Научная статья на тему 'Развитие исследований в области методики обучения взрослых'

Развитие исследований в области методики обучения взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие исследований в области методики обучения взрослых»

Л.Л. Горбунова, кандидат педагогических наук

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИИ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Исследованию методических проблем становления и развития образования взрослых в нашей стране всегда уделялось большое внимание. Огромное расширение поля приложений современной науки вызвало необходимость массовой подготовки специалистов с высшим и средним техническим образованием для нужд народного хозяйства. В связи с этим возросли требования, которые предъявлялись, в частности, к изучению математики и физики в общеобразовательной школе.

В составе Ленинградского отделения АПН с момента его открытия (1946) функционировал сектор методики физико-математических предметов.

Работы ученых-методистов этого сектора приобрели широкую известность и стали методологической основой построения содержания обучения математике и физике в школе и становления идей онтодидактики. В 1946-1962 гг. в Ленинградском филиале АПН, а затем в НИИ педагогики и НИИ вечерних школ АПН РСФСР в качестве методиста по математике работал профессор П.А.Ком-панийц. Уникальность создавшейся в послевоенные годы ситуации в общем образовании — массовый характер обучения в средней школе — вызвала потребность в поиске новых методических подходов и идей в преподавании. П.А.Компанийц на большом экспериментальном материале изучил проблемы сознательности усвоения знаний, преемственности и взаимосвязи отдельных разделов курса математики в школе. Книгами «Простейшие графические расчеты в школьном курсе математики»(1957); «Особенности преподавания геометрии в связи с арифметикой в 1-6 классах» (1961) пользовалось не одно поколение учителей.

Одним из создателей отечественной методики физики был профессор, чл.-корр. АПН РСФСР (с 1944), заслуженный деятель науки РСФСР (с 1959) П.А.Знаменский. Он возглавлял

(до 1960) сектор методики физико-математических предметов Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР. Основываясь на том, что многообразие, сложность и взаимосвязанность предметов и явлений действительности не могут быть раскрыты, оставаясь строго внутри отдельной дисциплины — физики, П.А.Знаменский исследовал взаимосвязи общего образования с политехническим и профессиональным обучением. Его труды, посвященные практическим работам по электротехнике в школе (1957), введению курсов механики и машиноведения в средней школе

(1959), оборудованию кабинетов физики в школе (1954), изучению вопросов системы воспитания учащихся на уроках и во внеклассной работе по физике, оставались актуальными в течение многих лет. П.А.Знаменский — автор выдержавших более 10 изданий учебника для учителей «Методика преподавания физики в средней школе» ч. 1-2 и «Сборника вопросов и задач по физике» для 8-9 классов средней школы.

С 1960 года проблема развития методики обучения физике и математике была связана со становлением и развитием вечернего образования. Система общего среднего вечернего образования в России начала складываться еще в годы Великой Отечественной войны. В соответствии с постановлениями СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (июнь 1943) и «Об организации вечерних школ сельской молодёжи» (июнь 1944) в нашей стране стала создаваться сеть школ рабочей молодежи и школ сельской молодежи, в дальнейшем (с 1958) получивших название вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ. Термин «вечернее образование» был принят условно: занятия в вечерних школах проводились в дневное и вечернее время в зависимости от условий (сменности) производственной работы учащихся. Новая форма общего образования взрослых — заочная школа — возникла в 1946 г. Тогда же правительством

Естественно-научное образование взрослых - один из компонентов общеинтеллектуального развития человека, освоения новых профессий и развития творческих способностей.

было принято постановление о льготах и преимуществах для учащихся, обучающихся в школах работающей молодежи.

В конце 50-х и начале 60-х годов прошлого столетия в нашей стране отмечался постоянный рост числа общеобразовательных школ взрослых. Тысячи представителей работающей молодежи и взрослых, не получивших в годы Великой Отечественной войны среднего образования, поступали в вечерние и заочные школы. В Советском Союзе их число в 1960 году было в два раза больше, чем в первые послевоенные годы. Закон 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» поставил задачу в течение ближайшего десятилетия осуществить в стране обязательное 8-летнее обучение молодежи, занятой в народном хозяйстве. Все это привело к еще более стремительному росту контингента учащихся школ взрослых. Во многом задачи перехода к всеобщему среднему образованию решались через широкую сеть вечерних (заочных, смешанных) школ, в которых имела возможность завершить среднее образование молодежь, работающая на производстве. В решении проблем восьмилетнего, а затем и среднего образования взрослых принимала непосредственное участие Академия педагогических наук.

Следует отметить, что до 1960 г. в составе АПН был лишь один небольшой сектор при Институте методов обучения в Москве, занимавшийся образованием работающей молодежи. В 1960 г., в соответствии с постановлением бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР, в Ленинграде — на базе НИИ педагогики — был создан НИИ вечерних (сменных) и заочных средних школ. Он должен был стать центром научно-исследовательской работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса в школах взрослых. В задачу института входила разработка специфических для вечерней школы программ, учебников, учебно-методических пособий, учитывающих возраст, условия работы и обучения различных групп трудящихся. Вновь созданному институту предстояло решить многоаспектные актуальные задачи, связанные с повышением образовательного уровня миллионов трудящихся. Институт должен был разрабатывать более рациональные для условий города и сельской местности формы вечернего и заочного среднего образования, исследовать вопросы содержания образования, методики обучения и воспитания учащихся вечерних и заочных школ, проводить экспериментальные исследования по вопросам взаимосвязи формирования знаний с жизненным (в том числе производственным) опы-

том учащихся, а также по вопросам их самообразовательной деятельности. В состав института вошла Педагогическая лаборатория (сектор школ рабочей молодежи (Москва). К моменту создания НИИ разработка сотрудниками института проблем обучения в школах взрослых сталкивалась с объективными трудностями — почти полным отсутствием в отечественной и зарубежной литературе фундаментальных трудов, посвященных педагогике взрослых, психологии их обучения и методике обучения отдельным учебным предметам. В истории педагогики не было до сих пор широкого научного анализа деятельности школ взрослых и анализа особенностей обучения соответствующего контингента учащихся. Немногочисленные исследования периода 20-х и начала 30-х годов прошлого столетия затрагивали в основном проблемы начального образования трудящихся, а после кончины Н.К.Крупской вопросами образования взрослых в нашей стране, если не считать отдельных научных сотрудников АПН, фактически никто не занимался. В этой связи основными методами исследования НИИ могло стать и стало изучение, обобщение массовой практики работы вечерних и заочных школ при параллельной организации опытно-экспериментальной работы в данном типе учебных заведений. Изучалась также литература, отражающая вопросы обучения взрослых. В работе А.В.Даринс-кого «Какие программы нужны для вечерних и заочных школ» (Советская педагогика. — 1968. -№ 6. — С.60-68) отмечалось, что, в отличие от массовой школы, в вечерней и заочной школе имеются очень большие различия между V—VIII и старшими IX—XI классами в задачах обучения, специфике контингента и сроках обучения, поэтому вопрос о программах для этих классов следует рассматривать отдельно. Для преподавания математики и физики огромное значение имело установление факта, что учащиеся, имеющие большой перерыв в учебе, фактически утрачивают опорные знания. Например, если учащийся в возрасте 19 лет приходил в 7 класс, это означало, что перерыв в учебе у него — минимум 4 года. Программа для такого ученика, как отмечал А.В.Даринский, должна включать существенную по объему повторительную часть.

В центре внимания исследований методики преподавания физики и математики в вечерних школах находились такие проблемы, как:

• преемственность содержания обучения математике и физике в дневной и вечерней школах;

• особенности содержания обучения и планирование учебного материала в программах и учебниках V-VIII и !Х-Х! классов вечерних и заочных школ;

• оптимальные организационные формы для обучения различных групп работающей молодежи и взрослых в условиях города и села (очное обучение, заочное обучение, ускоренное обучение);

• разработка методов обучения учащихся вечерних и заочных школ.

Ученые-методисты решали проблемы, учитывающие специфику обучения конкретным учебным дисциплинам в вечерних и заочных школах -особый контингент учащихся, число часов, их распределение по классам, наличие или отсутствие специальных пособий для работающих учащихся и пр. В период 60—70-х годов актуальными задачами для ученых-методистов были отбор материала для изучения учащимися разных классов, составление тематического планирования по математике и физике, разработка принципов создания специальных учебников для учащихся школ взрослых, изучение вопросов использования жизненного опыта взрослых учащихся в учебном процессе, развитие умений самостоятельной работы.

Все методические материалы были экспериментально проверены в вечерних или заочных школах — в 82-й Ленинградской экспериментальной вечерней школе АПН РСФСР, а также в ряде опорных школ института в Ленинграде, Москве,

Горьком, Волгограде, Свердловске и других городах страны.

Методисты по математике исследовали проблемы, связанные с совершенствованием содержания и методов обучения в вечерней и заочной школах, изучали возможности опоры на жизненный опыт учащихся. В результате были разработаны проекты программ для различных классов школ взрослых и опубликован труд Г.Д.Глейзера и др. «Геометрия. Пособие для классов вечерних (сменных) школ с ускоренным прохождением курса восьмилетней школы» (1967), выдержавший несколько переизданий. В 1968 году Министерством просвещения РСФСР были утверждены Программы вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы по математике ^-Х! классы). Программы по математике для вечерних школ отличались от программ массовых школ незначительно. Учебный процесс был увеличен на один год. Отличие в организации учебной работы особенно заметно в заочных школах, где изложение узловых и наиболее сложных вопросов программы производилось на так называемых групповых консультациях. Индивидуальная

помощь учащимся осуществлялась главным образом на индивидуальных консультациях, а проверка усвоения учащимися программного материала проводилась путем приема зачета по каждой теме. Зачетная система проверки знаний учеников нашла применение также в практике работы вечерних школ, в дальнейшем и в старших классах массовых школ.

Одной из важнейших проблем преподавания математики в вечерних (сменных) школах была ликвидация пробелов в знаниях учеников по различным разделам школьного курса. Пробелы появлялись в результате пропусков части занятий отдельными учениками (что часто имеет объективные причины — работа в сменах, служебные командировки, выполнение семейных обязанностей), а также и потому, что в вечерние (сменные) школы иногда приходят учащиеся, имеющие длительные перерывы в учебе. Кроме того, многие из них выбывали из массовых школ именно в связи с наличием больших пробелов в знаниях, в частности, чаще всего, по математике. Дефицит времени осложнял положение. Как при заочной, так и при вечерней формах обучения бюджет учебного времени большинства учеников был очень ограничен. Ученик-заочник 2-3 раза в неделю должен был посещать групповые консультации, 1-2 раза — индивидуальные, один раз в неделю, как правило, отводился на сдачу зачета. В вечерних (сменных) школах — 4 дня обязательных занятий, 1-2 раза в неделю проводились индивидуальные консультации. Следовательно, на самостоятельную домашнюю работу тем, кто сочетает учебу с работой на производстве, времени остается совсем мало, к тому же многие ученики вечерних (сменных) и заочных школ не имели достаточных навыков самостоятельной работы над учебными материалами. В 1968 г. А.С.Фомченко были опубликованы методические рекомендации «Обучение математике в V-VIII классах вечерней школы», в которых обобщен опыт работы многих учителей математики вечерних школ.

А.В.Даринский в статье «Что нужно сделать (К проблеме повышения качества знаний учащихся вечерней и заочной школы)», опубликованной в журнале «Народное образование» (1968. — № 4. — С.82-86), предлагал перестроить учебный материал по математике, физике и другим естественно-научным предметам, сократив его за счет уменьшения фактического материала. Другим способом улучшения качества знаний по

Гуманитарное образование взрослых - основа духовно-нравственного становления личности, средство приобщения к миру культуры.

физике и математике виделось дифференцированное обучение.

Работы методистов по математике Л.З.Нас-пер, А.С.Фомченко и др., построенные на основе дифференцированного подхода, широко использовались институтами усовершенствования учителей и создали основу для дальнейшего развития методики обучения этому предмету в 70— 80-е годы прошлого столетия.

В этот период Г.Д.Глейзером были изданы методические пособия и рекомендации для учителей вечерних и массовых общеобразовательных школ — в 1982 году издано учебное пособие для 9-11 классов вечерней (сменной) школы «Алгебра и начала анализа», которое выдержало несколько переизданий, в некоторых вечерних школах оно используется до сих пор.

Исследования в области физики были в основном направлены на совершенствование содержания обучения, разработку специфических программ для школ взрослых, специальных учебников, учитывающих потребности учащихся-про-изводственников и их жизненный опыт. Исследования, проводившиеся под руководством А.М.Ченобытова, завершились написанием пособия А.М.Ченобытова и др. «Физика для VI-VII классов вечерней (сменной) школы» (1964), выдержавшего семь переизданий и переведенного на другие языки в союзных республиках. Тем же авторским коллективом было создано пособие для учителей «Преподавание физики в VI-VII классах вечерней школы» (1965). В 1969 г. Коллегия Министерства просвещения СССР утвердила «Программы по физике для VI-XI классов вечерней (сменной) школы», по которым длительное время занимались все вечерние и заочные школы страны.

В 1970-1980-х годах изданы основополагающие работы А.Е.Марона по методике препо-

давания физики в вечерних и заочных школах. Среди них: «Учебные задания по физике для подготовки учащихся 9-11 классов к зачетам», «Зачетная проверка знаний по физике», «Дифференцированные задания по физике» (1970), «Учебные задания к зачетам по физике для учащихся вечерних школ», «Опорные конспекты по физике» (1972), «Задания для учащихся-заочни-ков» (1974), «Поурочные конспекты по физике» (1978), «Методика учебных занятий по физике» и ряд других изданий (всего в течение 19701980гг. было издано более 20 книг по методике физики). Учитель получал уникальные издания, ценность которых определялась и тем, что автор — ученый-методист — многие годы был практикующим учителем физики вечерней школы.

В последующие годы вопросы методики преподавания физики и математики в вечерних школах исследовались в рамках проблемы общего образования взрослых (проектирование содержания и технологий), разрабатываются и издаются учебники, учебные пособия, сборники задач для вечерних и массовых общеобразовательных школ, а также различные варианты методического сопровождения учебного процесса.

Проделанный методистами — физиками, математиками — труд создал основу для становления и дальнейшего совершенствования методики преподавания в вечерней школе, экстернате, в системе открытого образования взрослых.

Общее среднее образование взрослого человека является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и технические процессы. Становление и развитие методики обучения взрослых в России представляет интерес как важнейшая область методологии современной андрагогики и общей теории образования взрослых.

Информационная культура взрослых - средство вхождения в мир постиндустриального общества, инструментальная основа опережающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.