Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ»
1 6 52
http://zhumal.ape.relam.ru/articles/2003/139.pdf
Модель развития компьютерного творчества
учащихся
Стафеев С.А. [email protected]) Магнитогорский Государственный Университет
Изменения в содержании учебных программ, учебно-методических комплексах, требований к результатам усвоения, перспективы дифференциации образовательного процесса, допрофессиональной подготовки в условиях общеобразовательной школы ставят образовательные системы перед необходимостью кооперации материальных, финансовых, кадровых ресурсов для сохранения и улучшения качества образования.
Новый "образ образования" тесно связан с инновационными процессами в образовательной системе. Сегодня практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в развитии инновационных процессов и готовностью педагогов к их реализации, многозначностью понятий и отсутствием критериев новаций.
В научной литературе (исследования А.И.Кочетова, В.А.Сластенина, В.И.Слободчикова и др.) "инновация" рассматривается как целостная теоретическая, технологическая и методологическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее выход на указанный уровень, как средство и процесс введения чего-либо нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию деятельности учителя и учащегося. Обобщая, мы отмечаем, что инновационный процесс - это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций. Инновации своим существованием определяют инновационные процессы, которые протекают лишь в контексте инновационной технологии; инновационные методики создаются на конкретных сочетаниях новшеств, а использование в работе инновационных технологий возможно при
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 6 53 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
организации инновационной деятельности, которую можно
полноценно реализовать лишь в образовательном учреждении, работающем в инновационном режиме.
Социальный заказ: соответствие потребностей общества, практики образования и личности
Выпускники общеобразовательных школ с развитым творческим потенциалом
Потребность образовательной
практики в инновационных _преобразованиях_
Потребность личности в творческом самоутверждении и _самореализации_
Цель: Развитие компьютерного творчества учащихся сельской школы
Задачи
Обеспечение качества образования, подготовка молодежи к высококвалифицированному труду
Развитие творческого мышления, гармонизация развития личности
Формирование качеств личности, способной к самоопределению
Комплекс принципов
Организации процесса обучения Руководство учебной деятельностью
1. Принцип системности и последовательности обучения 1. Принцип доступности
2. Принцип эффективности
2. Принцип дифференциации обучения 3. Принцип сознательности и активности
3. Принцип наглядности обучения 4. Принцип связи теории и практики
Содержание обучения Средства обучения
р
Обогащение знаниями в области новых информационных технологий Аппаратный комплекс, соответствующий требованиям, предъявляемым производителями современных программных продуктов
Организация деятельности учащихся в сфере новых информационных технологий и развитие компьютерного творчества прикладного характера Современное, адаптированное для российских общеобразовательных школ программное обеспечение, позволяющее творчески решать поставленные задачи
Развитие умений творчески решать локальные, учебные и реальные проблемы, на основе современных научных подходов, используя функциональные возможности персонального компьютера Каналы связи и сетевое оборудование, способные обеспечить надежный доступ к международной сети Интернет
Формирование элементов инженерного и художественного мышления учащихся с последующей реализацией на практике Дополнительное оборудование, поднимающее на более качественный уровень организацию учебных занятий (мультимедийные проекторы, веб-камеры, специализированные комплексы)
Методы обучения
Диалог с компьютером
Частично -поисковый
Исследовательский
Формы организации учебной работы
Бригадная форма обучения Коллективная форма обучения
Звеньевое форма обучения Индивидуальная форма обучения
* *
Результат: переход на высокий уровень развития компьютерного тво( )чества
Низкий уровень: ч г
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ»
I-
1 6 54
http://zhurnal.ape.relam.ru/articles/2003/139.pdf
копирующе-воспроизводящий
Средний уровень:
поисково-
исследовательский
Высокий уровень: творческий
Рисунок №1. Модель процесса развития компьютерного творчества учащихся
Все взаимодействия и взаимоотношения представляются нам в виде цепочки: инновация -> инновационный процесс -> инновационные методики и технологии -> инновационная деятельность -> инновационный режим. Нельзя понять теоретическое и практическое значение возникающих педагогических новшеств без выявления их реальности и ценности, без выделения критериев новизны. На наш взгляд, наиболее значимыми являются следующие критерии.
1. Наличие инновационной идеи, программы ее реализации и научная аргументация инновации.
2. Моделирование взаимодействия субъектов педагогического процесса в инновационном режиме.
3. Конструктивное для развития личности содержание вариативной части школьного компонента с учетом субкультуры, на основе взаимодействия общего и дополнительного образования в едином образовательном пространстве.
4. Научная организация труда учителя и ученика.
5. Демократизация сферы управления с выходом на научно-исследовательский уровень.
6. Позитивность инновационных внедрений, ведущих к определенным качественным изменениям личности ученика и учителя.
Сравнительная новизна учебного предмета информатика, нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают учителей вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, методов и средств
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 6 5 5 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
преподавания курса. Но при любом выборе необходимо соблюдение общих дидактических принципов.
• Принцип системности и последовательности. Последовательность предполагает, что учебный материал выстраивается в логическую цепочку и повторение идет как закрепление материала. В информатике принцип последовательности реализуется в форме цикличности. Это означает, что понятие повторяется, обогащается во все новых контекстах. Так происходит с понятием «вспомогательный алгоритм».
• Принцип сознательности. Сознание - это полное усвоение учащимися содержания и средств своей деятельности. Но это не всегда достигается. Оптимально - сформировать у учащихся несколько взаимодополняющих точек зрения на ту или иную проблему, что в совокупности даст общую картину, а главное - многосторонне знание. Как сказал К. Гельвеций: «Знание некоторых принципов возмещает знание некоторых фактов». Важно правильное использование этого знания при формировании дальнейших действий.
• Принцип доступности. Реализуется через выделение уровней обучения и работы за компьютером. Наличие уровня простого использования - практика с готовыми программными средствами - обеспечивает доступность этого уровня для всех учащихся, при индивидуальной глубине дальнейшего продвижения в направлении понимания того, как это средство устроено. Доступность поддерживается также и представлением информации в графическом виде.
• Принцип наглядности. Наглядность - неотъемлемая черта преподавания информатики в силу гибкости содержания понятия «информация»: одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Например, блок-схемы (они наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения), таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.
• Принцип активности и самостоятельности. Активность учащегося реализуется через его деятельность. В информатике активность является
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 6 56 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
необходимым условием успешности обучения. Е.И.Машбиц точно отметил. Что знание - это не вещь, не предмет, которые можно передавать обучаемому. Это изменение его личности. Оно происходит только в результате его целенаправленной активности. Особенно это относится к системным, многосвязным знаниям, типичным для информатики. Формы активности различны - самоконтроль через рефлексию собственной деятельности, контроль за работой товарища, модификация готовых и разработка собственных алгоритмов. Активность следует из интереса к учению. Самостоятельность также является целью успешного изучения информатики. Самостоятельность возрастает от полного управления учителем, через дозированную помощь к самоуправлению познавательной деятельностью с помощью компьютера. Как условие самостоятельность ведет к к большей продуктивности обучения, умения самому находить выход из затруднительных ситуаций, пользоваться литературой и компьютерными средствами помощи (поиск ошибок, действий при непонятной реакции программы).
• Принцип дифференциации. Дополняют друг друга. Организовав устойчивую коллективную работу, можно найти время для занятий с более сильными или слабыми. Тиражируя обучающие или готовые программы, компьютер способствует организации единообразной деятельности, но способ работы учащегося с программой все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей. Дифференциация возможна и через гибкую настройку обучающей программы.
• Эффективность учебной деятельности. предполагает оптимизацию усилий педагога и ученика для обеспечения наибольшего их КПД, отношение результат-усилие. Это требует прежде всего отсутствия постороннего содержания в их деятельности. Так, блок-схемы, удобные и наглядные для малых задач, могут превратить информатику в черчение при более сложных алгоритмах. При дефиците машинного времени (и просто для сохранения зрения) эффективность работы за дисплеем должна обеспечиваться предварительной подготовкой учащихся, изучением инструкций.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 657 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
• Связь теории и практики. При изучении информатики наблюдается удивительное подобие научных категорий теории и практики и видов деятельности учащегося и учителя. В самом деле, теория объясняет или предсказывает результаты опыта (запуск алгоритма на компьютере), а практика (работа на компьютере) служит средством проверки теории и источником гипотез, например, о поведении программы или среды.
Соблюдение этих принципов способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, широта мышления, умения преодолевать трудности, добиваться получения результата, развитие работоспособности.
Этому же способствует и выбор различных форм обучения: бригадная, звеньевая, коллективная и индивидуальная форма обучения.
Для организации этой работы необходимо создавать соответствующий дидактический материал. Остановимся на изучении раздела информатики «Программирование и алгоритмизация».
При рассмотрении задач разного типа целесообразно ставить проблемные вопросы, т.е. так организовывать деятельность учащихся, чтобы они сами, опираясь на свои знания, постигали особенности решения задач того или иного типа.
Например, при изучении темы «Подпрограммы», можно предложить учащимся такую задачу:
Три треугольника заданы координатами своих вершин А,В,С. вычислить площадь треугольников по формуле Герона и определить, какой из треугольников имеет большую площадь.
1 треугольник: А(1, 1), В(4, 2), С(2, 3.5)
2 треугольник А(1, 2), В(4, 1), С(3, 3.5)
3 треугольник А(2, 1), В(1, 3), С(2, 4)
При составлении сначала структурной блок - схемы, с дальнейшим разбором отдельных блоков, учащиеся обращают внимание на то, что в блок -схеме трижды повторяется один и тот же блок, но каждый раз с различными исходными данными.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 6 5 8 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
Вопрос: как сделать так, чтобы записать этот блок один раз, а затем обращаться к нему, изменяя исходные данные?
А далее вводится понятие «подпрограмма».
Другой пример. При изучении темы «Сортировка одномерного массива» учащимся предлагается для начала выстроить в порядке возрастания или убывания цветные кубики, затем записать алгоритм на естественном языке, затем записать этот же алгоритм на языке блок - схем и языке программирования. Эту работу они выполняют самостоятельно, контролируя друг друга. Поиск ошибок стимулирует развитие внимания. Возможно, учащимися будет предложен не один способ решения задачи.
Таким образом, при рассмотрении этих задач роль учителя -направляющая, организующая.
При такой организации работы реализуется поисковая потребность учащихся. Сам процесс успешной работы за компьютером может служить источником положительных эмоций, особенно при достижении цели. Достигается эмоциональное насыщение, удовлетворяется потребность в удовольствии.
Для закрепления материала, для проверки уровня усвоения используется работа по карточкам. Причем, задания должны быть подобраны таким образом, чтобы учащиеся не могли напрямую использовать уже известный им алгоритм. Например, задача на обработку числового массива может быть составлена так: «Дан числовой массив размера...», а может быть: «В кассе стадиона имеются данные о ценах на билеты на завтрашний матч «ЦСКА - СПАРТАК».» или «Имеются статистические данные о количестве новорожденных за период с 1991 года по 2000 год .»
Необычно составленное условие требует глубокого понимания материала, умения выделить главное: что принять за размер массива, а что за значение элементов массива.
Кроме того, учащиеся могут выбрать на свой вкус задание, способ решения, тем самым удовлетворив потребность в свободе.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 6 59 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
Высшая потребность личности - в творчестве. Основной путь для творчества в информатике - постановка нечетких прикладных задач, дающих простор воображению и логике. Такой задачей может быть «Построение модели атома водорода» при изучении раздела «Моделирование и формализация».
Результат выявит и интерес к работе и выработанные умения и степень самостоятельности. Чем больший интерес проявит обучаемый к работе, чем больше себя он вложит в нее, тем более значимым будет он для него.
Таким образом, подбор дидактического материала должен способствовать развитию личностных качеств.
Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе. Как уже отмечалось, информатика достаточно молодая наука. Изучение некоторых ее разделов тесно связано с тем или иным видом вычислительной техники, с тем или иным видом программного обеспечения.
Сегодня существует около 140 учебников по информатике, но одни из них разработаны для без машинного варианта изучения информатики, другие слишком привязаны к компьютеру. Технические же возможности во всех школах разные. Наши школы имеет слабую базу. В связи с чем нами была разработана своя программа курса «Информатика», «Методические рекомендации для учащихся» в соответствии с этой программой, лабораторный практикум по компьютерным технологиям, раздаточный материал.
Следующей задачей указанной в модели процесса развития КТ учащихся основной школы является развитие творческого мышления, гармонизация развития личности.
Зачем нужно развивать творческое мышление? Перед каждым учителем стоят, казалось бы, более насущные задачи. Наш опыт показывает, что именно введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Необходимо отметить следующее: мы воспитываем личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 660 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.
Для вовлечения учащихся в творческий процесс необходимо разработка целой системы творческих заданий.
Каждый раз, создавая что-либо новое, мы сталкиваемся с барьерами творческого процесса: стереотипами, "зажимами", страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д.
Как помочь обучающемуся это преодолеть? Определиться в своем отношении к компьютеру, найти свой способ самовыражения в информатике. Мы видим такие способы преодоления барьеров в:
• создании соответствующей обстановки (проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность);
• работе в группе (большее количество идей);
• после выполнения творческих заданий — обсуждение, обмен мнениями (какие возникали трудности и как вы их преодолели), обязательна фиксация сознанием полученных совместно выводов;
• применении известных алгоритмов (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач);
• возможности действовать по индивидуальной программе;
• разноплановости творческих заданий;
• развитии умения задавать вопросы;
• специальных упражнениях (тренинг творческого мышления). Оригинальные решения приходят не на первых стадиях решения
творческих задач, а в процессе рассуждения.
Следующей задачей модели процесса развития компьютерного творчества учащихся является формирование качеств личности, способной к самоопределению.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 6 6 1 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
Современная социально- экономическая ситуация требует от
школы создания условий для раннего профессионального самоопределения учащихся, развития их индивидуальных качеств и способностей еще со школьной скамьи. Основные проблемы самоопределения учащихся фокусируется в характеристике их жизненного старта, в способности самостоятельного принятия решения относительно профессионального будущего. Причем, задача школы не в том, чтобы склонить учеников к определенной профессии, и не в подготовке к одноразовому выбору. Жизнь требует от ученика способности постоянно выбирать сферу профессионально-трудовой деятельности, ориентируясь, на потребности общества и учитывая перспективы собственного развития, требуется подготовить его к профессионально-личностному самоопределению. Однако анализ теории и практики современного образования обнаруживает явную разработанность условий становлений профессионально-личностного самоопределения подростков.
Целостный подход к данной проблеме предполагает рассмотрение профессионально-личностного самоопределения подростков как внутреннюю деятельность, направленную на самостоятельное построение своей жизни, на осмысленное осуществление выбора профессии на основе осознания, познания и оценки самого себя, своих качеств, возможностей и способностей выполнять профессиональные обязанности и соотнесения их с требованиями будущей профессии. Самоопределение необходимо для нормального индивидуально-личностного развития подростков.
Необходимым условием становления профессионально-личностного самоопределения подростка определяется функционирование в образовательном учреждении педагогического пространства через создание и использование ситуаций, востребующих проявления самоопределения подростков.
Предполагается, что резерв повышения эффективности становления профессионально-личностного самоопределения заключается во внешней
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 662 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
педагогической поддержке и рефлексии. Взаимодействие педагога и учащихся как субъектов собственного самоопределения заключается в организации таких формирующих обстановок и ситуаций, где активным звеном выступает совместное творчество классного руководителя и подростка.
Процесс обучения в каждой конкретной форме его организации включает: управление педагогом учебной деятельностью учеников (определение целей, задач, планирование, организация их учебной работы, контроль за выполнением заданий, усвоением знании, корригирование деятельности); познавательную деятельность учащихся, в ходе которой они усваивают определенные знания, способы деятельности, приобретают умения и навыки; взаимодействие педагога и учащихся; регулирование педагогом межличностных отношений учащихся; создание педагогом эмоционального фона, стимулирующего продуктивную учебную деятельность учеников.
Учебно-познавательная деятельность строится на принципах коллективизма. Каждая группа учеников представляет настоящий или будущий коллектив, живущий общими целями, потребностями, интересами. В ходе коллективной деятельности ученики, вступая в разнообразные контакты, оказывают помощь, поддержку друг другу. Коллективная работа вызывает у каждого из них заинтересованное отношение к общей работе, требует гораздо большего напряжения, творческой активности, рождает подлинные коллективистические отношения, общественно ценные мотивы деятельности и поведения.
Управляя коллективной учебной работой, педагог должен проявлять заботу не только о том, чтобы дети усвоили знания, приобрели умения и навыки, но и целенаправленно формировать их положительные качества. Организация всей учебной деятельности должна повышать эффективность влияния на личность каждого ученика. Поэтому при конструировании форм учебной работы учитывается вся система отношений ученика в классном коллективе.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 663 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
Итак, процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. Однако форма организации обучения - абстрактное понятие. В реальном учебном процессе она проявляется в конкретном типе урока, лекции, семинара, учебно-практического занятия, экскурсии, конференции и др.
В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь учебный процесс. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как на обязательных (классных), так и факультативных занятиях. Групповые формы используются на уроках, семинарах, практикумах и др. Они возможны на обязательных (классных), факультативных и домашних заданиях.
Эти формы организации обучения отличают друг от друга охват школьников учебной работой, особенности управления их учебной деятельностью со стороны учителя.
При фронтальном обучении педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Он осуществляет прямое идейно-эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, организует их сотрудничество, определяет им единый темп работы. Однако фронтальная форма организации обучения не рассчитана на учет индивидуальных различий школьников. Взятый темп урока слабым учащимся может показаться высоким, а сильным — низким. По этой причине слабые учащиеся уйдут с занятия, не усвоив учебный материал. Сильные же недостаточно расширят и углубят знания.
При групповой форме состав класса разбивается на группы, бригады, звенья. В этом случае управление учебным процессом требует высокого мастерства учителя. Ему нужно определить задания группам, обеспечить контроль за их учебной деятельностью. Групповая форма предполагает
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 664 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя.
Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме учебной работы организуется учебная деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Например, для выполнения лабораторной работы класс распределяется на 5 бригад.
К групповым формам относятся бригадная и звеньевая форма учебной работы.
Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования»
Бригадная форма обучения применяется при практической работе на пришкольных участках, в ученических производственных бригадах.
Звеньевая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава групп.
Ученик индивидуально воспринимает информацию. Но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснование разных явлений, процессов. С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективное осмысление учебного материала учащимися осуществляется в форме внешней речи для других. Выражение мыслей во внешней речи способствует осознанному, глубокому осмыслению, выделению существенного, обобщению знаний, которыми в будущем ученик будет оперировать. По сравнению с фронтальной звеньевая форма обучения представляет ученикам возможность чаще и полнее излагать свои мысли вслух.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 665 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
Этим процессом взаимного общения управляет учитель. Он тщательно контролирует деятельность учебных звеньев, вносит отдельные коррективы, способствующие повышению эффективности учебной работы учащихся.
Приведем примеры. Учитель информатики после объяснения принципов организации циклических структур в алгоритмах у доски сразу предлагает разобрать их непосредственно за партами. Ученики в звеньях пытаются приводить примеры жизненных ситуаций, где встречаются повторяющиеся ситуации. Затрудняется один — приходят на помощь другие. Возникают условия для активного осмысления учебного материала. Учитель, проходя по классу, следит за работой учащихся. Затем в ходе фронтальной беседы разбирает все случаи затруднений и кратко формулирует выводы.
Особенно часто звеньевая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала ученикам предлагается совместно делать упражнения, решать примеры, задачи. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляя оптимальный выбор способов деятельности.
Звеньевая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в звеньях на этом этапе обучения, как и на других, способствует повышению активности учеников. Здесь она дает возможность каждому передать информацию, которую он извлек из источников знаний. Если из четырех учеников, работающих в звене, двое узнали что-то новое из дополнительной литературы, они обогатят этой информацией остальных. Так повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.
Звеньевая форма учебной работы многими педагогами используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных звеньях в структуре урока выделяется время в пределах 5-7 минут. Учитель заранее записывает на доске вопросы, отвечая на которые учащиеся отчитываются перед собой и звеном в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения,
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 666 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
следят за тем, чтобы материал из- лагался кратко, содержал основные положения. Преподаватель в это время внимательно наблюдает за их работой, выясняя неточности в знаниях. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в звеньях позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны учителя за качеством усвоения школьниками знаний, умений и навыков, позволяет учителю получать вполне достоверную предварительную информацию об уровне их обученности, организовывать ритмичную работу всех учеников, значительно повышать их успеваемость.
Преимущества звеньевой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации деятельности слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме учебной работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Школьная практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в звеньях высказываются чаще, чем обычно, в 10—15 раз. Это говорит о повышении их учебной активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Выяснено, что на тех уроках, где систематически на разных этапах проводится звеньевая работа, эти ученики получают более высокие знания.
Индивидуальная и индивидуализированная формы учебной работы.
В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков.
Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Познавательная самостоятельность школьника выступает как условие его творческой деятельности, осуществляемых им продуктивных мыслительных операций. Самостоятельность учащихся является показателем активности личности и ее высоких способностей к познавательной деятельности. Она проявляется в их умении увидеть новый
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 667 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
вопрос, новую проблему, решить ее своими силами, в способности осмыслить многообразие связей и отношений, выделяя существенное. Те же ученики, у которых не развита самостоятельность, подвергаются разнообразным влияниям, не всегда думают, анализируют, чаще просто механически заучивают материал, чтобы потом воспроизвести. Самостоятельность - качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи могли решать предложенные познавательные задачи. В педагогической литературе разработана специальная система заданий, ориентирующая школьников на их самостоятельное выполнение: работа над учебниками, другой литературой, разнообразными источниками знаний; решение задач, примеров; написание изложений, сочинений и т. д. Выполнение этих заданий предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышлении, учении, переносе знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влияниям.
Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных и индивидуализированных форм обучения. Индивидуальная форма учебной работы предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная - учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий.
Индивидуальная форма учебной работы применяется во всех звеньях процесса обучения. Так, учитель может предложить ученикам самостоятельно составить план параграфа учебника, решить задачу, выполнить упражнение.
Однако индивидуальная форма учебной работы не всегда создает условия для полной самостоятельной деятельности учеников. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников, которые с удовольствием выполняют задание без помощи учителя, мобилизуя для этого все свои умственные силы. Другая же часть учеников, не подумав над задачей,
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 668 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
спрашивает у соседей по парте о способе ее решения, что ведет к подсказкам и списыванию, которые тормозят развитие детей с низкими и средними учебными возможностями. Хотя учитель и предупреждает учащихся, чтобы они не давали списывать выполненные работы, не подсказывали друг другу, но верх берут «гуманные соображения»: не оставлять в беде товарища. При этом учителю не рекомендуется предлагать ученикам специально закрывать, предупреждая списывание, свои записи.
Индивидуальные формы учебной работы используются в программированном обучении. Каждый ученик по соответствующему пособию самостоятельно выполняет систему заданий. Если учащийся быстро усваивает материал, ему не приходится делать всех заданий, имеющихся в учебнике. Благодаря этому он быстрее продвигается в обучении. Наоборот, слабый ученик выполняет все задания. Испытывая затруднения в понимании материала, он вынужден возвращаться к отдельным исходным положениям. На это тратится время. По этой причине он отстает от своих одноклассников. Каждый, таким образом, работает в своем темпе, не проявляя заботы о товарищах. Программированное обучение лишает учащихся возможности обогащаться информацией в процессе общения, овладевать способами коллективной учебной деятельности. Оно ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся.
Индивидуализированная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей, и практикуется чаще всего с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. Обычно учитель определяет 6—8 заданий разного уровня трудности.
Индивидуализированные формы учебной работы применяются и с целью закрепления знаний, умений и навыков при изучении всех учебных предметов. На уроках математики учащимся даются отдельные примеры, задачи, Наиболее сильным ученикам поручается составить свои задачи и примеры и записать их
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 669 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
на специальные карточки. Лучшие из них используются в последующей работе. На уроках русского языка ученики подбирают примеры из текстов разных художественных произведений. Индивидуализированные задания выполняются учащимися и при работе с учебником, картой. Они могут составлять планы статей, готовить ответы на вопросы, отыскивая их в книгах. Можно поручить отдельным ученикам поработать над справочными пособиями, составить различные диаграммы, таблицы, давая им возможность проявить свою самостоятельность в анализе материала. Оправдывает себя такой вид работы с учебником, как составление вопросов для взаимной проверки учащихся. Эта работа рассчитывается на то, чтобы школьник, формулируя вопросы, целенаправленно читал определенный раздел учебника, учился вычленять основное.
Выполнение соответствующего комплекса принципов, средств обучения, форм и методов организации учебного процесса позволит перейти на более высокий (копирующе-воспроизводящий -> поисково-исследовательский, поисково-исследовательский -> творческий) уровень развития компьютерного творчества учащихся.
Литература:
1. Боева Л. А. - Разработка дидактических материалов для уроков информатики в инновационном учебном учреждении http://conf-vrn.narod.ru/conf2/part2/boeva.htm
2. Львова Л. В. - Развитие творческого мышления средствами информатики http://www.bitpro.ru/ITO/1999/I/2/261.html
3. Симановский А.Э. "Развитие творческого мышления детей"
4. Урсул А. Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1.-1997.- N2.-0. 1-11.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 670 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf
5. Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" от 28 августа 2001 г. N 630 г. Москва
6. Федеральный закон от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ
7. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.