венного обучения. М., 1990.
5. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
6. Реан А. А., Бордовская Н.В., Разум С. И. Психология и педагогика.- СПб.: Питер,
2002.
Трубицына О. В., Саввина О. А.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ
Елецкий государственный университет
Общее образование, получаемое в школе, в том числе и в вечерней, способствует формированию и развитию человеческой личности в целом. Только школа может дать необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Современное образование — непрерывный процесс. Знания быстро устаревают и требуют постоянного обновления.
Основная задача обучения математики — обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений учащимися, помочь им овладеть современными средствами получения информации, развивать способность актуализировать её для самостоятельного получения знаний.
Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих учебного процесса, необходимость перехода от объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельный, применение в практике работы учителей различных технологий обучения, использование которых обеспечивает активность обучаемого в учебной деятельности.
Для вечерней школы актуальны личностно-ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Согласно Положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (постановление правительства РФ от 9.09.1996г № 1058) существует возможность использовать различные формы обучения: очную, очнозаочную (вечернюю), заочную; семейного образования, самообразования, экстерната (журнал «Открытая школа» № 4, 2003г).
Остановимся на тех трудностях, которые испытывает учитель вечерней школы в методике преподавания математики в условиях индивидуальной и заочной форм обучения.
Индивидуальной формой обучения занимаются подростки и молодежь, не имеющие возможности посещать занятия в классе по разным причинам. Среди них:
а) отсутствие в школах комплектов - групп нужных классов.
б) состояние здоровья (медицинские показания, психологические рекомендации);
в) работа, связанная с длительными командировками (часто за пределы региона);
г) низкий уровень стартовой предметной подготовки (учащиеся по различным причинам не обучались долгое время и их возраст значительно превышает возраст учащихся соответствующего класса).
Заочная форма обучения привлекательна для тех, кто не имеет возможности постоянно посещать учебные занятия:
а) в связи с занятостью на работе (скользящий график работы, понедельная работа);
б) по семейным обстоятельствам (маленькие дети, уход за больными родителями и т.д);
в) в связи с большой нагрузкой в параллельном обучении, например, на профессиональных курсах.
По нашим наблюдениям в последнее время увеличивается количество желающих заниматься в форме индивидуального и заочного обучения. Эти формы позволяют адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию.
В большей степени эти формы обучения строятся на самообразовательной работе учащегося. Самостоятельная домашняя работа — основная форма учебных занятий учащихся-заочников. Требования к уровню подготовки и объем программного материала - одинаковый во всех формах обучения, но число занятий под непосредственным руководством учителя значительно меньше. Педагог должен ориентироваться на минимальное число классных занятий в неделю, рассчитывать темп изучения нового материала в зависимости от возможностей самообразовательной работы учащихся. Так, например, на тему «Теоремы сложения для тригонометрических функций» на очной форме обучения отводится 23 часа, на заочной форме обучения -14 часов, а на индивидуальной форме - 3 часа. Главным источником знаний для учащихся являются учебники, учебные пособия, справочники и т.п.
Специальные учебники для вечерних школ много лет не издаются. Учителя и учащиеся пользуются или старыми учебниками, или учебниками для дневных школ, что затрудняет самостоятельную работу с учебником.
Методику проведения занятий учителю тоже приходится разрабатывать самому, учитывая различные аспекты: умения возможности учащегося работать самостоятельно; наличие учебников, учебных пособий; возрастные особенности ученика; его психологические особенности и социальные возможности и характеристики. Например, при изучении темы «Тригонометрические функции и тождества» практически на каждом уроке приходится отводить много времени для повторения ранее изученного материала, причем
не только изученного на предыдущих уроках, но и материала, пройденного в предыдущих классах ( действия с дробями, с числами разных знаков, координатную плоскость).
Рассмотрим методику проведения таких занятий на примере изучения математики в восьмом классе при индивидуальной форме обучения.
На математику в восьмом классе по индивидуальной форме обучения отводится 8 часов (алгебра - 5 , геометрия - 3). Примерное планирование выглядит так:
Алгебра.
1. Рациональные дроби .
Основная цель — выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так на данной консультации до изучения нового материала приходится основательно повторять материал 6 класса: действия с дробями в числовой форме, рациональные числа, действия с числами разных знаков. Затем, сообщая новый материал (рациональные дроби и их свойства, сумма и разность дробей, произведение и частное дробей) и показывая выполнение заданий, закрепляем данную тему решением примеров самим учащимся под руководством учителя. При сообщении домашнего задания объясняем учащемуся, на что необходимо акцентировать внимание в данной теме. Рекомендуем конкретную (дополнительную) литературу для выполнения заданий. Результатом изучения данной темы является выполнение учащимся домашней контрольной работы с ее анализом на следующих консультациях.
2. Квадратные корни.
Основная цель — систематизировать сведения о рациональных числах; расширить понятие числа, дав представление об иррациональном числе; выработать умения выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
3. Квадратные уравнения.
Основная цель — выработать умения решать квадратные уравнения; простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
4. Неравенства.
Основная цель — выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
5. Степень с целым показателем.
Основная цель — ввести понятие стандартного вида числа; сформировать умения выполнять действия над степенями с целыми показателями.
Г еометрия.
1. Четырехугольники. Площади фигур.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой; сформировать у учащихся понятие площади многоугольника; развить умения вычислять площади фигур; применять теорему Пифагора.
2. Подобные треугольники.
Основная цель—сформировать понятие подобных треугольников; выработать умения применять признаки подобия треугольников; сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников.
3. Окружность. Векторы.
Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружности; ввести понятия вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
На математику в восьмом классе по заочной форме обучения отводится 72 часа (алгебра - 1 час в неделю, геометрия - 1 час в неделю). Примерное планирование выглядит так:
Алгебра.
1. Рациональные дроби - 8 часов.
2. Квадратные корни - 6 часов.
3. Квадратные уравнения - 8 часов.
4. Неравенства- 6 часов.
5. Степень с целым показателем - 5 часов.
6. Повторение - 3 часа
Геометрия.
1. Четырехугольники - 6 часов.
2. Площади фигур - 8 часов.
3. Подобные треугольники - 8 часов.
4. Окружность - 5 часов.
5. Векторы - 7 часов.
Как показывает опыт, в работе с учащимися, обучающимися по индивидуальной форме обучения наиболее приемлема технология модульного (блочного) обучения, которая характеризуется вариативностью и мобильностью образования, интеграцией содержания учебного материала, эффективностью текущего, промежуточного и итогового контроля и индивидуализацией деятельности учащегося. В соответствии с принципом модульности учебный курс предмета делится на блоки. Каждый из них характеризуется однотипно: имеет содержание, цели обучения, обеспечивает дидактический процесс в соответствии с целями обучения. Завершается изучение каждого блока проведением итогового контроля и коррекцией учебно-познавательной деятельности учащегося.
При изучении темы «Рациональные дроби» в восьмом классе на индивидуальной форме обучения рекомендуем следующую контрольную работу:
1. Найдите допустимые значения переменной в выражении: — - У +1
У У + 7
а /— 18а 3а
2. Сократите дробь: —------
8а2 - 48а
3. Выполните действия:
ч р р гл 6а 2а
а) —----------— б)-------+-----
2 х +1 3х - 2 х - 2 у х + у
. т-г г ч а2 -1 7а - 7Ь 4с3ё2 2сё2 2сё
4. Представьте в виде дроби: а)------ • —---- б) ——- : —— : —
а - Ь а2 + а 9а3х3 3а2х 3а2х2
Анализ контрольной работы проводится на следующей консультации по теме «Квадратные корни», на что затрачивается время данной консультации.
Каждый из блоков, в свою очередь, разделяется на учебные модульные элементы. Определяются дидактические и интегрированные цели блока. Формируется комплексная цель, интегрирующая, объединяющая в себе требования к знаниям, умениям, навыкам и качествам ученика применительно к блоку, взятому в целом (Образовательная программа вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 4. —Новокузнецк, 2004г ).
Так как программ и тематического планирования отдельно для индивидуального и заочного обучения нет, то учителю приходится самому, согласно программному материалу, составлять тематический план в зависимости от количества часов, выделяемых на тот или иной предмет.
В целом работа должна быть организована так, чтобы весь основной материал изучался под руководством учителя. Учитель раскрывает узловые и наиболее сложные вопросы темы, дает объяснение способам изучения теоретического материала и решения задач.
Объясняя новый материал, надо выделять основное, изложить все в доступной, но в строго научной форме, не допуская ни каких пробелов, которые могли бы нарушить эту строгость. Кроме знакомства с новым материалом, проводится и опрос учащихся. Умение спрашивать требует от преподавателя творческой мысли и тщательной подготовки. Опрос оказывает огромное влияние, как на классную, так и на домашнюю самостоятельную работу. Особенно полезны вопросы, требующие сравнения нового материала со старым, в результате чего учащиеся начинают быстрее разбираться в новом материале и глубже его понимать. У них больше развивается логическое мышление, речь. Если у учащихся обнаружены большие пробелы в знаниях, то следует указать пути к их ликвидации.
При усвоении новых определений и положений хорошо пользоваться индуктивно-конкретным методом. В геометрии при проведении тех или иных доказательств надо пользоваться аналитическим методом, который содействует развитию творческих способностей учащихся.
Большое значение во всей работе имеет наглядность. Наглядные пособия должны быть не самоцелью, а переходной ступенью к развитию отвлеченного мышления. Кроме моделей, фигур и тел следует применять различные таблицы, схемы, диаграммы.
Для получения глубоких и прочных знаний важно правильно выбрать упражнения и задачи. В геометрических задачах главное четкое, красивое выполнение чертежа той или иной фигуры.
На домашнее задание нужно смотреть как на важнейший элемент орга-
низации самостоятельной работы учащихся. При проверке домашних работ следует делать пометки, указывая на допущенные ошибки и приводить образцы правильного решения. От хорошей организации самостоятельной работы в значительной степени зависит успех всей работы. При оказании помощи нужно учитывать возраст учащихся, их развитие и трудность материала.
На заочной форме обучения хорошо зарекомендовала себя такая форма контроля как зачет. На наш взгляд, зачет имеет ряд преимуществ перед другими формами контроля:
во-первых, количество зачетов, их тематика, сроки сдачи, требования к выполнению практической части программы, литература к зачету, в том числе и дополнительная, известны учащемуся с самого начала обучения в соответствующем классе, что позволяет уже строить каждому учащемуся свою образовательную перспективу и заниматься в соответствии со своими возможностями;
во-вторых, учащийся может выбрать и форму сдачи самого зачета (устно, письменно, собеседование, защита творческого проекта), что дает возможность даже самым слабым учащимся реализовать свой потенциал;
в-третьих; данная форма контроля не предполагает выставления неудовлетворительной оценки, а дает учащемуся шанс пересдать зачет, а, следовательно, и лучше подготовиться, и прочнее усвоить материал.
Для учителя зачет тоже имеет немало положительных сторон, которые заключаются в четком потематическом контроле за усвоением программного материала, отсутствием «неуспевающих» учащихся.
В борьбе за прочность знания и качество обучения большое значение имеет правильная организация повторения как метода закрепления знаний. При закреплении знаний можно использовать ресурсы компьютерного класса школы в специально отведенные для самостоятельной работы учащихся консультационные часы. Учащийся может потренироваться в выполнении заданий по алгебре и геометрии на компьютере, проверить себя.
На наш взгляд, несмотря на то, что организация индивидуальной и заочной форм обучения создает большое количество проблем для учителя, ведущего предмет (это и очень малое количество часов, и отсутствие полноценных учебников и т.д), данные формы востребованы учащимися.