Научная статья на тему 'Особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы'

Особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1411
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА / AUTOMATE WORKER'S PLACES / INFORMATIONAL-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATIONAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колченко Л. В.

В статье описаны особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы, путем формирования информационной образовательной среды на основе усовершенствования традиционных содержательных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колченко Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF INCULCATION OF INFORMATIONAL-COMMUCATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

In the article described the features of inculcation of informational-communication technologies in educational process by the way of forming informational-educational environment on the base of improvement of the traditional, profound decisions and utilization of the innovational forms, means and methods of the education.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы»

без которого невозможно осмысление самой сущности обра- ценностного отношения к образованию. Очевидно, что непре-зования, тех диалектических процессов, которые определяют рывное образование является универсальной базовой ценно-его поступательное движение, невозможно формирование стью современного информационного общества.

Библиографический список

1. Вебер, М. Избранные произведения / под ред. Ю.Н. Давыдова. - М.: Наука, 1990.

2. Ивин А. А. Ценности и понимание // Вопросы философии. - 1987. - №8.

3. Общество - Государство - Человек / под общ. Ред. С.И. Григорьева. - Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комбинат», 1999.

4. ЮНЕСКО и образование в мире. - М., 1985.

5. Новое качество высшего образования в современной России: концептуально-программный подход / под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. - М., 1995.

Статья поступила в редакцию 05.07.08

УДК 371.351.851

Л.В. Колченко, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: lora1104@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ

В статье описаны особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы, путем формирования информационной образовательной среды на основе усовершенствования традиционных содержательных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учебно-воспитательный процесс, информационная образовательная среда, автоматизированные рабочие места.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс школы понимается очень широко и включает в себя: информатизацию управленческой деятельности; педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного применения средств ИКТ; информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями по Интернету; создание и модификацию электронных средств образовательного назначения; организацию досуговой деятельности с использованием ИКТ [1].

Необходимость использования ИКТ в учебно-

воспитательном процессе (УВП) школы обусловлена рядом факторов: во-первых, все большим становится поток информации, во-вторых, механическая обработка без определенного стандартного алгоритма не дает оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения, в-третьих, работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки. Для эффективной организации УВП, адекватного современным требованиям информационного общества, необходимо создание школьной информационной образовательной среды (ИОС), что, в свою очередь, требует решения методических, технологических и организационно-управленческих задач, включающих: подготовку учителей к комплексному использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе; смену формы организации учебной деятельности учащихся; создание локальной школьной сети с выходом в Интернет; создание медиатеки электронных средств обучения и др.

Для этого необходимо изменение некоторых привычных школьных структур, в частности, методической службы, а также изменение школьного штатного расписания, введения новых должностей. Реорганизация методической службы заключается в создании межпредметных объединений, управляемых координационным советом. Координационный совет создается с целью оптимизации учебного плана и расписания. В его функции входит: создание условий для организации проектной работы в школе; организация научных обществ учащихся для выполнения проектов; создание условий для использования ресурсов школьной ИОС в учебновоспитательном процессе; организация работы учителей в «виртуальных» методических сообществах; приобщение учащихся и учителей к использованию средств ИКТ в своей практической деятельности.

Следует также принять ряд организационнораспорядительных документов по порядку создания ИОС:

регламент ведения и корректировки образовательных ресурсов; порядок разработки, установки и настройки необходимого программного обеспечения; организации администрирования и поддержки школьного сервера и локальной сети [2].

Традиционно создаваемую в процессе информатизации школы информационную образовательную среду понимают как информационно-коммуникационную предметную среду, обеспечивающую компьютерную поддержку учебновоспитательного процесса, как образовательную Интернет-среду, ориентированную на организацию специализированных рабочих мест для школьников и автоматизированных рабочих мест педагогов [3].

ИОС рассматривается в трех аспектах: содержательном, функциональном и информационном.

Содержательный аспект реализуется через ресурсное обеспечение, включающее нормативно-регламентирующее обеспечение управления информатизацией образовательного процесса; телекоммуникационную программно-аппаратную среду; инструментальные компьютерные средства для эффективного освоения ИКТ; информационные ресурсы накопления, хранения и распространения знаний.

Функциональный аспект включает в себя организационную структуру обеспечения эффективного взаимодействия пользователей в условиях ИОС.

Информационный аспект создается посредством подсистемы управления информационными потоками субъектов школьной образовательной системы, представляющей собой совокупность регулируемых информационных потоков (как внутри каждой из функционально-ориентированных зон ИСО, так и между ними), объединенных на уровне организации всего образовательного процесса непосредственным и опосредованным управлением руководителя школы, позволяющей переводить внешние обратные связи вышестоящих субъектов управления во внутренние обратные связи нижестоящих субъектов.

Определение приоритетного для каждой функциональноориентированной зоны ресурсного обеспечения и схемы управления информационными потоками субъектов управления в целях эффективного управления процессом информатизации образования в школе должно осуществляться с учетом необходимости ориентации на образовательные запросы обучающихся как основных заказчиков и потребителей, предоставляемых школой образовательных услуг; развития способностей учащихся к самореализации в условиях динамично

развивающегося информационного общества; преобразования профессиональной деятельности педагогов от роли учителя-транслятора знаний к роли учителя-тьютора, сопровождающего обучаемого в процессе его продвижения по избранной образовательной траектории; формирования системы обратных связей, обеспечивающих не только сбор информации вышестоящим субъектом управления, ее последующий анализ и оказание корригирующего воздействия, но и мягкое упреждающее управленческое воздействие посредством трансляции целей нижестоящим субъектам через сами способы установления обратных связей.

Создание информационной образовательной среды, организованной таким образом, приводит к появлению дополнительных ресурсов управления процессом информатизации образования в школе: конкретизации целей информатизации образовательного процесса для всех субъектов управления, в т. ч. учащихся и педагогов, повышающей возможность их самоорганизации; оптимизации информационного обмена между управляемой и управляющей подсистемами, приводящей к раскрытию субъектности педагогов и обучаемых, обеспечиваемой активизацией их позиции в процессе переработки управленческой информации; демократизации внутришколь-ного управления путем делегирования управленческих функций на нижестоящие уровни управления посредством усиления роли внутренних обратных связей субъектов управления образовательным процессом без потери качества принимаемых решений [3].

Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс проходит в несколько этапов.

Первый этап - использование компьютера для оформления приказов и ведения документации, составления отчета по успеваемости, обработки результатов различных мониторингов (например, состояния здоровья, образовательных потребностей родителей и т.д.).

Второй этап - применение программного обеспечения справочного характера.

Третий этап - создание автоматизированных рабочих мест сотрудников администрации школы (АРМ), переход к которым осуществляется при помощи специального программного обеспечения, позволяющего создать АРМ директора, завуча, секретаря, учителя, библиотекаря, медицинского работника, администратора сети и дающего возможность вести личные дела сотрудников и учеников (блок «Делопроизводство»), учет личных достижений учащихся, издавать приказы по школе, используя циклограмму приказов, а также книгу движения учащихся. Использование поисковой системы позволяет осуществлять любую выборку из школьной базы данных, в том числе наполняемость классов, состав учащихся по годам, по полу, количество выбывших учащихся и причины выбытия, а также создавать отчеты школы: ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, унифицированную форму Т-2, личную карточку учащегося. АРМ заместителя директора школы (блок «Планирование») позволяет: определять список предметов и назначать на них преподавателей; формировать списки классов и списки групп; формировать нагрузку преподавателей, учебный план школы; проводить тарификацию учителей; планировать итоговую аттестацию, в том числе и в форме ЕГЭ; формировать данные для анализа состояния учебного процесса и аттестации педагогов. Рабочее место учителя позволяет вести учет успеваемости учащихся в виде электронного табеля ученика; обобщенных данных; относительных показателей; проводить мониторинг успеваемости.

Формирование единого информационного пространства школы ведет к повышению эффективности процесса принятия решений и планирования на основе достоверной информации о состоянии УВП; освобождению администрации школы от малопродуктивного рутинного труда по сбору и обработке информации и увеличению времени на осуществление непосредственно аналитической функции управления школой; существенному сокращению времени реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроль исполнения).

Еще одной особенностью внедрения ИКТ в учебновоспитательный процесс школы считаем использование средств компьютерных телекоммуникаций, которое является средством повышения мотивации учения, развития мышления учащихся позволяет со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации. Умение использовать сетевые технологии и создавать ресурсы — это и способ самовыражения, и хорошая прикладная задача для учащихся и учителей. Использование Интернета может иметь не только практическое значение для жизни человека, его образования и самообразования: при просмотре сетевых ресурсов учащихся и учитель имеет возможность познакомиться с разнообразными способами изложения и наглядного оформления мыслей, с идеями и способами мышления людей разного возраста, разной социальной принадлежности. В связи с этим большой интерес представляют направления использования сетевых ресурсов и технологий в учебной и внеучебной деятельности школы. В настоящее время сформировались три основных вида работы с использованием сетевых ресурсов и технологий: мероприятия, проекты и учебные курсы. Они не исключают друг друга, напротив, первый и второй виды работы могут быть составляющими третьего или существовать самостоятельно и использоваться на различных предметах школьного курса. Все три вида работы могут включать в себя деятельность по самообразованию учащихся, повышению квалификации учителей, что немаловажно. Все это требует учета множества нюансов, касающихся, например, направленности образовательного учреждения или уровня подготовленности обучающихся. Занятия могут проводиться либо в рамках школьного курса информатики, либо как одно из направлений кружковой работы. Мероприятия и проекты все чаще применяются в учебной и во внеучеб-ной работе учащихся. В качестве некоторых примеров мероприятий можно назвать проведение предметных уроков с использованием Интернета, разнообразные конкурсы. Под проектами понимаются серии связанных мероприятий. Это может быть создание ШеЪ-сайта образовательного учреждения, который включит в себя информацию о школе, в том числе и текущую, форум, личные страницы учащихся и учителей. Или разработка электронной летописи класса, совокупность летописей может образовать летопись школы. Использование ИКТ открывает совершенно новые возможности для учащихся и учителей: повышают успеваемость и интерес к учебе, способствуют улучшению грамотности и развития речи детей через интерактивное общение, развивают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

В настоящее время школы активно внедряют ИКТ в учебно-воспитательный процесс и имеют положительный опыт такой работы. Например, в гимназии №42 города Барнаула с 2005 по 2008 годы проводилась экспериментальная работа по внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс. На начало эксперимента в школе уже была создана ИОС, которая объединяла всех участников образовательного процесса и способствовала открытому движению потоков информации между всеми участниками образовательного процесса как внутри школы, так и с внешними структурами и предоставляла педагогам и учащимся школы возможность осуществлять образовательную деятельность на любых рабочих местах - в учебных кабинетах, медиатеке, дома за компьютером. При этом учителя-предметники получали оперативную информацию о педагогической и методической литературе, новых медиа-средствах, Интернет-ресурсах учебного назначения; отбирали медиаобъекты для создания своей собственной презентации, видео или аудизаписи для учебно-воспитательной работы; использовали электронные учебники на уроках; организовали работу школьников в образовательных проектах, конкурсах. Учащиеся вели поиск информации в электронном каталоге, в информационных базах Интернета; публиковали свои творческие работы в виде веб-страничек, статей, репортажей; использовали в своей работе имеющиеся образовательные ресурсы.

Экспериментируя новую технологию внедрения ИКТ в

учебно-воспитательный процесс, не уйти от оценки знаний и умений учащихся, их сравнения с прежними результатами. В соответствии с целями и задачами медиатехнологии необходимо отследить уровень достижений медиаумений учащихся. Для организации такого контроля была разработана система наблюдения в виде «Карты контроля - оценки результатов». В карте имеется список учащихся класса и основные медиаумения над которыми предстоит работать. По карте контроля можно отследить уровень достижений каждого ученика, в целом по классу и по конкретному медиаумению. Учителя-предметники разрабатывали медиазадания и предлагали выполнить их как в экспериментальных, так и в контрольных классах. Сравнительный анализ результатов показал: уровень достижений результатов в экспериментальных классах имеет показатели от допустимых значений до оптимальных; в контрольных классах - от критического до допустимого; не все медиазадания учащиеся легко постигают. Так, к числу более сложных медиаумений относятся задания по умению составлять рецензии и анонсы информационных сообщений, пони-

Библиографический список

мать задания в различных формулировках. В экспериментальных классах повысилось качество ЗУН по всем предметам. 96% учащихся одобрили внедрение медиатехнологии. На уроках поддерживается высокий уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а работа со СМИ стала для учеников средством активной познавательной деятельности. Ответы учеников, плюс результаты обучения, анализ мониторинговых исследований позволяют сделать вывод о том, что данная технология ведет к качественному изменению обучения, а главное способствует формированию информационной культуры учащихся.

Таким образом, к особенностям внедрения информационно-коммуникационных технологий в УВП школы можно отнести формирование информационной образовательной среды на основе усовершенствования традиционных содержательных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения.

1. Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании [Текст] / И.В. Роберт, П.И. Самойленко. - М: Школа-Пресс, 2002.

2. Дашниц, Н.Л. Дидактические возможности школьной информационной образовательной среды [Текст] / Н.Л. Дашниц // Мир психологии. -2005. - №1.

3. Курова, Н.Н. Информационная среда образовательного учреждения - фактор управления процессом информатизации образования в школе [Текст] / Н.Н. Курова // Вопросы Интернет-образования. - 2005. - №32.

Статья поступила в редакцию 5.06.09

УДК 378.144 / 146

А.Н. Аитов, аспирант МаГУ, г. Магнитогорск, Email: ait1983@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрена реализация замысла интеграции экологических понятий в изучении студентами учебного курса «Концепции современного естествознания» с использованием элементов концепции и метода дополнительности. Проведен анализ требований к составлению программированных упражнений на примере формирования понятия «экологическая химия».

Ключевые слова: экологические понятия, программированные упражнения, метод дополнительности.

В связи с надвигающимся экологическим кризисом центральной наукой, без которой невозможно полноценное понимание и сохранение природы, является экология. Современную экологию определяют как интегративную науку, систематизирующую гуманитарные и естественнонаучные знания о человеке, обществе и природе и об их взаимодействии с целью сохранения и развития жизни на Земле. В своем исследовании мы формируем экологические понятия при изучении студентами «Концепций современного естествознания» (КСЕ). Экология как интегративная наука призвана усилить экологический потенциал современного естествознания за счет введения в этот базовый курс экологических понятий, формируемых в нашей методике в основном через систему специальных программированных контрольно-развивающих упражнений и заданий рефлексивного характера, - в них познание взаимодополняется с самопознанием.

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической (например, программировано-понятийной) последовательности. Суть

главных принципов программированного обучения, выделяемых В.П. Беспалько, можно отразить в следующих пунктах или положениях:

- использование специальных технических средств, для моделирования деятельности учащихся и педагога в процессе обучения;

- шаговая учебная процедура, когда учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий;

- создание иерархии управляющих средств и устройств, где педагог управляет этой системой;

- реализация внутренней обратной связи, когда учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы и реализация внешней связи её осуществляют педагоги или управляющие устройства;

- необходимо предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении своим путем и со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна [1].

Одной из особенностей современного развивающего образования и экологического образования, в частности, является необходимость возбуждения интереса и активизации мышления учащихся. Применение программированных упражнений и рефлексивных заданий обусловлено тем, что зачастую шаблонность и непонятность традиционных тестовых и анкетных работ, выполняемых студентами по различным дисциплинам, в том числе, и при изучении такого важного интегративного курса как «Концепции современного естествознания» не отвечает вышеуказанным требованиям.

Составленные нами программированные упражнения по формированию таких экологических понятий как: «экологический кризис», «экологическая химия», о «явлениях света в биосфере», «загрязнение окружающей среды» и др. позволяют реализовать поэлементный и пооперационный анализ, проследить уровень экологической рефлексии учащихся, вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.