Научная статья на тему 'Материально-техническая база общеобразовательных школ Башкирской АССР в конце 60-х – 70-е годы ХХ века'

Материально-техническая база общеобразовательных школ Башкирской АССР в конце 60-х – 70-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материально-техническая база / средняя школа / технические средства / сельская школа / Башкирская АССР / шефская помощь / постановление ЦК КПСС / material and technical state / secondary school / equipment / rural school / bassR / patronage assistance / decree of the Central Committee of the Communist Party

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хафизов Хайдар Ренадович

Статья посвящена обзору материально-технического состояния общеобразовательных школ в Башкирской АССР в конце 60-х – 70-е годы ХХ века. Автор, опираясь на советскую нормативно-правовую основу, анализирует реформы в сфере образования в вышеуказанный период. Впервые публикуются и вводятся в оборот архивные документы Башкирского обкома КПСС, посвященные оценке материально-технического оснащения школ республики. Актуальность работы не вызывает сомнения, т.к. в России активно идут реформы в области образования. В статье освещается состояние школ в таких городах БАССР, как Уфа, Белорецк и Салават, а также во многих районах. На основе анализа архивных источников подробно рассматриваются учебнометодическая база школ, обеспечение их учебной литературой, техническое оснащение кабинетов, состояние столовых, шефская помощь промышленных и сельскохозяйственных предприятий и др. Отдельное внимание уделено сельским школам и программе ранней профилизации образования, которая была организована при поддержке колхозов. Показана динамика строительства учебных зданий в селах в рассматриваемый период, приводятся данные финансирования со стороны государства. Освещены результаты политики государства в области образования и их значение в развитии региона. Автор положительно оценивает результаты мероприятий по укреплению материально-технической базы школ БАССР в конце 60-х – 70-е годы ХХ века. Считает, что было бы полезно применить позитивный опыт СССР в области образования и в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хафизов Хайдар Ренадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL AND TECHNICAL FACILITIES OF COMPREHENSIVE SCHOOLS IN THE BASHKIR ASSR IN THE LATE 60S – 70S OF THE 20TH CENTURY

The article is devoted to the review of the material and technical state of secondary schools in the bashkir autonomous soviet socialist Republic in the late 60s – 70s of the 20th century. The author (relying on the soviet legal framework) analyzes the reforms in education during the mentioned period. for the first time, archival documents of the bashkir Regional Committee of the CPsu devoted to the evaluation of the material and technical equipment of the republic’s schools are being published and put into circulation. The relevance of the work is not to doubt, as in today’s Russia reforms in the field of education are also actively underway. The article deals with the state of schools in such cities and towns as ufa, beloretsk and salavat, as well as in many rural areas. much work has been done for the analysis of these archival sources of the above period. on the basis of this the educational and methodological base of schools, the provision of educational literature, technical equipment for classrooms, the state of canteens, patronage assistance of industrial and agricultural enterprises and much more are considered in detail. The author pays special attention to rural schools and the program of early education profiling, which was organized with the support of collective farms. The dynamics of the construction of educational buildings in rural areas in the period under review is shown, and funding data from the state is given. The paper highlights the results of state policy in the field of education and their importance in the development of the region. The author positively assesses the results of measures to strengthen the material and technical base of schools of the bassR in the late 60s – 70s of the 20th century. he believes that it would be useful to apply the positive experience of the ussR in the field of education in modern Russia as well.

Текст научной работы на тему «Материально-техническая база общеобразовательных школ Башкирской АССР в конце 60-х – 70-е годы ХХ века»

НАУЧНАЯ СМЕНА

¿14 Л4 ¿54 ¿14 ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ЛЧ ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿Й ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ¿14 ¿14

б01 10.24411/2223-0564-2019-10211 Х.Р. Хафизов удк 930.1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ база общеобразовательных школ БАШкИРСКОЙАсСР В КОНЦЕ 60-Х - 70-Е ГОДЫ1 ХХ ВЕКА

Аннотация

Статья посвящена обзору материально-технического состояния общеобразовательных школ в Башкирской АССР в конце 60-х - "70-е годы ХХвека. Автор, опираясь на советскую нормативно-правовую основу, анализирует реформы в сфере образования в вышеуказанный период. Впервые публикуются и вводятся в оборот архивные документы Башкирского обкома КПСС, посвященные оценке материально-технического оснащения школ республики. Актуальность работыне вызывает сомнения, т.к. в России активно идут реформы в области образования. В статье освещается состояние школ в таких городах БАССР, как Уфа, Белорецк и Сала-ват, а также во многих районах. На основе анализа архивных источников подробно рассматриваются учебно-методическая база школ, обеспечение их учебной литературой, техническое оснащение кабинетов, состояние столовых, шефская помощь промышленных и сельскохозяйственных предприятий и др. Отдельное внимание уделено сельским школам и программе ранней профилизации образования, которая была организована при поддержке колхозов. Показана динамика строительства учебных зданий в селах в рассматриваемый период, приводятся данные финансированиям стороны государства. Освещены результаты политики государства в области образования и их значение в развитии региона. Автор положительно оценивает результаты мероприя-тийпо укреплению материально-технической базы школ БАССР в конце 60-х - 70-е годы ХХвека. (Считает, что было бы полезно применить позитивный опыт СССР в области образования и в современной России.

Ключевые слова: материально-техническая база, средняя школа, технические средства, сельская школа, Башкирская! АССР, шефская помощь, постановление ЦК КПСС

Khaydar R. Khafizov

MATERIAL AND TECHNICAL FACILITIES OF COMPREHENSIVE SCHOOLS IN THE BASHKIR ASSR IN THE LATE 60s - 70s OF THE 20th CENTURY

Abstract

The article is devoted to the review of the material and technical state of secondary schools in the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic in the late 60s - 70s of the 20thcentury The author (relying on the Soviet legal framework) analyzes the reforms in education during tine mentioned period. For the first time, archival documents of the Bashkir Regional Committeeof the CPSU devoted to the evaluation of the material and technical equipment of the republic's schools are being published and put into circulation. The relevance of the work is no t to doubt, as in today's Russia reforms in the field of education are also actively underway. The article deals with the state of schools in such cities andtowns as Ufa, Beloretsk and Salavat, as well as in many rural areas. Much work has been done for the analysis of these archival sources of the above period. On the basis of this the educational and methodological base of schools, the provision of educational literature, technical equipment for classrooms, the state of canteens, patronage assistance of industrial and agricultural enterprises and much more are considered in detail. The author pays special attention to rural schools and the program of early education profiling, which was organized with the support of collective farms.

Хафизов Хайдар Ренадович, аспирант Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: [email protected]

Khaydar R. Khafizov, Post-Graduate ¡Student, Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]

The dynamics of the construction of educational buildings in rural areas in the period under review is shown, and funding data from the state is given. The paper highlights the results of state policy in the field of education and their importance in the development of the region. The author positively assesses the results of measures to strengthen the material and technical base of schools of the BASSR in the late 60s - 70s of the 20th century. He believes that it would be useful to apply the positive experience of the USSR in the field of education in modern Russia as well.

Key words: material and technical state, secondary school, equipment, rural school, BASSR, patronage assistance, decree of the Central Committee of the Communist Party

В СССР в конце 60-х - 70-е годы ХХ века успешно завершается процесс создания всеобщей обязательной средней школы. Государственные и партийные органы давали четкие указания руководителям системы образования по осуществлению перехода от 8-летнего обучения к 10-летнему в общеобразовательных учреждениях. Соответственно, возникла необходимость преподавать предметы по иным образовательным программам, поэтому всем школам нужно было обновить учебно-методический комплекс. Все это требовало от государства огромных финансовых вложений в материально-техническую базу общеобразовательных школ.

Многие специалисты признают, что в вышеуказанный период на международной арене Советский Союз был лидером по обеспечению своего населения качественным и бесплатным образованием. Эта тема является актуальной, потому что в современной России активно реформируется данная область, идут процессы стандартизации и глобализации в системе средней школы. При этом возникает комплекс задач, в т.ч. проблема материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений. Для решения проблемы нехватки средств (на современном этапе усовершенствования материально-технической базы школ) мы предлагаем использовать опыт Советского Союза.

Материально-техническая база школы - это необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации его целевой программы развития. В данной работе мы рассмотрим финансирование общеобразовательных школ Башкирской АССР в конце 60-х - 70-е годы прошлого века, их техническое оснащение, обеспечение учебно-методическим комплексом, снабжение материалами для ремонта и эксплуатации зданий, шефство и др. Данные мероприятия были подкреплены достаточно обширной законодательной базой. Отметим некоторые из них: 1) Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 10.11.1966 г. № 874 «О мерах дальнейшего улучшения работы средней обще-

образовательной школы»; 2) Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1972 г. № 463 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы»; 3) Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 02.07.1973 г. № 471 «О мерах по дальнейшему улучшению сельской школы». Следует отметить, что в СССР была проделана большая работа по подготовке реформы народного образования.

В первом постановлении (№ 874 от 1966 г.) были четко указаны источники финансирования материально-технической базы общеобразовательных школ. В нем прописано, что Государственный плановый комитет Совета министров СССР, Государственный строительный комитет СССР, министерства, ведомства, советы министров союзных республик должны предусматривать в сводных сметах (вновь строящихся промышленных предприятий и ведомственных жилых массивов) сооружение зданий общеобразовательных школ за счет капитальных вложений соответствующей отрасли. В документе также говорится об обязательном обеспечении жильем педагогов и строительстве интернатов для учащихся: «...строительство школ в сельской местности должно производиться в комплексе с квартирами для учителей, а восьмилетних и средних школ, как правило, и с интернатом для учащихся, проживающих в отдаленных от школы населенных пунктах. На строительство интернатов и домов для учителей выделять средства целевым назначением за счет общих ассигнований на жилищное строительство» [8].

Таким образом, назрела необходимость начать комплексное материально-техническое оснащение всей системы среднего и общего образования. Соответственно, в 60-70-е годы ХХ века на развитие народного образования были направлены огромные средства. Так, в 1970 г. было выделено 153,6 млн руб., в 1975 г. - 195,2 млн руб., в 1978 г. - более 200 млн руб. [1, с 183].

Промышленным, сельскохозяйственным и другим предприятиям и организациям разреша-

лось безвозмездно передавать школам оборудование и материалы, а также производить расходы на строительство, ремонт и техническое оснащение общеобразовательных школ за счет сверхплановых накоплений [8]. В ходе реализации постановления в Башкирии значительно увеличились нецентрализованные источники финансирования. Уже в 1968 г. по темпам строительства школ местными Советами Башкирская АССР вышла на первое место среди национальных республик РСФСР: было построено школ и введено 12585 новых учебных мест, на втором месте -Дагестан - 10674 учебных мест, на третьем - Удмуртия - 5991 [2, с. 233; 9, с. 363-364].

Согласно п. 25 вышеуказанного постановления, Комитету по кинематографии при Совете министров СССР разрешалось бесплатно выдавать общеобразовательным школам узкопленочные научно-популярные, хроникально-документальные и художественные фильмы, имеющие образовательное и воспитательное значение. Требовалось организовать выпуск новой портативной киноаппаратуры, приспособленной к условиям работы школ, а Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР обязали создать учебные телепередачи для общеобразовательных школ [8]. Каждое ведомство, существовавшее в СССР, прямо или косвенно должно было содействовать развитию среднего и общего образования.

В Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1972 г. № 463 указано требование о том, чтобы всемерно расширять проверенное жизнью шефство трудовых коллективов над общеобразовательными школами, продолжить строительство образовательных учреждений и пришкольных интернатов по инициативе предприятий, передовых совхозов и колхозов, а также строительство и ремонт школ за счет местных предприятий, колхозов и трудовых ресурсов на местах [7].

Далее мы рассмотрим, как все вышеперечисленные требования и планы Правительства СССР реализовывались в Башкирской АССР в конце 60-х - 70-е годы ХХ века, как реформировалась система школьного образования и создавалась ее материально-техническая база.

Для более полной картины мы предлагаем ознакомиться с материально-техническим оснащением общеобразовательных учреждений на примере школ городов Салават, Белорецк, Уфа.

Согласно отчету Салаватского горкома КПСС «О состоянии работы учебно-предметных кабинетов и об использовании технических средств обучения в школах города», многие школы перешли на кабинетную систему обучения уже к 1969 году: «В школе № 6 города Салават преподавание предметов велось в специальных кабинетах-классах. В кабинете физики имелись телевизор, радиоприемник, электрический щит управления, все столы были электрифицированы. Киноаппарат, аппарат ЛЭТИ, затемнение, экран с доской управлялись дистанционно. Школа имела 3 киноаппарата, 1 эпидиаскоп, 1 аппарат ЛЭТИ, 2 проектора, радиоузел, 6 магнитофонов, 5 проигрывателей. В течение учебного года систематически работал лингафонный кабинет. В 1968-1969 учебном году было получено 132 учебных кинофильма, которые демонстрировались в школе 370 раз. В средней школе № 4 было оборудовано 10 предметных кабинетов. Школа имела 2 киноаппарата, 2 проекционных фонаря, 2 магнитофона, 5 фильмоскопов, 3 проигрывателя и радиоузел. Все технические средства находились в хорошем состоянии. Многие уроки проводились на высоком идейном, научном и методическом уровне, с широким использованием всех видов технических средств обучения. Вопрос о максимальном использовании технических средств на уроках и во внеклассной работе являлся центральной проблемой перед педагогическим коллективом школы № 12, где занятия по всем предметам велись в специально оборудованных и оформленных кабинетах»1 [5, л. 161-162]. Вышеуказанные школы были лучшими в плане материально-технической обеспеченности среди школ города Салават.

Все школы города Салават к 1969 году были радиофицированы. Школьный радиоузел использовался как средство воспитания учащихся, проводились специальные передачи, посвященные знаменательным датам, новостям школьной жизни, а также науки и техники. Определенная работа проводилась во внеурочное время, увеличилось число технических кружков, в которых занимались около 700 учащихся школ города (в 1968 г. было 500).

Вместе с тем бюро Салаватского ГК КПСС считало, что отдел народного образования, партийные организации, руководители школ № 2, 3, 5, 8, 9 недостаточно уделяли внимания переходу к

1 Здесь и далее в документах сохранены стиль, орфография и пунктуация. ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2019/2 (84)

кабинетной системе обучения: из 15 дневных общеобразовательных школ города по этой системе занимались только 6. Имеющиеся технические средства обучения использовались неэффективно, они выходили из строя из-за частого переноса и неквалифицированного обращения с ними. В отделе народного образования и школах города не были организованы курсы по использованию технических средств обучения. «В школах города мало использовались кинокольцовки и кинофрагменты, диафильмы и диапозитивы на уроках литературы, биологии, истории и обществоведения. В школах рабочей молодежи № 2 и 4 не применялись учебные фильмы. Имелись факты, когда школы, получив кинофильмы из фильмотеки, не демонстрировали, а возвращали обратно. Так, школа № 9, продержав фильмы 2 недели, вернула их, не продемонстрировав. Часть имеющихся технических средств имели неисправности. Так, в школе № 8 из 2-х киноаппаратов работал 1. В школе № 1 из 3 киноаппаратов работал 1, из 2 эпидиаскопов работал 1, из 3 магнитофонов работали 2» [5, л. 161-162].

Помимо материально-технического оснащения существующих школ, шло активное строительство новых зданий и помещений для общеобразовательных целей. В начале 70-х гг. в Нефтекамске ежегодно сдавалось новое школьное здание [6, л. 1-3], в Белорецке строительство школ за счет местных источников финансирования в 1974 г. не планировали, но был сделан капитальный ремонт двух школ. При этом были привлечены дополнительные средства в размере 24200 руб., на приобретение учебного оборудования - 10550 руб. Количество школ в городе, имеющих типовые здания, было следующим: средних - 11, восьмилетних - 3; занимающихся по кабинетной системе: средних - 11, восьмилетних - 3. Важно отметить наличие географических, спортивных площадок, пришкольных участков, тиров, кабинетов и уголков по безопасности движения во многих школах города Бело-рецк [6, л. 23-28].

Материально-техническое оснащение школ того времени несравнимо с оснащением современных образовательных учреждений. При этом мы должны учесть, что в рассматриваемое нами время в СССР только закладывался фундамент современной российской системы образования. Становится понятным, почему материально-техническая база школ городов Салават и Бело-рецк была такой разной: в одних школах - на

достаточно хорошем уровне, а в других - скудной. В вышеуказанных городах к середине 70-х гг. почти все общеобразовательные учреждения перешли на всеобщее среднее образование, восьмилетних школ осталось единицы. Это было бы невозможно без соответствующей хозяйственной базы и педагогических кадров.

Важная составляющая полноценного функционирования любого общеобразовательного учреждения - это наличие столовой и организация горячего питания. Бюро Уфимского горкома КПСС отмечало, что в городе проводилась определенная работа по общественному питанию учащихся в общеобразовательных школах. В городе Уфа за 1971-1972 гг. сеть школьных столовых возросла на 832 посадочных места, улучшилось оснащение их холодильным, технологическим и торговым оборудованием. Чтобы лучше оценить состояние мест питания уфимских учащихся, предлагаем отрывок из отчета Уфимского бюро горкома КПСС: «Во многих школах завтраки и обеды готовились согласно недельного меню, что позволяло лучше разнообразить питание и повышать их калорийность. Шире стало применяться питание школьников по абонементам. Ежегодно при трестах столовых проводились конкурсы среди школьных поваров за звание лучшего повара по приготовлению детской пищи, что позволило повысить качество приготовляемых блюд. Хорошо было организовано питание учащихся в школах № 54, 58, 62 II треста столовых, 35, 3 и 91 I треста столовых. Вместе с тем, в организации школьного питания имелся целый ряд серьезных недостатков. Так, из 42-х школ Орджоникидзев-ского и Калининского районов, обслуживаемых трестом столовых № 2, только в 15-ти имелись столовые на 1290 посадочных мест, а в остальных буфеты на 1188 мест. Нагрузка на одно посадочное место в этих столовых и буфетах составляла, с учетом сменности 12 человек против 4-х по норме, а в школах № 56, 93, 94, 116 на одно место приходилось от 20 до 35 учащихся. Вследствие этого многие учащиеся не регулярно получали горячее питание. В школах № 93, 88, 86, 109 Калининского, Орджоникидзевского районов имелись жалобы на низкое качество и однообразие пищи. В этих столовых и буфетах недельное меню не выдерживалось. Подобные недостатки были и в школах других районов города. В ряде школьных столовых и буфетов города не соблюдались санитарные правила содержания обеденных залов, кухонь и производ-

ственных помещений, не выдерживались сроки реализации продуктов. Рацион питания строился без учета возрастных потребностей детей, редко готовились рыбные, молочные и овощные блюда. Не организовывались витаминные столы и столы саморасчета. Руководители некоторых школ не проявляли должного внимания организации питания учащихся, не создавали нормальных условий работы для столовых и буфетов, имеющиеся помещения использовались не по назначению. Так, буфет в средней школе № 85, расположенный в полуподвальном помещении, за антисанитарное состояние был закрыт санэпидемстанцией еще в августе, в результате чего питание учащихся в первом полугодии учебного года было не организовано. В школе № 86 обеденный зал был превращен в танцевальный. В школе № 93 учащиеся питались в вестибюле. В проверенных школах Калининского района горячим питанием было охвачено всего 50% детей, в Орджоникидзевском 45%, а в отдельных школах и того меньше» [4, л. 23-26].

В последующие годы в республике была проведена большая работа по улучшению общественного питания школьников. Более 1300 школ имели столовые и буфеты. Охват школьников горячим питанием в 1977-1978 учебном году составил 72% [1, с 182]. Обширное цитирование архивных документов позволяет нам показать реальное положение дел в общеобразовательных учреждениях, раскрыть проблемы и позитивные тенденции в системе образования того времени.

Анализ отчетов Уфимского бюро КПСС показал, что достижения городских властей столицы БАССР в области обеспечения школьников горячим питанием были достойны похвалы, даже несмотря на вышеуказанные недостатки. Данная проблема до сих пор является актуальной и непростой задачей перед руководителями средних школ.

В Башкирской АССР предметом особой заботы являлась сельская школа. Регион в начале 70-х годов оставался преимущественно аграрным. В конце 60-х - 70-е годы активно шел процесс строительства сельских школ. К 1973 году заметно укрепилась их материальная база. В этом году по инициативе колхозов, совхозов за счет централизованных и нецентрализованных источников финансирования были сданы в эксплуатацию 105 сельских школ на 18559 мест, 57 пришкольных интернатов по 2846 мест, более 165 квартир для учителей, из них более 100 по-

строены с участием комсомольцев и молодежи, которые оказывали помощь в строительстве и ремонте школ, оборудовании предметных кабинетов [3, л. 62].

Как уже отмечалось выше, школам должны были оказывать шефскую помощь сельскохозяйственные, промышленные предприятия, а также колхозы и совхозы, помимо них, им помогали студенты. По инициативе комсомольских организаций вузов Уфы в сентябре 1973 г. был проведен день ударного труда студенческих строительных отрядов. В результате в фонд сельских школ поступило 9,5 тыс. руб. [3, л. 62].

В 10-й пятилетке (1976-1980) в селах было намечено построить 234 школы на 67 тыс. ученических мест, 160 пришкольных интернатов на 13 тыс. мест, жилых домов для учителей общей площадью 320 тыс. м2. Особенно отличились по укреплению материальной базы сельских школ Мелеузовский, Бакалинский, Чишминский, Куш-наренковский, Чекмагушевский, Балтачевский, Стерлитамакский, Хайбуллинский, Федоровский, Абзелиловский, Бураевский, Баймакский, Аургазинский, Янаульский районы. В отдаленном целинном Абзелиловском районе за годы 9-й пятилетки было построено 9 средних и восьмилетних, 15 начальных школ на 2678 ученических мест, 2 пристройки на 350 мест, интернаты при школах на 320 мест, учебные мастерские на 220 рабочих мест, 2 спортзала, 30 квартир для учителей [1, с. 181-182]. Промышленное оборудование в кабинетах технологии, сельскохозяйственная техника и автодромы при школах дали дополнительные возможности для качественного обучения и ранней профилизации обучающихся. Старшеклассники под шефством наставников осваивали сельскохозяйственную технику и получали опыт работы в колхозах, совхозах, после окончания школы оставались там работать.

Для исполнения Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 02.07.1973 г. № 471 «О мерах по дальнейшему улучшению сельской школы» особое внимание снова было уделено сельской местности. По заказам сельских образовательных учреждений было отпущено учебных пособий и оборудования на 591,5 тыс. руб., что составило 77,8% от общей суммы реализации только по школам системы Министерства просвещения РСФСР. За отчетный период (1974 год) было реализовано учебных пособий сельским школам на 117,9 тыс. больше, чем в 1973 году. Уфимский магазин Главного управления снабже-

ния министерства просвещения (Главснабпрос) за отчетный период доставил учебных пособий 1585 школам на 202,7 тыс. руб., в т.ч. 1562 сельским школам на 191,8 тыс. руб. Таким образом, обслуживались школы 47 районов и городов республики.

Связь Главснабпроса со школами, отделами народного образования поддерживалась систематически, путем переписки и организации зональных совещаний для директоров школ, республиканских совещаний для заведующих районными отделами народного образования [6, л. 7-9].

В оперативном отчете уфимского магазина Главснабпроса и его филиала за 1-е полугодие 1974 г. говорится, что задание Главснабпроса по продаже учебных пособий, оборудования общеобразовательным школам выполнено на 101% [6, л. 7]. Почти все ведомства и все категории населения оказывали помощь средней школе в той или иной форме: это строительство зданий, ремонт учебных помещений, закупка книг, учебно-методического комплекса (УМК) и др.

В 1978-1979 учебном году школы страны впервые начали переходить на бесплатное пользование учебниками. В Башкирии 62 тыс. первоклассников, обучающихся в русских, башкирских, татарских и других национальных школах, получили бесплатные учебники. Так началось практическое выполнение постановления партии и правительства «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ» [1, с. 182-183]. К концу 70-х годов все-таки удалось перейти к бесплатному обеспечению учащихся учебным материалом. Это, на наш взгляд, одна из самых важных задач, которые тогда стояли перед чиновниками.

Таким образом, в БАССР в конце 60-х - 70-е годы прошлого века была проведена масштабная работа по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ. Это позволило не только расширить сеть образовательных учреждений, но и ускорить перевод школ на среднее образование. В школах региона были созданы благоприятные условия для получения полноценных качественных знаний учащимися. Они получали специальные технические знания уже в старших классах благодаря шефской помощи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Особенно важны были эти мероприятия для сел и деревень БАССР. Строительство школ и ранняя профилизация образования

позволили остановить отток населения из сел в города. В городах вышеуказанные мероприятия позволили подготовить кадры для промышленных объектов Башкирии.

Опыт СССР в управлении народным образованием, несомненно, является ценным и полезным. Мы считаем, что такие позитивные явления, как инициативное строительство, шефство предприятий над школой, нецентрализованное финансирование, шефская помощь комсомольских организаций, летние трудовые лагеря для школьников, школьные приусадебные участки, расширение сети сельских школ и др. можно возродить, подкорректировать и адаптировать их с учетом современных российских условий образования. Что-то из вышеперечисленного фактически существует в некоторых школах нашей страны, но на добровольной основе. Многие проблемы современного среднего образования, связанные с нехваткой финансовых средств, можно решить, если государство возьмет на вооружение опыт Советского Союза. Достаточно будет простимулировать или обязать все ведомства, предприятия и некоторые категории населения содействовать развитию среднего образования в той или иной форме, закрепив все это соответствующей законодательной базой.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Мустафина Ф.Х. Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР (1917-1978 гг.). Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1979. 192 с.

2. Народное образование в РСФСР / под ред. М.П. Кашина и Е.М. Чехарина; М-во просвещения РСФСР. М.: Просвещение, 1970. 352 с.

3. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. 341. Оп. 31. Д. 142.

4. НА РБ. Ф. 342. Оп. 55. Д. 60.

5. НА РБ. Ф. 6958. Оп. 8. Д. 1032.

6. НА РБ Ф. 8939. Оп. 1. Д. 578.

7. «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы»: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1972 года № 463 // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru (дата обращения: 05.06.2018).

8. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы»: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 года № 874 // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru (дата обращения: 05.06.2018).

9. Сулейманова Л.Ш. История становления и развития национальных школ народов Башкортостана в XX в. Уфа: Нефтегазовое дело, 2011. 455 с.

REFERENCES

1. Mustafina, F.Kh. Razvitiye vseobshchego srednego obrazovaniya v Bashkirskoy ASSR (1917-1978 gg.) [Development of General Secondary Education in the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic (1917-1978)]. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izd-vo, 1979. 192 p. (in Russ.).

2. Narodnoye obrazovaniye v RSFSR [National Education in the RSFSR]. Ed. M.P. Kashin, E.M. Chekharin; the RSFSR Ministry of Education. Moscow: Prosve-shchenie, 1970. 352 p. (in Russ.).

3. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan (NA RB). F. 341. Op. 31. D. 142 [National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 341. Bordereau 31. Individual File 142] (in Russ.).

4. NA RB. F. 342. Op. 55. D. 60 [National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 342. Bordereau 55. Individual File 60] (in Russ.) (in Russ.).

5. NA RB. F. 6958. Op. 8. D. 1032 [National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 6958. Bordereau 8. Individual File 1032] (in Russ.).

6. NA RB. F. 8939. Op. 1. D. 578 [National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 8939. Bordereau 1. Individual File 578] (in Russ.).

7. "O zavershenii perekhoda ko vseobshchemu sred-nemu obrazovaniyu molodezhi i dalneyshem razvitii obshcheobrazovatelnoy shkoly": Postanovleniye TsK KPSS. Sovmina SSSR ot 20.06.1972 goda № 463 [On the Completion of the Transition to Universal Secondary Education for Young People and Further Development of the Secondary School: Decree No.463 of the Central Committee of the Communist Party of the USSR and the USSR Cabinet of Ministers of June 20, 1972]. In: Bib-lioteka normativno-pravovykh aktov SSSR [A Library of Normative Legal Acts of the USSR]. URL: http: //www. libussr.ru (Accessed June 5, 2018) (in Russ.).

8. "O merakh dal'neyshego uluchsheniya raboty sredney obshcheobrazovatel'noy shkoly": Postanovleniye TsK KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 10 noyabrya 1966 goda № 874 [On Measures to Improve Further the Work of the Secondary School: Decree No.874 of the Central Committee of the Communist Party of the USSR and the USSR Cabinet of November 10, 1966]. In: Biblioteka normativno-pravovykh aktov SSSR [A Library of Normative Legal Acts of the USSR]. URL: http://www.libussr.ru (Accessed June 5, 2018) (in Russ.).

9. Suleymanova, L.Sh. Istoriya stanovleniya i razviti-ya natsionalnykh shkol narodov Bashkortostana v XX v [A History of Development of National Schools of Bashkortostan's Peoples in the XXth Century]. Ufa: Neftega-zovoe delo press, 2011. 455 p. (in Russ.).

б01 10.24411/2223-0564-2019-10212 Ван Ичань удк 81'25

ПЕРЕВОДЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В РОССИИ ^Ш-ХХ ВЕКА)

Аннотация

Статья посвящена истории перевода и исследования китайской классической прозы в России, которая подразделяется на четыре периода. В течение трехсот лет распространение китайской литературы, включая классическую прозу, прошло трудный, в то же время плодотворный путь. Первый период (XVIII - первая половина XIX века) - это начальная фаза распространения китайской классической прозы в России. В последующих двух веках была заложена основа ее перевода и исследования. Ярким представителем того времени был Н.Я. Бичурин. Во втором периоде (вторая половина XIX века) перевод и исследование китайской литературы стремительно развивались. В России в общих чертах сформировался перевод произведений «ста школ». В.П. Васильев создал новую программу, продвинув русскую синологию на шаг вперед. Третий период - это первая половина XX века. Из-за войны и помех в идеологии перевод и исследование литературы трудно раз-

Ван Ичань, докторантка факультета русского языка и литературы Института иностранных языков Уханьского университета (Ухань, Китай), e-mail: [email protected]

Wang Yichan, Ph.D. Student of the Russian Language and Literature Department, Foreign Languages College, Wuhan University (Wuhan, China), e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.