УДК 1599
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВО ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2009 И.Г.Ружникова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 25.02.2009
В статье анализируются противоречия системы музыкального образования и данные отсева учащихся ДМШ 4, а также рассматриваются психолого-педагогические условия, способствующие формированию устойчивого отношения к учебной деятельности в детской музыкальной школе. Разработанная анкета для учащихся младших классов и их родителей, способствовала исследованию преобладающих мотивов, интересов и причин, побудивших прийти родителей и учащихся в музыкальную школу. Данные анкетирования показывают, что утрата творческого характера музыкальной деятельности, преувеличенное внимание к техническим проблемам, узкая профессионально-исполнительская ориентация учащихся приводит к потере интереса ребенка к музыкальным занятиям.
Ключевые слова: устойчивое отношение к учебной деятельности, психолого-педагогические условия, личностно-ориентированный подход в обучении, профессиональная деятельность преподавателя, обучаемость учащихся, усвоение учебного материала, уровень мотивации, личность учащегося, детская музыкальная школа (ДМШ).
Устойчивое отношение есть показатель социальной зрелости личности, который характеризуется ее высокой сознательностью и активностью, стремлением к самостоятельной деятельности и повышению личного уровня развития, адекватной реакцией на окружающие воздействия, внутренним равновесием и эмоциональной стабильностью; проявляющийся в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействии по овладению знаниями, навыками и умением владеть собой, организации своих действий в соответствии с решаемыми задачами, а также в самоотношении, в котором богатство связей с внешним миром и обширный круг разнообразных деятельностей преломляется в сознании субъекта и становится пристрастным. Устойчивое отношение к учебной деятельности - есть личностное свойство учащегося, которое характеризуется сложной динамической системой мотивов, определяющих сознательную, активную и самостоятельную деятельность учащегося, конструктивно взаимодействующего с преподавателем и адекватно оценивающего свои достижения в учебной деятельности. На формирование устойчивого отношения к учебной деятельности в ДМШ совокупно и одновременно влияют самые разнообразные факторы.
Известное высказывание - «в обучении нет мелочей» - подразумевает равным влияние всех факторов. Для определения важности того или иного фактора необходимо иметь общий базис для сравнения всех причин, то есть назначение обучения -
° Ружникова Ирина Габдуловна, ассистент кафедры педагогики и психологии начального образования. E-mail: [email protected]
ради чего оно осуществляется1. Условие есть обстоятельство, от которого что-либо зависит, а также обстановка, в которой что-либо происходит или осуществляется2. Без создания надлежащих психолого-педагогических условий обучения, обеспечения его необходимыми средствами, без применения эффективных технологий, методов обучения не возможен сложный процесс становления и воспитания личности учащегося. Создание условий - это не просто создание благоприятной атмосферы. Речь идет о таком содержании занятий, о таком характере практических заданий и о таком подходе к учебному процессу, которые, не навязывая ученику «чужих» решений и ответов, детерминируют поведение учащихся и их отношение к учебной деятельности. Формирование устойчивого отношения к занятиям зависит от того, как и на каких основаниях складывается образовательная ситуация, становится ли она для учащегося собственной целенаправленной, регулируемой им самим учебной деятельностью: «учеба - мое личное дело», «мне это интересно, надо», «я понимаю, что и зачем делаю», «я знаю, как добиться результата», «я вижу, что нужно еще сделать, чтобы улучшить результат». Учащийся должен осознавать, зачем и для чего он занимается каким-либо видом деятельности, а не только понимать, что и как ему надо делать. Без учета внутренних побудительных сил невозможно построить эффективную педагогическую систему, подчеркивал Д.И.Фельдштейн. Не существует и «абсолютной методы», по мнению В.Ф.Одоевского,
1 Подласый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2001.
2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка. - М.: Азбуковник, 1999.
так как она создается не преподавателями, а самими учащимися, с которыми ведется работа3.
Рассматривая психолого-педагогические условия, В.А.Ясвин определяет содержание и сущность более узкого понятия - образовательная среда, трактуя ее как систему «явлений и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении»4. При взаимопроникновении трех компонентов образовательной среды: физического окружения (особенности планировки школьных помещений и возможность свободного перемещения в здании школы), человеческих факторов (пространственная и социальная плотность субъектов учебно-воспитательного процесса, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и преподавателей) и программы обучения, подразумевая под этим стиль преподавания и характер социально-психоло-гического контроля, содержание программ обучения и др., - образуется «зона развивающих возможностей». Ее гибкость и управляемость позволяет проявлять учащимся творческую и преобразующую активность, формируя ощущение физической и эмоциональной безопасности, что является необходимым условием формирования устойчивого отношения к учебной деятельности.
Основными направлениями деятельности ДМШ являются общеразвивающее эстетическое образование всех желающих, а также выявление способных учащихся для дальнейшего обучения в специализированных музыкальных учебных заведениях. Структура ДМШ аналогична структуре общеобразовательной школы, однако учебный процесс имеет свои особенности, что связано со спецификой целей и задач ДМШ, с особенностями учебного материала, приемов и методов обучения, форм контроля и оценки - выступление на сцене, а также организации обучения, то есть его психолого-педагогических условий. Цикл предметов в ДМШ включает музыкальный инструмент, сольфеджио, теорию музыки и музыкальную литературу, хоровое пение и ансамбли, предмет по выбору. В традициях отечественной педагогики музыкального образования видами учебной деятельности учащихся в ДМШ принято считать разновидности исполнительской и композиторской деятельности: пение, игру на музыкальных инструментах, импровизацию и сочинение музыки, ритмику, а также слушание музыки.
В контексте работоспособности, необходимая составная часть всех видов учебной деятельности в ДМШ - трудовая деятельность. Ее формирование
3 Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4 Ясвин В А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.
во время обучения в ДМШ требует постоянных физических, психологических и временных затрат. Сложный процесс освоения инструмента требует от учащегося огромной эмоциональной увлеченности и умственной сосредоточенности. Однако, даже самая увлекательная работа без правильного сочетания труда и отдыха утомляет, поэтому для преодоления чувства усталости необходимо чередовать характер и методы учебной деятельности. Возникающее при утомлении равнодушие и проявление отрицательных эмоций могут ослаблять и даже подавлять побуждающие интересы. Трудной задачей является также обеспечение непрерывной учебной деятельности в ДМШ. В процессе музыкально-исполнительской деятельности опасен перерыв, даже кратковременный, так как это ведет к потере качества исполнения. Непрерывность учебной деятельности в ДМШ и устойчивое отношение к ней необходимо поддерживать постоянным обновлением поисков и проб, размышлений и проверок, наблюдений и впечатлений. К психологическому содержанию учебной деятельности в ДМШ особенно близко определение, данное Д.Н.Узнадзе: «Обучение - это особая форма деятельности - не игра и не труд, но и то, и другое»5.
Исследователи отмечают, что утрата творческого характера музыкальной деятельности, преувеличенное внимание к техническим проблемам, узкая профессионально-исполнительская ориентация учащихся приводит к потере интереса ребенка к музыкальному инструменту6. Именно в этом нередко заключается причина текучести контингента учащихся, сохранение которого сегодня является проблемой многих ДМШ. Скука порождает неприязнь к музыке, притупляя художественные способности учащегося. Жесткие рамки учебных программ, «канонизированных» еще в 30-е годы, варьирование которых не меняет их сути, делают занятия в ДМШ тяжелой «повинностью». Содержание учебного материала в ДМШ, как и в общеобразовательных школах, определяется образовательными программами, которые разрабатываются, принимаются и реализуются школой самостоятельно. Отсутствие обязательных стандартов в ДМШ дает возможность преподавателям сочетать в программах традиционно академическое образование с применением дифференцированного обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей личности учащихся и внедрение в практику разноуровневых программ, включающих произведения современных композиторов и популярной музыки. Это позволит значительно расширить ре-
5 Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
6 Булычев Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования.: дисс...канд. пед. наук: 13.00.01. - Нижний Новгород: 1998.
пертуарный перечень ДМШ, так как именно репертуар является одним из ведущих факторов в обучении учащихся. Успешное формирование устойчивого отношения к учебной деятельности в ДМШ возможно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: произведения для исполнения должны быть интересны и увлекательны по содержанию; задания, предлагаемые учащимся, должны учитывать их реальные возможности и соответствовать по трудности их возрастным способностям и возможностям. Дальнейший анализ противоречий в системе музыкального образования и данных отсева учащихся музыкальных школ позволил выявить несколько групп причин прекращения занятий учащимися ДМШ. К первой относятся причины, связанные с нарушением принципов организации учебного процесса: трудности выполнения объемных домашних заданий и совмещение занятий в ДМШ с учебой в общеобразовательной школе; отсутствие роста достижений (выступления, победы на конкурсах и олимпиадах); нарушение состояния здоровья и переутомление, переход к другому преподавателю или в другую музыкальную школу и др.
Педагогические коллективы ДМШ сегодня представлены в основном преподавателями, которые входили в профессию в конце XX века. Их убеждения и взгляды нередко несут отпечаток усвоенных в молодости принципов, приемов и способов действия, что с трудом поддается радикальным изменениям7. Безапелляционность преподавателей, бескомпромиссная оценочность суждений и закрытость в общении мешает музыкальной педагогике отойти от старых, утративших свою актуальность позиций. Многие преподаватели старшего поколения не считают нужным менять что-либо в своей профессиональной деятельности, так как уверены, что их деятельность достаточно успешна и плодотворна. Кроме того, специальные педагогические мониторинги показывают, что у преподавателей значительно снизился интерес к педагогическим идеям, научно-методической литературе, что отрицательным образом сказывается на качественном уровне работы преподавателей, препятствует их вхождению в мир современных психолого-педагогических идей8.
Разработанная анкета для учащихся младших классов ДМШ и их родителей способствовала исследованию преобладающих мотивов, интересов и причин, побудивших прийти родителей и учащихся в музыкальную школу. Анкетный опрос был прове-
7 Базиков А. О некоторых противоречиях в системе музыкального воспитания // Искусство в школе. - 2003. - 1.
8 Горлинский В. О педагогическом консерватизме, узкой специализации и некоторых других проблемах современной музыкальной педагогики // Искусство и образование. - 2003. - 2.
ден среди учащихся 1 - 3-х классов МОУ ДОД ДМШ 4 (дети в возрасте 7-10 лет). Выборка составила 147 учащихся, также были опрошены их родители - 147 человек.
В целом, у большинства учащихся неплохие отношения с преподавателями и объяснение нового материала воспринимается ими с интересом. Обязательным качеством, которое отметили в своих преподавателях учащиеся, является доброта -71,4% учащихся. Далее из предложенного списка значимых качеств, учащимися, в порядке убывания, были выбраны: справедливость, честность, трудолюбие, внешний вид и дисциплинированность, манера говорить, жизнерадостность, отзывчивость и на последнем месте - строгость. Таким образом, учащиеся младших классов не сомневаются в профессиональной компетентности своего наставника, больше ценят его душевные качества, полностью доверяют ему и не хотят видеть в нем строгого и требовательного преподавателя. Однако по результатам анкетирования можно отметить и недостаточную организацию воспитательной и образовательно-просветительной работы в ДМШ. Преподаватели подчас ограниченно применяют средства и методы педагогического воздействия. 49,7% учащихся отметили, что преподаватели совсем не интересуются их делами. Основной метод общения преподавателей с учащимися - объяснение в форме указаний, как надо исполнять то или иное произведение. Однообразные уроки с признаками форсированной подготовки к зачетам и академическим концертам, замечания по исполнению произведений в виде окриков «не ускоряй», «не замедляй», «фа диез», «си бемоль» и др. не способствуют формированию устойчивого отношения к учебной деятельности в ДМШ. Реже проводится беседа с учащимися, рассказ об исполняемой музыке (46,9%). Практически не затрагиваются в разговорах темы истории создания музыкальных произведений и их исполнения, жанровых особенностей, страницы биографий композиторов. Нет сегодня в планах преподавателей школ и классных часов о развитии музыкальной культуры у нас в стране и за рубежом. Ссылаясь на загруженность своих учащихся в общеобразовательной школе и занятость их родителей, большая часть преподавателей не проводят каких-либо мероприятий вне урочное время. И, если концерты учащихся для родителей стоят в плане ДМШ ежегодно, то на вопрос об организации преподавателем посещения театра утвердительно ответили лишь 2% учащихся.
Проведенное нами исследование показало, что недостаточно используются психолого-педагогические методы и в организации учебного процесса в ДМШ: невысокий процент занятий с игровой направленностью, превалируют однообразные занятия-упражнения, нередко с признаками форсирова-
ния подготовки к выступлениям, мала просветительская деятельность преподавателей.
Психодиагностика учащихся и преподавателей МОУ ДОД ДМШ 4, проведенная нами, была направлена на изучение отношения к учебной деятельности у младших школьников, уровня ее мотивации, особенностей коммуникативного взаимодействия в системе «преподаватель - учащийся - родитель». Уровень мотивации у учащихся младших классов определялся нами с помощью анкеты Н.Г.Лус-кановой Как и в предыдущей анкете, в целом учащимся нравятся их преподаватели - 81,6% ответили на этот вопрос утвердительно. Однако 12,2% сомневаются в ответе и 6,1% хотели бы, чтобы у них был менее строгий преподаватель.
Для выявления имеющихся предпочтений тех или иных предметов учащиеся отмечали доводы, характеризующие их отношение к предмету по диагностической методике Г.Н.Казанцевой. Эмоционально-завышенное ожидание удовольствия от занятий музыкой как веселого и интересного время провождения сменяются нередко взглядом на обучение в ДМШ как трудоемкий вид деятельности. При отсутствии поддержки родителей и близких в этот период, а также личностно-ориентированного подхода в обучении со стороны преподавателей это противоречие трудно разрешимо. Результаты исследования свидетельствуют, что определенные трудности усвоения материала существуют по всем предметам, однако вызывает тревогу значительный процент показателей отсутствия похвалы на занятиях специальности и сольфеджио - 30,6%. С одной стороны, учащиеся младших классов проявляют безоговорочное доверие к своим преподавателям, с другой - именно в первые годы занятий в ДМШ происходит значительное сокращение контингента учащихся, что требует разъяснительной и коррек-ционной работы в преподавателями. Обработка диагностических данных показала, что в большинстве своем учащиеся хотят учиться, чтобы получать новые знания (53%); им нравится получать хорошие отметки (40,8%); нравится, когда хвалят (20,4%).
Важным свойством личности, которое во многом обусловливает поведение человека, является тревожность. Факторы, способствующие возникновению тревожности в ДМШ, мы исследовали с помощью теста школьной тревожности Филлипса. Проблемы и страхи в отношении с преподавателями, создают общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в ДМШ и снижают успешность обучения учащегося. Высокие показатели этого фактора тревожности влияют на общее эмоциональное благополучие учащихся в ДМШ. Как отсутствие похвалы и внимания со стороны преподавателя в предыдущих методиках, проблемы и страхи в отношениях с преподавателями в данном тесте обращают на себя первостепенное внимание. Кроме того, обнаружилась определенная тенденция
в исследовании. На вопрос: «Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?» - и ему подобные, утвердительно отвечали те же учащиеся, которым не хватает похвалы и внимания в ДМШ, кто с трудом усваивает те или иные предметы. На лицо образование группы риска среди учащихся младших классов, которым необходима психологическая помощь в адаптации к особенностям жизни в ДМШ. Именно поэтому формирование психолого-педагогических условий устойчивого отношения к учебной деятельности в ДМШ у учащихся младших классов необходимо начинать с коррекционной работы в преподавательской деятельности.
Дети, как правило, приходят в ДМШ с желанием учиться. Причины появления учащихся в ДМШ различны: у кого-то уже проявились склонности к музыкальной деятельности, другие еще ищут, пробуют себя; одни пришли сами, других привели родители, третьи пришли из любопытства, «за компанию» и др. В целом, для ДМШ характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные способности, возраст, мотивы, физические возможности и другие стороны индивидуального развития. Особо одаренных учащихся немного, но, в целом, как отмечает Л.СЛотош, в ДМШ больший, чем в общеобразовательной школе, процент учащихся со скрытой одаренностью, в работе, с которыми важно создать психолого-педагогические условия для проявления их природных задатков, развития их в соответствующие склонности, интересы и способности и сохранения этих интересов на весь период обучения в ДМШ и в
« 9
дальнейшей жизни9.
Обучение детей в ДМШ зависит от многих факторов: возможностей и желания родителей, здоровья, интересов и др. Однако, отсутствие на уроках положительного эмоционального фона ведет к разочарованию в обучении и расставанию учащихся со ставшим нелюбимым музыкальным инструментом. Посещаемость детьми занятий, особенно на начальном этапе, во многом зависит от степени увлеченности учащихся и их родителей в получении новых знаний, умений и навыков. Позитивные эмоциональные переживания ребенка являются ресурсными состояниями и позволяют справляться с различными затруднениями. В «переживании» увидел Л.С.Выготский ту «клеточку», ту единицу анализа, которая позволяет исследовать психическое развитие ребенка на основе целостного подхода. Пережи-
9 Лотош Л.С. Особенности эмоционально личностной сферы учителей в системе дополнительного образования школьников: дисс... канд. психол. наук: 19.00.07 - Ярославль, 2006.
вание ученый понимал как внутреннее отношение к определенному моменту действительности10.
Проблема обеспечения эмоционально позитивно окрашенного отношения к учебной деятельности в ДМШ - одна из острейших. Умение преподавателей создавать ситуации увлеченности учебно-музыкальной деятельностью и эмоционально значимый для учащихся фон освоения знаний способствует их заинтересованности, формированию устойчивого отношения к учебной деятельности в ДМШ, и, следовательно, тому, чтобы учащийся пришел на занятие и в следующий раз. Устойчивое отношение к учебной деятельности формируется лишь там, где учащиеся испытывают удовольствие и радость от самой деятельности, которая им удается.
Естественное увлечение музыкой у человека связано с пренатальной особенностью развития, затем подкрепляемое в раннем возрасте, поэтому привить любовь к музыке и регулярным занятиям в ДМШ не сложно при отсутствии негативных впечатлений от обучения и предварительной подготовки к музыкальной школе. Предрасположенность к общению с музыкой по мере приобретения музыкальных знаний, умений и навыков перерастает в устойчивое, осознанное отношение к ней. Позже, при умелом управлении эмоциональным состоянием учащихся и формировании устойчивого отношения к учебной деятельности у них появляется желание играть лучше и лучше, выступать на сцене, в конкурсах, концертах для родителей и одноклассников.
Мощным и неизменно эффективным рычагом регуляции и коррекции эмоциональных состояний учащихся является педагогическая оценка. Позитивная, поощрительная оценка повышает активность юного музыканта, существенно поднимая его эмоциональный тонус. Отрицательные оценки выступлений учащегося на академических концертах, экзаменах, открытых концертах наносят ему болезненные психические травмы, порождая состояния фрустрации и отказ от дальнейшего продолжения занятий в ДМШ. Безусловно, в процессе обучения преподавателю иногда необходимо выразить неудовлетворенность действиями учащегося, поэтому возникает необходимость выработки приемов воздействия, которые позволили бы преподавателю, не унижая чувство собственного достоинства учащегося, достигать нужных целей. На необходимость специального обучения давать развернутую содержательную оценку работе каждого учащегося указывает В.М.Минияров, так как оценка, даваемая учащемуся, это есть и оценка самому преподавателю11. В каждом конкретном случае есть немало поведенче-
10 ВыготскийЛ.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
11 Минияров В.М. Педагогическая психология. - М.: Изд-во
Московского психолого-социального института, 2005.
ских нюансов, гибких вариантов оценочных действий, адекватных ситуации (смена эмоциональной «тональности» в общении, изменение «интонации» речевого общения и др.), позволяющих выйти за узкие рамки констатации успеха или неуспеха конкретного учащегося. Каждый успех учащегося необходимо подкреплять и добрым словом, и радостной улыбкой, тем более, если этот успех достигнут большим трудом. Даже если не все удалось реализовать хорошо, разбирая итоги конкретного исполнения, в первую очередь следует отметить то, что получилось, что сделано хорошо или отлично, и только после этого указать на допущенные ошибки, намечая пути их исправления. Доброжелательное отношение к учащемуся всегда является действенной формой его поощрения, укрепляя веру в свои силы и вдохновляя учащихся к новым свершениям. Эмоции успеха-неуспеха включаются в регуляцию деятельности, предвосхищая трудности и удачи и усиливая или лишая побудительной силы эмоциональное переживание, отмечал В.К.Вилюнас12. В процессе обучения в ДМШ неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого учащегося, что благотворно складывается на развитии его личности. Посещая занятия, учащиеся получают значительный импульс для продолжения начатой учебной деятельности в ДМШ самостоятельно, что способствует самореализации учащихся, стимулирует их к творчеству.
Отмечая важность многих психолого-педагогических факторов для формирования устойчивого отношения к учебной деятельности, нельзя не сказать и о группе причин социально-психологического характера. Они могут быть следствием неустойчивого отношения учащихся к учебной деятельности в ДМШ, более сильного увлечения другим делом, нарушения взаимоотношения с преподавателем, отсутствия поддержки и негативного настроя среди родных, друзей и близких. Среди причин ухода из ДМШ многие указывают также на равнодушие к их успехам со стороны родителей, друзей, школьных учителей, отсутствие моральной поддержки. В рамках теории социального научения А.Бандуры социальное одобрение рассматривается как один из важнейших мотивирующих факторов. Проявление равнодушия оставляет негативные следы в сознании учащихся, занятия проходят без полной отдачи, что в дальнейшем создает предпосылки для ухода из ДМШ. Таким образом, недооценка роли контакта с родителями учащихся может привести к неудаче в подготовке юных музыкантов. В ситуациях, требующих от учащегося умения преодолевать трудности, не менее, чем профессиональная деятельность преподавателя, важна по-
12 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: 1976.
мощь близких. Это явится хорошим стимулом для музыкальных занятий13.
Исходя из вышесказанного, психолого-педагогические условия есть комплекс факторов, влияющих на формирование устойчивого отношения к учебной деятельности. К ним относятся: организацион-но-педа-гогическое влияние (профессиональная деятельность преподавателей, организация учебного процесса в ДМШ, методы, приемы, учебные ситуации, социальная ситуация развития), способности и возможности учащихся, то есть их обучаемость, учебные программы и планы. Для формирования устойчивого отношения к учебной деятельности в ДМШ, необходимо, чтобы центром музыкально-педагогического процесса стала личность учащегося, а взаимодействие между преподавателями и учащимися осуществлялось, как диалог равноправных партнеров, основанный на доверии и сотрудничестве. Это предполагает знание личностных особенностей и типологии учащихся ДМШ, учет сензитивных периодов и социальной ситуации развития, поддержание благоприятного эмоционального климата; стимулирование процессов самопознания, самовоспитания и создание адекватной самооценки, чему способствует внедрение в практику разноуровневых программ, включающих традиционно академическое образование и произведения современных композиторов.
Нарушение методических приемов и организации учебного процесса (узкая профессионально-испол-нительская ориентация, чрезмерное внимание к техническим приемам, неинтересные репертуарные программы, объемные домашние задания), педагогический консерватизм и ригидность, нежелание преподавателей что-либо менять в своей
профессиональной деятельности, ведут к инертности и пассивности учебного процесса, что, в конечном счете, сказывается на формировании устойчивого отношения к учебной деятельности в ДМШ, которой не существуют без преподавателя. Личность преподавателя как субъекта собственной жизни, профессионального исполнителя и исследователя, энтузиазм его деятельности, психологическая грамотность и компетентность, владение педагогическими технологиями общения и сотрудничества непосредственно влияют на увлеченность учащегося в начале обучения, на желание совершенствоваться и участвовать в концертной жизни ДМШ в дальнейшем и на личностный характер и удовлетворенность учебной деятельностью в целом. Стадии формирования устойчивого отношения к учебной деятельности - механизм заражения, возбуждения интереса и убеждение в необходимости новых знаний, умений и навыков - создают возможности для раскрытия интересов учащихся, их задатков и способностей, для развития познавательных, творческих и личностных возможностей.
Таким образом, устойчиво позитивное отношение к учебной деятельности в ДМШ обусловлено взаимодействием преподавателя и учащегося при передаче и усвоении знаний, налаживанием сотрудничества с учащимися и их родителями, обеспечением психологической безопасности учащихся, достижением конечного результата с помощью полученных знаний, умений и навыков и коррекцией поведения.
13 БазиковA.C. Музыкальное образование в современной России: Основные противоречия и пути их преодоления: дисс... д-ра пед. наук: 13.00.02. - Тамбов: 2002.
STEADILY POSITIVE ATTITUDE TO EDUCATIONAL ACTIVITY AT CHILDREN'S MUSICAL SCHOOL: PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL CONDITIONS OF
FORMATION
© 2009 LG.Ruzhnikova°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article contains the analysis of contradictions between the musical education system and the statistical data of pupils attrition (musical school 4). We also consider the psychological and pedagogical conditions promoting the formation of steady attitude to educational activity at children's musical school. The developed questionnaire for pupils of elementary grades and their parents, promoted research of prevailing motives, interests and reasons induced to come parents and pupils to the musical school. The Q-data shows that loss of creative character of the musical activity, the exaggerated attention to technical problems, narrow professional-performing orientation of pupils leads to loss of a child's interest to musical classes.
Keywords: steady attitude to educational activity, psychological and pedagogical conditions, personality-oriented approach in education, professional activity of a teacher, pupils' training ability, mastering of teaching material, level of motivation, pupil's personality, children musical school.
° Ruzhnikova Irina Gabdulovna, Assistant of Elementary education pedagogics and psychology Department. E-mail: [email protected]