Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективности развития музыкальной культуры студентов в современных условиях'

Педагогические условия эффективности развития музыкальной культуры студентов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / MUSICAL CULTURES OF STUDENTS / PEDAGOGIC CONDITIONS / PERSONALLY-FOCUSED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Татьяна Александровна

В статье рассмотрены педагогические условия эффективности процесса развития музыкальной культуры студентов на основе личностно-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions of efficiency of development of musical culture of students on the basis of the personally-focused approach are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективности развития музыкальной культуры студентов в современных условиях»

необходимо грамотно организовывать образовательный процесс и педагогическую практику.

При изучении проблемы формирования профессионального интереса студентов мы выделили совокупность педагогических факторов и методических приемов, способствующих повышению интереса, среди которых особое место отводится личности преподавателя, его эрудиции и мастерству преподавания. Существенное место в деле повышения профессионального интереса у студентов занимают в педагогической деятельности традиционные и нетрадиционные формы контроля и оценки знаний, умений, навыков студентов; творческие работы студентов; проектные исследовательские работы (создание учебных презентаций, учебных проектов); создание студенческого портфолио.

Таким образом, в ходе обучения в колледже необходимо развивать и совершенствовать у сту-

дентов способности к самостоятельной творческой работе, к педагогическому мышлению «без образца», осуществляя идеи педагогического сопровождения формирования организационной компетентности будущих педагогов. Разработка методического инструментария педагогического сопровождения формирования организаторской компетентности, на наш взгляд, является актуальной и своевременной, практикоориентированной проблемой.

Библиографический список

1. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика: учеб. пособие. - М. : Московский психо-лого-социальный институт, 2005. - 448 с.

2. Михайлова Н. Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки ребёнка // Народное образование. -1998. - № 6.

3. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. -М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.

УДК 37.013:78 Михайлова Татьяна Александровна

Оршанский педагогический колледж имени И. К. Глушкова,

Республика Марий Эл mihta 1212@rambler. ш

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены педагогические условия эффективности процесса развития музыкальной культуры студентов на основе личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: музыкальная культура студентов, педагогические условия, личностно-ориентированный подход.

Музыка с давних времен применялась как одно из средств воспитания молодого поколения. Именно этот вид искусства, воздействуя на эмоции и чувства, способствует нравственному росту ребенка, развитию его интеллектуальной сферы, творческих способностей, а это особенно актуально для личности современного молодого человека, от которого требуется проявление активности, самостоятельности, творчества, инициативы в организации собственной жизни. Применение на практике личностно-ориентированного подхода в обучении позволяет заложить в учащихся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Исходя из специфики профессионального образования, а также принципов организации личностно-ориентированного обучения мы выделяем комплекс педагогических условий эффективного развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированной подхода. Выделенные условия были реализованы в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами Оршанского педагогического колледжа им. И. К. Глушкова, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика» в период с 2008 по 2010 год. К ним относятся.

1. Разработка и внедрение модели в процесс развития музыкальной культуры студентов

педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была разработана модель развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода. Данная модель состоит из целевого блока, который отражает цели, задачи процесса развития музыкальной культуры. Также в нем представлены принципы построения образовательного процесса: принцип природосообразности, индивидуализации, культуросообразности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки.

Содержательный блок представлен ведущим компонентом модели - программой по курсу «Музыка с практикумом», разработанной для студентов, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика».

В технологическом блоке модели представлены используемые формы, методы и средства достижения поставленной цели. Важной составляющей в организации процесса по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа являются формы организации обучения и воспитания. Основная форма обучения - это уроки по подгруппам в 5-6 человек. Такая организация занятий способствует более успешному внедрению личностно-ориентированного подхода в развитии музыкальной культуры студентов.

Формы контроля знаний - тесты, уроки-концерты, творческие конкурсы, музыкальные викторины, уроки-защиты докладов, проектов, уроки-дискуссии.

Формы внеучебной работы - концерты, музыкальные кружки, тематические праздники избираются учащимися по выбору. Студентов, изучающих музыкальные дисциплины чаще других можно увидеть на сцене. Такие формы организации обучения и воспитания необходимы для осуществления всестороннего музыкального воспитания, формирования их музыкальной культуры, развития их личностных и профессиональных качеств.

Следующей составляющей модели развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа являются методы обучения и воспитания. Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы:

- общедидактические методы (рассказ, объяснение, беседа);

- метод проектов;

- исследовательский метод (написание докладов, рефератов),

- игровые методы (кроссворды, ребусы, игра «Классная классика» и т. д.).

Необходимо отметить, что все методы используются в сочетании друг с другом. Выбор методов зависит от видов деятельности, используемых на уроке, от особенностей музыкального произведения, возможностей учащихся.

Следующий элемент данной модели являются средства обучения. К ним относятся: авторская программа по учебному курсу «Музыка с практикумом», учебное пособие «Музыка» для специальности 050711 «Социальная педагогика», фонотека, компьютер.

В оценочном блоке выделены уровни сфор-мированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа. Основными критериями уровня сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа мы считаем: когнитивный (информационный), эмоциональный, деятельностный. В соответствии с названными критериями нами были выявлены три уровня сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа: низкий, средний, высокий.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей (в данном случае музыкальных способностей) учащихся в развитии музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.

В психологии возрастные границы юношеского возраста определяются по-разному. Примерный период - это промежуток от 15-16 до 21-25 лет, т. е. это возраст студентов педагогического колледжа.

Основные новообразования этого возраста:

1) ведущая деятельность - учебно-профессиональная, студенты педагогического колледжа уже определились с профессией и осознанно относятся к учебной деятельности;

2) в этот период активно развивается нравственная сфера, т.е. все, что касается мировоззрения, сознания и самосознания, самоопределения. Развиваются такие качества личности, как ответственность за свои поступки, чувство долга, целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.);

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

87

3) активно развивается сфера чувств. Эмоциональная сфера становится значительно богаче, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

Под индивидуальными особенностями в нашем исследовании мы понимаем музыкальные способности студентов. При анализе музыкально-педагогической литературы мы выяснили, что под ними подразумеваются следующие компоненты музыкальности - музыкальный слух (звуковысотный слух), чувство ритма, музыкальная память. Теплов относит к ним эмоциональную отзывчивость на музыку. Мы считаем, что для выявления уровня музыкальных способностей студентов социально-педагогического факультета колледжа, учащихся не музыкальных факультетов, ранее не связанных с музыкой, этих компонентов достаточно.

Таким образом, изучение и знание возрастных и индивидуальных особенностей юношеского возраста поможет построить процесс развития музыкальной культуры студентов, основанный на личностно-ориентированном подходе на более высоком уровне.

На начальном этапе мы выявляем уровень музыкальной культуры студентов (для этого был разработан банк диагностических методик), от результатов которого зависит организация учебного процесса. Данные диагностики мы учитывали при распределении исследовательских, творческих заданий, проверочных работ, при выборе музыкальных произведений для слушания, исполнения на детских музыкальных инструментах, в вокальной работе и т. д.

Процесс развития музыкальной культуры студентов мы строим с учетом следующих положений:

- выявленного уровня музыкальной культуры студентов;

- использования эстетически и нравственно ценного музыкального материала;

- предпочтений и вкусов студентов;

- создания условий для творчества и музыкального самовыражения личности каждого;

- развития интереса и познавательной потребности к «серьезной» музыке;

- создания условий для развития потребности к дальнейшему музыкальному самообразованию.

Целесообразно опираться на новообразования этого возраста при поддержании мотивации

к предмету. Учитывая, что студенты серьезно нацелены на получении профессии, важно связывать предлагаемый материал с будущей педагогической деятельностью студентов. Важно, чтобы учащиеся осознавали значимость получаемых музыкальных знаний в их будущей работе.

Заложенная идея музыкального произведения, положительные примеры из истории музыки, биографий композиторов способствуют укреплению нравственности студентов, развития мировоззрения, способствует развитию мышления личности, образной памяти. Введение в воспитательный процесс произведений музыкального искусства способствует формированию нравственных ценностей и эстетических установок, заложенных в идейном содержании музыкальных произведений.

Юность - пора расцвета эмоциональной сферы личности. Студенты чрезвычайно отзывчивы на музыку, тянутся к ней. Очень важно использовать возможности воспитательного воздействия музыки. В процессе работы важно поддерживать стремление к самостоятельности, инициативы, творчества, что реализуется через исследовательские, проектные, творческие задания. Важным новообразованием юношеского возраста является способность к рефлексии, т. е. умения внутренне анализировать поступки, размышлять над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями. Это способствует личному самопознанию, а также формированию новых и переосмыслению ранее сложившихся ценностей. Изучение музыкального искусства будет способствовать дальнейшему развитию этой способности.

Следует обратить внимание на способы реализации данных положений через контроль, самоконтроль, оценку и самооценку.

Мы считаем, что личностно-ориентированный подход в процессе развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа будет проходить более эффективно при соблюдении данного педагогического условия.

3. Опора в работе на специально разработанную программу по курсу «Музыка с практикумом», в которой четко обозначены цели, задачи и содержание предмета; создание учебного пособия и использование его на практике.

Воспитание высоконравственной, культурной, творческой личности будущих педагогов -важная педагогическая задача. В решении этой

проблемы первоочередное место отводится предметам эстетического цикла. К ним относится учебная дисциплина «Музыка с практикумом» для студентов, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика». Его специфика в интеграции нескольких музыкальных дисциплин. За короткий промежуток времени необходимо дать максимум музыкально-теоретических знаний и сформировать музыкально-практические навыки, чтобы в процессе будущей работы студенты смогли использовать их на практике. Работа осуществляется по программе для данной дисциплины. Программа, составленная автором, включает в себя тематическое планирование, требования к знаниям и умениям студентов, примерный материал для пения, слушания. Произведения выбираются из списка в процессе работы или по желанию студентов.

В структуре урока выделяются следующие виды деятельности:

- изложение теоретического материала;

- слушание и анализ музыкальных произведений;

- игра на детских музыкальных инструментах (в процессе изучения детских музыкальных инструментов);

- вокальная подготовка (пение песен под аккомпанемент преподавателя или под фонограмму).

Один учебный час предполагает включение всех или нескольких видов деятельности, в зависимости от построения урока педагогом. Обучение продолжается в течение двух лет, занятия проводятся по подгруппам в 5-6 человек (один час) в неделю. Курс обучения рассчитан на студентов, не имеющих музыкального образования или имеющих небольшую музыкальную подготовку.

В помощь педагогам, преподающим предмет и студентам его изучающим, было разработано учебное пособие «Музыка» для специальности 050711 «Социальная педагогика» педагогических колледжей. Пособие состоит из следующих разделов:

1) программа по предмету,

2) курс лекций, составленный в соответствии с тематическим планированием;

3) практический материал к урокам.

В пособии полностью раскрыт курс лекций. Работа по остальным видам деятельности, предусмотренной программой, ведется на практической части занятия. Все требования к умениям для каждого года обучения выделены в соот-

ветствии с материалом, преподаваемым студентам на занятия. В учебном пособии дан практический материал для проверки уровня сформи-рованности музыкальной культуры студентов, диагностика которой проводится на двух первых и двух последних занятиях данного курса. Даны задания для проверочных работ. Также выделена внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Для написания докладов, рефератов, проектов дан список примерных тем. Выбор тем осуществляется студентами самостоятельно.

4. Осуществление диагностического сопровождения процесса развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Диагностика музыкальных способностей, как область изучения музыкальной педагогики и психологии, остается на данный момент малоизученной. Внедрение в работу педагогов-му-зыкантов диагностического сопровождения образовательного процесса даст большие возможности для определения сильных и слабых сторон в определении музыкальности учащихся, поможет направить работу в нужное русло.

Для исследования музыкальной культуры, а также выявления индивидуальных музыкальных особенностей студентов нами были использованы следующие методики:

1. Проверка музыкальных способностей студентов.

Данный этап диагностики включал несколько заданий по выявлению звуковысотного, ритмического слуха, музыкальной памяти. Эта методика позволяет оценить уровень музыкальных способностей каждого студента.

2. Анализ исследования уровня значимости музыкальной культуры для личности.

Студентам предлагалось ответить на 22 вопроса анкеты, выявляющих значение музыки для личности, раскрывающих музыкальные интересы и вкусы студентов. Каждому ответу соответствовал определенный балл. В соответствии с этим была составлена шкала.

3. Анализ исследования уровня значимости музыкальной культуры для педагогической деятельности.

Данная анкета была выделена в связи со спецификой проводимого эксперимента, т.е. исследуемые - будущие педагоги. В связи с этим было важно выявить, насколько студенты осознают значимость музыкальной культуры для будущей

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

89

работы. В данной анкете студенты отвечали на 11 вопросов.

4. Тесты на определение уровня сформированное™ музыкальных знаний (на основе программы по музыке для начальной школы Д. Б. Кабалевского).

Для выявления уровня полученных или не полученных музыкально-теоретических знаний на уроках музыки на базе общеобразовательной школы нами были составлены тесты. В основу данных тестов положены некоторые понятия, термины, которые включены в программу Д. Б. Кабалевского для начальной школы.

5. Методики Л. В. Школяр

В качестве основы взята «Программа и методика изучения музыкальной культуры» Л.В. Школяр. Данный вид диагностики состоит

из 6 методик, которые позволяют выявить интересы, пристрастия, широту музыкального кругозора, способность эмоционально оценивать музыку.

6. Методика Е. И. Юдиной «Копилка чувств»

Методика Е.И. Юдиной позволяет выявить способность студентов эмоционально чувствовать музыку, умение сопоставить различные виды настроения с музыкальным произведением.

Все исследованные нами компоненты являются равнозначными в процессе формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.

Мы считаем, что все выделенные нами педагогические условия способствуют более эффективному процессу развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.

УДК 378.1

Попов Андрей Иванович

Тамбовский государственный технический университет

[email protected]

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Выявлены характеристики кластера профессионально важных творческих компетенций, рассмотрены теоретические и методические аспекты формирования творческих компетенций посредством олимпиадного движения.

Ключевые слова: кластер творческих компетенций, олимпиадное движение.

Экономика России, преодолевая последствия кризиса, постепенно переходит на новый уровень развития - постиндустриальный, который характеризуется инновационной направленностью, высоким уровнем внедрения научных достижений в производство, расширяющимся ассортиментом продукции и ростом доли наукоёмкой продукции.

Формирование инновационной экономики должны обеспечить элитные конкурентоспособные специалисты, под которыми мы понимаем бакалавров, магистров, для которых характерно стремление и способность к высокому качеству своей профессиональной деятельности, носящей инновационный характер, требующей высокого уровня креативности и творческих компетенций, и предполагающей генерирование новых идей в профессиональной области, их анализ и раз-

витие, а затем продвижение до уровня инновационного продукта с целью удовлетворения как личных потребностей (прежде всего, потребностей в творчестве и самовыражении), так и потребности общества в повышении общего благосостояния. Сравнивая общекультурные и профессиональные компетенции, определенные ФГОС, можно сделать вывод, что в каждом направлении подготовки есть группы компетенций (кластер творческих компетенций), которые имеют родственные характеристики, а именно предполагают наличие высокого уровня интеллекта и креативности, способностей организовывать свою творческую деятельность и деятельность подчиненного коллектива (например, компетенции ОК-6, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 150700, компетенции ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 240100, и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.