УДК 372.851
Kuprienko E.Y, Orazymbetova G.S. DESING OF THE STUDY SUBJECTS «THE GEOMETRIC PROBALITY» IN THE SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS TECHOLOGY-BASED CRAETIVE WORKSHOPS. The article describes the methodological aspects of the study subjects «The geometric probability» in the course of algebra and calculus in profile school. Emphasis is placed on the design study of the topic based on the technology of creative workshops, focused not only on the acquisition of certain skills and knowledge on the subject, but the formation of self-learning and cognitive performance of each student.
Key words: elements of probability theory, geometric probability, Technology of creative workshops.
Е.Ю. Куприенко, магистр, учитель математики школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тольятти, E-mail: [email protected]; Г.С. Оразымбетова, Phd, докторант каф. теории и методики преподавания математики Южно-Казахстанского гос. университета им. М. Ауэзова, г. Шымкент, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
В статье раскрываются методические особенности изучения темы «Геометрическая вероятность» в курсе алгебры и начал математического анализа в старших классах профильной школы. Основное внимание уделено проектированию изучения темы на основе технологии творческих мастерских, ориентированной не только на усвоение определенных знаний и умений по теме, но и на формирование самостоятельной учебно-познавательной деятельности каждого учащегося. Ключевые слова: элементы теории вероятностей, геометрическая вероятность, технология творческих мастерских.
Элементы теории вероятностей и математической статистики являются важным компонентом математической и общей культуры любого человека. Во многих зарубежных странах этот раздел изучается с начальных классов и на всем протяжении курса математики в общеобразовательных школах.
В отечественной школе вопрос о начале комбинаторики и вычислении вероятностей при помощи подсчета числа благоприятных случаев был включен первоначально в факультативный курс 10 класса в 1967 году [1].
В журнале «Математика в школе» уже в 2002 году началось активное обсуждение вопроса о введении вероятностностатистической линии в базовый курс математики. Так, например, в статье Е.А. Бунимовича отмечается, что «мы должны научить наших детей жить в вероятностной ситуации. А это, значит, извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях со случайными исходами» [2, с. 52]. Автор отмечает значимость введения стохастической (или вероятностно- статистической) линии в повышении интереса учащихся к изучению математики; то, что даже хорошее знание и понимание других разделов математики само по себе не обеспечивает развития вероятностного мышления.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. № 03-93 ин/13-03, начиная с 2003/2004 уч. года в содержание школьного математического образования включены элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей, которые вводились в течение трех лет в качестве апробации. Позже они были включены в федеральный компонент ГОС общего образования по математике, утвержденный приказом №1089 Минобразования России от 5 марта 2004 г. В настоящее время в новых стандартах стохастическая линия также включена в обязательное содержание школьного математического образования в России и в Казахстане.
По мнению большинства учителей, в связи с тем, что стохастическая линия является сравнительно новой для школьного курса математики, возникают определенные трудности в методике ее изучения, связанные с:
- недостаточной степенью реализованности стохастической линии в школьных учебниках математики;
- несформированностью не только у учеников, но и у большинства учителей вероятностно-статистического мышления;
- включением впервые в ЕГЭ по математике 2012 г. одного задания по теории вероятностей в часть В.
Анкетирование учителей и студентов педагогических специальностей показало, что наибольшую трудность в изучении стохастической линии в школьном курсе математики вызывает тема «Геометрическая вероятность». Причины этого мы видим в следующем: нестандартность подхода авторов школьных учебников к понятию геометрическая вероятность (с точки зрения связи его с геометрией, а не комбинаторикой, как было традиционно); отсутствие опыта преподавания темы «Геометрическая вероятность».
А.Г. Мордкович в пособии для учителя пишет о том, что «Само название «Вероятность и геометрия» (§ 22) связывает вместе новую тему «Вероятность» и стандартный школьный предмет «Геометрия». Со стохастической точки зрения мы продолжаем линию знакомства с различными вероятностными моделями и от схем с конечным числом элементарных исходов переходим к испытаниям с бесконечным числом исходов. Другими словами, мы действительно изучаем новый стохастический материал, знакомимся с новой постановкой вопросов в задачах. С другой стороны, при непосредственном изучении этой темы мы стараемся повторить и нахождение длин промежутков, площадей фигур, объемов тел, и решение неравенств, и графики функций, и формулу Ньютона-Лейбница. Тем самым в миниатюре происходит повторение и закрепление уже известных фактов и утверждений из курса алгебры и начал математического анализа» [3, с. 67 ].
О значении изучения темы «Геометрическая вероятность» в курсе алгебры и начал математического анализа достаточно четко сказано в пособии [4, с. 165]:
- реализуется принцип наглядности в обучении математике, что особенно важно для учащихся с доминантой нагляднообразного мышления;
- расширяются представления школьников о вероятности случайных событий;
- осуществляется интеграция курсов планиметрии и теории вероятностей и математической статистики, что ведет к более глубокому пониманию изучаемого материала и реализации внутрипредметных связей курса математики в целом;
- классическая, статистическая и геометрическая вероятности обобщаются - до аксиоматической вероятности.
Выполненный анализ содержания темы «Геометрическая вероятность» в учебниках и пособиях разных авторов показал, что данная тема предлагается к изучению в 8, 9 или 11 классах. По-разному подходят авторы и к ведению понятия «геометрическая вероятность». Во многих учебных пособиях не приводится определение данного понятия, а дается лишь описательное определение на основе анализа примеров. Различные варианты определения представлены в таблице 1, наиболее общим из которых является последнее определение.
Выбранная нами тема спроектирована для профильных (математических) классов, так как в других профилях эта тема не является обязательной. Для выбранного математического профиля в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию, наиболее подходящим, на наш взгляд, является учебник А.Г. Мордковича и П.В. Семенова [5; 6], так как большинство школ г. Тольятти работают по УМК этих авторов. Преподавание в школах Казахстана ориентировано на учебники [7; 8].
Понятие «мастерская» сравнительно недавно вошло в теорию и практику обучения математике в средней школе. Авторы пособия [9, с. 245-250], используя понятие «творческой мастерской», трактуют ее как одну из технологий обучения мате-
Таблица 1
Автор Учебник Определение геометрической вероятности
Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч.1.: учеб. для общеобр. учрежд. (профильный уровень). - 4-е изд. - М.: Мнемозина, 2007. 287 с. Если площадь S(A) фигуры А разделить на площадь S(X) фигуры Х , которая целиком содержит фигуру А, то получится вероятность того, что случайно выбранная точка фигуры Х р Я(А) окажется в фигуре А: Р = . я (X)
Ивашев-Мусатов О.С. Начала теории вероятностей для школьников. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 64 с. В общем случае, когда результат опыта можно охарактеризовать парой случайных чисел х и у (без их «сгущения»), а точки (х; у) на плоскости заполняют некоторую фигуру G, причем точки, изображающие событие А, заполняют пя^ фигуру д, то полагают: Р(А) = . пяС
Горелова Г.В., Кацко И.А. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel, - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 (Высшее образование). Геометрической вероятностью события А называется отношение меры области, благоприятствующей событию А, к мере всей области. g (А) Р(А) = , где д (А) - мера (длины, площади, объема) G области, благоприятствующей появлению события А при проведении испытания; G - мера всей области элементарных исходов испытания.
Бондаренко В.Н. Курс теории вероятностей (задачи и упражнения): учеб. пособие. -М.: МГИУ, 2007. - 100 с.
матике, особенностями которой являются: сочетание на уроке различных форм учебной деятельности учащихся (парной, групповой, индивидуальной, коллективной); разработка такой системы заданий, которая позволяет включить учащихся в творческий процесс открытия знаний; увеличение доли и степени самостоятельности учащихся.
Интересен опыт организации педагогических мастерских А.А. Окуневым, представленный в его статьях [10]. Основу мастерских автора составляют:
1. Необычная формулировка темы мастерской.
2. Выделение трех основных групп противоречий: коммуникативного характера; познавательного процесса и пронизывающие изучаемую науку, являющихся движущей силой мастерских.
3. Знание о своем незнании и желание сделать незнание -знанием, выстроить собственное понимание в содружестве с такими же познающими.
4. Широкое использование учителем - мастером истории науки, различных высказываний о предмете исследования, знакомство учащихся с теорией познания, философией и методологией математики.
Вот примеры мастерских автора, предложенных учащимся 10 классов:
1. Мастерская «Знание о незнании» на примере темы «Математические понятия: их происхождение и пути познания».
2. Мастерская «Проникновение в смысл текста» на примере изучения «Введения» к учебнику геометрии.
3. Мастерская «Вопросы - ступени лестницы познания» на примере темы « Способы задания прямых и плоскостей в пространстве».
4. Мастерская «Вижу, верю, но не понимаю» на примере темы «Раскрытие смысла аксиом стереометрии при решении задач».
5. Мастерская «Понимание целого и его частей» на примере темы «Угол между прямой и плоскостью. Перпендикулярность прямой и плоскости».
6. Мастерская «Рождение новых идей» на примере темы «Построение перпендикуляра и плоскости».
Методика изучения темы на основе технологии мастерских по математике требует от учителя иной организации обучения учащихся.
В статье Е.Ю. Михайловой и РА. Утеевой [11] сформулированы методические рекомендации учителям математики по организации творческих мастерских:
1. Указывается тема мастерской.
2. Самостоятельно формулируются учащимися проблемы предложенной темы, которые они бы хотели решить.
3. Самостоятельно выделяются учащимися те знания, которые им потребуются для решения поставленных проблем. Обсуждаются результаты индивидуальной работы в парах.
4. Организуется обмен мнениями и обсуждение результатов работы в группах.
5. Далее учащимся дается серия заданий, последовательное выполнение которых приводит к открытию и обобщению новых знаний.
6. Организуется работа по применению полученных новых знаний к решению серии задач в группах или индивидуально.
7. Даются комментарии учителя по выполненным заданиям.
8. Подводятся итоги работы в мастерской.
Согласно примерному планированию на тему по учебнику А.Г. Мордковича для профильного (математического) класса отводится 2 или 3 урока. Исходя из этого, на основе указанных рекомендаций и с учетом выбранной нами технологии творческой мастерской, спроектируем изучение темы для 3-х уроков.
Урок 1. Мастерская 1. Познание теории.
Урок 2. Мастерская 2. Изучать - значит совершать открытия для себя.
Урок 3. Мастерская 3. Изучить - значит научиться решать задачи.
Мастерская 1. Познание теории
Цель: сформировать понятие «геометрическая вероятность» и продолжить развитие вероятностно- статистического мышления учащихся.
Предполагаемые результаты: свободное оперирование учащимися понятием геометрической вероятности.
План мастерской (45 мин.):
Оргмомент и ознакомление с планом мастерской - 2 мин.
1. Индивидуальная работа по выполнению заданий 1-3 (на базе имеющихся знаний и использования личного жизненного опыта) - 10 мин.
1.1. Запишите в тетради тему мастерской « Вероятность и геометрия».
1.2. Запишите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в результате работы с учебником.
1.3.Итак, надо определить, что мы будем понимать под геометрической вероятностью. Запишите примеры 1 и 2, приведенные в учебнике в тетрадь.
2. Работа в парах (обмен результатами индивидуальной работы) - 5 мин.
2.1. Обсудите результаты выполнения заданий 1.2 и 1.3.
2.2.Сделайте выводы.
3. Фронтальная работа с классом (выработка общего мнения класса, решение задач) - 8 мин.
Учитель: Итак, мы узнали, что:
- в испытаниях с бесконечным числом исходов классическая вероятностная схема неприменима;
- классическое определение вероятности можно использовать только для опытов (испытаний) с равновозможными исходами.
4. Групповая работа - 5 мин. + 6 мин. (для демонстрации решения задач всему классу).
5.Комментарии учителя (акцентирование внимания на ключевых моментах, выделение находок, ошибок) - 3 мин.
6. Обсуждение мастерской (подведение общих итогов, формулирование нерешенных проблем) - 4 мин.
Итак, геометрическая вероятность (того факта, что случайно выбранная точка фигуры Х окажется в фигуре А) - это отношение площади ¿(А) фигуры А к площади ¿(X) фигуры Х , котоР = Я (А)
рая целиком содержит фигуру А, т.е. Р ~ ^(х) .
7. Задание на дом - 2 мин. Записать в тетрадь пример 3 из учебника и решить № 22.1.
Мастерская 2. Изучать - значит совершать открытия для себя
Цель: сформировать теоретический аппарат темы (понятие «геометрическая модель исходной ситуации» и основные этапы геометрической вероятностной схемы) и продолжить развитие вероятностно- статистического мышления учащихся.
Предполагаемые результаты: свободное оперирование учащимися понятием геометрической модели исходной ситуации и формирование умений строить и исследовать модель.
План мастерской (45 мин.):
Оргмомент и ознакомление с планом мастерской - 2 мин.
1. Фронтальная работа с классом (обсуждение выполнения домашней работы - самостоятельного разбора примера 3 и выработка общего мнения класса о понятии «геометрическая модель исходной ситуации») - 5 мин.
2. Индивидуальная работа по выполнению заданий 1-3 (на базе имеющихся знаний, использования личного жизненного опыта) - 10 мин.
2.1. Запишите в тетради тему мастерской «Геометрическая модель исходной ситуации».
2.2. Запишите решение примера 5 из учебника: Два шпиона решили встретиться у фонтана. Каждый из них может гарантировать только то, что он появится у фонтана с 12.00 до 13.00. По инструкции шпион после прихода ждет встречи у фонтана 15 минут и по их истечении ( или ровно в 13.00) уходит. Какова вероятность встречи?
2.3. Запишите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в результате работы с учебником.
Итак, надо определить, что мы будем понимать под геометрической моделью исходной ситуации.
3. Работа в парах (обмен результатами индивидуальной работы) - 3 мин.
3.1. Обсудите результаты выполнения заданий 2 .
3.2.Сделайте выводы.
3.3. Решите задачу: Какова вероятность Вашей встречи с другом, если вы договорились встретиться в определенном месте, с 12.00 до 13.00 часов и ждете друг друга в течение 5 минут?
4. Групповая работа (решение задач на построение и исследование модели) - 10 мин.
Задача для первой группы: Случайным образом нарисовали треугольник. Какова вероятность того, что он является прямоугольным?
Задача для второй группы: Случайным образом нарисовали треугольник. Какова вероятность того, что он является тупоугольным?
Библиографический список
Указание: см. пример 4 из учебника.
Задача для третьей группы: Случайным образом нарисовали треугольник. Какова вероятность того, что он является прямоугольным?
Задача для четвертой группы: Случайным образом нарисовали треугольник. Какова вероятность того, что он является тупоугольным?
Указание: см. замечание к примеру 4 из учебника.
5. Комментарии учителя (акцентирование внимания на ключевых моментах, выделение находок, ошибок) - 8 мин.
6. Обсуждение мастерской (подведение общих итогов, формулирование нерешенных проблем) - 5 мин.
7. Задание на дом - 2 мин. Решить задачи № 22.5 и 22.8.
Мастерская 3. Изучать - значит научиться решать задачи
Цель: сформировать практический аппарат темы и продолжить развитие вероятностно- статистического мышления учащихся.
Предполагаемые результаты: решение задач в соответствии с видами задач, представленных в учебнике и в контрольной работе.
Работа может быть организована в группах, а затем учащиеся выполняют индивидуальную проверочную работу.
При подготовке мастерской № 3 полезными для учителя могут оказаться задачи, приведенные в следующих источниках [12; 13]. Так, в статье В.Ю. Бодрякова и Н.Г. Фомина [12] на примере 8 задач авторы показывают, что геометрическая вероятность является эффективным «организатором» (менеджером) внутренних и внешних межпредметных связей математики. Сделана попытка дать характеристику новому типу мышления учащихся - вероятностно-статистическому мышлению, при котором человек понимает важность случайного в окружающей действительности, множественность и индетерминированность мира, понимает необходимость оценки (качественной и количественной) различных траекторий развития конкретной ситуации, владеет конкретными знаниями, умениями и навыками, позволяющими делать такие оценки.
В соответствии с УМК А.Г. Мордковича проводить отдельно контрольную по теме «Вероятность и геометрия» не имеет смысла.
В конце года при организации обобщающего повторения и подготовки учащихся к ЕГЭ можно включить задачи по всей теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», так как впервые в ЕГЭ 2012 г. была включена в часть В одна задача по вероятности.
Итак, как показал наш небольшой опыт, использование технологии творческих мастерских позволяет учителю на каждом уроке организовать различные виды самостоятельной работы учащихся, в том числе и индивидуальные. На каждом этапе такой работы осуществляется контроль знаний и умений учащихся, выявляются их затруднения. Кроме того, учащиеся систематически осуществляют само и взаимоконтроль. Все это способствует, как показывает практика, повышению интереса учащихся к выполняемой деятельности на уроке. Благодаря такой технологии, за сравнительно небольшое время (2-3 урока) учитель успевает не только изучить с учащимися новую тему, но и сформировать у них необходимые умения и навыки.
1. Лютикас, В.С. Факультативный курс по математике: теория вероятностей: учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк. - М., 1990.
2. Бунимович, Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики // Математика в школе. - 2002. - № 4.
3. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Методическое пособие для учителя (профильный уровень) /
A.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - М., 2010.
4. Егорченко, И.В. Методика изучения элементов комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики: учеб. пособие. -Саранск, 2011.
5. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для учащихся общеобраз. учрежд. (профильный уровень): в 2 ч. / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. М., 2010. - Ч. 1.
6. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень): в 2 ч. / под ред. А.Г. Мордковича. - М., 2010. - Ч. 2.
7. Абылкасимова, А.Е. Алгебра и начала анализа: учебник дл 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ (на казах. языке) / А.Е. Абылкасимова, И.Б. Бекбоев, А.А. Абдиев, З.А. Жумагулова. - Алматы, 2007.
8. Абылкасимова, А.Е. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ (на казахском языке) / А.Е. Абылкасимова, К.Д. Шойынбеков, В.Е. Корчевский, З.А. Жумагулова. - Алматы, 2010.
9. Методики и технологии обучения математике. Лабораторный практикум: учеб. пособие для студентов матем. фак-тов пед.ун.-тов / под науч. ред. В.В. Орлова. - М., 2007.
10. Окунев, А.А. Выстраивание собственного понимания школьного курса математики // Математика в школе. - 2007. - №1; 2007. - № 3.
11. Михайлова, Е.Ю. Педагогические мастерские как инновационные формы организации обучения математике / Е.Ю. Михайлова, РА. Утеева // Математическое образование: концепции, методики, технологии: сб. трудов IV Межд. науч. конф. «Математика. Образование. Культура», 231-24 апреля 2009 г. / под общ. ред. РА. Утеевой: в 3 ч. - Тольятти, 2009. - Ч. 2.
12. Бодряков, В.Ю. Геометрическая вероятность как эффективный менеджер межпредметных связей школьного курса математики /
B.Ю. Бодряков, Н.Г. Фомин // Математика в школе. - 2010, № 8.
13. Васильев, Н. Геометрические вероятности // Квант. - 1991. - № 1.
Bibliography
1. Lyutikas, V.S. Fakuljtativnihyj kurs po matematike: teoriya veroyatnosteyj: ucheb. posobie dlya 9-10 kl. sred. shk. - M., 1990.
2. Bunimovich, E.A. Veroyatnostno-statisticheskaya liniya v bazovom shkoljnom kurse matematiki // Matematika v shkole. - 2002. - № 4.
3. Mordkovich, A.G. Algebra i nachala matematicheskogo analiza. 11 klass. Metodicheskoe posobie dlya uchitelya (profiljnihyj urovenj) / A.G. Mordkovich, P.V. Semenov. - M., 2010.
4. Egorchenko, I.V. Metodika izucheniya ehlementov kombinatoriki, teorii veroyatnosteyj i matematicheskoyj statistiki: ucheb. posobie. - Saransk, 2011.
5. Mordkovich, A.G. Algebra i nachala matematicheskogo analiza. 11 klass: ucheb. dlya uchathikhsya obtheobraz. uchrezhd. (profiljnihyj urovenj): v 2 ch. / A.G. Mordkovich, P.V. Semenov. M., 2010. - Ch. 1.
6. Algebra i nachala matematicheskogo analiza. 11 klass: zadachnik dlya uchathikhsya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj (profiljnihyj urovenj): v 2 ch. / pod red. A.G. Mordkovicha. - M., 2010. - Ch. 2.
7. Abihlkasimova, A.E. Algebra i nachala analiza: uchebnik dl 11 klassov estestvenno-matematicheskogo napravleniya obtheobrazovateljnihkh shkol (na kazakh. yazihke) / A.E. Abihlkasimova, I.B. Bekboev, A.A. Abdiev, Z.A. Zhumagulova. - Almatih, 2007.
8. Abihlkasimova, A.E. Algebra i nachala analiza: uchebnik dlya 10 klassov estestvenno-matematicheskogo napravleniya obtheobrazovateljnihkh shkol (na kazakhskom yazihke) / A.E. Abihlkasimova, K.D. Shoyjihnbekov, V.E. Korchevskiyj, Z.A. Zhumagulova. - Almatih, 2010.
9. Metodiki i tekhnologii obucheniya matematike. Laboratornihyj praktikum: ucheb. posobie dlya studentov matem. fak-tov ped.un.-tov / pod nauch. red. V.V. Orlova. - M., 2007.
10. Okunev, A.A. Vihstraivanie sobstvennogo ponimaniya shkoljnogo kursa matematiki // Matematika v shkole. - 2007. - №1; 2007. - № 3.
11. Mikhayjlova, E.Yu. Pedagogicheskie masterskie kak innovacionnihe formih organizacii obucheniya matematike / E.Yu. Mikhayjlova, R.A. Uteeva // Matematicheskoe obrazovanie: koncepcii, metodiki, tekhnologii: sb. trudov IV Mezhd. nauch. konf. «Matematika. Obrazovanie. Kuljtura», 231-24 aprelya 2009 g. / pod obth. red. R.A. Uteevoyj: v 3 ch. - Toljyatti, 2009. - Ch. 2.
12. Bodryakov, V.Yu. Geometricheskaya veroyatnostj kak ehffektivnihyj menedzher mezhpredmetnihkh svyazeyj shkoljnogo kursa matematiki / V.Yu. Bodryakov, N.G. Fomin // Matematika v shkole. - 2010, № 8.
13. Vasiljev, N. Geometricheskie veroyatnosti // Kvant. - 1991. - № 1.
Статья поступила в редакцию 25.07.12
УДК 37.0
Kurnikov D.V. THE INTENSION «PEDAGOGICAL SUPPORT IN EDUCATION». The author analyzes the intension «The Pedagogical support» in the modern educational process. The works of the domestic researcher O.S. Gazman are the basis for studying of the given term. The basic characteristics, the purpose and conditions of the pedagogical support are considered in the article.
Key words: the pedagogical support, Oleg Semenovich Gazman’s work, the characteristic of the pedagogical support, the ideology of the pedagogical support, the program «Class Teacher».
Д.В. Курников, аспирант Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОБРАЗОВАНИИ»
Автор анализирует содержание термина «педагогическая поддержка» в современном образовательном процессе. Основой для изучения данного термина являются работы отечественного исследователя О.С. Газманова. В статье рассматриваются основные характеристики, цель и условия педагогической поддержки в образовательном процессе.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, работа Газман Олега Семёновича, характеристика педагогической поддержки, идеология педагогической поддержки, программа «Классный воспитатель».
Новейшие тенденции в изучении сущности понятия «педагогическая поддержка» связаны со смещением интереса исследователей на изучение предельных моментов, возникающих в тех случаях, когда позитивное решение в проблемно-конфликтной ситуации крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения.
Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка [1]. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности [2].
М. Монтессори определяет педагогическую поддержку как: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам» [3].
Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.
О.С. Газман, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы по-
мочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.
При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.
Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович Газман пришёл к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации.
Не случайно, он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. Следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.
Целью педагогической поддержки является «выращивание» субъектной позиции ребенка. Такой, которая предполагает: а) наличие развитого сознания, способного к самостоятельному