Научная статья на тему 'Наш юбиляр'

Наш юбиляр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВГЕНИЯ ПАВЛОВНА ТОНКОНОГАЯ / ЮБИЛЕЙ / ИОВ РАО / НИИ ПЕДАГОГИКИ / НИИ ВЕЧЕРНИХ ШКОЛ / ПЕДАГОГИКА ВЗРОСЛЫХ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / АНДРАГОГИКА / TONKONOGAYA / JUBILEE / IOV RAO / IAE RAE / PEDAGOGY RESEARCH INSTITUTE / RESEARCH INSTITUTE OF EVENING SCHOOLS / SCHOOL HEADS TRAINING / ANDRAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

К 85-летию со дня рождения и 65-летию научно-педагогической деятельности Заслуженного деятеля науки РФ главного научного сотрудника Института образования взрослых Российской академии образования доктора педагогических наук, профессора Евгении Павловны Тонконогой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An editorial to the 85-th birthday and 65-th anniversary of scientific and pedagogical activity of Honored Scientist of Russia, Chief Researcher of Institute of Adult Education of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogy Professor Eugenia Pavlovna Tonkonogaya

Текст научной работы на тему «Наш юбиляр»

85-летию Заслуженного деятеля науки РФ ПРОФЕССОРА Е. П. ТОНКОНОГОЙ

НАШ ЮБИЛЯР

Для эффективной работы коллектива большое богатство - люди, генерирующие идеи, обладающие прекрасной памятью, в которой хранится то, что сделано предшественниками и современниками, умеющие видеть новые и плодотворные идеи и разработки у практиков и растущих ученых. Именно к таким бесценным специалистам относится профессор Е. П. Тонконогая.

Свыше полувека назад Е. П. Тонконогая связала свою жизнь с Институтом образования взрослых: в 1957 году она поступила в аспирантуру НИИ педагогики АПН РСФСР, которым руководил профессор Б. Г. Ананьев, хорошо помнивший свою студентку психологического отделения философского факультета ЛГУ Женю Мирошину. Выпускница университета шесть лет проработала в 278-й школе Ленинграда преподавателем психологии и заместителем директора. Большой жизненный опыт накапливался еще до студенчества в Ленинграде: учёбу в Старорусском педагогическом училище в 1941 году оборвала война. Пришлось болотами выходить с близкими из оккупированных родных мест, тяжело добираться по военным дорогам в эвакуацию в Алтайский край: 15-летняя девушка с младшим братом из-за болезни отстали от поезда, через два месяца чудом добрались до матери, считавшей их навсегда потерянными. В эва-

куации поступила на третий курс Рубцовского педагогического училища, которое окончила с отличием, а в 1945 году вернулась с семьей из эвакуации и работала учительницей начальной школы в селе Под-березье Окуловского района Новгородской области. В 1946 году поступила в Ленинградский государственный университет на отделение психологии философского факультета. Студентка отличалась жаждой знаний, пытливостью, работоспособностью, волей и упорством. Это обращало на нее внимание талантливых преподавателей. В 1954 году со статей начались её печатные научные публикации.

В 1959 году Евгения Павловна стала младшим научным сотрудником НИИ педагогики АПН РСФСР, а с 1960 года, когда он был преобразован в НИИ вечерних (сменных] и заочных школ, начала заниматься исследованием проблем педагогики взрослых. В 1962 году Евгения Павловна защитила кандидатскую диссертацию, в 1965 году утверждена в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности теория и история педагогики. Три года была ученым секретарем Института, а с 1968 года стала на долгие годы заведующей лабораторией - признанным руководи-телем-практиком, создателем и разработчиком теории повышения квалификации руководителей кадров народного образования,

прежде всего директоров школ и их заместителей.

В 1992 году Евгения Павловна защитила докторскую диссертацию на тему «Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации». Исследование имело большую социальную и педагогическую значимость, внесло ценнейший вклад в развитие дидактики взрослых, создавая новую отрасль этой науки - дидактику повышения квалификации.

В настоящее время доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник УРАО «Институт образования взрослых» Е. П. Тонконогая является одним из ведущих ученых России в сфере образования. Ею опубликовано более 200 работ, сформировавших основу современной теории образования взрослых, постдипломного образования педагогических кадров как самостоятельной отрасли научного знания. Е. П. Тонконогая - основатель нового научного направления в педагогике, связанного с разработкой проблем повышения квалификации руководителей образовательных учреждений на всех уровнях системы образования.

Е. П. Тонконогая создала научную школу исследователей-педагогов и андрагогов, воспитала плеяду ученых, успешно работающих в ряде вузов России и стран СНГ. Она активно участвует в работе диссертационных советов в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов и в Учреждении Российской академии образования «Институт образования взрослых».

Теоретические разработки Е. П. Тонконогой, положенные в основу ряда документов государственных органов, предопределили реформирование системы образования взрослых в России в соответствии с современными требованиями. По ее учебным пособиям и программам на протяжении многих лет осуществляются подготовка и переподготовка руководителей системы образования, а в последние годы и профессиональная подготовка специалистов социальной работы.

С 1995 по 2008 гг. Евгения Павловна работала в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП], где преподавала педагогику на всех факультетах, а в 1997 г. создала кафедру социальной работы,

способствовала обновлению учебно-методической базы преподавания педагогики на всех факультетах университета. Непреходящим является ее вклад в развитие общей и семейной педагогики, создание учебных курсов «Основы андрагогики», «Социальные инновации» и «Инновации в образовании».

На протяжении многих лет она была членом Проблемного совета по непрерывному образованию взрослых при Министерстве образования СССР. В настоящее время является членом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы.

Евгения Павловна Тонконогая - автор Концепции повышения квалификации организаторов образования, создатель учебнометодических планов и программ для 14 категорий руководителей системы образования. Под ее научным руководством подготовлены и защищены более 30 диссертаций. За заслуги в развитии СПбГУП Е. П. Тонконогая избрана его Почетным профессором: она более десяти лет являлась членом методического совета Университета, отвечающим за повышение педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.

Е. П. Тонконогая - видный общественный деятель, отдающий много сил сохранению и умножению научного потенциала Санкт-Петербурга. На протяжении многих лет высокую оценку общественности вызывает ее работа в качестве участника международных программ обмена опытом в сфере социальной и педагогической деятельности. Международное признание получили ее труды по проблемам андрагогики: 27 работ Евгении Павловны - монографии, учебники, статьи -опубликованы в зарубежных странах и в изданиях ЮНЕСКО. Под ее руководством все преподаватели кафедры социальной работы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов прошли стажировку в Стокгольмском университете, а сама Е. П. Тонконогая за участие в разработке Шведско-российского исследовательского проекта по проблемам социальной работы награждена дипломом Стокгольмского университета.

По инициативе Е. П. Тонконогой кафедра оказывает практическую помощь четырем районам Санкт-Петербурга в создании новых

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (24] 2010

5

типов центров социальной защиты населения. Эта работа отмечена благодарностями городского Комитета по защите семьи, детства и молодежи, Христианского благотворительного фонда Великобритании, Комитета по социальной защите населения Московского района Петербурга и др.

О высоком уровне теоретической и практической подготовки выпускников кафедры, которую возглавляла Е. П. Тонконогая, свидетельствует их трудоустройство: 90% работают по специальности, ежегодно более 50% студентов 4-5 курсов получают приглашение на работу в учреждения социальной защиты, где они проходили производственную и преддипломную практику.

Достижения Е. П. Тонконогой высоко оценены российской и зарубежной научной общественностью. Ее вклад в развитие отечественной науки и народного образования отмечен почетными грамотами министерств просвещения СССР, Белоруссии и Таджикистана, конфедерации профсоюзов Армении, медалью ВДНХ, знаком «Отличник народного просвещения», медалью К. Д. Ушинского, медалью «Ветеран труда», медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», а в 2006 г. указом Президента РФ ей было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

За вклад в развитие образования взрослых Евгения Павловна в 2010 году награждена Почетным Знаком А. В. Даринского.

Сердечно поздравляем юбиляра, желаем дальнейших творческих достижений и успехов, крепкого здоровья, долгие годы высоко нести знамя Учителя, Педагога, Выдающегося Ученого в развитии теории и практики образования взрослых в России.

Редакционная коллегия журнала «Человек и образование» и коллектив Института образования взрослых РАО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.