Научная статья на тему 'Образовательная реформа 1958-1964 годов: Ленинградский опыт реализации'

Образовательная реформа 1958-1964 годов: Ленинградский опыт реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3155
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА / SCHOOL EDUCATION / JOB TRAINING / EDUCATIONAL REFORMING / LENINGRAD SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полотебнов Александр Сергеевич

В статье дается анализ изменений ленинградского школьного образования в условиях проведения образовательной реформы 1958-1964 годов. На основе архивных документов выявлены особенности школьного реформирования хрущевской эпохи в условиях сверхкрупного советского города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper analyzes the changes in Leningrad school education in the conditions of educational reform of 1958-1964. On the basis of the archival documents peculiarities of school reform of Khrushchev era in the conditions of the superlarge Soviet city are revealed

Текст научной работы на тему «Образовательная реформа 1958-1964 годов: Ленинградский опыт реализации»

А. С. Полотебнов

(Санкт-Петербург)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1958-1964 ГОДОВ: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

EDUCATIONAL REFORM OF 1958-1964: LENINGRAD EXPERIENCE OF IMPLEMENTING

В статье дается анализ изменений ленинградского школьного образования в условиях проведения образовательной реформы 1958-1964 годов. На основе архивных документов выявлены особенности школьного реформирования хрущевской эпохи в условиях сверхкрупного советского города

Ключевые слова: школьное образование, производственное обучение, образовательное реформирование, ленинградская школа

This paper analyzes the changes in Leningrad school education in the conditions of educational reform of 1958-1964. On the basis of the archival documents peculiarities of school reform of Khrushchev era in the conditions of the superlarge Soviet city are revealed

Keywords: school education, job training, educational reforming, Leningrad school

Отсутствие специального современного исследования о школьной реформе (19581964 гг.] в Ленинграде задает новый ракурс темы, которая уже разрабатывалась в советской и постсоветской историографии. Специального изучения требует проведение этой реформы в условиях сверхкрупного города, научный анализ того, как поставленные властью задачи реализовывались руководителями ленинградского народного образования вплоть до руководителей школьного уровня.

В 1956 г. на XX съезде КПСС было отмечено, что в результате осуществления всеобщего семилетнего образования были созданы условия для постепенного введения всеобщего десятилетнего обучения [4, с. 9, 20].

Перестройка школы началась с определения на местах перспектив преобразования семилетних школ в восьмилетние, десятилеток в одиннадцатилетние средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением. Планы были рассчитаны на 3 года (для семилеток] и на 5 лет для преобразования десятилетних школ в одиннадцатилетние. При планировании сети средних школ и их контин-

гентов учитывалась необходимость обеспечения вузов страны (в течение переходных 5 лет] достаточным количеством абитуриентов [9, с. 20].

В Ленинграде предстоящая школьная реформа вызывала обсуждение как на высшем уровне, так и среди общественности. В ленинградской прессе в течение десяти месяцев 1958 года постоянно публиковали единогласные решению Горкома партии в декабре 1958 года в Ленинграде были созданы городская и районные комиссии, в состав которых входило по 25-30 партийных и советских работников, представителей профсоюзных и комсомольских организаций, работников управления образования, школ, вузов. Городская комиссия подготовила план проведения школьной реформы в Ленинграде, который выносился на всеобщее обсуждение [11, с. 1920].

Рост числа ленинградских общеобразовательных школ за двадцать лет (1950-1970-е гг.] происходил прежде всего за счет активного школьного строительства. Динамику развития городского школьного образования демонстрирует приводимая далее таблица.

Таблица

Динамика развития школьного образования

Учебный год 1950/ 51 1958/ 59 196061 1963/ 64 1965/ 66 1970/ 71

Общее число школ 426 471 576 550 565 591

Начальных 29 30 26 23 22 7

Семилетних 197 72 - - - -

Неполных средних - - 275 - 347 182

Средних 200 369 275 527 196 371

[таблица составлена по: 3, с. 120; 5, с. 113; 6, с. 100; 7, с. 90].

Таким образом, общее количество ленинградских школ неуклонно возрастало в изучаемый период. Число начальных школ в городе постепенно уменьшалось, хотя и сегодня в Петербурге работают три государственных начальных (не коррекционных] школы. Семилетние школы в городе просуществовали до 1959 года и далее были переведены в неполные средние (девятилетние]. Сложнее всего была историческая судьба полных средних школ Ленинграда. Часть из них в 1959/60 году была переведена в разряд неполных средних школ, затем в 1963/64 гг. многие из них снова стали полными (11-летними], затем, в процессе свертывания реформы 1958 года опять были превращены в неполные (8-летние]. К 1970/71 году этот процесс стабилизировался в соответствие с приводимыми в таблице показателями. Можно констатировать, что в изучаемый период шел активный политико-педагогический поиск оптимальной модели городской школы, прежде всего в диапазоне соотношения неполной и полной средней школы. Именно они становились резервом для пополнения то одной, то другой группы школ в зависимости от образовательно-политической конъюнктуры. Насколько такие скоротечные изменения ленинградской школьной видологии были обусловлены реальными образовательными потребностями горожан, остается неизвестным. Однако, дальнейший рост популярности среди ленинградского населения получения полного среднего школьного образования, позволяет говорить о том, что политический курс на 10-летнее общее школьное образование в целом население удовлетворял.

К концу 1959 года в Ленинграде по новому учебному плану уже работал ряд школ. На-

пример, школа № 38 работала по особому опытному плану, который предусматривал одиннадцатилетнее обучение и получение профессии. В результате за 1958/59 учебный год 60 учащихся 11 класса были обучены рабочим профессиям и получили квалификационные разряды, а 20% девятиклассников работали в цехах фабрик и заводов, принимали активное участие в ремонте школьных помещений, мебели, а также работали на строительстве жилых домов [10, с. 4; 11, с. 3]. Две школы (№ 4 и № 7] сочетали обучение с работой школьников на Балтийском заводе [11, с. 3].

В период 1959-1963 годов по решению ГО-РОНО, учителя города в обязательном порядке обязаны были пройти переподготовку. Планировалось проводить ее в период летних каникул, начиная с 1959 года. Для всех учителей и руководителей школ были подготовлены десятидневные семинары-практикумы, на которых изучались материалы XXI съезда КПСС, где подробно разъяснялись идеи и сущность реформирования школы, проводилось ознакомление их с новыми учебными планами и программами и знакомство с основами производства. К проведению занятий-семинаров было решено привлекать профессорско-преподавательский состав вузов [11, с. 8-9].

План, разработанный районными комиссиями, предусматривал начало перевода школ с семилетнего на восьмилетнее обязательное обучение с 1959/60 учебного года и планомерное его осуществление в ближайшие четыре года.

Предполагалось проведение реформы с разделением среднего образования на два этапа. На первом этапе осуществлялось вось-

милетнее всеобщее обязательное обучение, уже с первых классов начиналась психологическая и практическая подготовка к труду с учетом возраста учащихся [11, с. 20]. Главное внимание было сосредоточено на изучении основ наук, политехнической подготовке и трудовом воспитании, физической подготовке молодежи [4, с. 9 ]. На втором этапе, после 7-8 летнего обучения школьника в последующие 2 или 3 года главный упор делался на предпрофессиональное обучение учащихся. Подростки, получившие 7-8 летнее образование, должны идти в школы фабрично-заводского ученичества, предполагавшие сочетание обучения с работой на производстве.

С 1 сентября 1959 год на новый учебный план и программу обучения перешли 1-5 классы, остальные 6 по 8 классы продолжили работать по прежним программам. Последний выпуск из 7 класса с выдачей свидетельства в Ленинграде прошел весной 1961 года [11, с. 21]. По решению Министерства образования СССР в 1962 году выпуска из 7-х классов не было, все учащиеся автоматически были переведены в 8 класс и в 1963 году состоялся первый выпуск из новой восьмилетней школы [11, с. 22]. С 1 сентября 1960 года все девятые классы были переведены на одиннадцатилетний срок обучения, весной 1961 г. в Ленинграде прошел последний выпуск из с 10 класса. Также назрела необходимость перевода вечерних (сменных] школ рабочей молодежи на одиннадцатилетний срок обучения, чтобы совместить их программы с программами дневных школ [12, с. 2; 8, с. 31].

Реформа завершилась к началу 1963/64 учебного года, когда все школы города стали работать по новым учебным планам, программам, учебникам. За эти четыре года руководство школ было обязано создать для этого все условия и, при этом, не допустить ухудшения качества школьного образования [11, с. 20]. При этом, ряд требований выполнен не был и породил новые проблемы, как для школ, так и для предприятий. Принудительное участие в проводимой школьной реформе повлекло увеличение затрат на создание учебных цехов и участков (в основном за счет предприятий], ложилось дополнительной ответственностью за безопасность учащихся в условиях реального производства.

Вследствие проводимой реформы, в ленинградских школах начал наблюдаться массовый отсев учащихся по их собственному

желанию. Этот проблемный вопрос поднимался даже на уровне ГОРОНО, где было решено не отчислять школьников ранее окончания 8 класса. Например, воспоминания заведующего РОНО О.А. Клиентовой свидетельствуют: «У нас наблюдается некоторый отсев учащихся школ до окончания ими 7-го класса по неуважительным причинам, мы обязаны изжить это, ни один учащийся не должен уйти из школы до окончания 8-го класса без уважительной причины» [11, с. 23].

Процесс обучения учащихся 10-11 классов уже в новой постреформенной школе середины и конца 1960-х проходил по-разному [11, с. 40]. С введением в Ленинграде производственного обучения порядок школьных занятий и работы был определен следующим: 3 дня в неделю обучение, 3 дня работа на производстве (с их ежедневным чередованием]. В период обучения учащимся выплачивалась ученическая ставка 150-175 руб. в месяц (половина нормальной ученической ставки, так как учащиеся работали через день]. Каждый день работы на заводе начинался с 2-х часовых теоретических занятий, после чего следовало 4-х часовое практическое обучение. В дальнейшем, к 11-му классу, школьники работали уже в качестве квалифицированных рабочих, выполняющих в среднем нормы на 130-140% и зарабатывающих 200-300 рублей в месяц [10, с. 90]. Школы, остававшиеся десятилетними, должны были проводить практику своих девятиклассников на заводах 2 раза в неделю по 4 часа, но без всякой оплаты их труда, так как считалось, что учащиеся только набирались опыта [11, с. 67].

Анализ положительных и отрицательных эффектов школьной реформы 1958 года позволяет утверждать, что государство прежде всего рассчитывало обеспечить экономию финансов в сфере образования и пополнение постоянно растущего дефицита рабочих кадров. Из архивных данных становится очевидным, что большинство родителей учащихся, которые проходили производственное обучение в школе, неоднозначно отзывались об этом опыте, рассуждая, как работница Круг-лова: «Я работала, пусть мой ребенок только учится, еще успеет наработаться». Руководством ГОРОНО отмечалось стремление части родителей перевести своих детей из 11-летней школы в обычную десятилетнюю, чтобы закончить ее без производственного обучения [11, с. 68-69].

Школьная реформа 1958 г. при разных ее оценках современниками и нынешними исследователями (Ю. П. Аверичев, Л. И Анайки-на, М. Н. Руткевич, Г. А. Саксельцев, А. М Ходырев, В. А. Штурба и др.] породила ряд общих проблем.

Первая связана с увеличением отсева учащихся из школ города из-за нарастающей дифференциации предлагаемых им образовательных маршрутов [8, с. 30]. Временное сосуществование 10-летних и 11-летних школ с производственным обучением представляет наиболее яркий пример такой дифференциации.

Вторая проблема была связана с неготовностью материальной базы школ и недостаточной квалификацией учительства к работе по-новому. Ленинградские школы по-прежнему были сильно перегружены и работали в 2 смены, а с учетом школ рабочей молодежи даже в 3 смены. Это все создавало тяжелые условия для занятий, затрудняло проведение работы во внеурочное время.

Третья проблема заключалась в том, что городские предприятия не были заинтересованы в выпускниках обычных школ и ШРМ. Им проще было трудоустроить рабочего из другого региона или Ленинградской области, нежели городскую молодежь, которая требовала к себе большего внимания, увеличения оплаты труда и карьерной перспективы. Тем более, никакого Закона об обязательном трудоустройстве выпускников школ создано не было.

Из воспоминаний заместителя председателя комиссии по трудоустройству Н.И. Кара-сикова: «Окончившая десятиклассное обучение молодежь, желающая пойти работать на производство, получала путевки от Исполкома на работу, в заявках предприятий имелось название специальностей, которые требовались. Начальники отделов кадров предприятий представляли альбомы, в которых от-

ражали наглядно производственную сторону предприятия, для ознакомления учащихся по специальностям этого завода или фабрики. Но ленинградские выпускники разборчиво относились к своему трудоустройству, малая часть с желанием шла на крупные заводы, например, завод им. Казицкого, Балтийский завод, завод им. Калинина, в сферу обслуживания и в строительные организации желающих ленинградцев не было» [10, с. 74, 75].

Результаты проводимой реформы школьного образования до сих пор для исследователя являются не достаточно решенной проблемой, существует множество мнений как по самому процессу реформирования, так по ее результатам и итогам. Остается очевидным лишь то, что у реформы были свои плюсы и минусы, но сам стиль ее проведения грешил стихийностью идейного обоснования именно с педагогической стороны и поспешностью, администрированием в стиле ее проведения, что вызывало неприятие среди части населения и даже руководителей. Руководители райкомов и обкома, ГОРОНО и РОНО автоматически выполняли приказы сверху. В результате такого подхода к работе, руководство нередко интересовали хорошие показатели в отчетах перед властью, а не реальные проблемы в образовании. Итоги школьной реформы оказались неутешительными. Менее 1% выпускников стали работать по приобретенной в общеобразовательной школе специальности. Общеобразовательный потенциал молодого поколения снизился, реформа скорее замедлила ход прогрессивного развития образования, чем ускорила его. Основные цели, проводимой школьной реформы достигнуты не были.

С осени 1963 года средняя школа вновь стала десятилетней, когда указанные проблемы стали осознаваться руководством страны.

Литература

1. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945-1982 годы. С.-Петерб. ин-т истории Рос. Акад. Наук. - СПб.: Остров, 2005. - 436 с.

2. Ленин В. И. Соч. 4-е изд. Т.2 (1895-1897) ОГИЗ Государственное издательство политической литературы 1941. - 440 с.

3. Ленинград и Ленинградская область в цифрах. Статистический сборник. Лениз-дат - Л., 1964.

4. Медведев Р. А. Н. С. Хрущев: Политическая биография. М., 1989. - 305 с.

5. Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области в 1975 году. Статистический сборник. Лениздат - Л., 1976.

6. Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области за 60 лет. Статистический сборник. Лениздат - Л., 1977.

7. Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области за 70 лет. Статистический сборник. Лениздат - Л., 1987.

8. Руткевич, М. Н., Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002). Гардарики - М., 2002. - 540 с.

9. Социальная история Санкт-Петербурга / науч. ред.: В. Н. Соловьев. - СПб.: Русский остров, 2005. - 336 с.

10. ЦГА СПб. Ф. 47. Оп. 5. Д. 318. Л. 4, 6, 67, 74, 75, 90.

11. ЦГА СПб. Ф. 4948. Оп. 4. Д. 375. Л. 3, 5, 7, 8, 9, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 40, 67, 68, 69, 106, 107, 115.

12. ЦГА СПб. Ф. 5039 Оп. 6. Д. 373. Л. 2, 5, 7, 15, 16.

13. ЦГА СПб. Ф. 7384.Оп. 37. Д. 1018. Л.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.