УДК 94(571.6) П.С. Гребенюк*
народное образование на северо-востоке России
в 1950-е -1960-е гг.
Автор анализирует изменения в сфере народного образования на Северо-Востоке России в 1950-е -1960-е гг. Внимание государства к образовательной политике после создания в 1953 г. Магаданской области на территории деятельности Даль-строя проявилось в значительном увеличении ассигнований на народное образование в районах Колымы и Чукотки. В статье отмечается, что наряду с интенсивным школьным строительством, увеличением числа учащихся и повышением качества подготовки учителей, наблюдалась высокая текучесть учителей и учащихся, низкая успеваемость, высокий отсев учащихся и катастрофический недостаток детских дошкольных учреждений. Автор приходит к выводу, что учреждения высшего и среднего образования играли важную роль в подготовке кадров, но не удовлетворяли потребность области в квалифицированных специалистах, большинство из которых продолжало прибывать из центральных регионов страны.
Ключевые слова: Северо-Восток России, Магаданская область, народное образование, школа, дошкольное воспитание, высшее образование, среднее образование
Public education in the Northeast Russia, 1950s - 1960s. PAVEL S. GREBENYUK (N.A. Shilo North-East Interdisciplinary Scientific Research Institute, Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences)
The article focuses on the changes that occurred in the field of public education in the Northeast of Russia in 1950s - 1960s. The author notes that, along with intensive school construction, increase in the number of students and improvement of teacher training quality, there was a high turnover of teachers and students, poor academic performance, high dropout rates among pupils and catastrophic lack of kindergartens. It is concluded that higher and secondary educational institutions played an important role in personnel training, but did not fully meet the needs of the oblast for qualified
specialists, most of which continued to come from the central regions of the USSR.
Keywords: Northeast Russia, Magadan oblast, public education, school, pre-school education, higher education, secondary education
В советский период вопросы народного образования на Северо-Востоке России освещались в русле достижений социалистического развития Колымы и Чукотки, исследователями накоплен большой фактический материал, важное место занимали проблемы государственного руководства культурным строительством на Крайнем Севе-
ре, организации и работы первых национальных школ, вопросы национального образования и национальных кадров, всеобщего обучения, ликвидации неграмотности, школьного строительства [1; 2; 6; 7; 8; 10]. В современной историографии наблюдается возвращение интереса к истории народного образования на Северо-Востоке России, в
* ГРЕБЕНЮК Павел Сергеевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории истории и экономики Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н.А. Шило Дальневосточного отделения Российской академии наук. E-mail: [email protected] © Гребенюк П.С., 2016
особенности к вопросам реформирования школьного образования и опыту существования высшей школы в Магаданской области [4; 11; 12].
В этой связи представляется важным исследовать комплекс мер, принятых руководством региона на Северо-Востоке России в 1950-е - 1960-е гг. в сфере народного образования и проанализировать основные особенности развития системы дошкольного воспитания и школьного обучения, развития среднего и высшего образования в районах Колымы и Чукотки.
С этой целью нами были изучены материалы Магаданского обкома и облисполкома за период с 1954 по 1972 гг., в том числе содержащие годовые отчёты школ области, что позволило выделить основные данные по школьной сети и состоянии дошкольного воспитания и работы с кадрами. Особый интерес представляют материалы партийных органов, содержащие справки в ЦК КПСС и Совет Министров СССР о развитии школ, учительских кадрах, сети детских учреждений, ликвидации неграмотности и об «укреплении связи школы с жизнью». Эти неопубликованные материалы позволили проследить основные направления и показатели работы государственных органов в сфере народного образования, в 1950-е - 1960-е гг. действовавших в особых условиях, связанных со специфическим наследием Дальстроя.
Хозяйственная деятельность Главного управления строительства Дальнего Севера «Дальстрой» (реорганизован в совнархоз 1957 г.), в течение длительного времени осуществлявшего в регионе функции государственного управления, основывалась на широком использовании принудительного труда заключённых и отличалась установкой на первостепенное развитие горнопромышленного производства, ориентированного на добычу золота, олова и угля, что привело к возникновению значительных народнохозяйственных диспропорций, последствия которых влияли на текущую политику и требовали больших усилий для их устранения. Эти диспропорции сказались как на сфере материального производства и непроизводственных отраслях, так и на социокультурной сфере.
Амнистия 1953 г. и образование в декабре того же года Магаданской области знаменовали пересмотр государственной политики на Северо-Востоке страны, выразившийся в перестройке системы хозяйствования с акцентом на вольнонаемный персонал и активном развитии, наряду с горнодобывающей промышленностью, различных отраслей народного хозяйства - капитального строительства, энергетики, транспорта, местной промышленности, рыбопромыслового и сельского
хозяйства, и в целом увеличении внимания руководства к социальной сфере.
Новая социальная концепция требовала качественного улучшения кадровой политики, где основное место занимал организованный набор квалифицированных специалистов из центральных районов страны, выпускников высших учебных заведений СССР, прибывающих на работу по договорам, а также общественный призыв молодежи, когда по путевкам ЦК ВЛКСМ на Северо-Восток прибывало сразу несколько тысяч специалистов. (1956 г.). Потребность области в квалифицированных кадрах отчасти компенсировалась большим числом так называемых практиков - работников, не имеющих профессионального образования, но приобретших опыт трудовой деятельности в условиях Северо-Востока. Многие из них в прошлом были заключёнными Северо-Восточного ИТЛ и, освободившись из мест заключения, оставались работать на предприятиях Дальстроя.
С созданием Магаданской области и началом деятельности обкома и облисполкома перед руководством региона стояли задачи по закреплению населения в области, для чего нужно было обеспечить приемлемые условия для жизни людей. Сфера народного образования стала одним из ключевых направлений новой социокультурной политики, где планировалось воплощение в жизнь мероприятий по дальнейшему развитию учреждений дошкольного воспитания и школьной сети, учреждений среднего и заочного образования, а также развития высшей школы на Северо-Востоке России. Функции административно-гражданского отдела Дальстроя, курировавшего образование, и колымского отдела народного образования были переданы Магаданскому облисполкому. В районах Колымы и Чукотки при райисполкомах формировались отделы народного образования, в качестве приоритетных в первые годы работы ставились задачи активного вовлечения в обучение населения, увеличение качества образования, повышение успеваемости учащихся и улучшения материально-технической базы школ.
Данные по количеству школ на территории деятельности Дальстроя показывают, что в 19501951 учебном году действовало 110 школ с числом учащихся 9 643 чел. (Государственный архив Магаданской области, далее - ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 20. Л. 4). В 1950-1953 гг. количество начальных и семилетних школ практически оставалось на прежнем уровне, количество средних школ увеличилось на 4 за три года. Однако уже с 1953 г. происходит заметное увеличение как количества школ, так и числа учащихся. Так, например, толь-
ко количество семилетних школ увеличилось более чем в 2 раза (с 12 до 35 школ). На Чукотке число учащихся с 1949 г. значительно увеличилось, в том числе за счет привлечения к обучению представителей коренных национальностей. Начальные школы старались объединять в связи с плохой материальной базой и условиями бездорожья.
В 1953-1954 учебном году в Магаданской области действовало 182 школы с общим числом учащихся 15 613 чел., из них средних школ - 29, семилетних - 35, начальных - 118. На начало 1954 учебного года в школах области было 17,2 тыс. учащихся, на конец учебного года численность учащихся сократилась до 16 610. (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 20. Л. 4).
В целом в 1954 г. на народное просвещение были запланированы средства в размере 63 млн. рублей, но уже в бюджете 1955 г. на нужды народного образования было отпущено 74 млн. руб. К 1956 г. сеть школ области увеличилась в соответствии с планом с 182 до 192 школ, из которых начальных - 128, семилетних - 31, средних - 33. На конец 1953-1954 учебного года в области работало 1224 учителя, из них с высшим образованием - 384, с незаконченным высшим - 267, со средним образованием - 549, без соответствующего специального образования в целом по области работали 24 учителя. Усилия, предпринимаемые руководством региона, постепенно приводили к важным изменениям в развитии школьного образования. В сентябре 1954 г. в Магадане начал работу областной институт усовершенствования учителей, директором-организатором которого была назначена У.Д. Ронис, завуч средней школы № 1 г. Магадана [9, с. 39]. В 1955 г. было открыто Магаданское педагогическое училище. Все это принесло свои положительные результаты уже во второй половине 1950-х гг.
В 1955-1956 гг. все школы города и области начали работу по новым программам и учебникам. В этой связи, помощь учителям оказывал институт усовершенствования учителей. Сотрудники института провели оценку качества знаний учащихся, анализ экзаменационных работ, проводились встречи и консультации для учителей города и области. Успеваемость в школах Магаданской области в 1953-1954 гг. составила 81,3%. Так, из общего количества учащихся в конце года -15 305 чел. переведены в следующий класс по окончании года (или окончили) - 12 458, оставлены на второй год - 1 119, число учащихся, перевод которых был отложен до осени, составило 1 728.
Одной из причин низкой успеваемости являлось то, что в национальных школах обучение ве-
лось на русском языке. Значительная часть детей, обучающихся в школах Чукотки, Северо-Эвен-ского района являлись представителями местных коренных национальностей (чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, юкагиры, якуты), однако в школах занимались по единой программе, и преподавание велось на русском языке учителями, не владеющими языками северных народностей. Для обучения в школе детей привозили из тундры, русской разговорной речью они не владели. Это существенно влияло на результаты работы школ. Больше половины учащихся на Чукотке ограничивались обучением в начальных классах, в 5-7 классах обучалось в 2 раза меньше детей, чем в начальных школах (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 38. Л. 20). Особенно велик был отсев детей местного населения в семилетних и средней школах.
Проблемным вопросом и причиной низкой успеваемости также являлась большая текучесть педагогических кадров и учащихся. За 1954-1955 учебный год из школ области выбыло 216 учителей, прибыло 306 учителей, выбыло 2284 учащихся, прибыло 1878 учащихся (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 38. Л. 20). Из-за перемещения контингента учащихся в 1955 г. были закрыты 2 начальные школы (Ягоднинский район, Восточно-Тун-дровский район), еще 7 начальных школ и одна семилетняя были закрыты в связи с закрытием в районах предприятий Дальстроя. В Среднекан-ском районе из 10 школ осталось 6 (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 38. Л. 3-4). Согласно архивным данным, наполняемость классов была выше норм, принятых Министерством просвещения (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 38. Л. 6). Одной из основных причин было сокращение или закрытие деятельности многих предприятий Дальстроя, в связи с этим рабочие вместе с детьми выезжали из области. Новые предприятия местной промышленности, создаваемые в первые годы после образования Магаданской области, не были в состоянии компенсировать потери. Потребность в открытии школ в основном зависела от геологоразведочных открытий и организации новых предприятий.
Несмотря на рост школьной сети области, существовали серьезные проблемы с хозяйственным состоянием школ, материально-техническим обеспечением и формированием учебной базы. Например, в 1955 г. в Магаданской области из 186 школ только 30 располагались в зданиях типовой постройки, при этом все остальные располагались в приспособленных для этого зданиях и помещениях. Школьные здания, особенно в Чукотском округе, Северо-Эвенском и Ольском районе не соответствовали самым минимальным требова-
ниям. Отдельные школы просто были сделаны из ящичных досок, обложенных дерном (Нутепель-шенская, Тойгуненская, Сешанская, Чегетунская, Четнокиргенская и др.), другие из плавника, одна школа была построена из разбитой шхуны и еще одна размещена в фюзеляже самолета (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 53. Л. 4). Многие средние школы реорганизовывались из семилетних фактически без наличия достаточной базы для размещения, в связи с этим во многих школах было тесно и более половины школ области занимались в две смены. Серьезные затруднения испытывали школы в обеспечении учебно-наглядными пособиями, мебелью и лабораторным оборудованием.
Одна из основных задач в первые годы образования Магаданской области состояла в том, чтобы максимально охватить детей Колымы и Чукотки обучением в школах. Руководство области принимало меры во исполнение закона о всеобщем обязательном обучении детей школьного возраста. Так, на начало 1956 г. в школах области не обучалось 156 чел., из них около 60 так и не удалось вернуть в школы в течение учебного года. В основном проблема с вовлечением детей остро проявлялась в районах Чукотки. Это было связано с тем, что большая часть детей кочевала с родителями-оленеводами, в условиях бездорожья детей привозили в школы с опозданием на 1-2 месяца (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 38. Л. 11).
В этой связи важную роль имела сеть интернатов области. В 1954-1955 гг. работало 65 интернатов с общим количеством учащихся 2 507 чел., или 14,5% к общему числу учащихся, из них 1 565 воспитанников находились на полном государственном обеспечении (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 38. Л. 12). Большинство интернатов располагались в тесных неприспособленных помещениях, были плохо оборудованы, не везде были созданы условия для приготовления пищи. Многие школьные интернаты Чукотки и Северо-Эвенского района плохо обеспечивались обувью и одеждой, постельным бельем. Медицинское обслуживание фактически отсутствовало, в большинстве школ не проводились медицинские осмотры (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 38. Л. 12).
Верховный Совет СССР 24 декабря 1958 г. принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в соответствии с которым в СССР началось реформирование школьного образования. Еще в ходе подготовки реформы в Магаданской области специальной комиссией был разработан план мероприятий по реорганизации системы народного образования, и после рассмо-
трения на бюро обкома соответствующие предложения были направлены в Бюро ЦК КПСС по РСФСР [12, с. 48].
Главной целью нововведений в школьном образовании СССР был акцент на подготовку технических кадров для предприятий промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование, а срок среднего образования был увеличен с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были работать на производственных предприятиях или в сельском хозяйстве. В рамках мероприятий по воплощению в жизнь новой концепции школьного образования по решению Магаданского облисполкома промышленные предприятия, совхозы и колхозы были закреплены за школами как базовые предприятия по производственному обучению учащихся. В 1959 г. девять средних школ были реорганизованы в одиннадцатилетние школы с производственным обучением. Во всех средних и семилетних школах имелись производственные мастерские или рабочие комнаты, из них 40 мастерских по металлу, 53 по дереву и одна косторезная. В 94 школьных мастерских имелось 718 механических станков, 650 верстаков, 300 швейных машинок. В школах были оборудованы 32 комнаты для занятий по технике и швейному делу, для учебных целей в школах имелось 52 автомобиля (ГАМО. Ф. Р-146. Оп. 1. Д. 362. Л. 237).
Учащиеся получали производственные специальности, овладевали навыками работы в различных отраслях хозяйства. Школьников привлекали к строительству школьных зданий, ремонту мебели, сбору металлолома, посадке деревьев и кустарников, работе в колхозах, совхозах и тепличных хозяйствах, к охоте и добыче пушнины, сбору грибов и ягод. Учеников старших классов привлекали и к старательской добыче золота, судя по архивным данным в 1957-1959 гг. школьники намыли старательским способом 17,9 кг золота (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 668. Л. 27.).
К 1962 г. в каждом поселке Магаданской области имелась школа. Всего из 209 школ было 30 восьмилетних, 23 семилетних, 25 средних и 131 начальная школа. Во всех школах обучалось 32 472 ученика и в 49 школах рабочей молодежи 6 916 чел. В 13 школах-интернатах и 49 северных интернатах проживало и воспитывалось ещё 4 200 учащихся (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 666. Л. 16.). Все учащиеся с 1 по 7 класс занимались по новым учебным планам, осуществлялась реорганизация семилетних школ в восьмилетние, а средних - в одиннадцатилетние. В 1961 г. 18 семилетних
школ было реорганизовано в восьмилетние. В 1959 г. - 9 средних школ, в 1960 г. - 7 школ и в 1961 г. - 2 средних школы были реорганизованы в одиннадцатилетние школы с производственным обучением. В 9-11 классах обучалось профессии 1 375 учеников по 23 специальностям (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 666. Л. 18.). Основные профессии - токарь, слесарь, воспитатель детского сада, швея, механизатор сельского хозяйства. Всего по области 17 школ осуществляли производственное обучение на промышленных предприятиях, ремонтных мастерских, предприятиях бытового обслуживания, и одна школа на базе областной опытной сельскохозяйственной станции.
Однако массовое закрытие сельских школ вело к резкому усугублению и без того непростой ситуации с воспитанием национальных кадров в районах области и особенно на Чукотке и было остановлено в 1962 г. только после специальной записки внештатного инструктора обкома В.В. Леонтьева членам бюро Магаданского обкома. «Если мы в ближайшее время не решим вопроса с сельскими школами и пойдём по пути их ликвидации, то мы тем самым подрубим корни, на которых держится наше сельское хозяйство», - писал автор записки (ГАМО. П-21. Оп. 5. Д. 665. Л. 58). Примечательно, что с самого начала реформы, государственные органы управления, прежде всего облисполком, могли оценить последствия закрытия сельских школ, более того, были и отдельные заседания по конкретным вопросам, но информационно-аналитических выводов и поправок не было предложено.
Ежегодно увеличивались ассигнования на народное образование, в 1957 г. они составили 106 млн. руб., в 1959 г. - 138 млн. руб., а в 1960 г. было выделено 170 млн. руб. (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 668. Л. 25.). Важным направлением стало активное строительство и ввод новых школьных зданий. Всего за период 1959-1961 гг. было введено 5 440 новых мест, а также за счет пристроек к существующим школам, освобождения административных и жилых зданий дополнительно введено 1 720 мест. Построено 19 мастерских и оборудовано 20 учебных кабинетов. Всего по области из 209 школ только 108 школ занимались в одну смену. Тем не менее, количество учащихся, занимающихся во вторую смену, составляло 11 тыс. (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 666. Л. 19). Согласно отчетным данным успеваемость в школах области оставалась низкой, в 1961 г. из 27 542 учащихся второгодники составляли 2 515 чел. По итогам первого полугодия 1961-1962 учебного года из 32 472 учеников было 4 109 неуспевающих (12%)
(ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 666. Л. 20). Плохая успеваемость отмечалась по русскому языку, математике, геометрии, иностранному языку, географии, истории и биологии.
В 1960 г. в области работало 2 300 учителей и воспитателей, из них с высшим образованием -
1 170, со средним специальным - 1 132, без соответствующего образования - 46. Повысилась доля учителей с высшим образованием: с 38% в 1957 г. до 50% в 1960 г. Многие учителя заочно учились в Хабаровском педагогическом институте. В 1958 и 1959 гг. были проведены областные съезды учителей, каждый год около 500 учителей проходили курсы при институте усовершенствования учителей. К 1962 г. в школах области работали
2 534 учителя-специалиста, в том числе с высшим и незаконченным высшим образованием - 1 310, со средним специальным - 1 224. По стажу работы учителя распределялись следующим образом: до 5 лет - 1 147 учителей, от 5 до 10 лет - 807, от 10 лет и выше 587 (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 666. Л.40). Нагрузку свыше 18 часов в неделю имели 586 учителей, что объяснялось недостаточной обеспеченностью кадрами.
При этом ежегодная потребность в педагогических кадрах в целом по области определялась в 400 чел. Этот расчет был проведен с учетом показателей естественного прироста населения и ежегодного выезда за пределы области более 300 специалистов. Многие опытные учителя стремились покинуть область из-за климата и состояния здоровья, а молодые специалисты уезжали после трех лет работы из-за тяжелых бытовых условий. Одной из причин выезда учителей стало уменьшение льгот для жителей области в 1960 г. В какой-то мере выбытие учителей удалось остановить к 1964 г. с помощью повышения заработной платы (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 239. Л. 29).
К 1963 г. в Магаданской области действовало 218 школ, из них 131 начальная школа, 58 восьмилетних школ, 29 средних школ с общим количеством учащихся 35 758 чел. За десять лет количество учащихся выросло на 20 тыс. чел. В 1962 г. в первый класс было принято 5881 учащихся, успеваемость в 1962-1963 учебном году составила 92,7%. В школах рабочей молодежи и заочных школах обучалось 9 000 рабочих и служащих или на 6 000 больше чем в момент организации области. К 1963 г. было организовано 14 новых школ-интернатов, в которых воспитывалось 2 536 детей, при этом сохранена действующая система 49 северных интернатов, в которых содержалось около 2 000 детей.
В 1963 г. только на строительство новых школ было выделено 5,5 млн. рублей (рост в 11 раз к
1953 г.), на содержание учреждений народного образования более 25 млн. рублей (рост в 4 раза к 1953 г.). За период 1953-1964 гг. были построены десятки новых школ с общим числом мест на 12 тыс. учащихся (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 125. Л. 10). В рамках работы по обеспечению обязательного всеобщего восьмилетнего образования с 1965 по 1970 гг. в области 28 школ были преобразованы в средние школы. К 1971 г. в области действовало 285 школ с общим количеством учащихся 70 тыс. чел. [5, с. 17]. Всего к 1971 г. с момента образования Магаданской области (1953 г.) было построено 100 новых школ на 29 116 мест, а также были расширены действующие школы за счёт чего дополнительно получено 7 838 мест. Одновременно со школьными зданиями строились общежития для школ-интернатов, площадь введённых в строй 16 школ-интернатов составила 22 765 кв.м. [5, с. 21].
В начале 1970-х гг. школах работало около 5 тыс. учителей, в том числе 54 заслуженных учителя школ РСФСР. Среди работников отрасли, внёсших большой вклад в развитие системы народного образования в Магаданской области, имена руководящих работников и учителей А.Л. Желез-кова, А.В. Орехова, Л.Н. Верина, В.Ф. Прохоровой, В.Е. Гоголевой, У.Д. Ронис, Н.С. Цепляевой, Г.В. Хорошиловой, Р.В. Бретехиной, С.С. Трубчен-ко, А.Я. Марковой, Н.В. Костылевой. З.П. Ефремовой и многих других.
Важным для руководства направлением была ликвидация неграмотности и малограмотности среди населения. Несмотря на активные меры, принятые в конце 1950-х - начале 1960-х гг. число неграмотных и малограмотных в области все ещё оставалось значительным. В 1962 г. было принято постановление бюро ЦК КПСС по РСФСР «О завершении ликвидации неграмотности в РСФСР», однако анализ деятельности органов народного образования показывает, что в 1965 г., когда истекали сроки завершения этой работы, в Магаданской области из 965 неграмотных было обучено 627, а из 4 742 малограмотных - 1 700, в том числе на Чукотке из 442 неграмотных было обучено 383 и из 1 621 малограмотных было обучено 845 чел. (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 670. Л. 90).
Самой острой проблемой был недостаток сети дошкольных учреждений. С момента образования Магаданской области в 1953 г. темпы роста дошкольных учреждений составляли около 4-6 % в год, темпы роста численности детей в дошкольных учреждениях около 8-11 %. На начало 1957 г. в области было 20 детских яслей и
116 детских садов (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 668. Л. 36). К 1959 г. их общее количество выросло до 208, а численность детей увеличилась вдвое -с 5 800 до 12 500 чел. В 1958 г. были открыты первые детские ясли в колхозах национальных районов. К 1960 г. на полном государственном обеспечении в колхозных детских садах и яслях находились 800 детей, но из 55 колхозов только в 30 имелись детские сады и ясли.
Тем не менее, на 42 500 дошкольников в области детских учреждений было крайне мало. Согласно подсчетам, более 2/3 детей не имели возможности посещать детские дошкольные учреждения. Родители были вынуждены по 2-3 года стоять в очереди на устройство детей в детский сад. Почти все детские учреждения были перегружены, вместо 2,5 кв.м. на ребенка в большинстве садов приходилось не более 1 кв.м. (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 668. Л. 36). В 1964-1965 гг. в г. Магадане в дошкольных учреждениях работало 567 сотрудников, из них: заведующих ясли-садами - 51, воспитателей - 286, медицинских работников - 230. По образованию работники распределялись следующим образом: с высшим образованием 24 чел., со средним специальным - 216, с общим средним -77, не имели среднего образования - 20 (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 239. Л. 30).
В период 1966-1971 гг. в Магаданской области было построено детских дошкольных учреждений на 5 110 мест. По данным на 1 января 1972 г. в области насчитывалось 322 дошкольных учреждения с 30 671 чел. Однако обеспеченность детей детскими садами и яслями составляла только 67%. В первые классы ежегодно поступало 60-70% выпускников детских садов. В целом в Магаданской области в конце 1960-х - начале 1970-х гг. очередь в дошкольные учреждения составляла около 10 000 чел. Очередь вели депутатские комиссии при исполкомах, а также местные комитеты ведомств и предприятий, в районах, где очереди не было, заявления принимали заведующие учреждениями. Дефицит мест был настолько большим, что органы народного образования не могли справиться с установлением единого порядка учета (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 399. Л. 21). Согласно перспективному плану развития, органы народного образования планировали дополнительно вести 7,5 тыс. мест для детей дошкольного возраста. Такое положение сказывалось на народном хозяйстве области: как отмечает В.В. Доржеева, из-за нехватки мест в детских дошкольных учреждениях Магаданской области молодые женщины не могли в полной мере участвовать в общественном производстве [3, с. 44].
В 1950-е - 1960-е гг. расширялась сеть учреждений среднего профессионального образования. В 1954 г. на базе туберкулезной больницы поселка Дебин было создано Магаданское медицинское училище, в 1955 г. открыто профессионально-техническое училище, в 1960 г. начало работу Магаданское областное музыкальное училище, а в 1966 г. Магаданское торгово-кулинарное училище. Учитывая специализацию региона, важное место в подготовке кадров рабочих специальностей занимал Магаданский горно-геологический техникум. На дневном отделении обучение проводилось по 8 специальностям, на вечернем - по двум специальностям и на заочном отделении -по десяти специальностям. На начало 1958-1959 учебного года на дневном отделении училось 785 учащихся по следующим специальностям: 1) геология и разведка месторождений полезных ископаемых; 2) геофизические методы поисков и разведки; 3) топографии; 4) разработка рудных и россыпных месторождений; 5) горной электромеханике; 6) плодоовощеводство; 7) ветеринарии; 8) механизация сельского хозяйства (ГАМО. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 40. Л. 6). Большая специализация не давала возможности полностью укомплектовать техникум качественным составом преподавателей. Наблюдалась текучесть преподавательского состава, а также частая смена специальностей, по которым проводился набор. К 1959 г. были упразднены такие специальности как обогащение руд цветных металлов, маркшейдерия, планирование на предприятиях горнорудной промышленности. Эти обстоятельства влияли на подбор и закрепления преподавательских кадров. Однако в целом в указанный период техникум был укомплектован специалистами (ГАМО. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 40. Л. 8).
Всего к началу 1970-х гг. в области функционировало шесть специальных средних учебных заведений, в которых училось 3 850 студентов: Магаданский политехникум, Сусуманский горный и Магаданский сельскохозяйственный техникумы, Анадырское педагогическое, Магаданское медицинское и музыкальное училища [5, с. 25].
В связи с растущей потребностью в инженерно-технических кадрах в 1950-гг. широкое развитие получило заочное образование. В 1949 г. в Магадане был организован учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного политехнического института, где в 1951 г. в г. Магадане обучалось 125 студентов заочников на 6 факультетах. Основными проблемами в деятельности учебно-консультационного пункта являлось отсутствие оперативной связи с заочниками, ра-
ботавшими на трассе, отсутствие помещений и преподавателей, кроме этого, ежегодный отсев достигал 40-50 слушателей [4, с. 83]. Весной 1953 г. на девяти факультетах по 50 специальностям обучалось уже 298 студентов-заочников, из них на горном факультете - 130 чел., на энергетическом - 42 чел. Штат преподавателей по основным дисциплинам в целом был укомплектован [4, с. 83]. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного политехнического института обучал студентов-заочников Магаданской области на шести факультетах (строительный, машиностроительный, металлургический, автомеханический, инженерно-экономический, горный факультеты) по широкому перечню специальностей.
К 1965 г. в Магаданской области работало семь заочных учебных заведений, из них 4 высших и 2 средних. Всего обучалось 5 105 студентов: филиал Всесоюзного заочного политехнического института - 1 200 чел., Магаданский пединститут - 700 чел., Всесоюзного юридического заочного института - 450 чел., учебно-консультационный пункт Киевского авиационного института - 600 чел., учебно-консультационный пункт Уссурийского сельскохозяйственного института - 70 чел., политехникум - 2 050 чел., Дебинское медицинское училище - 35 чел. Однако, несмотря на значительный рост числа студентов-заочников, материальная база учебных заведений являлась неудовлетворительной. Например, Всесоюзный юридический заочный институт располагался в одной комнате. Заочные отделения техникума и Всесоюзного заочного педагогического института были расположены в здании техникума, который не имел достаточно количество помещений и для дневного и вечернего отделений. В этой связи часто бывали случаи, когда просто негде было проводить занятия со студентами, прибывавшими на заочную сессию. Учебно-консультационные пункты в поселках Усть-Омчуг, Ягодное, Певек вообще не имели помещений. Проблемы были и с обеспечением жильем студентов, прибывающих из районов области. Так, своего общежития не имел филиал Всесоюзного заочного педагогического института, где обучалось 1 200 чел. Многим приходилось, не найдя жилья, раньше времени возвращаться домой. В летний период в г. Магадан приезжало одновременно около 500 заочников, гостиниц мест не предоставляли, и большинство располагалось в транзитках по 5060 чел. в комнате.
Большое количество студентов отчислялись из учебных заведений, многие выбывали за пределы области в связи с выездом или переводом
в другие регионы страны, но значительная часть студентов-заочников исключалась за академическую неуспеваемость (ГАМО. Ф. Р-284. Оп. 1. Д. 239. Л. 21-23). Тем не менее, согласно подсчётам, за период 1961-1965 гг. более 1000 чел. успешно закончили заочные учреждения Магаданской области. В целом в 1960-е гг. заочные образовательные учреждения значительно улучшили и условия работы, и образовательную базу.
В конце 1960-х - начале 1970-х гг. специалистов с высшим образованием в области готовили консультационные пункты и заочные отделения Высшей партийной школы при ЦК КПСС, Всесоюзных юридического и технического институтов, Киевского института гражданской авиации и Приморского сельскохозяйственного института. Как видно, часть жителей области имела возможность заканчивать заочные факультеты высших учебных заведений Хабаровска и Владивостока, однако плановые показатели народного хозяйства требовали скорейшего создания прочной базы для развития высшей школы в Магаданской области и активизации процесса подготовки кадров по широкому кругу специальностей непосредственно в г. Магадане.
Предложение об организации учреждения высшего образования изучалось в Магаданском обкоме сразу после создания области, в 1955 г. вопрос рассмотрели на бюро, было подготовлено соответствующее письмо в Совет Министров РСФСР, однако в июне 1955 г. был получен отрицательный ответ. Совет Министров РСФСР посчитал создание в г. Магадане педагогического института нецелесообразным, так как ежегодная потребность в учителях для 5-10 классов школ области выражалась в 70-75 чел. и могла быть удовлетворена за счет выпусков педагогических институтов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Сыграла роль и материально-техническая сторона вопроса - были приняты во внимание категорические возражения Минцветмета СССР по размещению отделений пединститута в зданиях по улицам Парковая, 12 и Якутская, 54 (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 661. Л. 8). В результате педагогический институт в г. Магадане начал работу только через 7-8 лет после создания области, значительная задержка в столь важном для региона вопросе объясняется сложным первоначальным периодом становления государственных органов власти на Северо-Востоке в 1954-1957 гг. и рабочими противоречиями с Дальстроем, который имел огромное влияние в решении текущих управленческих задач.
Магаданский государственный педагогический институт был создан постановлением Совета Министров РСФСР № 1761 от 22 ноября 1960 г. В ав-
густе 1961 г. на базе Магаданского педагогического училища прошли вступительные экзамены, а 3 октября 1961 г. уже начались занятия. Всего в первый учебный год действовало три факультета: историко-филологический, физико-математический, педагогики и методики начального образования.
Всего на 3 факультетах училось 200 чел., из них 5 представителей коренных национальностей. К концу учебного года выбыло 15 чел., на конец года училось 185 чел., из них 85% получали стипендию. (ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 5. Л. 5). Само здание учебного корпуса и общежития студентов перешли институту от педагогического училища. В первый год работы ощущался недостаток в учебных площадях, необходимых для полноценной работы всех кафедр и отделов института. Так, в институте отсутствовал актовый зал. Общежитием были обеспечены все студенты, питание студентов и преподавателей осуществлялось в буфете и столовой при институте. Часть студентов питалась в городских кафе. Медицинское обслуживание осуществлялось территориально двумя поликлиниками и городской эпидемиологической станцией по месту жительства. В августе 1962 г. был проведен капитальный ремонт учебного корпуса и одного общежития на 225 мест. В институте имелась одна автомашина ГАЗ-51, однако отсутствовал гараж.
Для организации учебно-воспитательной работы был утвержден состав Совета института. Интересно, что в первый год работы заседания Совета и решения всех вопросов проходило при участии всего штатного состава преподавателей института и классов педагогического училища, а также приглашенных членов представителей общественных организаций, органов народного образования города Магадана и области. Советом рассматривались вопросы учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, конкурсов на замещение должностей, планирования работы института (ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 5. Л. 35).
К 1964 г. институт превратился в сравнительно крупное учебное заведение на Северо-Востоке, где обучалось 1 360 студентов на стационаре и заочном обучении, работало 73 преподавателя, из них 18 доцентов и кандидатов наук (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 661. Л. 32). Развитие педагогического института в первые годы сдерживалось тяжелым положением с формированием и закреплением преподавательского состава. Это было связано с просчетами руководства, допущенными при организации института. Профессорско-преподавательскому составу была установлена надбавка в размере 30% к окладу, тогда как на всех других предприятиях и учреждениях Магаданской обла-
сти надбавки насчитывались в диапазоне 70-100%. Руководство области неоднократно обращалось с этим вопросом в вышестоящие инстанции. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №620 от 15 июля 1964 г. не внесло изменений в систему оплаты профессорско-преподавательского состава и коснулось только административного и вспомогательного персонала. В результате образовалось несоответствие в оплате и в пределах самого пединститута (ГАМО. Ф. П-21. Оп. 5. Д. 661. Л. 32).
В 1964-1965 учебном году в институте работало 73 преподавателя, однако дипломированных специалистов было только 10 чел., при этом опыта работы в вузе не имели свыше 60% преподавательского состава (ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 35. Л. 3-4). В связи с этим уделялось большое внимание подготовке кадров и повышению квалификации. В 1965 г. 16 чел. сдали кандидатские экзамены и работали над кандидатскими диссертациями.
В 1964 г. вступительные экзамены сдавали 263 чел., из них по конкурсу прошли 198, из них на педагогический факультет было зачислено 50, на историко-филологический - 75, на физико-математический - 50. Тем не менее руководство института отмечало низкий уровень знаний наборов 1961-1965 гг. Например, в 1965 г. из 88 чел., поступивших на историко-филологический факультет, 37 получили по всем предметам только удовлетворительные оценки. Из 55 чел., сдававших письменную работу по математике, только 2 получили оценку «отлично». По физике из 55 чел. 41 получили «удовлетворительно» (ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 35. Л. 3-4). Успеваемость и уровень знаний студентов в 1961-1965 гг. оставались низким. Так, в 1965 г. успеваемость составила 84,4%. Из 539 студентов справились с экзаменами и зачетами 474 чел., из них только 95 студентов (18%) сдали на «хорошо» и «отлично». (ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 35. Л. 9). Подготовка педагогических кадров в Магаданском педагогическом институте играла положительную роль в закреплении кадров на территории области. Это были учителя, готовые к работе в условиях Севера, в том числе в отдаленных поселках. В связи с этим постепенно рос удельный вес преподавателей со стажем.
На начало 1965 учебного года число студентов достигло 671 чел. Интересным представляются данные по национальному составу: русские - 400, украинцы - 73, белорусы - 10, якуты - 132, чукчи -16, ламуты - 1, эскимосы - 1, эвены - 7, орочи - 1, чуванцы - 1, камчадалы - 3, коряки - 1, юкагиры -3, казахи - 1, азербайджанцы - 1, молдаване - 1, мордва - 2, осетины - 1, татары - 6, удмурты - 2,
чуваши - 1, греки - 1, корейцы - 2, китайцы - 1, немцы - 1, евреи - 1, поляки - 1. Можно отметить многонациональный состав студентов, а также большой процент студентов-якутов - почти 20% от общего количества. Представителей коренных народов Северо-Востока училось 34 чел. - около 5%. (ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 45. Л. 8). Общий уровень подготовки студентов коренных национальностей был ниже, чем у русских. Набор студентов в институт проводился главным образом за счет выпускников со слабой подготовкой, которые не поступили в другие высшие учебные заведения. В 1966 г. из 156 студентов, на государственных экзаменах получили оценки «хорошо» и «отлично» по всем предметам 59 студентов, что составляло 40%. (ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 45. Л. 11). В 1966 г. в институте имелось 5 учебных кабинетов, 3 лаборатории и 3 мастерских. Кафедра физики располагала одним лекционным кабинетом и лабораториями. Кафедра математики имела один кабинет, который использовался как для занятий, так и для хранения наглядных пособий, вычислительных машин. Факультет педагогики и методики начального образования располагал одним кабинетом и швейной мастерской. Кафедра иностранных языков имела кабинет, 22 магнитофона, звуко-техническую лабораторию, радиоузел и киноаппарат для демонстрации учебных фильмов. Также в институте был спортивный зал с гимнастическим оборудованием и спортивный тир со спортивным оружием.
Студенты размещались в двух общежитиях. В 1965 г. при общежитии была открыта студенческая столовая на 150 мест. Стоимость 3-х разового питания в день составляла от 1,29 до 1,36 руб. (ГАМО. Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 45. Л. 79). В сентябре 1967 г. численность студентов составляла 1 653 чел., при этом на дневном отделении училось 714, на вечернем отделении 28, на заочном отделении 911. (ГАМО. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 2982. Л. 219).
В целом развитие института в первые годы работы характеризовалось наличием целого ряда проблемных моментов. Это и низкий уровень знаний выпускников средней школы, сдающих вступительные экзамены, и, как следствие, слабые знания студентов первых курсов, и низкий профессиональный уровень преподавательского состава - большинство преподавателей не имели опыта работы в высшем учебном заведении, а также отсутствие специалистов с опытом организаторской работы.
Таким образом, образование Магаданской области придало значительный импульс развитию народного образования на Северо-Востоке страны, к концу 1950-х гг. в сравнении с периодом кон-
ца 1940-х - начала 1950-х гг. заметно выросла сеть школ, увеличилось количество учащихся, повысилось качество работы учителей, значительно увеличилась успеваемость учащихся и уменьшилось количество второгодников. Активно велась работа по вовлечению в образовательный процесс детей местных коренных национальностей.
В этот период финансирование народного образования увеличивалось, особое внимание уделялось строительству типовых школьных объектов. Следует отметить важное значение развития сети школьных интернатов, где дети содержались на полном государственном обеспечении. Дети коренного населения получали от государства питание, одежду, обувь, жильё и необходимые учебные принадлежности.
Несмотря на достигнутые результаты и усиление контроля со стороны руководящих органов, развитие школьного образования в указанный период характеризовали следующие проблемы: большая текучесть учащихся и учителей (что было связано также с высокими показателями механического движения в целом по области), большой процент неохваченных обучением детей (в особенности местных коренных национальностей), недостаточный уровень подготовки учителей (высшее образование имели около трети учителей), а также плохое хозяйственное состояние школьных зданий и неудовлетворительное обеспечение материальной базы школ. Многие качественные изменения в школьной сфере стали заметными уже в конце 1950-х - начале 1960-х гг. В этот период помимо решения текущих вопросов отделы народного образования активно включились в работу по переходу на восьмилетнее всеобщее образование и укрепление связи школы с жизнью.
Тем не менее, проведённые мероприятия не решали проблем, которые имелись в сфере народного образования в 1960-е гг. Вместе с интенсивным строительством новых школ и увеличением числа учащихся по-прежнему наблюдалась высокая текучесть учителей и учащихся, проблемы с успеваемостью, несвоевременная доставка детей в школу (в основном на Чукотке), высокий отсев учащихся в процессе восьмилетнего обучения и острый недостаток учреждений дошкольного воспитания.
Говоря о результатах нововведений конца 1950-х - начала 1960-х гг., следует отметить, что управленческие решения по ликвидации семилетних сельских школ в рамках политики укрупнения школ не учитывали ситуацию на Чукотке, где в рамках новой концепции образования необходимо было готовить детей к участию в отраслях сельского хозяйства колхозов и совхозов: оленевод-
стве, звероводстве, рыболовстве, пушном и морском промыслах.
В 1960-е гг. значительная часть оканчивающих восьмилетнюю школу сразу переходили на учебу в средние специальные заведения, а многие прекращали своё образование. Магаданский пединститут к концу 1960-х гг. обеспечивал подготовку учителей для региона, но качество подготовки все ещё находилось на невысоком уровне, и при наличии отдельных специалистов-профессионалов и учителей, уровень учебно-воспитательной работы в большинстве школ не соответствовал предъявляемым требованиям.
В целом развитие высшего и среднего образование не удовлетворяло потребность области в квалифицированных специалистах, большинство которых продолжало поступать из центральных регионов страны. При этом темпы развития народного хозяйства требовали дальнейшего роста числа профессиональных училищ, готовящих рабочих горняцких и строительных профессий, шофёров, работников сферы обслуживания. Горнодобывающая промышленность нуждалась в подготовке местных кадров, знакомых с условиями работы на Севере, не случайно уже в 1969 г. в ходе научного совещания в г. Магадане был выдвинут вопрос открытия второго высшего учебного заведения - политехнического института, отвечающего интересам основной отрасли региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Верин Л.Н. Становление и развитие народного образования на Колыме и Чукотке. Магадан, 1969.
2. Гоголева Т.Ю. Из истории преодоления неграмотности среди коренного населения Чукотки в послевоенные годы // Краеведческие записки. Вып. 17.1. Магадан, 1991. С. 44-45.
3. Доржеева В.В. Трудовая занятость женщин коренных малочисленных народов Северо-Востока России в общественном производстве (1960-е гг.). Проблемы и достижения // Гуманитарный вектор. 2013. № 3 (35). С. 41-46.
4. Зеляк В.Г. Социально-экономические предпосылки организации высших учебных заведений на Северо-Востоке (1950-е - начало 1960-х гг.) // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2010. № 13. С. 82-83.
5. Каштанов И.Н. Культура Крайнего Севера: достижения, проблемы. Культурное строительство в Магаданской области. Магадан, 1971.
6. Леонтьев В.В. Народное образование на Чукотке // Два мира - две судьбы (Большая судьба малых народов). Магадан, 1978. С. 183-200.
7. Леонтьев В.В. Хозяйство и культура народов Чукотки (1958-1970). Новосибирск: Наука, 1973.
8. Нефедова С.П. Культурное строительство на Чукотке (1917-1958 гг.) // Из истории промышленного и культурного строительства Чукотки // Труды СВКНИИ. Магадан, 1971. С. 81-157.
9. Райзман Д.И. Хроника важнейших событий истории народного образования в Магаданской области (факты, события, люди). Магадан: Охотник, 2013.
10. Севильгаев Г.Ф. Из истории выполнения Закона о всеобуче в Чукотском национальном округе // Краеведческие записки. Вып. 4. Магадан, 1962. С. 5-43.
11. Скридлевская К.В. История развития Магаданского педагогического института в 1960-х - первой половине 1980-х гг. // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. Вып. 31. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. С. 30-50.
12. Третьяков М.В. Развитие образования в Магаданской области в свете записки Н.С. Хрущева «О связи школы с жизнью»: планы и программы (по материалам Государственного архива Магаданской области) // Educatio. 2015. № 8. С. 48-52.
REFERENCES
1. Verin, L.N., 1969. Stanovlenie i razvitie narod-nogo obrazovaniia na Kolyme i Chukotke [Formation and development of public education in Kolyma and Chuckotka]. Magadan. (in Russ.)
2. Gogoleva, T.Yu., 1991. Iz istorii preodoleniya negramotnosti sredi korennogo naseleniia Chukotki v poslevoennye gody [From the history of elimination of illiteracy among the indigenous population of Chukotka in the post-war years]. In: Kraevedcheskie zapiski, vyp. 17.1. Magadan, pp. 44-45. (in Russ.)
3. Dorzheeva, V.V., 2013. Trudovaya zanyatost' zhenshchin korennykh malochislennykh narodov Severo-Vostoka Rossii v obshchestvennom proiz-vodstve (1960-e gg.). Problemy i dostizheniya [Employment among the indigenous women of Northeast Russia in 1960s. Challenges and achievements], Gu-manitarnyi vector, no. 3 (35), pp.41-46. (in Russ.)
4. Zeliak, V.G., 2010. Sotsial'no-ekonomicheskie predposylki organizatsii vysshikh uchebnykh zave-denii na Severo-Vostoke (1950-e - nachalo 1960-kh gg.) [Social-economic conditions of formation of higher educational institutions in the Northeast of Russia, 1950s - early 1960s], Vestnik Severo-Vo-
stochnogo gosudarstvennogo universiteta, no. 13, pp.82-83. (in Russ.)
5. Kashtanov, I.N., 1971. Kul'tura Krainego Severa: dostizheniya, problemy. Kul'turnoe stroitel'stvo v Magadanskoi oblasti [Culture of the Far North: progress and problems. Cultural initiatives in the Magadan region]. Magadan. (in Russ.)
6. Leont'ev, V.V., 1978. Narodnoe obrazovanie na Chukotke [Public education in Chukotka]. In: Dva mira - dve sud'by. Magadan, pp. 183-200. (in Russ.)
7. Leont'ev, V.V., 1973. Khozyaistvo i kul'tura narodov Chukotki (1958-1970) [Economy and culture of Chukotka nations, 1958-1970]. Novosibirsk: Nauka. (in Russ.)
8. Nefedova, S.P., 1971. Kul'turnoe stroitel'stvo na Chukotke (1917-1958 gg.). Iz istorii promyshlennogo i kul'turnogo stroitel'stva Chukotki [Cultural development of Chukotka, 1917-1958. From the history of Chukotka economic and cultural growth]. In: Trudy SVKNII. Magadan, pp. 81-157. (in Russ.)
9. Raizman, D.I., 2013. Khronika vazhneishikh so-bytii istorii narodnogo obrazovaniya v Magadanskoi oblasti (fakty, sobytiia, liudi) [Chronicle of the important events in Magadan region public education history]. Magadan: Okhotnik. (in Russ.)
10. Sevil'gaev, G.F., 1962. Iz istorii vypolneniya Zakona o vseobuche v Chukotskom natsional'nom okruge [From the history of implementation of the compulsory education law in Chukotka national district]. In: Kraevedcheskie zapiski, vyp. 4. Magadan, pp. 5-43. (in Russ.)
11. Skridlevskaya, K.V., 2014. Istoriya razvi-tiya Magadanskogo pedagogicheskogo instituta v 1960-kh - pervoi polovine 1980-kh gg. [History of the development of Magadan pedagogical institute in 1960s - early 1980s]. In: Aktual'nye voprosy so-vremennoi nauki: sbornik nauchnykh trudov, vyp. 31. Novosibirsk: Izd-vo TsRNS, pp. 30-50. (in Russ.)
12. Tretyakov, M.V., 2015. Razvitie obrazovaniya v Magadanskoi oblasti v svete zapiski N.S. Khru-shcheva «O svyazi shkoly s zhiznyu»: plany i pro-grammy (po materialam Gosudarstvennogo arkhiva Magadanskoi oblasti) [Magadan region education development in the light of the N.S. Khrushchev's note «About connection of school and life»: plans and programs (on the materials of the State Archives of Magadan region)], Educatio, no. 8, pp. 48-52. (in Russ.)