Научная статья на тему 'Формирование и Актуальные проблемы исследования института образования взрослых РАО: исторические вехи'

Формирование и Актуальные проблемы исследования института образования взрослых РАО: исторические вехи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ОБЪЕКТЫ И ПРЕДМЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / INSTITUTE OF ADULT EDUCATION / CHALLENGES AND RESEARCH DIRECTIONS OF ADULT EDUCATION / OBJECTS AND SUBJECT OF ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич

В статье дан историко-педагогический анализ становления Института образования взрослых РАО как уникальной научной организации, имеющей мировое признание и внесшей значительный вклад в развитие системы образования взрослых в СССР и современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coming-to-be and research activities of the Institute of Adult Education of Russian Academy of Education: historic milestones

The paper gives a historical and pedagogical analysis of formation of the Institute of Adult Education of Russian Academy of Education as a unique scientific organization with worldwide recognition, which has made a significant contribution to the development of adult education in the Soviet Union and contemporary Russia

Текст научной работы на тему «Формирование и Актуальные проблемы исследования института образования взрослых РАО: исторические вехи»

А. Е. Марон

(Санкт-Петербург)

Формирование и актуальные проблемы исследования Института образования взрослых РАО: исторические вехи

В статье дан историко-педагогический анализ становления Института образования взрослых РАО как уникальной научной организации, имеющей мировое признание и внесшей значительный вклад в развитие системы образования взрослых в СССР и современной России

Институт образования взрослых являлся единственным в России и странах СНГ научным учреждением, имеющим уникальную научную школу исследований в сфере образования взрослых. Он был создан в 1946 году в Ленинграде как филиал Академии педагогических наук, его возглавил доктор педагогических наук, профессор, академик АПН Павел Николаевич Груздев. В 1949 году филиал преобразован в Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики. В 1951 году его директором стал известный психолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН Борис Герасимович Ананьев.

История Института связана с именами замечательных ученых России: академиков

АПН и РАО П. Н. Груздева, Б. Г. Ананьева, А. В. Даринского, В. Г. Онушкина, Г. Д. Глейзера, Б. Е. Райкова, членов-корреспондентов АПН и РАО Ш. И. Ганелина, П. А. Знаменского, Н. М. Верзилина, М. В. Кропачевой, Е. Н. Петровой, Ю. Н. Кулюткина, профессоров Т. Г. Браже, С. Г. Вершловского, Е. Я. Голанта, Г. А. Гуковского, Л. Н. Лесохиной, А. Е. Марона,

Н. А. Рыкова, Ю. А. Самарина, Г. С. Сухобской, Е. П. Тонконогой, основавших свои исследовательские школы, воспитавших поколения ученых-педагогов и психологов. Это был первый в мире институт, который начал систематически и целенаправленно заниматься образованием взрослых.

С 1961 года Институт начинает исследование проблем общего среднего образования взрослых, что нашло отражение в его названии - Научно-исследовательский институт вечерних (сменных] и заочных средних школ. Институт возглавляли Вера Михайловна Кор-сунская (1960-61 гг.], Анатолий Викторович Даринский (1962-76 гг.]. Продолжая лучшие традиции ленинградской школы научно-педагогических исследований, заложенные ши-

роко известными педагогами и психологами Б. Г. Ананьевым, Ш. И. Ганелиным, Е. Я. Голан-том, А. А. Люблинской, Ю. А. Самариным и другими, сотрудники Института вечерних школ провели в 60-х годах прошлого столетия комплексное исследование целого ряда специфических и актуальных проблем для школьного образования взрослых.

Ведущими исследовательскими проблемами института стали: «Стимулирование общего среднего образования работающей молодежи и взрослых» (руководитель С. Г. Вер-шловский], «Развитие познавательных психических функций взрослых людей и оптимальные условия их обучения» (руководитель Б. Г. Ананьев], «Мотивация познавательной деятельности взрослых учащихся» (руководители Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская], «Взаимосвязь обучения с жизненным и производственным опытом учащихся» (руководитель А. К. Бушля), «Особенности формирования знаний у учащихся вечерней школы» (руководитель Е. П. Тонконогая], «Особенности содержания, организационных форм и методов обучения в вечерней школе» (руководители Н. М. Верзилин, Н. И. Громов,

А. М. Ченобытов), «Взаимосвязь общего и профессионального образования взрослых учащихся» (руководитель О. Ф. Федорова].

Для научно-исследовательской работы института характерны взаимосвязь педагогических и методических исследований с социально-педагогическими и психологическими, широкий «полигон» научного поиска (зачастую охватывались почти все республики СССР и многие регионы Российской Федерации], что обусловило высокую научно-практическую эффективность результатов научной деятельности. В 1967-1968 гг. под руководством директора института, члена-корре-спондента АПН РСФСР, позднее академика

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36) 2013

11

РАО А. В. Даринского было организовано уникальное по своим масштабам всестороннее изучение состояния работы вечерних и заочных школ СССР. Глубокий анализ собранного материала и выводы, раскрывающие обусловленность образования и обучения взрослых множеством объективных и субъективных факторов, в дальнейшем легли в основу разработки социологии, дидактики и психологии образования взрослых, методик обучения по разным предметам, сыграли значительную роль в развитии внешкольного образования и повышения профессиональной квалификации.

В 70-80-е годы прошлого столетия в институте происходит значительное расширение проблематики исследований в сфере образования взрослых. В соответствии со стратегической задачей Академии педагогических наук - усилить исследования фундаментальных теоретических проблем - Институт с 1976 г. под руководством директора, доктора экономических наук, профессора В. Г. Онуш-кина приступает к разработке теоретических основ непрерывного образования, на многие годы предопределивших методологию комплексного изучения сферы образования взрослых. Институт сосредоточил свое внимание на наиболее актуальных проблемах системы образования взрослых в обществе социальных перемен, на анализе состояния, тенденций развития образования взрослых в России и зарубежных странах, на социальноэкономических предпосылках и теоретических основах законодательства в сфере образования взрослых и его социально-экономической эффективности.

Результаты комплексного изучения проблемы непрерывного образования совместными усилиями ученых института - экономистов, социологов, психологов, педагогов -представлены в монографиях «Теоретические основы непрерывного образования», «Социально-экономические проблемы образования взрослых» (под редакцией академика АПН СССР В. Г. Онушкина] и др.

В этот период в рамках единого проблемного поля исследований образования взрослых сформировалось несколько актуальных научных направлений, во главе которых стояли ведущие ученые страны.

Психолого-педагогическое направление, восходящее к идеям академика Б. Г. Ананьева, многие годы возглавляли член-корреспон-

дент РАО, доктор психологических наук, профессор Ю. Н. Кулюткин и доктор психологических наук, профессор Г. С. Сухобская, проблематика исследований которых охватывает практически все аспекты и направления психологии образования взрослых.

Социально-педагогическое научное направление развивается под руководством доктора педагогических наук, профессора С. Г. Вершловского. Его теоретико-методологическая база формировалась на основе интеграции отечественных и зарубежных исследований. Содержательная специфика исследовательских подходов связана с изучением образования как фактора социализации взрослых на разных этапах жизнедеятельности и становлением социокультурных оснований андрагогики как науки.

Под руководством доктора педагогических наук, профессора Е. П. Тонконогой сформировалось научное направление, связанное с разработкой дидактических основ образования взрослых, которое базируется на положениях классической дидактики, учитывает специфику взрослого человека как субъекта образовательной деятельности. Дидактика образования взрослых развивается на междисциплинарной основе, опираясь на результаты психолого-педагогических и социальнопедагогических исследований.

Под руководством докторов педагогических наук, профессоров А. Е. Марона и Т. Г. Браже сформировалось научно-методическое направление в образовании взрослых, исследующее проблемы гуманитарного и естественнонаучного образования и создающее научно-методическое обеспечение содержания и технологий обучения взрослых. В те годы были изданы монографии, пособия и учебники для преподавателей и учащихся вечерних школ.

В соответствии с заданием Академии педагогических наук СССР в НИИ общего образования взрослых с середины 70-х годов прошедшего столетия развернулись научные исследования по проблемам повышения квалификации учителей и руководящих педагогических кадров школ. В центре исследовательского внимания находились концепции построения и оптимизации деятельности системы повышения квалификации педагогических кадров, содержания и методов подготовки и переподготовки учителей, руководящих кадров образовательных учреждений. Специалисты в области образования взрослых

пользовались результатами этих исследований, отраженных в многочисленных статьях, сборниках научных трудов, монографиях. Наиболее значимые из них: «О подходах к исследованию структуры профессиональной педагогической деятельности» (под редакцией Ю. Н. Кулюткина], коллективная монография «Профессиональная деятельность молодого учителя» (под редакцией С. Г. Вершлов-ского], «Моделирование педагогических ситуаций» (под редакцией Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской], «Психолого-педагогические знания в профессиональной деятельности учителя» (под редакцией Е. П. Тонконогой], «Изучение профессиональных запросов и потребностей педагогических кадров», «Совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров» (под редакцией

В. Г. Онушкина], «Пути совершенствования профессиональной квалификации учителя средней школы», составители Ю. Н. Кулют-кин, Т. Г. Браже, А. Е. Марон; коллективные работы, опубликованные под редакцией Е. П. Тонконогой: «Директор школы в системе повышения квалификации», «Самообразование директора школы», «Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ», «Теоретические основы формирования профессиональных умений руководителей школ».

Проводятся исследования по научному обоснованию и созданию полифункционал-ьных центров образования взрослых (руководители д.п.н. Л. Н. Лесохина, к.п.н. Т. В. Шадрина], на основании широкого эксперимента в разных регионах страны разработана, апробирована и широко внедрена в практику модель перспективных учреждений непрерывного образования взрослых.

В 70-80-е годы прошлого столетия расширяются международные связи и авторитет Института, совместные исследования и информационный обмен осуществлялся с 15 странами мира. Институт принял участие в разработке международных программ: «Функциональная неграмотность как фактор риска современной цивилизации» (в рамках ЮНЕСКО], «Развитие глобального мышления учащихся» (с США], «Развитие народных школ» (с Данией, Финляндией, Швецией], «Проблемы окружающей среды - вызов образованию взрослых» (страны Балтийского моря] и др. По заказу ЮНЕСКО сотрудниками Института был сделан ретроспективный анализ решения проблемы ликвидации негра-

мотности взрослых в СССР, достижения всеобщей грамотности взрослых в трудных условиях и в сравнительно короткий исторический срок.

В сотрудничестве с зарубежными институтами, занимающимися образованием взрослых, подготовлен ряд совместных трудов: «Проблемы образования взрослых» (Будапешт, 1978], «Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров» (под редакцией Ю. Н. Кулюткина, Г. Флаха, С. Г. Вер-шловского. - М., 1990], «Повышение квалификации учителей в Польше и СССР» (Варшава, 1990]. Крупные работы сотрудников переводятся в других странах (действительных членов АПН СССР В. Г. Онушкина, Г. Д. Глейзера, члена-корреспондента АПН СССР Ю. Н. Кулют-кина и других].

Международный авторитет института в исследованиях по проблемам образования взрослых позволил ему стать первым в России научным центром по изучению проблемы «Функциональная неграмотность как фактор риска для современной цивилизации». Новый этап исследовательской деятельности - 90-е годы прошлого столетия, связанный с переходом страны к рыночным отношениям, оказал чрезвычайно сильное влияние на функционирование образования взрослых.

С июля 1992 года Институт входит в состав Российской Академии образования под новым названием - Институт образования взрослых. Он успешно сочетает теоретические исследования с прикладными разработками в различных областях образования взрослых.

В 1997 года институт возглавил доктор педагогических наук, профессор В. И. Подобед, под руководством которого коллективом института было проведено фундаментальное исследование «Развитие образования взрослых как социального института» (1998-2000 гг.].

Это позволило исследовать образование взрослых как относительно самостоятельный социальный институт, имеющий специфический вектор развития, теснейшим образом взаимосвязанный со всеми иными институтами общества и способный оказывать влияние на все социокультурные сферы (экономику, политику, науку, идеологию, мораль].

В результате проделанного исследования:

- предложена концепция системного управления образованием взрослых как социальным институтом, построена прогностиче-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36] 2013

13

ская модель и разработана принципиальная схема государственно-общественного управления образованием взрослых;

- научно обоснованы и апробированы вариативные модели образования взрослых (вечерняя школа, внутрифирменное образование, повышение квалификации педагогических кадров, профессиональная подготовка военных специалистов, обучение осужденных и др.];

- исследована роль образования взрослых в сохранении единого культурного и образовательного пространства России и стран СНГ; определены социальные функции образования взрослых и выделены доминирующие функции в условиях кризисного социума, социализирующие и адаптирующие возможности образования на разных этапах жизнедеятельности взрослых;

- разработан понятийный аппарат андра-гогики как области научного знания, учебной дисциплины и сферы практической деятельности. Предложены инновационные формы андрагогического обеспечения образовательной деятельности различных групп взрослого населения.

По итогам комплексного исследования образования взрослых как социального института и метасистемы были изданы коллективные монографии: «Образование взрослых как социальный институт» (под ред. Е. П.Тонко-ногой, В. И. Подобеда], «Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики» (в 4-х томах, под ред. В. И. Подобеда], «Практическая андрагогика» (под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона].

В 2001-2003 гг. коллектив Института проводил исследование по подпрограмме «Образование взрослых в современном развивающемся обществе», в 2004-2006 гг. - по подпрограмме «Модернизация образования взрослых в России: методология, теория, практика».

Обосновано целостное представление об образовании взрослых, включающем все ви-

ды послевузовского профессионального и дополнительного, формального и неформального образования (повышение квалификации, переподготовка, подготовка по новым специальностям], варианты вечернего (сменного] обучения и экстерната, многообразные формы удовлетворения образовательных потребностей взрослых в непрофессиональной сфере и сфере досуга, разнообразные формы светского и религиозного просвещения, самообразования и духовного становления.

Уникальность фундаментальных исследований института состояла:

- в междисциплинарном, системном рассмотрении объекта, использовании достижений современного социогуманитарного знания в качестве методологической основы создания фундаментальной теории образования взрослых;

- в исследовании образования взрослых как специфической развивающейся педагогической реальности и части глобального процесса самореализации личности, актуализации творческой энергии взрослого человека как субъекта образовательной деятельности.

Подводя итоги разносторонней научно-исследовательской деятельности Института образования взрослых в составе Академии педагогических наук СССР и Российской Академии образования, можно сделать вывод, что коллективом ученых и руководителями, возглавлявшими это учреждение на разных этапах его становления и развития, сделан огромный научный вклад в разработку общей концепции непрерывного образования взрослых, в создание теоретических основ повышения профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров сферы образования, психологии и технологии обучения взрослых, социологии образования. В конечном счете все это заложило фундамент новой интегральной гуманитарной науки -андрагогики, предметом которой являются закономерности и методика образования взрослых.

Литература

1. Институт образования взрослых РАО. К 50-летию научной деятельности. - СПб., 1996.

2. Жилина А. И. Образование взрослых как инструмент устойчивого социального развития российского общества // Человек и образование. - 2005. - № 1. - С. 6-9.

3. Тонконогая Е. П. Основные направления в развитии образования взрослых на современном этапе // Человек и образование.

- 2010. - № 1. - С. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.