рода, научный редактор вышедшего в свет журнала «Школа управления образовательным учреждением».
Выдающийся учёный, замечательный педагог, популяризатор науки и ее отлич-
ный организатор, обладающий лучшими человеческими качествами, присущими пе-тербургской-ленинградской интеллигенции, сегодня полон творческих планов и замыслов.
Желаем дорогому Семёну Григорьевичу воплощения всех научных замыслов, крепкого здоровья и новых исследовательских проектов.
Коллектив Института образования взрослых Российской академии образования.
Коллектив Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Редакция журнала «Человек и образование».
-------^--------
ЖИЗНЬ В НАУКЕ ( К юбилею Терезы Георгиевны Браже )
3 февраля 2011 года - юбилейная дата в жизни Терезы Георгиевны Браже, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации.
В 1953 году Тереза Георгиевна окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета. Еще будучи студенткой последнего курса, она начала трудовую педагогическую деятельность, став учительницей русского языка в школе № 32 Василеостровского района Ленинграда: свой первый урок она провела 5 марта 1953 года.
Затем в школе № 249 проработала в общей сложности 6 лет - с перерывом на учебу в аспирантуре ЛГПИ им. А. И. Герцена сначала у М. Н. Эгерштром, внучатой племянницы И. С. Тургенева, а затем у Т. В. Чирковской.
С 1960 по 1962 год Тереза Георгиевна -старший преподаватель в Ленинградском
городском институте усовершенствования учителей (ЛГИУУ). В июне 1962 года она защитила кандидатскую диссертацию, по которой в 1964 году вышла книга «Целостное изучение эпического произведения», на десятилетия определившая новый подход к изучению литературных произведений, а в 1979 году - докторскую диссертацию «Изучение литературы как способ духовного обогащения учащихся вечерней школы». Обе работы Т. Г. Браже защищала в Москве, в Академии педагогических наук.
42 года, с октября 1962 по апрель 2004 года, Тереза Георгиевна проработала в НИИ общего образования взрослых АПН СССР (ныне Институт образования взрослых РАО): старшим научным сотрудником, учёным секретарём института, заведующей лабораторией гуманитарных предметов, ведущим научным сотрудником. В конце 1989 года её пригласи-
ли по совместительству заведовать кафедрой теории и методики гуманитарных предметов в ЛГИУУ. С декабря 1995 года и до сегодняшнего дня она - профессор кафедры теории и методики гуманитарного образования Университета педагогического мастерства - ныне кафедры социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Основными направлениями научной деятельности учёного являются:
- научное обеспечение целей, содержания и методов постдипломного образования педагогов;
- определение значимости и путей развития гуманитарной культуры взрослых, взаимосвязи общей и профессиональной культуры специалистов как условия успешности их жизнедеятельности, разработка принципов оценки деятельности андраго-га;
- разработка принципов поддержки и развития чтения детей и взрослых в контексте Национальной программы развития чтения.
Научно-педагогический опыт Т. Г. Браже востребован педагогическим сообществом. Много сил профессор отдает работе с аспирантами и соискателями, постоянно ведет научные семинары, долгие годы является членом диссертационных советов. Она вырастила множество талантливых учителей, подготовила молодых учёных - под ее руководством защитили кандидатские и докторские диссертационные исследования 25 соискателей. Основные результаты её научной деятельности изложены более чем в 320 публикациях (в том числе и на иностранных языках - болгарском, польском, вьетнамском), среди них больше десяти книг, посвящённых изучению литературы в школе, и столько же книг по общепедагогическим проблемам гуманитарного образования взрослых. Она является научным редактором учебных и научно-методических пособий, сборников научных трудов.
Под руководством Т. Г. Браже сложилась научно-педагогическая школа по исследованию педагогических проблем гуманитарного образования детей и взрослых, гума-
нитарной культуры как цели и ценности образования. Это интегративное направление педагогической науки, включающее в себя школьное гуманитарное образование и постдипломное образование педагогов, работающих в разных местах: например, библиотечных работников, преподавателей военных и других институтов.
Научная школа Т. Г. Браже основывается на личностно-деятельностном, андрагоги-ческом, компетентностном подходах, имея целью через обучение и воспитание детей и взрослых развитие их личности для плодотворной и полноценной жизни в семье и обществе, стремление и готовность к непрерывному образованию в быстро меняющемся и разнообразном глобальном мире.
Тереза Георгиевна - организатор и участник научно-практических конференций по проблемам образования взрослых, член Международной ассоциации чтения, индивидуальный член Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), неоднократно выступала на его конгрессах.
Важнейшим направлением научно-методической деятельности Т. Г. Браже является обучение литературе в школе - обоснование и разработка программ, определение условий эффективности и качества литературного образования школьников, воздействия литературы как школьного предмета на их духовное обогащение; она соавтор школьного учебника по литературе XIX в., рекомендованного Министерством образования для изучения в старших классах и вышедшего уже десятью изданиями. В последние годы Тереза Георгиевна активно занимается проблемами чтения детей и взрослых, она считает, что «чтение есть важнейший элемент непрерывного образования и развития человека. Это важно для него самого. Благодаря чтению сохраняется преемственность в языковой культуре народа, сохраняется „великий и могучий“, единый для всех русский язык и создаются условия для его развития благодаря многообразию индивидуальных стилей речи, проявлению специфики языковой личности человека - и взрослого, и растущего». Последняя её книга - «Чтение взрослых как
166
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
фактор влияния на развитие личности» -вышла в 2010 году.
Научные заслуги Терезы Георгиевны признаны государством и педагогической общественностью: она имеет знаки «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», награждена медалью К. Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук», а также медалями «В память 250-летия Ленинграда», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «За многолетний добросовестный труд», Звездой Да-ринского и др. Статьи о Заслуженном деятеле науки РФ Т. Г. Браже внесены в книгу «Известные влиятельные люди города»
(«Синие страницы Петербурга», 19971998), биографическую энциклопедию «Качество», изданную в 2000 году международным издательством «Гуманистика», книгу А. И. Мелуа «Санкт-Петербург: Биографии. Том 1».
Тереза Георгиевна показывает нам образец мудрости: всегда рассудительна в трудных обстоятельствах, спокойно и стойко противостоит трудностям, не торопится с оценками, помогла и продолжает помогать людям в их человеческом становлении, всегда сдержанна и ответственна во всем. Надежность, честность, долг - её личностные качества.
Желаем дорогой Терезе Георгиевне Браже здоровья, новых научных идей и их практического воплощения, творческой активности на долгие годы!
Коллектив Института образования взрослых Российской академии образования.
Коллектив Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Редакция журнала «Человек и образование».