Научная статья на тему 'Изучение возможностей развития познавательной активности учащихся музыкальных школ в курсе музыкальной литературы'

Изучение возможностей развития познавательной активности учащихся музыкальных школ в курсе музыкальной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / MUSIC SCHOOL / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / MUSIC LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко М.Г.

Статья посвящена проблеме развития познавательной активности учащихся детских музыкальных школ в курсе музыкальной литературы. Проведено экспериментальное исследование и сформулированы педагогические условия развития познавательной активности у детей среднего школьного возраста в курсе музыкальной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF OPPORTUNITIES FOR COGNITIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF PUPILS OF MUSICAL SCHOOLS IN THE COURSE OF MUSIC LITERATURE STUDYING

The article is devoted to the development of cognitive activity of pupils of music schools in the course of musical literature studying. On the base of the pilot study the pedagogical conditions of development of cognitive activity in children of secondary school age in the course of musical literature are defined.

Текст научной работы на тему «Изучение возможностей развития познавательной активности учащихся музыкальных школ в курсе музыкальной литературы»

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КУРСЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ANALYSIS OF OPPORTUNITIES FOR COGNITIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF PUPILS OF MUSICAL SCHOOLS IN THE COURSE OF MUSIC LITERATURE STUDYING

М. Г. Марченко

Статья посвящена проблеме развития познавательной активности учащихся детских музыкальных школ в курсе музыкальной литературы. Проведено экспериментальное исследование и сформулированы педагогические условия развития познавательной активности у детей среднего школьного возраста в курсе музыкальной литературы.

Ключевые слова: познавательная активность, музыкальная школа, музыкальная литература.

Одной из основных задач музыкальной школы как учреждения дополнительного образования детей является задача воспитать активного слушателя - культурного и грамотного разносторонне развитого человека, любящего и понимающего музыку.

Наиболее плодотворной почвой для развития познавательной активности учащихся музыкальной школы, по нашему мнению, является учебно-познавательная деятельность на уроках музыкальной литературы, которая позволяет перенести акцент с механического заучивания на использование преобразующего потенциала музыки и может служить толчком для самостоятельного активного и творческого общения ребенка с произведениями музыкального искусства.

Познавательную активность мы рассматриваем как формируемое личностное качество, которое базируется на развитии интереса к музыкальному искусству посредством накопления положительного опыта, вызывающего эмоционально-оценочное отношение к музыке, проявляется в инициативности, настойчивости, самостоятельности и реализуется в осознанном и устойчивом стремлении к самообразованию и саморазвитию.

Эксперимент, направленный на развитие познавательной активности учащихся музыкальной школы в курсе музыкальной литературы, проводился в рамках учебной дисциплины «Музыкальная литература» на базе ГБОУ ДОД «ДМШ № 98» Головинского района Северного административного округа Москвы в период с апреля 2012 г. по май 2013 г. Исследование состояло из трех этапов: констатирующего (апрель - май 2012 г.), формирующего (сентябрь 2012 г. - апрель 2013 г.) и контрольного (апрель - май 2013 г.). Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях воспитания и обучения школьников и входила составной частью в единый процесс учебно-воспитательной работы учреждения дополнительного образования.

M. G. Marchenko

The article is devoted to the development of cognitive activity of pupils of music schools in the course of musical literature studying. On the base of the pilot study the pedagogical conditions of development of cognitive activity in children of secondary school age in the course of musical literature are defined.

Keywords: cognitive activity, music school, music literature.

В испытании были задействованы дети среднего школьного возраста - учащиеся 6-го, затем 7-го класса музыкальной школы. Для проведения опыта были сформированы две группы - экспериментальная численностью 14 человек и контрольная численностью также 14 человек. Всего в эксперименте принимали участие 28 учащихся.

Учебный процесс в обеих группах проводился по авторской программе А. И. Лагутина «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. В контрольных группах обучение проходило с использованием традиционных методов, в экспериментальных группах - по специально разработанной методике, направленной на развитие познавательной активности и не входящей в противоречие с Государственным образовательным стандартом. Эффективность обучения оценивалась в процессе сравнения данных констатирующего и контрольного этапов исследования.

Констатирующее исследование носило характер поискового эксперимента, который предварял разработку методики развития познавательной активности учащихся.

Выявление первоначального уровня развития познавательной активности учащихся экспериментальной и контрольной групп проводилось по трем диагностическим заданиям: музыкальная викторина, тестирование и анкетирование, а также по результатам дневника педагогических наблюдений. Обследование проводилось в группах. Продолжительность каждого занятия не превышала 45 мин.

Ответы учащихся оценивались по 12 критериям эмоционального, интеллектуального, инициативно-деятель-ностного и мотивационно-потребностного компонентов, развитие которых определяло качественную характеристику познавательной активности в целом.

Первое диагностическое задание - музыкальная викторина - фиксировало знание учащимися классической му-

зыки. Для этого задания было подобрано 10 пройденных по программе музыкальной литературы небольших произведений и законченных фрагментов крупных сочинений зарубежных и отечественных композиторов. Музыкальные произведения звучали поочередно в привычной для учащихся обстановке в цифровой записи через ноутбук. Детям предлагалось прослушать музыку и в письменной форме определить автора, название, жанр и стилевую принадлежность (эпоху создания) каждого фрагмента или целого сочинения. Задание оценивалось по следующим критериям: «сосредоточенность и устойчивость внимания», «внешние эмоциональные проявления», «практическое знание музыки».

Второе диагностическое задание - тестирование -было нацелено на раскрытие исторических и теоретических знаний по музыкальной литературе: биографических сведений и творчества композиторов, музыкальных форм и жанров.

Третье диагностическое задание - анкетирование -выявляло отношение к классической музыке и музыкальный кругозор каждого учащегося, музыкальные вкусы в семье и собственные предпочтения респондента, желание добывать новые знания и не расставаться с классической музыкой по окончании музыкальной школы. Задание оценивалось по критериям «предпочтения», «обоснованность суждений и предпочтений», «стремление пополнять свой опыт новыми знаниями», «включенность музыкального искусства в представление ученика о собственном будущем - как в профессиональной сфере, так и в сфере досуга».

На констатирующем этапе были зафиксированы также результаты дневника педагогических наблюдений, позволившие оценить учащихся по таким критериям, как «инициативность в познании», «способность удовлетворять интерес к музыке при помощи различных источников учебной и внеучебной деятельности», «желание поделиться имеющимися знаниями, креативность мышления».

Степень проявления критериев инициативно-деятель-ностного, мотивационно-потребностного компонентов и общих критериев эмоционального и интеллектуального компонентов оценивалась по 3-балльной шкале: показатель высокого уровня - 3 балла, показатель среднего уровня - 2 балла, показатель низкого уровня - 1 или 0 баллов.

Степень проявления эмоционального компонента зависела от количества прослушиваемых произведений и оценивалась путем суммирования показателей по всем произведениям музыкальной викторины: высокий уровень - от 24 до 30 баллов, средний уровень - от 17 до 23 баллов, низкий уровень - от 10 до 16 баллов.

Степень проявления критерия «практическое знание музыки» (интеллектуальный компонент) оценивалась путем суммирования выполненных задач по музыкальной викторине - первому диагностическому заданию: высокий уровень - от 28 до 40 баллов, средний уровень - от 15 до 27 баллов, низкий уровень - от 0 до 14 баллов.

Степень проявления критерия «исторические и теоретические знания по музыкальной литературе» (интеллектуальный компонент) оценивалась путем суммирования всех выполненных вопросов теста - второго диагно-

стического задания: высокий уровень - от 23 до 33 баллов, средний уровень - от 12 до 22 баллов, низкий уровень - от 0 до 11 баллов.

Сумма оценок по всем критериям указывала на уровень развития познавательной активности учащихся. Уровень творческого отношения (высокий уровень) продемонстрировали дети, набравшие от 114 до 157 баллов, уровень заинтересованного отношения (средний уровень) - набравшие от 70 до 113 баллов, уровень формального отношения (низкий уровень) - от 26 до 69 баллов.

Констатирующее обследование показало, что высокий уровень развития познавательной активности, названный нами уровнем творческого отношения, имеет только 1 учащийся (7,14%) экспериментальной группы; средний уровень - уровень заинтересованного отношения - 8 учащихся (57,14%) экспериментальной группы и 6 учащихся (42,86%) контрольной группы; низкий уровень - уровень формального отношения - 5 учащихся (35,72%) экспериментальной группы и 8 учащихся (57,14%) контрольной группы. Эти данные представлены в табл. 1.

Основываясь на полученных данных констатирующего эксперимента, можно утверждать, что в отсутствие специально созданных условий познавательная активность у детей среднего школьного возраста не проявляется.

Таким образом, первый этап исследования подтвердил необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по развитию познавательной активности учащихся музыкальной школы в курсе музыкальной литературы, а также доказал потребность разработки специальной методики.

По нашему предположению, эффективность развития познавательной активности зависит от следующих педагогических условий:

• воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, накопления и расширения музыкально-эстетических знаний и музыкально-интонационного опыта восприятия произведений классической музыки как ценностных эталонов в различных видах музыкальной деятельности;

• применения системы заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся и требующих от них проявления разного уровня креативности;

• использования интернет-ресурсов, методов компьютерного оформления (презентации, музыкальные викторины-кроссворды, сравнительные аналитические таблицы) и методов диалога.

Формирование познавательной активности учащихся проходило в условиях специально организованной педагогической работы, направленной на развитие эмоционального, интеллектуального, инициативно-деятельност-ного и мотивационно-потребностного компонентов познавательной активности во взаимосвязи.

Основу развития эмоционального компонента составляло воспитание эмоциональной отзывчивости и положительного отношения к классической музыке. Развитие интеллектуального компонента происходило путем расширения и углубления знаний о музыке, формирования активного «словаря эмоций» - тезауруса, позволяющего характери-

Таблица 1

Уровни развития познавательной активности учащихся на констатирующем этапе эксперимента

Уровни Группы

Экспериментальная Контрольная

Количество детей % Количество детей %

Высокий (уровень творческого отношения) 1 7,14 - -

Средний (уровень заинтересованного отношения) 8 57,14 6 42,86

Низкий (уровень формального отношения) 5 35,72 8 57,14

зовать эмоционально-образное содержание музыкальных произведений. Развитие инициативно-деятельностного компонента зависело от формирования и становления волевых качеств учащихся - инициативности в учебе, активности в стремлении к знаниям и желании поделиться ими. Мотивационно-потребностный компонент опирался на совершенствование творческих проявлений, самостоятельность в постижении музыкального искусства и его включенность в представление ученика о собственном будущем.

Эксперимент базировался на принципах выбора (возможности выполнить наиболее интересное для ученика задание разного уровня трудности), повторения (в процессе изучения новой темы учащиеся вспоминали уже когда-либо пройденный материал) и усложнения (от прямого воздействия преподавателя к самостоятельному поиску).

Суть методики заключалась в активизации познавательной деятельности учащихся посредством поэтапного применения разработанных заданий, требующих от ребенка проявления собственного оценочного отношения к изучаемому материалу (отбор, анализ, коллективное обсуждение с учащимися группы).

Содержание заданий побуждало детей к самостоятельным творческим действиям, проявлению разного уровня креативности, выражению ценностного отношения к различным музыкальным произведениям. Обучение предполагало развитие у ребят поисковых действий, формирование аналитических способностей, способности к суждениям и оценкам. В процессе развития познавательной активности была предпринята попытка в доступных и привычных для современных школьников формах работы сделать восприятие произведений музыкальной классики действенным и творческим.

Система заданий, направленная на развитие познавательной активности, по нашему предположению, должна была способствовать развитию музыкальной памяти, накоплению знаний и положительного опыта восприятия классической музыки, формированию эмоциональной отзывчивости, инициативности и творческого мышления учащихся.

Раскроем подробно содержание и методику обучения на примере каждой серии заданий.

Первая серия заданий - музыкальная викторина-кроссворд - ставила перед учащимися задачи усвоения, закрепления и повторения музыкальных произведений в тематически-обобщающем виде. Задания этой серии побуждали учащихся к жанровому, стилевому и образному анализу музыки, к анализу творчества одного или нескольких композиторов.

Задания серии «музыкальная викторина-кроссворд» применялись в нескольких вариантах. Во-первых, ребятам к выполнению на выбор предлагались каждый раз две темы, причем вторая требовала более широкого диапазона знаний, например, «Жанр народной протяжной песни в оперном творчестве русских композиторов XIX в.» и «Жанр народной протяжной песни в оперном и симфоническом творчестве русских композиторов XIX в.». Во-вторых, при выполнении любого из заданий учащимся предоставлялся выбор уровня самостоятельности: минимум самостоятельности - разгадать музыкальную викторину-кроссворд по предложенным преподавателем музыкальным фрагментам и заполнить предоставленную таблицу, медиум самостоятельности - найти музыкальные произведения к уже составленной преподавателем таблице музыкальной викторины-кроссворда, максимум самостоятельности - составить музыкальную викторину-кроссворд в виде таблицы, подобрав к ней музыкальные фрагменты.

Вторая серия заданий - презентация - ставила перед учащимися задачи усвоения, закрепления и повторения музыкальных произведений, а также биографий и творчества композиторов, словесного материала вводных и обобщающих уроков. Задания этой серии побуждали учащихся к анализу образного содержания музыкальных произведений, творческого наследия зарубежных и русских композиторов, ряда событий истории музыкального искусства.

Задания серии «презентация» применялись в нескольких вариантах. Во-первых, презентации были трех видов -на основе словесного текста из учебника (например, «Жизнь и творчество П. И. Чайковского»), на основе стихотворений западноевропейских и русских поэтов (например, «Лирика в поэзии и музыке»), на основе живописных полотен русских художников (например, «Смутное время в истории России»). Во-вторых, ребятам к выполнению на выбор предлагались каждый раз две темы, требующие различного объема знаний, например, «Жизнь и творчество М. П. Мусоргского» или «Композиторы "Могучей кучки"». В-третьих, при выполнении любого из заданий, аналогично предыдущей серии, учащимся предоставлялся выбор уровня самостоятельности: минимум самостоятельности -«озвучить» предложенную преподавателем презентацию указанными фрагментами музыкальных произведений, медиум самостоятельности - подобрать музыку к готовому тексту презентации, максимум самостоятельности - составить музыкальную презентацию.

Третья серия заданий - сравнительная таблица - ставила перед учащимися задачи усвоения, закрепления и

повторения музыкальных произведений, а также анализа этих произведений с позиции используемых средств музыкальной выразительности и образного содержания. Задания этой серии вырабатывали у детей навыки сравнительного анализа музыкальных произведений, побуждали учащихся к осознанию зависимости музыкального образа от способов его воплощения.

Задания серии «сравнительная таблица» применялись в нескольких вариантах, которые зависели от выбранного учащимся уровня самостоятельности: минимум самостоятельности - заполнить таблицу, используя предоставленные преподавателем аудиоматериалы и нотный текст произведений; медиум самостоятельности - заполнить таблицу, самостоятельно подобрав указанные преподавателем музыкальные фрагменты и их ноты, максимум самостоятельности - определить жанрово-стилевые, образные или драматургические аналоги к указанным в задании произведениям и заполнить сравнительную таблицу, ограничившись самостоятельным поиском необходимой для анализа звучащей музыки и нотного текста (например, определить драматургическую роль Вальса и Мазурки из четвертой картины оперы «Евгений Онегин», найти в русской оперной музыке XIX в. аналогичный по значению эпизод и провести сравнительный анализ).

Все вышеперечисленные специально разработанные задания, а также необходимые для их выполнения ссылки на интернет-ресурсы размещались преподавателем по адресу электронной почты, доступ к которому имели все учащиеся. Задания дети выполняли в домашних условиях, отправляя готовые работы по электронной почте уже на личный адрес преподавателя. Наиболее интересные работы учеников демонстрировались и обсуждались на контрольных уроках по музыкальной литературе, которые проходили, согласно календарно-тематическому планированию, на последнем занятии каждой четверти.

К концу экспериментальной работы у детей сформировались навыки сосредоточенного и осознанного восприятия музыки. Они эмоционально откликались на музыкальные произведения, проявляли двигательную активность, с удовольствием говорили о музыке, делились впечатлениями, выражали собственное мнение. Значительно увеличился объем запомнившейся ребятами музыки, улучшилось качество исторических и теоретических знаний по музыкальной литературе. У всех ребят появились любимые преимущественно классические произведения, выбор которых они могли грамотно обосновать. Заметно активизировались волевые качества учащихся - инициативность, самостоятельность, появилось стремление к творчеству и новым знаниям о классической музыке. Ребята стали чаще ходить на концерты классической музыки, оперные и балетные постановки.

Экспериментальная работа, ориентированная на развитие познавательной активности учащихся музыкальной школы в курсе музыкальной литературы подтвердила эффективность выявленных педагогических условий.

Контрольная часть исследования проводилась с целью определить итоговый уровень развития познавательной активности у ребят экспериментальной и контроль-

ной групп. Контрольный эксперимент проводился аналогично констатирующему эксперименту, а именно: с использованием тех же диагностических заданий (музыкальной викторины, тестирования, анкетирования) и дневника педагогических наблюдений.

Первое диагностическое задание - музыкальная викторина - фиксировало итоговый уровень развития познавательной активности учащихся по критериям сосредоточенности и устойчивости внимания, внешним эмоциональным проявлениям (эмоциональный компонент), практическому знанию музыки (интеллектуальный компонент).

Второе диагностическое задание - тестирование -выявляло итоговый уровень развития познавательной активности учащихся по критерию исторических и теоретических знаний по музыкальной литературе (интеллектуальный компонент).

Третье диагностическое задание - анкетирование - определяло итоговый уровень развития познавательной активности учащихся по предпочтениям, обоснованности выбора любимого произведения (эмоциональный и интеллектуальный компоненты); стремлению пополнять свой опыт новыми знаниями, включенности музыкального искусства в представление ученика о собственном будущем - как в профессиональной сфере, так и в сфере досуга (мотивационно-потребностный компонент). Кроме того, анкетирование выявляло личностное отношение к классической музыке и музыкальный кругозор каждого школьника, музыкальные вкусы в семье.

Итоговый уровень развития познавательной активности учащихся определялся также по критериям дневника педагогических наблюдений: инициативности в познании, способности удовлетворять интерес к музыке при помощи различных источников учебной и внеучебной деятельности, желании поделиться имеющимися знаниями (ини-циативно-деятельностный компонент); креативности мышления (мотивационно-потребностный компонент).

В процессе обработки результатов контрольного этапа исследования выяснилось, что у детей экспериментальных групп существенно выросли показатели по всем критериям оценки уровня развития познавательной активности. Более того, в экспериментальной группе ни по одному критерию не оказалось учащихся с низкими показателями. У детей контрольных групп был отмечен незначительный и не меняющий общей картины рост показателей лишь по некоторым критериям.

Контрольное обследование показало, что на высоком уровне развития познавательной активности - уровне творческого отношения - оказались 8 учащихся (7,14%) экспериментальной группы; среднем уровне - уровне заинтересованного отношения - 6 учащихся (42,86%) экспериментальной и 6 учащихся (42,86%) контрольной групп; низком уровне - уровне формального отношения - 8 учащихся (57,14%) контрольной группы (см. табл. 2).

Полученные данные заключительного обследования и имеющиеся данные констатирующего эксперимента были подвергнуты сравнительному анализу, результаты которого указали на положительное влияние проведенной формирую-

Таблица 2

Уровни развития познавательной активности учащихся на контрольном этапе эксперимента

Уровни Группы

Экспериментальная Контрольная

Количество детей % Количество детей %

Высокий (уровень творческого отношения) 8 57,14 - -

Средний (уровень заинтересованного отношения) 6 42,86 6 42,86

Низкий (уровень формального отношения) - - 8 57,14

щей работы по развитию познавательной активности учащихся музыкальной школы в курсе музыкальной литературы.

В экспериментальной группе количество учеников с высоким уровнем развития познавательной активности возросло от 1 учащегося (7,14%) на констатирующем этапе до 8 учащихся (57,14%) на контрольном этапе, количество учеников с низким уровнем развития познавательной активности, наоборот, уменьшилось от 5 учащихся на констатирующем этапе до 0 учащихся (0,00%) на контрольном этапе. С уровня заинтересованного отношения на уровень творческого отношения переместились 7 учащихся (50,00%) экспериментальной группы, с уровня формального отношения на уро-

вень заинтересованного отношения - 5 учащихся (35,71%) экспериментальной группы. В контрольной группе количество учащихся на всех уровнях осталось прежним.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М.: Музыка, 1971. 376 с.

2. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика-ХХ1, 2006. 352 с.

3. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета... М.: Прометей, 1989. 143 с.

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ЕГО РОЛЬ В ИХ УСПЕШНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

SCHOOL THEATER AS A FORM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ITS ROLE IN THEIR SUCCESSFUL PROFESSIONAL SELF

И. И. Троицкая

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования проблемы школьного театра как формы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения и его роли в профессиональной ориентации обучающихся. Раскрыты специфические особенности театральной деятельности как средства профессионального самоопределения детей и определены основные функции педагогов дополнительного образования в этом процессе.

I. I. Troitskaya

The article presents the results of theoretical and experimental study of the problem of school theater as a form of additional education of children in general education institution and its role in the professional orientation of students. The specifics of theater as a means of professional self-determination of children are disclosed and the main functions of teachers in further education this process are shown.

Ключевые слова: школьный театр, театральная деятельность, дополнительное образование детей, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.

Keywords: school theater, theater activities, additional children's education, vocational guidance, vocational self-determination.

Проблема профессиональной ориентации обучающихся приобретает сегодня особую актуальность в контексте необходимости решения современной общеобразовательной школой и дополнительным образованием детей в общеобразовательной

школе тех задач, которые обозначены в государственных и правительственных документах об образовании. Так, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) отмечается: «Дополнительное образование детей и взрослых должно быть направлено на фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.