Научная статья на тему 'Школы в системе народного образования в Башкирской АССР в послевоенные годы'

Школы в системе народного образования в Башкирской АССР в послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОДЕРЖАНИЕ / ПРОГРАММЫ / МЕТОДЫ / УСПЕВАЕМОСТЬ / НЕРУССКИЕ ШКОЛЫ / ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ / РОДНОЙ ЯЗЫК / EDUCATIONAL PROCESS / CONTENT / PROGRAMMES / METHODS / ACADEMIC ACHIEVEMENT / NON-RUSSIAN SCHOOLS / ETHNIC COMPOSITION / NATIVE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатхлисламова Нурия Фанавиевна

В послевоенные годы под влиянием партийного руководства были созданы фундаментальные условия для начального и семилетнего образования, изменились формы и методы образовательного процесса, как введение политехнической направленности, создание профильных школ, национальных школ, обновлялась их структура, в связи с чем усложнялись типы образовательных учреждений. На современном этапе подъема национального самосознания усиливается роль образования. В соответствии со статьей 7 Закона Республики Башкортостан «Об образовании» от 01.07.2013 №696-з (принят Государственным Собранием Курултаем РБ 27.06.2013) перед обществом поставлены задачи о необходимости улучшения работы органов образования и возрождения национальных школ, тем самым совершенствовать языковую культуру населения республики. Есть тенденция возвращения к позитивным моментам образовательных процессов послевоенных лет и надежда, что это поможет решить проблемы обеспечения условий для возрождения и развития всех народов, населяющих Республику Башкортостан. В связи с этим становятся актуальными исследования достижений предыдущих лет в различных его областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schools in the System of Public Education in the Bashkir ASSR in the Postwar Years

Under the influence of the party leadership in the post-war years fundamental conditions for primary and seven-year education were created, forms and methods of educational process were changed such as the introduction of a polytechnic direction, the establishment of specialized and national schools, the updating of their structure, leading to the types of educational institutions becoming complexified. At the present stage of rise of national consciousness the role of education is strengthening. According to Article 7 of the law of the Republic of Bashkortostan On Education of July 7, 2013, N 696-з, adopted by the State Assembly Kurultay of the Republic of Bashkortostan on June 27, 2013, there are tasks before the society to improve the work of education agencies and revive national schools, hence to perfect the population’s linguistic culture. There is a tendency to return to positive aspects in educational processes during the post-war years. It is hoped that it will help solve the problems of providing conditions for the revival and development of all peoples inhabiting the republic. In this regard, the study of the achievements of previous years in its different fields is becoming topical.

Текст научной работы на тему «Школы в системе народного образования в Башкирской АССР в послевоенные годы»

Н.Ф. Фатхлисламова УДК 373.1:908

ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ АССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Аннотация

В послевоенные годы под влиянием партийного руководства были созданы фундаментальные условия для начального и семилетнего образования, изменились формы и методы образовательного процесса, как введение политехнической направленности, создание профильных школ, национальных школ, обновлялась их структура, в связи с чем усложнялись типы образовательных учреждений.

На современном этапе подъема национального самосознания усиливается роль образования. В соответствии со статьей 7 Закона Республики Башкортостан «Об образовании» от 01.07.2013 №696-з (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 27.06.2013) перед обществом поставлены задачи о необходимости улучшения работы органов образования и возрождения национальных школ, тем самым совершенствовать языковую культуру населения республики.

Есть тенденция возвращения к позитивным моментам образовательных процессов послевоенных лет и надежда, что это поможет решить проблемы обеспечения условий для возрождения и развития всех народов, населяющих Республику Башкортостан. В связи с этим становятся актуальными исследования достижений предыдущих лет в различных его областях.

Ключевые слова: образовательный процесс, содержание, программы, методы, успеваемость, нерусские школы, этнический состав, родной язык

Nuria F. Fatkhlislamova

SCHOOLS IN THE SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION IN THE BASHKIR ASSR IN THE POSTWAR YEARS

Abstract

Under the influence of the party leadership in the post-war years fundamental conditions for primary and seven-year education were created, forms and methods of educational process were changed - such as the introduction of a polytechnic direction, the establishment of specialized and national schools, the updating of their structure, leading to the types of educational institutions becoming complexified.

At the present stage of rise of national consciousness the role of education is strengthening. According to Article 7 of the law of the Republic of Bashkortostan On Education of July 7, 2013, N 696-з, adopted by the State Assembly -Kurultay of the Republic of Bashkortostan on June 27, 2013, there are tasks before the society to improve the work of education agencies and revive national schools, hence to perfect the population's linguistic culture.

There is a tendency to return to positive aspects in educational processes during the post-war years. It is hoped that it will help solve the problems of providing conditions for the revival and development of all peoples inhabiting the republic. In this regard, the study of the achievements of previous years in its different fields is becoming topical.

Key words: educational process, content, programmes, methods, academic achievement, non-Russian schools, ethnic composition, native language

Истории развития школьного образования в БАССР посвятили свои работы многие исследователи. Например, А.К. Рашитовым рассмот-

рены этапы становления начальной школы в республике, особенности реструктуризации содержания образования [1, с. 34]. В работе Р.У. Кузыева

Фатхлисламова Нурия Фанавиевна, филолог (Уфа), e-mail: nuria-fanavievna@mail.ru Nuria F. Fatkhlislamova, Philologist (Ufa), e-mail: nuria-fanavievna@mail.ru

© Фатхлисламова Н.Ф., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/3 (77)

имеются сведения о внедрении специальной политехнической направленности в школах [2, с. 28-56]. В работе Ф.Х. Мустафиной представлены материалы о деятельности партийных органов в области образования, о кадрах, впервые рассмотрены вопросы реорганизации начального и семилетнего образования [3, с. 54]. С.Р. Алибаев отмечает важность создания школ-интернатов [4, с. 34-58]. Заявленная тема рассмотрена в работах Л.Ш. Сулеймановой, в них впервые освещается история школы нерусских народов республики, подготовки учительских кадров через сеть педагогических техникумов [5, с. 8-15]. В работе Г.А. Асадуллиной представлена вся полнота государственной политики в деле организации образовательной системы в 50-е годы [6, с. 54-88].

Для педагогов, практических работников и начинающих исследователей полезно комплексное научное исследование академика АН РБ, члена-корреспондента РАО доктора педагогических наук А.С. Гаязова [7]. Научные труды К.Ш. Ахиярова связаны с совершенствованием трудовой политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся [8]. Большой интерес представляют также научные работы Г.Ш. Илишева, К.К. Тагирова, И.Н. Баишева, РЗ. Алмаева, М.Х. Ян-борисова, Ф.Г. Хисамитдиновой.

Одной из главных задач в области образования в послевоенные годы было реформирование школы и осуществление всеобщего начального и семилетнего образования, правильная организация учебного процесса. Важную роль в развитии и перестройке их программы сыграли принятые государственными органами документы.

В соответствии с постановлениями СНК СССР от 8 сентября 1943 г. (№ 964) и СНК РСФСР от 1 декабря 1943 г. (№ 966) в республике с 19441945 учебного года было введено повсеместно обязательное обучение детей начиная с семилетнего возраста. Снижение уровня возраста давало возможность детям скорее получить семилетнее образование (в возрасте 14 лет), поступить в учебное заведение трудовых резервов, получить профессию на год раньше [9, с. 78].

В БАССР в 1945-1946 учебном году работали 5047 школ, в т.ч. 3842 начальных, 955 семилетних, 250 средних школ, в них обучалось 498592 учащихся. В республике все дети школьного возраста с началом учебы посещали занятия и закончили учебный год с наименьшими потерями, посещаемость по республике в 1946-1947 учебном году составила 98,5% [10].

С началом Великой Отечественной войны в школьной системе возникли такие проблемы, как низкая посещаемость, трудности в организации учебного процесса. Если к началу войны в школах насчитывалось 615 977 учащихся, то к ее концу - 498 592 [11]. Школу оставили по разным причинам 116 855 учащихся, часть подростков работали на фабриках и заводах, в колхозах, в вечерних школах обучались 13 500 учащихся [12]. Имело место вовлечение значительного количества подростков старших классов в систему трудовых ресурсов (в школы ФЗО и ремесленные училища).

Постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г. «О мерах по повышению качества преподавания в школе» установило обязательные выпускные экзамены в начальной и семилетней школе, экзамены на аттестат зрелости, вручение золотых и серебряных медалей выпускникам средней школы. Постановлением СНК РСФСР от 10 января 1944 г. «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» приняты дополнительные меры по улучшению качества образования, непосредственно связанные с поощрением. Применение дифференцированных методов способствовало повышению качества образования, улучшить успеваемость, уменьшить количество второгодников.

В 1949-1950 учебном году из 591624 учащихся в классы переведены 479015, оставались на второй год обучения 59833, на осень - 52333 детей, успеваемость по БАССР составляла 81,0% [13]. Для сельской молодёжи создавались сменные, а также вечерние школы. К 1945-1946 учебному году была создана 31 школа для работающей молодежи с 4800 учащимися, 292 школы - для сельской молодежи с 7900 учащимися [14, с. 22].

Проводились мероприятия по устройству детей-сирот, оставшихся без родителей после войны. В 1946 году всего по республике функционировало 127 детских домов с 13886 воспитанниками, из них 112 детских домов (11971 ребенок) находились в сельской местности. Почти 70% подростков-сирот нигде не учитывались, становились членами семьи, учились в обычных школах, устраивались в детские дома (4,8%), находились под патронажем (2,7%) и передавались под опеку (1,5%) [15].

Произошли существенные сдвиги в постановке учебного процесса, однако вскрылись и ряд серьезных пробелов: был отмечен низкий уровень

94

Н.Ф. Фатхлисламова

преподавания русского языка в нерусских школах, также знаний учащихся. В БАССР остро были поставлены вопросы, связанные с решением языковых проблем образования. В школах преподавание на родных языках осуществлялось до 7-го класса.

Развитие национальных школ в северо-западном регионе республики требовало особого внимания из-за со сложного и спорного вопроса в языковом отношении: нерусские школы в силу исторических причин сталкивались (сталкиваются и ныне) с проблемой потери языковых ценностей коренного народа в процессе изучения языков.

Количество башкирских школ в республике сократилось: если в 1945-1946 учебном году функционировало 1164 школы, то в начале 50-х годов из 1294 башкирских школ оставалось 912, что было связано с отсутствием квалифицированных кадров. Уменьшение башкирских школ происходило в процессе увеличения татарских: татарских школ было 1081, стало - 1541 (количество их возросло на 450). Это объясняется ослаблением контроля над работой нерусских школ, отсутствием подготовленных специалистов в области башкирского языкознания и близостью народов (татар и башкир) в языковом отношении [16, с. 101].

В школах родной язык преподавали учителя, не имеющие специального образования. Это объяснялось рядом причин: отсутствием подготовленных кадров для работы в нерусских школах и недостаточным обеспечением учебно-методической литературой.

В школах БАССР в 1950-1951 учебном году с 541383 учащимися (67% из общего количества) обучение проводилось на башкирском с 96627 учащимися (12%), на татарском - с 144465 (18%), на марийском - с 16047, на удмуртском - с 3374, на чувашском - с 6777, на мордовском - с 40 учащимися [17].

В 50-е годы русский язык стал языком межнационального общения и сотрудничества всех народов. Однако формирование единообразия, введение строго одного режима вели к обезличиванию этнических групп многонационального населения БАССР. Непродуманная замена шрифтов (сначала с арабского на латинский алфавит в 1929 г., затем на русскую графику в 1940 г.) в результате негативно влияла на уровень развития национального языка.

В последующие годы были приняты меры по внедрению башкирского языка в государственных учреждениях. В школах башкирский язык вводится в качестве обязательного предмета для всех национальностей, русский - в качестве ос-

новного предмета. Ввести преподавание башкирского языка в русских школах сразу не удавалось, часы, выделенные для обязательного изучения башкирского языка как государственного, в их учебных планах оставались неиспользованными.

Значительный процент учителей в башкирских школах был из татарской среды, учащиеся и учителя пользовались учебниками на татарском языке. Это было связано с отсутствием квалифицированных преподавателей из числа башкир.

Не у всех представителей народов, проживающих в БАССР, была возможность получить образование на родном языке. Допускалось ущемление прав коренного населения в сельских школах. В Дюртюлинском районе в 1952-1953 учебном году прослеживается неравномерное распределение учащихся в школах по национальностям: из 10044 учащихся 7349 - татарской, 1922 - русской, 77 - марийской национальности [18].

Главными недостатками в работе нерусских школ были низкий уровень знаний русского языка, несдача экзаменов учащимися на аттестат зрелости, невозможность ими продолжить учебу в вузах.

В 1950-1951 учебном году русский язык был введен по новому учебному плану во всех башкирских и татарских школах. Чувашские, мордовские и удмуртские школы работали по утвержденным Министерством просвещения РСФСР учебным планам национальных республик.

В 1950-1952 гг. были изданы планы и программы по русскому языку для башкирских школ. С 1948 г. в целях улучшения содержания учебников и утверждения специалистов для их подготовки действовал учебно-методический совет.

Таким образом, в БАССР в 50-е годы, несмотря на послевоенную разруху, удалось создать систему образования подрастающего поколения: было введено обязательное обучение детей с семилетнего возраста, в срок обеспечено повсеместное вовлечение в школы детей, установлен контроль за посещением, успеваемостью, улучшалось содержание обучения. Для представителей всех национальностей была создана возможность получить образование. В 1952-1953 учебном году функционировало всего 5202 школы (569300 учащихся), из них 3956 - начальные школы (429671), 1021 - семилетние (21957), 225 - средние (17671) [19].

ЛИТЕРАТУРА

1. Рашитов А.К. Начальная школа в Башкирии за ХХ лет. Уфа: Башкнигоиздат, 1941. 143 с.

2. Кузыев Р. У. Культурное строительство в Башкирской АССР в годы четвертой пятилетки (19461950 гг.). Уфа, 1957. 143 с.

3. Мустафина Ф.Х. Народное образование в Башкирской АССР. Уфа: Башкнигоиздат, 1960. 56 с.

4. Алибаев С.Р. Школы Башкирской АССР (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). Уфа: Башкнигоиздат, 1966. 166 с.

5. Сулейманова Л.Ш. Национальные учебные заведения в Башкортостане в 1917-1941 годы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 1995. 17 с.

6. Асадуллина Г.А. Средние педагогические учебные заведения Башкирской АССР в 1919-1956 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Уфа, 2015. 184 с.

7. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. 256 с.

8. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. 328 с.

9. Народное хозяйство БАССР в 1917-1967 годы. Башкирия за 50 лет: стат. сб. Уфа, 1959. 170 с.

10. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. 4490. Оп. 1. Д. 147. Л. 60.

11. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГА ОО РБ). Ф. 112. Оп. 28. Д. 227. Л. 87.

12. ЦГА ОО РБ. Ф. 112. Оп. 29. Д. 587. Л. 43.

13. ЦГИА РБ. Ф. 4631. Оп. 1. Д. 190. Л. 54.

14. Народное хозяйство Башкирской АССР, [1917-1967]: стат. сб. / Стат. упр. Башк. АССР; [ред. В. Н. Комаров и др.]. Уфа: Статистика, 1967. 277 с.

15. ЦГА ОО РБ. Ф.122. Оп. 26. Д. 456. Л. 50.

16. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки. М.: Учпедгиз, 1948. 280 с.

17. ЦГА ОО РБ. Ф. 3067. Оп. 1. Д. 23. Л. 34.

18. ЦГИА РБ. Ф. 4374. Оп. 1. Д. 30. Л. 87.

19. ЦГА ОО РБ. Ф. 8827. Оп. 1. Д. 232. Л. 56.

REFERENCES

1. Rashitov, A.K. Nachal'naja schkola v Bashkirii za XX let [Primary School in Bashkiria in 20 Years Time]. Ufa: Bashknigoizdat, 1941. 143 p. (in Russ.).

2. Kuzyev, R.U. Kul'turnoe stroitel'stvo v Bashkirskoj ASSR v gody chetvertoj pjatiletki (1946-1950 gg.) [Cultural Development in the Bashkir AS SR in the Years of the Fourth Five-Year Plan (1946-1950)]. Ufa, 1957. 143 p. (in Russ.).

3. Mustafina, F.Kh. Narodnoe obrazovanie v Bashkirskoj ASSR [Public Education in the Bashkir ASSR]. Ufa: Bashknigoizdat, 1960. 56 p. (in Russ.).

4. Alibaev, S.R. Shkoly Bashkirskoj ASSR (Proshloe, nastojashcheje i puti dal 'nejshego razvitija [Schools of the Bashkir ASSR (Past, Present and Ways of Further Development)]. Ufa: Bashknigoizdat, 1966. 166 p. (in Russ.).

5. Suleymanova, L.Sh. Natsional'nye uchebnye zaved-eniya v Bashkortostane v 1917-1941 gody [National Educational Institutions in Bashkortostan in 1917-1941]. Abstract of Ph.D. Thesis. Ufa, 1995. 17 p. (in Russ.).

6. Asadullina, G.A. Srednie pedagogicheskie uchebnye zavedenija Bashkirskoj ASSR v 1919-1956 gg. [Secondary Educational Institutions of the Bashkir ASSR in 1919- 1956]. Ph.D. Thesis. Ufa, 2015. 184 p. (in Russ.).

7. Gayazov, A.S. Obrazovanie i obrazovannost' grazhdanina v sovremennom mire [Education and the Level of Education of a Citizen in the Modern World]. Moscow: Nauka press, 2003. 256 p. (in Russ.).

8. Akhiyarov, K.Sh. Narodnaya pedagogika i sovre-mennaya shkola [Folk Pedagogics and the Contemporary School]. Ufa: Bashkir State Pedagogical University press, 2000. 328 p. (in Russ.).

9. Narodnoe khozajstvo BASSR v 1917-1967 gody. Bashkirija za 50 let: stat. sb. [The Economy of the Bashkir ASSR in 1917-1967. Bashkiria in 50 years: A Statistical Compendium]. Ufa, 1959. 170 p. (in Russ.).

10. Tsentral'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arkhiv Respubliki Bashkortostan (TsGIA RB). F. 4490. Op. 1. D. 147. L. 60 [The Central State Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 4490. Bordereau 1. Individual File 147. Page 60] (in Russ.).

11. Tsentral'nyj gosudarstvennyj arkhiv obshchest-vennykh objedinenij Respubliki Bashkortostan (TsGA OO RB). F. 112. Op. 28. D. 227. L. 87 [The Central State Archives of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 112. Bordereau 28. Individual File 227. Page 87] (in Russ.).

12. TsGA OO RB. F. 112. Op. 29. D. 587. L. 43 [The Central State Archives of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 112. Bordereau 29. Individual File 587. Page 43] (in Russ.).

13. TsGIA RB. F. 4631. Op. 1. D. 190. L. 54 [The Central State Historical Archives of the Republic Bashkortostan. Fund 4631. Bordereau 1. Individual File 190. Page 54] (in Russ.).

14. Narodnoe khozajstvo Bashkirskoj ASSR, [19171967]: stat. sb. / Stat. upr. Bashk. ASSR [The Economy of the Bashkir ASSR, [1917-1967]: A Statistical Compendium. The Statistical Office of the Bashkir ASSR]. Ed. VN. Komarov, et al. Ufa: Statistica press, 1967. 277 p. (in Russ.).

15. TsGA OO RB. F. 122. Op. 26. D. 456. L. 50 [The Central State Archives of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 122. Bordereau 26. Individual File 456. Page 50] (in Russ.).

16. Efirov, A.F. Nerusskie shkoly Povolzhja, Priuralja i Sibiri. Istoricheskie ocherki [Non-Russian Schools of the Volga Region, the Cisurals and Siberia. Historical Essays]. Moscow: Uchpedgiz press, 1948. 280 p. (in Russ.).

17. TsGA OO RB. F. 3067. Op. 1. D. 23. L. 34 [The Central State Archives of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 3067. Bordereau 1. Individual File 23. Page 34] (in Russ.).

18. TsGIA RB. F. 4374. Op. 1. D. 30. L. 87 [The Central State Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 4374. Bordereau 1. Individual File 30. Page 87] (in Russ.).

19. TsGA OO RB. F. 8827. Op. 1. D. 232. L. 56 [The Central State Archives of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 8827. Bordereau 1. Individual File 232. Page 56] (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.