Научная статья на тему 'Социально-культурный контекст развития вечерней школы'

Социально-культурный контекст развития вечерней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА / ОТКРЫТАЯ ШКОЛА / ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛЫХ / EVENING SCHOOLS / OPEN SCHOOL / CENTER OF EDUCATION / EVENING SCHOOL FUNCTIONS / SOCIAL ADAPTATION OF YOUNG PEOPLE AND ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Елена Геннадьевна

В статье предпринята попытка анализа исторических этапов развития вечерней школы как социального института и перспектив ее развития на современном этапе. Раскрываются основные социально-образовательные функции вечерней школы, принципы построения образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural context of evening school development

The paper attempts to analyze historical stages of evening school development as a social institution, and prospects of its growth at the present time. The basic social and educational functions of the evening school, and the principles of the educational process are revealed

Текст научной работы на тему «Социально-культурный контекст развития вечерней школы»

Е. Г. Королёва

(Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫИ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ ВЕЧЕРНЕЙ школы

В статье предпринята попытка анализа исторических этапов развития вечерней школы как социального института и перспектив ее развития на современном этапе. Раскрываются основные социально-образовательные функции вечерней школы, принципы построения образовательного процесса

Решением задач по улучшению условий и доступности обучения молодежи и взрослых традиционно занималась вечерняя (сменная] школа, в настоящее время в большинстве регионов страны получившая название «Центр образования». Вечерняя (сменная] общеобразовательная школа, является составной частью общей системы российского образования. Она имеет отличительную от других подсистем общего среднего образования социально-культурную предысторию, свою логику развития и специфические особенности.

Обращение к истории показывает, что в конкретный исторический период вечерняя школа решала разные задачи от ликвидации неграмотности и компенсации знаний учащихся, прервавших обучение в связи с войной, до обеспечения достаточно высокого образовательного уровня молодежи и взрослых в 50-70-е годы прошлого века.

Вечерняя школа на всех этапах своего существования представляла собой наиболее гибкий тип учебного заведения, так как режимы ее работы были приспособлены к условиям работы учащихся, (классы мастеров, ускоренное обучение для определенных категорий учащихся «клубные» классы, обеспечивающие синтез общеобразовательной и общекультурной подготовки]. Удобный режим работы школы сочетался с системой социальной защиты для учащихся, совмещающих работу с учебой (дополнительные отпуска на период выпускных экзаменов с сохранением заработной платы] [8].

В начале 90-х годов прошлого века в связи с социально-экономическими реформами, проводимыми в стране, произошли существенные изменения в системе вечернего (сменного] образования. Вечерняя (сменная] школа стала исполнять образовательно-воспитательные функции, обусловленные новой социокультурной ситуацией в России. Для

реализации новых функций появилась потребность в вечерней школе нового типа -способной выполнить общеобразовательную и воспитательную, компенсаторную и адаптационную, реабилитационную и другие задачи. В то же время именно в 90-е годы произошло резкое сокращение численности вечерних школ и количества учащихся в них. Контингент учащихся в значительной степени помолодел и пополнялся за счет мигрантов и беженцев из других регионов России и стран ближнего зарубежья, многие из которых не имели доступа к образованию в течение нескольких лет.

В настоящее время, несмотря на потребность именно в этом типе образовательных учреждений, наметилась определенная тенденция слияния вечерних школ со школами общеобразовательными, на базе которых открываются «вечерние классы». При этом часть учащихся, которые представляют собой наиболее проблемную группу, оказывается «за бортом» системы образования.

Вечерняя (сменная) школа представляет собой тип образовательного учреждения, осуществляющего, прежде всего, компенсаторные и адаптационные функции. На протяжении своего исторического пути, компенсировала недостатки образовательной подготовки молодежи и взрослых, способствовала повышению их образовательного уровня, осуществляла функции их социальной защиты и поддержки, что стало особенно очевидным в последние годы.

Одна из ведущих функций, которую осуществляет сегодня вечерняя школа - функция адаптационная. Как отмечает В. И. Соколов, учащиеся вечерней школы испытывают повышенную потребность в адаптации к социальной среде во всем ее многообразии, включающем сферы профессионально-экономическую, гражданско-правовую, семейно-быто-

вую, валеологическую, эмоционально-эстетическую, коммуникативную и другие. Социально-педагогическая адаптация в контексте вечернего образования молодежи и взрослых рассматривается как активное взаимодействие субъектов образовательной деятельности. В учебном процессе адаптация включает в себя широкий набор адаптивных форм и технологий обучения. В эту систему вошли: блочно-цикловое обучение, проблемное, контекстное обучение, различные формы дифференцированного и индивидуализированного обучения, методы усиления мотиваций к обучению, коллективные формы обучения и др. [5, с. 7].

А. А. Вербицкий, выделяя современные тенденции в системе образования, которые будут характеризовать ее в XXI в. отмечал, что одна из них - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности между разными ступенями системы образования [3].

Следует отметить, что именно вечерняя школа как социально-образовательная структура в полной мере иллюстрирует определенные принципы непрерывного образования. В первую очередь речь идет о принципе демократичности. Вечернее образование включало в себя осуществление принципа добровольности поступления в школу в сочетании с мерами поддержки обучающихся и развитием потребности в продолжении образования, при этом никому не отказывая в получении образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1237 было утверждено типовое положение «О вечернем (сменном] общеобразовательном учреждении», в котором определялось, что гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим] предоставляется реальная возможность для получения основного общего и среднего (полного] общего образования [6].

Одна из основных особенностей вечерней школы заключалась в том, что она имеет дело с наиболее трудным контингентом молодежи. Среди учащихся вечерних школ велика доля подростков, лишенных опеки родителей, проживающих в семьях с низким материальным достатком, склонных к девиантному поведению и т.д.

В современной социально-экономической ситуации, когда определенные группы молодежи по тем или иным причинам имеют ограниченный доступ к образованию либо просто вытесняются из системы школьного образования, вечерняя школа, как социально-образовательный институт, обеспечивает стабильность функционирования системы школьного образования в целом, обучая всех без исключения.

Учитывая особенности современного контингента, вечерняя школа выполняет функцию реабилитации молодежи и взрослых. Безусловно, современная вечерняя школа не может реализовать все меры по осуществлению комплексного подхода к реабилитации. Однако она в состоянии обеспечить определенный уровень социальной и психологической поддержки: повысить уровень самооценки, чувства безопасности, социальной значимости.

Таким образом, вечерняя школа решает очень важную социальную проблему, проблему социального исключения. В сфере образования социальное исключение проявляется как ограничение доступа определенных групп населения к образовательным ресурсам. Особенно остро эта проблема обозначилась в 90-е годы, когда принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании» положило начало наступлению не только на «прежнюю» систему образования, но и на права граждан, прежде всего подростков и молодежи, в области образования. Сложилась принципиально новая ситуация, которую ученые охарактеризовали как «отлучение человека от образования».

В настоящее время исключение из сферы образования инициируют такие явления, как существование открытых и «скрытых» форм платного образования, сокращение альтернативных форм получения высшего образования (вечернего, заочного], недостаточное количество вечерних (сменных] школ, центров образования, установление жестких госстандартов образования, неравные возможности получения образования и т.д.

В конечном итоге нарушение социальной справедливости в сфере образования приводит к формированию групп с низким социальным статусом, социально отверженных, не способных выдержать конкуренцию на рынке труда, успешно адаптироваться в социуме.

Следует особо подчеркнуть, что благодаря вечерней школе значительная часть молодых людей с весьма низкой успеваемостью и психологическими проблемами смогла в иных условиях получить среднее образование. Тем самым вечерняя школа в социальном плане обеспечила реальный доступ к образованию представителям самых различных социальных групп. Как отмечает О. Д. Владимирская, она явилась одним из существенных факторов построения эгалитарной системы образования в нашей стране - в социальном плане. В психологическом плане - вечерняя школа содействовала развитию у учащихся ощущения собственного Я, обретению ими самоуважения, преодолению отрицательного учебного опыта [4].

Несмотря на все достижения и успехи, в настоящее время вечерняя школа, по мнению ученых и практиков, испытывает системную трансформацию, а ее состояние характеризуют определенные противоречия:

между потребностью населения в мобильном образовательном учреждении для молодежи и консервативным функционированием большинства вечерних (сменных] школ; между потребностью в инновационных преобразованиях вечерних школ и выполнением ими на протяжении десятилетий узкофункциональной, компенсаторной работы;

Существенная особенность вечерней школы состоит в том, что она имеет дело с двумя «разнородными образовательными потоками». Один из них - это взрослые учащиеся, определившиеся в социальном и профессиональном плане, имеющие четко выраженные цели прихода в школу и сформированную учебную мотивацию. Другой - это подростки и безработная молодежь, исключенная по тем или иным причинам из системы образования, имеющие ощутимые пробелы в образовательной подготовке и крайне низкую учебную мотивацию, нуждающиеся в социальной адаптации и реабилитации.

Это определяет разные задачи, стоящие перед школой. Там, где речь идет о взрослых (т.е. социально и профессионально определившихся], можно успешно работать по традиционным учебным планам и программам вечерней школы, предлагая минимальный объем содержания образования и не прилагая особых воспитательных усилий [2].

Но социальный заказ сразу меняется там, где речь идет о безработных молодых людях. Их социальное и профессиональное самооп-

ределение еще не сформировалось, и потому их образовательные потребности в принципе ничем не отличаются от аналогичных потребностей учащихся дневных школ. Для жизненного самоопределения этой части подростков школа обязана предоставить получение общего образования в полном объеме, идентичное тому, что получают их сверстники в массовой школе. Если иметь в виду необходимость выявления и коррекции дидактической запущенности, то становится понятным, что для такой компенсации необходим усиленный вариант образования [Там же].

В современный период вечерняя (сменная] школа находится в процессе перестройки, приспосабливаясь к реалиям современного общества. Результаты этой перестройки отражены, прежде всего, в новом названии школы: «Центр образования». Однако, не стали предметом глубоких научных исследований тенденции развития современной вечерней школы как Центра образования, условия их перефункционирования в образовательные учреждения нового типа такие, как «центры образования»

Оценивая ситуацию в вечерних школах в начале двадцать первого века, авторы публикаций, посвященных проблемам современного «вечернего образования», отмечают, что смена ценностно-концептуальных представлений о его сущности должна основываться на идее развития «вечернего» образования как открытой системы, на принципах доступности, вариативности, личностной направленности, на повышении методической, инновационной и организационной культуры педагогического коллектива вечерней школы на повышение ресурсного обеспечения образовательного процесса школы [7].

Модель школы «открытого» типа, основанного на связях школы с учениками, социумом, жизнью, способна к гибкости и адаптации в зависимости от социально-педагогической ситуации. Школа «открытого» типа не изолирует себя от среды, а принимает ее положительные и отрицательные стороны. К направлениям деятельности школы как открытой системы относят активное взаимодействие с ближайшим территориальным окружением, наличие широкого круга социального и образовательного партнерства. Образовательный процесс в открытой школе позволяет выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с учетом

его потребностей и запросов, осуществлять интеграцию основного, дополнительного и дистанционного образования, включая сетевое взаимодействие. В открытой школе осуществляется открытый характер информационной политики, способствующий повышению уровня общественной информированности по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения.

В условиях инновационных изменений в образовании приоритетным направлением образовательной стратегии является создание вариативной системы вечернего (сменного] образования, обладающей свойствами открытости, доступности, гибкости, направленности на интересы и потребности обучающихся [11].

Как показывают данные социологических исследований, основная масса учителей вечерних школ «обрела свою квалификацию в рамках традиционной системы образования, реализуя типовые учебные планы и программы, когда ситуация не требовала от учителя творческого подхода к работе с содержанием образования, когда отсутствовала общественная оценка педагогической деятельности, прежде всего со стороны учащихся» [Там же]. Социологи констатируют, что 20% учителей вечерних школ имеют недостаточный уровень теоретических знаний в области преподавания своего предмета, столько же обнаруживают недостаточные компетентность в психолого-педагогической сфере и способность к творческому обоснованию собственной педагогической системы [7]. Ученые и практики также отмечают необходимость специальной подготовки студентов педвузов и курсантов системы повышения квалификации, ориентированных на данный тип образовательного учреждения.

В то же время практически не существует курсов повышения квалификации, предназначенных для педагогов вечерних школ. Как отмечает В. Н. Вершинин, «вся специфическая частная дидактика реабилитирующего образования - наиболее значимая в условиях работы со специфическим контингентом учащихся - остается за рамками содержания таких курсов» [1, с. 46].

До сих пор ресурсное обеспечение образовательного процесса вечерних школ остается недостаточным, а школы финансируются по остаточному принципу, что говорит об ослабленном внимании органов управления образованием к нуждам вечернего (сменного] образования.

Вопреки проводимой административной политике на свертывание сети вечерних школ эти учреждения в современной социо-образовательной ситуации оказываются востребованными населением и находят своего «социального заказчика». Однако в сложившихся условиях необходим особый тип вечерней школы, способный в максимальной степени реализовать личностные запросы молодежи и взрослых, их образовательные возможности.

Сегодня вечерние школы вынуждены решать одновременно две одинаково общественно важные задачи - обучения взрослого населения и обучения и воспитания дезадаптированных подростков.

Вечерняя школа не в состоянии решить все проблемы молодежи и взрослых, но она в полной мере реализует их право на образование. Тем самым дает им дополнительный шанс найти свое место в обществе, на рынке труда, а значит, улучшить социальнокультурные и экономические условия своей жизни.

Литература

1. Вершинин В. Н. Гармония в системе «Педагог - школа» // Анд-

рагог в открытом обществе : материалы рос.-польск. сем. / под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. - СПб. ; Иркутск ; Плоцк - 2000. -С. 168-171. - [То же:] URL: http://iovrao.ru/uf/shop_ob-

ІеСзДі^/12^^и [Электронный ресурс]

2. Вершинин В. Н. Вечерние школы: проблемы развития // Человек и образование. - 2006. - №6. - С. 53-55.

3. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение : моногр. - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

4. Владимирская О. Д. Социально-педагогические условия организации экстерната как образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2002. - 12 с.

5. Соколов В. И. Организационно-педагогические условия адаптивной образовательной системы вечерней школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2004. - 18 с.

6. Постановление Правительства РФ от 03 ноября 1994 г. № 1237 «Об утверждении типового положения о вечернем (сменном] общеобразовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 29.

7. Габдуллина Н. Н. Тенденции становления и развития вечерней школы как центра образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб, 2002. - 20 с.

8. Школа для социально незащищенных / под ред. С. Г. Вершлов-ского. -СПб.: ИОВ РАО, 1998. - 230 с.

9. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: моногр. / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова и др. ; под ред. А. Е. Марона. - СПб.: УРАО ИОВ, 2012. - 400 с.

10. Вершловский С. Г. Непрерывное образование (историко-теоретический анализ феномена]. - СПб.: СПбАППО, 2007.

11. Назарчук А. А. Стратегия развития вечернего (сменного] образования в условиях крупного города : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ростов-на-Дону. - 2005. - 212 с.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.