85-летию Заслуженного деятеля науки РФ ПРОФЕССОРА Е. П. ТОНКОНОГОЙ
НАШ ЮБИЛЯР
Для эффективной работы коллектива большое богатство - люди, генерирующие идеи, обладающие прекрасной памятью, в которой хранится то, что сделано предшественниками и современниками, умеющие видеть новые и плодотворные идеи и разработки у практиков и растущих ученых. Именно к таким бесценным специалистам относится профессор Е. П. Тонконогая.
Свыше полувека назад Е. П. Тонконогая связала свою жизнь с Институтом образования взрослых: в 1957 году она поступила в аспирантуру НИИ педагогики АПН РСФСР, которым руководил профессор Б. Г. Ананьев, хорошо помнивший свою студентку психологического отделения философского факультета ЛГУ Женю Мирошину. Выпускница университета шесть лет проработала в 278-й школе Ленинграда преподавателем психологии и заместителем директора. Большой жизненный опыт накапливался еще до студенчества в Ленинграде: учёбу в Старорусском педагогическом училище в 1941 году оборвала война. Пришлось болотами выходить с близкими из оккупированных родных мест, тяжело добираться по военным дорогам в эвакуацию в Алтайский край: 15-летняя девушка с младшим братом из-за болезни отстали от поезда, через два месяца чудом добрались до матери, считавшей их навсегда потерянными. В эва-
куации поступила на третий курс Рубцовского педагогического училища, которое окончила с отличием, а в 1945 году вернулась с семьей из эвакуации и работала учительницей начальной школы в селе Под-березье Окуловского района Новгородской области. В 1946 году поступила в Ленинградский государственный университет на отделение психологии философского факультета. Студентка отличалась жаждой знаний, пытливостью, работоспособностью, волей и упорством. Это обращало на нее внимание талантливых преподавателей. В 1954 году со статей начались её печатные научные публикации.
В 1959 году Евгения Павловна стала младшим научным сотрудником НИИ педагогики АПН РСФСР, а с 1960 года, когда он был преобразован в НИИ вечерних (сменных] и заочных школ, начала заниматься исследованием проблем педагогики взрослых. В 1962 году Евгения Павловна защитила кандидатскую диссертацию, в 1965 году утверждена в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности теория и история педагогики. Три года была ученым секретарем Института, а с 1968 года стала на долгие годы заведующей лабораторией - признанным руководи-телем-практиком, создателем и разработчиком теории повышения квалификации руководителей кадров народного образования,
прежде всего директоров школ и их заместителей.
В 1992 году Евгения Павловна защитила докторскую диссертацию на тему «Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации». Исследование имело большую социальную и педагогическую значимость, внесло ценнейший вклад в развитие дидактики взрослых, создавая новую отрасль этой науки - дидактику повышения квалификации.
В настоящее время доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник УРАО «Институт образования взрослых» Е. П. Тонконогая является одним из ведущих ученых России в сфере образования. Ею опубликовано более 200 работ, сформировавших основу современной теории образования взрослых, постдипломного образования педагогических кадров как самостоятельной отрасли научного знания. Е. П. Тонконогая - основатель нового научного направления в педагогике, связанного с разработкой проблем повышения квалификации руководителей образовательных учреждений на всех уровнях системы образования.
Е. П. Тонконогая создала научную школу исследователей-педагогов и андрагогов, воспитала плеяду ученых, успешно работающих в ряде вузов России и стран СНГ. Она активно участвует в работе диссертационных советов в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов и в Учреждении Российской академии образования «Институт образования взрослых».
Теоретические разработки Е. П. Тонконогой, положенные в основу ряда документов государственных органов, предопределили реформирование системы образования взрослых в России в соответствии с современными требованиями. По ее учебным пособиям и программам на протяжении многих лет осуществляются подготовка и переподготовка руководителей системы образования, а в последние годы и профессиональная подготовка специалистов социальной работы.
С 1995 по 2008 гг. Евгения Павловна работала в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП], где преподавала педагогику на всех факультетах, а в 1997 г. создала кафедру социальной работы,
способствовала обновлению учебно-методической базы преподавания педагогики на всех факультетах университета. Непреходящим является ее вклад в развитие общей и семейной педагогики, создание учебных курсов «Основы андрагогики», «Социальные инновации» и «Инновации в образовании».
На протяжении многих лет она была членом Проблемного совета по непрерывному образованию взрослых при Министерстве образования СССР. В настоящее время является членом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы.
Евгения Павловна Тонконогая - автор Концепции повышения квалификации организаторов образования, создатель учебнометодических планов и программ для 14 категорий руководителей системы образования. Под ее научным руководством подготовлены и защищены более 30 диссертаций. За заслуги в развитии СПбГУП Е. П. Тонконогая избрана его Почетным профессором: она более десяти лет являлась членом методического совета Университета, отвечающим за повышение педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.
Е. П. Тонконогая - видный общественный деятель, отдающий много сил сохранению и умножению научного потенциала Санкт-Петербурга. На протяжении многих лет высокую оценку общественности вызывает ее работа в качестве участника международных программ обмена опытом в сфере социальной и педагогической деятельности. Международное признание получили ее труды по проблемам андрагогики: 27 работ Евгении Павловны - монографии, учебники, статьи -опубликованы в зарубежных странах и в изданиях ЮНЕСКО. Под ее руководством все преподаватели кафедры социальной работы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов прошли стажировку в Стокгольмском университете, а сама Е. П. Тонконогая за участие в разработке Шведско-российского исследовательского проекта по проблемам социальной работы награждена дипломом Стокгольмского университета.
По инициативе Е. П. Тонконогой кафедра оказывает практическую помощь четырем районам Санкт-Петербурга в создании новых
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (24] 2010
5
типов центров социальной защиты населения. Эта работа отмечена благодарностями городского Комитета по защите семьи, детства и молодежи, Христианского благотворительного фонда Великобритании, Комитета по социальной защите населения Московского района Петербурга и др.
О высоком уровне теоретической и практической подготовки выпускников кафедры, которую возглавляла Е. П. Тонконогая, свидетельствует их трудоустройство: 90% работают по специальности, ежегодно более 50% студентов 4-5 курсов получают приглашение на работу в учреждения социальной защиты, где они проходили производственную и преддипломную практику.
Достижения Е. П. Тонконогой высоко оценены российской и зарубежной научной общественностью. Ее вклад в развитие отечественной науки и народного образования отмечен почетными грамотами министерств просвещения СССР, Белоруссии и Таджикистана, конфедерации профсоюзов Армении, медалью ВДНХ, знаком «Отличник народного просвещения», медалью К. Д. Ушинского, медалью «Ветеран труда», медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», а в 2006 г. указом Президента РФ ей было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
За вклад в развитие образования взрослых Евгения Павловна в 2010 году награждена Почетным Знаком А. В. Даринского.
Сердечно поздравляем юбиляра, желаем дальнейших творческих достижений и успехов, крепкого здоровья, долгие годы высоко нести знамя Учителя, Педагога, Выдающегося Ученого в развитии теории и практики образования взрослых в России.
Редакционная коллегия журнала «Человек и образование» и коллектив Института образования взрослых РАО