Научная статья на тему 'Жизнь в науке (к юбилею Терезы Георгиевны Браже)'

Жизнь в науке (к юбилею Терезы Георгиевны Браже) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
458
32
Поделиться
Ключевые слова
БРАЖЕ / АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПОСЛЕДИМЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ / ВЫДАЮЩИЙСЯ АНДРАГОГ / ИОВ РАО / СПБАППО

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы —

К юбилею доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Терезы Георгиевны Браже.To the Jubilee of Tereza Georgiyenva Brazhe, Doctor of Pedagogy, Professor, Honored Scientist of Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Жизнь в науке (к юбилею Терезы Георгиевны Браже)»

рода, научный редактор вышедшего в свет журнала «Школа управления образовательным учреждением».

Выдающийся учёный, замечательный педагог, популяризатор науки и ее отлич-

ный организатор, обладающий лучшими человеческими качествами, присущими пе-тербургской-ленинградской интеллигенции, сегодня полон творческих планов и замыслов.

Желаем дорогому Семёну Григорьевичу воплощения всех научных замыслов, крепкого здоровья и новых исследовательских проектов.

Коллектив Института образования взрослых Российской академии образования.

Коллектив Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Редакция журнала «Человек и образование».

-------^--------

ЖИЗНЬ В НАУКЕ ( К юбилею Терезы Георгиевны Браже )

3 февраля 2011 года - юбилейная дата в жизни Терезы Георгиевны Браже, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации.

В 1953 году Тереза Георгиевна окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета. Еще будучи студенткой последнего курса, она начала трудовую педагогическую деятельность, став учительницей русского языка в школе № 32 Василеостровского района Ленинграда: свой первый урок она провела 5 марта 1953 года.

Затем в школе № 249 проработала в общей сложности 6 лет - с перерывом на учебу в аспирантуре ЛГПИ им. А. И. Герцена сначала у М. Н. Эгерштром, внучатой племянницы И. С. Тургенева, а затем у Т. В. Чирковской.

С 1960 по 1962 год Тереза Георгиевна -старший преподаватель в Ленинградском

городском институте усовершенствования учителей (ЛГИУУ). В июне 1962 года она защитила кандидатскую диссертацию, по которой в 1964 году вышла книга «Целостное изучение эпического произведения», на десятилетия определившая новый подход к изучению литературных произведений, а в 1979 году - докторскую диссертацию «Изучение литературы как способ духовного обогащения учащихся вечерней школы». Обе работы Т. Г. Браже защищала в Москве, в Академии педагогических наук.

42 года, с октября 1962 по апрель 2004 года, Тереза Георгиевна проработала в НИИ общего образования взрослых АПН СССР (ныне Институт образования взрослых РАО): старшим научным сотрудником, учёным секретарём института, заведующей лабораторией гуманитарных предметов, ведущим научным сотрудником. В конце 1989 года её пригласи-

ли по совместительству заведовать кафедрой теории и методики гуманитарных предметов в ЛГИУУ. С декабря 1995 года и до сегодняшнего дня она - профессор кафедры теории и методики гуманитарного образования Университета педагогического мастерства - ныне кафедры социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными направлениями научной деятельности учёного являются:

- научное обеспечение целей, содержания и методов постдипломного образования педагогов;

- определение значимости и путей развития гуманитарной культуры взрослых, взаимосвязи общей и профессиональной культуры специалистов как условия успешности их жизнедеятельности, разработка принципов оценки деятельности андраго-га;

- разработка принципов поддержки и развития чтения детей и взрослых в контексте Национальной программы развития чтения.

Научно-педагогический опыт Т. Г. Браже востребован педагогическим сообществом. Много сил профессор отдает работе с аспирантами и соискателями, постоянно ведет научные семинары, долгие годы является членом диссертационных советов. Она вырастила множество талантливых учителей, подготовила молодых учёных - под ее руководством защитили кандидатские и докторские диссертационные исследования 25 соискателей. Основные результаты её научной деятельности изложены более чем в 320 публикациях (в том числе и на иностранных языках - болгарском, польском, вьетнамском), среди них больше десяти книг, посвящённых изучению литературы в школе, и столько же книг по общепедагогическим проблемам гуманитарного образования взрослых. Она является научным редактором учебных и научно-методических пособий, сборников научных трудов.

Под руководством Т. Г. Браже сложилась научно-педагогическая школа по исследованию педагогических проблем гуманитарного образования детей и взрослых, гума-

нитарной культуры как цели и ценности образования. Это интегративное направление педагогической науки, включающее в себя школьное гуманитарное образование и постдипломное образование педагогов, работающих в разных местах: например, библиотечных работников, преподавателей военных и других институтов.

Научная школа Т. Г. Браже основывается на личностно-деятельностном, андрагоги-ческом, компетентностном подходах, имея целью через обучение и воспитание детей и взрослых развитие их личности для плодотворной и полноценной жизни в семье и обществе, стремление и готовность к непрерывному образованию в быстро меняющемся и разнообразном глобальном мире.

Тереза Георгиевна - организатор и участник научно-практических конференций по проблемам образования взрослых, член Международной ассоциации чтения, индивидуальный член Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), неоднократно выступала на его конгрессах.

Важнейшим направлением научно-методической деятельности Т. Г. Браже является обучение литературе в школе - обоснование и разработка программ, определение условий эффективности и качества литературного образования школьников, воздействия литературы как школьного предмета на их духовное обогащение; она соавтор школьного учебника по литературе XIX в., рекомендованного Министерством образования для изучения в старших классах и вышедшего уже десятью изданиями. В последние годы Тереза Георгиевна активно занимается проблемами чтения детей и взрослых, она считает, что «чтение есть важнейший элемент непрерывного образования и развития человека. Это важно для него самого. Благодаря чтению сохраняется преемственность в языковой культуре народа, сохраняется „великий и могучий“, единый для всех русский язык и создаются условия для его развития благодаря многообразию индивидуальных стилей речи, проявлению специфики языковой личности человека - и взрослого, и растущего». Последняя её книга - «Чтение взрослых как

166

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

фактор влияния на развитие личности» -вышла в 2010 году.

Научные заслуги Терезы Георгиевны признаны государством и педагогической общественностью: она имеет знаки «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», награждена медалью К. Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук», а также медалями «В память 250-летия Ленинграда», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «За многолетний добросовестный труд», Звездой Да-ринского и др. Статьи о Заслуженном деятеле науки РФ Т. Г. Браже внесены в книгу «Известные влиятельные люди города»

(«Синие страницы Петербурга», 19971998), биографическую энциклопедию «Качество», изданную в 2000 году международным издательством «Гуманистика», книгу А. И. Мелуа «Санкт-Петербург: Биографии. Том 1».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тереза Георгиевна показывает нам образец мудрости: всегда рассудительна в трудных обстоятельствах, спокойно и стойко противостоит трудностям, не торопится с оценками, помогла и продолжает помогать людям в их человеческом становлении, всегда сдержанна и ответственна во всем. Надежность, честность, долг - её личностные качества.

Желаем дорогой Терезе Георгиевне Браже здоровья, новых научных идей и их практического воплощения, творческой активности на долгие годы!

Коллектив Института образования взрослых Российской академии образования.

Коллектив Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Редакция журнала «Человек и образование».