Научная статья на тему 'Актуальные исследования в области методики обучения взрослых: историко-дидактический аспект'

Актуальные исследования в области методики обучения взрослых: историко-дидактический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА / НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / EVENING SCHOOL / EDUCATION CONTENT / EDUCATION METHODS / TEACHING TECHNIQUES / NATURAL SCIENCE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Людмила Леонидовна

В статье осуществлен историко-дидактический обзор разработок в области методик обучения взрослых, осуществленных под руководством А. В. Даринского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual research of adult teaching techniques: historical and didactic aspectsS

The article provides historical and didactic review of research in the field of adult teaching techniques, carried out under the leadership of A.V. Darinskiy

Текст научной работы на тему «Актуальные исследования в области методики обучения взрослых: историко-дидактический аспект»

Л. Л. Горбунова

АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ИСТОРИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье осуществлен историко-дидактический обзор разработок в области методик обучения взрослых, осуществленных под руководством А. В. Даринского

Исследованию методических проблем становления и развития образования взрослых в нашей стране всегда уделялось большое внимание. Огромное расширение поля приложений современной науки вызвало необходимость массовой подготовки специалистов с высшим и средним техническим образованием для нужд народного хозяйства. В связи с этим возросли требования, которые предъявлялись, в частности, к изучению математики и физики в общеобразовательной школе.

В составе Ленинградского отделения АПН с момента его открытия (1946) функционировал сектор методики физико-математических предметов. Работы ученых-методистов этого сектора приобрели широкую известность и стали методологической основой построения содержания обучения математике и физике в школе и становления идей онтодидактики. В 1946-1962 годах в Ленинградском филиале АПН, а затем в НИИ педагогики и НИИ вечерних школ АПН РСФСР в качестве методиста по математике работал профессор П. А. Компанийц. Уникальность создавшейся в послевоенные годы ситуации в общем образовании - массовый характер обучения в средней школе - вызвала потребность в поиске новых методических подходов и идей в преподавании. П. А. Компанийц на большом экспериментальном материале изучил проблемы сознательности усвоения знаний, преемственности и взаимосвязи отдельных разделов курса математики в школе. Книгами «Простейшие графические расчеты в школьном курсе математики»(1957); «Особенности преподавания геометрии в связи с арифметикой в 1-6 классах» (1961) пользовалось не одно поколение учителей.

Одним из создателей отечественной методики физики был профессор, чл.-корр. АПН РСФСР (с 1944), заслуженный деятель науки РСФСР (с 1959) П. А. Знаменский. Он возглавлял (до 1960) сектор методики физико-математических предметов Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР. Основываясь на том, что многообразие, сложность и взаимосвязанность предметов и

явлений действительности не могут быть раскрыты, если оставаться строго внутри отдельной дисциплины - физики, П. А. Знаменский исследовал взаимосвязи общего образования с политехническим и профессиональным обучением. Его труды посвящены практическим работам по электротехнике в школе (1957), введению курсов механики и машиноведения в средней школе.

(1959), оборудованию кабинетов физики в школе (1954), изучению вопросов системы воспитания учащихся на уроках и во внеклассной работе по физике, оставались актуальными в течение многих лет. П. А. Знаменский - автор выдержавших более 10 изданий учебника для учителей «Методика преподавания физики в средней школе» и «Сборника вопросов и задач по физике» для 8-9 классов средней школы.

С 1960 года проблема развития методики обучения физике и математике была связана со становлением и развитием вечернего образования. Система общего среднего вечернего образования в России начала складываться еще в годы Великой Отечественной войны. В соответствии с постановлениями СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (июнь 1943) и «Об организации вечерних школ сельской молодёжи» (июнь 1944) в нашей стране стала создаваться сеть школ рабочей молодежи и школ сельской молодежи, в дальнейшем (с 1958) получивших название вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ. Термин «вечернее образование» был принят условно: занятия в вечерних школах проводились в дневное и вечернее время в зависимости от условий (сменности) производственной работы учащихся. Новая форма общего образования взрослых - заочная школа - возникла в 1946 г. Тогда же правительством было принято постановление о льготах и преимуществах для учащихся, обучающихся в школах работающей молодежи.

В конце 50-х и начале 60-х годов прошлого столетия в нашей стране отмечался постоянный рост числа общеобразовательных школ

взрослых. Тысячи представителей работающей молодежи и взрослых, не получивших в годы Великой Отечественной войны среднего образования, поступали в вечерние и заочные школы. В Советском Союзе их число в 1960 году было в два раза больше, чем в первые послевоенные годы. Закон 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» поставил задачу в течение ближайшего десятилетия осуществить в стране обязательное 8-летнее обучение молодежи, занятой в народном хозяйстве. Все это привело к еще более стремительному росту контингента учащихся школ взрослых. Во многом задачи перехода к всеобщему среднему образованию решались через широкую сеть вечерних (заочных, смешанных) школ, в которых имела возможность завершить среднее образование молодежь, работающая на производстве. В решении проблем восьмилетнего, а затем и среднего образования взрослых принимала непосредственное участие Академия педагогических наук.

Следует отметить, что до 1960 г. в составе АПН был лишь один небольшой сектор при Институте методов обучения в Москве, занимавшийся образованием работающей молодежи. В 1960 г., в соответствии с постановлением бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР, в Ленинграде - на базе НИИ педагогики - был создан НИИ вечерних (сменных) и заочных средних школ. Он должен был стать центром научно-исследовательской работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса в школах взрослых. В задачу института входила разработка специфических для вечерней школы программ, учебников, учебно-методических пособий, учитывающих возраст, условия работы и обучения различных групп трудящихся. Вновь созданному институту предстояло решить многоаспектные актуальные задачи, связанные с повышением образовательного уровня миллионов трудящихся. Институт должен был разрабатывать более рациональные для условий города и сельской местности формы вечернего и заочного среднего образования, исследовать вопросы содержания образования, методики обучения и воспитания учащихся вечерних и заочных школ, проводить экспериментальные исследования по вопросам взаимосвязи формирования знаний с жизненным (в том числе производственным) опытом учащихся, а также по вопросам их самообразовательной деятельности. В состав института вошла Педагогическая лаборатория (сектор школ рабочей молодежи (Москва). К моменту созда-

ния НИИ разработка сотрудниками института проблем обучения в школах взрослых сталкивалась с объективными трудностями - почти полным отсутствием в отечественной и зарубежной литературе фундаментальных трудов, посвященных педагогике взрослых, психологии их обучения и методике обучения отдельным учебным предметам. В истории педагогики не было до сих пор широкого научного анализа деятельности школ взрослых и анализа особенностей обучения соответствующего контингента учащихся. Немногочисленные исследования периода 20-х и начала 30-х годов прошлого столетия затрагивали в основном проблемы начального образования трудящихся, а после кончины Н. К. Крупской вопросами образования взрослых в нашей стране, если не считать отдельных научных сотрудников АПН, фактически никто не занимался. В этой связи основными методами исследования НИИ могло стать и стало изучение, обобщение массовой практики работы вечерних и заочных школ при параллельной организации опытно-экспериментальной работы в данном типе учебных заведений. Изучалась также литература, отражающая вопросы обучения взрослых. В работе А. В. Даринс-кого «Какие программы нужны для вечерних и заочных школ» (Сов. педагогика. - 1968. - № 6. -С.60-68) отмечалось, что, в отличие от массовой школы, в вечерней и заочной школе имеются очень большие различия между V-VШ и старшими 1Х-Х1 классами в задачах обучения, специфике контингента и сроках обучения, поэтому вопрос о программах для этих классов следует рассматривать отдельно. Для преподавания математики и физики огромное значение имело установление факта, что учащиеся, имеющие большой перерыв в учебе, фактически утрачивают опорные знания. Например, если учащийся в возрасте 19 лет приходил в 7 класс, это означало, что перерыв в учебе у него - минимум 4 года. Программа для такого ученика, как отмечал А. В. Даринский, должна включать существенную по объему повторительную часть.

В центре внимания исследований методики преподавания физики и математики в вечерних школах находились такие проблемы, как:

- преемственность содержания обучения математике и физике в дневной и вечерней школах;

- особенности содержания обучения и планирование учебного материала в программах и учебниках V-VШ и 1Х-Х1 классов вечерних и заочных школ;

- оптимальные организационные формы для обучения различных групп работающей мо-

лодежи и взрослых в условиях города и села (очное обучение, заочное обучение, ускоренное обучение);

- разработка методов обучения учащихся вечерних и заочных школ.

Ученые-методисты решали проблемы, учитывающие специфику обучения конкретным учебным дисциплинам в вечерних и заочных школах -особый контингент учащихся, число часов, их распределение по классам, наличие или отсутствие специальных пособий для работающих учащихся и пр. В период 60-70-х годов актуальными задачами для ученых-методистов были отбор материала для изучения учащимися разных классов, составление тематического планирования по математике и физике, разработка принципов создания специальных учебников для учащихся школ взрослых, изучение вопросов использования жизненного опыта взрослых учащихся в учебном процессе, развитие умений самостоятельной работы.

Все методические материалы были экспериментально проверены в вечерних или заочных школах - в 82-й Ленинградской экспериментальной вечерней школе АПН РСФСР, а также в ряде опорных школ института в Ленинграде, Москве, Горьком, Волгограде, Свердловске и других городах страны.

Методисты по математике исследовали проблемы, связанные с совершенствованием содержания и методов обучения в вечерней и заочной школах, изучали возможности опоры на жизненный опыт учащихся. В результате были разработаны проекты программ для различных классов школ взрослых и опубликован труд Г. Д. Глейзера и др. «Геометрия. Пособие для классов вечерних (сменных) школ с ускоренным прохождением курса восьмилетней школы» (1967), выдержавший несколько переизданий. В 1968 году Министерством просвещения РСФСР были утверждены Программы вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы по математике ^-Х1 классы). Программы по математике для вечерних школ отличались от программ массовых школ незначительно. Учебный процесс был увеличен на один год. Отличие в организации учебной работы особенно заметно в заочных школах, где изложение узловых и наиболее сложных вопросов программы производилось на так называемых групповых консультациях. Индивидуальная помощь учащимся осуществлялась главным образом на индивидуальных консультациях, а проверка усвоения учащимися программного материала проводилась путем приема зачета по каждой теме. Зачетная система проверки знаний уче-

ников нашла применение также в практике работы вечерних школ, в дальнейшем и в старших классах массовых школ.

Одной из важнейших проблем преподавания математики в вечерних (сменных) школах была ликвидация пробелов в знаниях учеников по различным разделам школьного курса. Пробелы появлялись в результате пропусков части занятий отдельными учениками (что часто имеет объективные причины - работа в сменах, служебные командировки, выполнение семейных обязанностей), а также и потому, что в вечерние (сменные) школы иногда приходят учащиеся, имеющие длительные перерывы в учебе. Кроме того, многие из них выбывали из массовых школ именно в связи с наличием больших пробелов в знаниях, в частности, чаще всего, по математике. Дефицит времени осложнял положение. Как при заочной, так и при вечерней формах обучения бюджет учебного времени большинства учеников был очень ограничен. Ученик-заочник 2-3 раза в неделю должен был посещать групповые консультации, 1-2 раза -индивидуальные, один раз в неделю, как правило, отводился на сдачу зачета. В вечерних (сменных) школах - 4 дня обязательных занятий, 1-2 раза в неделю проводились индивидуальные консультации. Следовательно, на самостоятельную домашнюю работу тем, кто сочетает учебу с работой на производстве, времени остается совсем мало, к тому же многие ученики вечерних (сменных) и заочных школ не имели достаточных навыков самостоятельной работы над учебными материалами. В 1968 г. А. С. Фомченко были опубликованы методические рекомендации «Обучение математике в V-VIII классах вечерней школы», в которых обобщен опыт работы многих учителей математики вечерних школ.

А. В. Даринский в статье «Что нужно сделать (К проблеме повышения качества знаний учащихся вечерней и заочной школы)», опубликованной в журнале «Народное образование» (1968. - № 4. - С.82-86), предлагал перестроить учебный материал по математике, физике и другим естественно-научным предметам, сократив его за счет уменьшения фактического материала. Другим способом улучшения качества знаний по физике и математике виделось дифференцированное обучение.

Работы методистов по математике Л. З. Нас-пер, А. С. Фомченко и др., построенные на основе дифференцированного подхода, широко использовались институтами усовершенствования учителей и создали основу для дальнейшего развития методики обучения этому предмету в 70-80-е годы прошлого столетия.

В этот период Г. Д. Глейзером были изданы методические пособия и рекомендации для учителей вечерних и массовых общеобразовательных школ - в 1982 году издано учебное пособие для 9-11 классов вечерней (сменной) школы «Алгебра и начала анализа», которое выдержало несколько переизданий, в некоторых вечерних школах оно используется до сих пор.

Исследования в области физики были в основном направлены на совершенствование содержания обучения, разработку специфических программ для школ взрослых, специальных учебников, учитывающих потребности учащих-ся-производственников и их жизненный опыт. Исследования, проводившиеся под руководством А. М. Ченобытова, завершились написанием пособия А. М. Ченобытова и др. «Физика для VI-VII классов вечерней (сменной) школы»

(1964), выдержавшего семь переизданий и переведенного на другие языки в союзных республиках. Тем же авторским коллективом было создано пособие для учителей «Преподавание физики в VI-VП классах вечерней школы»

(1965). В 1969 г. Коллегия Министерства просвещения СССР утвердила «Программы по физике для VI-XI классов вечерней (сменной) школы», по которым длительное время занимались все вечерние и заочные школы страны.

В 1970-1980-х годах изданы основополагающие работы А. Е. Марона по методике преподавания физики в вечерних и заочных школах. Среди них: «Учебные задания по физике для подготовки учащихся 9-11 классов к зачетам», «Зачетная проверка знаний по физике», «Дифференцированные задания по физике» (1970), «Учебные задания к зачетам по физике для уча-

щихся вечерних школ», «Опорные конспекты по физике» (1972), «Задания для учащихся-заочни-ков» (1974), «Поурочные конспекты по физике» (1978), «Методика учебных занятий по физике» и ряд других изданий (всего в течение 19701980гг. было издано более 20 книг по методике физики). Учитель получал уникальные издания, ценность которых определялась и тем, что автор - ученый-методист - многие годы был практикующим учителем физики вечерней школы.

В последующие годы вопросы методики преподавания физики и математики в вечерних школах исследовались в рамках проблемы общего образования взрослых (проектирование содержания и технологий), разрабатываются и издаются учебники, учебные пособия, сборники задач для вечерних и массовых общеобразовательных школ, а также различные варианты методического сопровождения учебного процесса.

Проделанный методистами - физиками, математиками - труд создал основу для становления и дальнейшего совершенствования методики преподавания в вечерней школе, экстернате, в системе открытого образования взрослых.

Общее среднее образование взрослого человека является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и технические процессы. Становление и развитие методики обучения взрослых в России представляет интерес как важнейшая область методологии современной андра-гогики и общей теории образования взрослых.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 338 с.

2. ДаринскийА. В. Вечерняя школа в системе непрерывного образования // Вечерняя средняя школа. - 1976. - №5.

3. Даринский А. В. Учеников станет меньше, а проблем больше // Классный журнал 5+. - 1999. - №3.

4. Кулюткин Ю. Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С.5.

5. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. -2002. - №4. - С.17-20.

-------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.