Научная статья на тему 'О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (70-е начало 80-х гг. XX в.)'

О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (70-е начало 80-х гг. XX в.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фуксон Л. М.

На основе архивных документов рассмотрены особенности комплектования школ и учреждений народного образования педагогическими кадрами, анализируются методы работы областного отдела народного образования по решению кадровой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фуксон Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About personnel selection of a regional department of national education in

On the basis of archival documents features of acquisition of schools and establishments of national education are considered by the pedagogical staff, methods of work of a regional department of national education under the decision of a personnel problem are analyzed.

Текст научной работы на тему «О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (70-е начало 80-х гг. XX в.)»

О кадровой политике областного отдела народного образования УДК 947 (470.26)

Л.М. Фуксон

О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (70-е — начало 80-х гг. XX в.)

На основе архивных документов рассмотрены особенности комплектования школ и учреждений народного образования педагогическими кадрами, анализируются методы работы областного ----

отдела народного образования по решению кадровой проблемы. 47

On the basis of archival documents features of acquisition of schools and establishments of national education are considered by the pedagogical staff, methods of work of a regional department of national education under the decision of a personnel problem are analyzed.

В 70-е годы прошлого столетия народное образование России предпринимало поистине отчаянные усилия для достижения основной цели — всеобщего обязательного среднего образования. Но темпы достижения этой цели оказались явно завышенными. Средний всеобуч требовал соответствующей учебно-материальной базы, подготовленных учителей, литературы и учебников. Надо было объединить усилия той триады, о которой шла речь еще в Законе о школе 1958 г.: средней общеобразовательной и вечерней школы, профессионально-технических училищ и техникумов. К сожалению, достичь поставленной цели в 70-х и 80-х годах не удалось, хотя цифры по Калининградской области были достаточно высокими: 95 % учащихся и выше обучались по программам среднего общего образования.

В 80-х годах об обязательном всеобщем среднем образовании речь уже не шла, говорили просто о среднем всеобуче [1, с. 108].

Однако на местах эти требования еще имели определенную инерционность, что отражалось в директивных установках облоно, в частности по подбору, воспитанию педагогических кадров общеобразовательных школ и повышению их деловой квалификации. Например, в 1975 году облоно декларировало, что в своей деятельности «основное внимание сосредоточивает на повышении личной ответственности руководителей органов народного образования, школ и внешкольных учреждений за содержание и улучшение всей учебно-воспитательной работы, улучшении качественного состава руководящих и учительских кадров, особенно школ сельской местности, повышении научно-теоретического и методического уровня преподавания основ наук, привитии учащимся трудовых навыков и умений, закреплении их в сельскохозяйственном производстве, обеспечении всей молодежи всеобщего среднего образования» [2, л. 73].

Вторую половину 70-х годов народное образование области начинало с достаточно качественным руководящим составом (табл. 1)

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 47—56.

Таблица 1

Качественный состав работников народного образования, 1975/76 учебный год [2, л. 75]

48

Образование Возраст, лет

Должностные Количество, До 40 От 40 до 50 0 ю е в ы Свы

категории чел. Высшее Среднее

Инспектора облоно 11 11 2 9

Заведующие райгороно 22 22 6 14 3

Инспектора райгороно 33 31 2 11 22

Директора средних школ 138 138 29 68 41

Более того, руководство народным образованием принимало все меры для дальнейшего повышения идейно-теоретического уровня и деловой квалификации учителей, руководителей школ и отделов народного образования.

Только за последние три года курсовую переподготовку в институте усовершенствования учителей прошли 6420 педагогов и организаторов народного образования, в том числе: директоров школ — 152 человека, заместителей директоров школ — 146, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы — 115, директоров вечерних и заочных школ — 30, заместителей директоров вечерних и заочных школ — 30 человек. Кроме того, 142 директора и заместителей директора закончили курсы по изучению технических средств обучения. В течение 1975/76 учебного года 32 директора средних школ прошли курсовую переподготовку на факультете повышения квалификации директоров при Калининском госуниверситете (по разнарядке Министерства просвещения РСФСР).

За этот же период около 25 тыс. человек побывали на различных семинарах по важнейшим вопросам содержания и методики преподавания. Особое внимание уделялось подготовке учителей русского языка и математике к работе по новым программам. За это время курсы прошли 645 учителей русского языка и 1068 учителей математики.

В связи с введением курса «Основы Советского государства и права» 233 учителя обучались на курсах летом 1975 года и 33 человека окончили годичные курсы.

По данным облоно, улучшилась ситуация с комплектованием школ учительским составом. В сравнении с 1970 годом отсев учителей уменьшился в два раза: (713 человек выбыло из области в 1970 году и 363 — в

1975 году), хотя все еще продолжал оставаться большим. Но облоно уже

могло справиться и с такой нехваткой учителей: к началу 1975/76 учебного года в школы области было направлено 400 молодых специалистов, из них 329 — в сельские школы [2, л. 80; 4, л.22].

Во второй половине 70-х годов на проблемы народного образования особое внимание обратили партийные органы. Естественно, этому способствовал ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которыми были, собственно говоря, обозначены эти самые проблемы. Торможение процесса перехода к всеобщему обязательному среднему образованию серьезно влияло на имидж первого социалистического государства, в то время вполне обоснованно гордившегося своими достижениями в области образования. Руководством страны делалось, казалось, все возможное, чтобы достичь заявленной цели. Но успех все не приходил. Следовательно, причину отставания надо было искать на местах.

Проблемы народного образования были действительно весьма серьезными, обком КПСС постарался детально разобраться в них, а важность поставленной перед партийным руководством задачи подчеркивало то обстоятельство, что материалы проверки официально получили гриф «секретно» [5, л. 117—125].

Прежде всего, обком Коммунистической партии уделил особое внимание подбору и воспитанию педагогических кадров в общеобразовательной школе.

Для проведения проверки отдел науки и учебных заведений обкома партии привлек членов и кандидатов в члены обкома КПСС, партийных, советских и комсомольских работников. Проверка была обстоятельной. В феврале-апреле 1977 года была детально изучена деятельность облоно, ряда гороно и роно, проанализированы материалы о работе института усовершенствования учителей по повышению квалификации учительских кадров в связи с переходом на новое содержание обучения. Проверяющие посетили свыше 350 уроков и внеклассных мероприятий в 57 школах.

В ходе проверки изучалась деятельность местных партийных и советских органов власти в двенадцати городах и районах — Калининграде, Багратионовском, Гусевском, Краснознаменском, Озерском, Не-стеровском, Черняховском и некоторых других районах — по организации работы с кадрами учреждений народного образования.

Деятельность учреждений народного образования проверялась за период с 1971 по 1976 год. Такой период позволил выявить тенденции и направления развития процесса кадровой деятельности отделов народного образования и руководства школ, более отчетливо увидеть достижения и недостатки в этой работе, масштабы сделанного.

За 1971 — 1976 годы в общеобразовательные школы было направлено 1835 педагогов высшей и средней квалификации, в том числе 869 — в сельские. За этот период 217 учителей, воспитателей и старших пионервожатых закончили заочные отделения педагогических вузов, продолжали учебу еще 250 человек. На период проверки в области работали 314 общеобразовательных школ, 39 вечерних, заочных школ и отделений, в которых трудилось 7729 педагогов. Произошли изменения в улучшении качественного состава руководящих кадров (табл. 2).

49

Таблица 2

Качественный состав руководящих кадров общеобразовательных школ [5, л. 118]

50

Категория руководящего состава 1971 1977

Всего В том числе Всего В том числе

С высшим об-разова-нием С пед. стажем свыше 5 лет С выс-шим образованием С пед. стажем свыше 5 лет

Директора средних школ 165 165 160 177 177 176

Директора восьмилетних школ 119 107 104 108 106 101

Заместители директоров средних школ 196 175 174 209 209 196

Заместители директоров восьмилетних школ 95 80 84 68 67 61

Организаторы внеклассной и внешкольной работы 122 113 92 134 131 115

Проверяющие особо отметили, что в области сложилась определенная система в работе по повышению идейно-теоретического уровня и профессионального мастерства руководящих и учительских кадров. Во всех городах и районах были созданы методические секции, в средних школах — методические объединения, работали городские и районные методические кабинеты. Ежегодно при институте усовершенствования учителей повышали свою квалификацию около 1500 педагогов. При Калининградском, Балтийском, Гусевском горкомах, Ленинградском, Октябрьском, Центральном и некоторых других райкомах партии для учителей и руководителей школ были организованы лектории, с ними регулярно проводятся семинары, совещания. Прочно вошло в практику проведение педагогических чтений, научно-практических и научно-теоретических конференций.

В области уже второй год шла аттестация учителей. Из 1700 аттестованных педагогов, каждый третий получил высокую оценку за свою педагогическую деятельность. В ряде районов — Гвардейском, Озер-ском, Полесском — несколько больше стало уделяться внимания улучшению жилищно-бытовых условий педагогов, охране их здоровья. За последние три года около 600 учителей области получили благоустро-

енное жилье, в том числе 359 — в сельской местности. В течение 1971 —

1977 годов в санаториях и домах отдыха находились на лечении и отдыхе более 1,5 тыс. педагогов по бесплатным и льготным путевкам, свыше 2 тыс. — направлялись в профилактории и базы отдыха.

Принятые меры, делали вывод проверяющие, «оказали положительное влияние на повышение качества обучения и воспитания школьников, завершение перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Свыше 98 % выпускников восьмых классов в текущем году получают общее или специальное среднее образование. За последние шесть лет почти в три раза сократилось число второгодников» [5, л. 119].

Естественно, положительными отзывами дело не ограничилось. Любая проверка того времени было направлена и на выявление негативных сторон деятельности. Вполне обоснованно считалось, что устранение недостатков автоматически приведет к общему улучшению того или иного процесса.

Оказалось, что во многих школах не хватало преподавателей, значительное количество учителей не имели соответствующего образования. Требовалось 250 специалистов, в том числе 80 учителей математики, 65 — русского языка и литературы, 27 — немецкого языка, 22 — биологии, 18 — истории, 16 — физики и других предметов. В Гусевском районе каждый пятый учитель математики и немецкого языка, каждый шестой учитель физики не имели высшего образования. В Гурьевском районе из 43 учителей — математики 5 человек, в Озерском из 27 — 6, в Краснознаменском районе из 10 биологов 2 не соответствовали требуемому уровню образования. Школы испытывали потребность в квалифицированных учителях трудового обучения, пения, черчения, рисования и физического воспитания.

Материалы проверки отразили совершенно неудовлетворительное отношение органов власти в районах и городах к жилищно-бытовому положению учителей. Отсюда работа по закреплению учителей в школах, особенно молодых специалистов, была явно недостаточной. Между тем там, где проблема с жильем для учителей решалась своевременно, текучести кадров удавалось избежать. Например, в Полесском районе за 1975 — 1978 годы учителям было предоставлено 45 квартир (больше, чем в Гурьевском и Зеленоградском районах вместе взятых), учительский состав не только оставался на постоянное место жительства, но и рос в профессиональном отношении: практически все учителя 4 — 10 классов по основным дисциплинам имели высшее образование, 24 % выпускников школ поступили в вузы и техникумы [9, л. 25].

В это время начинают меняться принципы кадровой политики об-лоно, который наконец-то получил возможность вести подбор кадров. Поток прибывающих учителей в область сократился (около 150 человек в год), но так как острого дефицита (по сравнению с предыдущими десятилетиями) уже не было, то можно было выбирать нужных специалистов с учетом их профессиональной подготовки, личных и иных качеств. Правда, такой возможностью пользовались не всегда.

52

Допускались ошибки и при подборе руководящих кадров, мало выдвигалось молодых педагогов, прошедших школу общественно-политической жизни. В результате, существовала большая текучесть руководителей школ. За 1971—1976 годы из 697 директоров и их заместителей сменилось 310 человек, 38 из них были освобождены за неудовлетворительное руководство педагогическим коллективом и по ряду других причин.

Основной вывод, который был сделан по результатам этой проверки, заключался в том, что руководство народным образованием области в решении проблемы подбора и воспитания педагогических кадров делало практически все возможное. Успехи были налицо. Были и упущения в работе. Но значительно больше влияло на результативность этой работы недостаточное внимание к проблемам народного образования на местах. В чем, видимо, можно было упрекать руководителей отделов народного образования всех уровней, так это в их недостаточной настойчивости в решении ряда вопросов, прямо влияющих на качество работы по подбору и воспитанию учительских кадров.

Семнадцатого мая 1977 г. вышло постановление бюро обкома КПСС «О работе отдела народного образования по подбору и воспитанию педагогических кадров в общеобразовательных школах области», в котором даны оценки результатам проверки. Чтобы успешно реализовать основные положения данного постановления, в облоно был составлен план организационных и педагогических мероприятий. Задачу сформулировали просто: до 1980 года все сельские общеобразовательные школы обеспечить учителями основных предметов с высшим образованием. Кроме того, планировалось активизировать работу курсов подготовки резерва руководящих кадров, совершенствовать систему переподготовки педагогических кадров при институте усовершенствования учителей, проводить аттестацию учителей, улучшать деятельность университета педагогических знаний при областном Доме просвещения, проводить кустовые семинары заведующих районных и городских отделов и руководителей школ по актуальным вопросам учебно-воспитательной работы [8, л. 31 — 32].

Работа с молодыми специалистами переводилась на качественную основу. Не просто шло комплектование и закрепление молодых учителей на местах, но облоно требовал «подключения», более активного привлечения их к жизни города, района: для них проводились экскурсии на предприятия, в колхозы и совхозы, лекции и беседы по проблемам политики, экономики, науки и культуры, встречи с партийными, советскими и хозяйственными руководителями, комсомольскими и пионерскими работниками. Молодые учителя вовлекались в разнообразную и содержательную общественно-политическую жизнь.

Естественно, партийное влияние оказалось значительным при совершенствовании всей системы народного образования, тем более в период перехода на новое содержание обучения. Однако вся тяжесть этой работы лежала все-таки на органах народного образования, учительских коллективах. В 1978 году все директора средних школ (140), их

заместители по учебно-воспитательной работе (124), организаторы внеклассной и внешкольной работы (127), 102 из 104 директоров восьмилетних школ и все заместители директоров (63) имели высшее образование. К началу 1977/78 учебного года в школы области было направлено 233 молодых специалиста с высшим образованием и 131 — со средним. На 10 сентября 1977 года все школы области были укомплектованы учителями [3, л. 35].

Постановление обкома КПСС от 17 мая 1977 года предусматривало периодические отчеты облоно о его работе с учительскими кадрами. Особое внимание в этих отчетах уделялось организационной работе облоно, обкома профсоюза работников просвещения, заведующих роно и гороно.

В справке, подготовленной облоно в июне 1979 года, сообщалось, что работа по совершенствованию кадровой политики продолжается, и весьма активно.

В частности, на коллегиях облоно были рассмотрены вопросы: «О работе Озерского районо по выполнению рекомендаций, данных учителям в ходе проверки» (26 апреля 1978 г.), «Об итогах проведения областного смотра жилищно-бытовых условий учителей сельских школ» (30 мая 1978 г.), «О работе отдела народного образования Озерского райисполкома и райкома профсоюза с педагогическими кадрами сельских школ в свете постановлениия ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (15 сентября 1978 г.). Вопросы работы с педагогическими кадрами нашли отражение и на областном съезде учителей в марте

1978 г. [8, л. 81].

В целях совершенствования профессионального мастерства, уровня методической подготовки облоно удалось привлечь к чтению лекций и проведению практических занятий с учительским составом ведущих специалистов российской педагогической науки и ответственных работников местного уровня: Л.С. Бахмутову (НИИ содержания и методов обучения АПН СССР), Л.Н. Богомолова (МГПИ им. В.И. Ленина), В.Г. Маранцмана (ЛГПИ им. А.И. Герцена), Л.Э. Сокол (Латвийский университет), В.С. Малаховского, В.Р. Пануса, В.С. Гречишкина (КГУ), В.Я. Рубанович, С.С. Стецурина (КТИ), В.Н. Шамардина, В.В. Криво-шеева, Е.Г. Моисеева (обком КПСС), В.В. Богданчикова (облисполком) и др.

За 1977—1978 годы облоно и институт усовершенствования учителей изучил и обобщил опыт 18 педагогических коллективов и более ста учителей, в частности: М.И. Ахметшиной (средняя школа № 24 г. Калининграда), Л.Г. Бабарыки (средняя школа № 4 г. Советска), М.Г. Есисо-вой (Чапаевская средняя школа), Г.И. Матьяс (Низовская средняя школа), Л.М. Панасюка (средняя школа № 27 г. Калининграда), И.А. Шуйского (средняя школа № 10 г. Советск). Опыт их работы был распространен среди учителей области.

В области продолжалось совершенствование школьной сети, оказывающей решающее значение на укомплектование школ учительскими

54

кадрами. Так, доля средних школ с 1966 по 1978 г. увеличилась в 2,5 раза (в 1966 г. средние школы составляли всего 20 % от общего количества школ). На 4/5 уменьшилось число малокомплектных начальных и восьмилетних школ. Таким образом, 99% учащихся в 1978/79 учебном году обучались в средних и восьмилетних школах, укомплектованных учителями-специалистами по всем предметам учебного плана [7, л. 5].

Продолжились качественные изменения в учительских рядах. В целом по области 96,5 % учителей, ведущих основные предметы в 4—10-х классах, имели высшее образование, 3,1 % — незаконченное высшее, 0,4 % — среднее. За два предыдущих года произошел рост (с 88,4 до 93 %) числа учителей с высшим образованием в сельских школах, с 22,9 до 27 % — в начальных классах всех типов школ. Улучшился качественный состав учителей в Краснознаменском, Черняховском, Гусевском, Озерском, Багратионовском районах, г. Калининграде.

Облоно вынужден был все более неукоснительно соблюдать требование приказа Министерства просвещения РСФСР № 68 за 1976 год о переводе учителей, не имеющих высшего образования и не обучающихся заочно, воспитателями групп продленного дня, а на их место в качестве преподавателей основных предметов в 4 — 10-х классах назначать молодых специалистов [8, л. 36]. В течение 1979/80 учебного года 40 учителей из 128, ведущих в старших классах основные предметы, не имеющих высшего образования и не повышающих профессиональный уровень путем обучения в вузах, были переведены в группы продленного дня, 20 — ушли на пенсию [8, л. 79].

Во второй половине 70-х годов в школах области началась аттестация учителей, цель которой — коренным образом изменить отношение учительского состава к своему профессиональному росту.

В соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР № 164 от 29 мая 1975 года «Об аттестации учителей общеобразовательных школ», Положения об аттестации, отдел народного образования облисполкома составил перспективный план проведения аттестации на

1976 — 1980 годы.

Так, в 1978 году было аттестовано 1479 учителей (26,5 % от количества, подлежащих аттестации). Аттестация выявила значительную часть учителей, добившихся больших успехов в учебно-воспитательной работе (29,5 %). Е.Д. Коршунова — учительница математики средней школы № 10 Центрального района, В.В. Радевич — учительница начальных классов средней школы № 3 г. Светлого, М.И. Фадеева — учительница химии средней школы № 1 Центрального района получили звание «старший учитель». Свыше половины (58,6 %) учителей были признаны соответствующими занимаемой должности безусловно, а 17,9 % аттестованных — соответствующими занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций [6, л. 36 — 37].

Необходимо отметить, что аттестация, несмотря на изначально присущий ей формальный принцип, тем не менее способствовала повышению уровня внутришкольного руководства и контроля. Так, было больше посещено уроков, возросло количество внеклассных мероприя-

тий, углубился их анализ. Аттестация играла положительную роль уже в том, что к повышению квалификации удалось привлечь тех учителей, которые по ряду причин оставались вне процесса переподготовки в течение нескольких лет.

В 1980 году завершился первый цикл аттестования. Объективная оценка пяти лет напряженной аттестационной работы показала, что происходил рост образовательного уровня и деловой квалификации учителей: за 1976—1980 годы 511 человек (63 %) из 836 выполнили рекомендации, пройдя курсовую подготовку, обучаясь заочно в высших и средних учебных заведениях, посещая семинары при институте усовершенствования учителей, уроки высококвалифицированных педагогов, в том числе учителей-методистов и старших учителей.

После всесоюзного съезда учителей 1978 года в учительской среде все активнее начали разворачиваться дискуссии о дальнейшей судьбе народного образования страны.

Руководящие документы возлагали на школу и учителей значительную долю ответственности за подготовку молодежи к труду в сфере материального производства. Политехническое и трудовое обучение, профессиональная ориентация учащихся должны были стать неотъемлемой частью деятельности каждой школы, каждого учителя. Вместе с тем образование и воспитание в труде необходимо было грамотно организовать. Поэтому в школах начали практиковать открытие кабинетов профессиональной ориентации и центров профессиональных консультаций, лектории и встречи с представителями различных профессий, профориентационные выставки, стенды и т. п.

Еще одна особенность этого периода — ориентация на всемерную активизацию творческой деятельности педагогических коллективов, на широкое развитие внеклассной и внешкольной работы с учащимися. В школьном коллективе ребенок проводил по 8 — 10 часов. В связи с этим исключительно важной, стала организация школ и классов продленного дня, большое распространение получила внеклассная работа (различные общества, клубы, секции).

Естественно, все эти особенности требовали определенного изменения вида деятельности учительского состава, его переподготовки, освоения новых методических приемов работы с детьми.

В 1981 году СССР приступил к выполнению народно-хозяйственного плана одиннадцатой пятилетки. В рамках единого хозяйственного механизма Калининградской области народное образование региона ставило перед собой достаточно четкие, иногда и формальные, задачи: осуществление всеобщего обязательного среднего образования; совершенствование учебно-воспитательного процесса; повышение эффективности и качества обучения; улучшение работы с педагогическими кадрами и т. д.

Уже через некоторое время стало ясно, что в эти планы необходимо вносить изменения, потому что начиналось время новой школьной реформы.

56

Список литературы

1. Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3 т. М., 2002. Т. 3.

2. Государственный архив Калининградской области. Ф. 462. Оп. 3. Д. 899.

3. Там же. Оп. 4. Д. 138.

4. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Калининградской области. Ф. 1. Оп. 63. Д. 55.

5. Там же. Оп. 68. Д. 21.

6. Там же. Оп. 69. Д. 5.

7. Там же. Оп. 69. Д. 6. Л. 5.

8. Там же. Оп. 73. Д. 131. Л. 81.

9. Там же. Оп. 100. Д. 59. Л. 25.

Об авторе

Л.М. Фуксон — канд. пед. наук, советник губернатора Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.