Научная статья на тему 'Лидер в образовании взрослых: к юбилею Е. П. Тонконогой'

Лидер в образовании взрослых: к юбилею Е. П. Тонконогой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВГЕНИЯ ПАВЛОВНА ТОНКОНОГАЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ДИДАКТИКА / ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ / EUGENIA PAVLOVNA TONKONOGAYA / ADULT EDUCATION / ANDRAGOGY / DIDACTICS / EVENING SCHOOL / SCHOOL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершловский Семён Григорьевич

Дан краткий обзор направлений исследований и научных работ профессора Е. П. Тонконогой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leader in adult education: to the jubilee of E. P. Tonkonogaya

A brief review of areas of research and scientific work of Professor E. P. Tonkonogaya is given

Текст научной работы на тему «Лидер в образовании взрослых: к юбилею Е. П. Тонконогой»

ЛИДЕР В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ: К ЮБИЛЕЮ Е. П. ТОНКОНОГОЙ

Среди специалистов, занимающихся пси-холого-андрагогическими проблемами, Евгения Павловна Тонконогая занимает особое место. Нельзя назвать ни одну область исследований, посвященных тому, как и почему учатся взрослые, в которую Евгения Павловна не внесла бы свой вклад. Любой исследователь, занимающийся социальными проблемами образования взрослых, не обойдет своим вниманием ее работы, посвященные анализу образования взрослых как социальному институту. В период становления отечественной андрагогической теории она сформулировала основные цели системы образования взрослых как социального института, связанные с содействием в адаптации индивида к новым условиям существования, в определении его личного участия в производственной, социальной и культурной жизни социума, в выработке социального иммунитета, адекватного поведения в экстремальных условиях. Ей принадлежит лидирующая роль в разработке дидактических основ образования взрослых. Опираясь на опыт изучения учебного процесса в вечерних (сменных] школах, на анализ особенностей организации и содержания повышения квалификации учителей и руководителей школ, она пришла к выводу, что процесс обучения должен адаптироваться к социальным условиям, не поддающимся педагогической регуляции. Евгения Павловна отмечала, что противоречия, возникающие под влиянием неблагоприятных факторов, следует нивелировать за счет создания рациональных организационно-педагогических условий и мобилизации внутренних ресурсов самого процесса обучения посредством разработки определенной дидактической стратегии, учитывающей особенности субъекта и условий обучения. Одним из элементов этой стратегии она считала замену предметнологической систематизации знаний проблемным принципом, предусматривающим возможность выхода обучающихся взрослых в различные сфера науки, общественной жизни, искусства. Обсуждение во взрослой ауди-

тории подобных проблем, носящих «надпред-метный» характер, становится инструментом, затрагивающим глубинные сферы личности.

При разработке актуальных проблем теории и практики образования взрослых Евгения Павловна опиралась на глубокое изучение истории становления андрагогики за рубежом и в России. При этом особое внимание она уделила развитию отечественной дидактики взрослых в ХХ веке. Целый ряд идей, представленных в ее работах, не утратил своей значимости и сегодня: единство школьного и внешкольного образования; активность и самостоятельность обучающихся как одно из важнейших условий развития познавательных интересов; связь обучения с жизненным и профессиональным опытом, без которой нельзя сделать личностно значимым процесс обучения, и т.д. Она обратила внимание на актуальность работ Е. Н. Медынского, А. П. Пинкевича, Е. Я. Голанта, А. И. Филь-штинского и др., считавшихся устаревшими. Глубокая интерпретация зарубежных исследований и материалов ЮНЕСКО позволила ей выдвинуть ряд идей, связанных с обоснованием концепции непрерывного образования. При этом разработка теории образования взрослых осуществлялась на таком уровне, который позволил Евгении Павловне обогатить дидактику в целом как отрасль педагогики.

Чем объяснить «энциклопедичность» и глубину ее научных работ? Прежде всего, фундаментальным университетским образованием. Подчеркиваю эту особенность образования, потому что в те годы психологическая подготовка осуществлялась в рамках философского факультета. При всей идеологизации содержания вузовского образования большое внимание уделялось методологии науки, культуре исследования. Огромную роль играло непосредственное общение с создателем ленинградской психологической школы Б. Г. Ананьевым, выдающимися представителями отечественной культурологии

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (24] 2010

7

М. С. Каганом, В. П. Тугариновым и другими. Отсюда особенности исследовательского почерка «школы» Евгении Павловны, которые можно узнать в ее работах и диссертационных исследованиях учеников.

Огромную роль в становлении Евгении Павловны как ученого сыграл созданный в 1970 году НИИ общего образования взрослых. Этому содействовали комплексные, междисциплинарные исследования, позволившие Евгении Павловне и ее сотрудникам выйти за пределы локальных тем и методических разработок и осуществить ряд фундаментальных исследований. Одно из них - «Дидактические особенности урока в вечерней школе» -заинтересовало не только работников вечерних школ, но и широкий круг педагогов-исследователей. Книга, вышедшая в 1984 г., востребована до сих пор.

Нельзя не сказать несколько слов о самой атмосфере, существовавшей в институте в те годы. Она формировала в каждом из нас терпимость, доброжелательность и ответственность. Вклад, который внесли сотрудники института в разработку теоретических и прикладных проблем андрагогики, во многом объясняется той коллективной творческой мыслью, которую активно поддерживали А. В. Даринский и В. Г. Онушкин.

Во многом научные достижения Евгении Павловны объясняются и ее личными качествами: умением противостоять трудностям и невзгодам, которых было немало на жизненном пути, высокой требовательностью к

самой себе, критическим отношением к собственным работам, творческой увлеченностью, беспристрастной оценкой того, что сделали коллеги, и неформальным отношением к ним. Наверно, поэтому лаборатория дидактических проблем образования взрослых, которой долгие годы руководила Евгения Павловна, была одной из самых «продуктивных» и самых дружных в Институте.

Евгения Павловна никогда не была кабинетным ученым. Мне пришлось неоднократно присутствовать на ее лекциях петербургским учителям и во время многочисленных командировок в Белоруссию, Прибалтику. Четкая логика, ясный, доступный язык, способность вовлечь аудиторию в дискуссию делали ее лекции необычайно популярными. Помню случай в Минском институте усовершенствования, когда слушатели не хотели расходиться после четырехчасовой лекции Евгении Павловны, буквально засыпав ее вопросами. Надо сказать, что каждое выступление являлось для нее возможностью вслух обсудить волнующие ее проблемы, проверить на аудитории те или иные положения будущей книги или статьи.

Живо интересующаяся всем, что происходит вокруг, Евгения Павловна каждую командировку использовала для того, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями: музеями, театрами, памятными местами. Все это обогащало ее как петербургского интеллигента и расширяло диапазон творческих исканий.

Поздравляя Евгению Павловну с юбилеем, желаю ей еще долгие годы сохранять активное отношение к жизни, свойственную ей вовлеченность в различные виды и формы непрерывного образования, над которой годы не властны.

С. Г. Вершловский

доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

8

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.