Научная статья на тему 'А. В. Даринский основатель института образования взрослых РАО'

А. В. Даринский основатель института образования взрослых РАО Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
420
43
Поделиться
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НАУЧНАЯ ШКОЛА ДАРИНСКОГО / ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / DARINSKIY'S SCIENTIFIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы —

В статье дан краткий очерк жизненного пути А. В. Даринского. Показана его выдающаяся роль в становлении научной школы в области непрерывного образования взрослых, организации и руководстве ведущим учреждением Академии педагогических наук НИИ общего образования взрослых.The paper gives a brief outline of the A. V. Darinskiy's life and career. It shows his outstanding role in the forming of scientific school in the area of continuing adult education, organizing and directing the leading institution of Academy of Pedagogic Science Institute of General Education of Adults (now Institute of Adult Education of Russian Academy of Education)

Текст научной работы на тему «А. В. Даринский основатель института образования взрослых РАО»

СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЁНОГО АКАДЕМИКА РАО А. В.ДАРИНСКОГО

А. В. ДАРИНСКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ РАО

14 марта 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Викторовича Дарин-ского, человека удивительной судьбы, оставившего неизгладимый след в памяти всех, кто с ним соприкасался в разные периоды его жизни.

Анатолий Викторович Даринский (14.03.1910, Москва - 18.09.2002, С.-Петербург), педагог, географ-методист, краевед, академик РАО (1995), доктор педагогических наук, профессор. В 1932 году окончил Ленинградский университет. С 1934 года на научной и преподавательской работе в педагогических вузах. С 1945 года в системе АПН: в 1945-47 в НИИ методов обучения, в 1947-55 в Ленинградском НИИ педагогики, в 1962-76 директор НИИ общего образования взрослых. Одновременно в 1947-65 гг. заведующий кафедрой экономической географии и методики географии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1976 профессор Высшей профсоюзной школы культуры (ныне С.-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов), с 1991 года профессор С.-Петербургского университета педагогического мастерства. Ведущие направления научной деятельности: педагогика взрослых, краеведение, методика преподавания географии. Создал первые в СССР учебники общей методики географии для педагогических вузов и учебники географии для вечерней школы. Инициатор разработки в СССР проблем непрерывного образования. Автор географо-краеведческих книг о Ле-

нинграде-Петербурге, Северо-Западе России. Автор, соавтор и редактор учебников по географии для общеобразовательной школы.

В биографии А. В. Даринского значительное место занимает его научно-педагогическая деятельность в качестве создателя и руководителя НИИ общего образования взрослых. Летом 1962 года он получил от президента АПН РСФСР И. А. Каирова предложение стать директором вновь создавшегося на базе НИИ педагогики НИИ вечерних и заочных школ.

Почему ему сделали это предложение? Конечно, определенную роль сыграло то, что он был и практиком образования взрослых (преподавал в вечерней школе с 1958 по 1961 годы) и крупным теоретиком образования - доктором педагогических наук. Но на авансцену образовательного процесса выдвинуло его новое по тем временам утверждение, что образование - точный барометр состояния дел в обществе. Он как закономерность выводил зависимость темпов развития общества от положения дел в образовании взрослых. И потому считал, что грядущие преобразования и реформы надо начинать с реформ образования.

Какие проблемы, теоретические и практические, были поставлены перед новым институтом? А. В. Даринский писал: «...я не мог дать четкий ответ на эти вопросы. Я поговорил с Б. Г. Ананьевым, Ш. И. Ганелиным, Е. Я. Голан-том, Г. Н. Щукиной и другими ленинградскими

педагогами и психологами, которых знал. Они все сказали, что в Ленинграде проблемой образования взрослых вообще и вечерних школ в частности никто не занимался и специалистов по этим вопросам нет. Перед тем как принимать решение о проблематике исследований и структуре института, я в течение трех месяцев изучал литературу 1920-х годов по проблемам ликвидации неграмотности, культурно-просветительной работы, ибо образование взрослых в те годы было в системе Главполитпросвета. Одновременно нашел в Публичной библиотеке ряд книг зарубежных авторов по вопросам образования взрослых, в основном, на немецком и скандинавских языках. Мне перевели их структуру и тексты отдельных разделов.

Все сотрудники были распределены по комплексным группам и приступили к разработке программ исследования. Для обеспечения их материалами из зарубежной литературы была создана группа переводчиков. Затем организован раз в две недели семинар по проблемам экспериментального педагогического исследования с расчетом на то, что сотрудники будут готовиться к семинарам и выступят с сообщениями с последующим их обсуждением.

Довольно быстро стало ясно, что проблема вечерней школы - это лишь часть гораздо более широкой проблемы - образования взрослых. Большое внимание уделялось ей в Югославии, Польше, Чехословакии, где она рассматривалась как проблема воспитания людей в широком смысле, включая всю их жизнедеятельность. Большая литература по этой проблеме была и в США, и во всех странах Западной Европы».

Положение директора единственного в стране научного учреждения, которое занималось проблемой образования взрослых, открыло А. В. Даринскому возможность участвовать в международных конференциях и стать экспертом ЮНЕСКО. К концу 1960-х годов у Анатолия Викторовича было почти 100 печатных работ, из которых треть - по проблемам образования взрослых. В 1968 году он был избран в члены-корреспонденты АПН СССР не только как методист-географ, но и как теоретик педагогики взрослых - для нашей страны новой области педагогики.

В 1960-70-х гг. в странах Запада получила развитие идея «перманентного образования». В 1972 году А. В. Даринский выступал с сообщением о непрерывном образовании на расширенном заседании президиума Академии., с докладами по этой проблеме на конференциях и семинарах, проводившихся обществом «Знание». В 1975 году в журнале «Советская педагогика»

(№1) вышла его статья «Непрерывное образование», в которой была сделана попытка поставить теоретические проблемы непрерывного образования и его осуществления в СССР. Эта статья была первой в советской педагогической литературе о непрерывном образовании. Вскоре этот термин вошел в учебники педагогики, а идея непрерывного образования стала общепризнанной.

В те годы А. В. Даринским был опубликован ряд крупных статей по проблематике образования взрослых. К их числу относятся: «Педагогика взрослых, ее предмет и задачи» («Советская педагогика», 1969, №6, переведена на английский язык в США и Канаде), «Организационные проблемы народных университетов» (Л., 1970), «Методические основы педагогики взрослых» (Л., 1972), «Развитие педагогики и образования взрослых в социалистических странах» (Л., 1974), «Вечерняя школа в системе непрерывного образования» («Вечерняя средняя школа», 1976, №5), «Народные университеты - центры самообразования» (М., 1977), «Пути дальнейшего развития общего образования взрослых» («Советская педагогика», 1981, №3), «Проблемы непрерывного образования в условиях НТР» (Сборник научных трудов. - М.: Общество «Знание СССР», 1981).

Для научно-исследовательской работы института, возглавляемого А. В. Даринским, была характерна взаимосвязь педагогических и методических исследований с социально-педагогическими и психологическими, широкий «полигон» научного поиска (зачастую охватывались почти все республики СССР и многие регионы Российской Федерации), что обусловило высокую научно-практическую эффективность результатов научной деятельности. В 19671968 гг. под руководством директора института А. В. Даринского было организовано уникальное по своим масштабам всестороннее изучение работы вечерних и заочных школ. Глубокий анализ собранного материала и выводы, раскрывающие обусловленность образования и обучения взрослых множеством объективных и субъективных факторов, в дальнейшем легли в основу разработки социологии, дидактики и психологии образования взрослых, методик обучения по разным дисциплинам, сыграли значительную роль в развитии внешкольного образования и повышения профессиональной квалификации педагогов.

В этот период в рамках единого проблемного поля исследований образования взрослых под руководством А. В. Даринского сформировалось несколько актуальных научных направле-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (22) 2010

5

ний и школ, во главе которых стояли ведущие ученые страны.

Психолого-педагогическое направление, восходящее к идеям академика Б. Г. Ананьева, многие годы возглавляли член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Ю. Н. Кулюткин и доктор психологических наук, профессор Г. С. Сухобская, проблематика исследований которых охватывает практически все аспекты психологии образования взрослых.

Социально-педагогическое научное направление развивается под руководством доктора педагогических наук, профессора С. Г. Вершлов-ского. Теоретико-методологическая база данного направления формировалась на основе интеграции отечественных и зарубежных исследований. Содержательная специфика исследовательских подходов связана с изучением образования как фактора социализации взрослых на разных этапах жизнедеятельности и становлением социокультурных оснований андрагогики как науки.

Под руководством доктора педагогических наук, профессора Е. П. Тонконогой сформировалось научное направление, связанное с разработкой дидактических основ образования взрослых, которое базируется на положениях классической дидактики, учитывает специфику взрослого человека как субъекта образовательной деятельности. Дидактика образования взрослых развивается на междисциплинарной основе, опираясь на результаты психо-лого-педагогических и социально-педагогических исследований.

Под руководством докторов педагогических наук, профессоров Т. Г. Браже и А. Е. Марона сформировалось научно-методическое направление в образовании взрослых, исследующее проблемы гуманитарного и естественно-научного образования и создающее научно-методическое обеспечение содержания и технологий обучения взрослых.

В те годы были изданы монографии, пособия и учебники для преподавателей и учащихся вечерних школ. В их разработке большая роль принадлежала Московской лаборатории НИИ общего образования взрослых, возглавляемой профессором Г. Д. Глейзером (ныне академиком РАО). В этой лаборатории были созданы научные основы содержания и методов обучения взрослых, в частности, учащихся вечерних школ.

В соответствии с заданием Академии педагогических наук СССР в НИИ общего образования взрослых с середины 1970-х годов прошедшего столетия развернулись научные исследования по проблемам повышения квалификации учителей и руководящих педагогических кадров школ. В центре исследовательского внимания находились концепции построения и оптимизации деятельности системы повышения квалификации педагогических кадров, содержания и методов подготовки и переподготовки учителей, руководящих кадров образовательных учреждений.

В этот же период проводятся исследования по научному обоснованию и созданию поли-функциональных центров образования взрослых (руководитель - доктор педагогических наук Л. Н. Лесохина). На основании широкого эксперимента, проведенного в разных регионах страны, была разработана, апробирована и широко внедрена в практику модель перспективных учреждений непрерывного образования взрослых. Результаты опытно-экспериментальной работы и теоретические основы деятельности Центров непрерывного образования отражены в сборниках научных трудов «Особенности структуры и содержания деятельности центров образования взрослых», «Опыт ЦОВ» и «Школа взрослых: социально-педагогический эксперимент».

В 1970-80-е годы расширяются международные связи и авторитет Института, совместные исследования и информационный обмен осуществлялись с 15 странами мира. Институт принял участие в разработке международных программ: «Функцио-

нальная неграмотность как фактор риска современной цивилизации» (в рамках ЮНЕСКО), «Развитие глобального мышления учащихся» (с США), «Развитие народных школ» (с Данией, Финляндией) и др.

Фундаментальные идеи А. В. Даринского о развитии системы непрерывного образования взрослых, повышении квалификации педагогических и руководящих кадров, усилении теоретико-методологической, мировоззренческой, научной, предметно-методической подготовки педагогов, интеграции курсового обучения и самообразования легли в основу дальнейших исследований Института образования взрослых РАО.