Научная статья на тему 'Развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958)'

Развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / СЕТЬ / WESTERN SIBERIA / POST-WAR PERIOD / WORK-BASED SECONDARY EDUCATION / SECTORAL STRUCTURE / NETWORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

В статье анализируются возникновение и развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958). Показывается своеобразие развития среднего образования без отрыва от производства в изучаемый период. Раскрываются объективные и субъективные причины, оказывавшие влияние на изменение сети заочных и вечерних отделений средних специальных учебных заведений. Рассматриваются изменения в отраслевой структуре заочных и вечерних отделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE NETWORK OF EVENING AND DISTANT-LEARNING DEPARTMENTS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN WESTERN SIBERIA IN THE POST-WAR PERIOD (1946-1958)

The article analyzes the origin and development of the network of evening and distant-learning departments of secondary special educational institutions in Western Siberia in the post-war period (1946-1958). The author shows developmental specifics of work-based secondary education in the mentioned period, discovers objective and subjective factors, which influenced the network of evening and distant-learning departments of secondary special educational institutions. The paper also examines changes in the sectoral structure of evening and distant-learning departments.

Текст научной работы на тему «Развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958)»

Дианов Алексей Григорьевич

РАЗВИТИЕ СЕТИ ВЕЧЕРНИХ И ЗАОЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1958)

В статье анализируются возникновение и развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958). Показывается своеобразие развития среднего образования без отрыва от производства в изучаемый период. Раскрываются объективные и субъективные причины, оказывавшие влияние на изменение сети заочных и вечерних отделений средних специальных учебных заведений. Рассматриваются изменения в отраслевой структуре заочных и вечерних отделений.

Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/2/21.Ит!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 86-90. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Итак, вместе с гуманизацией общественных отношений и раскрытием гуманистического потенциала человека происходит распространение идей гуманизма, а они, в свою очередь, влияют на этот процесс. Наряду с вышесказанным, следует признать, что гуманизация условий социальной жизни реализуется только через деятельность людей, а гуманистические воззрения не могут влиять на человека без его воли, желания, умственного напряжения, определенной работы мысли, личность сама должна захотеть претворять их в жизнь.

Список литературы

1. Балашов Л. Е. Гуманистический манифест. М.: Academia, 2000. 15 с.

2. Балашов Л. Е. Тезисы о гуманизме [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanism.ru/documents/70-tezis.html (дата обращения: 12.01.2017).

3. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: URSS, 2014. 224 с.

4. Бессонов Б. Н. Гуманизм и духовное развитие обществ. М.: Изд-во РАГС, 2006. 275 с.

5. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека. Основы современного гуманизма: учебное пособие для студентов. М.: Российское гуманистическое общество, 2005. 388 с.

6. Гивишвили Г. В. Феномен гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 2001. 400 с.

7. Гивишвили Г. В. Философия гуманизма. М.: Поколение, 2009. 487 с.

8. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. 288 с.

9. Круглов А. Что такое гуманизм? [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanism.ru/documents/71-what-is-humanism. html (дата обращения: 12.01.2017).

10. Кувакин В. А. Характеристики гуманистического мировоззрения [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanism.ru/ documents/72-xapakmepucmiku.html (дата обращения: 12.01.2017).

11. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма / пер. с англ. И. В. Кувакина; ред. В. А. Кувакин. М.: Российское гуманистическое общество, 2002. 222 с.

12. Куртц П. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 2000. 160 с.

13. Летурно Ш. Эволюция рабства. М.: Издание Т-ва «ИД Сытина», 1897. 357 с.

14. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2006. 1072 с.

15. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. 559 с.

16. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / пер., сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 319-325.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

18. Schrodinger E. 'Nature and the Greeks' and 'Science and Humanism'. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 172 p.

HUMANISM IN THE CONTEXT OF WORLD HISTORY AND CULTURE

Daragan Natal'ya Dem'yanovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (Branch) of Rostov State University of Economics

daragan.natalya@mail. ru

Defining the phenomenon of humanism the article characterizes it as a cultural phenomenon, presents points of view on definition of this notion in literature, gives a classification of the main forms of humanism, and singles out humanism of principles and humanism of ideals. At the same time humanism is examined as a system of social relations. The work shows that such approach creates a theoretical and methodological basis for consideration of humanism as a fact of cultures, thereby it becomes possible to reveal its material foundations, to explain existence of a great number of its definitions by diversity of social relations, in which it manifests itself.

Key words and phrases: humanism; humanization; culture; personality; historical process; social relations; society.

УДК 954(571.1):378 Исторические науки и археология

В статье анализируются возникновение и развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958). Показывается своеобразие развития среднего образования без отрыва от производства в изучаемый период. Раскрываются объективные и субъективные причины, оказывавшие влияние на изменение сети заочных и вечерних отделений средних специальных учебных заведений. Рассматриваются изменения в отраслевой структуре заочных и вечерних отделений.

Ключевые слова и фразы: Западная Сибирь; послевоенные годы; среднее образование без отрыва от производства; отраслевая структура; сеть.

Дианов Алексей Григорьевич, к.и.н., доцент

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск dianov_60@mail. т

РАЗВИТИЕ СЕТИ ВЕЧЕРНИХ И ЗАОЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1958)

Задачи, сформулированные в «Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.», исходили из необходимости на основе дальнейшего развития технического

прогресса обеспечить в кратчайший срок восстановление и развитие народного хозяйства и, создав ряд новых отраслей промышленности, надежно гарантировать оборону страны.

Для осуществления этих планов необходимо было поднять культурно-технический уровень рабочего класса, крестьянства и обеспечить отрасли народного хозяйства специалистами со средним специальным и высшим образованием. Одновременно решалась и задача усиления политического контроля над молодежью, составлявшей значительную часть учащихся. «Особая роль политического контроля среди молодёжи обусловлена тем, что молодое поколение - неотъемлемая часть общества, значительная по численности, потенциальным возможностям, роли и месту во всех сферах человеческой жизнедеятельности» [18, с. 824].

В восточных районах страны, в том числе и в Западной Сибири, где за годы войны резко увеличился промышленный потенциал, недостаток специалистов с высшим и средним специальным образованием ощущался наиболее сильно. Об этом можно судить по следующим фактам: в Кемеровской области ведущие промышленные предприятия были укомплектованы дипломированными инженерами на 15%, а техниками -на 20% [16]. На 1 января 1946 г. обеспеченность специалистами сельского хозяйства составляла по Новосибирской области 82%, из них 17,9% имели высшее и 22,6% среднее специальное образование. Еще хуже было положение в Алтайском крае, Омской и Томской областях, где обеспеченность специалистами составляла соответственно 64,6%, 51%, 38,6% [1, с. 89].

В этой обстановке дневным отделениям вузов и техникумов было невозможно в короткий срок существенным образом изменить положение, тем более что для этого требовались колоссальные средства, которые в этот период выделить было невозможно. Кроме того, в первые послевоенные годы резкий рост дневных отделений вузов и техникумов не был обеспечен выпуском из 7-х и 10-х классов дневных общеобразовательных школ, школ рабочей молодежи (ШРМ) и школ сельской молодежи (ШСМ). Поэтому, делая все возможное для увеличения числа студентов дневных отделений вузов и техникумов, органы власти Западной Сибири стремились ослабить дефицит кадров путем организации краткосрочных курсов повышения квалификации, технической учебой кадров без отрыва от производства и расширением подготовки кадров на заочных и вечерних отделениях вузов и техникумов.

В развитии среднего специального образования без отрыва от производства в Западной Сибири в рассматриваемый период прослеживались те же этапы, что и в развитии высшего образования без отрыва от производства. В годы четвертой пятилетки ведущее место занимала подготовка учителей для начальных классов общеобразовательных школ. Хотя к концу 1940-х гг. количество заочных отделений педагогических училищ составляло только половину от общей численности вечерних и заочных отделений, в них обучалось 4/5 учащихся вечерних и заочных отделений техникумов.

В отраслях материального производства нехватка специалистов со средним специальным образованием была не менее острой, чем с высшим. Потребность в специалистах для промышленности, строительства, транспорта, связи обусловила быстрый рост в годы четвертой пятилетки сети вечерних отделений по их подготовке. В 1946/47 учебном году специалистов для этих отраслей готовили два вечерних отделения, к 1950/51 учебному году их количество возросло до 21. В 1950 г. были открыты заочные отделения в Мариинском сельскохозяйственном техникуме (Кемеровская область) и Куйбышевском зооветеринарном техникуме (Новосибирская область). Это положило начало подготовке специалистов сельского хозяйства без отрыва от производства в техникумах региона [2, д. 227, л. 54, 56; 5, д. 1408, л. 78, 79].

При наличии общих закономерностей в развитии высшего и среднего специального образования без отрыва от производства в годы четвертой пятилетки, очевидно, что изменения в отраслевой структуре среднего специального образования начались значительно раньше, чем в отраслевой структуре высшего образования. Это явление было связано, во-первых, с тем, что технические средние специальные учебные заведения были значительно лучше, чем высшие технические учебные заведения (втузы), обеспечены абитуриентами, поскольку подавляющая часть практиков, занятая в отраслях материального производства, имела неполное среднее образование. И, во-вторых, сеть техникумов в Западной Сибири, готовивших специалистов для промышленности и строительства, транспорта и связи, в 5 раз превосходила сеть втузов. Существенным тормозом в развитии среднего специального образования без отрыва от производства на этом этапе было чрезвычайно слабое материальное обеспечение техникумов, многие из которых не имели собственных помещений, а также отсутствие у учащихся вечерних и заочных отделений оплачиваемых отпусков на период сессии.

«Со второй половины 1950-х гг. важнейшим фактором расширения и совершенствования системы высшего и среднего специального образования в Советском Союзе явилась научно-техническая революция. Растущие потребности всех отраслей экономики, социальной и культурной сферы в квалифицированных кадрах специалистов обусловили пристальное внимание советского государства к организации профессиональной школы» [21, а 196, 197]. Определяющее значение для развития среднего специального образования без отрыва от производства в 50-е гг. имело принятое 30 августа 1954 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» [15, с. 397-409].

В постановлении отмечалось, что отставание выпуска из средних специальных учебных заведений по сравнению с выпуском из вузов привело к тому, что в отраслях народного хозяйства техников по ряду специальностей было меньше, чем инженеров. Поэтому наряду с ростом численности учащихся дневных отделений техникумов в постановлении предусматривалось увеличение к 1960 г. по сравнению с 1953 г. числа учащихся вечерних и заочных отделений в 2 раза, а по сельскохозяйственным и техническим специальностям -в 3 раза. В связи с крупными недостатками в размещении сети учебных заведений предусматривалось

ускоренное развитие сети вечерних и заочных отделений в районах Сибири и Дальнего Востока. Огромное значение для последующего развития среднего образования без отрыва от производства имело установление учащимся вечерних и заочных отделений дополнительных оплачиваемых отпусков и предоставление министерствам права безвозмездно передавать техникумам оборудование и литературу.

В 1950-е гг. в результате изменений в структуре среднего специального образования без отрыва от производства группа техникумов культуры и просвещения уступила ведущее место не только группе техникумов промышленности, но и сельскохозяйственным техникумам. Эти изменения происходили, прежде всего, в связи с резким ростом сети вечерних и заочных отделений, осуществлявших подготовку специалистов для отраслей материального производства.

Нарастающие темпы развития народного хозяйства требовали всё больше специалистов со средним специальным образованием. Дневные отделения не могли полностью покрыть эту потребность, и поэтому повышение квалификации практиков на вечерних и заочных отделениях техникумов рассматривалось как одно из важнейших направлений в обеспечении промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства кадрами специалистов. В 1953/54 учебном году количество вечерних и заочных отделений в техникумах по подготовке специалистов для промышленности, строительства и транспорта возросло на 30% по сравнению с предшествующим учебным годом. Наибольшее количество вечерних и заочных отделений было открыто в 50-е гг. в Кемеровской и Новосибирской областях, особенно остро ощущавших нехватку специалистов со средним специальным образованием. В начале 1958/59 учебного года в Кемеровской области специалистов для промышленности, строительства, транспорта готовили 7 вечерних техникумов и 17 вечерних и заочных отделений, а в Новосибирской области - соответственно 2 и 19. В целом по Западной Сибири за период с 1951 г. по 1958 г. для подготовки специалистов по этим отраслям было открыто два вечерних техникума и 34 вечерних и заочных отделения, в то время как за период с 1946 г. по 1950 г. - соответственно 0 и 10. В результате за рассматриваемый период сеть заочных и вечерних отделений техникумов по подготовке специалистов для промышленности и строительства, транспорта и связи увеличилась в 6 раз [3, д. 2, л. 9-16; 6, д. 52, л. 65; 8, д. 7241, л. 105, 1204; 9, д. 3421, л. 70; 11, д. 4, л. 6; 17, д. 85, л. 3; 20, д. 5, л. 199, 215, д. 23, л. 36].

Наиболее высокими темпами в 1950-е гг. росла сеть заочных отделений сельскохозяйственных техникумов, и это было неслучайным явлением. Подъем сельского хозяйства, зависевший в значительной степени от повышения производительности труда и развития сельскохозяйственного производства на основе индустриализации и электрификации, во многом зависел и от уровня квалификации специалистов. Поэтому наряду с реорганизацией двухгодичных школ по подготовке председателей колхозов в трехгодичные, ростом сети и числа студентов дневных отделений сельскохозяйственных техникумов, происходило и увеличение сети заочных отделений в сельскохозяйственных техникумах.

В результате усиления внимания к подготовке специалистов для сельского хозяйства только с 1953 г. по 1955 г. количество заочных отделений в сельскохозяйственных техникумах Западной Сибири возросло с 4 до 9, то есть более чем в 2 раза. Это стало возможным благодаря росту общеобразовательного уровня практиков, работавших в сельском хозяйстве, многие из которых получили неполное среднее образование в школах сельской молодёжи (ШСМ). Огромную роль сыграло и предоставление учащимся с 1954/55 учебного года оплачиваемых отпусков на период сессии. Однако, несмотря на значительный рост сети заочных отделений в сельскохозяйственных техникумах, заочной подготовкой была охвачена незначительная часть практиков. В приказе Министерства высшего образования от 14 января 1955 г. отмечалось, что в системе Министерства сельского хозяйства СССР из 500 тыс. практиков на заочных отделениях техникумов учится только 36 тыс. Особое внимание обращалось на необходимость ускоренного развития сети заочных отделений в техникумах Сибири и Дальнего Востока, где уровень обеспечения народного хозяйства специалистами с высшим и средним специальным образованием был ниже, чем в целом по стране [10, д. 164, л. 23].

В соответствии с директивами XX съезда КПСС дальнейший рост сети заочных отделений в сельскохозяйственных техникумах продолжился. К 1958 г. подготовка специалистов сельского хозяйства велась уже на 15 заочных отделениях. Таким образом, возникшая в Западной Сибири в начале 50-х гг., подготовка специалистов сельского хозяйства на заочных отделениях сельскохозяйственных техникумов к концу рассматриваемого периода по уровню развития сети уступала только группе техникумов промышленности.

В 50-е гг. в Западной Сибири быстрыми темпами росла сеть заочных и вечерних отделений в техникумах, готовивших специалистов торговли, общественного питания, финансовых работников и работников органов статистики (отрасль экономики). До 1951 г. подготовка специалистов этих профессий велась только на одном вечернем отделении, а в 1958 г. в Западной Сибири насчитывалось 9 заочных и вечерних отделений. Специалистов для торговли и общественного питания готовили 5 заочных и одно вечернее отделение, учеба финансовых работников велась на двух заочных отделениях, а работники органов статистики получали образование на заочном отделении Барнаульского статистического техникума. Рост сети заочных отделений данной группы был связан с бурным развитием предприятий торговли и общественного питания в Западной Сибири в 50-е гг. и повышением требований к профессиональной подготовке работников этих отраслей народного хозяйства [2, д. 227, л. 71; 3, д. 2, л. 4, 5, 24-31; 7, д. 87, л. 17; 9, д. 2508, л. 112, 113; 11, д. 4, л. 6; 12, д. 1038, л. 243; 13, д. 3215, л. 31, 32, 34; 20, д. 5, л. 74, 75].

На изменения в отраслевой структуре среднего специального образования без отрыва от производства определенное влияние оказало сокращение сети заочных отделений педагогических училищ. В 1958/59 учебном году в Западной Сибири работало 8 заочных отделений педагогических училищ, а в 1950/51 учебном году их было 21. Изменений в сети заочных отделений библиотечных техникумов в 50-е гг. не произошло.

Два заочных отделения, открытые в первые послевоенные годы, продолжали работу. В связи с ростом требований к профессиональной подготовке работников культуры в 1956 г. открылись заочные отделения в Новосибирской и Алтайской культпросветшколах. В целом по отрасли культуры и просвещения сеть заочных отделений сократилась на протяжении данного этапа почти в 2 раза, с 83 до 12 отделений [5, д. 1408, л. 145, 150, 151; 8, д. 7241, л. 104; 10, д. 16, л. 78; 20, д. 39, 40, 96-103, 123].

Изменения в отраслевой структуре среднего специального образования без отрыва от производства сказались и на территориальном размещении вечерних и заочных отделений техникумов. Если в первые послевоенные годы сеть вечерних и заочных отделений распределялась по районам Западной Сибири относительно равномерно, то к концу 50-х гг. 55% вечерних и заочных отделений и 90% вечерних техникумов было сосредоточено только на территории Кемеровской и Новосибирской областей. Опережающий рост сети вечерних и заочных отделений в этих районах Западной Сибири был основан на высоком уровне развития промышленности и наличии большого числа практиков, не имевших специального образования. Наименее развита была сеть заочных и вечерних отделений в Томской области, значительно отстававшей по уровню развития промышленности и сельского хозяйства от других районов Западной Сибири. В техникумах области работало 6 заочных и 3 вечерних отделения, что составляло менее 9% от общего количества вечерних и заочных отделений региона.

Отраслевая структура обучения без отрыва от производства в территориальном разрезе находилась в прямой зависимости от производственной специализации районов и наличия в них дневных отделений техникумов. В Кемеровской области наиболее многочисленную сеть вечерних и заочных отделений имели техникумы по подготовке специалистов для добывающей промышленности и черной металлургии. В Новосибирской области большинство заочных и вечерних отделений было сосредоточено в техникумах, готовивших специалистов для обрабатывающей промышленности. В Алтайском крае, занимавшем ведущее место в Западной Сибири по сельскохозяйственному производству, было сосредоточено более половины заочных отделений сельскохозяйственных техникумов региона.

С ростом сети вечерних и заочных отделений расширяется и география их размещения. Если в 1946 г. подготовка специалистов средней квалификации без отрыва от производства велась в 18 городах Западной Сибири, то в 1958 г. - в 33 городах и рабочих поселках. Особое значение не только для подготовки специалистов, но и в плане развития духовных потребностей населения имело расширение сети вечерних и заочных отделений в небольших городах и рабочих поселках. Изменение в целом сети вечерних и заочных отделений техникумов Западной Сибири за период с 1946/47 по 1958/59 учебный год (на начало учебного года) свидетельствует о том, что сеть вечерних и заочных отделений техникумов увеличилась более чем в 3 раза. При этом если в период с 1946/47 по 1950/51 учебный год было открыто 17 вечерних и заочных отделений, то в период с 1951/52 по 1958/59 учебный год - 55 (в том числе два вечерних техникума) [3, д. 2, л. 48-55, 59-60, 68, 75-82; 5, д. 1408, л. 145, 150, 151; 9, д. 4259, л. 37, 82; 11, д. 4, л. 6; 13, д. 3244, л. 121, 123, 124; 17, д. 75, л. 85-87; 20, д. 123, л. 110, 122, 124, 143].

Увеличение численности вечерних и заочных отделений в техникумах происходило на основе роста сети техникумов. За период с 1946 г. по 1958 г. число техникумов в Западной Сибири возросло со 128 до 162, или на 27%, особенно быстро росла сеть техникумов по подготовке специалистов для промышленности, строительства и транспорта - с 46 до 74, или на 60% (с учетом вечерних техникумов). Огромное влияние на развитие образования без отрыва от производства в Западной Сибири оказало повышение общеобразовательного уровня тружеников города и села в результате успешной работы школ рабочей молодежи (ШРМ) и ШСМ, численность учащихся в которых достигла в 1950/51 учебном году 54,5 тыс. чел. [14, с. 19]. Введение в середине 50-х гг. льгот для учащихся вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений тоже сыграло определенную роль. Большое значение для развития сети вечерних и заочных отделений имело и улучшение материальной базы техникумов. Для многих техникумов в 50-е гг. были построены специальные помещения. Только за 3 года, с 1955 г. по 1958 г., учебная площадь техникумов Омской области увеличилась с 35633 до 42294 кв. м, а общая - с 54442 до 83076 кв. м. В результате учебная площадь в расчете на одного учащегося выросла с 2,8 до 3,3 кв. м [13, д. 3246, л. 27-29, д. 3256, л. 15].

Улучшение материального обеспечения техникумов происходило на основе роста расходов на средние специальные учебные заведения по государственному бюджету СССР. С 1950 г. по 1959 г. расходы на приобретение оборудования и инвентаря возросли в 2 раза, а на капитальные вложения по строительству -в 2,3 раза [19, с. 113]. Однако улучшение в конце 50-х гг. материальной базы техникумов региона, особенно в сравнении с периодом четвертой пятилетки, не свидетельствовало о том, что она соответствовала установленным нормам. В подавляющем большинстве техникумов региона учебная площадь не достигала нормы, установленной правительством (4-6 кв. м на учащегося). Еще хуже было положение с обеспечением учебными помещениями и оборудованием вечерних техникумов. В Омском вечернем техникуме легкой промышленности на одного учащегося приходилось 0,75 кв. м учебной площади. Почти полностью отсутствовало оборудование в Беловском вечернем электромеханическом техникуме [4, д. 8, л. 1]. Немногим лучше положение было в большинстве других вечерних техникумов. Слабость материальной базы техникумов создавала препятствия на пути роста сети вечерних и заочных отделений, ухудшала условия работы и ее результаты.

Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода численность вечерних и заочных отделений в техникумах Западной Сибири возросла более чем в три раза. Одновременно с общим ростом сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений значительные изменения произошли и в ее структуре. Если в годы четвертой пятилетки при относительно невысоких темпах роста сети ведущее место

занимала подготовка для отрасли культуры и просвещения, то в 50-е гг. наряду с более высокими темпами роста сети ведущая роль перешла к вечерним и заочным отделениям, осуществлявшим подготовку специалистов для отраслей материального производства.

Список литературы

1. Великанов В. Н. Подготовка специалистов высшей квалификации - условие формирования социалистического образа жизни // Социалистический образ жизни. Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1979. С. 87-90.

2. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-304. Оп. 4.

3. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 27.

4. ГАКО. Ф. Р-500. Оп. 1.

5. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-11. Оп. 2.

6. ГАНО. Ф. Р-1366. Оп. 1.

7. ГАНО. Ф. Р-1619. Оп. 1.

8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-2306. Оп. 71.

9. ГАРФ. Ф. Р-2306. Оп. 72.

10. ГАРФ. Ф. Р-9396. Оп. 15.

11. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-784. Оп. 1.

12. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-1272. Оп. 1.

13. ГИАОО. Ф. Р-2122. Оп. 1.

14. Дианов А. Г. Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодежи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958 гг.). Часть 1 // Омский научный вестник. 2015. № 5. С. 16-20.

15. КПСС о культуре, просвещении и науке. М.: Госполитиздат, 1963. 552 с.

16. Кузбасс. 1947. 13 апреля.

17. Новокузнецкий филиал Государственного архива Кемеровской области (НФ ГАКО). Ф. Р-12. Оп. 1.

18. Слезин А. А. Государственная функция политического контроля: особенности правоприменительной практики // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2007. Т. 13. № 3. С. 821-825.

19. Среднее специальное образование в СССР: статистический сборник. М.: Госстатиздат, 1962. 155 с.

20. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. Р-718. Оп. 1.

21. Цориева И. Т. Высшая школа Северной Осетии в условиях научно-технической революции второй половины 1950-х - первой половины 1960-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 4. Ч. 2. С. 196-200.

DEVELOPING THE NETWORK OF EVENING AND DISTANT-LEARNING DEPARTMENTS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN WESTERN SIBERIA IN THE POST-WAR PERIOD (1946-1958)

Dianov Aleksei Grigor'evich, Ph. D. in History, Associate Professor Siberian State Automobile and Highway Academy in Omsk dianov_60@mail. ru

The article analyzes the origin and development of the network of evening and distant-learning departments of secondary special educational institutions in Western Siberia in the post-war period (1946-1958). The author shows developmental specifics of work-based secondary education in the mentioned period, discovers objective and subjective factors, which influenced the network of evening and distant-learning departments of secondary special educational institutions. The paper also examines changes in the sectoral structure of evening and distant-learning departments.

Key words and phrases: Western Siberia; post-war period; work-based secondary education; sectoral structure; network.

УДК 94(47).084.9

Исторические науки и археология

Статья опровергает господствующее в исторической науке мнение о том, что коммунистическое молодежное движение «легкой кавалерии» проявило себя только в конце 1920-х - 1930-е годы. Проанализировав документы ЦК ВЛКСМ второй половины 1950-х годов, автор на конкретных примерах показал усилия высших комсомольских органов по возрождению отрядов и рейдовых бригад «легкой кавалерии», попытался выявить причины их невысокой эффективности.

Ключевые слова и фразы: молодежное движение; «легкая кавалерия» комсомола; высшие комсомольские органы; отряды; рейдовые бригады.

Добросоцкий Николай Иванович

Тамбовский государственный технический университет dob-666@yandex.ru

«ЛЕГКАЯ КАВАЛЕРИЯ» КОМСОМОЛА: ПОПЫТКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГОДОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы отечественная историография вновь обратилась к истории массового движения советской молодежи - «легкой кавалерии». Правда, делается это в основном в бравурном стиле. В частности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.