Научная статья на тему 'Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946- 1958 гг. ) часть 1'

Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946- 1958 гг. ) часть 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3929
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА / ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ / ШКОЛЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ / НАБОР / WESTERN SIBERIA / POST-WAR YEARS / PART-TIME EDUCATION / AND SCHOOL OF WORKING YOUTH / RURAL YOUTH / AND SCHOOL SET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

В статье анализируется возникновение и развитие школ рабочей и сельской молодежи, являвшихся в этот период основной формой получения общего образования без отрыва от производства. Основное внимание автор уделяет развитию сети и изменению состава учащихся. Раскрываются объективные и субъективные причины, повлиявшие на выполнение плана набора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development network and changing composition of students in school of working youth and rural youth in Western Siberia in the post-war years (1946-1958) (Part 1)

This article analyzes the emergence and development of schools of working youth and rural youth were in that period, the main form of general education in-service training. The focus of the author's network development and changing the composition of students is done. Are objective and subjective reasons, affecting the implementation of the set.

Текст научной работы на тему «Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946- 1958 гг. ) часть 1»

УДК 954(571.11:374.3

А. Г. ДИАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

РАЗВИТИЕ СЕТИ И ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ РАБОЧЕЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1958 гг.)

ЧАСТЬ 1_

В статье анализируется возникновение и развитие школ рабочей и сельской молодежи, являвшихся в этот период основной формой получения общего образования без отрыва от производства. Основное внимание автор уделяет развитию сети и изменению состава учащихся. Раскрываются объективные и субъективные причины, повлиявшие на выполнение плана набора.

Ключевые слова: Западная Сибирь, послевоенные годы, образование без отрыва от производства, школы рабочей молодежи, школы сельской молодежи, набор.

Одной из составных частей образования в нашей стране является общее образование без отрыва от производства. Вечерние и заочные общеобразовательные школы и в настоящее время занимают определенное место в системе непрерывного образования.

В современных условиях, когда развертывается реформа общеобразовательной школы, исследование ее развития в прошлом позволит оценить положительные и отрицательные моменты общего образования без отрыва от производства.

Одним из основных вопросов общего образования без отрыва от производства является развитие сети и изменение состава учащихся. Поэтому автор и избрал темой данного исследования проблему развития сети и изменение состава учащихся в школах рабочей и сельской молодежи в 1946— 1958 гг. в Западной Сибири. Выбор региона обусловлен его ролью в народном хозяйстве страны.

Выбор автором данной темы обусловливается и состоянием ее изученности. Работы, где затрагивались поставленные автором вопросы [1—6], либо носили тезисный характер, либо вопросы общеобразовательной подготовки трудящихся составляли в них небольшую часть. Исключением являются статьи Г. А. Пузанова и А. С. Юмашева [7, 8], где развитие сети вечерних школ и изменения в составе учащихся рассматриваются более подробно.

Большое значение, которое в послевоенный период придавалось обучению населения без отрыва от производства в вечерних школах рабочей и сельской молодежи, было связано с необходимостью в короткий срок не только ликвидировать последствия войны, но и резко увеличить промышленное и сельскохозяйственное производство.

Школы рабочей и сельской молодежи, широко распространенные в нашей стране в послевоенные годы, были организованы в годы Великой Отечественной войны, когда значительная часть учащихся

дневных школ заменила в народном хозяйстве ушедших на фронт. Для того, чтобы дать возможность этой части молодежи получить образование, 15 июня 1943 г. СНК СССР было принято постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях», 30 апреля 1944 г. общеобразовательные школы для обучения подростков, работающих на предприятиях, были переименованы распоряжением СНК СССР в школы рабочей молодежи (ШРМ), 6 июля 1944 г. вышло постановление СНК СССР «Об организации вечерних школ сельской молодежи» [9, с. 389 — 393]. Эти постановления предусматривали открытие семилетних и средних школ рабочей молодежи в городах и рабочих поселках, начальных и семилетних вечерних школ сельской молодежи (ШСМ) на селе.

Школы рабочей и сельской молодежи пришли на смену неполным средним и средним школам взрослых, существовавшим с начала 20-х гг. В 1936 г. в селах Сибири было 235 школ взрослых, в основном неполных средних, в них обучались 9,3 тыс. чел. В 1940/41 учебном году в городах и рабочих поселках Сибири имелось 220 неполных средних и средних школ взрослых, где обучались 34,6 тыс.чел., из них 20,7 тыс. — в Западной Сибири [10, с. 352, 353; 11, с. 323].

В первый год войны, после снятия их с государственного бюджета, школы взрослых прекратили свое существование. Перед созданными вскоре школами рабочей и сельской молодежи стояла та же задача, что и перед школами взрослых: повышение общеобразовательного уровня трудящихся. Но имелись и развичия: состав учащихся ШРМ и ШСМ был значительно моложе, чем школ взрослых, и, кроме того, эти школы работали по программам детских общеобразовательных школ, в то время как школы взрослых работали по собственной программе, и до 1937 г. учащиеся, окончившие средние школы взрослых, не имели права на поступление

в вузы. Несмотря на трудности военного времени, 1943/44 учебный год начали в Западной Сибири 70 ШРМ с 10895 учащимися, а 1944/45 учебный год — 504 ШСМ с 23716 учащимися [12, с. 118]

Обучение взрослого населения, не имевшего возможности посещать ШРМ и ШСМ, должны были осуществлять заочные средние школы взрослых. В августе 1944 г. СНК СССР было утверждено «Временное положение о заочной средней школе взрослых РСФСР». В 1944/45 учебном году в Западной Сибири работали 3 заочные средние школы: в Алтайском крае, Новосибирской и Омской областях [13, л. 13].

В годы четвертой пятилетки работа вечерних школ была направлена на ликвидацию последствий войны, которая привела к увеличению количества работающей молодежи, не имевшей законченного начального и семилетнего образования. Необходимо было также обеспечить приток абитуриентов в вузы, поскольку в первые послевоенные годы выпуск из 10-х классов дневных общеобразовательных школ не удовлетворял потребности вузов. Особое внимание на этом этапе уделялось начальному образованию на селе и неполному среднему в городе.

О необходимости повышения общеобразовательного уровня населения говорят следующие данные: в Кемеровской области из 3089 секретарей первичных комсомольских организаций на 1 июля 1946 г. с начальным образованием было 19,1 %, а с неполным средним — 52 % [6, с. 97]. Таким образом, даже самая передовая часть рабочей молодежи крупнейшего района Западной Сибири, вожаки молодежи, которые должны показывать пример трудовой и политической активности, имели, в основном, незаконченное среднее образование. Еще ниже был уровень образования городкого и сельского населения в целом. По переписи 1939 г. в Западной Сибири 16,9 % сельского и 8,6 % [11, с. 323] городского населения в возрасте 9 — 49 лет были неграмотны, и, учитывая что в период Великой Отечественной войны борьба с неграмотностью приостановилась, вряд ли произошло повышение грамотности населения в городской и сельской местности Западной Сибири к началу четвертой пятилетки.

Работа вечерних общеобразовательных школ зависела, в первую очередь, от выполнения народнохозяйственного плана их комплектования, которое, в свою очередь, зависело от четкого руководства со стороны местных Советов и отделов народного образования работой педагогических коллективов школ и от тесного взаимодействия педагогических коллективов с руководством и общественными организациями предприятий. Показательным в этом плане был пример тесного взаимодействия коллектива ШРМ № 6 г. Омска с руководством и общественными организациями завода № 116. В июне 1946 г. на совместном совещании представителей руководства, общественных организаций завода, воспитателей молодежных общежитий и педагогического коллектива ШРМ были обсуждены направления работы по привлечению молодежи завода к учёбе. В результате совместной работы план набора в ШРМ № 6 был перевыполнен [14, л. 6 ; 15, л. 1—4]. Постоянно выполнялся план набора в годы четвертой пятилетки коллективом ШРМ № 1 г. Омска (директор А. М. Илотов), ШРМ № 10 г. Новосибирска (директор Спиридонова) и др. Однако не все коллективы работали столь успешно. Об этом свидетельствуют данные о выполнении народнохозяйственного плана набора в школы рабочей и сельской

молодежи областей Западной Сибири, помещенные в табл. 1 [16, л. 30; 17, л. 1; 18, л. 29; 19, л.; 20, л. 4; 21, л. 5; 22, л. 10; 23, л. 57; 24, л. 289-291; 25, л. 99; 26, л. 2 27, л 1; 28, л. 33; 29, л. 58; 30, л. 41] и табл. 2 [16, л. 56 17, л. 28; 18, л. 10; 19, л. 16; 20, л. 45; 22, л. 100; 31, л. 2 32, л. 7; 33, л. 12; 34, л. 6; 35, л. 54; 36, л. 58; 37, л. 26, 63].

На протяжении четвертой пятилетки план набора в целом по Западной Сибири не был выполнен ШСМ ни разу, а ШРМ только в 1950/51 учебном году. Имеющиеся в распоряжении автора данные о ходе выполнения плана набора в ШСМ свидетельствуют о том, что в тех районах, где был своевременно проведен учет молодежи и руководители хозяйств и сельских Советов с пониманием отнеслись к нуждам ШСМ, план выполнялся. Там, где ограничились формальным утверждением сети ШСМ в райисполкоме без учета наличия достаточного количества молодежи в данном населенном пункте и условий для работы ШСМ, зачастую не удавалось открыть ни одной школы сельской молодежи. Невыполнение плана набора в ШРМ объясняется как недостаточной работой педагогических коллективов школ, так и отсутствием помещений для ШРМ в условиях, когда большинство детских школ работало в 3 смены. Тормозила выполнение плана набора и односменная работа большинства ШРМ при сменной работе многих предприятий. Кроме этого, немаловажную роль играли и материально-бытовые условия жизни рабочей и сельской молодежи. Если принять во внимание, что часть учащихся отсеивалась из вечерних школ из-за отсутствия одежды и обуви, то очевидно, что многие по этой же причине не поступали в школу.

Выполнение плана набора зависело от его правильного определения. К сожалению, волевые решения сверху, характерные для этого периода во всех областях жизни нашего общества, сказались и здесь. При определении плана набора в вечерние школы по областям Министерством просвещения не учитывались ни материальные возможности областей, которые имели огромное значение, особенно в первые послевоенные годы, ни наличие в них квалифицированных учительских кадров, ни условия жизни учащихся. Зачастую при определении плана набора не учитывалась и производственная специализация областей. Так, в 1946/47 учебном году план набора в ШРМ Кемеровской области был ниже, чем в ШРМ Новосибирской области, хотя и численность потенциальных учащихся, и материальные возможности Кемеровской области были выше, чем Новосибирской. В то же время план набора в ШСМ Омской области в этом же учебном году был ниже, чем Кемеровской области, хотя численность сельского населения Омской области двукратно превосходила численность сельского населения Кемеровской области. Выполнение плана набора в ШСМ в 50-е гг. по региону значительно снизилось по сравнению со второй половиной 40-х гг., что отражало общую картину по РСФСР. Главной причиной этого явления было резкое уменьшение приема в 1-4 классы в связи с повышением общеобразовательного уровня сельского населения в результате успехов всеобщего обучения (всеобуч) и работы ШСМ. В Западной Сибири в силу географических особенностей расселения (наличие огромного числа мелких населенных пунктов затруднялось комплектование 5-7 классов. Кроме объективных причин, были и субъективные — сбои в работе отделов народного образования.

Резкий спад в выполнении плана набора в ШСМ наблюдался в Алтайском крае, стабильно выполняв-

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (142) 2015

Таблица 1

Выполнение народнохозяйственного плана комплектования ШСМ Западной Сибири (по школам Министерства просвещения, в тыс. чел.)

Учебный год Алтайский край Кемеровская областв Новосибирская областв Омская областв Томская областв По Западной Сибири По РСФСР

план выполн., % план выполн., % план ввгаолн., % план выполн., % план выполн., % план выполн., % выполнение в % к плану

1946/47 15,0 70,1 5,0 40,0 5,0 102,0 4,0 220,4 — — 29,0 91,1 85,4

1947/48 6,6 164,4 2,5 48,6 5,4 57,6 5,0 110,0 — — 19,5 106,8 91,4

1948/49 8,0 117,3 3,0 70,8 7,0 77,2 6,0 102,0 — — 24,0 96,0 82,8

1949/50 10,0 109,0 3,0 52,8 8,0 62,8 6,3 63,1 3,6 69 30,9 77,7 81,6

1950/51 12,0 72,5 3,0 40,0 8,0 72,7 6,5 76,7 — — 29,5 70,2 78,5

1951/52 12,0 87,9 3,0 39,0 7,0 79,5 6,5 89,1 — — 28,5 81,0 —

1952/53 12,5 84,7 2,0 69,3 5,5 91,2 4,5 103,5 2,5 95,6 27,0 89,0 —

1953/54 — - 1,9 99,6 5,5 92,8 4,5 74,6 — — 11,9 87,0 —

1954/55 — - 2,0 37,6 6,0 66,7 6,0 75,7 2,5 76,5 16,5 67,9 —

1955/56 — — 2,4 31,2 6,0 116,0 6,0 58,6 3,0 51,5 17,4 73,4 —

1956/57 — — 2,4 56 5,0 80,3 — — 2,7 40,6 10,1 63,9 —

1957/58 13,5 39,0 3,0 24,7 5,0 60,7 6,3 80,5 — — 27,8 50,8 —

1958/59 4,6 87,0 нет св. — 3,8 55,0 — — 2,7 23,0 11,2 60,5 —

Таблица 2

Выполнение народнохозяйственного плана комплектования ШСМ Западной Сибири (по школам Министерства просвещения, в тыс. чел.)

Учебный год Алтайский край Кемеровская областв Новосибирская областв Омская областв Томская областв По Западной Сибири По РСФСР

план выполн.% план выполн.% план выполн.% план выполн.% план выполн.% план выполн.% выполнение в % к плану

1946/47 5,0 75,5 6,0 100,2 6,5 67,3 4,0 94,7 - — 22,5 79,8 108,3

1947/48 5,0 81,6 5,6 106,0 4,5 75,0 — — — — — — 94,1

1948/49 5,0 95,7 6,0 127,4 4,5 104,2 - — - — — — 114,3

1949/50 6,0 102,4 8,0 111,0 6,0 109,8 — — — — — — 107,2

1950/51 4,0 89,9 10,0 102,2 7,0 105,0 5,0 100,9 2,5 112,6 31,5 100,7 102,1

1951/52 8,0 94,2 12,6 113,6 8,5 110,9 - — - — — — -

1952/53 8,5 108,8 14,0 115,8 9,5 112,0 — — 3,0 113,7 — — —

1953/54 - — 17,1 122,5 11,2 136,0 - — - — — — 110,0

1954/55 — — 22,0 97,0 15,8 96,0 — — 3,8 87,5 — — 98,2

1955/56 11,0 87,1 25,9 78,5 16,0 91,5 10,9 78,9 4,2 92,5 68,0 83,10 91,1

1956/57 12,0 77,0 26,0 92,8 16,0 95,4 10,1 91,7 5,0 80,6 69,1 89,9 —

1957/58 - — 30,0 82,5 - — - — - — — — -

1958/59 - — 28,0 91,0 18,1 82,7 - — 5,1 82,0 — — -

Таблица 3

Численность учащихся в школах рабочей (ШРМ) и школах сельской (ШСМ) молодежи в Сибири и РСФСР в годы четвертой пятилетки (в тыс. чел. на начало учебного года)

Учебные годы ШСМ ШРМ ШСМ и ШРМ

Западная Сибирь РСФСР Западная Сибирь РСФСР Западная Сибирь РСФСР

1946/1947 29,7 256,0 19,2 325,0 49,7 581,0

1947/1948 23,2 183,0 19,9 251,0 43,1 474,0

1948/1949 23,2 201,0 23,9 370,0 47,1 571,0

1949/1950 24,0 203,0 28,2 430,0 52,2 636,0

1950/1951 22,8 196,0 31,7 488,0 54,5 684,0

шем его в годы четвертой пятилетки. Кроме вышеназванных объективных причин, это было связано, прежде всего, с тем, что руководство края основное внимание уделяло дневным общеобразовательным школам и ШРМ. Контингент последних в середине 50-х гг. сравнялся с контингентом ШСМ, хотя 4/5 населения края были сельскими жителями и уровень образования на селе был ниже городского. В определенной мере работу органов народного образования и райисполкомов на местах характеризовал следующий факт, имевший место во всех областях Западной Сибири. В октябре 1954 г. Алтайский крайисполком по просьбе Косихинского, Ключевского, Тюменцевского райисполкомов разрешил им открыть вновь ряд начальных и семилетних школ, приняв решение «Об изменении сети школ сельской молодежи на 1954/55 учебный год». При проверке в конце декабря 1954 г. вскрылось, что ни одна из этих школ не была открыта [38, л. 76] , что свидетельствовало о халатном отношении местных органов власти к вопросу повышения образовательного уровня сельской молодежи.

В конце пятой пятилетки заметно ухудшилось выполнение плана набора в ШРМ наиболее развитых промышленных районов Западной Сибири. Кемеровская и Новосибирская области, стабильно выполнявшие их ранее, с 1954/55 учебного года перестали выполнять план комплектования ШРМ. В Кемеровской области план набора на 1954/55 учебный год был увеличен на 30 % по сравнению с предшествующим учебным годом, что было мотивировано необходимостью дальнейшего охвата молодежи, занятой на работе в угольной, металлургической, химической промышленности и в строительстве. Однако такое резкое увеличение не было поддержано укреплением материальной базы. Количество школ, имевших собственные здания, осталось на том же уровне, что создавало препятствия для поступления в ШРМ значительной части молодежи, работавшей не в одну смену. Необходимо было резко усилить работу по набору, причем среди рабочих и администрации тех предприятий, которые еще не видели острой необходимости в повышении общеобразовательного уровня. Органы народного образования оказались неподготовленными к такой работе, а советские органы ограничились в основном общими указаниями.

Невыполнение плана набора в ШРМ было характерно в этот период и для Российской Федерации в целом. Так, в 1955/56 учебном году план был выполнен на 91,1 %, однако в Западной Сибири он выполнялся в среднем на 5-7 % ниже [39, л. 171]. Это было связано как с резким его увеличением, так и с более сложными, чем в центральных районах

страны, условиями учебы (погодные условия, плохая транспортная сеть, нехватка кадров преподавателей, более слабая материальная база).

Комплектование ШРМ и ШСМ в значительной мере зависело также от поддержки этого мероприятия молодежными организациями, тем более что контингент учащихся этих школ состоял в основном из молодежи. На пленуме ЦК ВЛКСМ в апреле 1946 г. и в специальном постановлении, принятом в июне 1946 г. первичные комсомольские организации обязывались оказывать всемерную помощь в выполнении установленных планов набора [40, л. 38]. В этом же году руководство Томской области и Алтайского края обязало молодежные организации на местах помочь органам народного образования в комплектовании школ рабочей и сельской молодежи [41]. Однако эти мероприятия не привели к росту контингента в ШСМ и ШРМ.

Картину изменения численности учащихся в ШРМ и ШСМ Западной Сибири и в целом РСФСР в годы четвертой пятилетки показывает (в тыс . чел.) табл. 3 [16, л. 56, 304; 18, л. 10, 291; 19, л. 4, 16; 22, л. 100, 105; 42, л.; 43, л. 2; 44, л. 8, 9]. Данные таблицы свидетельствуют, что для Западной Сибири и РСФСР были характерны в целом одни и те же изменения в численности контингента учащихся ШРМ и ШСМ. Число учащихся ШСМ к концу четвертой пятилетки уменьшилось в Западной Сибири и по РСФСР в целом на 23 % по сравнению с первым учебным годом пятилетки. Наиболее многочисленный континент обучался в ШСМ в первый учебный год четвертой пятилетки. Данное обстоятельство было связано с тем, что в ШСМ пришло много молодежи, не имевшей представления о трудностях обучения без отрыва от производства. Кроме того, в этом учебном году в ШСМ принимались все желающие на основании учетных списков и списков, составленных по месту работы, а со следующего учебного года строго индивидуально и с проверкой знаний в случае отсутствия документов об образовании.

Библиографический список

1. Букин, С. С. Повышение образовательного уровня рабочих Сибири в годы послевоенных пятилеток / С. С. Букин // Образование и наука в Сибири. - Новосибирск, 1982. -С. 35-36.

2. Гаврилов, М. А. О работе партийных организаций по повышению общеобразовательного уровня работающей молодежи (1956-1958 гг.) / М. А. Гаврилов // Партийные организации Западной Сибири в период строительства социализма и коммунизма. - 1974. - Вып. 7. - С. - 175-180.

3. Горданов, В. П. Роль комсомольских организаций Алтайского края в повышении общеобразовательного уровня рабо-

чей молодежи в годы V пятилетки (1951 - 1955 гг. ) / В. П. Гор-данов // Деятельность партийных организаций Сибири по вовлечению масс в революционное движение и повышению их активности в строительстве социализма и коммунизма. -Томск, 1977. - С. 99-105.

4. Иванова, В. С. Общеобразовательная и профессиональная подготовка железнодорожников Западной Сибири в годы V пятилетки / В. С. Иванова // Известия Сибирского отделения АН СССР. Сер. Общественные науки. - 1976. -№ 1, вып. 1. - С. 82-88.

5. Немзоров, Е. Р. Из опыта партийных организаций Западной Сибири по руководству культурно-техническим ростом рабочих и инженерно-технических работников в годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) / Е. Р. Немзоров // Из истории партийных организаций Сибири. - Новосибирск, 1970. -Вып. 46. - С. 199-213.

6. Орлянская, А. В. Борьба партийных организаций Кузбасса за поднятие общеобразовательного уровня молодых рабочих в годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) / А. В. Ор-лянская // Осуществление ленинских идей культурной революции в Сибири. - Кемерово, 1972. - С. 59-63.

7. Пудяков, Г. А. К вопросу о становлении и дальнейшем развитии школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири (1946-1950 гг.) / Г. А. Пудяков // Вопросы истории социально-экономической культурной жизни Сибири. -Новосибирск, 1971. - Ч. 1. - С. 297-312.

8. Юмашев, А. С. Некоторые вопросы повышения общеобразовательного уровня сельской молодежи Западной Сибири (1951-1958 гг.) / А. С. Юмашев // Из истории партийных организаций Сибири. - Новосибирск, 1970. - С. 182-192.

9. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. докл. 1917-1973. - М., 1974. - 559 с.

10. Рабочий класс Сибири в период упрочения и развития социализма. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1984. -376 с.

11. Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1983. -398 с.

12. Нелаева, С. Ф. Партийное руководство вечерней общеобразовательной школой в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири) / С. Ф. Нелаева // Из истории партийных организаций Сибири : науч. тр. Новосиб. педагог. ин-та. - 1972. - Вып. 83. - С. 111-121.

13. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 1965.

14. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 603.

15. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 62.

16. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. Р-718. Оп. 10. Д. 9.

17. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 34.

18. ЦХАФ АК. Ф. Р-718. Оп. 11. Д. 38.

19. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-304. Оп. 27. Д. 6.

20. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 27. Д. 52. Л 46.

21. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 631.

22. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 2912. Л. 105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Д. 4326. Л 57.

24. ГИАОО. Ф. Р.-1272. Оп. 1. Д. 951. Л. 289, 290, 291.

25. ГИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 3247. Л. 11, 99.

26. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 712.

27. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 772. Л.1.

28. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6746. Л. 33.

29. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6747. Л. 58

30. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 1383. Л. 41.

31. ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 1. Д. 654. Л. 2.

32. ГАТО. Ф. Р- 1158. Оп. 1. Д. 662. Л. 7.

33. ГАТО. Ф. Р- 1158. Оп. 1. Д. 773. Л. 12.

34. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6745. Л. 6.

35. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 7180. Л. 54.

36. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 1273. Л. 58.

37. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 3370. Л. 26, 63.

38. ЦХАФ АК. Ф. Р-573. Оп. 3. Д. 5. Л. 76.

39. ГАРФ. Ф. Р-5462. Оп. 31. Д. 2780. Л. 171.

40. ГАНО. Ф. Р-1366. Оп. 1. Д. 151. Л. 38.

41. Красное знамя. - 1946. - 5 марта.

42. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 4904. Л. 2.

43. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 71. Д. 6259. Л. 2.

44. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72. Д. 276. Л. 8, 9.

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.04.2015 г. © А. Г. Дианов

Книжная полка

Семин, В. П. История России. Проблемы и вопросы : учеб. пособие / В. П. Семин, М. В. Шад-ская. - М. : Кнорус, 2015. - 654 с. - ISBN 978-5-406-03005-9.

Рассматриваются проблемные, спорные вопросы российской истории. Приводится анализ проблем и теорий, связанных с преобразованием Древнерусского государства, дается ответ на вопросы: на чьей стороне историческая правда — норманнов и антинорманнов, кто такой Рюрик, кто же создал государственность у древних славян. Раскрываются взгляды Ивана Грозного в вопросах государственного строительства, дается ответ на вопрос «кто такие самозванцы на Руси?». Анализируются крестьянские войны, место дворянского сословия в российском обществе, оценки исторической наукой Петровских реформ. Соответствует действующему ФГОС ВО нового поколения. Для студентов вузов неисторического профиля, а также преподавателей и абитуриентов.

Костомаров, Н. И. Рождение Российской империи. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров ; ред. С. З. Кодзова. - М. : ОлмаМедиаГрупп, 2015. -448 c. - ISBN 978-5-373-07559-6.

Автор книги Н. И. Костомаров, историк и писатель, смог соединить фундаментальность исследования с популярностью и доступностью изложения. В книге вы найдете интереснейшие факты из истории России, биографии героев, создававших Российскую империю. Книга адресована всем, кто любит русскую историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.