10. Фельдштейн, Д. И. Феномен детства и его место в развитии современного общества» [Текст]/Д. И. Фельдштейн, // Воспитание школьников. - 2005. - № 5.
УДК 37.013:78
Михайлова Татьяна Александровна
Преподаватель музыкальных дисциплин Оршанского педагогического колледжа им. И. К. Глушкова, [email protected], республика Марий Эл
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ подход В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Mihajlova Tatyana Aleksandrovna
Teacher musical disciplines Orsha pedagogical college of them. I. K. Glushkova, mihtal212@ rambler.ru, republic of Mariy El
PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF THE STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE
В последние годы особую популярность в педагогике приобретает личностно-ориентированный подход в обучении, который понимается как тип организации педагогического процесса, при котором учебная деятельность строится на субъект-субъектных отношениях, где учащийся является полноценным участником образовательного процесса. Гпавной целью личностно-ориентированного процесса обучения является развитие личности, индивидуальности ребенка. Процесс обучения строится на основе изученных педагогом природных особенностей, склонностей, способностей ученика, а также принципах сотрудничества, выбора и поддержки. Важным моментом является создание условий для дальнейшей самореализации, саморазвития личности.
Теоретическими разработками данного вопроса занимаются ведущие педагоги И. С. Якиманская, А. Н. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова, О. Б. Широких, О. В. Груздева, М. В. Коптева,
В. И. Новиков и др.
Изменение престижа некоторых предметов в структуре образования, снижение уровня не только музыкальной, но и общей культуры общества, падение интереса к предметам музыкально-эстетического цикла, как на уровне общеобразовательной школы, так и в педагогических колледжах, недооценка роли музыкальных знаний, умений, навыков в общем развитии, воспитании, приобщении учащихся к мировой культуре требует иного под-
177
хода со стороны педагогов в обучении музыке. На данном этапе развития педагогики актуальной является задача перехода от учебно-дисциплинарного подхода к личностно-ориентированному. На первый план в обучении выступают учащийся с его интеллектом, духовным и физическим развитием.
Экспериментальная работа по развитию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода проводилась нами в течение двух лет в Оршанском педагогическом колледже им. И. К. Глушкова (республика Марий Эл) со студентами, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика». В качестве контрольной группы выступили студенты Оршанского педагогического колледжа, обучавшиеся по специальности 050704 «Дошкольное образование».
Личностно-ориентированное обучение в развитии музыкальной культуры студентов педагогического колледжа мы понимаем как создание условий в педагогическом процессе для проявления личностных функций студентов: мотивации, выбора, самореализации, рефлексии, а также развития музыкальных способностей в процессе изучения музыкального искусства на основе учета индивидуальных особенностей каждого учащегося. Основная цель личностно-ориентированных уроков - создание условий для познавательной деятельности учащихся, при опоре на знание о возрастных и индивидуальных особенностях воспитанников.
Раскроем некоторые методы, формы и приемы, использованные нами в проведении личностно-ориентированных уроков по курсу «Музыка с практикумом».
Личностно-ориентированный урок должен, с одной стороны, вводить студентов в область научных знаний, с другой - создавать условия для постоянного включения студента в процесс познания. На таких уроках возрастает значимость мыслительных способностей студентов. Им необходимо не только освоить соответствующую группу знаний, умений и навыков, но и научиться творчески подходить к осуществлению способов различных видов деятельности, развить в себе навыки к постоянному самообразованию, самокорректированию.
Развитие музыкальной культуры студентов осуществляется в процессе активной музыкальной деятельности. В структуре урока выделяются следующие виды деятельности:
- изложение теоретического музыкального материала;
- слушание и анализ музыкальных произведений;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- вокальная подготовка.
На первом этапе работы нами определялся уровень музыкального развития каждого студента на данный момент. Здесь речь идет о выявлении уровня его музыкальных способностей (звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальная память), уровня его эмоциональной отзывчивости на музыку,
уровня музыкальных знаний, полученных или не полученных в общеобразовательной, музыкальной школе, степени значимости музыкальной культуры, как для развития личности самих студентов, так и для их педагогической деятельности.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы был создан банк диагностических методик по выявлению уровней сформированности музыкальной культуры. Для диагностики нами были использованы следующие методики:
- проверка музыкальных способностей каждого студента (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма);
- анкета по изучению значимости музыкальной культуры для личности (составленная автором);
- анкета по изучению значимости музыкальной культуры для педагогической деятельности (составленная автором);
- тесты на определение уровня сформированности музыкальных знаний (на основе программы по музыке для начальной школы Д. Б. Кабалевского, составленные автором);
- диагностические методики Л. В. Школяр:
- методика «Встреча с музыкой на уроке»;
- методика «Музыка для домашней фонотеки»;
- методика «Музыкальная программа для друзей»;
- методика «Музыкально-жизненные ассоциации»;
- методика «Выбери музыку»;
- методика «Открой себя через музыку;
- методика Е. И. Юдиной «Копилка чувств».
На основе данной диагностики мы проводили проверку уровня сформированности музыкальной культуры студентов. В зависимости от результата, ориентируясь на индивидуальные возможности каждого учащегося, определяются методы и формы обучения. Поэтому личностно-ориентированный подход в процессе освоения курса «Музыка с практикумом» позволяет каждому студенту учиться в собственном темпе сообразно своим возможностям.
Все виды деятельности, используемые педагогами в процессе формирования музыкальной культуры, ориентированы на развитие личности студентов, его индивидуальности. Работа на уроке осуществляется по подгруппам в 5-6 человек. Реализации личностно-ориентированного подхода в подгруппах помогает дифференцированное обучение, что обеспечивает успешность и качественную работу со студентами разного уровня музыкальной подготовки и музыкального развития. С этой целью включаются разноуровневые задания, что дает свободу выбора учебного материала и сильным, и слабым студентам. Подбор музыкальных произведений, работа по формированию музыкально-теоретических знаний организовывается с каждым студентом индивидуально, задания подбираются дифференцировано. Выбор музыкальных произведений осуществляется совместно с педа-
гогом в соответствии со склонностями, интересами, возможностями учащихся.
Большое значение в работе со студентами играет технология сотрудничества. Учитывая особенности возрастного периода учащихся, мы можем отметить важность применения педагогики сотрудничества на уроках в педагогическом колледже. В работе со студентами (возраст которых 15-20 лет) результаты совместной деятельности будут минимальными, если нет взаимного доверия между педагогом и студентом, если педагог не умеет наладить отношения в микрогруппах коллектива. Применение на практике технологии сотрудничества создает атмосферу взаимопомощи, взаимо-обучения, сотрудничества, улучшает микроклимат, как в коллективе, так и между студентами и педагогом. Определяющую роль в системе развития музыкальной кулыуры должно играть педагогическое общение, которое строится на субъкект-субъектных отношениях, где педагог видит в студенте не объект своего воздействия, а равноправного субъекта деятельности. Умение педагога создать условия для диалога, как формы общения субъектов деятельности, формирует атмосферу доверия, условий для самовыражения.
Важный этап в процессе развития музыкальной культуры связан с систематическим освоением новой информации музыкального характера, овладением объемом теоретических понятий в области музыкального искусства. Учебный материал направлен не только на расширение объема знаний, но и на преобразование субъектного опыта каждого учащегося. Здесь важно, чтобы любая информация была пропущена сквозь «призму» имеющегося жизненного опыта студентов. Например, в теме «Значение музыки в жизни человека», чтобы добиться осознания ценности и важности музыки в нашей жизни, мы стараемся подвести студентов к собственному выводу
о значении музыки в их собственной жизни. В начале урока ставятся проблемные вопросы:
- Нужна ли нам музыка в жизни вообще? Можем ли мы обойтись совсем без нее?
- Помогает ли нам музыка в жизни?
- Влияет ли она на наше здоровье?
- Влияет ли он на наше настроение?
- Если бы музыка исчезла из нашей жизни, изменилось ли что-нибудь?
В результате наводящих вопросов, учащиеся сами приходят к выводу о
значимости музыки в их собственной жизни. Создание проблемной ситуации на личностно-ориентированном уроке способствует повышению уровня познавательных мотивов студентов, интеллектуальных способностей, развитию умения применять ранее полученные знания и умения на практике. Главным условием постановки проблемы на уроке должно являться противоречие между необходимостью решения задачи и недостаточностью имеющихся знаний и умений, т. е. задача должна вызывать затруднение в решении поставленной проблемы. Между педагогом и учащимися ведется диалог, который стимулирует нахождение нужного пути в решении поставленной проблемы.
В работе со студентами продуктивно использовать такие методы как дискуссия и диспут. Эти методы способствуют повышению активности обучаемых, позволяют интенсивно и эффективно решать поставленную проблему. Например, в начале изучения курса «Музыка с практикумом» мы выяснили, что классическая музыка для студентов кажется скучным и ненужным предметом изучения. Затем мы провели дискуссию на тему «Современна ли классическая музыка?». Группа был разделена на две группы. Одна группа утверждала, что классическая музыка - это пережиток прошлого, и без нее можно обойтись в современной жизни. Вторая группа поддерживала мнение о современности классической музыки, о необходимости ее присутствия в жизни каждого человека. Группы тактично и аргументировано высказывали свою точку зрения. В результате такой полемики студенты пришли к выводу, что классическая музыка - понятна и доступна любому человеку, главное научиться ее слушать и понимать.
Личностно-ориентированный подход в развитии музыкальной культуры может успешно осуществляться через игровую деятельность. Во-первых, игра создает непринужденную обстановку, как в отношениях «преподаватель-студент», так и в отношениях «студент-студент». Во-вторых, студенты педагогического колледжа - будущие педагоги. Умение применять игровые технологии на практике является частью профессионализма. В-третьих, вхождение в мир искусства, возможно лишь через активную деятельность. Поэтому игровая деятельность на уроках музыки создает условия для решения поставленных задач.
Игра использовалась нами в основном на обобщающих уроках, а также при проверке знаний учащихся. Игровая деятельность помогает снять напряжение, которое создают проверочные и контрольные работы и в непринужденной обстановке, выявить уровень знаний студентов. Игра «Что? Где? Когда?» по теме «Музыка композиторов-романтиков» позволила обобщить полученные знания по теме. Данная игра строится таким образом, что познавательная активность стимулируется соревновательным характером. Использование на уроках кроссвордов, ребусов, викторин способствует развитию исследовательских навыков.
Игра «Классная классика» ставит своей целью развитие музыкальной памяти, а также выявляет наличие музьнсального багажа студентов. Педагогом заранее готовятся фрагменты шести ранее изученных произведении, где написаны фамилии авторов и названия этих произведений. Первый раз фрагменты этих произведений включаются в том порядке, в каком они записаны на доске, второй раз порядок прослушивания произведений меняется. Учащиеся должны вспомнить и определить названия этих произведений. Количество фрагментов зависит от уровня развития музыкальной памяти обучающихся.
Анализ результатов контрольной диагностики показывает, что в результате реализации разработанной нами модели, в которую входят все методы личностно-ориентированной технологии, описанные нами выше, уровень
музыкальной культуры студентов экспериментальной группы повысился: количество студентов с высоким уровнем музыкальной культуры увеличилось на 37%, со средним уровнем музыкальной культуры на 25%, количество студентов с низким уровнем музыкальной культуры понизилось на 15%.
Таким образом, применение методов, форм, средств личностно-ориентированной технологии по развитию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа способствует формированию навыков восприятия музыки, создает условия для общего музыкального развития, обогащает эстетический и нравственный опыт личности.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования [Текст]/ Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17
2. Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]/ И. М. Осмоловская. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 216 с.
3. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст]/ И. С. Якиманская. // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. —
С. 31-42.