Научная статья на тему 'Социально-экономические, политические и педагогические факторы развития вечерней общеобразовательной школы Украины (1943–1960 гг. )'

Социально-экономические, политические и педагогические факторы развития вечерней общеобразовательной школы Украины (1943–1960 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЧЕРНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УКРАИНА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЕЧЕРНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / EVENING SECONDARY SCHOOL / UKRAINE IN THE POSTWAR PERIOD / RESTORATION OF THE NATIONAL ECONOMY / FACTORS OF EVENING EDUCATION DEVELOPMENT / IN-SERVICE TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяр Валентина Антоновна

В статье рассматриваются основные экономические, социальные, административные реформы и факторы, которые были движущей силой в развитии вечерней общеобразовательной школы Украины в 1943–1960 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic, political and pedagogical factors of evening secondary schools development in the Ukraine (1943–1960s)

The article examines the main economic, social, administrative reforms and factors that were the driving force in the development of evening secondary school in the Ukraine in 1943-1960s.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические, политические и педагогические факторы развития вечерней общеобразовательной школы Украины (1943–1960 гг. )»

В. А. Столяр

(г. Хмельницкий, Украина)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЕЧЕРНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УКРАИНЫ (1943-1960 гг.)

В статье рассматриваются основные экономические, социальные, административные реформы и факторы, которые были движущей силой в развитии вечерней общеобразовательной школы Украины в 1943-1960 гг.

Развитие украинского государства, демократизация, интеграция и глобализация социальных, экономических и культурных процессов вызвали необходимость обновления образовательного пространства Украины. В современных условиях изменяется и система вечернего образования, обновление которой невозможно без изучения многовековой истории и учета прошлого опыта.

Анализ социально-экономических, политических и педагогических факторов развития вечерней общеобразовательной школы поможет понять соответствующие условия развития вечерней школы в современном образовательном пространстве и учесть их в нашей методической и преподавательской деятельности, повышая эффективность и качество педагогического процесса.

Вопросы развития вечерней общеобразовательной школы освещены в научно-педагогических исследованиях С. Г. Вершловского, Ю. Н. Кулюткина, О. Е. Лебедева, А. Е. Марона,

В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, В. Чепелева и др.

Целью статьи является исследование социально-экономических, политических и педагогических факторов развития вечерней общеобразовательной школы Украины 19431960 годов.

После окончания Великой Отечественной войны начало интенсивно осуществляться социально-экономическое развитие УССР. Экономика страны понесла значительные потери вследствие немецко-фашистской оккупации, и восстановительные работы осуществлялись по мере освобождения территории УССР от оккупантов, рост экономики страны значительно повысил материальный и культурный уровень жизни народа.

Народное образование в УССР интенсивно развивалось. В начале 1950 годов функционировала 35 961 общеобразовательная школа, включая школы рабочей и сельской молодежи.

В республике особое внимание уделялось размещению производительных сил. Территория УССР была разделена на экономические районы - Приднепровье, Центр, Западный, Причерноморье. Поскольку «в каждом экономическом районе должны развиваться те отрасли производства, для которых там имеются наиболее благоприятные условия, нельзя допускать, чтобы развивалась сырьевая база там, где эксплуатация месторождений полезных ископаемых менее выгодна, чем в других районах» [12, с. 305]. Такое размещение производительных сил способствовало комплексному развитию экономических районов на основе рациональной специализации их хозяйств и правильных экономических взаимосвязей.

Внедрение комплексной механизации и автоматизации в производственные процессы, широкие масштабы обновления и модернизации оборудования, машин и механизмов, применение новой прогрессивной технологии требовали значительного повышения технических знаний специалистов, занятых на производстве. В 1960 г. прошли подготовку и получили новую квалификацию 511 тыс. рабочих и 39 тыс. служащих, повысили квалификацию 872 тыс. рабочих и 225 тыс. служащих [15, с. 72].

Развитие промышленности, народного хозяйства, науки, культуры страны способствовало росту спроса населения на образовательные услуги. Общество требовало квалифицированных специалистов, подготовкой

которых занимались образовательные учреждения различных типов.

Вследствие реформирования системы среднего образования осуществлялась дифференциация учебных заведений, создавались новые их формы. К формам общего среднего образования работающей молодежи принадлежали очная, заочная и экстернат. Их деятельность предоставляла возможность получать среднее образование всей работающей молодежи.

Восстановление вечерних школ в послевоенные годы предусматривало обеспечение их педагогическими кадрами. В этот период было принято специальное решение о развитии системы заочного педагогического образования, создавались краткосрочные курсы подготовки и переподготовки учителей. На территории, освобожденной от немецких оккупантов, в первую очередь обеспечивали жильем учителей. В 1944/45 учебном году насчитывалось 154 812 учителей. В данный период в УССР функционировало 6 университетов, 20 педагогических и 18 учительских институтов, 77 педагогических училищ. В 1943 году в Харькове, позднее в Киеве возобновили работу Украинский научно-исследовательский институт педагогики, областные институты усовершенствования учителей [9, с. 323].

В школах рабочей молодежи работали учителя-совместители, которые не были знакомы со спецификой такого типа учебных заведений. С. Кузнецова в публикации «Нашим школам - квалифицированные кадры учителей» указывает на то, что «подтверждением недооценки школ работающей молодежи служит неправильное комплектование их педагогическими кадрами. Часто учить молодежь поручают совместителям или учителям, которые не могут выполнять обязанности в школах всеобуча» [4, с. 22]. Автор отмечает, что «отделам народного образования необходимо отказаться от практики комплектования школ такими учителями. Только сплоченный коллектив, состоящий из квалифицированных педагогов, которые хорошо владеют своей специальностью и основами промышленного производства, может решать задачи объединения молодежи с производственной работой. Именно улучшение педагогического процесса зависит от обдуманного подбора педагогических работников, которые будут работать на постоянном месте и иметь опыт такой работы» [Там же].

Развитие вечерней школы и позитивные изменения в организации педагогического процесса требовали от властей значительно усилить работу по повышению квалификации специалистов, по изучению и распространению передового педагогического опыта. Министерство образования УССР 13 декабря 1960 г. издало Постановление «О повышении квалификации учителей, руководителей школ и работников органов народного образования» [13], согласно которому учителя, руководители школ и работники органов народного образования к началу каждого полугодия должны были составлять индивидуальные планы повышения профессиональной квалификации, в которых необходимо было предвидеть:

- систематическое и глубокое изучение основ педагогики и психологии, теории и практики обучения и воспитания подрастающих поколений, новые достижения педагогической науки, педагогическую практику школ и учителей, передовые методы и формы учебно-воспитательной работы с учетом особенностей данного предмета и условий работы школы, класса;

- систематический и глубокий анализ новой педагогической литературы, чтение периодических педагогических изданий (журналов «Советская педагогика», «Радянська школа», «Народное образование», «Общеобразовательная школа взрослых», «Производство и школа», газет «Учительская газета», «Радянська освта», научно-методических журналов по отдельным предметам и др.];

- подробное изучение Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования, утвержденных правительством положений о различных типах школ, новых программ и учебников, методических писем из общих и отдельных вопросов обучения и воспитания учащихся, а также сборников и отдельных работ, в которых популяризируется передовой педагогический опыт;

- систематическое изучение новых работ по методике преподавания предмета, в которых освещаются вопросы связи теории с практикой, обучения с жизнью, с трудовым и производственным обучением, вопросы активизации методов обучения, наглядности, методики использования и изготовления самодельных наглядных пособий, организации практических занятий с учащимися, внеклассной работы, воспитания учащихся и др. [13, с. 7].

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013

165

На закрепление педагогических кадров и повышение престижности труда учителей было направлено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О заработной плате учителей, директоров и заведующих учебной частью школ рабочей и сельской молодежи -вечерних (сменных] и заочных средних общеобразовательных школ, а также инспекторов школ» [12]. Такие меры способствовали повышению оклада педагогических и руководящих работников на 15%.

Улучшению педагогического процесса в вечерней школе способствовало изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Н. Д. Малахов в статье «Пути совершенствования вечерней школы» писал: «кропотливый поиск передового опыта, его обобщение и внедрение должны стать важной заботой педагогических коллективов каждой школы, каждого отдела народного образования, каждого института усовершенствования учителей, каждого научно-исследовательского учреждения, всех, кто имеет отношение к образованию работающей молодежи. От этого зависит успех работы любой школы и усовершенствование всей системы в целом. Это важный путь совершенствования общего образования молодежи» [6, с. 9]. Формами обобщения и распространения передового педагогического опыта были съезды, совещания, научно-практические конференции.

Так, участниками Всероссийского съезда учителей (1960 г.] указывалось на необходимость создания условий для успешного проведения учебно-воспитательной работы и повышения профессиональной квалификации учащихся [2, с. 5-9]. В 1961 г. в Москве состоялось Всероссийское совещание по проблемам вечернего и заочного образования. В совещании приняли участие министр образования РСФСР Е. И. Афанасенко, президент АПН РСФСР И. А. Каиров, сотрудники Научно-исследовательского института вечерних (сменных) и заочных средних школ, директора и учителя школ рабочей и сельской молодежи, представители общественности заводов, фабрик Российской Федерации. Участники собрания рассматривали важные вопросы развития и практической работы вечерних школ и наметили пути дальнейшей перестройки системы вечернего и заочного образования. В своем докладе министр образования РСФСР Е. И. Афанасенко подчеркнул, что необходимо расширить сеть вечерних школ, укрепить их материально-техническую базу, разработать

новую учебно-методическую документацию, создать новые учебники, реорганизовать подготовку и переподготовку учительских кадров [1, с. 9].

На научно-практической конференции по проблемам сочетания обучения и воспитания учащихся в 1964 г. старший научный сотрудник АПН РСФСР Н. И. Болдырев говорил о необходимости единой системы в воспитании учащихся, «чтобы в едином строю действовали комсомольские организации, производственные коллективы, кино, радио, телевидение и др. Координировать же воспитательную работу должна школа» [8, с. 91]. В создании единой системы воспитания важную роль играла программа воспитательной работы, которая обеспечивала преемственность и непрерывность воспитательного воздействия, способствовала преодолению односторонности содержания воспитания и однообразия форм и методов, способствовала установлению необходимого единства воздействия на учеников школы, семьи, общественности.

Повышение квалификации учителей эффективно осуществлялось в школах передового опыта. Слушатели этих школ в течение года изучали систему и методы работы своего руководителя, систематически посещали уроки и получали ежедневную помощь и консультации по всем вопросам методики, содержания обучения. Выбор предметов обусловливался необходимостью оказывать помощь молодым учителям, которые работали в параллельных классах с опытными учителями. Расписание занятий складывалось так, чтобы слушатели посещали все уроки руководителя без замен и перестановки своих уроков с целью ознакомления с системой обучения и изучения мастерства учителя и др. В конце учебного года каждый слушатель в присутствии администрации школы давал урок, на котором применял опыт своего учителя. Важную роль в передаче опыта играли руководители школы. Составлялся тематический план работы, в котором определялись не только темы, объем материала и календарные сроки, но и методы ведения уроков, формы самостоятельной работы учащихся, дополнительная литература для учителя и учащихся, формы внеклассной и внешкольной работы. Такое планирование работы давало возможность передавать слушателю свои лучшие достижения в методике обучения [3, с. 13-14].

Действенным средством распространения передового опыта являлись областные семи-

нары, которые проводились на базе передовых школ, что позволяло убедиться в достижении успеха. В вечерних школах были оборудованы методические уголки, где материал распределялся по следующим разделам:

- планы работы учителей (календарные, тематические, рабочие, по самообразованию и др.);

- доклады, которые были прочтены на методических объединениях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, педагогических советах, совещаниях, на родительских собраниях;

- методические разработки отдельных учителей по различным вопросам (описания, альбомы, плакаты, бюллетени, газеты и др.];

- журнал взаимопосещения уроков;

- новинки методической литературы, картотека по отдельным предметам;

- специальная книга учета имеющихся документов [7, с. 12].

Важным в практической работе учителей вечерних школ было творческое внедрение педагогического наследия известных педагогов. Так, К. А. Лившиц в статье «Советуясь с Сухомлинским» отмечает, что Кировоградский областной институт усовершенствования учителей осуществлял целую систему мероприятий для ознакомления с опытом работы педагогического коллектива Павлышской общеобразовательной школы им. В. А. Сухо-млинского, материалами мемориального музея, куда систематически организовывали поездки для учителей вечерних школ. В соответствии с методическими рекомендациями института в тематику методических объединений были включены вопросы использования идей педагога в условиях вечерней школы. В школах укомплектовывались библиотечки изданий В. А. Сухомлинского, организовывались ознакомления с его работами на районных, областных курсах и семинарах, конференциях, собеседованиях [5, с. 22-23]. Такая работа способствовала повышению уровня педагогического процесса.

Экономический и научно-технический прогресс способствовал максимальному соответствию содержания учебных предметов требованиям общества исследуемого периода. Деятельность различных педагогических и научных обществ обеспечивала неразрывную связь между школой, наукой и производством. Так, в Киеве 27 мая 1947 г. была создана просветительская организация, которая распространяла политические и научные зна-

ния среди взрослого населения. Инициативная группа украинских ученых, деятелей литературы и искусства утвердила оргкомитет по созданию Общества для распространения политических и научных знаний в Украине. Оргкомитет, который возглавил академик

А. В. Палладин, развернул активную работу на местах. Инициативные группы были созданы в Харькове, Донецке, Львове, Одессе, Днепропетровске и других городах республики. За полгода в ряды Общества было привлечено 711 человек, в том числе 72 академика и члена-корреспондента АН СССР и АН УССР, 253 доктора наук, профессора, 303 кандидата наук, доцента. Коллективными членами Общества стали более 80 научных, кульгурно-образовательных и творческих организаций [10, с. 4].

Общество для распространения политических и научных знаний УССР превратилось в ведущую просветительскую организацию, в которой удачно сочетались элитарность и массовость. Общество оказалось способным в масштабах республики организовывать надлежащую лекционную пропаганду, обеспечивать системный характер образования взрослых по многим отраслям знаний.

Таким образом, развитие промышленности, народного хозяйства, науки, культуры страны способствовало росту спроса населения на образовательные услуги. Общество требовало квалифицированных специалистов, подготовкой которых занимались образовательные учреждения различных типов. Культурное строительство в Украине в исследуемый период достигло определенных результатов. Расширялась сеть научных учреждений республики, культурно-образовательных, высших и средних специальных учебных заведений. Вследствие реформ осуществлялась дифференциация учебных заведений, создавались новые их формы. Значительную роль в развитии педагогического процесса вечерней школы сыграли такие педагогические факторы, как подготовка квалифицированных кадров, повышение квалификации учителей, создание методических объединений, распространение передового педагогического опыта (съезды, совещания, научнопрактические конференции, семинары], творческое внедрение педагогического наследия известных педагогов, создание нового методического обеспечения, переосмысление содержания обучения.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013

167

Литература

1. Афанасенко Е. И. О состоянии и мерах улучшения вечернего и заочного общего образования в РСФСР // Вечерняя средняя школа. - 1961. - № 5. - С. 9-19.

2. Шаповаленко С. Г., Шимбирев П. Н., Громцева А. М. Всероссийскому съезду учителей // Вечерняя средняя школа. - 1960. - № 3.

- С. 1-9.

3. Кальтя С. А. Как мы распространяем опыт // Вечерняя средняя школа. - 1966. - № 2. - С. 13-14.

4. Кузнецова С. Нашим школам - квалифицированные кадры учителей // Вечерняя средняя школа. - 1959. - № 2. - С. 22.

5. Лившиц К. А. Советуясь с Сухомлинским // Вечерняя средняя школа. - 1973. - № 6. - С. 22-23.

6. Малахов Н. Д. Пути совершенствования вечерней школы // Вечерняя средняя школа. - 1969. - № 4. - С. 3-10.

7. Моисеев А. Освоение лучшего опыта - долг каждого учителя // Вечерняя средняя школа. - 1970. - № 4. - С. 10-13.

8. Научно-практическая конференция по проблемам соединения обучения и воспитания учащихся // Вечерняя средняя школа. - 1964. - № 3. - С. 91-93.

9. Артемова Л. В. Історія педагогіки. - К.: Либідь, 2006. - 424 с.

10. «Знания»: традиції і сучасність (1948-2004) / гол. ред.

B. Г. Кремень. - К.: Український Центр духовної культури, 2004. -Вид. 2. - 288 с.

11. Народне господарство Української РСР у семирічці: сучасний стан і перспективи розвитку / ред. О. О. Нестеренко. -К.: Вид-во АН УРСР, 1960. - 519 с.

12. Про заробітну плату вчителів, директорів і завідуючих учбовою частиною шкіл робітничої і сільської молоді - вечірніх (змінних) і заочних середніх загальноосвітніх шкіл, а також інспекторів шкіл: ЦК КПРС і Рада Міністрів СССР // Збірник наказів та інструкцій Міністерства освіти Української РСР. - К.: Радянська школа, 1960. - № 7. - С. 2-3.

13. Про підвищення кваліфікації вчителів, керівників шкіл і працівників органів народної освіти: Міністерство освіти УРСР від 13 грудня 1960 р. // Збірник наказів та інструкцій Міністерства освіти Української РСР. - К.: Радянська школа, 1961. - № 2. -

C. 5-11.

14. Радянська Україна: цифри і діаграми. - К.: Державне вид-во політичної літератури, 1962. - 126 с.

15. Радянська Україна в цифрах : статистичний збірник. - К.: Державне вид-во політичної літератури, 1960. - 356 с.

16. Товариству «Знания» України - 60 років! / [упор.:

В. Ф. Бойко, В. З. Чепіга]. - К.: Т-во «Знания» України, 2008. - 91 с.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.