Научная статья на тему 'Посвящение учёному (к юбилею Семёна Григорьевича Вершловского)'

Посвящение учёному (к юбилею Семёна Григорьевича Вершловского) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕРШЛОВСКИЙ / АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА / ВЫДАЮЩИЙСЯ АНДРАГОГ / ИОВ РАО / СПБАППО / VERSHLOVSKY / ANDRAGOGY / ADULT EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / NIGHT SCHOOL / AN OUTSTANDING ANDRAGOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

К 80-летию доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Семёна Григорьевича Вершловского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the 80th anniversary of Semyon Grigoryevich Vershlovskiy, Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Andragogy of St.Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education.

Текст научной работы на тему «Посвящение учёному (к юбилею Семёна Григорьевича Вершловского)»

ЫДАЮЩИЕСЯ ИМЕНА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Посвящение Учёному ( К юбилею Семёна Г ригорьевича Вершловского )

27 января 2011 года петербургская педагогическая общественность широко отметила 80-летие Семёна Григорьевича Вершловского, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и андрагоги-ки Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, действительного члена Академии гуманитарных наук, Отличника народного образования (1985), награжденного медалью «За заслуги перед Отечеством II степени» (2008) и знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» (2000).

Семён Григорьевич родился в Ленинграде, окончил среднюю школу № 222 Центрального района - знаменитую Петер-шуле, в 1952 с отличием окончил исторический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1952 по 1955 год работал учителем истории и завучем Питкярантской средней школы в Карелии, а с 1955 по 1963 год - учителем истории и завучем школы рабочей молодежи № 151 Ленинграда (при заводе «Скороход»).

С 1963 по 1999 годы Семён Григорьевич последовательно прошел все должностные ступени исследовательской деятельности в НИИ общего образования взрослых АПН СССР (в дальнейшем Института образования взрослых РАО) - от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией социологических проблем, защитил канди-

датскую (1965) и докторскую (1986) диссертации, последнюю по теме «Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема». Его соратниками по работе в институте в 6090-е годы были учёные, составляющие сегодня, как и Семён Григорьевич, плеяду выдающихся имён отечественной педагогической науки -Т. Г. Браже, А. В. Даринский, В. Ю. Кричевский, Ю. Н. Кулют-кин, О. Е. Лебедев, Л. Н. Лесохи-на, А. Е. Марон, В. Г. Онушкин, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая.

С 1999 по 2009 год Семён Григорьевич стал создателем и руководителем кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства (ныне -Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования). Семён Григорьевич - автор более 200 научных исследований (27 монографий и глав в коллективных монографиях, научный редактор и соавтор в 19 научных сборниках статей, автор 29 учебных пособий и 42 методических рекомендаций, 83 статей в научных журналах Москвы и Петербурга). Первая научная публикация Семёна Григорьевича датируется 1959 годом. Характерно, что за 52 года плодотворной научнопедагогической деятельности число указанных публикаций постоянно нарастало,

достигнув своего пика в последнее десятилетие и подтверждая, что возраст не властен над творческим потенциалом подлинного учёного.

Можно уверенно выделить несколько устойчивых направлений постоянного научного поиска, составляющего этапы научной биографии юбиляра. Среди них:

- проблемы образования рабочей молодежи и работы вечерних школ (25 работ). Среди наиболее известных книги «Молодежь в пути» (1971), «Рабочая молодежь учится» (1979), «Воспитание активной позиции личности» (1981);

- методология андрагогики и теория непрерывного образования взрослых (51 работа, среди наиболее известных - «Общее образование взрослых: стимулы и мотивы» (1987), «На пороге взрослости» (1998), «Рабочая книга андрагога» (1998), «Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т.2: Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых» (2000), «Образование взрослых: опыт и проблемы» (2002), «Образование взрослых: цели и ценности» (2002), «Социализация взрослых» (2002), «Уроки для взрослых» (2003), «Анд-рагогика постдипломного педагогического образования» (2007), «Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена» (2008), «Технологии образования взрослых» (2008);

- профессионально-педагогическое становление педагога и системы постдипломного педагогического образования (53 работы). Среди наиболее известных - «Профессиональная деятельность молодого учителя» (1982), «Руководство профессиональным становлением молодого учителя» (1985), «Учитель: крупным планом» (1991, 1994), «Педагог эпохи перемен» (2002), «Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества» (2003), а также 9 сборников материалов международных конференций «Постдипломное педагогическое образование» (2001-2011), бессменным вдохновителем и организатором которых является профессор С. Г. Вершловский;

- проблемы эффективного развития петербургской системы образования, иссле-

довательской деятельности петербургских школ-лабораторий, социологического портрета выпускника петербургской школы (23 работы, среди наиболее известных -«Личность, семья, школа: проблемы социализации учащихся» (1996), «Выпускник-97» (1997), «Петербургская школа: портрет выпускника» (1999), «Петербургская школа: из опыта работы школ-лабораторий» (2001), «Выпускник петербургской школы в зеркале времени 1993-2003 гг.» (2004), «Школы-лаборатории - инновационная форма повышения квалификации» (2009), «Выпускник - 2007» (2008).

На основе даже краткого анализа работ юбиляра можно сделать вывод о его способности сделать научную тему «серийной», видеть все ее многообразие и разрабатывать, учитывая новые реалии, и о замечательной способности работать в разных научных жанрах одинаково плодотворно.

Под научным руководством С. Г. Вер-шловского защищено 28 кандидатских (первое в 1972, последнее в 2009 году) и 5 докторских (первое в 1996, последнее в 2007 году) диссертационных исследований. Читая блестящие лекционные и семинарские курсы для аспирантов, юбиляр активно поддерживает их авторскими пособиями, формирующими новое поколение педа-гогов-исследователей. Среди них: «Методы и методики социально-педагогического исследования» (1999), «Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании» (2005), «Контент-анализ в педагогическом исследовании» (2006), «Язык педагогического исследования» (2007), «Биографический метод в социально-педагогическом исследовании» (2010).

Имя профессора С. Г. Вершловского широко известно научно-педагогической общественности России и зарубежных стран. Среди научных партнеров юбиляра коллеги из США, Германии, Польши, Чехии, Беларуси, Украины, Узбекистана, Литвы. Авторству Семёна Григорьевича принадлежит 10 публикаций в зарубежных изданиях.

Профессор С. Г. Вершловский сегодня -научный руководитель СПбАППО, сообщества петербургских школ-лабораторий, в разные годы объединявших до 60 школ го-

164

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

рода, научный редактор вышедшего в свет журнала «Школа управления образовательным учреждением».

Выдающийся учёный, замечательный педагог, популяризатор науки и ее отлич-

ный организатор, обладающий лучшими человеческими качествами, присущими пе-тербургской-ленинградской интеллигенции, сегодня полон творческих планов и замыслов.

Желаем дорогому Семёну Григорьевичу воплощения всех научных замыслов, крепкого здоровья и новых исследовательских проектов.

Коллектив Института образования взрослых Российской академии образования.

Коллектив Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Редакция журнала «Человек и образование».

-------^--------

ЖИЗНЬ В НАУКЕ ( К юбилею Терезы Георгиевны Браже )

3 февраля 2011 года - юбилейная дата в жизни Терезы Георгиевны Браже, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации.

В 1953 году Тереза Георгиевна окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета. Еще будучи студенткой последнего курса, она начала трудовую педагогическую деятельность, став учительницей русского языка в школе № 32 Василеостровского района Ленинграда: свой первый урок она провела 5 марта 1953 года.

Затем в школе № 249 проработала в общей сложности 6 лет - с перерывом на учебу в аспирантуре ЛГПИ им. А. И. Герцена сначала у М. Н. Эгерштром, внучатой племянницы И. С. Тургенева, а затем у Т. В. Чирковской.

С 1960 по 1962 год Тереза Георгиевна -старший преподаватель в Ленинградском

городском институте усовершенствования учителей (ЛГИУУ). В июне 1962 года она защитила кандидатскую диссертацию, по которой в 1964 году вышла книга «Целостное изучение эпического произведения», на десятилетия определившая новый подход к изучению литературных произведений, а в 1979 году - докторскую диссертацию «Изучение литературы как способ духовного обогащения учащихся вечерней школы». Обе работы Т. Г. Браже защищала в Москве, в Академии педагогических наук.

42 года, с октября 1962 по апрель 2004 года, Тереза Георгиевна проработала в НИИ общего образования взрослых АПН СССР (ныне Институт образования взрослых РАО): старшим научным сотрудником, учёным секретарём института, заведующей лабораторией гуманитарных предметов, ведущим научным сотрудником. В конце 1989 года её пригласи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.