УДК 94 (47)
DOI: 10.24411/2076-4766-2017-10404
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ ТРУДОВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В БАШКИРСКОЙ АССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
© Н.Ф. Фатхлисламова,
аспирант,
Башкирский государственный
университет,
ул. Фрунзе, 32,
450076, г. Уфа,
Российская Федерация
эл. почта: [email protected]
В статье рассматриваются важнейшие аспекты становления сельских школ в послевоенные годы Башкирской АССР. За этот период была разработана целостная школьная система и ее достижения получили широкое признание. Изучение истории государственного образования позволяет лучше понять тенденции, выделить важные изменения в содержании школьной системы, рассмотреть процессы в структуре школ. Роль политехнического образования в обществе возрастает в связи с глубокими изменениями в социально-экономической системе общества, на работе, в семьях, в учебных заведениях. В послевоенный период, в связи с промышленным ростом страны, в условиях научно-технической революции, были востребованы школы с трудовой подготовкой. Последние годы характеризуются модернизацией школьной системы, созданием новых форм и методов обучения. В связи с социально-экономическими изменениями, возникает необходимость реформировать образование. Условия работы школ и требования к обучению постоянно менялись. В последние годы произошли глубокие изменения в жизни школ, появились новые формы и методы обучения. Особенно порадовало возвращение в школу трудового обучения, что немаловажно для школы. Созданные модели трудовых училищ были признаны необходимыми для современных школ, некоторые элементы профессиональной подготовки учащихся были успешно использованы в школьных программах. В статье проанализирована деятельность сельских школ, выявлены этапы развития образования в послевоенные годы. Деятельность средней школы зависит от материальной базы, наличия подготовленных кадров, четкой программы и содержания. В данной работе так же рассматривается общая идея профильного образования, определяются историко-педагогические условия, педагогическая практика, последовательное внедрение профессионального образования в вузе; собрана информация об изменениях в образовательном процессе, этапах, особенностях развития школы, тенденциях и динамике их роста, выявлены положительные педагогические опыты, возможности их использования в решении образовательных проблем.
Ключевые слова: государственное образование, политехническое образование, реформа, строительство, трудовая школа, образовательный процесс, материальная база, педагогические кадры, модернизация
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
'2018, том 29, № 4(92) |||||||||||||||||||||||||||||||||||
© N.F. Fatkhlislamova
THE DEVELOPMENT OF RURAL LABOUR POLYTECHNIC SCHOOL IN THE BASHKIR ASSR DURING THE POSTWAR PERIOD
Bashkir State University,
32, ulitsa Frunze,
450076, Ufa, Russian Federation,
el. mail: [email protected]
The article deals with the most important aspects of the formation of rural schools in the postwar Bashkir ASSR. During this period, a holistic school system was developed, and its achieve-
ments got wide recognition. The research on the history of public education allows us to better understand the trends, highlight important changes in the content of the school system and consider the processes occurred in the structure of schools. The role of polytechnic education in society was increasing due to profound changes in the socio-economic system, at work, in Russian families, and in educational institutions. Over the postwar period, schools with their labour training were keenly sought after in connection with the industrial growth of the country in terms of scientific and technological revolution. Recent years were characterized by modernization of the school system with creating new forms and methods of education. Because of socio-economic changes, it became necessary to reform education. The working conditions of schools and training requirements are bow constantly changing. In recent years, profound changes have occurred in the school life, and new teaching forms and methods have emerged. The return to labour training, which is of much importance for school, seems particularly encouraging. The previously developed models of labour schools are found necessary for modern educational institutions, and some elements of vocational training are being successfully used in school programmes. The article attempts to analyze the activities of rural schools and identify the stages of their development as an improvement of the education system in the postwar years. Secondary school activities depend on the material base and the availability of well-trained teaching staff, clear-cut programmes and contents. Consideration is given to the general idea of specialized education, historical and pedagogical conditions, pedagogical practices, and consecutive introduction of vocational education in high school. Information is presented on the changes in the educational process, stages and features of school development, trends and dynamics of their growth; positive pedagogical experiences and possibilities of their use in solving today's educational problems are revealed.
Key words: public education, polytechnic education, reform, construction, labour school, educational process, material base, teaching staff, modernization
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
'2018, том 29, № 4(92) llllllllllllllllllllllllllIIIIIIIiEbI
Проблема сельских общеобразовательных школ на протяжении всей истории российского образования находится в центре внимания. Сохранение их числа как одного из видов учебных заведений считается важным для общества. Как особой сферы жизни общества и государства, в школах совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний и культурного опыта поколений, но самого характера мышления, миропонимания, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации. Основываясь на успехах, достигнутых в советское время, учитывая сложность образовательного процесса, современная сельская школа служит культурно-образовательным пространством, в котором учащиеся не только приобретают знания, но и жизненный опыт.
Как процесс развития личности, система образования связана с овладением социально значимого опыта, воплощенного в знаниях, умениях, творческой деятельности как необходимое условие для сохранения материальной и духовной культуры [1]. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения молодого поколения, определенного в заявлении достижения гражданином (учащимся) установленных образовательных уровней (образовательных цензов) [2].
В послевоенные годы в жизни школы произошли значительные изменения, появились виды учебных заведений, структуры, формы и методы учебного процесса. Под влиянием республиканского руководства, в этот период созданы условия для среднего образования с производственной подготовкой, построены новые объекты. Многие аспекты сельских школ до сих пор не изучены. Современная система образования стала многогранной, открытой и доступной для самореализации личности.
Общее исследование образовательных проблем, представленных в работе С. С. Зай-нашева «Народное образование за 25 лет», включает обзорный материал о трудностях средней школы, изменениях в деятельности административных структур. Автор объективно рассматривает противоречивые процессы, связанные с материальными ресурсами [3]. В работе Р. М. Янгирова «Общественные начала в развитии культуры Башкирской АССР» приводится общее описание школьной сети, характеризующееся методами и формами обучения, необходимостью внедрения политехнических школ, имеются сведения о перспективах развития средних школ, их профессионально-технической подготовки [4]. В книге К. З. Фатихова «Деятельность партийной организации Башкирии по ликвидации неграмотности и развитию общеобразовательной школы в республике» представлен углубленный анализ развития образования в 1945-1958 гг., проблемы строительства школ, перечислен кадровый резерв, имеются сведения относительно учебного процесса, указаны перспективы решения задач [5]. Л.Г. Гибатуллина в своей работе «Борьба Башкирской партийной организации за ликвидацию неграмотности среди взрослого населения» показывает роль партийного руководства в сфере образования. Автор прослеживает основные тенденции развития школьной системы, определяет роль партийного руководства, отмечает важность образования взрослых в вечерних школах и необходимость обеспечения их базовыми знаниями [6]. Г.Ш. Илишев в своей работе «Деятельность Башкирской партийной организации по развитию сельского хозяйства» поднимает вопросы формирования инфраструктуры в сельских населенных пунктах, впервые затрагивает неизученные вопросы в сфере образования [7]. Большой интерес вызывает другая работа автора «Башкирская деревня в первые послевоенные 1946-1950 годы», где пытается проследить события
послевоенного разрухи, проблемы сельской школы, планы восстановления начального образования [8]. В работе К.З. Фатихова «Башкирская парторганизация в борьбе за создание советской интеллигенции в период строительства социализма» доказана значимость взаимодействия общественных организаций со школой. Отмечается сокращение количества детей в начальных школах, роль партии в ликвидации неграмотности взрослого населения и осуществлении начального образования [9]. В работе В.Г. Гайнетдинова «Интернациональное воспитание в истории пионерской организации Башкирии в 1923-1970 годы» представлены материалы по трудовому обучению, анализируются формы и методы, уделяется особое внимание к анализу профессиональной подготовки учащихся, оценивается роль пионерской организации в воспитании подростков [10]. В работе Г.Г. Уфимцевой «Руководство Башкирской партийной организации» рассматриваются вопросы политического образования в 1959-1965 гг., анализируются этапы развития среднего образования, отслеживаются тенденции обновления и изменения школьной политики, важность изменения школьных программ, отмечается положительное влияние партийного руководства на процессы образования [11]. В работе Ф.Х. Мустафиной «Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР» содержится информация о росте грамотности, процентах зачисления в начальные школы. Результаты исследования и обобщения передовой практики были отражены в учебных программах, учебниках, учебно-методических пособиях и книгах [12]. В работе Г.З. Кутушева «Народный Комиссариат просвещения Башкирской АССР в 19191941 годы» оценивается четкая программа народного образования. Автором отмечено, что обучение нового поколения попадает под контроль партийно-государственной власти, наполненной идеологическим содержанием. Система управления образованием сыг-
рала в этом процессе ключевую роль, проводя строгую административную политику [13]. Большой интерес представляет работа К.Ш. Ахиярова «Политехническая ориентация на обучение базовым наукам в средней школе», в которой подчеркивается необходимость совершенствования трудовой политехнической подготовки и профориентации учащихся, укрепления материальной базы школ [14].
На территории республики в 30-е годы была создана устойчивая структура органов народного образования во главе с Баш-наркомпросом. В рамках Малой Башкирии учреждается первая комплексная система центрального аппарата и его подразделений на местах - кантонные отделы народного образования. После объединения Малой Башкирии и Уфимской губернии в границах единого Башкирского Комиссариата АССР произошло несколько крупных структурных реорганизаций. Их цель заключалась в повышении эффективности работы ведомства путем оптимизации и сокращения расходов на содержание персонала. При отборе кадров учитывались социальные и национальные критерии. Руководство партии объединило административные и добровольно-принудительные методы управления.
Министерство просвещения Башкирской АССР при содействии партийных и общественных организаций повысило уровень грамотности взрослого населения. Культурная реформа сопровождалась ликвидацией интеллигенции, был потерян целый пласт научного и культурного наследия.
Силами органов власти сформирована новая система учебных заведений, лишенная сословных, национальных, религиозных направлений. В ходе внедрения всеобщего начального образования удалось полностью охватить детей младшего школьного возраста, было положено начало утверждению всеобщего трудового среднего образования.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
'2018, том 29, № 4(92) |||||||||||||||||||||||||| 11111111 Ба
Задача всеобщего образования, характер и направления его реализации обусловлены изменениями условий и социально-экономическими преобразованиями. Правительство поставило перед собой цель построения сильной экономики, которая невозможна без кадров. Приток в производство специалистов способствовал росту производства и повышению производительности труда, что требовалось в плане мобилизации ресурсов государства. В обществе возникла дискуссия о том, как на практике приблизить школу к реальности и как это выполнить.
В связи с введением профессионального образования с середины 50-х гг., задачей стало привлечение к производительному труду через производственное обучение. Школа перешла на новый этап, началась работа по внедрению системы профессионального образования в школах.
Школа подготовила специалистов для отраслей, определяющих профиль специальности. За годы введения всеобщего начального образования неуклонно росла сеть средних школ. Например, в БАССР в 1951-1952 учебном году функционировало 263 средних школ, 1286 семилетних школ, 3592 начальных школ [15, с. 39], с 1951 года по 1958 год в республике количество средних школ увеличилось на 182 школы [16, с. 64].
Перспективы съездов, пленумов сыграли огромную роль в развитии профильного обучения. В частности, материалы Пленума ЦК КПСС от 1955 года и XII съезд ВЛКСМ от 1954 года, директивы XIX съезда КПСС, закон 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Также положение «О средней общеобразовательной трудовой школе с производственным обучением», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 1959 года, директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему развитию народного хозяйства СССР в 1966-1970 гг. [17, с. 104-405].
С 1946 г. Верховный Совет БАССР поднимает вопросы совершенствования образования, принято решение о расширении количества школ, подготовки учителей, укреплении материальной базы.
Районные советы народных депутатов, органы местного самоуправления обеспечили полноценное посещение учащихся, вели учет детей, следили за работой школьных учреждений, принимали меры по укреплению материальной базы школ, внешкольных учреждений, распределяли в установленном порядке денежные средства. Обеспечили устройство детей, оставшихся без попечения родителей в школы-интернаты. Ими решены вопросы усыновления, патронажа, курируются опека и попечительство над несовершеннолетними.
В учебном процессе были выявлены серьезные недостатки, связанные с посещением, вне школы осталось большое количество учащихся. В 1950-1951 учебном году не ходили в школу 14500 учащихся, не явились на занятия 9550 учащихся, в том числе 4560 учащихся после начальной школы [18, с. 12].
Состоявшийся в июле 1955 года Пленум ЦК КПСС определил развитие многоотраслевой промышленности за счет увеличения производства и производительности труда. Изменились сроки обучения, объемы и содержания, улучшилась успеваемость и посещаемость учащихся, снизилось количество второгодников. Выполняя директивы XIX съезда КПСС «О политехническом и всеобщем десятилетнем обучении», школа расширила количество учащихся 8-10 классов, увеличила выпуск подростков, получивших профессию вместе с общим обучением.
Школы разработали план внеклассных мероприятий, которые способствовали организации занятости. После Всероссийского совещания по вопросам внешкольной деятельности, состоявшегося в 1952 году, повышается ответственность руководства за организацию работы технических кружков, опытных участков, внеклассной работы [19, с. 15].
На основании постановления бюро Обкома КПСС и Совета Министров БАССР от 24 марта 1954 года «О трудоустройстве выпускников средних школ», в городах и районах БАССР создана комиссия по трудоустройству выпускников средних школ [20, с. 20].
В целях совершенствования распространения и внедрения передовой практики разработана внеклассная работа. Для организации трудовой деятельности работали кружки, способствовали этому пионерские и комсомольские организации. Состоявшийся XII съезд ВЛКСМ в 19-27 марта 1954 году создал специальную программу мероприятий, которые активизировали усилия по воспитанию патриотизма, борьбе с проявлениями недисциплинированности, любви к физическому труду.
Учебные программы нуждались в дальнейшей разработке. Нововведение не оправдало себя, требовалось улучшение содержания программы. В начальных классах вводится ручной труд, в 5-7 классах - практические занятия на учебно-опытных участках, в мастерских, в 8-10 классах уроки машиноведения. Учебный план включается 18 предметов. В план входили курсы по математике, истории, географии, биологии, изучение Конституции СССР было перенесено в 10 класс.
Основным условием перехода стало выполнение закона об общем образовании, принятого Верховным Советом СССР в декабре 1958 г. «Об укреплении связей школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы государственного образования в СССР», вместо всеобщего семилетнего образования было введено всеобщее восьмилетнее образование. По закону при реализации среднего образования остается школа с производственной подготовкой. Все организации, взаимодействующие со школами, преподавателями средних школ руководствовались положением «О средней общеобразовательной трудовой школе с производственным обучени-
ем», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1959 г. за № 2027. [21].
Организация в БАССР с 1956 г. школ-интернатов открывает новые возможности с первичным вовлечением детей-сирот, открыты в крупных городах, в некоторых районах. За определенный период можно проследить масштабы развития средних школ. Если в 1950 г. школы закончили 3910 юношей и девушек, то к 1956 г. стало 15209 выпускников, а в 1958 г. насчитывалось 16531 выпускников [22, с. 73-83].
Согласно приказу Министерства просвещения БАССР с 1 сентября 1960 г., 100 средних школ были переведены на новую учебную программу среднего профессионального образования с профессиональной подготовкой. После окончания восьмилетней школы дальнейшее обучение продолжали с производственным трудом. Желающие получить образование должны были учиться в средней школе с производственной подготовкой или в среднем профессионально-техническом училище. Учебу совмещали с работой в промышленности. В 1962-1963 учебном г. семилетние школы прекратили свое существование, школы перешли на восьмилетнее обязательное образование. В августе 1964 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением» срок был сокращен с 11 до 10 лет.
В связи с переходом общеобразовательных школ к среднему образованию, новой программой производственного обучения, увеличилось количество средних школ, резко возросло число учащихся в общеобразовательных школах. По данным 47 районов БАССР на 1 января 1955 года 2367 выпускников поступили учиться в высшие учебные заведения, 703 выпускника поступили в техникумы, 668 выпускников обучались в
технических курсах, 321 выпускник устроились работать учителями, пионервожатыми, библиотекарями, воспитателями. Также 1031 выпускник пошли работать в колхозы, 198 выпускников обучались в военных училищах, 320 выпускников стали призывниками [23, с. 34].
Создание большого количества восьмилетних школ носит обязательный характер, что зависело от государственной образовательной политики. Сложность развития школы, связанная с их реорганизацией, реконструкцией, перестройкой, изменениями в школьной сети в период реформ, свидетельствует о наличии негативных явлений. В 1966-1967 учебном году с 1-8 классов выбывали 14,4 тысяч учащихся, из которых 6,5 тыс. поступили в учебные заведения профессионального образования, 1,2 тысячи устроились на работу, 87-90% учеников доходили до 8 класса. Количество второгодников в 1-8 классах составило 31,5 тысяч, из которых 11,1 тысяч покинули школы во время учебы [24, с. 87]. Был ослаблен образовательный процесс, значительное количество подростков прервало обучение, не смогли во время получить общее среднее образование.
В конце 60-х гг. в школах начали обучать старшеклассников массовым сельскохозяйственным профессиям. Обеспечили их своими промышленными предприятиями, организациями, колхозами, совхозами для стажировок и практики. В средних и крупных восьмилетних школах создавались ученические производственные бригады. В 1958 г. были организованы 7637 производственных бригад с охватом 42245 учащихся, в том числе 1020 полеводческих, 450 животноводческих, 167 столярных бригад. Организованы комсомольцами пионерские лагеря с 3625 учащихся [25, с. 93]. Внедрение производственной подготовки в рамках сельских школ способствовало значительному повышению уровня воспитания, изменилось отношение молодежи к выбору профессий.
Таким образом, послевоенный период был временем перемен, произошли изменения в экономической и общественно-политической системе, также изменились духовные ценности. Школы выпускали специалистов различных отраслей промышленности. В сельских школах организовывались внеклассные мероприятия, которые развивали рабочую силу.
В средней школе было много трудностей -слабость материальной базы, отсутствие подготовки кадров, школьных зданий, учебников, квалифицированных учителей, сложность программы трудовой подготовки. Первые попытки подготовить квалифицированные кадры трудовой политехнической школой в 1954-1955 году не увенчались успехом: в первую очередь из-за отсутствия финансовых ресурсов, из-за профессиональной некомпетентности учителей.
Реформы, реализованные в 50-60-е годы, изменили образовательный процесс, характеризующийся поиском методов, разработкой новых программ. Создание политехнической школы способствовало освоению техники производства, расширению возможностей. Улучшилась трудовая и профессиональная ориентация учащихся, появилась преемственность, последовательность в овладении политехническими знаниями и навыками.
В процессе трудовой подготовки возникла органическая взаимосвязь между преподаванием дисциплин и производственной подготовкой, был утвержден план мероприятий по улучшению качества воспитательной работы, лучшей подготовки учащихся к общественно полезному труду. Укрепилась материальная база школ, обновился учебный процесс, улучшилось теоретическая подготовка учителей и руководящих кадров. Школы находились под контролем партии и правительства, которые сыграли ключевую роль, проводя жесткую административную политику, управляя школой, делая образование достоянием широких масс.
В сельских районах школы-интернаты играли важную роль в совершенствовании воспитательной работы. Проводились семинары и курсы для преподавателей, осуществлялся обмен опытом, развивалась самостоятельность учащихся. Организовали практику на учебно-экспериментальных участках, провели лабораторные работы в предметных кабинетах, провели экскурсии для учащихся старших классов, подростки имели возможность завершить восьмилетнее и среднее образование.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 25 декабря (№ 237), 1993 г.
2. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797.
3. Зайнашев С.С. Народное образование за 25 лет // Народное образование и здравоохранение. Уфа: Башгосиздат, 1944. С. 3-16.
4. Янгиров Р.М. Общественные начала в развитии культуры Башкирской АССР. Вып. 22. Уфа: БГУ. 1966. 212 с.
5. Фатихов К.З. Деятельность партийной организации Башкирии по ликвидации неграмотности и развитию общеобразовательной школы в республике (1917-1958 гг.). Вопросы истории Башкирии. Советский период. Уфа, 1972. Вып. 2. 256 с.
6. Гибатуллина Л.Г. Борьба башкирской партийной организации за ликвидацию неграмотности среди взрослого населения // Развитие народного образования в Татарии и Башкирии. Казань: Картонажно-полиграфические изделия. 1976. 89 с.
7. Илишев Г.Ш. Деятельность Башкирской партийной организации по развитию сельского хозяйства (1946-1970 гг.). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982. 276 с.
8. Илишев Г.Ш. Башкирская деревня в первые послевоенные годы. 1946-1950 гг. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. 90 с.
9. Фатихов К.З. Башкирская парторганизация в борьбе за создание советской интеллегенции в период строительства социализма: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1963. 34 с.
Итак, в послевоенный период произошли глубокие политические изменения, затронувшие основы, этапы развития школы, были определены основные направления, формы и методы их деятельности. Важность детального рассмотрения истории сельских школ обусловлена постоянным развитием и совершенствованием новых типов современной трудовой школы. В связи с этим актуальной научной проблемой становится обобщение исторического опыта, накопленного в школьной системе.
10. Гайнетдинов В.Г. Интернациональное воспитание в истории пионерской организации Башкирии. (1923-1970 годы): дисс. ... канд. ист. наук. Казань. 1971. 87 с.
11. Уфимцева Г.Г. Руководство Башкирской партийной организации. Деятельность культурно-просветительных учреждений по коммунистическому воспитанию трудящихся в период строительства коммунизма в 19591965 гг.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Л., 1971. 76 с.
12. Мустафина Ф.Х. Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР (19171978 гг.). Уфа: Башкнигоиздат, 1979. 192 с.
13. Кутушев Г.З. Народный комиссариат просвещения Башкирской АССР в 1919-1941 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Уфа, 2014. 228 с.
14. Ахияров К.Ш. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе: учебное пособие // К.Ш. Ахияров, П.Р. Атутов, Р.З. Тагариев. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
15. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. .26. Д. 461. Л. 39.
16. Народное хозяйство и культурное строительство БАССР. Статистический сборник. Уфа: Статистика, 1964. 240 с.
17. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док-тов. 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974. 559 с.
18. Резолюция Всероссийского совещания по вопросам внеклассной и внешкольной работы с детьми. 10-14 сент. 1952 г. // Упр. школ М-ва просвещения РСФСР. М.: Учпедгиз, 1953. 15 с.
19. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 32. Д. 1299. Л. 19-20.
20. Народное образование в СССР. 1917-1967 гг. / 23. под ред. М.А. Прокофьева, К. Айманова.
М.: Просвещение, 1967. 541 с.
21. Центральный государственный архив обще- 24, стенных объединений Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 32. Д. 2062. Л. 34.
22. Центральный государственный архив обще- 25. ственных объединений Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 27. Д. 103. Л. 73-83.
Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 26. Д. 461. Л. 65. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 26. Д. 461. Л. 87. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Оп. 33. Д. 1048. Л. 93.
R E F E R E N C E S
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) [The Constitution of the Russian Federation (adopted on December 12, 1993)]. Rossiyskaya Gazeta, December 12, 1993, no. 237. (In Russian).
2. Ob obrazovanii: Zakon RF ot 10.07.1992 № 3266-1 [On Education: Law of the Russian Federation No. 3266-1 of June 10, 1992]. Vedomosti Sovetov narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta Rossiyskoy Federatsii - Vedomosti Soviets of People's Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation, 1992, no. 30, art. 1797. (In Russian).
3. Zaynashev S.S. Narodnoe obrazovanie za 25 let [Public education for 25 years]. Narodnoe obrazovanie i zdravookhranenie [Public education and healthcare. Ufa, Bashgosizdat, 1944, pp. 3-16. (In Russian).
4. Yangirov R.M. Obshchestvennye nachala v raz-vitii kultury Bashkirskoy ASSR. [Social principles in culture development of the Bashkir ASSR]. Issue 22. Ufa, BGU, 1966. 212 p. (In Russian).
5. Fatikhov K.Z. Deyatelnost partiynoy organizat-sii Bashkirii po likvidatsii negramotnosti i raz-vitiyu obshcheobrazovatelnoy shkoly v respub-like (1917-1958) [Activities of the Bashkir party organization for the elimination of illiteracy and development of secondary school (1917-1958)]. Voprosy istorii Bashkirii. Sovetskiy period [Issues on the history of Bashkiria. Soviet period]. Vol. 2. Ufa, 1972. 256 p. (In Russian).
6. Gibadullina L.G. Borba bashkirskoy partiynoy or-ganizatsii za likvidatsiyu negramotnosti sredi vz-roslogo naseleniya. [The struggle of the Bashkir party organization for the elimination of illiteracy among the adult population]. Razvitie narodnogo obrazovaniya v Tatarii i Bashkirii [Public education development in Tataria and Bashkiria]. Kazan, Kartonazhno-poligraficheskie izdeliya, 1976. 89 p. (In Russian).
7. Ilishev G.Sh. Deyatelnost Bashkirskoy partiynoy organizatsii po razvitiyu selskogo hozyaystva (1946-1970 gg.) [Activities of the Bashkir party
organization for the development of agriculture (1946-1970)]. Saratov, Saratovskiy universitet, 1982. 276 p. (In Russian).
8. Ilishev G.Sh. Bashkirskaya derevnya v pervye poslevoennye gody. 1946-1950 gg. [Bashkir village in the first postwar years. 1946-1950]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatelstvo, 1988. 90 p. (In Russian).
9. Fatikhov K.Z. Bashkirskaya partorganizatsiya v borbe za sozdanie sovetskoy intellegentsii v period stroitelstva sotsializma [Bashkir party organization in the struggle for the creation of the Soviet intelligentsia during the construction of socialism]. PhD Thesis in History. Moscow, 1963. 34 p. (In Russian).
10. Gaynetdinov V.G. Internatsionalnoe vospitanie v istorii pionerskoy organizatsii Bashkirii (19231970 gody) [International education in the history of the pioneer organization of Bashkiria (19231970)]. PhD Thesis in History, Kazan, 1971. 87 p. (In Russian).
11. Ufimtseva G.G. Rukovodstvo Bashkirskoy partiynoy organizatsii. Deyatelnost kulturno-prosve-titelnykh uchrezhdeniy po kommunisticheskomu vospitaniyu trudyashchikhsya v period stroitelstva kommunizma v 1959-1965 gody [The leadership of the Bashkir party organization. Activities of cultural and educational institutions for communist upbringing of workers during the construction of communism in 1959-1965]. PhD Thesis in History. Leningrad, 1971. 76 p. (In Russian).
12. Mustafina F.Kh. Razvitie vseobshchego srednego obrazovaniya v Bashkirskoy ASSR (1917-1978 gg.) [Development of universal secondary education in the Bashkir ASSR (1917-1978)]. Ufa, Bashkni-goizdat, 1979. 192 p. (In Russian).
13. Kutushev G.Z. Narodnyy komissariat pros-veshcheniya Bashkirskoy ASSR v 1919m1941 gg. [People's Commissariat of Education of the Bashkir ASSR in 1919-1941]. PhD Thesis in History. Ufa, 2014. 228 p. (In Russian).
14. Akhiyarov K.S. Politekhnicheskaya napravlen-nost obucheniya osnovam nauk v obshcheobra-zovatelnoy shkole [Polytechnic orientation to
..........ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
40 '2018, том 29, № 4(92)
learning fundamentals of sciences at secondary school]. Training manual. Moscow, Prosveshche-nie, 1990. 287 p. (In Russian).
15. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 26, delo 461, list 39.
16. Narodnoe khozyatstvo i kulturnoe stroitelstvo BASSR [National economy and cultural construction of the Bashkir ASSR]. Ufa, Statistika, 1964. 240 p. (In Russian).
17. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazo-vatelnaya shkola [Public education in the USSR. Secondary school]. Collected documents. Moscow, Pedagogika, 1974. 559 p. (In Russian).
18. Rezolyutsiya Vserossiyskogo soveshchanya po voprosam vneklassnoy i vneshkolnoy raboty s detmi. 10-14 sent. 1952 g. [Resolution of the All-Russian Meeting on Extracurricular Activities with Vhildren. September 10-14, 1952.]. School Department of the RSFSR Ministry of Education. Moscow, Uchpedgiz, 1953. 15 p. (In Russian).
19. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 32, delo 1299, list 19-20.
20. Narodnoe obrazovanie v SSSR. 1917-1967 gg. [Public education in the USSR. 1917-1967]. M.A. Prokofyev, K. Aymanov (eds). Moscow, Pros-veshchenie, 1967. 541 p. (In Russian).
21. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 32, delo 2062, list 34.
22. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 27, delo 103, list 73-83.
23. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 26, delo 461, list 65.
24. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 26, delo 461, list 87.
25. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 33, delo 1048, list 93.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/