ОБЗОРЫ
¿>а m m m м № ЙЧ ¿а МА^ ЙЧ m йч m ¿а йчттйч
Л.Ш. Сулейманова, Х.Р. Хафизов УДК 930.1
РУКОВОДИТЕЛИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПОЛИЭТНИЧНЫХ ШКОЛ
Аннотация
Данная статья посвящена анализу деятельности министров просвещения Башкирии во второй половине XX века: Ф.Х. Мустафиной (1955-1971), С.Ш. Зиганшина (1971-1985), С.Г. Сулеймановой (1985-1988), Р.Т. Гар-данова (1988-1995), Ф.Г. Хисамитдиновой (1995-1998). Основное внимание авторы уделяют их деятельности в сфере развития образовательных школ народов, проживающих в нашей республике. Обучение в школах велось на 6 языках народов БАССР. Также объектом изучения стала работа министров просвещения в области по-лиэтничного образования, которая была связана с политикой советского и постсоветского государства в нашей стране на возможность изучения родных языков и обучения на них. Для воссоздания полной картины их профессиональной деятельности авторы кратко освещают их вклад в дело просвещения народов Башкирии, научно-исследовательскую и педагогическую работу. Описывается влияние социально-экономических и политических процессов на систему образования. В БАССР во второй половине ХХ века количество образовательных учреждений, где обучение велось на родном (нерусском) языке, в силу разных причин сокращалось. Несмотря на это, их удалось сохранить и в конце ХХ века возродить.
Ключевые слова: полиэтничное образование, общеобразовательная школа, министр просвещения, педагогическая наука, политика государства
Lena Sh. Suleimanova, Khaydar R Khafizov
HEADS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF BASHKIRIA IN THE SECOND HALF OF THE 20th CENTURY AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF POLYETHNIC SCHOOLS
Abstract
This article is devoted to the analysis of activity of education ministers of Bashkiria in the second half of the 20th century, namely F.Kh. Mustafina (1955-1971), S.Sh. Ziganshin (1971-1985), S.G. Suleymanova (1985-1988), R.T. Gardanov (1988-1995), F.G. Khisamitdinova (1995-1998). We focus on their activities in the development of
Сулейманова Лена Шагидулловна, доктор исторических наук, профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Уфимского государственного нефтяного технического университета (Уфа), e-mail: [email protected]
Хафизов Хайдар Ренадович, аспирант 4-го года обучения Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: [email protected]
Lena Sh. Suleimanova, Dr.Sc. (History), Professor of the Chair of Politology, Sociology and Public Relations, Ufa State Petroleum Technological University (Ufa), e-mail: [email protected]
Khaydar R. Khafizov, 4-year Post-Graduate Student of the Institute of History and Public Administration, Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]
© Сулейманова Л.Ш., Хафизов Х.Р., 2018
educational establishments of the peoples of our republic. Education was provided in 6 languages of peoples living in the BASSR. The work of ministers in the field of polyethnic education was related to the policy of the Soviet and post-Soviet states in our country concerning the possibility of studying native languages and teaching them. To recreate the full picture of their professional activities, we briefly highlight their contribution to the education of the peoples of Bashkortostan, as well as their research and teaching work. We describe the impact of socio-economic and political processes on the education system. In the BASSR in the second half of the 20th century the number of educational institutions which introduced a native (non-Russian) language as the language of instruction decreased due to different reasons. Despite this it has proved possible to preserve and revive them in the late 20th century.
Key words: polyethnic education, general comprehensive school, minister of education, pedagogical science, state policy
В такой полиэтничной стране, как Россия, сложилась многонациональная модель школьного образования, которая продолжает функционировать в наши дни в Башкортостане. В республике проживают представители около 160 наций. Наиболее многочисленными являются башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва и удмурты, поэтому в этом регионе у населения всегда была потребность в национальных образовательных учреждениях. «Национальные образовательные учреждения - это образовательные учреждения, осуществляющие обучение и воспитание на родном языке и реализующие образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан. Национальными являются не только нерусские, но и русские образовательные учреждения. Общими для них являются идеи формирования личности с ориентацией на национально-региональные и общероссийские требования» [4, с. 11]. Большую роль в реализации этих желаний населения сыграли министры просвещения Башкирии. Мы решили изучить их деятельность и вклад в эту область школьного образования в нашей республике.
Первым министром просвещения БАССР в рассматриваемый период (1955-1971 гг.) была Ф.Х. Мустафина. Под ее руководством был осуществлен переход к всеобщему восьмилетнему образованию, проведена большая организационно-педагогическая работа по дальнейшему переходу к всеобщему среднему образованию. Много работала Ф.Х. Мустафина для социальной защиты большого количества детей, оставшихся после Великой Отечественной войны без родителей. Много сил отдала для открытия детских домов, школ-интернатов, налаживанию в них учебно-воспитательной работы, туда направлялись на работу квалифицированные педагогические кадры. К директорам этих учреждений предъявлялись особые требования. Лучшие воспитанники по её инициативе направлялись на учебу в высшие
учебные заведения крупных городов Советского Союза. Залогом успешного развития народного образования в те периоды был лозунг: «Все для детей и ради детей!» [1]. После окончания учебы они возвращались и успешно трудились, пополняя ряды башкирской интеллигенции.
При активном участии Фатимы Хамидовны были открыты Башкирский государственный педагогический институт (ныне БГПУ им. М. Ак-муллы), Салаватское, Сибайское, Уфимское №2, Кумертауское педагогические училища; построен Дворец пионеров и школьников имени космонавта В.М. Комарова в Уфе, открыты центры детского творчества в городах и районах республики [1]. При ней зародилось строительство школ по инициативе предприятий, колхозов [5, с. 36-361].
В 1958 году по инициативе Ф.Х. Мустафиной и при поддержке председателя Совета Министров БАССР З.Ш. Акназарова был открыт важный для образования республики Башкирский филиал НИИ национальных школ Академии педагогических наук (АПН) РСФСР. Данное научное учреждение было первым в России региональным звеном научного исследования союзного уровня. Позже подобные филиалы были открыты в Казани, Якутске, Грозном, лаборатории - в Чувашии, Мордовии и т.д. Филиал объединил талантливых, одаренных исследователей в области педагогической науки, решил многие актуальные проблемы методики преподавания башкирского и русского языков и литератур, других школьных предметов в башкирской школе, вопросы развития национальных образовательных учреждений в целом. Кроме того, именно благодаря филиалу молодые перспективные специалисты могли активно включаться в научно-исследовательскую работу [1]. Даже в условиях, когда политическая конъюнктура и идеология была за ликвидацию национальных (нерусскоязычных) школ, при поддержке Ф.Х. Мустафиной в 1970 году была открыта Уфимская городская башкирская гимназия №20 -первая городская башкирская школа, открытая
в 70-е годы XX века. Следующая национальная башкирская школа открылась в Уфе только два десятилетия спустя.
В 1971 году Фатима Хамидовна перешла работать в филиал НИИ национальных школ старшим научным сотрудником. Темой своего исследования она избрала проблему истории развития народного образования в Башкирской АССР. Своей научной деятельностью она внесла большой вклад в педагогическую сферу Башкортостана. Более 100 ее научных работ по истории образования в БАССР и сегодня являются востребованными источниками для исследователей педагогической науки [5, с. 24].
В 70-е годы в стране начался переход к всеобщему среднему образованию в полном объеме. Переход этот необходимо было проводить в условиях, когда сохранялась недостаточная сеть и слабая материальная база многих средних школ, не хватало учителей с соответствующим образованием, пришкольных интернатов, транспортных средств. Эти причины в свое время обусловили невозможность всеобуча в 1966 году. Через пять лет к выполнению этой сложной задачи руководство республики вернулось. В мае 1971 года министром просвещения республики назначают Са-бира Шаяхметовича Зиганшина. Он оказался одним из активно действующих лиц в ее решении. За 14 лет работы министром образования ему удалось решить многие проблемы: при поддержке руководства республики и педагогической общественности значительно укрепилась материальная база школ, в 70-80-х годах в городах, районных центрах, на центральных усадьбах совхозов и колхозов были построены крупные школы. По плану строительства школ наша республика среди других регионов РСФСР стала занимать одно из первых мест, перевыполняя план на 140-160% [7].
Национальные (нерусскоязычные) образовательные учреждения народов Башкирии при С.Ш. Зиганшине не развивались в силу объективных причин. Советское правительство в начале 1970-х годов дает четкие указания региональным властям на переход нерусскоязычных школ на русский язык обучения. Опираясь на отчеты секретарей районных комитетов КПСС, мы можем сказать, что в целом эту реформу поддержали большинство руководителей местных партийных органов. Башкирские, татарские школы и школы других малых народов республики стали переходить на русский язык обучения [6]. Если к середине 60-х годов в БАССР количество башкирских
школ было 762, татарских - 1070 [9, с. 131], то к 1976-1977 учебному году количество национальных школ, обучающих на родном языке, было следующим: башкирских - 685, русских - 1464, татарских - 777, чувашских - 51, мордовских -104, удмуртских - 33, смешанных школ - 481 [5, с. 99-100]. Как мы видим, количество школ, где обучение велось на родном языке, значительно уменьшилось после вышеуказанной реформы. Эта тенденция будет продолжаться до середины 80-х годов ХХ века.
В целом С.Ш. Зиганшин продолжил дела Ф.Х. Мустафиной и осуществил переход к всеобщему среднему образованию в полном объеме, при этом умело решил кадровый вопрос.
После С.Ш. Зиганшина министром образования БАССР работала Сабиля Гайзулловна Сулей-манова (1985-1988). Профессиональная подготовка к руководству системой образования у С.Г. Су-леймановой началось с ее творческой деятельности в Башкирском филиале НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР, куда ее перевели в 1970 г. С 1983 г. С.Г. Сулейманова начала работать в Башкирском обкоме КПСС, в январе 1985 г. ее назначили министром просвещения Башкирской АССР. На этой должности она вложила много сил в реализацию школьной реформы, направленной на переход к обучению детей с шести лет. Условия общеобразовательной школы должны были быть приспособлены к обучению совсем маленьких детей. Улучшена материально-техническая база детских домов, педучилищ, Министерства образования, жилищно-бы-товые условия работников аппарата Минпроса, был увеличен объем строительства объектов народного образования [3]. При этом численность учащихся в средних школах в середине 80-х годов постоянно увеличивалась, а мощность образовательной сети росла медленнее. Несмотря на все экономические трудности в республике, продолжалась работа по повышению качества обучения по родному и русскому языкам, родной и русской литературам, использованию этих предметов в развитии национально-русского двуязычия. Обучение в школах велось на 6 языках народов БАССР. Однако многие родители избирали языком обучения своего ребенка, независимо от национальности, русский, следовательно, русскую школу. Свой выбор они мотивировали тем, что выпускникам русских школ легче поступить в вузы и техникумы. Соответственно сократилось и количество национальных школ народов БАССР.
Это произошло даже в тех районах, где компактно проживали представители одного этноса. Например, татарских школ к 1988-1989 учебному году осталось всего 457 (в 60-х годах было более 1000) [10, с. 18].
В 1988 году Министерство образования республики возглавил Рифгат Тимирбаевич Гарда-нов. В постперестроечное время под его руководством продолжается работа по укреплению учебно-материальной базы учреждений народного образования. Ежегодно в строй вводились до 140 школ. В республике было развернуто более 60 педагогических экспериментов и творческих исследований [2]. Р.Т. Гарданов много внимания уделял развитию национального двуязычия, улучшению качества преподавания русского и родных языков. Человек творческий и требовательный, он поощрял позитивную инициативу.
Рифгат Тимирбаевич старался связывать школу, родителей и общественность, поэтому много внимания уделял усилению работы по профилактике правонарушений и преступности среди учащейся молодежи. В 1994 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Педагогические условия интернационалистского воспитания школьников (на материале школ РБ)» [2]
В 1995-1998 гг. на посту министра образования Башкортостана была Ф.Г. Хисамитдинова. За короткий период своей деятельности она открыла иностранные отделения в Сибайском, Белорец-ком, Месягутовском и Уфимском №1 педколлед-жах, содействовала открытию иностранного факультета в Сибайском институте БашГУ, заочного отделения на инфаке БГПИ.
В 90-е годы продолжилось обращение к дореволюционному опыту организации учебных заведений. В стране стали возрождаться лицеи, гимназии. Под руководством Фирдаус Гильмитдинов-ны открыты республиканские башкирские лицеи и гимназии интернатного типа: Республиканский экономический лицей-интернат и его женский филиал в Уфе, Республиканский политехнический лицей-интернат в г. Кумертау, Республиканский кадетский лицей-интернат в Ишимбае, Башкирская гимназия-интернат в Красноусольске, Восточный лицей в Сибае, Республиканский лицей-интернат в Месягутово. Создание гимназий и лицеев интернатного типа позволило одаренным детям из сельских районов получить качественное образование и поступить в вузы республики и страны.
В эти годы были открыты муниципальные башкирские гимназии №140, 144 в Уфе, гимна-
зии в Стерлитамаке, Салавате, Мелеузе, Белорец-ке, Белебее, Учалах и в таких крупных селах, как Мраково, Раевский и Малояз.
Помимо этого были возрождены национальные школы и остальных народов Башкортостана. К концу 90-х годов башкирский язык как родной изучали в 1546, татарский - в 1189 школах республики. Чувашский язык как предмет изучали 2278 детей [10, с. 19-20], количество марийских, удмуртских, мордовских школ тоже будет расти вплоть до конца первого десятилетия XXI века.
Вернувшись в родной Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН (ныне УФИЦ РАН), профессор Ф.Г. Хисамитдинова долгие годы успешно его возглавляла и активно продолжала научно-исследовательскую, научно-организационную и научно-педагогическую работу. Под ее руководством были опубликованы многотомник по «Истории Башкортостана» (2006, 2007), «История башкирского народа» в 7 томах с 8 книгами-приложениями (2009-2012) и «Академический словарь башкирского языка» в 10 томах (т. 1-9, 2011-2017).
Ф.Г. Хисамитдинова в качестве депутата принимала участие в разработке и принятии законов РБ об образовании, культуре, средствах массовой информации, молодежной и семейной политике. В 2005-2015 гг. - директор ИИЯЛ УНЦ РАН, где продолжает активную научную и общественную работу и в наши дни. Она автор более 400 научных и научно-методических трудов, в числе которых 20 монографий [8].
Таким образом, мы рассмотрели деятельность министров образования Башкирии с начала 50-х годов по 90-е годы прошлого столетия. Каждый из них, исходя из социально-экономических и историко-политических условий в нашей стране, расширял систему образования, год за годом количество образовательных учреждений увеличивалось. Все министры соблюдали преемственность в деятельности и организовывали переход к новой ступени образования: Ф.Х. Мустафина -переход к восьмилетней школе, С.Ш. Зиганшин -к средней, С.Г. Сулейманова - к обучению с 6 лет, Р.Т. Гарданов закончил переход к полной 11-летней школе, а при Ф. Г. Хисамитдиновой возросло количество гимназий, лицеев интернатного типа и расширялась сеть филиалов и факультетов высших учебных заведений. При каждом последующем министре росла численность учителей с высшим образованием. При этом в работе наших деятелей образования было немало отличий.
В основном это было обусловлено социально-экономической и политической обстановкой в стране. Фатима Хамидовна заложила основы народного образования в послевоенном БАССР. За 16 лет она смогла создать сельскую, городскую школу, интернаты, учреждения для подготовки кадров, организовала обучение по квотам в ведущих вузах СССР и многое др. Она отличается от остальных деятелей просвещения масштабностью своих дел и своей личности. Остальные министры успешно работали в нескольких направлениях: С.Ш. Зиганшин перевыполнял планы по строительству школ, решил кадровый вопрос. С.Г. Су-лейманова обращала внимание на методику преподавания и обеспечение школ учебно-методическим комплексом. Р.Т. Гарданов много сил вложил в развитие национального двуязычия и профилактику правонарушений. Ф.Г. Хисамитди-нову отличает ее огромная работа по возрождению национальных образовательных школ народов Республики Башкортостан.
На наш взгляд, на развитие образования в нашей республике влияли не только социально-экономические и политические факторы, а также конкретные личности в лице министров просвещения и других деятелей в сфере образования и управления. Их личностные качества: профессионализм, упорство, трудолюбие, любовь к своему народу, своей республике дали высокие результаты в развитии образовательной системы.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Альмухаметов Р.В. Ф.Х. Мустафина - легендарная личность, первая женщина - министр просвещения Башкортостана. URL: http://www.irorb.ru/files/ magazineIRO/2013november/14.pdf (дата обращения: 11.12.2017).
2. Ахияров К.Ш. Педагогу, организатору образования, ученому Р.Т. Гарданову - 70 лет // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. №2. С. 153-154.
3. Каримова Ф. Сокровище - умение трудиться // Республика Башкортостан. 2010. 28 января. № 15.
4. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан. URL: http//www.docs. cntd.ru/document/935118883 (дата обращения: 11.12.2017).
5. Мустафина Ф.Х. Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР (1917-1978 гг.). Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. 192 с.
6. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 187. Д. 286 Л. 1-75
7. Фартыгина Н. Ветеран просвещения: к 80-летию со дня рождения С. Зиганшина, 27 августа 2004 г. URL: http://www.bashinform.ru/news/116048 (дата обращения: 11.12.2017).
8. Сулейманова Л.Ш. История становления и развития национальных школ народов Башкортостана в XX в. Уфа: Нефтегазовое дело. 2011. 455 с.
9. Алмаев Р.З. Физика на башкирском: национальная политика в области школьного образования в советский период (на материалах Южного Урала) // Вестник РУДН, сер. История России. 2010. №3. С. 121-136.
10. Горбачев А.А. Языковая политика в сфере школьного образования (1970-2010): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 2012. 27 с.
REFERENCES
1. Almukhametov, R.V F.Kh. Mustafina - legendarnaja lichnost', pervaja zhenshchina - ministr prosveshchenija Bashkortostana [F.Kh. Mustafina is a Legendary Person, the First Woman Minister of Education of Bashkortostan]. URL: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2013november/ 14. pdf (Accessed December 11, 2017) (in Russ.).
2. Akhiyarov, K.Sh. Pedagogu, organizatoru obra-zovanija, uchenomu R.T. Gardanovu - 70 let [The Teacher, Organizer of Education, Scholar R.T. Gardanov is 70]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana - Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2006. No. 2. P. 153-154.
3. Karimova, F. Sokrovishche - umenie trudit'sja [Ability to Work Hard is a Treasure]. Respublika Bashkortostan - The Republic of Bashkortostan Newspaper. January 28, 2010. No. 15 (in Russ.).
4. Kontsepsija razvitija natsional'nogo obrazovanija v Respublike Bashkortostan [The Concept of the Development of National Education in the Republic of Bashkortostan]. URL: http://www.docs.cntd.ru/document/935118883 (Accessed December 11, 2017) (in Russ.).
5. Mustafina, F.Kh. Razvitie vseobshchego srednego obrazovanija v Bashkirskoj ASSR (1917-1978 gg.) [The Development of Universal Secondary Education in the Bashkir ASSR (1917-1978)]. Ufa: Bashkir Publishing House, 1979. 192 p. (in Russ.).
6. Natsional'nyj arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. 122. Op. 187. D. 286 L. 1-75 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond 122. Bordereau 187. Individual File 286. P. 1-75] (in Russ.).
7. Fartygina, N. Veteran prosveshchenija: k 80-letiju so dnja rozhdenija S. Ziganshina, 27 avgusta 2004 g. [Long-Service Employee of Education: To the 80th Birth Anniversary of S. Ziganshin, August 27, 2004]. URL:
http://www.bashinform.ru/news/116048 (Accessed December 11, 2017) (in Russ.).
8. Suleymanova, L.Sh. Istorija stanovlenija i raz-vitija natsional'nykh shkol narodov Bashkortostana v XXv. [The History of Formation and Development of the National Schools of the Peoples of Bashkortostan in the 20th Century.] Ufa: Neftegazovoe delo press, 2011. 455 p. (in Russ.).
9. Almaev, R.Z. Fizika na bashkirskom: natsio-nal'naya politika v oblasti shkol'nogo obrazovaniya
v sovetskij period (na materialakh Yuzhnogo Urala) [Physics in Bashkir: The National Policy in the Field of School Education in the Soviet Period (a Case Study of the Southern Urals)]. VestnikRUDN, ser. IstorijaRossii -RUDN Journal of Russian History. 2010. No. 3. P. 121-136 (in Russ.).
10. Gorbachev, A.A. Yazykovaya politika v sfere shkol'nogo obrazovaniya (1970-2010) [Language Policy in the Field of School Education (1970-2010)]. Abstract of Ph.D. Thesis. Kazan, 2012. 27 p. (in Russ.).
Р.Ю. Аккубеков УДК 745
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЭПИТАФИЙНЫЕ ПАМЯТНИКИ ХУП-ХУШ ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧИШМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)*
Аннотация
Эпиграфические памятники (ХУП-ХУШ вв.) расположены в Чишминском районе Республики Башкортостан напротив мавзолея Хусейнбека. Судя по надписям и тамгам, здесь похоронены видные представители башкирского рода Мин. В написании имен собственных, числительных, титулов, определяющих принадлежность к феодальной аристократии, проявляются элементы башкирского языка. Большинство памятников изготовлены в форме арки. В верхней части эпитафий вырезаны орнаменты трилистника, коранические формулы и основной текст. Надписи оформлены рельефными или углублённо вырезанными росписями. На многих памятниках буквы крупные, четкие. Часть текстов отличаются величиной и пышностью оформления.
Они вырезаны мастерами трудночитаемой арабской вязью и взяты в бордюрные рамки. Все это показывает о сложившихся в XVII веке высокохудожественных культурных традициях региона по оформлению эпитафийных памятников и о достижениях высокого уровня башкирских мастеров по обработке камня. Данные эпитафии являются достоверными источниками информации, позволяющими выяснить историю расселения башкирского рода Мин, и о его легендарных личностях. Дальнейшее исследование эпитафийных памятников на территории Башкортостана дало бы возможность пролить свет на многие стороны этнической истории башкирского народа.
Ключевые слова: эпитафии, надмогильный камень, тюрки, мавзолей Хусейнбека
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Башкортостан в рамках научного проекта N° 17-14-02012-ОГН_Урал-А «Текстологические исследования мусульманских эпитафийных памятников Х1У-ХХ вв. Чишминского и Альшеевского районов РБ»
Аккубеков Рашит Юмадилович, кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: [email protected]
Rashit Yu. Akkubekov, Cand.Sc. (Philology), Research Fellow, Department of Literary Studies, Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, the Russian Academy of Science (Ufa), e-mail: [email protected]
© Аккубеков Р.Ю., 2018
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/2 (80)