Е. И. Ноженко
(п. Ревда, Мурманская обл.)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ) ШКОЛЫ
В статье проанализированы возможности использования средств информационных технологий в образовательном процессе открытой (сменной) школы, показана их роль в решении различных дидактических и воспитательных задач
Современный период развития общества характеризуется влиянием информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивая распространение информационных потоков в обществе и образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационнообразовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание и технологии обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать вхождению учащегося в информационное общество. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
В национальной доктрине образования РФ в качестве ведущей цели развития образования рассматривается обновление его содержания путем ориентации на новые потребности российского общества. Более детально цели и стратегические направления обновления системы образования рассмотрены в принятой Правительством РФ «Концепции модернизации российского образования» [3].
Постоянно растущий объём информационных ресурсов приводит к необходимости ориентироваться в мире постоянно обновляющейся информации, для этого требуются новые знания и умения, особый стиль мышления, обеспечивающие необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующие достойное место в информационной среде.
«Погружаясь в информационный, виртуальный мир, школьники часто не вдумываются в смысл медиатекстов, испытывают затруднения при их самостоятельной оценке, анализе и кри-
тическом осмыслении огромного информационного потока» [4, с.34]. Поэтому сегодня образование должно давать школьнику не только сумму базовых знаний, умений и навыков, но и умение воспринимать и осваивать новые знания, новые виды и формы деятельности. Школа, которая хочет не на словах, а на деле быть действительно демократичной и открытой, должна давать им преимущества в обогащении социального опыта в практике общения со средствами массовой информации [7].
Сегодня общество во многом начинает воспринимать образовательную систему как рынок образовательных услуг, позволяющий получить в том числе и альтернативное образование, обучать на дому, индивидуализировать ритм обучения, чередовать учебу и отдых, использовать самые новейшие образовательные информационные и Ш;ете^технологии, что формирует положительную мотивацию к учению.
Эти направления развития системы образования могут быть реализованы с помощью гибких педагогических технологий : использования различных структур построения учебного процесса, формирования новых моделей различных ступеней школы и способов реализации учебного плана; изменений в системе оценивания; нового подхода к оптимизации классноурочной системы; обоснованного сочетания общего и дополнительного образования; персонализации учебных нагрузок в соответствии с личными возможностями школьника; повышения вариативности учебного процесса; формирования соответствующей образовательной среды на базе ИКТ и др.
В настоящее время открытая (сменная) общеобразовательная школа имеет разнообразный контингент учащихся - по социальному и возрастному составу, развитию познавательных способностей, мотивации учебно-познавательной деятельности. В школе преобладают «трудные» подростки и безработная молодежь.
Такая разнородность предопределяет и специфику работы: дидактическая система должна обеспечивать личности возможность получения образования максимально индивидуализированными способами.
Социальный портрет контингента разнообразен: рабочие, служащие, безработные, учащиеся других учебных заведений.
В открытые (сменные) школы поступают те учащиеся, которые по разным причинам не смогли обучаться в дневных общеобразовательных школах. Большинство учащихся, особенно средних школ, имеют большой перерыв в учебе. Они вынуждены без отрыва от производства осваивать основы школьных премудростей, чтобы получить аттестат о среднем образовании, без которого нельзя устраиваться на хорошую работу, поступить в техникум или высшее учебное заведение.
Таким образом, социальный заказ на общее образование в открытой (сменной) школе носит актуальный характер. В рамках одного образовательного учреждения необходимо организационно и дидактически обеспечить многообразие образовательных услуг.
Особенности контингента ставят перед открытой (сменной) школой одновременно две совершенно разные задачи. В той части, где она имеет дело с взрослыми людьми, т.е. социально и профессионально определившимися, школа может успешно работать по традиционным учебным планам и программам типовой вечерней (сменной) школы. Социальный заказ сразу же меняется там, где речь идет о безработных молодых людях. Их социальное и профессиональное самоопределение еще только должно произойти, и потому их образовательные потребности в принципе не отличаются от потребностей учащихся дневных школ. Для предстоящего жизненного самоопределения этой группе учащихся государство, общество, школа, предоставляют возможность получить общее образование в полном объеме. Кроме того, эти учащиеся нуждаются в профессиональной подготовке как средстве социального становления. Помимо этого для данного контингента характерна дидактическая запущенность, что предполагает восстановление умений учебно-познавательной деятельности.
Как отмечает В. Н. Вершинин, практически только в стенах открытых (сменных) школ для каждой конкретной личности подбирается вариант образования, соответствующий ее специфике по спектру дисциплин, содержанию, глубине и уровню его освоения, темпу учебной деятельности, формам обучения, вплоть до заочного, дистантного и экстерната [2, с. 70].
Поэтому широкое использование информационных технологий в процессе обучения может наиболее полно обеспечить решение такого рода дидактических и воспитательных задач.
Вместе с тем информационные технологии в открытой (сменной) школе не нашли еще должного применения. При этом даже в тех школах, где ведется обучение на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей открытых (сменных) школ недостаточно знакомы с возможностями компьютерных технологий и имеют слабое представление о способах их использования в обучении.
Сложность сегодняшней ситуации внедрения информационных технологий во многом связана с тем, что преподаватели, а также взрослые учащиеся открытых (сменных) школ сталкиваются с реальными социокультурными межпоколенческими проблемами, возникающими из-за различий между учащимися и взрослыми в освоении информационного пространства. По результатам различных исследований, среди подростков уровень владения Интернетом достиг 54%. Так, по данным Фонда «Общественное мнение», среди 18-24-летних таких 45%, а среди возрастной группы 45-54 года (основной возраст учителей средней школы сегодня) лишь 11% [8].
Однако более молодые учащиеся используют компьютерную технику в основном для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно, при этом отличаются не только интенсивность освоения Интернета в разных возрастных группах, но и его направленность: учителя и учащиеся старшей возрастной группы используют, например, Интернет преимущественно для работы, а учащиеся из младших возрастных групп - с целью получения новой развлекательной информации, игр и общения. Опрос педагогов показал, что они используют Интернет в основном для таких целей, как поиск дополнительной информации по рабочим вопросам - 94,3%, общение с коллегами (форумы, электронная почта) - 29,2%, развлечение, игры, досуг, решение семейных проблем - 14,6%.
Как отмечает С. Н. Щеглова, компьютер в восприятии нового поколения стал частью естественного окружения, обычным атрибутом действительности. Учителя, которые должны являться проводниками новой реальности, во многих случаях отстают от своих учеников. Многие из них не принимают новые ценности, другие вырабатывают неадекватные приемы
адаптации: полное отрицание («Мой предмет невозможно преподавать с использованием ИКТ, в этом нет никакой необходимости»); узкая специализация - принятие изменений в узком спектре жизни (например, знакомства с отдельными сайтами по предмету); автоматическое воспроизведение старых решений-шаблонов, маскирующееся под революционность (использование электронных презентаций вместо бумажных карт, таблиц без изменения содержания материала) [6].
Широкое внедрение в практику информационных технологий приводит к изменению статуса преподавателя, на первый план выходит функция не столько информирования учащихся, сколько организации учебного процесса. Учебная информация, которую учащиеся получают в школе, сегодня занимает незначительное место в общем информационном потоке, который они получают благодаря средствам ИКТ. Такая работа требует создания между преподавателем и учащимися партнерских отношений.
Ряд школьных педагогов воспринимает ценности информатизации как ценности другой культуры. ИКТ воспринимаются некоторыми работниками сферы образования порой как нечто инородное, чуждое, привносимое насильственно извне [1, 8].
Многие исследователи указывают на то, что информатизация не стала инструментальной ценностью для профессиональной карьеры современного педагога. Было выявлено, что основными мотивами включенности педагогов в процессы информатизации являются социальное одобрение деятельности, желание повысить уровень жизни, реализация общественнозначимых ценностей [1, 4, 6].
На сегодняшний день навыки владения ИКТ не связаны в российской школе с социальным признанием. Вместе с тем, по данным М. Ф. Черныш, «информационные работники» в экономической сфере отмечают некоторые положительные последствия освоения ИКТ: повышение оплаты труда, карьерный рост, дополнительные социальные льготы, внимание и поддержку руководства [5]. У школьных учителей таких последствий не выявлено.
Оказалось, что сами учителя довольно негативно оценивают свои успехи по применению ИКТ. Каждый пятый вообще не применяет компьютерные технологии в педагогической деятельности, а четверть - реже, чем раз в месяц.
Более четверти педагогов ответили, что не пользуются никакими электронными ресурсами. Лишь 15,6% используют электронные учебники и энциклопедии. Среди основных причин,
препятствующих внедрению, называются прежде всего внешние условия, мешающие процессу информатизации, особенно такие, которые связаны именно со школой. При этом происходит затушевывание личностного фактора, связанного с внутренним потенциалом преподавателей [8].
Еще одной сложностью при внедрении ИКТ является и то, что многие преподаватели не признают Интернет как источник полезной информации для учащихся, более того, в учительской среде складываются стереотипы по поводу негативного воздействия ИКТ на молодежь (психологическая зависимость, просвещение в вопросах секса, приобщение к насилию и др.).
Информатизация общества требует целенаправленной деятельности во взрослом сообществе, и особенно в образовательной среде: повышения эффективности адаптации учителей к ценностям информационного общества, ограничения использования квази-технологий, систематического обучения учителей новшествам информационных технологий. Школьных педагогов необходимо постоянно информировать о новом опыте: ведь от их позиции во многом будет зависеть уменьшение протестного поведения по отношению к информатизации. По нашему мнению, среди направлений по изменению ситуации в области информатизации школы приоритетными должны являться сегодня личностное обучение, поддержка, консультирование, связанные с реализацией внутреннего потенциала учителя.
Использование средств ИКТ должно стать «катализатором» становления нового образовательного процесса, направленного на результаты, адекватные современным целям образования : социализации личности обучаемых, овладению ими ключевыми компетенциями, получению «конвертируемого» образования, востребованного рынком труда и т.д. Все это существенно изменяет требования к подготовке современного учителя информатики, заставляет по-новому оценивать его место в учебном процессе, содержание компонентов его профессиональной деятельности.
Таким образом, решение проблем использования средств ИКТ в открытой (сменной) школе должно вестись по нескольким направлениям, одним из которых должно стать изменение отношения педагогов к использованию средств ИКТ, перестройка информационно-образовательной среды обучения, связанная с внедрением в нее средств информационных и коммуникационных технологий.
Литература
1. Абдуразаков М. М. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования : моногр. - Махачкала: ДГПУ, 2006. - 190 с.
2. Вершинин В. Н. Потенциал вечерней школы // Директор школы. - 1998. - №8. - С.69-76.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // Российское образование : Федеральный образовательный портал [сайт]. - URL: http:// www. edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения 01.06.2010).
4. Челышева И. В. Основные направления медиаобразовательных педагогических технологий в России // Образовательная среда сегодня и завтра : материалы Всерос. науч.-практич. конф. - М., 2006.
5. Черныш М. Ф. Новая социальная группа - «информационные» работники // Социол. исслед. - 2002. - №11. - С.61-68.
6. Щеглова С. Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации // Социологические исследования. -2006. - №8, С.115-120.
7. Dansereau S. Education aux medias : de quoi parlons-nous? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.screen.com/mnet/fre/mediacan/ vivre/stphanie.htm (дата обращения 30.12.2009).
8. Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Вып. 13. Осень 2005 // Базы данных ФОМ [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение» : [сайт]. - URL: http://bd.fom.ru/report/ map /d051060 (дата обращения 01.06.2010).