Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка деятельности учения учащегося вечерней школы'

Педагогическая поддержка деятельности учения учащегося вечерней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая поддержка / вечерняя школа / реадаптация / pedagogical support / evening school / readaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артыков Тимур Абдуварисович

Статья посвящена реализации педагогической поддержки деятельности учения учащихся в современной вечерней открытой (сменной) общеобразовательной школе. Определена ее специфика, содержание и роль в процессе реадаптации учащихся вечерней школы к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the realisation of pedagogical support of students at modern evening comprehensive school. Its specifi city, content and role in readaptation of evening school students to educational activity are determined.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка деятельности учения учащегося вечерней школы»

Т. А. Артыков

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

Работа представлена кафедрой педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. А. Петухов

Статья посвящена реализации педагогической поддержки деятельности учения учащихся в современной вечерней - открытой (сменной) общеобразовательной школе. Определена ее специфика, содержание и роль в процессе реадаптации учащихся вечерней школы к учебной деятельности. Ключевые слова: педагогическая поддержка, вечерняя школа, реадаптация.

T. Artykov

PEDAGOGICAL SUPPORT OF EVENING SCHOOL STUDENTS

The paper is devoted to the realisation ofpedagogical support of students at modern evening comprehensive school. Its specificity, content and role in readaptation of evening school students to educational activity are determined.

Key words: pedagogical support, evening school, readaptation.

Идея заботы и поддержки присутствовала в педагогических теориях разных стран и в разные периоды становления систем образования и была связана с поиском гуманных форм взаимодействия детей и взрослых.

При этом поддержка не выделялась как самостоятельная педагогическая деятельность. Она расценивалась как часть общей деятельности педагога [1; 2; 3; 4].

В нашем исследовании под педагогической поддержкой процесса реадаптации учащихся вечерней школы к учебной деятельности мы понимаем многоактный процесс, детерминированный личностями педагога и учащегося, а также целями, ценностями, факторами, принципами, методами и средствами обучения и воспитания.

Актуальная задача современного отечественного общего образования - помочь педагогам школы овладеть передовыми педагогическими методами и моделями, ориентированными на самоопределение и саморазвитие школьника с учетом личностно ориентированного подхода к процессу обучения.

Педагогическая поддержка - особое направление педагогической деятельности, последовательно развивающее принципы личностно ориентированного образования. Оно не только провозглашает ребенка субъектом образования, но и стремится практически обеспечить субъ-ект-субъектные, равноправные, доверительные отношения взрослого и подростка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей в разных сферах его жизни, на индивидуальное саморазвитие. В условиях вечерней - открытой (сменной) общеобразовательной школы педагогическая поддержка приобретает особый смысл, поскольку учитель-наставник, классный руководитель и каждый учитель-предметник в

отдельности должны составлять единое целое в деле создания благоприятных психолого-пе-дагогических условий реадаптации учащихся вечерней школы к учебной деятельности.

Педагогическая поддержка в условиях современной вечерней - открытой (сменной) общеобразовательной школы характеризуется особыми специфическими способами, методами, приемами взаимодействия педагога и подростка, педагога и взрослого учащегося. Специфика заключается в следующем:

• она имеет разноплановый характер воздействия как на процесс реадаптации учащихся к учебной деятельности, на учебную деятельность так таковую, так и на личные качества учащихся индивидуально;

• поддержки ждут не только подростки, которые приходят в вечернюю - открытую (сменную) общеобразовательную школу из дневной школы, но и более взрослые учащиеся, которым необходимо принятие их учениками в разновозрастных группах.

Педагогическая поддержка создает равноправные, доверительные условия общения. Зачастую это имеет решающее значение: станет учащийся продолжать обучение или, столкнувшись с трудностями в изучении школьных предметов, перестанет вообще посещать учебное заведение.

Педагогическая поддержка в условиях вечерней - открытой (сменной) общеобразовательной школы имеет два направления воздействия: педагогическая поддержка деятельности учения, помощь в реадаптации учащегося к учебной деятельности и педагогическая поддержка учащегося в его личных переживаниях, трудностях психологического, социального характера. Последние чаще всего не связаны с процессом обучения в школе. Учащемуся очень важно бывает иметь веру в то, что в стенах вечерней школы он

найдет человека (это может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог), способного к сопереживанию его личных проблем, не связанных с учебной деятельностью. Учащемуся доставляет огромную радость, удовольствие только то, что его просто выслушали, дали ему возможность проговориться, выговориться, проговорить в слух свои проблемы с родителями, братом (сестрой), подругой (другом), другими учащимися, знакомым и т. д.

Имея негативный опыт обучения в дневной общеобразовательной школе, где его относили к «группе риска», где его считали недостойным учиться в их образовательном учреждении, в вечерней школе он имеет возможность признания его индивидуальности, признания его прав на выбор, самоопределение, ошибку.

И это второе направление педагогической поддержки имеет не меньшее значение в реадаптации учащихся вечерней школы к учебной деятельности, чем педагогическая поддержка собственно процесса учения.

Педагогическая поддержка в условиях вечерней школы выступает не только как реальное воплощение гуманной педагогики и личностно ориентированного образования, но и как проявление инновационных процессов в школе, поскольку системное воплощение поддержки вносит в школьную жизнь новые тенденции.

Педагогическая поддержка учащихся вечерней школы имеет многофакторное значение как условие:

• реадаптации учащихся вечерней школы к учебной деятельности;

• снижения уровня межличностной тревожности типа «ученик - учитель» и тем самым способствует более открытому общению на уроках и, как следствие, снижению трудностей в усвоении учебного материала;

• снижения уровня школьной тревожности и способствует процессу формирования внутренних мотивов учения, их преобладанию над внешними мотивами.

«Семантический и педагогический смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается раз-

витие самости, самостоятельности человека» [4]. Предметом педагогической поддержки в условиях вечерней школы становится процесс совместного с учащимся, будь то подросток или взрослый учащийся, определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и профессиональном самоопределении.

Построение процесса реадаптации учащихся вечерней школы к учебной деятельности, которое позволило бы оказывать систематическую индивидуальную помощь каждому учащемуся в решении его личностных проблем, возникающих как в самом процессе обучения, так и идущих от социальной среды, является реальным шагом к содержательной и организационно-управленческой перестройке структуры и содержания процесса обучения вечерней - открытой (сменной) общеобразовательной школы.

Для учащегося вечерней школы разрешение его проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, тревожности, улучшение его состояния, но и своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активным действиям самого учащегося, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе как субъекту, деятелю, способному управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свою волю и активность.

«Развитие, - отмечает О. С. Газман, - как известно, не сводится к обучению и воспитанию, и даже к интериоризации. Собирая все внешние влияния, человек совершает качественно новый акт: с возрастом сам формирует жизненные принципы и цели и активно действует - не по внешним стимулам, а по внутреннему побуждению. Действует, но не без проблем. Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с про-

блемой - хорошо. Если нет - человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка» [4, с. 38].

Предметом педагогической поддержки в основном выступают:

• трудности, связанные с социальной дезадаптацией (т. е. когда поведение ребенка не соответствует общепринятым нормам и возникают ситуации напряжения с учителями, родителями и сверстниками; у таких подростков, как правило, повышенный уровень межличностной тревожности);

• трудности в обучении (стойкая неуспеваемость, а отсюда напряженность с учителями и родителями; у таких учащихся повышен уровень школьной тревожности).

В педагогической поддержке учащихся вечерней школы принципиально важно научиться рассматривать любую проблему как ситуацию открытых возможностей: для учащегося - стать успешным настолько, насколько он сможет сам, доказать самому себе возможность решения любой проблемы, в том числе с привлечением внешней помощи, для педагога - оказать поддержку возможностям ребенка и создать условия для их развития с учетом реальных перспектив.

Педагогу надо научиться демонстрировать ребенку искреннюю заинтересованность в решении его проблемы и не опережать активность учащегося, приходить на помощь действительно только тогда, когда промедление может серьезно ему навредить. Все это требует от педагога такта, терпения и уважения к познавательной деятельности учащегося.

По нашему мнению, педагогическая поддержка реадаптации учащихся вечерней - открытой (сменной) общеобразовательной школы представляет собой процесс сопровождающего руководства активным освоением подростками и взрослой частью контингента средовых условий образовательной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими людьми и собственное развитие в данной среде. То есть речь идет о системе педагогической поддержки реадаптации учащихся, концентрирующей методологический и методический инструментарий помощи

учащимся вечерней школы в принятии новых жизненных условий, налаживании позитивных коммуникаций с одноклассниками, достижении успехов в учении, уверенности в себе, умений толерантными способами решать возникшие проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхами, гневом, обидой, способности к эмпатии, что в конечном итоге позволит укрепить психическое и физическое здоровье учащихся, научит их жить в мире с собой и окружающими.

На наш взгляд, составляющими системы педагогической поддержки в условиях вечерней школы являются следующие установки педагога: опора на личные силы и потенциальные возможности личности учащегося и вера в них; совместность, сотрудничество, содействие, сотворчество, содружество учащегося и педагога; опора на интеллектуальные возможности и личный жизненный опыт учащегося; безопасность, охрана здоровья, прав и человеческого достоинства учащегося вечерней школы, реализация педагогом принципа «не навреди!»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результатам реадаптации; согласие учащегося на помощь и поддержку педагога; доброжелательность и безоценочность личных качеств учащегося со стороны педагога; ориентация на способность учащегося самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций; конфиденциальность помощи.

Реализация системного видения педагогической поддержки школьной реадаптации учащихся возможна на основе разработки и внедрения комплексных программ, учитывающих выделенные и рассмотренные в нашей работе психолого-педагогические ориентиры, педагогические условия и факторную обусловленность данного процесса. К этим факторам мы относим: стиль общения взрослых (в первую очередь учителя) с учащимися, адекватность самооценки учащегося и оценки учителя, проблемы в поведении, неудовлетворение потребности учащегося в эмоциональной близости с педагогом, отсутствие успеха в самостоятельной деятельности ученика, неудовлетворение потребности учащегося в общении с одноклассниками; смену

социальной позиции учащегося, сдерживание активности инициативного учащегося, социальное окружение: учитель, класс, семья. Вместе с тем указанные факторы могут быть обусловлены социально-педагогической запущенностью, соматической ослабленностью учащегося, нарушениями формирования отдельных психических функций, познавательных процессов, моторики, эмоциональными расстройствами; проявляются чаще всего в агрессии по отношению к людям и вещам, гиперактивности, постоянных фантазиях, чувстве собственной неполноценности, упрямстве, неадекватных страхах, сверхчувствительности, неспособности сосредоточиться на учебной деятельности, неуверенности в принятии решений, повышенной возбудимости и конфликтности.

На основе исследования нами разработана комплексная программа педагогической поддержки реадаптации учащихся вечерней школы к учебной деятельности, которая базируется на особенностях, характерных именно для учащихся вечерней - открытой (сменной) общеобразовательной школы: общение со сверстниками как ведущая потребность; преобладание чувств над всеми остальными сторонами жизни учащегося.

В программе учтено то обстоятельство, что самостоятельная совместная деятельность учащегося вечерней школы часто распадается из-за несформированности способов сотрудничества, тактичного воздействия друг на друга, умения прийти к общему согласию, поддержать предложение сверстника, отсутствия ориентиров на состояние партнеров и т. п.

Центральной нитью разработанной программы является тот факт, что учащиеся при поступлении в вечернюю школу перестают быть «изгоями», «недоучками», а начинают искать и находят свое ближайшее окружение -ровесников, осваивают форму выражения своей социальной позиции и предстают в глазах общества (и своих) как учащиеся среди своих

учащихся. Данная программа направлена на формирование и развитие навыков, которые помогают учащимся преодолеть проблемы, возникающие в процессе школьной реадаптации к учебной деятельности.

Основными задачами комплексной программы являются: развитие способности учащегося к принятию совместных с одноклассниками решений; развитие самостоятельности и повышение уровня самооценки учащегося вечерней школы; создание атмосферы согласия, взаимопонимания, готовности поступиться личным во имя блага окружающих; формирование позитивного отношения к одноклассникам и ученикам других классов и чувства принадлежности к классу и школе в целом; развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации учащихся; формирование навыка четкого, ясного и выразительного высказывания своих коммуникативных намерений; воспитание умения адекватно реагировать в различных критических ситуациях (учебных, игровых, бытовых, угрожающих жизни и здоровью учащихся).

Программа позволяет учителю-предметни-ку наладить содержательные, деловые отношения между детьми и не подменять своими педагогическими указаниями и воздействиями то, что дети могут решить самостоятельно.

В содержание программы нами были включены методические рекомендации педагогам для организации учебной работы; особенности подходов к образованию разновозрастных групп; задачи педагога и пути их реализации; тематика уроков, деловых игр и упражнений.

Таким образом, педагогическая поддержка деятельности учения учащихся вечерней школы способствует повышению их активности в решении учебных ситуаций и задач. А позитивный опыт решения таких задач способствует формированию устойчивой позитивной мотивации к учебной деятельности и преобладанию внутренних мотивов учения над внешними мотивами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богомолова Н. Н. К вопросу о методах активной подготовки к педагогическому общению // Советская педагогика. 1982. № 7. С. 59-63.

2. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения: практикум. Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. 116 с.

3. Маленкова Л. И. В чем смысл педагогического взаимодействия школы и семьи // Домашнее воспитание. 1999. № 4. С. 3-7.

4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.; под ред. В. А. Сластенина, И.А.Колесниковой; науч. ред Н. Б. Крылова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 288 с.

REFERENCES

1. Bogomolova N. N. K voprosu o metodakh aktivnoy podgotovki k pedagogicheskomu obshcheniyu // Sovetskaya pedagogika. 1982. N 7. S. 59-63.

2. Grigor’yeva T. G. Osnovy konstruktivnogo obshcheniya: praktikum. Novosibirsk, Izd-vo Novosib. un-ta; M.: Sovershenstvo, 1997. 116 s.

3. Malenkova L. I. V chem smysl pedagogicheskogo vzaimodeystviya shkoly i sem’i. // Domashneye vospitaniye. 1999. N 4. S. 3-7.

4. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / N. N. Mikhaylova, S. M. Yusfin, E. A. Aleksandrova i dr.; pod red. V. A. Slastenina, I. A. Kolesnikovoy; nauch. red N. B. Krylova. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2006. 288 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.