О.В.Трубицына, учитель математики МОУ ОСОШ №11,
г. Воронеж
ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Современное образование в открытой школе — непрерывный процесс. Знания быстро устаревают и требуют постоянного обновления.
Основной целью образования становится овладение современными средствами получения информации и развитие способности ее актуализировать для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо научить учащихся брать на себя ответственность при принятии решений.
Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих учебного процесса, необходимость перехода от объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельный, применение в практике работы учителей различных технологий обучения, использование которых обеспечивает активность обучаемого в учебной деятельности.
Для открытой школы актуальны личностноориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Согласно Положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении существуют различные формы обучения: очная, очнозаочная (вечерняя), заочная; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. В открытой вечерней школе № 11 г.Воронежа организовано обучение по очной, заочной и индивидуальным формам.
В настоящее время получила широкое распространение индивидуальная форма обучения, по которой прежде всего обучаются дети, не имеющие возможности посещать занятия в классе по разным причинам:
а) по состоянию здоровья (медицинские показания, психологические рекомендации);
б) возрастной ценз (учащиеся по различным причинам не обучались долгое время, и их возраст значительно превышает возраст учащихся соответствующего класса);
в) работа, связанная с командировками, занятость на работе;
г) учащиеся, которые должны заниматься в классах, но в школах нет комплектов — групп данных классов.
Из-за различных заболеваний увеличивается количество детей, занимающихся по индивидуальной форме обучения. Эта форма позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию.
В настоящее время в работе вечерних (открытых) школ существует ряд проблем:
1) объемы программного материала и требования к уровню его усвоения одинаковы как в классах, так и на индивидуальном обучении, однако количество часов для занятий по индивидуальной форме существенно сокращено. Так, например, на математику в восьмом классе общеобразовательной школы отводится 170 часов, в заочной группе—72 часа, а на индивидуальном обучении—8 часов в год;
2) несколько лет не выходят программы для вечерних школ. В своей работе учителям приходится пользоваться программами для дневных школ и корректировать их;
3) много лет не издаются специальные учебники для вечерних школ. Учителя и учащиеся пользуются или старыми учебниками, или учебниками для дневных школ, что затрудняет самостоятельную работу с учебником.
В работе с учащимися, обучающимися по индивидуальной форме обучения, наиболее приемлема технология модульного обучения, которая характеризуется вариативностью и мобильностью образования, интеграцией содержания учебного материала, эффективностью текущего, промежуточного и итогового контроля и индивидуализацией деятельности.
В соответствии с принципом модульности учебный курс предмета разделен на модули. Каждый из них имеет содержание, цели обучения, обеспечивает дидактический процесс в соответствии с целями обучения, оснащен необхо-
димыми формами обучения. Завершается изучение каждого модуля проведением итогового контроля и коррекцией учебно-познавательной деятельности учащегося. Каждый из модулей, в свою очередь, разделяется на учебные модульные элементы. Определяются дидактические и интегрированные цели модуля. Получается комплексная цель, интегрирующая, объединяющая в себе требования к знаниям, умениям, навыкам и качествам ученика применительно к модулю, взятому в целом.
Так как количество часов для занятий ограничено, то самостоятельная работа в учебном процессе выступает на первый план. Большой удельный вес самостоятельной работы повышает роль и ответственность учителя, требует от него такого руководства учебным процессом, в котором на первый план выступает не информационная, а инструктивно-методическая функция, связанная с управлением познавательной деятельностью учащегося.
Необходимо научить учащихся способам и приемам самостоятельной работы с различными типами учебного материала, формировать умения и навыки работы с учебником, разного рода учебными пособиями, справочниками, дополнительной литературой.
Учитель должен ориентироваться на минимальное число занятий, определять темп изучения нового материала по количеству часов, отведенных на данный предмет. Он раскрывает узловые и наиболее сложные вопросы темы, дает объяснение способов изучения теоретического материала и решения познавательных задач.
Так как программ и тематического планирования отдельно для индивидуального обучения нет, то учителю приходится самому, согласно программному материалу, составлять тематический план в зависимости от количества часов, выделяемых на тот или иной предмет.
Методику проведения занятий учителю тоже приходится разрабатывать самому, учитывая различные аспекты: возможности учащегося работать самостоятельно; наличие учебников, учебных пособий; возрастные качества ученика; его психологические особенности и социальные возможности и характеристики.
Рассмотрим методику проведения таких занятий на примере изучения математики в восьмом классе. На нее по индивидуальной форме обучения отводится 8 часов (алгебра — 5, геометрия — 3). Примерное планирование выглядит так:
Алгебра.
1. Рациональные дроби .
Основная цель — выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
2. Квадратные корни.
Основная цель — систематизировать сведения о рациональных числах; расширить понятие числа, дав представление об иррациональном числе; выработать умения выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
3. Квадратные уравнения.
Основная цель — выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
4. Неравенства.
Основная цель — выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
5. Степень с целым показателем.
Основная цель — ввести понятие стандартного вида числа; сформировать умения выполнять действия над степенями с целыми показателями.
Геометрия.
1. Четырехугольники. Площади фигур.
Основная цель — раскрыть систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой; сформировать у учащихся понятие площади многоугольника; развить умения вычислять площади фигур, применять теорему Пифагора.
2. Подобные треугольники.
Основная цель—сформировать понятие подобных треугольников; выработать умения применять признаки подобия треугольников; сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников.
3. Окружность.
Основная цель — раскрыть систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружности.
В целом работа должна быть организована так, чтобы весь основной материал изучался под руководством учителя. Объясняя новый материал, надо выделять основное, облечь все в доступную форму. Кроме знакомства с новым материалом проводится и опрос учащихся. Умение спрашивать требует от преподавателя творческой мысли и тщательной подготовки. Опрос оказывает огромное влияние как на классную, так и на домашнюю самостоятельную работу. Особенно полезны вопросы, требующие сравнения нового материала со старым. Устанавливая взаимосвязи, учащиеся начинают быстрее разбираться в новом материале и глубже его понимать. Это способствует развитию логического мышления и положительно отражается на речи учащегося. Если у учащихся обнаружены большие про-
белы в знаниях, то следует указать пути к их ликвидации. Особо важно не подорвать у учащихся веры в собственные силы.
Кроме устного опроса для выявления знаний и навыков проводятся письменные домашние контрольные работы. При их проверке следует делать пометки, указывая на допущенные ошибки, и приводить образцы правильного решения. На домашнее задание нужно смотреть как на важнейший элемент организации самостоятельной работы учащихся. От хорошей организации самостоятельной работы в значительной степени зависит ее успех. При оказании помощи нужно учитывать возраст учащихся, трудности усвоения материала. При этом приходится пользоваться самыми разнообразными методами, и чем они будут разнообразнее, даже на одном занятии, тем будет эффективнее обучение.
При усвоении новых определений и положений хорошо пользоваться индуктивно-конкретным методом. В геометрии при проведении тех или иных доказательств надо пользоваться аналитическим методом, который содействует развитию творческих способностей учащихся.
Важное значение во всей работе имеет наглядность. Наглядные пособия должны быть не самоцелью, а переходной ступенью к развитию отвлеченного мышления. Кроме моделей, фигур и тел следует применять различные таблицы, схемы, диаграммы.
Для получения глубоких и прочных знаний важно правильно выбрать упражнения и задачи. Особое внимание надо уделить решению задач составлением уравнений. В геометрических задачах важно четкое, красивое выполнение чертежа той или иной фигуры.
В борьбе за прочность знания и качество обучения особо важное значение имеет правильная организация повторения как метод закрепления знаний. При закреплении знаний можно использовать ресурсы компьютерного класса школы в специально отведенные для самостоятельной работы учащихся консультационные часы; учащийся может потренироваться в выполнении заданий по алгебре и геометрии на компьютере, проверить себя. При повторении особо надо уделять внимание объединению, углублению, сопоставлению известных уже фактов.
На наш взгляд, несмотря на то, что организация индивидуальной формы обучения создает много проблем для учителя, ведущего предмет (это и очень малое количество часов, и отсутствие полноценных учебников и т.д.), данная форма востребована учащимися. Хотелось бы, чтобы и министерство, и ученые обратили внимание на индивидуальную форму обучения в вечерних (открытых) школах.