Научная статья на тему 'Политехническое обучение в школах Чувашии в 1958-1964 годах'

Политехническое обучение в школах Чувашии в 1958-1964 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / РЕФОРМА / ПОЛИТЕХНИЗАЦИЯ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / PUBLIC EDUCATION / SCHOOL / REFORM / INTRODUCTION OF POLYTECHNIC EDUCATION / LABOR TRAINING / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Ида Ивановна, Ласточкин Вячеслав Борисович, Юстус Татьяна Владимировна

В статье рассматривается исторический опыт политехнизации в рамках проводимой в советской стране школьной реформы 1958-1964 гг. Данная проблема анализируется авторами на примере Чувашской АССР с учетом национальных и региональных особенностей по организации, формам проведения, результативности школьной реформы. Показана значимость принятых законодательных актов в масштабе всей страны. На основе нового архивного материала исследован опыт реформирования структуры школьного образования. Введение уроков трудового воспитания и обучения в системе школьного образования представляет интерес и с точки зрения их положительной результативности для научно-технического развития общества, а также выявления причин нерешенности вопросов, обозначенных в реформе. Методы политехнизации, введение трудового начала в школьное образование, повышение квалификации учительских кадров, опыт школьных учителей-новаторов по реализации нового направления способствовали модернизации системы образования и связи школы с народным хозяйством страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Ида Ивановна, Ласточкин Вячеслав Борисович, Юстус Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYTECHNIC TRAINING IN CHUVASHIA SCHOOLS IN 1958-1964

The article examines the historical experience of polytechnics introduction within the framework of school reform carried out in the Soviet Union in 1958-1964. The given problem is analyzed by the authors on the example of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic, taking into account national and regional specifics in organization, forms of implementation, and effectiveness of the school reform. The importance of adopted legislative acts on a national scale is shown. Based on new archival material, the experience of reforming the structure of school education was studied. Introduction of labor education and training lessons in the school system is of interest from the point of view of their positive results for scientific and technical development of the society as well as identification of causes for unresolved issues in the reform. The methods of polytechnical education introduction, introduction of the labor principle into school education, teachers’ advanced training, the experience of school teachers-innovators in implementation of a new direction contributed to modernization of educational system and communication of school with the national economy.

Текст научной работы на тему «Политехническое обучение в школах Чувашии в 1958-1964 годах»

УДК 371.031.4(470.344) ББК Ч420.053(2Рос.Чув)

И.И. ДЕМИДОВА, В.Б. ЛАСТОЧКИН, Т.В. ЮСТУС

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛАХ ЧУВАШИИ В 1958-1964 ГОДАХ

Ключевые слова: народное образование, школа, реформа, политехнизация, трудовое обучение, учебный план.

В статье рассматривается исторический опыт политехнизации в рамках проводимой в советской стране школьной реформы 1958-1964 гг. Данная проблема анализируется авторами на примере Чувашской АССР с учетом национальных и региональных особенностей по организации, формам проведения, результативности школьной реформы. Показана значимость принятых законодательных актов в масштабе всей страны. На основе нового архивного материала исследован опыт реформирования структуры школьного образования. Введение уроков трудового воспитания и обучения в системе школьного образования представляет интерес и с точки зрения их положительной результативности для научно-технического развития общества, а также выявления причин нерешенности вопросов, обозначенных в реформе. Методы политехнизации, введение трудового начала в школьное образование, повышение квалификации учительских кадров, опыт школьных учителей-новаторов по реализации нового направления способствовали модернизации системы образования и связи школы с народным хозяйством страны.

Изучение исторического опыта в организации конкретных форм учебной деятельности и совершенствовании профессиональной подготовки как в общеобразовательной школе, так и в профессионально-техническом образовании представляет практический интерес для современного развития системы образования.

Президент России В.В. Путин в марте 2015 г. отметил, что повышение престижа рабочих профессий, безусловно, одна из приоритетных задач. Как отмечают историки, аналогичные современным перестроечные процессы происходили в системе образования в 1950-1960-х гг. [1].

Школьная реформа в 1958-1965 гг. в СССР способствовала переходу советской школы на качественно новый уровень. Отправной точкой для реализации реформы послужил принятый 24 декабря 1958 г. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [6], который нацеливал на профориентацию школьников. В соответствии с принятыми решениями в системе школьного образования произошли структурные и качественные изменения: реорганизация семилетних и десятилетних школ в восьмилетние и средние трудовые с производственным обучением, переход к всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, придание характера политехнической восьмилетней и средней школе. В учебный процесс восьмилетних и средних школ вводилось трудовое начало с ориентацией в перспективе на получение специального образования в учебных заведениях, а также на применение полученных знаний и практических навыков на производстве.

Анализ проблемы целесообразен как в научном, так и в практическом плане, поскольку предоставляет возможность оценить результаты реформы с учетом особенностей региона, а также понять значимость принятых законодательных актов в масштабе всей страны.

Принятый закон и процесс реализации школьной реформы стали предметом пристального внимания ученых, педагогов и разных слоев общественности. Научный интерес к деятельности общеобразовательной школы в советской историографии наблюдался уже в 1950-е гг. Еще в более ранних тру-

дах Н.П. Киреева [9], М.П. Кима [8] рассматривались проблемы подготовки выпускников средних школ к производственной деятельности.

Большую роль школы в решении задачи по подготовке кадров рабочих признавал исследователь проблемы профессионально-технического образования в стране А.П. Осипов. «Школа при перестройке системы народного образования является базой для профессионального образования», - подчеркивал он [13. С. 446].

В центре внимания историков находились вопросы подготовки учительских кадров, развития материальной базы, сети школ, а также различные аспекты воспитания детей. М.А. Прокофьев обосновывал новые подходы к осуществлению обучения: политехнизация, введение трудовой подготовки, улучшение материально-технической базы, совершенствование профессионального уровня учительских кадров и т.д. [15].

В условиях перестройки школьного образования в середине 1980-х гг. одной из важнейших исследовательских тем стало введение всеобщего среднего образования. Вышли работы обобщающего характера, в которых были подведены итоги реализации реформы 1958-1964 гг.: переход к всеобщему обязательному воспитательному образованию, качественное повышение уровня учебно-воспитательного процесса, кадровое обеспечение, партийное руководство и др.

Региональная историография проблемы представлена в обобщающих трудах по теме школьного образования, а также в статьях, в которых рассматривались отдельные аспекты национального образования, подготовки кадров и т.д. Среди авторов следует назвать Н.Е. Егорова [4], Л.А. Ефимова [5], В.В. Кидряшкина [7], А.С. Паймакова [14], Т.С. Сергеева [16], Е.К. Минееву [12], В.Б. Ласточкина [10], Т.В. Юстус [17] и др.

Анализируемая в предлагаемой публикации проблема проводимой в стране реформы осуществлена на примере Чувашской АССР с учетом территориальных, экономических, культурных, этнических и других измерений.

Методологическую основу процесса политехнизации школьного образования определяют принципы исторического познания, научной объективности, историзма, сопоставления, системность и комплексность.

Необходимость в проведении школьной реформы в 1958-1965 гг. в стране диктовалась тем, что в обществе к этому моменту проявилось очевидное несоответствие между состоянием производства и его обеспечением кадрами. Нарастающая интенсификация промышленности, сельского хозяйства требовала, с одной стороны, повышения технического, общеобразовательного уровня рабочих и колхозников, особенно молодых, которые рассматривались в качестве основного кадрового резерва страны. С другой стороны, в обществе, среди молодежи, явно обозначилось стремление получить высшее образование. В законе подчеркивалось, что вузы должны готовить высококвалифицированных специалистов, которые должны быть знакомы с новейшими достижениями науки и техники, хорошо подготовлены в практическом плане, должны умело использовать современную технику, стремиться создавать технику будущего.

Осуществление в этих условиях политехнизации обучения в школе признавалось стратегической целью, направленной на подготовку выпускников восьмилетней и средней школы к высокоэффективному производительному труду в промышленности и сельском хозяйстве, к поступлению в высшие учебные заведения, готовившие будущих специалистов для различных производств.

В школах Чувашии планомерная политехнизация среднего образования началась сразу после принятия вышеозначенного закона. Стали вводиться новые учебные планы, программы с наличием в них заметного числа предметов естественно-математического характера. Этот подход был активно осуществлен в

1Х-Х1 классах средней школы с производственным обучением. На общие и политехнические предметы отводилось - 2408 учебных часов, на практические виды работ - 304, основы производства и производительный труд - 1356, факультативные занятия - 452. Всего за весь курс обучения в одиннадцатилетней школе учебным планом предусматривалось 4068 часов [2. Д. 216. Л. 12]. По естественно-математическим предметам был расширен курс обучения, и главное, его содержание было построено так, чтобы учащиеся не только получали знания основных законов, теорий, фактов, но и понимали их значимость для производственной деятельности, осуществляемой специалистами, и умели применять их на практике. Такой подход рассматривался как важное условие осуществления принципа связи знаний с жизнью, производством. Из курса химии учащиеся получали знания по неорганической и органической химии, увязанные с научными основами химической промышленности, с учетом применения достижений в этой области в разных сферах производства, на транспорте, в быту и других областях. Учащиеся знакомились с основными процессами производства по изготовлению пластмассовых, синтетических волокон, каучука, удобрений и т.д. Учебный план средней школы с производственным обучением предусматривал увеличение часов на изучение биологии с целью более подробного ознакомления учащимися с физиологией растений и животных, включенной в программу по этому предмету.

Важное место в учебно-воспитательной работе занимал курс производственного обучения. В теоретическом плане он включал в себя круг вопросов, которые относились к освоению особенностей конкретных профессий, структуры, организации, технологических процессов, оборудования, организации труда, технического нормирования, расчета зарплаты того или иного производства. В практическом выражении производственное обучение систематически и последовательно осуществлялось в направлении усвоения конкретных производственных знаний и навыков [2. Д. 216. Л. 15].

В осуществлении процесса политехнизации в школах большую роль сыграл Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я. Яковлева, возглавляемый в годы осуществления школьной реформы А.С. Марковым, коллектив которого продолжал работать в тесном контакте со школами и в своей научно-исследовательской работе большое внимание уделял проблемам, связанным с политехнизацией восьмилетней и средней школы [11. С. 67].

В масштабе республики осуществлялось трудовое обучение школьников в разных формах. Например, путем организации общественно полезного труда на предприятиях, в колхозах и совхозах. Некоторые производственные коллективы проявили в этом деле собственную инициативу. В 1962 г. коллектив завода «Резинотехнических изделий имени В.И. Чапаева» провел работу по оборудованию производственных мастерских в средней школе № 7 г. Чебоксары с целью осуществления в дальнейшем на этой базе подготовки слесарей и токарей из числа учащихся старших классов. Инициаторы этого мероприятия призвали руководителей, партийные организации предприятий республики установить эффективные связи со школами и поддержать их начинание. Этот призыв был услышан, и многие предприятия приняли в этом направлении конкретные решения. В числе таковых оказался Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат, который неоднократно оказывал помощь подшефной средней школе № 11 г. Чебоксары в осуществлении производственной подготовки учащихся. Шефские функции по отношению к средней школе № 9 города ответственно выполнял Чебоксарский завод электрических исполнительных механизмов. За каждым учеником школы на предприятии было закреплено определенное рабочее место. Практические занятия на токарных, фрезерных станках, на сборочном участке, в ремонтно-

механическом цехе сочетались с теоретическими формами работы, проводимыми как на заводе, так и в школьных помещениях. Между школой и заводом была установлена тесная связь. Администрация завода, инженерно-технические кадры, простые рабочие подходили к выполнению своих функций со всей ответственностью, понимая, что проявленная с их стороны конкретная помощь принесет пользу не только молодым людям, но и общему делу. Ценная помощь школе со стороны завода была оказана при оборудовании школьного кабинета электротехники: его оборудование пополнилось электрическим исполнительным механизмом ПМ-2-120, в изготовлении которого принимали участие ученики, проходившие практику в школе. Надеясь на пополнение рабочих сил на своем предприятии за счет выпускников подшефной школы, руководство создавало условия для прохождения на предприятии производственной практики, активно вводило их в различные сферы деятельности. На предприятии проводились собрания учеников, родителей, учителей совместно с представителями администрации, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, на которых вносилось много предложений по вопросам улучшения производственного обучения учащихся и трудоустройства будущих выпускников в соответствии с полученными профессиями. Комиссия по политехнизации школы во главе с главным инженером завода В.И. Иваницким раз в четверть обсуждала вопросы школьного обучения в условиях производства.

В сельских районах республики учащиеся 1Х-Х1 классов средних политехнических школ с производственным обучением получали общеагрономическую и общетехническую подготовку. Основными формами реализации этого направления подготовки являлись теоретические и лабораторно-практические занятия по растениеводству, животноводству, механизации и электрификации сельского хозяйства.

Сельские школы осуществляли производственное обучение по месту жительства с учетом направленности производства колхозов и совхозов. Одной из форм участия школ в сельскохозяйственном производстве стала опытническая работа.

Опытническая работа учащихся была предусмотрена государственной программой и нацелена на поиск рациональных, результативных решений по выращиванию важных для сельскохозяйственного производства культур и наиболее продуктивных пород животных и домашней птицы [2. Д. 216. Л. 52-53]. Например, 4 апреля 1961 г. Министерство просвещения ЧАССР одобрило деятельность Магасьской восьмилетней школы Марпосадского района по организации опытнической работы. Эта школа оказала действенную помощь шефствующему над школой колхозу «Коммунизм», который взял на себя повышенные обязательства по возделыванию кукурузы на полях этого колхоза в связи с предстоящим XXII съездом КПСС. По примеру этой школы в работу включились и другие школьные учебные заведения [2. Д. 203. Л. 79-81]. Известно, что учащиеся приступили к выращиванию кукурузы уже в 1955 г., в 1960 г. колхозом для продолжения работы в этом направлении была отведена площадь в 15 га. В результате активной работы всего коллектива удалось добиться выращивания кукурузы на зерно, получить гибридные семена, которые целесообразнее было применять при посеве в местных климатических условиях. Школа вела большую работу по заданию Всесоюзного НИИ кукурузы. Учащиеся наблюдали за 13 сортами кукурузы с целью выявления наиболее урожайных именно в условиях данной местности с учетом сроков созревания, сохранности семян и других показателей [2. Д. 203. Л. 82-83].

К 1961 г. общая площадь школьных учебных опытных участков составляла 42,3 га. Кроме того, учащиеся вели опытническую работу на полях и фермах

колхозов и совхозов. Особых успехов в этом деле добились Октябрьская, Сят-ракасинская, Шоршельская средние школы, Мариинско-Посадская, Дубовская, Алмандеевская, Арзаматовская, Перво-Синьяльская, Сюндюковская восьмилетние школы, ряд других школ Марпосадского района [2. Д. 259. Л. 20].

Реформа системы школьного образования вызвала необходимость переподготовки учителей и работников органов народного образования, повышения их педагогического мастерства. В условиях политехнизации школы важную роль сыграли годичные курсы по изучению промышленного и сельскохозяйственного производства, действующие с 1 февраля 1959 г. при всех школах республики по 100- и 200-часовой программе. Занятия проводились на шефствующих заводах, фабриках, колхозах и совхозах. Эти курсы прошли более 6 тыс. учителей различных специальностей. 9,5 тыс. учителей участвовали в организованных для них учебно-познавательных экскурсиях по ознакомлению с производством на предприятиях, в колхозах и совхозах [3. Д. 245. Л. 78]. В повышении квалификации и педагогического мастерства учительских кадров большую роль сыграли научно-практические конференции по актуальным проблемам обучения и воспитания школьников, приобщения их к труду. Они проводились на базе передовых школ республики. За 1959-1965 гг. было проведено 13 республиканских научно-практических конференций с участием 4,5 тыс. учителей [3. Д. 208. Л. 27].

Предпринимаемые разными структурами образовательной системы меры способствовали реализации основных направлений осуществляемой в стране школьной реформы.

Оценивая результаты политехнизации образования, следует подчеркнуть, что внедрение этого принципа в школьную практику дало хорошие плоды в виде пополнения разных сфер народного хозяйства квалифицированными работниками. По данным Центрального статистического управления ЧАССР, только за 1959/60 учебный год общеобразовательные школы республики окончили 11 тыс. человек, их которых на дневное отделение вузов поступило 668 человек, на дневное отделение техникумов - 2632 человека. Свыше 6 тыс. выпускников поступили работать на производство: в сферу промышленности, строительства, связи, в колхозы, совхозы, РТС. Многие из них одновременно учились в вечерних и заочных вузах и техникумах [3. Д. 186. Л. 74-75].

Следует отметить, что в реализации политехнического обучения встречалось немало трудностей. Далеко не всегда присутствовал критический подход к выбору характера производственного обучения в школе, не всегда учитывались потребности предприятий, организаций, интерес самих учащихся к выбору будущей профессии. Не всегда принимались во внимание расположение базовых производственных объектов, слабая обеспеченность многих школ необходимым техническим оборудованием в кабинетах, имела место нехватка специалистов в школе для результативного осуществления профессионально ориентированной практической подготовки учащихся.

При всех сложностях и проблемах в осуществлении политехнического обучения значимость этого направления для решения задачи подготовки профессионально ориентированного работника производства, получения специального среднего и высшего образования в тех условиях недооценивать нельзя. Полученные в этом направлении результаты проводимой реформы в Чувашии могут служить основанием для такого вывода.

Литература

1. Встреча с президентом организации WoridSkills ^егпайопа! Саймоном Бартли (24 марта 2015 г. Москва, Кремль) [Электронный ресурс] // Президент России: офиц. сайт. и^: Ь|Нр:/^реаа1. kremlin.ru/events/president/transcripts (дата обращения: 21.05.2017).

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 221. Оп. 31.

3. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 1350. Оп. 2.

4. Егоров Н.Е. Сельская общеобразовательная школа Чувашской АССР (1966-1985). Исторический очерк. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. 231 с.

5. Ефимов Л.А. Школы Чувашского края в Х1Х-ХХ вв. М.: МГОПУ имени М.А. Шолохова, 2003. 535 с.

6. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в стране». Постановление Верховного Совета СССР от 24 декабря 1958 г. // Директивы и материалы по перестройке школы. М.: Учпедгиз, 1960. С. 86-102.

7. Кидряшкин В.В. Мордовия на пути к всеобщему среднему образованию. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973. 160 с.

8. Ким М.П. Советская культура. М.: Госполитиздат, 1957. 388 с.

9. Киреев Н.П. Народное образование СССР. М.: Знание, 1957. 134 с.

10. Ласточкин В.Б. К вопросу о материально-техническом обеспечении школ Чувашской АССР в период перехода к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию (19581964 гг.) // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 26-32.

11. Марков А.С. Полвека служению высшей школе. Воспоминания. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 76 с.

12. Минеева Е.К., Тохтиева Л.Н., Григорьев В. С. Первые высшие награды учителей Чувашии // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 65-70.

13. Осипов А.П. К перестройке профессионального образования в связи с ускоренным техническим прогрессом // Новая система народного образования в СССР: сб. док. и ст. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1960. С. 438-452.

14. Паймаков А.С. Развитие школы в Марийской АССР (1917-1969). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1970. 244 с.

15. Прокофьев М.А. Актуальные задачи советской школы. М.: Наука, 1969. 231 с.

16. Сергеев Т.С. Школа поисков и инноваций: к 70-летию Чебоксарской гимназии № 4 / Чуваш. гос. пед. ун-т имени И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2006. 386 с.

17. Юстус Т.В., Андреева А.А. Из истории трудового воспитания студенческой молодежи в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова // Человек труда в истории: актуальные вопросы исторической науки, архивоведения и документоведения. III Смирновские чтения: ст. III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары 25 марта 2016 г.) Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. C. 95-102.

ДЕМИДОВА ИДА ИВАНОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

ЛАСТОЧКИН ВЯЧЕСЛАВ БОРИСОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

ЮСТУС ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

I. DEMIDOVA, V. LASTOCHKIN, T. IUSTUS

POLYTECHNIC TRAINING IN CHUVASHIA SCHOOLS IN 1958-1964

Key words: public education, school, reform, introduction of polytechnic education, labor training, curriculum.

The article examines the historical experience of polytechnics introduction within the framework of school reform carried out in the Soviet Union in 1958-1964. The given problem is analyzed by the authors on the example of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic, taking into account national and regional specifics in organization, forms of implementation, and effectiveness of the school reform. The importance of adopted legislative acts on a national scale is shown. Based on new archival material, the experience of reforming the structure of school education was studied. Introduction of labor education and training lessons in the school system is of interest from the point of view of their positive results for scientific and technical development of the society as well as identification of causes for unresolved issues in the reform. The methods of polytechnical education introduction, introduction of the labor principle into school education, teachers' advanced training, the experience of school teachers-innovators in implementation of a new direction contributed to modernization of educational system and communication of school with the national economy.

References

1. Vstrecha s prezidentom organizatsii WoridSkills International Saimonom Bartli (24 marta 2015 g. Moskva, Kreml') [Meeting with President of WorldSkills International Simon Bartley]. Available at: http://special. kremlin.ru/events/president/transcripts (Accessed 21 May 2017).

2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 221. Opis' 31 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 221. Anagraph 31].

3. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1350. Opis' 2. [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1350. Anagraph 2].

4. Egorov N.E. Sel'skaya obshcheobrazovatel'naya shkola Chuvashskoi ASSR (1966-1985). Istoricheskii ocherk [The Chuvash ASSR Rural Comprehensive School (1966-1985)]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1974, 231 p.

5. Efimov L.A. Shkoly Chuvashskogo kraya v XIX-XX vv. [The Chuvash Region Schools in the XIX-XX vv.]. Moscow, 2003, 535 p.

6. Zakon «Ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'neishem razvitii sistemy obrazovaniya v strane». Postanovlenie Verkhovnogo Soveta SSSR ot 24 dekabrya 1958 g. [The Law «About the School and Life Links Fortification and the Country's educational System Further Development» the USSR Supreme Soviet Decree of December 24, 1958]. Direktivy i materialy po perestroike shkoly [The school Rearrangement Directives and Materials]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1960, pp. 86-102.

7. Kidryashkin V.V. Mordoviya na puti k vseobshchemu srednemu obrazovaniyu [Mordovia on the way to the General Secondary Education]. Saransk, Mordovian Publishing House, 1973, 160 p.

8. Kim M.P. Sovetskaya kul'tura [The Soviet Culture]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1957, 388 p.

9. Kireev N.P. Narodnoe obrazovanie SSSR. [Public education of the USSR]. Moscow, Znanie Publ., 1957, 134 p.

10. Lastochkin V.B. K voprosu o material'no-tekhnicheskom obespechenii shkol Chuvashskoi ASSR v period perekhoda k vseobshchemu obyazatel'nomu vos'miletnemu obrazovaniyu (19581964 gg.) [To the question of the Chuvash ASSR School Administrative Assistance during the Transition to the General Compulsory Eight Year Education (1958-1964 rr.)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2012, no. 4, pp. 26-32.

11. Markov A.S. Polveka sluzheniyu vysshei shkole. Vospominaniya [Half a Century to the Upper School Service. Memoirs]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2005, 76 p.

12. Mineeva E.K., Tokhtieva L.N., Grigor'ev V.S. Pervye vysshie nagrady uchitelei Chuvashii [The Chuvash School Teachers First Highest Awards]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2012, no. 1, pp. 65-70.

13. Osipov A.P. K perestroike professional'nogo obrazovaniya v svyazi s uskorennym tekhni-cheskim progressom [To the Professional Education Rearrangement with Reference of the Accelerated Technical Progress]. Novaya sistema narodnogo obrazovaniya v SSSR: sb. dok. i st.i [The USSR New System of the Popular Education. The Documents and Articles Digest]. Moscow, 1960, pp. 438-452.

14. Paimakov A.S. Razvitie shkoly v Mariiskoi ASSR (1917-1969) [The Mari ASSR School Development (1917-1969)]. Yoshkar-Ola, Mari Publishing House, 1970, 244 p.

15. Prokofev M.A. Aktual'nye zadachi sovetskoi shkoly [The Soviet School Actual Problems]. Moscow, Nauka Publ., 1969, 231 p.

16. Sergeev T.S. Shkola poiskov i innovatsii: k 70-letiyu Cheboksarskoi gimnazii № 4 [The School of Researches and Innovations: to the Seventieth Anniversary of the Cheboksary Gymnasium 4]. Cheboksary, 2006, 386 p.

17. lustus T.V., Andreeva A.A. Iz istorii trudovogo vospitaniya studencheskoi molodezhi v Chuvashskom gosudarstvennom universitete imeni I.N. Ul'yanova [From the history of the labor education of students in the Chuvash State University named after I.N. Ulyanova]. Chelovek truda v istorii: aktual'nye voprosy istoricheskoi nauki, arkhivovedeniya i dokumentovedeniya. III Smirnovskie chteniya: stat'i III Vseros. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary 25 marta 2016 g.) [Proc. of Ill Rus. Sci.-Pract. Conf. «Man of Labor in History: Topical Issues in Historical Science, Archival Studies and Document Management». (Cheboksary, March 25, 2016)]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2016, pp. 95-102.

DEMIDOVA IDA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

LASTOCHKIN VYACHESLAV - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Russian History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

IUSTUS TATIANA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Russian History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

Ссылка на статью: Демидова И.И., Ласточкин В.Б., Юстус Т.В. Политехническое обучение в школах Чувашии в 1958-1964 годах // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.