Научная статья на тему 'Монголрабфак в деле просвещения монголов (1930-1940 гг. )'

Монголрабфак в деле просвещения монголов (1930-1940 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И МОНГОЛИИ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND MONGOLIA / BRAINPOWER / INTELLIGENCE / EDUCATION / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шойдонова Алтына Мункожаргаловна

Статья посвящена изучению российско-монгольского сотрудничества в области образования в 1930-1940 гг. Важной вехой в установлении данного сотрудничества является деятельность Монгольского рабочего факультета в г. Верхнеудинске. В статье указаны основные аспекты деятельности Монголрабфака: причины создания рабфака на территории БМАССР, характеристика учебной и воспитательной деятельности. Освещены основные факты биографии учителей Монголрабфака, оказавших значительное влияние на становление национальных кадров Монголии в указанный период. Видные деятели просвещения и науки Бурятии вкладывали силы в научный, культурный и социальный прогресс не только родного края, но и соседней Монголии. В частности, неоценим вклад бурятских учителей в образование монгольской молодежи, которой суждено было стать в дальнейшем цветом национальной интеллигенции Монголии во второй половине ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONGOLRABFAK IN EDUCATING THE MONGOLS (1930-1940)

The article is devoted to the study of the Russian-Mongolian cooperation in the field of education in the 1930-1940s. An important milestone in the establishment of that cooperation is the activity of the Mongolian faculty for workers in Verkhneudinsk. The article has pointed at the main aspects of Mongolrabfak, the reasons for establishing workers’ school in the territory of BMASSR, characteristic of educational and training activities. The key biographical facts of the Mongolrabfak’s teachers are highlighted, they have made a significant impact on the formation of national manpower of Mongolia in that period. The prominent figures of education and science of Buryatia, they encouraged the scientific, cultural and social progress not only of the native land, but also of the neighboring Mongolia. In particular, the invaluable contribution was made by the Buryat teachers into education of the Mongolian youth, who were further destined to become the elite of the national intelligentsia of Mongolia in the second half of the XXth century.

Текст научной работы на тему «Монголрабфак в деле просвещения монголов (1930-1940 гг. )»

УДК 378(091)(517.3)

doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-259-262

МОНГОЛРАБФАК В ДЕЛЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ МОНГОЛОВ

(1930-1940 гг.)

© Шойдонова Алтына Мункожаргаловна

аспирант Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: shoyd89@mail.ru

Статья посвящена изучению российско-монгольского сотрудничества в области образования в 1930-1940 гг. Важной вехой в установлении данного сотрудничества является деятельность Монгольского рабочего факультета в г. Верхнеудинске. В статье указаны основные аспекты деятельности Монголрабфака: причины создания рабфака на территории БМАССР, характеристика учебной и воспитательной деятельности. Освещены основные факты биографии учителей Монголрабфака, оказавших значительное влияние на становление национальных кадров Монголии в указанный период. Видные деятели просвещения и науки Бурятии вкладывали силы в научный, культурный и социальный прогресс не только родного края, но и соседней Монголии. В частности, неоценим вклад бурятских учителей в образование монгольской молодежи, которой суждено было стать в дальнейшем цветом национальной интеллигенции Монголии во второй половине ХХ в.

Ключевые слова: сотрудничество России и Монголии, научные кадры, интеллигенция, просвещение, международные связи.

MONGOLRABFAK IN EDUCATING THE MONGOLS (1930-1940)

Altyna M. Shoydonova

Research Assistant of Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article is devoted to the study of the Russian-Mongolian cooperation in the field of education in the 1930-1940s. An important milestone in the establishment of that cooperation is the activity of the Mongolian faculty for workers in Verkhneudinsk. The article has pointed at the main aspects of Mongolrabfak, the reasons for establishing workers' school in the territory of BMASSR, characteristic of educational and training activities. The key biographical facts of the Mongolrabfak's teachers are highlighted, they have made a significant impact on the formation of national manpower of Mongolia in that period. The prominent figures of education and science of Buryatia, they encouraged the scientific, cultural and social progress not only of the native land, but also of the neighboring Mongolia. In particular, the invaluable contribution was made by the Buryat teachers into education of the Mongolian youth, who were further destined to become the elite of the national intelligentsia of Mongolia in the second half of the XXth century.

Keywords: cooperation between Russia and Mongolia, brainpower, intelligence, education, international relations.

В конце 1929 года правительством СССР было решено создать в г. Верхнеудинске БМАССР монгольский рабочий факультет (Монголрабфак) для подготовки национальных кадров Монголии, а также для подготовки учащихся к поступлению в другие учебные заведения Советского Союза.

Обучение монголов в Бурятии было обусловлено несколькими причинами:

1) общностью регионов Монголии и Бурятии (географической, культурной и языковой: монгольским аратам было легче адаптироваться в родственном, братском регионе);

2) студентам из Монголии наглядно демонстрировали преимущества социалистического строя на примере Бурятии;

3) в г. Верхнеудинске имелась необходимая инфраструктура: два педагогических вуза; квалифицированные преподаватели, владеющие монгольским языком; помещения для различных нужд.

Перед Правительством БМАССР был поставлен ряд задач, которые необходимо было выполнить в ближайшие сроки:

1. Выделить помещения для проведения учебного процесса, для проживания студентов, которые отвечали бы санитарным требованиям того времени.

2. Определить педагогический состав Монголрабфака лучшими кадрами Бурятии, в частности, учителями, владеющими русским и монгольским языками.

3. Обеспечить Монголрабфак учебными пособиями и учебниками, переводя на монгольский язык существующие пособия и учебники по программе рабфаков.

За короткий срок были подготовлены помещения для учебных занятий, общежитие для студентов и библиотека. Также были приглашены одни из лучших педагогов республики.

Таким образом, 20 февраля 1930 года специально для представителей молодежи Монголии, Бурятии и Тувы монгольский факультет начал свои занятия. Факультет готовил работников средней квалификации для практической работы в различных отраслях народного хозяйства, народного просвещения, медицины и сельского хозяйства. Заведующим Монголарабфака был назначен Норбо Ринчинович Ринчино. Первый набор учащихся насчитывал более 70 человек. Из Тувинской республики на обучение были направлены две группы.

Монгольский рабочий факультет занимал особое положение среди рабфаков СССР. Он существовал на положении закрытого учебного заведения. Содержание одного студента в год обходилось в 2,5 раза дороже, чем содержание студента любого центрального вуза. Монголрабфак существовал на средства, отпускаемые Народным комиссариатом просвещения РСФСР и частично Народным комиссариатом просвещения БМАССР, и в административном отношении подчинялся указаниям Народного комиссариата просвещения РСФСР. В организационном порядке он был прикреплен к Иркутскому университету и Коммунистическому университету трудящихся Востока в Москве.

Обучение длилось шесть лет. Два года проходило на подготовительном отделении, еще четыре года на основных курсах. В течение этих лет студенты должны были проработать программу полной средней школы без каких-либо сокращений программы, с тем чтобы окончивший рабфак мог выдержать испытания в любой вуз. Студенты изучали следующие предметы: математика, физика, астрономия, химия, черчение, монгольский язык, русский язык, литература, обществознание, всеобщая история, история МНР, география, физкультура, военное дело. По каждой дисциплине учебный материал был установлен программами для 5-10 классов средней школы.

Первые годы существования рабфака преподавание протекало в экспериментировании и изыскании рациональных путей постановки учебного процесса. Преподавание велось на русском и монгольском языках, это было необходимо для эффективного усвоения учебного материала студентами. Большинство из них прибывали из далеких уголков Монголии и не были знакомы с городской жизнью. Среди них почти не было знающих хоть немного русский язык, не говоря уже о письменности.

Учитывая острую необходимость МНР в специалистах-животноводах, Наркомат земледелия СССР реорганизовал сельскохозяйственную школу при Монголрабфаке в самостоятельный зооветеринарный техникум. Но из-за отсутствия в Верхнеудинске необходимой материальной базы Восточно-Сибирский крайком ВКП(б) постановил объединить его с Иркутским сельхозтехникумом на правах отделения. Техникум имел прекрасно оборудованную городскую ветлечебницу с учебными лабораториями, племенной скот, молочную ферму. Монгольское отделение существовало с 1934 по 1946 г., подготовив более 50 специалистов сельского хозяйства. Всего к 1940 г. было подготовлено 244 ветеринара.

При рабфаке имелись клуб со студенческим духовым оркестром, подсобное хозяйство. Руководство Монголрабфака внимательно следило за студенческой самоорганизацией. Студенческий комитет создал комиссии: хозяйственную, санитарную, культурную и учебную. На Монглолрабфаке были созданы предметные и научные кружки: сельскохозяйственный, драматический, хоровой и танцевальный. Штатом было выделено два воспитателя для специ-

альной работы со студентами. Также особое внимание уделялось политико-воспитательной работе, что привело к созданию политического кружка. Регулярно работала студенческая агитбригада, вечера художественной самодеятельности проводились накануне каждого выходного дня. Студенты принимали активное участие в работе многих добровольных организаций: Осоавиахим, МОПР, общество «Долой неграмотность!».

За время своей деятельности рабочий факультет подготовил 1 912 человек, многие из них продолжили учебу в вузах Советского Союза, другие были направлены на работу в хозяйственные и культурные учреждения МНР. В целом проводилась политика, имевшая главной задачей формировать кадровый потенциал страны из представителей самого массового класса — аратства.

Обучение монголов в учебных заведениях СССР отличалось несколькими специфическими моментами:

1) необходимостью первичной адаптации студентов: перемена климата, питания, социокультурной среды;

2) возрастной дифференциацией студентов: возраст студентов колебался от 15 до 30 лет;

3) недостаточностью материальной базы учебного заведения: плохое материальное снабжение сказывалось на скудном питании, отсутствии учебных пособий на монгольском языке; плохом состоянии помещений для обучения и жилья;

4) образовательный уровень выпускников Монголрабфака зачастую не соответствовал требованиям учебных заведений Советского Союза.

Монгольский рабочий факультет просуществовал десять лет. В 1940 году факультет был реорганизован в Монгольское педагогическое училище. В него вошло Монгольское отделение Кяхтинского педучилища. В мае 1941 года по решению МНР и СССР Монгольское педучилище было переведено в г. Улан-Батор — столицу Монголии. Оборудование кабинетов, лаборатории, библиотека училища были преподнесены правительству МНР как подарок к двадцатой годовщине Монгольской народной революции.

Монголрабфак прославился своими знаменитыми выпускниками, здесь обучались: генеральный секретарь ЦК Народно-революционной партии Ю. Цэдэнбал, заместитель председателя Совета министров МНР Д. Майдар, президент Академии наук МНР Б. Ширендыб и многие другие.

Не только выпускниками, но и своими педагогами славится Монголрабфак. Большой вклад Советского Союза, педагогов бурятской земли в дело просвещения Монголии бесценен. Поэтому более подробно необходимо остановиться на учителях Монголрабфака.

Основным недостатком педагогического коллектива заведения являлось то, что не все преподаватели владели монгольским языком и письменностью. Из 27 первых преподавателей владели языком 13 человек и не владели ни языком, ни письменностью 5 человек. Первые преподаватели Монголрабфака не только внесли большой вклад в дело подготовки педагогических кадров для Монголии, но и вели активную работу по повышению квалификации учительства Бурятской республики. В Монголрабфаке трудились известные деятели просвещения: А. И. Алексеев, Б. Б. Шагдыров, И. Д. Ханташкеев и другие.

Артемий Иванович Алексеев являлся заместителем директора Монголрабфака по учебной работе. В свое время он окончил Иркутскую духовную гимназию и Казанскую духовную академию по общему отделению, затем заведовал Нукутской школой II ступени, в которой преподавал монгольский (бурятский) язык. В 1924 г. становится директором Улан-Удэнского Бурятского педагогического техникума. С 1930 г. начал работать в Монголрабфаке и преподавать курс русской литературы. Он деятельно участвовал в подготовке кадров культуры для МНР. Стал жертвой политических репрессий. В 1937 г. был осужден на смертную казнь НКВД БМАССР, реабилитирован в 1956 г. Был награжден грамотой Министерства просвещения МНР.

Обязанности секретаря партийной ячейки рабфака выполнял Ананда Аюрзанаин. Один из его воспитанников Б. Ц. Намдаков рассказывал: «Ананда-багша учил нас по букварю

старобурятской (монгольской) письменности. Когда же малость начали читать, нам он дал книжку «Унаан сэсэг» Б. Барадина, выучивали тексты из нее. По этим двум книжкам обучил он нас монгольской грамоте. Ананда-багша был активным участником национальных игр. Под его руководством был поставлен зужэг-спектакль «Жигдэн», в котором он сыграл главную роль. Ананда Аюрзанаин тогда был совсем молодым человеком, но ровный, основательный характер делал его старше». Таким образом, можно сделать вывод, что Ананда Аюрзанаин был человеком творческим, поддерживающим художественную самодеятельность студентов. 1930-е гг. были временем повальной чистки рядов партии. За то, что Аюрзанаин выступал в защиту ни в чем не повинных жертв режима, он подвергся суровой критике и в мае 1933 г. был исключен из рядов ВКП(б) за «укрывательство враждебных элементов» в учебном заведении. Для него наступили трудные дни, но он продолжал бороться за справедливость. Вынужден был уйти из Монголрабфака.

Многолетний и плодотворный труд Ананда-багши все же был отмечен по достоинству. Ему были присвоены звания «Заслуженный учитель Бурятской АССР», «Заслуженный учитель РСФСР».

Жизнь и деятельность видных деятелей просвещения и науки Бурятии — пример служения Отечеству, его научному, культурному и социальному прогрессу, делу науки и народного образования. 15 июня 1940 г. Монголрабфак отмечал свое 10-летие. В связи с этим крупным празднованием Совет Министров МНР наградил и премировал преподавателей Монголрабфака за активную педагогическую, воспитательную, хозяйственную работу. Так, преподаватели С. А. Хамаганова, Боннэр были представлены к награждению орденом «Трудового Знамени МНР», 6 преподавателей — ручными часами с вручением золотой грамоты МНР (Шагдыров, Бобжаев, Алсынкова, Цендежапов, Забанов, Бадмаев).

Литература

1. ГАРБ. Ф. 462. Оп. 1, Д. 54. Л. 140.

2. ГАРБ. Ф. 462. Оп. 1, Д. 4. Л. 35.

3. ГАРБ. Ф. 462. Оп. 1, Д. 4. Л. 18.

References

4. GARB [State Archive of the Republic of Buryatia] F. 462, op. 1, d.54, l. 140

5. GARB [State Archive of the Republic of Buryatia] F. 462, op. 1, d. 4, l. 35

6. GARB [State Archive of the Republic of Buryatia] F. 462, op.1, d.4, l.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.