УДК - 371.9:371.01 ББК 74.59:74.200
Резникова Елена Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
Челябинск Reznikova Elena Vasilievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor
Chair of Special Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Воспитательный процесс в условиях интегрированного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной
школе
Educational Process in the Conditions of Handicapped Schoolchildren’s Integrated Training at Comprehensive School
В статье описан опыт проведения воспитательной работы общеобразовательной школы г. Челябинска №73. Учитывая особенности и возможности каждого ученика в школе, создавая условия для его самореализации, педагоги школы формируют коммуникативные навыки, обогащают социальный опыт, воспитывают у школьников такие качества, как толерантность, терпимость, сострадание.
The article describes the experience of educational work at Chelyabinsk secondary school №73. Taking into account peculiarities and abilities of every pupil and creating conditions for their self-realization the teachers form communicative skills, enrich social experience, instill in schoolchildren such qualities as tolerance, liberality and sympathy.
Ключевые слова: интегрированное обучение, воспитательный процесс, программы, принципы, формы организации воспитательной работы, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа.
Key words: integrated training, educational process, programs, principles, forms of educational work organization, handicapped schoolchildren, secondary school.
Современные требования к организации образовательного процесса в школе требуют от педагогов и администрации реализации технологий индивидуального и дифференцированного подхода не только в обучении, но и воспитании школьников. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает организацию воспитательного процесса, несколько отличающего от образовательной работы в обычной школе.
Для учеников с ОВЗ, получающих образование в обычных классах совместно с обычными сверстниками, важно чувствовать себя равными, уметь с ними взаимодействовать на уроках и переменах, устанавливать деловые и личностные контакты с педагогами, активно участвовать во внеклассной деятельности, тем самым, ежедневно преодолевать эмоциональные барьеры для расширения учебного и обогащения социального опыта.
Опыт организации и проведения совместных праздников, досуга, участие в работе объединений дополнительного образования (спортивная секция, кружок декоративно-прикладного творчества, фольклорный ансамбль и т.д.) имеется во многих образовательных учреждениях города и Челябинской области. Хочется обобщить опыт организации воспитательной работы при реализации модели постоянной неполной интеграции (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко) на примере школы №73 г. Челябинска, где обучаются - дети с задержкой психического развития, с нарушениями речи [2].
Целью воспитательной системы образовательного учреждения является создание комплекса психолого-педагогических условий для развития положительных человеческих качеств личности школьника, воспитание устойчивой, непротиворечивой, индивидуальной системы ценностных отношений, способствующей формированию полноценной компетентной личности.
Основными задачами воспитательной работы в условиях реализации интегрированного обучения можно считать: создание условий для разностороннего развития личности каждого ребенка, для побуждения ее к саморазвитию, самовоспитанию; поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию школьного коллектива; совершенствование методического мастерства педагогов школы для эффективного решения вопросов воспитания школьников; создание благоприятной психологической среды для всех участников воспитательного процесса; формирование гражданского самосознания обучающихся в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям; формирование духовного мира детей на основе утверждения нравственных общечеловеческих ценностей.
Для воспитательной системы школы на данном этапе развития характерным является интеграция личностно - ориентированного и системного подходов в воспитании всех учеников. Для реализации основных направлений воспитательной работы в школе реализуются следующие программы воспитания:
• программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы;
• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учеников;
• развития системы дополнительного образования в школе;
• одаренные дети;
• каникулы (организация летней занятости и отдыха детей и подростков в летний период);
• педагогическое сопровождение семей «группы риска»;
• программа профилактики дорожно-транспортного травматизма;
• программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• программа профилактики опасного поведения детей и подростков.
Воспитательную работу в школе осуществляют 55 классных руководителей, из которых с высшим образованием - 50 человек, незаконченное высшее у 2 педагогов и среднее специальное - у 3 человек. В школе работают педагоги дополнительного образования, из которых 12 - основные работники, 8 педагогов - совместители.
Организация воспитательной работы в школе базируется на основных принципах общей и специальной педагогики (Ю.К. Бабанский, В.В. Воронкова, В.М.Мозговой, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Б.П.Пузанов и др.). Обозначим общепедагогические принципы организации воспитательного процесса, реализующиеся в школе: связь воспитания с жизнью; общественная направленность воспитания; опора на положительное в личности ребенка; гуманизация воспитания; личностный подход в реализации воспитательного процесса; воспитание ребенка в коллективе и через коллектив; комплексность; целостность;
единство всех компонентов воспитательного процесса; единство действий и требований семьи и школы, семьи и общественности; педагогическое руководство воспитательным процессом при самостоятельной деятельности учащихся. Опыт показал, что особо следует принимать во внимание при реализации интегрированного обучения и воспитания специально-педагогические принципы: коррекционной направленности воспитательного процесса для детей с задержкой психического развития и с нарушениями речи, доступность, воспитание в трудовой деятельности, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в реализации воспитательного процесса, уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью.
Организация и проведение воспитательной работы в школе осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы и Программой развития воспитательной системы школы до 2017 г. Для управления воспитательным процессом администрацией школы разработаны должностные инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классных руководителей, педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, библиотекаря и других сотрудников. Особо хочется отметить ряд положений, принятых на педагогических советах школы, в которых речь идёт о вовлечении во внеклассную деятельность всех учеников школы: это «Декларация прав обучающихся», Положение «О правах и обязанностях родителей (законных представителей)», «О Совете профилактики», «О поощрении и взысканиях обучающихся», «О кружках, секциях и детских объединениях», «О проведении досуговых общешкольных мероприятий».
Контрольно-аналитическая деятельность школы для оценивания результативности воспитательной работы для всех учеников, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагает анализ деятельности всех участников воспитательного процесса на разных уровнях. Анализ воспитательной работы на уровне классных руководителей предполагает ведение дневника классного руководителя с текущими анализами проведенных мероприя-
тий, составление плана воспитательной работы на учебный год, собеседование по итогам реализации плана воспитательной работы в классе по первому полугодию и по окончанию учебного года, анализ воспитательной работы в целом за учебный год.
Социальными педагогами школы проводится анализ занятости, организации проведения отдыха и оздоровления детей в каникулярное время; обсуждается работа педагогов с семьями детей различных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные, опекаемые, дети-инвалиды, стоящие на учете в ОДН РУВД, стоящие на педагогическом учете); анализируется участие учеников школы в акциях районного и городского уровня; подводятся итоги работы по профилактике правонарушений и преступлений среди подростков школы.
На уровне заместителя директора по учебно-воспитательной работе аналитическая деятельность предполагает составление и подготовку информационно-аналитических справок по итогам проведения школьных мероприятий; анализ занятости детей в системе дополнительного образования в школе и вне ее; проведение собеседования с классными руководителями по планированию и реализации воспитательной деятельности; анализ достижений результатов занятости учащихся школы в системе дополнительного образования; анализ участия школы в мероприятиях районного, городского, областного уровней.
Позитивно то, что все ученики совместно с классными руководителями и родителями принимают участие в городских, районных конкурсах новогодних игрушек. Среди учеников первых классов проводится утренник «Разговор о правильном питании», в среднем звене объявляется конкурс «Самый некурящий класс». Учащиеся школы принимают участие в городском конкурсе чтецов «Шаг к Парнасу», в фестивале «Хрустальная капель», «Беби-джаз», в городской интеллектуальной игре «Русский мир», в «Смотре строя и песни», в областной военно-патриотической игре «За Россию». Еженедельно проводятся классные часы на разнообразные темы, ежегодно организуются туристические поездки, походы педагогов и учеников в летний период как по России, так и по родному
краю («Ильменский заповедник», горы Таганай, Народная). Активно принимают участие во всех мероприятиях и ученики с ОВЗ.
В системе дополнительного образования, организованной на базе школы, ежегодно задействовано около 1300 обучающихся школы, что составляет 85 % от всего состава школьников. В школе функционирует 18 объединений различных направлений, оркестровая школа, школьный спортивный стадион. Традиционными праздниками в школе стали День Здоровья, День Знаний, День Стадиона, День Учителя, День народного единства, День защитников Отечества, День пожилого человека, Праздник 8 Марта, День Победы. Учащиеся совместно с родителями и педагогами принимают участие в строительстве снежного городка, в праздновании Нового года, в проведении «Зарницы», в организации фотовыставки «Внимание: Улыбка Сердца!». Особо торжественными в школе считаются мероприятия «Праздник Последнего звонка» и «Выпускной бал», на которых подводятся итоги многолетней совместной работы учителей и учеников, направленной на постижение жизненных основ.
На протяжении четырех лет в школе работает музей, в котором представлена постоянно действующая выставка, посвященная участию сотрудников школы, родственников учеников в Великой отечественной войне, в Афганской войне и в военных действиях на Кавказе. Музей пользуется большой популярностью среди учеников и родителей школы, так как там собрана история их семей (фотографии, предметы быта, письма, картины и.т.д.).
Среди форм воспитательной работы, реализующихся в школе, отметим часы общения, беседы (индивидуальные, коллективные), конкурсы, викторины, походы в театр, кинотеатр, музеи, экскурсии по городу Челябинску, Челябинской и Свердловской областям, спортивные мероприятия, вечера отдыха, родительские собрания.
Ежегодно при подведении итогов года педагоги отмечают положительные моменты проведения воспитательной работы: насколько удалась реализация всех планов воспитательной работы классных руководителей, активно ли было участие всех воспитанников в трудовых и творческих делах школы и
класса, насколько возможным было создать в классных коллективах ситуации успеха для каждого ребенка, в том числе и для детей с ОВЗ, как участвовали ученики школы в конкурсах, акциях, творческих и спортивных мероприятиях различного уровня. Такая информация необходима для составления каждым учеников собственного портфолио.
Положительным показателем успешной работы классных руководителей является привлечение родителей к организации и участию в классных и общешкольных мероприятиях. Родители всех учеников приглашаются на праздники, собрания, спортивные мероприятия. Постепенно из пассивных наблюдателей они превращаются в активных участников воспитательного процесса, что является одним из перспективных направлений организации воспитательной работы в условиях интегрированного обучения. Особенно это важно для родителей учеников с ОВЗ.
При организации и участии в общешкольных мероприятиях и праздниках у каждого ребенка есть возможность проявить свои творческие способности, личностные и человеческие качества, такие как терпимость, толерантность, гуманизм. Дружелюбная атмосфера, создаваемая педагогами и родителями при проведении школьных мероприятий, способствует созданию ситуации разновозрастного общения и укреплению доброжелательных отношений внутри коллектива школы.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе, реализующей технологию интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, отличается тем, что в этот процесс вовлечены все ученики школы, их родители, педагоги, администрация. Воспитательные мероприятия направлены на решение не только образовательных задач, но и помогают корригировать познавательную, личностно - эмоциональную сферы, формируют коммуникативные способности учащихся, помогают в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
1. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. - М.: Дрофа, 2008. - 286с.
2. Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко// Дефектология. -2008.- №2.- С. 86-94.
3. Олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В.Воронкова и др. - М.: Дрофа, 2009. - 397с.
4. Шевчук, Л.Е. Социализация как цель формирования системы интегрирования детей с особенностями развития в общеобразовательной школе // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург. -2004. - № 9. - С. 41-48.
5. Шевчук, Л.Е. Обучение учащихся с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации /Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. -199с.
Bibliography
1. Ekzhanova, Е.А. Integrated Education Fundamentals: Manual for Higher Schools / Е.А. Ekzhanova, Е^. Reznikova. - М.: Drofa, 2008. - 286 p.
2. Malofeev, N.N. Integration and Special Educational Establishments: Need for Changes / N.N. Malofeev, N.D. Shmatko // Defectology. - 2008. - №2.- P. 8694.
3. Oligophrenopedagogics: Study Guide for Higher Schools / T.V. Alysheva, G.V.Vasenkov, V.V. Voronkova, et al. - М.: Drofa, 2009. - 397 p.
4. Shevchuk, L^. Socialization as a Target of Integration System Forming for Children with Special Features of Development at Secondary School / L^. Shevchuk // Herald of Orenburg State University. - Orenburg. - 2004. - № 9. -P. 41-48.
5. Shevchuk, L^. Training the Children with Special Features of Development According to Integrated Education Techniques Within the Differentiation at Secondary School: Guideline / L£. Shevchuk, Е^. Reznikova. -Chelyabinsk: «Education» Publishing House, 2010. -199 p.