Научная статья на тему 'Школьное образование Бурятии в годы войны и в послевоенный период'

Школьное образование Бурятии в годы войны и в послевоенный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1232
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / БУРЯТИЯ / ВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / РЕФОРМА / ПОЛИТЕХНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / SCHOOL / BURYATIA / WAR PERIOD / POSTWAR PERIOD / REFORM / POLYTECHNIC EDUCATION / NATIONAL SCHOOL / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Екатерина Ефремовна

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития системы школьного образования Бурятии в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. К ним относятся политехнизация образования, изменения содержания обучения в национальных школах, учебно-методическое обеспечение преподавания в школах. Замедлившиеся процессы развития школьного образования в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период были ускорены, но уже на качественно ином уровне. Государство не справлялось с задачей открытия новых школ, поэтому их строительство взяло на себя население, главным образом сельское, поскольку большинство школ находилось в сельской местности. Национальная политика государства в тот период ставила перед школой задачу развития этнической культуры, сохранение языка. Поэтому ряд учебников был переведен на бурятский язык: алгебра, геометрия, физика и т. д. В новых условиях учителям требовались учебно-методические пособия, поэтому силами преподавателей Бурятского педагогического института создавался учебно-методический комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL EDUCATION OF BURYATIA DURING THE WAR AND IN THE POSTWAR PERIOD

The article discusses some aspects of the school system development in Buryaia during the Great Patriotic War and in the postwar period. These aspects include polytechnic education, changes in the content of instruction in national schools, the creation of training and methodological support of teaching in schools. Slowing down processes in the development of school education during the Great Patriotic War, in the post-war period were accelerated, but at a qualitatively different level. The state didn’t not get through the problem of opening new schools, so the population, mainly rural, took over their construction, since most of the schools were in rural areas. The national policy of the state at that time set forward to the school the task of the development of ethnic culture, language preservation. Therefore, a series of books were translated into the Buryat language: in algebra, geometry, physics, etc. Under the new conditions the teachers needed training manuals, so the educational-methodological complex was developed by the teachers of Buryat Pedagogical Institute.

Текст научной работы на тему «Школьное образование Бурятии в годы войны и в послевоенный период»

УДК 37(091)(571.54)

doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-37-42

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУРЯТИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

© Семенова Екатерина Ефремовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова Россия, 670034, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития системы школьного образования Бурятии в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. К ним относятся политехнизация образования, изменения содержания обучения в национальных школах, учебно-методическое обеспечение преподавания в школах. Замедлившиеся процессы развития школьного образования в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период были ускорены, но уже на качественно ином уровне. Государство не справлялось с задачей открытия новых школ, поэтому их строительство взяло на себя население, главным образом сельское, поскольку большинство школ находилось в сельской местности. Национальная политика государства в тот период ставила перед школой задачу развития этнической культуры, сохранение языка. Поэтому ряд учебников был переведен на бурятский язык: алгебра, геометрия, физика и т. д. В новых условиях учителям требовались учебно-методические пособия, поэтому силами преподавателей Бурятского педагогического института создавался учебно-методический комплекс.

Ключевые слова: школа, Бурятия, военный период, послевоенный период, реформа, политехнизация образования, национальная школа, учебно-методическая работа.

SCHOOL EDUCATION OF BURYATIA DURING THE WAR AND IN THE POSTWAR PERIOD

Ekaterina E. Semenova

PhD in History, A/Professor of the department of history, Buryat State Agricultural Academy named after V. R. Philippov 8 Pushkina St., Ulan-Ude, 670034 Russia

The article discusses some aspects of the school system development in Buryaia during the Great Patriotic War and in the postwar period. These aspects include polytechnic education, changes in the content of instruction in national schools, the creation of training and methodological support of teaching in schools. Slowing down processes in the development of school education during the Great Patriotic War, in the post-war period were accelerated, but at a qualitatively different level. The state didn't not get through the problem of opening new schools, so the population, mainly rural, took over their construction, since most of the schools were in rural areas. The national policy of the state at that time set forward to the school the task of the development of ethnic culture, language preservation. Therefore, a series of books were translated into the Buryat language: in algebra, geometry, physics, etc. Under the new conditions the teachers needed training manuals, so the educational-methodological complex was developed by the teachers of Buryat Pedagogical Institute.

Keywords: school, Buryatia, war period, postwar period, reform, polytechnic education, national school, educational and methodological work.

Созданная в годы предвоенных пятилеток система народного образования Бурятии из-за трудностей военного времени сократилась: уменьшилось число средних и семилетних школ, количество учащихся в них. Многие школы, особенно в городах, были заняты под военные госпитали. В годы войны значительно ослабла учебно-материальная база школ. Уменьшилось количество учителей, снизился их качественный состав. В связи с уходом в армию многих квалифицированных учителей ряды учительства пополнились людьми, не имеющими опыта, а порой специального образования. Ослабли помощь и контроль за учебой детей со стороны родителей. В первом полугодии 1944/45 учебного года успевало 65 % учащихся [11, c. 306].

Количество учащихся в школах Бурятии сократилось с 100,1 тыс. в 1940/41 учебном году до 71,9 тыс. в 1944/45 учебном году [9, с. 205]. Это объяснялось тем, что часть учащихся десятых классов, достигнув призывного возраста, пополнила ряды Советской Армии. Недостаток рабочих рук вынудил школьников-подростков пойти работать на предприятия, в колхозы и совхозы. Поэтому в годы войны закон о всеобуче осуществлялся не полностью. Особенно много учащихся без отрыва от обучения было задействовано в сельскохозяйственном производстве. Школьники оказывали заметную помощь колхозам и совхозам. В 1942 г. учащиеся школ республики выработали 590 тыс. трудодней, в 1943 г. — 939,9 тыс. Они активно участвовали в сборе средств в Фонд обороны, посылок и теплых вещей для воинов Красной Армии. Учащиеся работали агитаторами, устраивали громкие читки сообщений Совинформбюро, рассказывали о героических действиях Красной Армии и партизан, выпускали боевые листки и стенгазеты, выступали с концертами, шефствовали над госпиталями и семьями фронтовиков. Широкое распространение получило тимуровское движение [11, с. 390].

Многие учителя в трудные годы войны по своей инициативе обучали на дому детей, которые по тем или иным причинам не могли посещать школу.

В послевоенные годы необходимо было восстановить разрушенное народное хозяйство и достичь довоенного уровня производства. Эта задача усложнялась тем, что в годы войны резко сократилось количество специалистов. Общеобразовательная подготовка рабочих, крестьян и служащих была невысокой. Нехватка квалифицированных, подготовленных кадров значительно затрудняла выполнение задач экономического развития в послевоенные годы. Решение этой проблемы в основном зависело в тот период от школы. Поэтому государство уделяло большое внимание школьному образованию.

30 августа 1946 г. в Улан-Удэ состоялся первый послевоенный съезд учителей республики, где выявилось немало проблем в системе школьного образования: низкая успеваемость, второгодничество, слабая материально-техническая база, нехватка учителей и т. д.

Основным вопросом политики в области образования стало расширение сети школьного обучения. Во всех регионах страны, в том числе Бурятии, открывались новые школы. В 1949 г. в Бурятии было 503 начальные школы, 117 семилетних и 46 средних [5]. Основной упор делался на города и поселки городского типа, где число школ выросло почти в 3 раза: с 54 в 1940/41 учебном году до 163 в 1960/61 учебном году [10, с. 123]. Большинство школ республики, по данным на 1960 г., находилось в сельской местности: из 638 сельские составляли 517 (81 %) и число их росло. В них обучалось более 130 тыс. учащихся и работало 7 тыс. учителей [9, с. 205].

Учащиеся сельских школ во время каникул работали на колхозных полях, на животноводческих фермах и зарабатывали трудодни. В результате такой практики многие выпускники оставались работать в колхозах.

К концу 1940-х гг. значительно расширился контингент учащихся, главным образом за счет школ рабочей и сельской молодежи. Они давали возможность получить среднее образование подросткам, вынужденным в годы войны прервать учебу.

Однако только открытие новых школ было недостаточно для улучшения положения. Требовались изменения в содержании школьного образования. Например, в отчетах Министерства образования республики об итогах работы школ за первое полугодие 1951/52 учебного года говорится: «Учебно-воспитательная, внешкольная и внеклассная работа с учащимися по-прежнему остается на низком уровне. В результате этого значительный процент учащихся не успевает по основным предметам (русский язык и математика). Из 90386 учащихся успевает только 68533, что составляет 76 %. Особенно низка успеваемость учащихся в школах Окинского аймака — 66 %, Торейского — 70,5 % и Тункинского — 70,7 %» [6, д. 721, л. 168]. Тункинский аймисполком и его отдел народного образования не приняли необходимых мер к улучшению работы школ. План охвата детей обучением выполнен на 82,3 %, допущено второгодничество (541 учащийся). В аймаке совершенно не проводилась работа по ликвидации неграмотности и обучению бурятского населения письменности на русском языке [6, д. 703, л. 114-115].

В 1952/53 учебном году в республике было введено всеобщее семилетнее обучение. В связи с этим ассигнование на народное образование из государственного бюджета в нашей республике в 1953 г. по сравнению с 1923 г. возросло в 157 раз. Также были приняты меры по укреплению материальной базы школ. В ряде мест развернулось широкое инициативное строительство школьных зданий, интернатов, общежитий, мастерских, спортивных залов. Например, общественность Бичурского аймака поставила задачу в течение двух — трех лет ликвидировать многосменность в школах. Строительство школьных зданий, общежитий, мастерских силами населения развернулось повсеместно, особенно на селе. Только колхоз «Знамя Ленина» Мухоршибирского аймака за два года построил две восьмилетние и одну начальную школы, общежитие для детей животноводов [11, с. 337].

В 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР [8, с. 53-61]. Перед школами страны была поставлена задача осуществления политехнического обучения. Министерство просвещения РСФСР разработало новые учебные планы и программы по трудовому обучению. В школах были введены не только новые предметы, дающие элементарные знания по основам промышленного и сельскохозяйственного производства, но и практическое приобщение учащихся к производственному труду на школьных опытных участках, в учебных мастерских, на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах. На предприятиях создавались учебные цеха и участки. Органы управления народным образованием и партийные комитеты контролировали выделение рабочих мест для прохождения производственной практики.

В большинстве средних и семилетних школ республики были созданы учебные мастерские по металлу и дереву. При средних школах открылись кабинеты машиноведения, введены практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике, для этого в школах имелись 433 трактора и 57 автомашин. Многие школы имели учебно-опытные участки [13, с. 16].

При введении нового направления в обучении детей не было соответствующей материальной базы, не хватало учителей и мастеров, появился формализм в организации производительного труда, отрыв от обучения. Отсутствовали учебники по производственному обучению, не были разработаны методики. Поэтому теоретический курс был минимальным, основное время уходило на практику. Перестройка школы привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся. Кроме того, профессиональная подготовка проходила без учета желания учащихся и потребностей предприятий. Директорам школ приходилось заниматься организацией производственного обучения, определять рабочие места там, где дадут. Политехнизация обучения не привела к росту рабочих среди бурят. Они предпочитали неиндустриальные виды труда, отдавая предпочтение образованию, медицине, культуре, строительству [12, с. 389].

В сельской местности профессиональная подготовка учащихся шла в форме ученических производственных бригад, которая работала в хозяйстве. На селе было легче организовать производственную практику, однако недостаток, а порой отсутствие техники снижали качество обучения. Сельские учащиеся испытывали большую перегрузку физическим трудом: старшеклассников постоянно снимали с учебных занятий по общеобразовательным предметам для уборки урожая.

В послевоенное время вопросы развития национальной школы решались на уровне нормативно-правового, научно-методического, кадрового обеспечения. В 1949-1953 гг. меняется языковая политика бурятской школы: пересмотрены учебные программы, ряд учебников переведен на бурятский язык, проведена перестановка кадров. Многие буряты-учителя были переведены из русских школ в национальные. Перед этим с ними летом 1950 г. проведены первые двухнедельные курсы. Родители 16 семилетних и средних школ Хоринского, Кижингинского, Джидинского, Баргузинского, Окинского, Кяхтинского аймаков высказали желание обучать своих детей на родном языке. Совещание по вопросам работы национальных школ, проведенное в июле 1951 г. при областном комитете партии, высказывалось за препода-

вание учебных предметов на родном языке до седьмого класса включительно. На двух языках (русском и бурятском) были изданы учебники по алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, географии, истории, конституции СССР [3, с. 27].

Ведущие ученые Педагогического института и методисты принимали активное участие в разработке новых учебных планов и программ, готовили и издавали новые учебники, учебные пособия, велись экспериментальные и опытные исследования для совершенствования методов обучения и воспитания учащихся. Это учебник русского языка для 5—6-х классов бурятских школ, две книги для чтения по русскому языку, по русской литературе, сборник упражнений по русскому языку (автор Г. И. Упхонов), хрестоматия по родной литературе для 7-го класса бурятской школы (автор Ж. С. Сажинов), пособие для учителей по методике изучения глаголов (автор М. Н. Мангадаев) и многие другие [7, с.43].

В 1950—1960 гг. расширилась тематика учебно-методических работ. Если ранее солидные пособия для учителей в основном посвящались проблеме обучения учащихся русскому языку, они стали охватывать все больший круг учебных предметов, различные стороны воспитательного процесса. За эти годы было издано в помощь учителям более 60 учебников, учебных пособий, монографий и брошюр, обобщающих опыт работы лучших школ и учителей республики.

Расширилась и стала постоянной методическая помощь учителям. Проводились практические занятия, консультации. Стало традицией проведение ежегодных выездных семинаров для учителей сельских школ. С февраля по май 1959 г. было проведено 13 семинаров с директорами школ, учителями, воспитателями и работниками отделов народного образования. Многие семинары проводились непосредственно в школах. Например, преподаватели кафедр литературы, истории, бурятской филологии для оказания практической помощи выезжали в Тункинский, Хоринский, Кижингинский, Бичурский, Закаменский, Торейский, Заиграевский и Кабанский аймаки [7, с.44].

В годы Великой Отечественной войны школа лишилась квалифицированных учителей и части учащихся в связи с призывом на фронт. Качество обучения снизилось из-за того, что учителями стали работать люди, не имеющие педагогическое образование, не было систематического обучения, поскольку большинство учащихся отвлекались на производство, особенно в сельском хозяйстве. Учащиеся старших классах ушли работать или на фронт.

В послевоенные годы, особенно в середине ХХ века, произошли изменения в области образования республики, связанные с реформами образования и демографической ситуацией. Росло число школ, увеличивалась численность учащихся.

Образовательная реформа конца 1950-х гг. имела некоторые успехи: получив профессиональную подготовку, многие учащиеся начинали работать по полученной профессии. Особенно эта тенденция проявилась в сельской местности, когда классы полным составом оставались работать в родном колхозе или совхозе. Однако эта реформа имела больше недостатков, чем успехов

Включение производственного обучения в учебный план привело к тому, что у школ появилась несвойственная им функция — профессиональная подготовка. С другой стороны, учащиеся в стенах школы получали специальности рабочих промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства. Однако ограниченность школьного трудового обучения давала недостаточные знания, умения, навыки, поэтому для работы на производстве выпускников школ приходилось доучивать или переучивать. Большой объем часов по производственному обучению привел к снижению знаний учащимися по общеобразовательным предметам. В 1964 г. эти недостатки были учтены, решением Министерства просвещения РСФСР 11-летние школы с трудовым обучением были преобразованы в 10-летние, часы на трудовое обучение были сокращены почти в 2 раза [8, с. 46].

Одной из региональных особенностей Бурятии является наличие национальных школ, в которых в исследуемый период увеличился объем преподавания на бурятском языке с появлением переводов ряда учебников. Стала постоянной учебно-методическая работа в связи с

появлением собственных специалистов в этом направлении.

Таким образом, послевоенные годы, главным образом 1950-е гг., стали периодом становления региональной теории школьного образования в Бурятии, где большинство населения — сельчане, школьное образование имело свою специфику, оно приобрело производственный характер до принятия закона 1958 г. Старшеклассники и учащиеся средних классов были задействованы в уборке урожая.

Если в довоенные годы система всеобщего школьного образования была создана, то в послевоенный период она была организационно оформлена. Несмотря на то что уровень успеваемости учащихся был невысоким, сохранялось второгодничество, школа Бурятии выполняла функцию обучения и культурного просвещения детей и всего населения республики.

Литература

1. Бартанов П. И. Высшая школа в годы создания развитого социализма // Становление высшего образования в Бурятии. — Иркутск, 1981.

2. Бартанов П. И. Развитие науки в БМАССР. — Улан-Удэ, 1957.

3. Бодиева Н. Ф. История становления национального образования в Бурятии // Высшая школа: история, современность, перспективы: материалы межрегион. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения М. П. Хабаева. — Улан-Удэ, 2003.

4. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. 1. Оп. 203. Д. 10.Л. 82.

5. ГАРБ. Ф. 1056. Оп. 2. Д. 6. Л. 32.

6. ГАРБ. Ф. Р-248. Оп. 1.

7. Елаев Н. К. Связь института со школой и органами народного образования // 40 лет Бурятскому педагогическому институту: материалы науч.-теорет. конф. — Улан-Удэ, 1974.

8. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов 1917—1973. — М., 1974.

9. Народное хозяйство Бурятской АССР: стат. сб. — Улан-Удэ, 1963.

10. Народное хозяйство Бурятской АССР. 1923—1983 гг.: юбилейный стат. сб. — Улан-Удэ, 1983.

11. Очерки истории культуры Бурятии. — Улан-Удэ, 1974.

12. Санжиева Т. Е. Политика «коренизации» в модернизационном процессе Бурятии // Цивилизационное своеобразие российских модернизаций: региональное измерение: материалы всерос. науч. конф., посвящ. 75-летию акад. РАН В. В. Алексеева (2—3 июля 2009 г.). — Екатеринбург, 2009.

13. IV сессия Верховного Совета БМАССР (25—26 марта 1957 г.): стенографический отчет. — Улан-Удэ, 1957.

References

1. Bartanov P. I. Vysshaya shkola v gody sozdaniya razvitogo sotsializma [Graduate School during the creation of the developed socialism]. Stanovleniye vysshego obrazovaniya v Buryatii - Formation of higher education in Buryatia. Irkutsk, 1981.

2. Bartanov P. . Razvitiye nauki v BMASSR [The development of science in BMASSR]. Ulan-Ude, 1957.

3. Bodiyeva N. F. Istoriya stanovleniya natsionalnogo obrazovaniya v Buryatii [The history of formation of national education in Buryatia]. Vysshaya shkola: istoriya, sovremennost, perspektivy. Materialy k mezhregionalnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu so dnya rozhdeniya M. P.Khabayeva [High school: History, Present and Prospects. Materials for the inter-regional scientific conference devoted to the 100th anniversary of the birth of P.Habaeva]. Ulan-Ude, 2003.

4. Gosudarstvenny arkhiv Respubliki Buryatiya (GARB) (State Archive of the Republic of Buryatia (GARB)). F. 1. Op. 203. D. 10.L. 82.

5. GARB. F. 1056. Op. 2. D. 6. L. 32.

6. GARB. F. R-248. Op. 1.

7. Elayev N. K. Svyaz instituta so shkoloy i organami narodnogo obrazovaniya [Communication Institute with the school authorities and the public education]. 40 let Buryatskomu pedagogicheskomu institute [40 years of Buryat Pedagogical Institute]. Ulan-Ude, 1974.

8. Narodnoye obrazovaniye v SSSR. Obshcheobrazovatelnaya shkola: Sb. dokumentov 1917—1973 [Education in the USSR. School: Sat. documents 1917-1973]. Moscow, 1974.

9. Narodnoye khozyaystvo Buryatskoy ASSR. Stat. sb. [The national economy of the Buryat Republic. Statistical information]. Ulan-Ude, 1963.

10. Narodnoye khozyaystvo Buryatskoy ASSR. 1923—1983 gg. Yubileyny stat. sb. [The national economy of the Buryat Republic. 1923-1983 years. Jubilee statistical compilation]. Ulan-Ude, 1983.

11. Ocherki istorii kultury Buryatii [Studies in the History of Culture of Buryatia]. Ulan-Ude, 1974.

12. Sanzhiyeva T. E. Politika «korenizatsii» v modernizatsionnom protsesse Buryatii [The policy of "indigenization" in the modernization process of Buryatia]. Tsivilizatsionnoye svoyeobraziye rossyskikh modernizatsy: regionalnoye izmereniye. Materialy vserossyskoy nauchnoy konferentsii. K 75-letiyu akademika RAN Veniamina Vasilyevicha Alekseyeva. 2—3 iyulya 2009 g. [Civilizational peculiarity of Russian modernization: the regional dimension. Proceedings of the scientific conference. On the 75th anniversary of Academician Veniamin V. Alekseev. July 2—3, 2009]. Yekaterinburg, 2009.

13. 4-aya sessiya Verkhovnogo Soveta BMASSR. Chetvertogo sozyva (25—26 marta 1957 g.). Stenografichesky otchet [The fourth session of the Supreme Council BMASSR. Fourth Convocation (25-26 March 1957). verbatim report]. Ulan-Ude, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.