Научная статья на тему 'Системные представления диверсификации в образовании взрослых'

Системные представления диверсификации в образовании взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / ADULT EDUCATION / DIVERSIFICATION OF EDUCATION CONTENTS AND TECHNOLOGIES / CONTINUING EDUCATION / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Монахова Лира Юльевна

В статье раскрыты предпосылки становления теории диверсификации, ее базовые основы, факторы возникновения и развития применительно к условиям образования взрослых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Монахова Лира Юльевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System ideas of diversification in adult education

In this article the prerequisites of the becoming of the diversification theory, its fundamentals, factors of emergence and development in relation to the conditions of adult education are revealed

Текст научной работы на тему «Системные представления диверсификации в образовании взрослых»

А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова

(Санкт-Петербург)

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ

В статье раскрыты предпосылки становления теории диверсификации, ее базовые основы, факторы возникновения и развития применительно кусловиям образования взрослых

Сегодня решение актуальных проблем развития человеческих и кадровых ресурсов в значительной степени обеспечивается системой образования взрослых, реализацией заложенных в ней идей.

Б. Г. Ананьевым и его последователями получен важный вывод о готовности взрослого человека к эффективному обучению, что является основой реализации широких возможностей интеллектуального развития личности посредством активизации способности воспринимать информацию, активно ее перерабатывать для решения различных практических задач [6].

Реализация общих принципов обучения взрослой личности при их известной универсальности имеет свои особенности в работе с различными категориями населения - уволенными в запас военнослужащими, специалистами различного профиля, руководителями, безработными, мигрантами, инвалидами и т.д., а также при реализации учебного процесса в той или иной организационной форме (внутрифирменное обучение, ресурсный центр, вуз, система профтехобразования и

др.].

Очевидно, что сегодня, особенно при разработке проблем образования взрослых, недостаточно использовать результаты только андрагогических исследований, важно опираться на известные социологические, психофизиологические и праксиологические положения и законы.

В качестве важнейшей характеристики образования взрослых выступает диверсификация, которая понимается как комплексная характеристика учебного процесса, в который заложен учет профессиональных и личностных особенностей обучаемых и андрагогов, а также образовательной среды, что способствует изменению основных параметров обучения (учебных целей, критериев качества,

содержательного компонента, организационных форм, методов] и обеспечивает его гибкость.

Развитие теории диверсификации опирается на фундаментальные исследования Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования.

В Институте продуктивно развиваются исследования в области образования взрослых. Проведен анализ и выделены системы, комплексно реализующиеся в социально-профессиональной практике переподготовки кадров: адаптивные, опережающие, открытые, информационные, внутрифирменные.

Получены следующие научные результаты в области исследования андрагогических проблем образования взрослых:

- обоснованы роль и функции андрагоги-ки как новой области профессионально-педагогического знания и социальной практики, как теория, методология и технология обучения различных категорий взрослых (результаты исследований одобрены Бюро отделения профессионального образования РАО];

- разработаны модели внутрифирменного и опережающего образования взрослых, их содержательно-технологические, информационные и управленческие аспекты;

- создан и внедрен в практику вечернего образования РФ комплект сопровождения обучения молодежи и взрослых - программы, методики, сборники задач, опорные конспекты (опубликовано массовым тиражом в издательствах «Дрофа», «Просвещение»];

- обоснована система андрагогического сопровождения информатизации образования взрослых в рамках исследования Института информатизации образования РАО;

- определены ведущие тенденции развития современных систем открытого образования различных категорий взрослых. Их реа-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013

21

В экономике

В политике

В лингвистике

В философии

Стратегия эволюции, заключающаяся в расширении многообразия видов объектов и предметов жизнедеятельности и их разностороннем развитии

Рис. Базовые основания диверсификации.

лизация связана с фундаментальными принципами, выдвинутыми ЮНЕСКО: «образование для всех», «образование без границ» [6].

Новые направления научных исследований ФГНУ ИПООВ РАО связываются с разработкой теоретических основ развития диверсифицированных систем образования взрослых. Последипломное педагогическое образование традиционно рассматривается в контексте непрерывного образования и реализует компенсаторные, адаптивные и развивающие функции. В современных условиях глобализации всех сфер деятельности человека возникает необходимость расширения теоретических разработок, ориентированных на неотсроченное практическое использование.

Образование взрослых, система повышения квалификации, подготовка и переподготовка кадров при научно обоснованной организации способны обеспечить в неотсрочен-ной перспективе эффективное применение знаний и умений людей для улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом, а также совершенствование знаний, навыков и талантов самого человека. Таким образом, образование взрослых призвано способствовать решению стратегически важных задач, которые стоят перед обществом.

Актуальность проблемы диверсификации содержания и технологий образования взрослых обусловлена современными преобразованиями в социально-экономической сфере общества, диктующими необходимость научного поиска диверсифицированных моделей подготовки и повышения квалификации с

учетом тенденций рыночной экономики, и потребностями практики образования взрослых.

Диверсификация - термин, как и многие другие в русском языке, заимствованный, пришедший из латинского, где diversus означает «разный», а facere переводится как «делать». В новолатинском diversificatio - это изменение, разнообразие. Это слово перенесено в педагогическую теорию и практику из экономической и политической научных дисциплин. Его этимология развивалась, вкратце, следующим образом. Диверсификация как лексическая единица науки оформилась благодаря американскому экономисту М. Горту (1962 г.] и получила дальнейшее развитие в предметных областях экономика и политика благодаря японским исследователям под руководством Е. Есинары (1979 г.]. К настоящему времени можно считать устоявшимся понимание этого термина в обозначенных дисциплинах. Так, в сфере экономики диверсификация трактуется как расширение сферы деятельности путем формирования качественно новых ее видов; как товарная стратегия, согласно которой расширяется число разновидностей типов производимых продуктов; как получение дополнительной прибыли и завоевание новых рынков путем развития не связанных между собой видов производств; как путь минимизации рисков за счет предполагающего расширение сферы деятельности на новые территории инвестирования денежных средств в различные ценные бумаги.

Таблица 1

Системное представление диверсификации в образовании взрослых

Сущностные представления диверсификации образования взрослых Одновременное включение в образовательную программу не рассматриваемых ранее предметных областей, увеличение ассортимента предлагаемых образовательных технологий и услуг, производимых в рамках одного учебного заведения, а также расширение профессионального круга потребителей и сетевого образовательного пространства.

Признаки диверсификации Расширение деятельности за счет внедряемых инноваций как реакция на изменяющиеся внешние условия, не имеющие аналога в предыдущем опыте.

Научные основы диверсификации Педагогика, андрагогика, психология, социология, культурология.

Стратегии диверсификации Праксиология, квалитология, информология, семиотика, инжиниринг, социальная психология.

Профессиональные результаты диверсификации Новое личностное и социально ожидаемое качество.

В области политики диверсификация предполагает множественность стилей политической деятельности, сочетание различных подходов к решению одной проблемы.

Диверсификацию как понятие обобщающего характера можно трактовать как стратегию эволюции, заключающуюся в расширении многообразия видов объектов и предметов жизнедеятельности и их разностороннем развитии (см. рис.].

В контексте нашего исследования интересным представляется трактовка диверсификации в лингвистике как разнообразия лексического состава в речи, выступающего в роли показателя культуры языка. Русскоязычными синонимами этого слова выступают понятия «разнообразие» и «изменение». Именно эта семантика и положена нами в понимание описываемого термина в области педагогического знания.

В области образования термин «диверсификация» стал употребляться с конца 60-х -начала 70-х годов XX века в Западной Европе, когда возникла необходимость в структурном реформировании образовательных систем, и подразумевал разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, освоение новых видов деятельности, не существовавших ранее.

Диверсификация как категория андраго-гики рассматривается в качестве методологического базиса, определяющего основу непрерывного профессионального образования различных категорий взрослых в современ-

ных социально-экономических условиях, формирующего новую образовательную систему.

Обращение к феномену диверсификации в условиях непрерывного образования взрослых вызвано следующими обстоятельствами:

- активизацией личности в сфере образования, что обусловило развитие конкуренции на рынке труда;

- возрастанием потребностей населения в повышении качества профессиональной подготовки;

- усилением практикоориентированности содержания образования, развитием междис-ципдлинарности, что способствует мобильности специалиста в условиях усложняющихся требований рынка труда;

- расширением спектров деятельности образовательных организаций, возможностями использования значительного многообразия образовательных программ, особенно краткосрочного обучения, не требующих государственного лицензирования;

- широким развитием гуманитарного знания и социально-культурных технологий, часто опережающих достижения теории образования взрослых;

- привлечением к процессу обучения взрослых преподавателей сферы производства, имеющих значительный профессиональный опыт и высокую квалификацию, требующих развития общепедагогического кругозора.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013

23

Фундаментальные научные основы диверсификации образования составляют: педагогика, психология, социология и культурология.

В качестве стратегий диверсификации последипломного педагогического образования мы выделяем освоение содержания на теоретическом и практическом уровнях по следующим научным направлениям:

- праксиология, изучающая эффективную, рациональную организацию деятельности человека, способы реализации личностных и социальных ценностей в реальной жизни;

- квалитология, исследующая сущность, содержание, природу качеств различных объектов, в том числе и качества человека;

- информология, рассматривающая процессы и законы передачи, распределения, обработки и преобразования информации;

- семиотика, исследующая свойства знаков и знаковых систем в обществе и природе;

- инжиниринг - наука о разработке моделей и регламентов практического внедрения инновационных продуктов;

- социальная психология, изучающая поведение человека, обусловленное его социальной принадлежностью.

Системное представление диверсификации в образовании взрослых представлено в таблице, с. 23.

Укажем на основные эффекты диверсификации:

1. Открытость достижений разных наук.

2. Преодоление профессиональной деформации специалистов.

3. Расширение номенклатуры специальностей.

4. Учет региональных особенностей.

5. Изменение механизмов формирования финансовых средств.

6. Интеграция сфер формального, инфор-мального и неформального образования взрослых.

Литература

1. Субетто А. И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. - СПб.: ПАНИ, 1999. - 827 с.

2. Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : моногр. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. -Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - 404 с.

3. Практическая андрагогика. Книга 3. Модульная образовательная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений / под ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. - СПб.: ЛОИРО ; ИОВ РАО, 2010. - 230 с.

4. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образования взрослых : моногр. / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова,

B. И. Соколов и др. ; под ред. А. Е. Марона и Л. Ю. Монаховой. -СПб.: УРАО ИОВ, 2011. - 350 с.

5. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых : моногр. / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова и др. ; под ред. А. Е. Марона. - СПб.: УРАО ИОВ, 2012. - 402 с.

6. Подобед В. И. Образование взрослых в свете идей целостного развития человека // Человек и образование. - 2009. - №3. -

C. 17-24.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.