Научная статья на тему 'Технология формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы'

Технология формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / COGNITIVE ACTIVITY / MUSIC LITERATURE / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / TECHNOLOGY TRAINING / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стражникова Татьяна Ивановна, Титаренкова Юлия Витальевна

В статье рассматриваются проблемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы на современном этапе, сущность и структурно-содержательные компоненты исследуемого феномена в контексте данного исследования, вопросы интеграции музыкознания, музыкальной педагогики с различными видами искусства, музыкальной информатикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN DURING THE LESSONS OF MUSICAL LITERATURE

The article discusses problems of formation of cognitive activity of junior schoolchildren at lessons of music literature at the present stage, the nature and structural and substantive components of the investigated phenomenon in the context of this study, the integration of musicology, music pedagogy with different kinds of art, music informatics

Текст научной работы на тему «Технология формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы»

УДК 378.02

13.00.00 Педагогические науки

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Стражникова Татьяна Ивановна к.п.н., доцент

Титаренкова Юлия Витальевна Магистрант

Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Россия

В статье рассматриваются проблемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы на современном этапе, сущность и структурно-содержательные компоненты исследуемого феномена в контексте данного исследования, вопросы интеграции музыкознания, музыкальной педагогики с различными видами искусства, музыкальной информатикой

Ключевые слова: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

UDC 378.02 Pedagogics

TECHNOLOGY OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN DURING THE LESSONS OF MUSICAL LITERATURE

Strazhnikova Tatiana Ivanovna Cand.Ped.Sci., associate professor

Titarenkova Yulia Vitalievna Undergraduate student

Krasnodar state Institute of culture, Krasnodar, Russia

The article discusses problems of formation of cognitive activity of junior schoolchildren at lessons of music literature at the present stage, the nature and structural and substantive components of the investigated phenomenon in the context of this study, the integration of musicology, music pedagogy with different kinds of art, music informatics

Keywords: COGNITIVE ACTIVITY, MUSIC LITERATURE, JUNIOR SCHOOLCHILDREN, TECHNOLOGY TRAINING, PEDAGOGICAL EXPERIMENT

«Музыка открыта каждому, она готова общаться со всеми, кто делает шаг ей навстречу», - писал Г. Рождественский [1, с. 6]. Благородная задача преподавателей ДШИ - помочь детям сделать этот шаг. Обращение к личности, к её духовному становлению, к созданию условий для постоянного самосовершенствования и саморазвития, формирования познавательной активности является основной задачей общего и музыкального образования в настоящее время. Актуальность проблемы формирования познавательной активности детей определяется целями музыкального образования и воспитания как социального и педагогического процесса. Анализ проблемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы на современном этапе исследования позволил выявить противоречие между потребностью общества в формировании активной

творческой личности и недостаточным уровнем сформированности познавательной активности учащихся.

Для решения проблемы исследования был использован комплексный, системный подход. Как отмечает Б. Ф. Ломов, «природа психического может быть понята только на основе системного подхода, т. е. рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система» [Цит. по 2, с. 138]. Важность использования системного подхода в процессе исследования активности человека подтверждается и К. А. Абульхановой-Славской: «Если же придерживаться системного принципа анализа, то можно приблизиться к пониманию разных способов активности, разных "способов существования" в их сложной соподчиненности» [3, с. 88].

Познавательная активность младших школьников характеризуется заинтересованным отношением к познанию, к содержанию усваиваемых знаний; стремлением проникнуть в сущность изучаемых явлений и их взаимосвязей, а также овладением различными способами деятельности; мобилизацией нравственно-волевых усилий на достижение целей познавательно-творческой деятельности. Активные и, как следствие, инициативные личности способны на выдумку, нахождение и внедрение различных новшеств, это люди деятельные, креативные, они выдвигают оригинальные идеи, расширяют круг интересов, новых течений, жизненных занятий и дел.

Анализ проблемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы позволил выявить структурно-содержательные компоненты исследуемого феномена: мотивационно-потребностный, эмоционально-перцептивный, операционально-деятельностный, когнитивный. От степени представленности того или иного компонента во многом зависит качество познавательной активности учащихся. Мотивационно-потребностный

компонент отражает направленность младшего школьника на познание нового в музыкальном искусстве, стремление к свежим впечатлениям, художественно-эстетическому творческому восприятию, познанию музыки, приобретению знаний в области музыкальной литературы, проявлению интереса к музыкальным произведениям разных эпох и стилей. Эмоционально-перцептивный компонент характеризует эмоциональную отзывчивость учащихся в процессе восприятия разнообразного музыкального материала, склонность к получению позитивных эмоций при прослушивании музыкальных произведений не только на уроках музыкальной литературы, но и вне школы. Операционалъно-деятелъностный компонент предполагает умение оперировать музыкально-теоретическими понятиями, управлять процессом познания, включает элементы самоконтроля, самореализации в процессе познавательной деятельности. «Без сложной интеллектуальной деятельности, пусть и бессознательной, невозможно осмыслить всю совокупность музыкальных событий, совершающихся внутри звукового процесса», - отмечает Д. К. Кирнарская» [4, с. 89]. Когнитивный компонент отображает наличие музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний учащихся из области музыкальной литературы. Характеризует стремление школьника к постоянному и целенаправленному пополнению знаний, расширению музыкального словаря, обогащению музыкально-слухового опыта.

В контексте исследуемой проблемы познавательная активность младших школьников на уроках музыкальной литературы представляется как многоуровневое системное свойство личности школьника, его интегральная характеристика, отражающая любознательность, непосредственный интерес к музыкальному искусству, познавательной деятельности, направленной на самоактуализвцию, становление и развитие целостной творческой личности школьника.

На уроках музыкальной литературы в ДШИ решаются задачи слухового освоения наиболее ярких и художественно ценных образцов музыкального искусства; развития интеллектуальной и познавательной сферы, мышления учащихся; преодоления барьеров восприятия непривычного музыкального материала; формирования ценностных ориентаций и расширения опыта самостоятельного критического анализа. Важнейшими условиями для этого являются не только полноценные занятия на уроках, но и культурно-художественная среда в музыкальной и общеобразовательной школе, а также вне школы. Как отмечает В. Л. Хайкин, «активность, прежде всего, является культурным феноменом. Но формируемая социокультурной средой активность выступает одновременно постоянным источником воспроизводства этой среды, как в общеисторическом, так и в конкретно-историческом планах» [5, с. 315].

В содержании музыкальной литературы, ее формах и методах нашли своё отражение такие виды познавательной деятельности ребёнка как приобретение музыкально-слухового опыта; знакомство с музыкальным искусством и историей музыки; развитие музыкального мышления; музыкально-исполнительская, творческая деятельность. Формы учебной работы, традиционно используемые на предметах теоретического цикла в ДШИ (объяснение нового материала, беседы, практические работы, контрольные уроки), не всегда способствуют формированию активно-познавательной позиции школьника, поскольку он в этих случаях всегда находится в состоянии объекта обучения. Для эффективного формирования познавательной активности учащихся необходимы новые педагогические технологии. Ведь основная задача современного преподавателя - заинтересовать своих учеников таким образом, чтобы на уроке была создана особенная атмосфера вовлеченности каждого в процесс обучения, для того, чтобы каждый урок отличался высокой продуктивностью.

Технология формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы, была разработана с учетом достижений современной педагогики. С этой целью мы опирались на исследования В. П. Беспалько, Л. И. Богомоловой, М. В. Кларина, Н. В. Кузьминой, П. И. Пидкасистого, В. Г. Селевко, В. А. Сластенина, В. С. Кукушина и др. Специфика технологии формирования исследуемого феномена заключалась в организации учебного процесса на основе следующих принципов: развивающего и воспитывающего обучения; культуросообразности и природосообразности (в соответствии с природой, задатками младших школьников, условиями окружающей среды); систематичности и системности; сознательности и активности; наглядности, визуализации получаемой информации (использовании анимации, театрализации, демонстрационного материала, презентаций); поддержания эмоционально-познавательного интереса учащихся к процессу обучения; положительной мотивации и благоприятного климата обучения.

Цель технологии - актуализация познавательной активности учащихся, развитие творческого воображения и музыкального мышления, создание оптимальных условий для формирования духовно развитой, творческой, ценностно-ориентированной личности. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: образовательной - вооружение школьников системой музыкально-исторических и теоретических знаний, умений и навыков; воспитательной - формирование у младших школьников духовных и нравственных ценностей в процессе обучения на уроках музыкальной литературы; развивающей, направленной на формирование познавательного интереса школьников, креативных способностей, совершенствование психических процессов: внимания, восприятия, памяти.

В процессе реализации технологии формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы были определены следующие этапы: 1 этап - подготовительно-ознакомительный, направленный на диагностику уровня

сформированности познавательной активности младших школьников, разработку эффективных методов обучения; 2 этап - основной, на котором были созданы условия для успешного формирования исследуемого феномена на уроках музыкальной литературы в ДШИ, активизации эмоционально-познавательной сферы учащихся, освоения средств музыкальной выразительности; 3 этап - заключительный,

ориентированный на творческое постижение музыкального материала через активное восприятие, обсуждение, исполнительскую деятельность, позитивное психолого-педагогическое сопровождение, подведение итогов.

Отличительные особенности разрабатываемой технологии: 1) проектирование учебного процесса на уроках музыкальной литературы и внедрение в практическую деятельность; 2) диагностика и мониторинг процесса формирования исследуемого феномена; 3) четкое структурирование технологии обучения; 4) выявление эффективных методов, форм и средств, направленных на формирование исследуемого феномена; 5) своевременная коррекция процесса обучения.

Применение современных технологий в образовательной практике, в том числе и на уроках музыкальной литературы, открывает новые возможности для интенсификации учебного процесса. Занятия на уроках музыкальной литературы в рамках предлагаемой технологии носили интегрированный характер и включали комплексное использование информационно-коммуникационных, игровых технологий, мультимедиа-технологий, интерактивных методов обучения, активизирующих процессы восприятия и запоминания музыкального материала. Особое место занимали информационно-коммуникационные и мультимедиа технологии

как неотъемлемое средство формирования и развития познавательной активности учащихся, способное поднять музыкально-теоретическую и музыкально-историческую подготовку учащихся на более высокий уровень. Как показывает опыт, применение вышеуказанных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения более разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Мультимедиа-технологии, как известно, представляют собой «совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления)» [6, с.160]. Все это очень важно для повышения привлекательности музыкального образования, эффективности обучения, интеллектуально-творческого развитии личности учащихся в целом.

Непременным условием на уроках музыкальной литературы является интерактивное обучение, предполагающее сотрудничество педагога и учащихся, взаимодействие учащихся между собой, а также использование компьютерных технологий, которые дают возможность не только получать информацию через Интернет, но и активно участвовать в информационном процессе. Интегрирование современного урока музыкальной литературы с музыкознанием, различными видами искусства, информационно-компьютерными, медиа-технологиями позволяет интенсифицировать процесс познания, делает его более интересным, ярким, эмоционально насыщенным, а также способствует совершенствованию процесса оценки знаний учащихся. Совместное посещение театральных постановок, концертов также обогащает музыкальный кругозор детей.

Успешному решению проблемы формирования познавательной активности младших школьников содействует также применение игровых технологий, которые можно классифицировать следующим образом: 1) сюжетные игры, имеющие определенный, часто сказочный сценарий; 2) ролевые игры, в которых учащиеся предстают в разных ролях; 3) игры-соревнования, конкурсы, воспитывающие командный дух. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания получаются естественно и легко. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки используются на заключительном этапе работы и являются оптимальным завершением учебного процесса. Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки. Основные достоинства метода дидактической игры заключаются в следующем: обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков; процесс приобретения знаний получает деятельностный характер; учащиеся приобретают опыт музыкальной деятельности, делают ошибки, исправляют их, не испытывая заметных моральных издержек, при этом развивается желание и способность работать самостоятельно. Вместе с тем, следует учитывать, что дидактическая игра, прежде всего - серьезная деятельность, требующая полного соучастия обучающихся, в то же время для создания творческой атмосферы на уроках музыкальной литературы шутка, юмор и улыбки вполне уместны. Однако даже элементы шутки в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач могут потребовать от учащихся напряженных, серьезных усилий: внимательного

вслушивания в музыку, активного размышления о ней, умения дать глубокую и убедительную характеристику. В каждом классе игра имеет свои особенности, в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их музыкально-эстетической подготовки.

В игровой форме дети осваивают выразительные средства музыки, основные музыкальные жанры; узнают, как в музыкальном искусстве отражаются образы природы, сказочные персонажи, чувства и характер человека, различные события; ориентируются в таких понятиях, как вокальные и инструментальные жанры, песня, марш, танец, а также «припев», «вступление», «заключение». Они разбираются в «серьезной» и «легкой» музыке, в таких понятиях как «народная», «церковная», «камерная», «концертная», «театральная», «эстрадная», «военная» музыка. В игровой, подвижной форме дети узнают виды маршей (торжественный, военно-строевой, спортивный, траурный, походный, детский, песня-марш), специфику «музыкального фольклора» (вокального и инструментального). Формированию познавательной активности младших школьников способствуют также различные движения, помогающие отличить, например, марш от танца.

Особую роль в разработанной технологии играли специальные методы, адаптированные на уроках музыкальной литературы. Так метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е. Д. Критская, Л. В. Школяр) позволял детям путем сопоставления, сравнения музыкального материала отличать старинную музыку от современной, народную от профессиональной, русскую от нерусской, серьезную от легкой и т. п. [7, с. 152-167]. Следующий метод - слуховой экспертизы (Е. В. Назайкинский) -имел большое значение «для выявления стилевого чутья начинающих музыкантов, даже для его развития в ходе учебного процесса» [8, с. 74]. После прослушивания контрастных по стилю и жанру произведений, принадлежащих различным историческим эпохам, стилям, учащиеся

записывали свои впечатления, давали характеристику музыкальному материалу. На уроках музыкальной литературы, помимо вышеуказанных методов использовались также методы: «Узнай голос или инструмент по тембру», «Придумай название прослушанному или исполняемому произведению».

С целью проверки эффективности разработанной технологии формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы был проведен педагогический эксперимент на базе МБОУ ДОД ДШИ им. Г.Ф. Пономаренко в станице Выселки Краснодарского края, в котором приняли участие учащиеся 2 класса (15 человек) отделения «Музыкальное исполнительство». Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, на котором определялись цели, задачи, методы экспериментальной работы, проводилась диагностика исследуемого феномена; формирующего, на котором внедрялась разработанная технология, и контрольного, на котором проводилась повторная диагностика исследуемого феномена, подводились результаты исследования.

На констатирующем этапе с целью выявления уровня сформированности познавательной активности младших школьников был использован опросник Ч. Д. Спилбергера, направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности [9]. Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибалльной шкале. Средний балл определялся для каждого школьника по результатам полученных ответов на все поставленные вопросы в соответствии с оценочной шкалой. Затем выводилось среднее значение по классу, в котором проводилась диагностика. Результаты заносились в протокол, данные обрабатывались в программе Excel. Определение показателей уровней познавательной

активности производилось по критериям, разработанным Т. И. Шамовой [10].

На высоком уровне (от 4 до 5 баллов) - творческом - интересы учащихся отличались стремлением проникнуть в сущность изучаемых явлений, характеризовались активным поиском способов познавательной, аналитической деятельности, направленной на освоение новых музыкальных произведений. На среднем уровне (от 3,0 до 3,9 баллов) активность школьников проявлялась в меньшей степени. В то же время они стремились к выявлению содержания произведения, определению средств музыкальной выразительности, овладению способами применения полученных знаний. На низком уровне (от 2,5 до 2,9 баллов) познавательная активность школьников носила репродуктивный характер, отличалась нестабильностью, отсутствием интереса к изучаемым произведениям.

Школьникам были розданы опросники и предложено прочитать инструкцию, обратив внимание на образец заполнения. Затем преподаватель (экспериментатор) ответил на все вопросы, задаваемые младшими школьниками. После этого учащиеся работали самостоятельно. На заполнение шкалы и чтение инструкции отводилось 10-15 минут. Опросник состоял из 19 вопросов, среди которых были, например, такие: умеет ли школьник делать вывод из полученной информации, умеет ли он моделировать ход суждения, выделять сущность в процессах, испытывает ли постоянную потребность в получении новых знаний, имеет ли достаточный словарный запас, обладает ли культурой речи и др. Далее оценивалась познавательная активность школьников путем выведения среднего балла по всем показателям по пятибалльной шкале.

По результатам диагностики средний уровень познавательной активности школьников 2 класса составил 3,9 балла. Подводя итоги диагностики в данном классе, можно было сделать вывод, что общий

уровень познавательной активности по классу - средний, хотя по отдельным показателям прослеживались и более низкие результаты. К примеру, такой показатель познавательной активности, как «вывод из полученной информации» от основной мысли до абсолютного завершения, смогли продемонстрировать на достаточно высоком уровне только 4 второклассника (25,2%). Почти не умеют делать выводы 2 человека (15,8%), а оставшиеся 9 (58,9%) - справлялись с заданием с трудом. Средний уровень по этому показателю познавательной активности составил 3,0 балла, что незначительно превышает самый низкий уровень.

На формирующем этапе развитие познавательной активности учащихся 2-го класса происходило не только на уроках музыкальной литературы, но и в процессе всего цикла обучения в ДШИ. При этом использовались информационно-коммуникационные, игровые, мультимедиа-технологии, интерактивные методы обучения, упомянутые выше. Важнейшую роль играли различного рода творческие задания, которые применялись как в учебной работе, так и в форме игровой деятельности. На занятиях в непринужденной форме активизировалась познавательная деятельность учащихся, при этом использовались сказочные сюжеты, имитировались звуки природы, явления жизни и другие приемы. Особое место на уроках музыкальной литературы занимали программные музыкальные произведения. Дети узнавали такие понятия как «программная музыка», «звукоизобразительность», «звукоподражание».

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности учащихся по тем же показателям и критериям, что и на констатирующем этапе. Результаты диагностики показали, что средний уровень познавательной активности второклассников заметно возрос и составил 4,6 балла, что на 0,7 балла выше, чем на констатирующем этапе диагностики. Вырос и такой

показатель познавательной активности как «вывод из информации», средний балл по этому показателю составил 3,9 - на 0, 9 выше первоначального показателя. Таким образом, на контрольном этапе показатели заметно улучшились, что подтверждает эффективность разработанной технологии.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно только тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная умственная деятельность каждого ребёнка с учётом его способностей и возможностей. Зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно эффективнее использовать современные технологии в учебно-воспитательном процессе на уроках музыкальной литературы в ДШИ, оптимизировать процесс формирования познавательной активности, самостоятельности, креативности школьников. Познавательная активность является тем связующим звеном, которое позволяет объединять творческую и интеллектуальную деятельность, привнося в них эмоциональный элемент, потребность искать и находить желаемый результат, решать поставленные задачи.

Литература

1. Рождественский, Г. Н. К читателю [Текст] / Г. Н. Рождественский // Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. - Таланты XXI век, 2004. - С. 6-7.

2. Методические записки по вопросам музыкального образования [Текст] : Вып.2. - М.: Музыка, 1979. - 213 с.

3. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.-Воронеж: Изд-во ИПП, 1999. - 299 с.

4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст] : учеб. пос. / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

5. Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие) [Текст] / В. Л. Хайкин. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 448 с.

6. Педагогические технологии [Текст] : учеб. пос. / Под общ. ред. В. С. Кукушина. - М.-Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 336 с.

7. Музыкальное образование в школе [Текст] : учеб пос. / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. - М.: Академия, 2001. - 232 с.

8. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке [Текст] / Е. В. Назайкинский. -М.: Владос, 2003. - 248 с.

9. Спилбергер, Ч. Д. Тест-опросник диагностики уровней познавательной активности [Электронный ресурс] / Ч. Д. Спилбергер. - Режим доступа: http: // yandex. ru / search/?text=опроснике%20Ч.Д.%20Спилбергера (дата обращения 11.03.2015).

10. Шамова Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 223 с.

11. Стражникова Т. И. Интеграционные процессы в многоуровневой системе музыкально-педагогического образования [Текст] / Т. И. Стражникова // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. науч. трудов. - М.: Композитор, 2007. - С. 197-205.

References

1. Rozhdestvenskij, G. N. K chitatelju [Tekst] / G. N. Rozhdestvenskij // Kirnarskaja D. K. Muzykal'nye sposobnosti. - Talanty XXI vek, 2004. - S. в-7.

2. Metodicheskie zapiski po voprosam muzykal'nogo obrazovanija [Tekst] : Vyp.2. -M.: Muzyka, 1979. - 213 s.

3. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. Psihologija i soznanie lichnosti (problemy metodologii, teorii i issledovanija real'noj lichnosti) [Tekst] / K. A. Abul'hanova-Slavskaja. -M.-Voronezh: Izd-vo IPP, 1999. - 299 s.

4. Psihologija muzykal'noj dejatel'nosti: Teorija i praktika [Tekst] : ucheb. pos. / D. K. Kirnarskaja, N. I. Kijashhenko, K. V. Tarasova i dr.; Pod red. G. M. Cypina. - M.: Akademija, 2003. - 3в8 s.

5. Hajkin V. L. Aktivnost' (harakteristiki i razvitie) [Tekst] / V. L. Hajkin. - M.: Moskovskij psihologo-social'nyj in-t; Voronezh: MODJeK, 2000. - 448 s.

в. Pedagogicheskie tehnologii [Tekst] : ucheb. pos. / Pod obshh. red. V. S. Kukushina. - M.-Rostov n/D.: MarT, 2004. - 33в s.

7. Muzykal'noe obrazovanie v shkole [Tekst] : ucheb pos. / L. V. Shkoljar, V. A. Shkoljar, E. D. Kritskaja i dr.; Pod red. L. V. Shkoljar. - M.: Akademija, 2001. - 232 s.

8. Nazajkinskij, E. V. Stil' i zhanr v muzyke [Tekst] / E. V. Nazajkinskij. - M.: Vlados, 2003. - 248 s.

9. Spilberger, Ch. D. Test-oprosnik diagnostiki urovnej poznavatel'noj aktivnosti [Jelektronnyj resurs] / Ch. D. Spilberger. - Rezhim dostupa: http: // yandex. ru / search/?text=oprosnike%20Ch.D.%20Spilbergera (data obrashhenija 11.03.2015).

10. Shamova T. I. Aktivizacija uchenija shkol'nikov [Tekst] / T. I. Shamova. - M.: Pedagogika, 1982. - 223 s.

11. Strazhnikova T. I. Integracionnye processy v mnogourovnevoj sisteme muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovanija [Tekst] / T. I. Strazhnikova // Integracija nauki i vysshego obrazovanija v social'no-kul'turnoj sfere: sb. nauch. trudov. - M.: Kompozitor, 2007. - S. 197-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.