Видные деятели педагогической НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
К юбилею Заслуженного работника высшей школы РФ, доктора педагогических наук, профессора а. е. марона
Аркадий Евсеевич Марон - один из виднейших учёных-педагогов России, внесший значительный вклад в исследование проблем образования взрослых, в развитие андрагоги-ческой науки, последипломного образования, методики обучения физике, теории и методики обучения в вечерних школах.
В 1954 году он закончил Витебский государственный педагогический институт с присвоением квалификации «преподавание физики и математики». В последующие годы он оказался верен избранной специальности: защитил по методике преподавания физики кандидатскую
(1967] и докторскую (1986] диссертации и создал несколько поколений учебников и учебных пособий по этому предмету.
Его научный путь начался после службы в рядах Советской Армии и работы в течение семи лет учителем физики и математики в 186-й средней школе и 167-й школе рабочей молодёжи Ленинграда. В 1964 году он стал старшим научным сотрудником НИИ вечерних (сменных] и заочных школ АПН РСФСР, на долгие годы связав свою жизнь с этим институтом, который преобразовывался, меняя названия и направления исследований: НИИ общего образования взрослых АПН СССР, НИИ непрерывного образования взрослых, Институт образования взрослых РАО.
С исполнения обязанностей заведующего сектором в январе 1976 года началась самостоятельная руководящая работа А. Е. Марона, которая успешно продолжается более 35 лет: сегодня Аркадий Евсеевич руководит научно-исследовательской лабораторией тео-
рии и технологии общего и профессионального непрерывного образования взрослых в ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования. Одновременно на протяжении многих лет он заведовал кафедрой управления и развития образования в Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО]. Успешной работе Аркадия Евсеевича как руководителя научных коллективов способствуют его целеустремлённость, любовь к научной и педагогической деятельности, творческая энергия, высокая трудоспособность, инициативный и общительный характер, исключительная доброжелательность и готовность помочь людям.
А. Е. Марон имеет более 200 научных публикаций; он автор учебников, учебных и методических пособий по физике, неоднократно переизданных центральными издательствами для использования в школах и в системе повышения квалификации учителей. Его учебники, сборники задач, учебные программы отличаются исключительной оригинальностью, доступностью, практической ориентацией и успешно используются в практике образования. Его имя известно, пожалуй, каждому учителю физики в нашей стране!
А. Е. Марон - ученый, сочетающий строгий академизм с широким принятием новых идей и подходов в образовании. В его трудах развиваются идеи интенсификации обучения на основе новых информационных технологий, интеграции знаний в системе последипломного образования, гуманистической ориентации, технологий обучения взрослых. Это на-
166
Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО
шло отражение в фундаментальных работах и монографиях: «Теоретико-методологические основы проектирования обучения взрослых», «Основы профессиональной подготовки учителей», «Методика учебных занятий по физике в вечерней школе», «Физика: Законы. Формулы. Задачи», «Дидактика последипломного образования», широко известных в России и за ее рубежами. Аркадий Евсеевич явился организатором и научным редактором ряда научно-педагогических изданий: в монографической серии «Практическая андрагоги-ка» к настоящему времени опубликовано 5 томов.
Профессиональное знание практики работы школы, системы повышения квалификации и переподготовки кадров, высокая научная эрудиция, владение системным анализом позволили А. Е. Марону быть членом диссертационных советов в Институте образования взрослых, в РГПУ им.
А. И. Герцена (методика физики и информатики], в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого - он член этого совета и сейчас; а в ИОВ РАО Аркадий Евсеевич исполнял обязанности председателя диссертационного совета, в котором было успешно защищено и утверждено ВАК более 20 кандидатских и докторских диссертаций.
А. Е. Мароном создана фундаментальная научная школа - несколько поколений ученых, которым он щедро передавал и передает
свои знания и опыт, свой взгляд на будущее российского образования; под его руководством защищено более 80 кандидатских и докторских диссертаций. Его учениками являются видные ученые, доктора наук Г. В. Абрамян, В. Н. Введенский, Г. Д. Левитас, Л. Ю. Монахова, З. Г. Найденова, В. П. Топоровский, Г. П. Чепуренко, Р. М. Шерайзина и др. Юбиляр успешно сочетает в себе таланты организатора, руководителя, ученого и практика. Его качества организатора и талант ученого ярко проявились в создании и в руководстве такими авторитетными в научно-педагогическом сообществе журналами, как «Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры», «Образование: ресурсы развития (Вестник ЛОИРО)» и «Человек и образование» (журнал ВАК РФ].
Аркадий Евсеевич является федеральным экспертом при Министерстве образования и науки РФ, академиком Международной академии наук педагогического образования, Академии информатизации образования, вице-президентом Всемирной шахматно-шашечной академии.
За свой многолетний творческий труд А. Е. Марон награждён медалью «Ветеран труда», Звездой Даринского, знаком «Отличник народного просвещения СССР»; указом Президента РФ ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».
Сердечно поздравляем Аркадия Евсеевича с 80-летием, желаем здоровья, творческого долголетия, дальнейшей плодотворной деятельности с присущими ему творческой созидательной энергией, талантом и жизненным опытом, молодостью души и неиссякаемым оптимизмом!
Коллектив сотрудников Института педагогического образования и образования взрослых РАО
Редколлегия, редакционный совет и редакция журнала «Человек и образование»
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (32) 2012
167