Научная статья на тему 'Деятельность социального педагога в вечерней школе'

Деятельность социального педагога в вечерней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПРАВА РЕБЕНКА / CHILDREN RIGHTS / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SOCIAL PEDAGOGIC / ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА / NIGHT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Елена Евгеньевна

Рассматривается деятельность социального педагога в вечерней школе. Специфика работы обусловлена особым статусом вечерней школы, обучаемым контингентом, специальными задачами, что накладывается на процесс институциализации профессии социального педагога. Делается вывод о необходимости нестандартного подхода к решению проблем учеников вечерних школ в силу их специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work of night school social teacher

In this article the work of social teacher at night school is considered. The specifics of work are due to special status of night school along with the contingent of students, particular tasks to be solved. All these factors are imposed to the social pedagogic institutionalization as a profession. The author concludes about the need of nonstandard approach towards problems of night school students reasoned by their specifics.

Текст научной работы на тему «Деятельность социального педагога в вечерней школе»

Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 127-129

УДК 316

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ

© 2012 г. Е.Е. Комарова

Общеобразовательная школа № 23, Н. Новгород

81го1ктак@таП. ги

Поступила в редакцию 06.04.2012

Рассматривается деятельность социального педагога в вечерней школе. Специфика работы обусловлена особым статусом вечерней школы, обучаемым контингентом, специальными задачами, что накладывается на процесс институциализации профессии социального педагога. Делается вывод о необходимости нестандартного подхода к решению проблем учеников вечерних школ в силу их специфики.

Ключевые слова: воспитание, социализация, права ребенка, социальная педагогика, вечерняя школа.

Особенности образовательного учреждения, определяющие специфику деятельности социального педагога. Роль вечерней школы в обществе - обеспечить возможность получения общего образования всеми, кто по тем или иным причинам (возраст, семейные обстоятельства, другие жизненные ситуации) не «вписался» в рамки массовой, дневной общеобразовательной школы. Вечерняя школа - своего рода «амортизатор», который смягчает достаточно жесткую систему общего образования.

Формат сегодняшней вечерней школы определился в 90-е годы прошлого века, когда вечерняя школа взяла на себя функцию социально-педагогической реабилитации подростков «группы риска», «трудных» подростков. При всем разнообразии имеющихся проблем, общим для всех детей этой группы является наличие конфликта. Частью из них совершены правонарушения, преимущественно административные, и поэтому они состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних; другие попали в конфликтную ситуацию с учителем или одноклассниками. Единственным выходом из конфликта они видят переход в другую школу. Некоторым просто трудно учиться. У этих детей своевременно не были сформированы мотивация к обучению, первичные учебные навыки и в результате постепенно накапливаются неусвоенные знания, со временем появляется отвращение к школе. Их надо понять и надо помочь им.

Общеобразовательная школа № 23 Н. Новгорода и ее директор стояли у истоков создания концепции вечерней школы, соответствующей новым социально-экономическим условиям, реализующей программы социально-педагогической реабилитации учащихся.

В начале XXI века общее среднее образование стало обязательным, а старшие классы дневных школ профильными, и вечерние школы стали выбором учащихся с несформировав-шимися профессиональными склонностями и предпочтениями. Сюда приходят также дети с ранней профориентацией в области музыкального и балетного искусства, которым трудно совмещать свои занятия творчеством с обучением в дневной школе.

В школу № 23, согласно положению о вечерней школе и нашему Уставу, принимаются дети с 14 лет и взрослые без ограничения возраста (есть ученики старше 30 лет); соотношение детей и взрослых в составе учащихся примерно равное. Так как это классы выпускные, с 9-го по 11(12)-й, состав учащихся обновляется ежегодно более чем на 70%.

Эти особенности контингента и определяют специфику и приоритеты деятельности социального педагога.

1. Диагностика. В условиях быстро меняющегося состава обучающихся проведение ранней диагностики крайне важно. Прием учащихся начинается с собеседования, которое проводит социальный педагог. Результатом собеседования должны быть, во-первых, формирование желания ребенка и родителя первого сентября прийти в школу с доверием и надеждами на лучшее будущее и, во-вторых, наличие необходимой информации об учащихся и их семьях.

Одновременно с собеседованием проводится анкетирование. Анкету заполняют родители, если ученик несовершеннолетний, или сам ученик, если он взрослый. Анкета создавалась в течение нескольких лет и является результатом

128

Е.Е. Комарова

большого совместного труда социального педагога и психолога.

Вопросы в анкете сформулированы так, чтобы ответы на них позволяли определить педагогически значимые проблемы, пути их решения. Например, органы социальной защиты населения многодетной считают семью, в которой трое и более несовершеннолетних детей. Таких семей у нас немного. Но среди несовершеннолетних учащихся вечерней школы достаточно часто встречаются последние из трех, четырех и более уже выросших детей, и это дети со всеми известными особенностями многодетных семей, требующие особого педагогического подхода.

Полученную информацию социальный педагог обрабатывает с привлечением классных руководителей и в обработанном виде (социальный паспорт, списки, данные мониторинга) передает администрации и психологу. На основании анализа этой информации мы выявляем семьи и детей «группы риска».

2. Профилактика правонарушений. Эта деятельность предписана образовательному учреждению федеральным законом «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ (ст. 14, п. 2) [1].

Известно, что именно конфликтные и уклоняющиеся от учебы подростки более всего склонны к совершению правонарушений. Социальный педагог постоянно держит под контролем посещаемость занятий, нарушения поведения детей «группы риска», проводит с ними профилактические беседы, включает их в конструктивную, позитивную деятельность (трудовые бригады, летние лагеря), встречается с родителями и консультирует их по различным вопросам. Это повседневная, рутинная, кропотливая работа, требующая терпения, такта, изобретательности, твердой веры в то, что безнадежных детей не бывает. Требуется знание подростковой психологии и особенностей каждого подростка, попавшего в школу, умение учитывать эти особенности при выстраивании взаимоотношений. Это работа в буквальном смысле с каждым подростком в отдельности, индивидуально. Эта часть работы требует огромных затрат сил и времени, и при этом отчитаться за нее сложнее всего, так как она не поддается формализации. Например, беседа, которая является в наших условиях главным методом, проводится зачастую не в условиях кабинета, а в коридоре, на улице, по дороге в школу, иногда у ребенка дома или во дворе. За словами «контроль посещаемости занятий» кроется целая

система отношений с подростком: выразить радость от того, что он пришел в школу, разыскать его, выяснить и устранить причину, если не пришел; сформировать у него уверенность, что в этой школе его ждут и любят. Мы имеем множество примеров, когда дети, годами систематически пропускавшие занятия в дневной школе, к нам ходит регулярно. А возвращение ребенка в школу само по себе является средством профилактики правонарушений.

Социальный педагог поддерживает контакт и взаимодействует с отделами по делам несовершеннолетних полиции, где состоят на учете учащиеся школы, и с уголовно-исполнительной инспекцией, которая ведет наблюдение за подростками, имеющими наказание без лишения свободы. К нам каждый год приходят такие дети.

Мы комбинируем наши педагогические методы профилактики с теми, которые специфичны для правоохранительных органов, обмениваемся информацией. Цель у нас общая -предотвращение новых правонарушений и рецидивов преступлений.

Подростковая преступность, к сожалению, существует. Еще одна обязанность социального педагога в связи с этим - участие в предварительном и судебном следствии, которое предусмотрено законодательством (УПК РФ, ст. 191, 280, 58) [2]. Согласно Уголовно-процессуально -му кодексу, все следственные действия с несовершеннолетними должны производиться в присутствии педагога, и наш опыт подтверждает необходимость такой законодательной нормы. Хотя следователь и судья разъясняют участвующему в процессе педагогу его права и обязанности, требуются определенные знания и навыки, чтобы участие было не формальным и эффективным. Специально этому нигде не учат, эти знания и навыки приобретаются только с опытом.

3. Работа с классными руководителями. Классный руководитель - это, с одной стороны, ближайший к ученику воспитатель, который знает его больше всех и лучше всех. С другой стороны, это учитель-предметник, и ему более свойствен оценочный подход к учащемуся, что является нормой профессиональной этики учителя. В вечерней школе учителя, как правило, имеют уровень толерантности выше среднего, по оценкам наших учащихся и их родителей. Но иногда им нужна помощь в достижении взаимопонимания с «трудными» учениками, в безоценочном принятии этих детей вместе с их проблемами, а также в том, чтобы научиться видеть положительную динамику, даже слабую. Это -задача социального педагога, так как этические

Деятельность социального педагога в вечерней школе

129

нормы его профессии предполагают как раз такое отношение к ученику.

Выступления социального педагога на тематических педсоветах тоже часть работы с педагогическим коллективом. Можно назвать такие темы выступлений: «Социальные причины неуспеваемости», «Особенности формирования сознательной дисциплины у детей группы риска», «Вечерняя школа как микрофактор социализации» и др.

4. Работа с родителями. У «трудных» детей родители также «трудные». Большинство семей наших учащихся являются неполными. В целом по школе этот показатель превышает, как правило, 60%, но были классы, в которых все 100% семей имели единственного родителя. Обычно это мать (вдова, мать-одиночка, разведенная). В редких случаях после развода отец сохраняет связь с детьми, но часто даже не платит алименты, так что фактически, не по статусу, разведенные женщины есть в большинстве своем матери-одиночки. В этом также различие социально-педагогического и чисто социального подхода к исследованию контингента: нам важен воспитательный потенциал семьи.

Как правило, наши родители имеют невысокий социальный статус, образование не выше обязательного уровня (то есть среднее, среднее профессиональное, иногда ниже) и низкий уровень социальной ответственности. Они не любят ходить на родительские собрания, приходить в школу предпочитают для встречи один на один, поэтому мы делаем выбор в пользу индивидуальных форм работы. Наших «трудных» родителей приходится учить элементарным вещам, например, как проверить, был ли ребенок в школе. Их также приходится учить любить своих детей.

Конечно, в каждой профессии есть и мастера своего дела, и «ремесленники», и дилетанты. И в любой области человеческой деятельности встречаются «самородки», которые, не имея специальной профессиональной подготовки, достигают вершин мастерства. В школе должны работать педагоги, которые обучены взаимодействию с детьми, знают тонкости детской и особенно подростковой психологии, умеют слушать и говорить, учитывая эти особенности, и оказывать педагогическое влияние на подрастающего гражданина.

Деятельность социального педагога вряд ли возможно подвести под какой-либо стандарт, поскольку нестандартна сама жизнь, нестандартны «трудные жизненные ситуации», «социально опасные положения», в которые попадают наши дети. Человек, у которого жизнь уже к четырнадцати годам не задалась, нуждается именно в нестандартном, индивидуальном человеческом отношении. Многим детям мы помогли таким отношением, и они помнят это, они нам благодарны. Наши «трудные» приходят к нам в школу в течение многих лет после ее окончания.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал «Гарант». - URL: http:// base.garant.ru/12116087/ (дата обращения 06.05.2012).

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/popular/ upkrf/ (дата обращения 06.05.2012).

THE WORK OF NIGHT SCHOOL SOCIAL TEACHER E.E. Komarova

In this article the work of social teacher at night school is considered. The specifics of work are due to special status of night school along with the contingent of students, particular tasks to be solved. All these factors are imposed to the social pedagogic institutionalization as a profession. The author concludes about the need of nonstandard approach towards problems of night school students reasoned by their specifics.

Keywords: education, socialization, children rights, social pedagogic, night school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.