УДК 94(470.57)
РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРИИ В 1950-1960-е ГОДЫ: ИЗ ИСТОРИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
© 2018 Р.Н. Сулейманова, З.Р. Сабирова
Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Статья поступила в редакцию 08.06.2018
В статье с привлечением документальных материалов и статистических сведений рассматривается развитие образования в СССР в 1950-1960-е гг. на примере Башкирии. Показываются имевшиеся трудности в школьном образовании и меры, которые принимались местными партийно-советскими органами по улучшению материально-технической и учебной базы школ в республике, по ликвидации проблемы остающихся вне школы детей. Авторами уделено внимание политике советского государства по поддержке школьного образования, в частности выделению бюджетных средств на строительство новых школ, ремонт действующих школ и др., что способствовало выполнению важной задачи введения всеобщего среднего (7-летнего), затем перехода к 8-летнему образованию и созданию основы для осуществления в последующем всеобщего полного среднего образования. Показывается непростой путь реформирования школьного образования, введения политехнизации и новых программ в учебный процесс школ в эти годы в Башкирии. Большую помощь в проведении политехнизации и связи школьного обучения с практикой оказали промышленные предприятия, колхозы и совхозы республики. Реализация политехнизации в школах и создание ученических производственных бригад в городах и сельской местности содействовали успешному проведению про-фориентационной работы среди школьников. В процессе развития образования в указанные годы большое внимание уделялось созданию возможностей для молодежи, занятой на производстве, получить среднее образование. Поэтому в эти годы в республике увеличилось количество школ рабочей и сельской молодежи, возникали школы и курсы на предприятиях. Авторы в статье наряду с положительными моментами в проведении политехнизации в школах показали возникшие при этом трудности и противоречия. В ходе изучения данной темы они пришли к следующему выводу: несмотря на сложности выполнения поставленной государством важной задачи в области народного образования, в Башкирии она была выполнена в эти годы.
Ключевые слова: народное образование, СССР, Башкирия, школа, реформы, учебный процесс, политехнизация, профориентационная работа.
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания ИИЯЛ УФИЦРАН на 2018 г.
После победного завершения Великой Отечественной войны перед советской страной и ее регионами встали важнейшие стратегические задачи восстановления народного хозяйства и перехода к мирной жизни. Сложные и противоречивые процессы в общественно-политической жизни этого периода оказывали серьезное воздействие на все стороны жизнедеятельности общества, в том числе на культуру. Серьезные задачи стояли перед общей системой образования. В данной области основной задачей в этот период являлось осуществление всеобщего семилетнего обучения. Предстояло восстановить и расширить сеть общеобразовательных школ, укрепить их материально-техническую базу, улучшить качественный состав педагогических
Сулейманова Рима Нугамановна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, зав. отделом новейшей истории Башкортостана. E-mail: [email protected] Сабирова Зухра Рамилевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новейшей истории Башкортостана. E-mail: [email protected]
кадров. Принимались меры по возвращению в школы молодежи, прервавшей учебу из-за трудностей военного времени. В связи со снижением рождаемости в годы войны общая численность учащихся в школах уменьшилась. IX сессия Верховного Совета БАССР в июле 1946 г. наметила программу по проведению в республике закона о всеобуче1. Возрастали ассигнования государства на развитие образования, введение в строй действующих новых школ. Если в 1945 г. расходы на эти цели в республике составляли 246 млн рублей, то в 1950 г. - 506 млн. За 19471950 гг. было построено 118 новых школ на 13,9 тыс. ученических мест, из них 87 школ за счет средств колхозов. За 1945-1950 гг. число семилетних школ увеличилось с 963 до 1274. В то же время начальных школ стало меньше, что было связано с преобразованием части из них в семилетние. Общее число средних школ оставалось без изменения2. В 1950-е гг. поддержка государства позволила ввести в строй действующих 578 новых школ на 77,5 тыс. ученических мест3.
В послевоенный период в школьном образовании имелось немало проблем, касавшихся укрепления материально-технической базы школ, ремонта действующих школ и строительства новых, перевода учебного процесса в одну смену и пр.4 Требовала незамедлительного разрешения серьезная задача по остающимся вне школы детям. Острой оставалась проблема снабжения и своевременной оплаты труда учителей5. По всем этим насущным вопросам местными органами Башкирии принималось немало решений, что было подчинено выполнению поставленной партийно-государственными органами задачи по осуществлению семилетнего всеобуча детей. Прежде всего, оказывалась необходимая материальная помощь семьям, имеющим детей школьного возраста, в ходе декадника помощи школе. Так, в Кармаскалинском районе во время декадника было выявлено и возвращено в школу 157 детей6. Усилиями учителей, общественности велся обязательный учет детей школьного возраста накануне каждого учебного года. Организовывалась разъяснительная работа с родителями о необходимости обучения детей в школе. Все эти меры позволили несколько сократить масштабы не охваченных школой детей. Если к 1 сентября 1949 г. таких детей в возрасте 7-15 лет насчитывалось 27,7 тыс., то к 1 сентября 1950 г. школой были охвачены еще 3 тыс. детей7.
В 1950 г. XII Башкирская областная партконференция принимает решение выполнить закон о всеобуче8. Прежде всего, удалось добиться приема в V класс 93,6% окончивших IV класс. Но в VIII класс было принято лишь меньше половины окончивших VII класс9. В 1949/50 уч. г. приступили к введению всеобщего семилетнего обучения детей в сельской местности. Это привело к увеличению числа учащихся семилетних школ со 193,8 тыс. в 1945 г. до 292,7 тыс. в 1950 г. Их стало больше в средних школах10. Однако еще имелись недостатки в проведении всеобуча в республике, что стало предметом обсуждения на бюро Башкирского обкома КПСС в ноябре 1952 г. Отмечалось, что на начало 1952/53 уч. г. 7640 детей в возрасте 7-15 лет не были охвачены школой. Все еще имел место отсев учащихся из школ. Только в 1951/52 уч. г., не окончив семилетнюю школу, «отсеялись» 35,4 тыс. учеников. Все это указывало, что во многих районах республики выполнению закона не уделялось должного внимания11. В принятом постановлении были намечены конкретные меры по улучшению проведения всеобуча в республике.
В 1958 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». В нем были поставлены вопросы по дальнейшему совершенствованию работы школ и всей системы народного образования. Предполагалось усилить
связь обучения в школе с производственной деятельностью промышленных предприятий, строительных и транспортных организаций, сельского хозяйства путем создания на их материально-технической базе системы, которая явилась бы серьезным подспорьем в выборе будущей рабочей профессии каждым учащимся. В законе подчеркивалось, что главной задачей школы является «подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма», что в обучении и воспитании ведущим направлением выступает «тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства»12. Поэтому было важным, что выпускник средней (11-летней) школы, наряду с общим средним образованием, получал профессию, необходимую в народном хозяйстве. В соответствии с этим законом в Башкирии в июле 1959 г. был принят Верховным Советом республики закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в Башкирской АССР»13.
На прошедших в этот период съездах КПСС выдвигались задачи в течение ближайшего десятилетия обеспечить обязательное среднее общее образование для всех детей школьного возраста и в объеме 8 классов для той части молодежи, которая была занята в народном хозяйстве. В принятых решениях определялось, что школа должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Перед системой школьного образования ставилась стратегическая важная задача - завершить в основном переход ко всеобщему среднему (восьмилетнему) образованию14. Осуществление такой перспективы требовало ускорения темпов развития общеобразовательной школы.
Переход от семилетнего к всеобщему обязательному восьмилетнему обучению детей и подростков в Башкирии был начат с 1959/60 уч. г. К концу 1962/63 уч. г. перестали существовать семилетние школы и полностью был завершен переход на обязательное всеобщее восьмилетнее обучение. В соответствии с законом в школах усиливается политехнизация и повсеместно вводится производственное обучение. Одновременно происходила перестройка средней школы, в которую вводилось производственное обучение, срок обучения удлинялся до 11 лет. В течение 1958-1960 гг. 251 средняя и 895 семилетних школ республики были реорганизованы в средние с профессиональным обучением15. В отчете Министерства просвещения БАССР по проверке выполнения закона в Белокатайском районе в 1960 г. сообщалось, что 3 семилетние
школы из 11 реорганизованы в восьмилетние и 2 средние школы из 4 - в средние общеобразовательные с производственным обучением. Переход других школ района на новую систему обучения произошел в 1962/63 уч. г.16
В Башкирии на основе накопленного опыта совершенствовалась система политехнического обучения, принимались меры против подмены политехнизации профессиональным обучением, по налаживанию связи обучения с практикой. Была усилена профориентационная работа в школах. С 1954/55 уч. г. в учебные планы начальных классов был включен ручной труд, ^П
- работа на школьных учебно-опытных участках и в учебных мастерских, VIII-X - практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике17. Для усиления политехнизации обучения в школах создавались мастерские и кабинеты производственного обучения. Значительно укрепилась материальная база школ, особенно в оснащении оборудованием и техникой учебных кабинетов, мастерских и опытных участков. В этом немалую помощь оказывали промышленные предприятия, колхозы и совхозы. Только в 1956-1958 гг. предприятия передали школам машин и другого оборудования на сумму около 4 млн рублей18. Промышленные предприятия установили шефство над школами, организовали специальные участки и цеха для производственного обучения. Так, на собрании в Ишимбайском управлении буровых работ при обсуждении вопроса проведения профориентационной работы на предприятии было решено организовать для детей ознакомление с профессиями на рабочем месте родителей19. В городских школах для обучения учащихся труду создавались слесарные, столярные, швейные и другие мастерские, отдельные рабочие комнаты для занятий по труду
- кабинеты машиноведения, электротехники, по обработке металла, обработке дерева, комбинированные, швейные и др., число которых в 19581967 гг. значительно выросло20.
Во многих сельских школах вместе с мастерскими создавались пришкольные участки, ученические производственные бригады и звенья для участия школьников в сельскохозяйственном производстве. В 1963/64 уч. г. их было в районах республики свыше 1 тыс., в которых трудились около 66 тыс. учащихся21. Значительную помощь сельским школам оказывали предприятия, колхозы и учреждения. Так, в Белокатайском районе для проведения политехнического обучения для Май-газинской семилетней школы Аллагузовский совхоз передал трактор «Универсал-2», автомашину, электростанцию «Киев-1», токарный станок, слесарные инструменты. Карлыхановский мехлесо-пункт для этих целей передал Новобелокатайской средней школе автомашину «ЗИС-150». Подобных примеров поддержки школ можно привести немало22. В школах республики получили широкое
распространение ученические производственные бригады, усилия которых были направлены на оказание помощи сельскому хозяйству. Их в эти годы было 1060 с более чем 66 тыс. учащихся. В 1961 г. в Белокатайском районе было создано 7 производственных бригад с охватом 129 учащихся23. Все это использовалось для дальнейшего развития политехнического обучения.
В 1960-х гг. дальнейшее развитие школьного образования стояло в центре внимания государства. В принятом ЦК КПСС и Советом Министров СССР в ноябре 1966 г. постановлении «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» перед школьным образованием и учительством ставились следующие задачи: необходимость вооружения учащихся прочными и глубокими знаниями и определения характера трудового и производственного обучения, воспитание у них коммунистической убежденности и идейности. Оно должно вестись по новым программам, составленным в нескольких вариантах, что позволит организовать обучение исходя из специфических условий и имеющихся реальных возможностей24. Во исполнение принятого решения с 1966/67 уч. г. стали вводиться новые учебные планы и программы, сократился срок обучения в начальной школе до 3 лет. В связи с этим определилась необходимость привития в стенах школы практических навыков будущей профессии. Учащихся стали больше привлекать к производительному труду. Усилились связи с производством, с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Стали создаваться ученические производственные бригады.
В то же время были приняты меры против подмены политехнизации профессиональным обучением. Не оправдало себя полностью повсеместное введение производственного обучения. Социологические опросы в старших классах школ города Уфы в 1965 г. выявили, что более половины опрошенных не любили те специальности, к которым их готовили. Выпускники школ города выбрали дальнейший жизненный путь: 30 % из них пошли на производство по приобретенным в школе специальностям, 30,1% приобретали новые профессии, остальные поступили в вузы и техникумы25. Выпускники школ, кто с желанием, другие по стечению обстоятельств, шли на производство, сочетая работу с учебой. Принятые меры по укреплению учебно-материальной базы школ, необходимой для осуществления политехнического обучения, улучшению пропаганды технических знаний среди молодежи сыграли значительную роль в обеспечении промышленности и других отраслей народного хозяйства необходимыми кадрами.
Однако подобная попытка обеспечения народного хозяйства специалистами себя не оправдала. Слабой была материально-техническая база подготовки, низкой была мотивация профессионального обучения учащихся, не учитывались
их индивидуальные интересы и способности. К тому же в уточнении нуждались некоторые положения закона, как нецелесообразность введения 11-летнего срока обучения и осуществления в школах ранней профессионализации учащихся, причиной чего, по мнению исследователей, стала непродуманность его с точки зрения материально-технического обеспечения26. Поэтому в закон была внесена поправка, в соответствии с которой с 1965/66 уч. г. был восстановлен десятилетний срок обучения, были отменены обязательное производственное обучение и профессиональная подготовка, которые сохранились в небольшом числе школ, имеющих для этого необходимые условия27. В школьном образовании республики также были проведены эти поправки. Так, в Бе-локатайском районе Карлыхановская 11-летняя трудовая политехническая общеобразовательная школа с производственным обучением в 1966 г. была преобразована в 10-летнюю28.
Растущие потребности народного хозяйства республики вызвали необходимость развития среднего специального образования. 2 августа 1954 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей средние школы, для работы на производстве», которое предусмотрело открытие технических училищ для подготовки квалифицированных рабочих из числа окончивших школу. Кроме того, важную роль играли вечерние (сменные) и заочные общеобразовательные школы рабочей и сельской молодежи в обучении молодежи, работающей на предприятиях, в учреждениях, в колхозах и совхозах, без отрыва от производства. Поэтому ввиду необходимости повышения общеобразовательного уровня молодежи, занятой на производстве, были намечены меры по дальнейшему укреплению материальной базы вечерних и заочных школ, улучшению содержания их работы. Для этого увеличилась шефская помощь промышленных предприятий. Так, Красноусольский стеклозавод, Баймакский машиностроительный завод, Учалинский горно-обогатительный комбинат, предприятия городов Нефтекамск, Туйма-зы, Салават на свои средства построили учебные здания для вечерних школ. В Башкирии в 1945/46 уч. г. вечерних школ и классов имелось всего 261 с контингентом учащихся 7671 человек. В школах рабочей и сельской молодежи, а также заочным путем за 1959-1967 гг. получили восьмилетнее образование 52198, а полное среднее образование - 24813 человек29.
Молодежь, достигшая трудоспособного возраста, являлась важным резервом в воспроизводстве рабочей силы для народного хозяйства. В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию встал вопрос и об общеобразовательной подготовке молодежи в профессионально-технических училищах. Ежегодно в городские и сель-
ские профтехучилища поступали подростки, по тем или иным причинам не успевшие окончить УШ-й класс. Так, в 1966 г. их насчитывалось 6061 человек, что составляло в общем числе поступивших 25%. Общего восьмилетнего образования они в училищах не получали, поэтому их приходилось доучивать в вечерних школах. Учитывая это, Министерство просвещения Башкирской АССР совместно с Башкирской республиканской заочной средней школой в течение трех лет путем экспериментального преподавания общеобразовательных предметов в шести разных профтехучилищах республики проверяло возможность совмещения учебы в училищах с общеобразовательной подготовкой. В городском профтехучилище №35 при Белорецком металлургическом комбинате весной 1966 г. 88 человек получили дипломы по специальности волочильщика-канатчика и аттестаты о среднем образовании, так как учебу в профтехучилище они совмещали с учебой в Башкирской республиканской заочной средней школе30.
Важным итогом реформирования народного образования в советской стране в 1950-1960-х гг. явилось введение всеобщего неполного среднего (7-летнего) образования. Результаты этого введения послужили основой для дальнейшего решения вопросов по совершенствованию содержания образования, укреплению его материально-технической базы, налаживанию связи обучения с практикой, выполнения задач политехнизации в школах, улучшения положения учителей. Начинался переход ко всеобщему среднему (8-летнему) образованию, что стало серьезной основой для осуществления в последующем перехода ко всеобщему среднему десятилетнему образованию. Принятые меры по развитию школ рабочей и сельской молодежи, вечернего и заочного обучения явились эффективным средством в повышении общеобразовательного уровня молодежи, занятой на производстве. В Башкирии в эти годы осуществление решений партийно-государственных органов позволило обеспечить выполнение поставленных важных задач в области народного образования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. II (Советский период). Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1966. С.471.
2 Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Стат. сб. Уфа: Изд-во «Статистика», 1964. С.240.
3 Там же. С.243-244.
4 Проблемы взаимоотношений населения и власти в СССР в 1945-1964 гг.: на примере Башкирской АССР. Сб. док. и материалов. Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2014. С.74-75, 102.
5 Национальный архив Республики Башкортостан (далее - НА РБ). Ф.122. Оп.26. Д.12. Л.292.
6 Вопросы истории Башкирии. Вып.2. (Советский пе-
риод). Уфа: Изд-во «Коммунист», 1972. С.191.
7 Там же. С.192.
8 Резолюции областных конференций Башкирской партийной организации и пленумов обкома КПСС (19411960 гг.). Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1962. С.350.
9 НА РБ. Ф. Р-798. Оп.9. Д.14а. Л.133.
10 Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Стат. сб. Уфа: Изд-во «Статистика», 1964. С.243.
11 НА РБ. Ф.8827. Оп.1. Д.84. Л.5.
12 Заседания Верховного Совета СССР пятого созыва. Вторая сессия (22-25 декабря 1958 г.). Стенографический отчет. М.: Изд. Верховного Совета СССР, 1959. С.602-609.
13 Мустафина Ф. X. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1968. С.39.
14 Вопросы истории Башкирии. Вып.1. (Советский период). Уфа: Изд-во «Коммунист», 1972. С.186.
15 История Башкортостана. 1917-1990-е годы: В 2-х т. Т.2: 1945-1990. Уфа: Гилем, 2005. С.125.
16 Белокатайский район: история и современность. Уфа: Изд-во «Диалог», 2004. С.320.
17 Очерки по истории Башкирской АССР. Т.П (Советский период). Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1966. С.535.
18 Советская Башкирия. 1958. 25 марта.
19 НАРБ. Ф. Р-145. Оп.1. Д.212. Л.30.
20 Мустафина Ф. X. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1968. С.58-59.
21 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. II (Советский период). Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1966. С.583.
22 Белокатайский район: история и современность. Уфа: Изд-во «Диалог», 2004. С.320.
23 Там же. С.329.
24 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898-1971. Изд. 8-е, доп. и исправ. М.: Политиздат, 1972. С.139-148.
25 Кузеев Р.Г. Формирование и развитие советского рабочего класса Башкирской АССР. 4.2. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1975. С.91.
26 Нарядкина Л.А. Школьная реформа 1958 г. и национальное образование // Фундаментальные исследования. 2005. №4. С.35-36.
27 Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1968. С.39.
28 Белокатайский район: история и современность. Уфа: Изд-во «Диалог», 2004. С.329.
29 Мустафина Ф. X. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1968. С.159.
30 Там же. С.175.
THE DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION IN BASHKORTOSTAN IN THE 1950-1960s:
THE HISTORY OF THE REFORMATION
© 2018 R.N. Suleimanova, Z.R. Sabirova
Institute of History, Language and Literature of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences
The article is devoted to the development of education in the USSR in the 1950s-1960s on the example of Bashkiria and is based on documentary materials and statistical data. The authors focus on the difficulties in school education and the measures taken by the local party and Soviet bodies to improve the material, technical and educational base of schools in the Bashkiria, and to eliminate the problem of children remaining out of school. The authors pay attention to the policy of the Soviet state of supporting school education, in particular, the allocation of budget funds for the construction of new schools, the repair of school buildings, etc., which contributed to the important task of introducing universal secondary (7-year), then the transition to 8-year education, and creation of the basis for the subsequent implementation of general secondary education. They also pay attention to the difficult way of reforming the school education and introduction of polytechnics and new programs in the educational process of schools in Bashkiria. They prove that industrial enterprises, collective farms, and state farms of the republic provided great assistance in carrying out polytechnic and school education connection with practice. The implementation of polytechnics in schools and the creation of student production teams in urban and rural areas contributed to the successful career guidance among school children. Much attention was paid to the creation of opportunities for young people engaged in the production who wanted to get secondary education. Therefore, the number of schools for working and rural youth increased in the republic in these years, new schools and courses were created at the enterprises. The authors showed not only the positive aspects, but also the difficulties and contradictions in the conduct of polytechnical education in schools. They have concluded that important task set by the state in the field of public education, despite the complexity of its implementation, had been completed in Bashkiria in these years.
Keywords: people education, Soviet Union, Bashkortostan, school, reforms, learning process, polytechnic education, career-guidance.
Rima Suleimanova, Doctor of History, Chief Researcher, Head of the Department of the Newest History of Bashkortostan. E-mail: [email protected] Zuhra Sabirova, Candidate ofHistory, Senior Researcher of the Department of Newest History of Bashkortostan. E-mail: [email protected]