без которого невозможно осмысление самой сущности обра- ценностного отношения к образованию. Очевидно, что непре-зования, тех диалектических процессов, которые определяют рывное образование является универсальной базовой ценно-его поступательное движение, невозможно формирование стью современного информационного общества.
Библиографический список
1. Вебер, М. Избранные произведения / под ред. Ю.Н. Давыдова. - М.: Наука, 1990.
2. Ивин А. А. Ценности и понимание // Вопросы философии. - 1987. - №8.
3. Общество - Государство - Человек / под общ. Ред. С.И. Григорьева. - Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комбинат», 1999.
4. ЮНЕСКО и образование в мире. - М., 1985.
5. Новое качество высшего образования в современной России: концептуально-программный подход / под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. - М., 1995.
Статья поступила в редакцию 05.07.08
УДК 371.351.851
Л.В. Колченко, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: lora1104@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ
В статье описаны особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы, путем формирования информационной образовательной среды на основе усовершенствования традиционных содержательных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учебно-воспитательный процесс, информационная образовательная среда, автоматизированные рабочие места.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс школы понимается очень широко и включает в себя: информатизацию управленческой деятельности; педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного применения средств ИКТ; информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями по Интернету; создание и модификацию электронных средств образовательного назначения; организацию досуговой деятельности с использованием ИКТ [1].
Необходимость использования ИКТ в учебно-
воспитательном процессе (УВП) школы обусловлена рядом факторов: во-первых, все большим становится поток информации, во-вторых, механическая обработка без определенного стандартного алгоритма не дает оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения, в-третьих, работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки. Для эффективной организации УВП, адекватного современным требованиям информационного общества, необходимо создание школьной информационной образовательной среды (ИОС), что, в свою очередь, требует решения методических, технологических и организационно-управленческих задач, включающих: подготовку учителей к комплексному использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе; смену формы организации учебной деятельности учащихся; создание локальной школьной сети с выходом в Интернет; создание медиатеки электронных средств обучения и др.
Для этого необходимо изменение некоторых привычных школьных структур, в частности, методической службы, а также изменение школьного штатного расписания, введения новых должностей. Реорганизация методической службы заключается в создании межпредметных объединений, управляемых координационным советом. Координационный совет создается с целью оптимизации учебного плана и расписания. В его функции входит: создание условий для организации проектной работы в школе; организация научных обществ учащихся для выполнения проектов; создание условий для использования ресурсов школьной ИОС в учебновоспитательном процессе; организация работы учителей в «виртуальных» методических сообществах; приобщение учащихся и учителей к использованию средств ИКТ в своей практической деятельности.
Следует также принять ряд организационнораспорядительных документов по порядку создания ИОС:
регламент ведения и корректировки образовательных ресурсов; порядок разработки, установки и настройки необходимого программного обеспечения; организации администрирования и поддержки школьного сервера и локальной сети [2].
Традиционно создаваемую в процессе информатизации школы информационную образовательную среду понимают как информационно-коммуникационную предметную среду, обеспечивающую компьютерную поддержку учебновоспитательного процесса, как образовательную Интернет-среду, ориентированную на организацию специализированных рабочих мест для школьников и автоматизированных рабочих мест педагогов [3].
ИОС рассматривается в трех аспектах: содержательном, функциональном и информационном.
Содержательный аспект реализуется через ресурсное обеспечение, включающее нормативно-регламентирующее обеспечение управления информатизацией образовательного процесса; телекоммуникационную программно-аппаратную среду; инструментальные компьютерные средства для эффективного освоения ИКТ; информационные ресурсы накопления, хранения и распространения знаний.
Функциональный аспект включает в себя организационную структуру обеспечения эффективного взаимодействия пользователей в условиях ИОС.
Информационный аспект создается посредством подсистемы управления информационными потоками субъектов школьной образовательной системы, представляющей собой совокупность регулируемых информационных потоков (как внутри каждой из функционально-ориентированных зон ИСО, так и между ними), объединенных на уровне организации всего образовательного процесса непосредственным и опосредованным управлением руководителя школы, позволяющей переводить внешние обратные связи вышестоящих субъектов управления во внутренние обратные связи нижестоящих субъектов.
Определение приоритетного для каждой функциональноориентированной зоны ресурсного обеспечения и схемы управления информационными потоками субъектов управления в целях эффективного управления процессом информатизации образования в школе должно осуществляться с учетом необходимости ориентации на образовательные запросы обучающихся как основных заказчиков и потребителей, предоставляемых школой образовательных услуг; развития способностей учащихся к самореализации в условиях динамично
развивающегося информационного общества; преобразования профессиональной деятельности педагогов от роли учителя-транслятора знаний к роли учителя-тьютора, сопровождающего обучаемого в процессе его продвижения по избранной образовательной траектории; формирования системы обратных связей, обеспечивающих не только сбор информации вышестоящим субъектом управления, ее последующий анализ и оказание корригирующего воздействия, но и мягкое упреждающее управленческое воздействие посредством трансляции целей нижестоящим субъектам через сами способы установления обратных связей.
Создание информационной образовательной среды, организованной таким образом, приводит к появлению дополнительных ресурсов управления процессом информатизации образования в школе: конкретизации целей информатизации образовательного процесса для всех субъектов управления, в т. ч. учащихся и педагогов, повышающей возможность их самоорганизации; оптимизации информационного обмена между управляемой и управляющей подсистемами, приводящей к раскрытию субъектности педагогов и обучаемых, обеспечиваемой активизацией их позиции в процессе переработки управленческой информации; демократизации внутришколь-ного управления путем делегирования управленческих функций на нижестоящие уровни управления посредством усиления роли внутренних обратных связей субъектов управления образовательным процессом без потери качества принимаемых решений [3].
Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс проходит в несколько этапов.
Первый этап - использование компьютера для оформления приказов и ведения документации, составления отчета по успеваемости, обработки результатов различных мониторингов (например, состояния здоровья, образовательных потребностей родителей и т.д.).
Второй этап - применение программного обеспечения справочного характера.
Третий этап - создание автоматизированных рабочих мест сотрудников администрации школы (АРМ), переход к которым осуществляется при помощи специального программного обеспечения, позволяющего создать АРМ директора, завуча, секретаря, учителя, библиотекаря, медицинского работника, администратора сети и дающего возможность вести личные дела сотрудников и учеников (блок «Делопроизводство»), учет личных достижений учащихся, издавать приказы по школе, используя циклограмму приказов, а также книгу движения учащихся. Использование поисковой системы позволяет осуществлять любую выборку из школьной базы данных, в том числе наполняемость классов, состав учащихся по годам, по полу, количество выбывших учащихся и причины выбытия, а также создавать отчеты школы: ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, унифицированную форму Т-2, личную карточку учащегося. АРМ заместителя директора школы (блок «Планирование») позволяет: определять список предметов и назначать на них преподавателей; формировать списки классов и списки групп; формировать нагрузку преподавателей, учебный план школы; проводить тарификацию учителей; планировать итоговую аттестацию, в том числе и в форме ЕГЭ; формировать данные для анализа состояния учебного процесса и аттестации педагогов. Рабочее место учителя позволяет вести учет успеваемости учащихся в виде электронного табеля ученика; обобщенных данных; относительных показателей; проводить мониторинг успеваемости.
Формирование единого информационного пространства школы ведет к повышению эффективности процесса принятия решений и планирования на основе достоверной информации о состоянии УВП; освобождению администрации школы от малопродуктивного рутинного труда по сбору и обработке информации и увеличению времени на осуществление непосредственно аналитической функции управления школой; существенному сокращению времени реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроль исполнения).
Еще одной особенностью внедрения ИКТ в учебновоспитательный процесс школы считаем использование средств компьютерных телекоммуникаций, которое является средством повышения мотивации учения, развития мышления учащихся позволяет со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации. Умение использовать сетевые технологии и создавать ресурсы — это и способ самовыражения, и хорошая прикладная задача для учащихся и учителей. Использование Интернета может иметь не только практическое значение для жизни человека, его образования и самообразования: при просмотре сетевых ресурсов учащихся и учитель имеет возможность познакомиться с разнообразными способами изложения и наглядного оформления мыслей, с идеями и способами мышления людей разного возраста, разной социальной принадлежности. В связи с этим большой интерес представляют направления использования сетевых ресурсов и технологий в учебной и внеучебной деятельности школы. В настоящее время сформировались три основных вида работы с использованием сетевых ресурсов и технологий: мероприятия, проекты и учебные курсы. Они не исключают друг друга, напротив, первый и второй виды работы могут быть составляющими третьего или существовать самостоятельно и использоваться на различных предметах школьного курса. Все три вида работы могут включать в себя деятельность по самообразованию учащихся, повышению квалификации учителей, что немаловажно. Все это требует учета множества нюансов, касающихся, например, направленности образовательного учреждения или уровня подготовленности обучающихся. Занятия могут проводиться либо в рамках школьного курса информатики, либо как одно из направлений кружковой работы. Мероприятия и проекты все чаще применяются в учебной и во внеучеб-ной работе учащихся. В качестве некоторых примеров мероприятий можно назвать проведение предметных уроков с использованием Интернета, разнообразные конкурсы. Под проектами понимаются серии связанных мероприятий. Это может быть создание ШеЪ-сайта образовательного учреждения, который включит в себя информацию о школе, в том числе и текущую, форум, личные страницы учащихся и учителей. Или разработка электронной летописи класса, совокупность летописей может образовать летопись школы. Использование ИКТ открывает совершенно новые возможности для учащихся и учителей: повышают успеваемость и интерес к учебе, способствуют улучшению грамотности и развития речи детей через интерактивное общение, развивают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
В настоящее время школы активно внедряют ИКТ в учебно-воспитательный процесс и имеют положительный опыт такой работы. Например, в гимназии №42 города Барнаула с 2005 по 2008 годы проводилась экспериментальная работа по внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс. На начало эксперимента в школе уже была создана ИОС, которая объединяла всех участников образовательного процесса и способствовала открытому движению потоков информации между всеми участниками образовательного процесса как внутри школы, так и с внешними структурами и предоставляла педагогам и учащимся школы возможность осуществлять образовательную деятельность на любых рабочих местах - в учебных кабинетах, медиатеке, дома за компьютером. При этом учителя-предметники получали оперативную информацию о педагогической и методической литературе, новых медиа-средствах, Интернет-ресурсах учебного назначения; отбирали медиаобъекты для создания своей собственной презентации, видео или аудизаписи для учебно-воспитательной работы; использовали электронные учебники на уроках; организовали работу школьников в образовательных проектах, конкурсах. Учащиеся вели поиск информации в электронном каталоге, в информационных базах Интернета; публиковали свои творческие работы в виде веб-страничек, статей, репортажей; использовали в своей работе имеющиеся образовательные ресурсы.
Экспериментируя новую технологию внедрения ИКТ в
учебно-воспитательный процесс, не уйти от оценки знаний и умений учащихся, их сравнения с прежними результатами. В соответствии с целями и задачами медиатехнологии необходимо отследить уровень достижений медиаумений учащихся. Для организации такого контроля была разработана система наблюдения в виде «Карты контроля - оценки результатов». В карте имеется список учащихся класса и основные медиаумения над которыми предстоит работать. По карте контроля можно отследить уровень достижений каждого ученика, в целом по классу и по конкретному медиаумению. Учителя-предметники разрабатывали медиазадания и предлагали выполнить их как в экспериментальных, так и в контрольных классах. Сравнительный анализ результатов показал: уровень достижений результатов в экспериментальных классах имеет показатели от допустимых значений до оптимальных; в контрольных классах - от критического до допустимого; не все медиазадания учащиеся легко постигают. Так, к числу более сложных медиаумений относятся задания по умению составлять рецензии и анонсы информационных сообщений, пони-
Библиографический список
мать задания в различных формулировках. В экспериментальных классах повысилось качество ЗУН по всем предметам. 96% учащихся одобрили внедрение медиатехнологии. На уроках поддерживается высокий уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а работа со СМИ стала для учеников средством активной познавательной деятельности. Ответы учеников, плюс результаты обучения, анализ мониторинговых исследований позволяют сделать вывод о том, что данная технология ведет к качественному изменению обучения, а главное способствует формированию информационной культуры учащихся.
Таким образом, к особенностям внедрения информационно-коммуникационных технологий в УВП школы можно отнести формирование информационной образовательной среды на основе усовершенствования традиционных содержательных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения.
1. Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании [Текст] / И.В. Роберт, П.И. Самойленко. - М: Школа-Пресс, 2002.
2. Дашниц, Н.Л. Дидактические возможности школьной информационной образовательной среды [Текст] / Н.Л. Дашниц // Мир психологии. -2005. - №1.
3. Курова, Н.Н. Информационная среда образовательного учреждения - фактор управления процессом информатизации образования в школе [Текст] / Н.Н. Курова // Вопросы Интернет-образования. - 2005. - №32.
Статья поступила в редакцию 5.06.09
УДК 378.144 / 146
А.Н. Аитов, аспирант МаГУ, г. Магнитогорск, Email: ait1983@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрена реализация замысла интеграции экологических понятий в изучении студентами учебного курса «Концепции современного естествознания» с использованием элементов концепции и метода дополнительности. Проведен анализ требований к составлению программированных упражнений на примере формирования понятия «экологическая химия».
Ключевые слова: экологические понятия, программированные упражнения, метод дополнительности.
В связи с надвигающимся экологическим кризисом центральной наукой, без которой невозможно полноценное понимание и сохранение природы, является экология. Современную экологию определяют как интегративную науку, систематизирующую гуманитарные и естественнонаучные знания о человеке, обществе и природе и об их взаимодействии с целью сохранения и развития жизни на Земле. В своем исследовании мы формируем экологические понятия при изучении студентами «Концепций современного естествознания» (КСЕ). Экология как интегративная наука призвана усилить экологический потенциал современного естествознания за счет введения в этот базовый курс экологических понятий, формируемых в нашей методике в основном через систему специальных программированных контрольно-развивающих упражнений и заданий рефлексивного характера, - в них познание взаимодополняется с самопознанием.
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической (например, программировано-понятийной) последовательности. Суть
главных принципов программированного обучения, выделяемых В.П. Беспалько, можно отразить в следующих пунктах или положениях:
- использование специальных технических средств, для моделирования деятельности учащихся и педагога в процессе обучения;
- шаговая учебная процедура, когда учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий;
- создание иерархии управляющих средств и устройств, где педагог управляет этой системой;
- реализация внутренней обратной связи, когда учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы и реализация внешней связи её осуществляют педагоги или управляющие устройства;
- необходимо предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении своим путем и со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна [1].
Одной из особенностей современного развивающего образования и экологического образования, в частности, является необходимость возбуждения интереса и активизации мышления учащихся. Применение программированных упражнений и рефлексивных заданий обусловлено тем, что зачастую шаблонность и непонятность традиционных тестовых и анкетных работ, выполняемых студентами по различным дисциплинам, в том числе, и при изучении такого важного интегративного курса как «Концепции современного естествознания» не отвечает вышеуказанным требованиям.
Составленные нами программированные упражнения по формированию таких экологических понятий как: «экологический кризис», «экологическая химия», о «явлениях света в биосфере», «загрязнение окружающей среды» и др. позволяют реализовать поэлементный и пооперационный анализ, проследить уровень экологической рефлексии учащихся, вы-