Научная статья на тему 'Реформирование системы школьного образования на Южном Урале в середине 50-60-х годов ХХ века (на материалах Башкирской АССР)'

Реформирование системы школьного образования на Южном Урале в середине 50-60-х годов ХХ века (на материалах Башкирской АССР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА / ПОЛИТЕХНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФУРКАЦИЯ / СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмаев Р. З.

В статье раскрываются некоторые малоизученные аспекты реформы общеобразовательной школы 1958 года. Детально анализируются причины и механизм корректировки образовательной политики. На архивных материалах Башкирской АССР рассматриваются особенности организации политехнического обучения на Южном Урале. Осмысление школьной реформы 1958 года позволяет глубже понять общие закономерности развития системы российского образования в переходные периоды, извлечь соответствующие уроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы школьного образования на Южном Урале в середине 50-60-х годов ХХ века (на материалах Башкирской АССР)»

УДК 37.01. (470.57)

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В СЕРЕДИНЕ 50-60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ БАШКИРСКОЙ АССР)

© Р. З. Алмаев

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450000, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел. +7 (347) 272 58 05, факс +7 (347) 272 90 34.

E-mail: almaev historv@mail.ru

В статье раскрываются некоторые малоизученные аспекты реформы общеобразовательной школы 1958 года. Детально анализируются причины и механизм корректировки образовательной политики. На архивных материалах Башкирской АССР рассматриваются особенности организации политехнического обучения на Южном Урале. Осмысление школьной реформы 1958 года позволяет глубже понять общие закономерности развития системы российского образования в переходные периоды, извлечь соответствующие уроки.

Ключевые слова: школьная реформа, политехнизация, профессиональная подготовка, фуркация, система народного образования.

В новой стратегии образования речь шла не только о количестве лет обучения и степени распространения обязательного образования среди детей школьного возраста. Предполагаемым результатом реформы должна была стать способность выпускников общеобразовательных школ адаптироваться к запросам современного состояния производства. Несмотря на сочетание процесса интенсификации с экстенсивным путем развития экономики, ощущалась острая потребность не в узко профессиональной подготовке, а в высоком уровне общих и специальных знаний.

Наиболее фундаментальная проработка теоретических и практических основ политехнического образования началась после ХХ съезда партии (февраль 1956 года). Съезд констатировал наличие необходимых условий для постепенного введения всеобщего десятилетнего обучения. В речи Н. С. Хрущева на съезде содержалась неудовлетворенность темпами перестройки школы: «Дело движется очень медленно... Для того чтобы укрепить связь школы с жизнью, нужно не только ввести в школах преподавание новых предметов, но и систематически приобщать учащихся к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на опытных участках и школьных мастерских» [1]. Документы ХХ съезда определили новую фазу разработки учебных планов и программ. В 1956-1958 годы отделы науки и образования ЦК КПСС, Академия педагогических наук, Министерство просвещения СССР начали теоретические поиски оптимальной структуры политехнической школы.

Либерализация общественно-политической и духовной жизни способствовала расцвету не только публицистической, но и научно-педагогической мысли. Проблема наполняемости общеобразовательной школы политехническим содержанием вызвала дискуссии в образовательном сообществе. Журналы тех лет «Народное образование» и «Советская педагогика» уделяли особое внимание рубрикам «Вопросы организации народного образования», «Политехническое обучение и трудовое воспитание», «Школа и жизнь», «В порядке обсуждения».

В публикациях ведущих методистов в области политехнического обучения М. Н. Скаткина, С. Г. Шаповаленко, ученых педагогов М. А. Жиди-лева, А. Г. Калашникова, С. Б. Шабалова, П. Н. Шимбирева и других выявляются полярные точки зрения. Не подвергая сомнению целесообразность реформы, авторы дискутировали по таким аспектам политехнизации, как определение важнейших отраслей и научных основ производства, уместность включения в учебные планы школы специальных предметов. Особенно остро ставился вопрос о собственном производстве школ и подготовке вузами квалификационных преподавателей по новым дисциплинам. Научная дискуссия не вырабатывала единых подходов по широкому спектру приоритетов средней школы: о соотношении общего, политехнического и профессионального образования, общенаучных и научно-технических основ в школьных учебных предметах, о формах соединения обучения с производственным трудом на различных ступенях школы [2].

По мнению большинства исследовате-

лей,обсуждение предстоящей реформы на местах носило заданный властями предсказуемый характер. Итальянский историк Джузеппе Боффа отмечает, что «эта реформа обсуждалась формальнее и быстрее, чем предыдущие» [3]. Анализ архивных материалов по Башкирской АССР подтверждает подобные оценки. Ход перестройки школы рассматривался в сентябре 1957 года на II съезде учителей республики. Делегаты съезда в качестве основного фактора противодействия политехнизации закономерно указывали на слабость материальной базы. Внимание его участников обращалось на злободневные для народного образования Башкирии вопросы отсева учащихся, второгодничества. Так, в выступлении заместителя министра просвещения Советского Союза Максименко содержалась обеспокоенность по поводу осуществления семилетнего всеобуча. В 1956/1957 учебном году более 30% учащихся седьмых классов республики не завершили обучения и выбыли из школы [4].

На наш взгляд, наиболее конструктивно на съезде учителей выступил директор уфимской шко-

лы №35 Г. С. Розенблюм. Известный в республике директор высказал пророческое суждение по поводу материальной базы политехнизации. По его мнению, «ни в этом году, ни через 5 лет Министерство просвещения не сможет обеспечить все школы типовыми зданиями под мастерские» [4, л. 226]. Он поделился собственным опытом. С помощью подшефного предприятия - строительного управления №4 треста БНЗС завершилось строительство школьных мастерских площадью в 125 кв. м. Розенблюм предлагал учитывать кардинальные перемены в системе управления народным хозяйством и закрепить шефство Башкирского совнархоза над школами республики. В его докладе затрагивалось проблема перегрузки детей при переходе на политехническое обучение. Высказывались критические замечания в адрес Министерства просвещения и РСФСР по поводу оперативности в переработке современных изданий программ и учебников [4, л. 230]. Выступление Розенблюма отражает психологию восприятия учительством 1950-х годов образовательной политики государства. Уверенность в отсутствии возможности практической реализации политехнизма в школе сочеталось с готовностью приложить для этого все усилия.

Разработка реформы завершилась в 1958 году. Её концептуальные подходы были изложены в докладной записке Н. С. Хрущева «Об укреплении связи школы с жизнью» в адрес Президиума ЦК КПСС в июне 1958 года. Школа официально получает «политехнический» профиль после всенародного обсуждения в ноябре 1958 года тезисов ЦК КПСС и Совмина СССР. Они стали основой закона «Об укреплении связи школы с жизнью» от 24 декабря 1958 года.

При принятии законопроекта была отвергнута позиция Академии педагогических наук РСФСР. Ученые академии предлагали сохранить действующую образовательную школу, расширив и изменив её программу [5]. Свое видение перестройки школы было высказано её вице-президентом Н. Гончаровым. Главным источником повышения качества обучения и важным резервом подготовки квалифицированной рабочей силы он называл «создание реальных условий для сознательного выбора будущей профессии» [6]. Н. Гончаров предлагал начинать обучение детей с 6 лет и заканчивать к 18 годам. Основная педагогическая идея заключалась во введении в 1Х-Х11 классах фуркации (дифференцированного обучения) по трем направлениям: физикоматематическому и техническому; биолого-аграно-мическому; социально-экономическому и гуманитарному.

Оказались невостребованными некоторые замечания В. А. Сухомлинского. 13 июля 1958 года он направил личное письмо Н. С. Хрущеву. Ученый, педагог-практик с 23-летним стажем учительской работы в сельской школе возражал по поводу тезиса о том, что общеобразовательная школа дает «абстрактные знания». Сухомлинский призывал не торопиться с приспособлением школ к потребностям экономики до серьезного улучшения их материальной базы. Он писал об опасности снижения теорети-

ческого уровня общего среднего образования, выдвижение на первый план высшего вечернего и заочного обучения. Он писал о том, что главным критерием для поступления в вузы следует считать способности молодых людей, а не производственный стаж [7].

Таким образом, критические высказывания, возражения отдельных ученых и специалистов по поводу дискуссионных или ошибочных положений проекта реформы не были учтены в законе от 24 декабря 1958 года. Законом «Об улучшении связи школы с жизнью» вводилась двухступенчатая система получения среднего образования. Первой ступенью становилась обязательное всеобщее восьмилетнее образование. Неполная средняя школа создавала базу для перехода к всеобщему среднему образованию. Предусматривалось несколько типов учебных заведений, дающих полное среднее образование: средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, рассчитанные на 3 года; вечерние (сменные) с 3-летним обучением; техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу получают среднее общее образование. Основной задачей советской школы провозглашалась «подготовка учащихся к жизни, общественно-полезному труду, дальнейшее повышение высшего уровня общего и политехнического образования» [8].

Реализация государственной политики потребовала от Министерства просвещения Башкирской АССР, советских и партийных органов значительных усилий. Уже на раннем этапе реформы следовало учесть сроки перестройки каждой отдельной школы, наметить и провести мероприятия по рационализации их сети, укреплению материальной базы (строительству мастерских, учебных цехов, оборудованию кабинетов). Всеобуч требовал разработки усовершенствованных учебных планов, подготовки квалификационных преподавателей. Особая сложность состояла в определении профилей политехнических школ в зависимости от заинтересованности и возможностей Башкирского совнархоза.

В 1950-1960 годы Башкирская автономная республика входила в число ведущих индустриальноаграрных регионов. На новый уровень развития выходило развитие нефтяной, нефтеперерабатывающей, химической, машиностроительной промышленности. Одним из факторов подъема сельского хозяйства стало освоение целинных и залежных земель в районах Зауралья. В крупных городах Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Белорецке, Октябрьском, Ишимбае, Кумертау имелась мощная производственная база, существовали реальные условия для проведения производственной практики учащихся.

Однако процесс соединения обучения с производственным трудом в республике осуществлялся достаточно непросто. На начало 1957/1958 учебного года 93.6% всех типов общеобразовательных школ располагалось в сельской местности [9]. Они не могли иметь в качестве шефов промышленные предприятия. Высоким оставался удельный вес сельских малокомплектных школ.

Сложнейшая проблема по реализации перестройки общеобразовательной школы проводилась одновременно с реформой управления промышленностью и строительством. В подчинение Башкирского совнархоза было передано 226 предприятий. Трудности и противоречия в его деятельности отразились на результатах обеспечения школьной политики. Так, по данным архивных документов к началу 1963 года Башсовнархоз не обеспечил строительство 14 зданий для школ рабочей молодежи [10]. Масштабы и темпы обеспечения материальной базы реформы были крайне неудовлетворительны.

Судя по архивным материалам, в Башкирии были выбраны медленные темпы перестройки системы школьного образования. Учитывались трудности реализации реформы в условиях национальной республики. А первый год всеобуча планировалось преобразовать 53 (12.3%) средних школ в одиннадцатилетние с производственным обучением, 42 (6%) семилетние школы в восьмилетние. Соответственно на 1960/1961 учебный год была предусмотрена реорганизация 58 (13.4%) средних и 102 (8.6%) семилетних в восьмилетние и одиннадцатилетние школы [10, л. 3]. Сохранение таких темпов угрожало опасностью невыполнения восьмилетнего всеобуча к установленному сроку. Учитывая это обстоятельство, органы народного образования республики пересмотрели первоначальные планы мас-совизации восьмилетнего обучения. В 1960-1961 учебном году уже 873 (67,6%) семилетние школы из 1291 были преобразованы в восьмилетние [11].

В отчетных документах министерства просвещения республики приводятся впечатляющие результаты. Так, с 1959 по 1961 годы за счет бюджетных средств удалось построить 84 школы на 36340 ученических мест. Использовалась практика оказания помощи школам со стороны подшефных предприятий, колхозов и совхозов. За этот же период, их силами и средствами было построено еще 922 школы на 77036 мест [11, л. 105]. Однако материальная база школ продолжала отставать от насущных потребностей политехнизации. Значительное число школьных зданий находились в аварийном состоянии и требовали капитального ремонта.

Подготовка кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры через среднюю школу требовала тщательно спланированного подхода. К концу 1964 года профессиональная подготовка в общеобразовательных школах велась по 84 специальностям. Особые надежды возлагались на подготовку специалистов для предприятий химической промышленности. Более 2 тысяч школьников осваивали 13 химических профессий [12]. Внешне оптимистическую картину портили существенные недостатки. Определение профилей школ зачастую носило случайный характер. Быстрые темпы осуществления реформы приводили к многочисленным диспропорциям: между выбором профилей школ и склонностями, интересами учащихся; возможностями их подготовки и учетом потребностей экономики региона.

В результате в первое время наиболее широкое распространение в школах республики получила

подготовка токарей, фрезеровщиков, слесарей -сборщиков, электромонтеров, электросварщиков. Лишь в пяти школах проводилась подготовка будущих работников торговли, культпросвет-работников, пионервожатых и воспитателей детских садов. В сельских школах в основном готовили механизаторов широкого профиля, животноводов и овощеводов [13]. Имелись серьезные недостатки в подготовке школьников по строительным специальностям. Между тем потребность в квалифицированных кадрах строителей в организациях Башсовнархоза была велика. В течение 1960 года в Уфе, Белорецке и ряде других крупных городов одиннадцатилетние школы не подготовили не одного учащегося по строительным профессиям (каменщика, плотника, штукатура, маляра).

Обращает на себя внимание тот факт, что на эти годы приходится значительное количество юношей и девушек, стремящихся получить высшее образование. Подобные факты демонстрируют противоречие, когда потребности развития государства не соотвествуют ценностям молодого поколения, установкам родителей, ориентирующих детей на поступление в вуз. Сложившаяся ситуация в обществе предполагала необходимость воспитательной работы.

Учитывая различные возможности промышленных предприятий, партийно-государственные органы республики приняли решение проводить производственное обучение в городских школах в трех формах: в учебно-производственных мастерских, учебных цехах заводов и непосредственно в заводских цехах. Обучение на самом производстве оказывало положительное влияние на отношение школьников к труду. Приобщение подростков к рабочему коллективу не только дисциплинировало их, прививало чувство ответственности. Большую позитивную роль играло участие в процессе производства, понимание, из какого материала производят то или иное изделие.

Важное значение для политехнической направленности в преподавании химии и физики имели экскурсии на предприятия города. На химических заводах учащиеся получали наглядное представление о способах получения серной кислоты и водорода, о процессе электролиза. На теплоэлектростанции знакомились с процессом очистки воды.

Политика, направленная на тесную связь школы с производством, начинала давать некоторые положительные результаты. Так, около 60% учащихся каждого выпуска уфимской школы №10 оставалось работать на заводе №210 по полученной специальности [13, л. 22]. Однако архивные документы содержат немало свидетельств того, что производственное обучение носило формальный характер. На ряде промышленных подшефных предприятий старшеклассники чувствовали себя лишними. Руководство и рабочие относились к ним как к предметам, мешающим выполнять производственные нормы.

В период реализации образовательной реформы на страницах педагогических журналов освещался передовой опыт регионов. Башкирским опытом ор-

ганизации политехнического обучения на страницах журнала «Народное образование» поделился директор средней школы № 62 г. Уфы Я. Левин. Первым шагом в осуществлении политехнизации стало строительство здания мастерских общей площадью 530 кв. м., с кабинетом машиноведения, механическим, столярным и слесарным цехами. Появлению «школьного завода», гаража с тремя автомобилями, спортзала, спортгородка, животноводческой фермы педагогический коллектив был обязан шефам. Помощь Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего и синтетического спирта заводов способствовала укреплению материальной базы школы. Курс «Основы производства» изучался на примере предприятий-шефов. В мастерских школы, работающих по токарному профилю, школьники произвели около 30 тыс. изделий по заказам научно-исследовательского института «Стройнефть», треста «Башнефтезаводст-рой» и двух своих подшефных заводов. В столярных мастерских выполнялись заказы для детских садов и яслей (шкафы, тумбочки, стульчики). Летняя производственная практика проходила в цехах НовоУфимского нефтеперерабатывающего завода [14]. В планы 62 школы входило открытие факультативных курсов по подготовке лаборантов, операторов, машинистов по переработке нефти.

Реализация реформы требовала решения многочисленных организационных педагогических, экономических и производственных проблем: снабжения фондовыми материалами, подготовки педагогических кадров, оплаты труда преподавателям за факультативные занятия. Усугублялись трудности в работе учителя, имела место перегрузка учащихся. В ходе политехнического обучения следовало учитывать серьезные вопросы техники безопасности, вредные условия труда на производстве со сложным технологическим процессом.

Большие трудности порождала подготовка школьников многочисленным профессиям и специальностям. Это затрудняло оборудование мастерских и кабинетов. Нередко практиковалась подготовка старшеклассников по узким профилям, не требующим трех-летнего срока обучения. По мнению министра просвещения РСФСР Е. Афанасенко, «каждая средняя школа с производственным обучением может готовить учащихся, как правило, по 2-4, максимум 5-6 специальностям» [15]. Многопрофиль-ность доминировала и во многих школах Башкирии. Например, Туканская одиннадцатилетняя школа готовила школьников по 14 различным профилям. В школе №1 г. Ишимбая ученики обучались по 10 профессиям [16].

Уже в первые годы реформы начала проявляться негативная тенденция - снижение образовательного уровня выпускников. Как отмечается в архивном документе, «на вступительных экзаменах в техникумы в 1960 году многие абитуриенты, окончившие семилетние и средние школы республики имеют слабую подготовку и проваливают экзамены, особенно по математике. Среди прошедших по кон-

курсу чувствуются пробелы в знаниях по физике и черчению» [17].

Практика конца 1950-х - сер. 1960-х годов заставила усомниться в том, насколько реформа способна обеспечить подъем общеобразовательной подготовки школьников и помощь в решении производственных задач. Нестабильность процесса развития школьного образования приводит к свертыванию реформы. В августе 1964 года сокращаются сроки производственного обучения с трех до двух лет, 11летняя школа преобразуется в 10-летнюю. В 1966 году Верховный Совет РСФСР вносит поправки к закону 1958 года, благодаря чему профессиональная подготовка сохраняется лишь в тех школах, где имеются необходимые условия.

Формирование новой государственной политики в середине 1950-х годов было вызвано внутренними социально-экономическими проблемами, кардинальными переменами на производстве. В этой связи возврат к идее политехнической подготовки учащихся 1930 годов выглядит закономерным. Однако инициированность форм и темпов политехнического обучения сверху-руководителями страны, без учета мнения ученых, педагогов и мирового опыта повлияли на нерешенность поставленных задач. Сохранение сложившейся и действующей единой государственной системы непрерывного образования позволило вернуться к традиционному содержанию школьного образования.

В современных условиях модернизации педагогической парадигмы, возрастает необходимость осмысления отечественного опыта середины 1950-х-1960-х годов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хрущев Н. С. Отчетный доклад ХХ съезд КПСС //КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. М., 1960. С.82.

2. К итогам дискуссии по вопросам политехнического обучения в средней школе //Советская педагогика. 1957. - №1. С.91.

3. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. - 1941-1964 гг.: Пер. с итал. М., 1994. С.486.

4. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), ф.798, оп. 9, д.2423. л.222.

5. Анайкина Л. И. Партийно-государственная политика в сфере образования в РСФСР (1922-1991 гг.) М., 2001. С.181.

6. Гончаров Н. //Советская педагогика. 1957. №4. С.3.

7. Из творческого наследия В. А. Сухомлинского //Советская педагогика. 1988. №3. С. 100.

8. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР //Народное образование. 1959. №1. С. 118.

9. ЦГИА РБ, ф.798, оп.9, д.2443, л.1.

10. ЦГИА РБ, ф.798, оп.9, д.2957, л.50.

11. ЦГИА РБ, ф.798, оп. 9, д.3741, л.104.

12. Мустафина Ф.Х. //Народное образование. 1964. №10. С.9.

13. ЦГИА РБ, ф.798, оп.9, д.2672, л.21.

14. Левин Я. //Народное образование. 1959. №3. С.47.

15. Семенов Н. //Народное образование. 1963. №7. С.118.

16. ЦГИА РБ, ф.798, оп. 9, д.2952, л.10.

17. ЦГИА РБ, ф.798, оп.9, д.3499, л.68.

Поступила в редакцию 18.12.2006 г. Поступила в редакцию после доработки 29.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.