения фактически не существовало. Мастерские имелись во всех школах, кроме школы № 15, где разместить их не было возможным в виду отсутствия помещения. Острой проблемой являлась нехватка учителей труда, нередко уроки труда преподавали не имеющие специальную квалификацию преподаватели.

Закон о школе предусматривал значительное развитие сети школ для молодежи, работающей в народном хозяйстве. Этим школам уделялось большое внимание в системе народного образования. В Стерлитамаке насчитывалось 8 школ рабочей молодежи, где без отрыва от производства обу-

чалось 2324 человека. В 1961/1962 учебном году ШРМ выпустили 153 учащихся, а дневные школы 405 учеников. В ШРМ имел место отсев учащихся без уважительных причин (в школе № 8 - 53 ученика из 100, № 6 - 30, № 3 - 67). Состояние успеваемости оставалась низкой: из 2324 учащихся 133 оставлены на второй год, а 154 получили работу на осень [10]. Причиной тому было попустительство руководства школ, которое не занималось сохранением контингента учащихся и вопросами эффективности обучения. Успешное обучение молодежи без отрыва от производства в значительной мере зависело от отношения руководителей предприятий, общественных организаций (партийных, комсомольских). Не всегда велся контроль посещаемости и успеваемости учащихся рабочих. Это усиливало негативное отношение к учебе.

Претерпела серьезные изменения и материальная база школ. За последние три года, после принятия «Закона», в городе построено 4 новых школы общей численностью на 2400 мест, сооружены учебные мастерские в школах № 8, 19, 25, спортивные залы в школах № 8, 18. Однако количество школ для роста численности населения не хватало. Это привело к тому, что многие школы работали в две смены, а школы № 5, 21 - в три смены. Например, железнодорожная школа № 84 была рассчитана на 400 мест, а обучалось в ней 980 учеников. Это создало определенные проблемы в процессе обучения [11].

Таким образом, проблемы реформирования системы образования в г. Стерлитамаке в 19551964 гг. отражали общую ситуацию в стране в рассматриваемый период, связанную с реализацией курса на осуществление социально-экономических и политических реформ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов

СССР. 1941-1961 г.г. /Под. ред. Ф. Г. Паначина, М. Н.

Колмаковой, З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1988, С.74.

2. За Пятилетку. 1957. 14 августа. Печатный орган Стерли-тамакского райкома ВКП (б).

3. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974. С. 74.

4. Стерлитамакский рабочий. 1957 г. 1 сентября. Печатный орган Стерлитамакского райкома ВКП (б).

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961 г.г. /Под. ред. Ф. Г. Паначина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1988, С.77.

6. Стерлитамакский рабочий. 1960. 16 марта.

7. Стерлитамакский рабочий. 1962. 19 августа.

8. СГА. Ф.75. Оп.1. Д.108. Л.45.

9. Стерлитамакский рабочий. 1962. 19 августа.

10. Стерлитамакский рабочий. 1962. 26 августа.

11. ЦГИА РБ. Ф. 4319. Оп. 1. Д.8. Л. 3-4.

Поступила в редакцию 09.03.2007 г. Поступила в редакцию после доработки 24.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.