Научная статья на тему 'Теоретические основы творческого сотрудничества педагога и обучающихся в классе фортепиано в условиях высшего учебного заведения'

Теоретические основы творческого сотрудничества педагога и обучающихся в классе фортепиано в условиях высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CREATIVE COLLABORATION / MUSICAL-PERFORMING ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CULTURE / ИМПРОВИЗАЦИЯ / IMPROVISATION / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / CREATION / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Н.В.

В данной статье анализируются идеи педагогики сотрудничества и проблемы её внедрения в условия высших учебных заведений. Уточняется понятие «творческого сотрудничества» педагога и обучающихся в классе фортепиано как необходимое коммуникативное сопровождение процесса исполнительской подготовки. Выявлены и раскрыты теоретические основы, к которым относятся: понимание специфики музыкально-исполнительской деятельности, включающей двух субъектов обучения (педагог, обучающийся) и опосредованного субъекта в виде музыкального произведения, а также исполнительскую интерпретацию, педагогическую культуру, творческую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL BASIS OF THE CREATIVE COOPERATION OF A TEACHER AND STUDENTS IN CLASS PIANO IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article analyzes ideas on the pedagogy of cooperation and problems of its introduction into higher education. The work clarifies a concept of “creative cooperation” of a teacher and students in the classroom as an essential communicative piano accompaniment performing preparation process. Creative cooperation is a special interaction of a teacher and a student, built on trust, sincerity, manifested in the exchange of information, mutual influence and understanding, which results in a process of self-determination and self-realization of the student, the disclosure of his creative potential. The research work identifies and discloses the theoretical foundations, which include understanding of the specifics of musical performance that includes two teaching subjects (teacher and student) and indirectly the subject in the form of a piece of music, as well as performing interpretation, teaching culture, creative environment.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы творческого сотрудничества педагога и обучающихся в классе фортепиано в условиях высшего учебного заведения»

УДК 784.3

Konstantinova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of Department Musicology and Piano, Altai

State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: konst40@rambler.ru

THE THEORETICAL BASIS OF THE CREATIVE COOPERATION OF A TEACHER AND STUDENTS IN CLASS PIANO IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The article analyzes ideas on the pedagogy of cooperation and problems of its introduction into higher education. The work clarifies a concept of "creative cooperation" of a teacher and students in the classroom as an essential communicative piano accompaniment performing preparation process. Creative cooperation is a special interaction of a teacher and a student, built on trust, sincerity, manifested in the exchange of information, mutual influence and understanding, which results in a process of self-determination and self-realization of the student, the disclosure of his creative potential. The research work identifies and discloses the theoretical foundations, which include understanding of the specifics of musical performance that includes two teaching subjects (teacher and student) and indirectly the subject in the form of a piece of music, as well as performing interpretation, teaching culture, creative environment.

Key words: creative collaboration, musical-performing activity, pedagogical culture, improvisation, interpretation, creation, creativity, communication.

Н.В. Константинова, канд. пед. наук, доц., зам. зав. каф. музыкознания и фортепиано, Алтайский государственный

институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: konst40@rambler.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В данной статье анализируются идеи педагогики сотрудничества и проблемы её внедрения в условия высших учебных заведений. Уточняется понятие «творческого сотрудничества» педагога и обучающихся в классе фортепиано как необходимое коммуникативное сопровождение процесса исполнительской подготовки. Выявлены и раскрыты теоретические основы, к которым относятся: понимание специфики музыкально-исполнительской деятельности, включающей двух субъектов обучения (педагог, обучающийся) и опосредованного субъекта в виде музыкального произведения, а также исполнительскую интерпретацию, педагогическую культуру, творческую среду.

Ключевые слова: творческое сотрудничество, музыкально-исполнительская деятельность, педагогическая культура, импровизация, интерпретация, творчество, творческие способности, общение.

Развитие личности, раскрытие и реализация творческих способностей, обучающихся становится одной из главных задач высших учебных заведений России. Сегодня необходимы специалисты, у которых сформирована готовность адаптировать свой личностный и профессиональный потенциал к различным потребностям общества в музыкальном и музыкально-педагогическом образовании, готовность к созиданию, к креативному решению нестандартных ситуаций. В связи с этим актуально переосмысление компонентов процесса профессиональной подготовки обучающихся в высших учебных заведениях. Творческий компонент должен стать неотъемлемой частью любой дисциплины, включая обучение в классе фортепиано.

В условиях высших учреждений урок фортепиано является индивидуальной формой обучения, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных способностей каждого студента, учитывать интересы и потребности, выстраивать программу их развития и профессионального становления. Индивидуальное обучение в классе фортепиано включает в себя несколько субъектов образования, а именно педагога, студента и музыкальное произведение как знаковое выражение мыслей, чувств и переживаний композитора. В данном контексте важным становится проникновение в знаковую сущность музыкального произведения, совместный поиск необходимых средств музыкальной выразительности, позволяющий осуществить исполнительскую трактовку музыкального сочинения, создать собственное исполнительское решение. Педагог в этом процессе является стратегом и тактиком в профессиональном самоопределении и творческой самореализации студента. Поэтому значимой составляющей профессиональной деятельности педагога становится такое сотрудничество со студентом, которое приводит к возникновению особого психического контакта, построенного на доверии, искренности, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Идеи сотрудничества разработаны во многих научных исследованиях педагогов и психологов: И.А Зимней, А.Н. Леонтьева, Г.А. Цукермана и др. Гуманистическая направленность сотрудничества выявляется в трудах В.А. Бухвалова, Е.В. Бонда-ревской, И.С. Якиманской и др. Так, И.С. Якиманская определяет педагогику сотрудничества как: «систему методов и приёмов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности» [1, с. 148]. Анализ вопросов, связанных с педагогическим творчеством с технологией

его реализации, освещён в трудах А.Н. Макаровой, Е.С. Полат, Г. К. Селевко, Ю.В. Сенько и др.

Однако в настоящее время существует разрыв между теоретическим осмыслением педагогики сотрудничества и её внедрением в образовательную систему высших учебных заведений. Он обусловлен не только инертностью и устоявшими стереотипами обучения в современных учреждениях высшего образования, но и слабой, недостаточной разработанностью форм, методов и приёмов реализации педагогики сотрудничества. Вопросы творческого сотрудничества педагога и студентов в классе фортепиано в настоящее время вообще не получили своего широкого развития и освещения. Так, изучению вопросов теории и методики обучения игре на инструменте посвящены работы А.Д. Алексеева, К.А. Мартинсена, Г.Г. Нейгауза, Г.М. Цыпи-на, С.Е. Фейнберга и др. В трудах Е.Я. Либермана, Г.М. Цыпина, А.П. Щапова актуализируются идеи творческой направленности работы в классе фортепиано. Однако исследований, в которых бы рассматривались теоретические основы творческого сотрудничества, раскрывалась его сущность, выделялись структурные и содержательные аспекты, определялись бы педагогические условия его реализации в процессе исполнительской подготовки студентов в классе фортепиано, практически отсутствуют.

Это порождает проблему формирования созидательной личности, способной реализовать свой творческий потенциал в последующей профессиональной деятельности и актуализирует обращение к анализу теоретических аспектов творческого сотрудничества педагога и обучающихся в классе фортепиано в условиях высших заведений.

Специфика творческого сотрудничества, на наш взгляд обусловлена самим процессом творчества. Л.С. Выготский считал, что в основе творчества как момента созидания лежит фактор плохой приспособленности, неудовлетворенности, из чего у активной личности и возникают стремления, желания и потребности. Они заставляют напрягать умственные усилия на улучшение положения. Так возникает момент творчества [2, с. 119]. Автор определяет суть творчества, связанную с созданием нового продукта. Рассматривая творчество как явление, целесообразно выделить его компоненты. В данном контексте наиболее близки взгляды Р.М. Шамаевой, рассматривающие креативность как кульминационную форму творчества. Так, опираясь на идеи психологов по одним источникам Р. Муни в 1963 г., по другим - А. Штейном в 1969 г., автор рассматривают четыре

основных аспекта креативности, а именно: креативный процесс, креативный продукт, креативный личность и креативную среду в контексте анализа музыкальной культуры [3]. Переосмысливая данное положение, и учитывая, что креативность - это наивысшее проявление творчества, можно выделить в творчестве те же компоненты, а именно творческий процесс, творческий продукт, творческую личность и творческую среду. Проанализируем каждый из обозначенных аспектов с позиции их значения в процессе исполнительской подготовки студентов в классе фортепиано.

В данном контексте представляется важным остановиться на понимании специфики музыкально-исполнительской деятельности. Музыкально-исполнительская деятельность включает в себя отношения, целевые установки непосредственных участников педагогического процесса, их мотивы, ценностные ориентации, способы сотрудничества всё, что одухотворяет процесс профессиональной подготовки. В процессе музыкально-исполнительской деятельности можно выделить несколько участников, а именно: педагог, обучающийся, музыкальное произведение как знаковое выражение мыслей, чувств и переживаний композитора. Творческий процесс в содержании музыкального обучения в классе фортепиано связан с познанием, которое не может сводиться только к деятельности мысли, а обязательно должно являть собой единство эмоций и разума, сознания и чувства, так как оно происходит в результате восприятия музыкального произведения. И действительно, музыка выступает как «свёрнутый» текст, поддающийся пониманию не с помощью словесной логики, а лишь на основе ассоциаций, эмоций и чувств. Некоторые из этих чувств настолько особы, часто даже не могут быть выражены словами. Порой мы можем дать название тому, что чувствуем, к примеру: радость, печаль, любовь, ненависть, умиротворение. Но существуют иные чувства, такие глубокие и сложные, что нет слов для них. Она выражает эти чувства, но только нотами, а не словами.

Музыкальное произведение может рассматриваться как своеобразный экран, на котором отражается личность исполнителя, уровень его развития в настоящее время и дальнейшая перспектива. Понимание музыкального произведения, его «распознание» или как говорят музыканты «трактовка», «интерпретация» и составляют содержание творческого процесса на уроках фортепиано. Содержание музыкального обучения реально создается, созидается и выступает продуктом сотворчества преподавателя и обучающегося в работе над музыкальным произведением и его исполнительской интерпретацией, проявляющейся в озвучивании, произнесении, интонировании музыкального текста для слушателей с помощью специфических исполнительских музыкально-выразительных средств: тончайших интонационных нюансов, агогических, динамических, тембровых и темповых отклонений, разнообразных способов звукоизвлечения и артикуляции. Вариантность трактовки или интерпретации музыкального произведения неисчерпаема, но не безгранична. Границей является жанр произведения, представляющий образный строй и стиль, особенность которого обусловлена исторической эпохой. Текст музыкального произведения, его исполнение - не набор элементов, а система координат. Поэтому работа над исполнительским планом музыкального произведения представляет творческий процесс, а её окончание связано с созданием творческого продукта, то есть того нового, что получается в обучении.

Творческим продукт музыкально-исполнительской деятельности в классе фортепиано может стать импровизация - самая доступная форма отражения действительности, в которой непосредственная эмоциональная реакция составляет «суть высказывания», а аналитическое начало, особенно необходимое в сочинении, еще не играет существенной роли [4, с. 19 - 20]. Исходя из наиболее существенных признаков импровизации, музыкальная наука определяет её как «одновременное создание и исполнение музыки без предварительной подготовки» [5]. Художественные намерения импровизации отражаются в звуковом потоке мыслей и чувств, который захватывает музыканта непосредственно в момент творческого акта. Случайные находки, внезапные открытия, неожиданные повороты, встречающиеся на пути этого потока, приобретают здесь особую ценность. Импровизация предполагает слияние творца и исполнителя в одном лице. Готовность импровизатора к творческим действиям обнаруживается, прежде всего, в «молниеносной» изобретательности, находчивости его воображения. Другой особенностью занятий в классе фортепиано является то, что музыка непосредственно воздействует на психические и физиологические процессы. Таким образом, мы подходим к такому высшему определению твор-

ческих действий любого музыканта, как вдохновение. В работе Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» дана следующая характеристика этого феномена: «Эмоциональное погружение, захватившее человека содержание и концентрация на нём всех его душевных сил» [6, с. 221]. Согласно данной формулировке вдохновение может присутствовать у любого человека и в любой момент деятельности при соблюдении следующих условий: концентрации всех сил на определённом действии и эмоциональном погружении в его содержание. С ними тесно связаны проблемы внимания, воли и работоспособности. Труднее дело обстоит с эмоциональностью, но и она поддаётся развитию по мере всё более тонкого дифференцированного восприятия, «слышания» музыки, интеллектуального и эстетического совершенствования личности. Воспитывается и умение «выкладываться до конца». И у каждого индивида мера этих действий своя. Отсюда вывод - понятие «вдохновения» применимо как к гению, так и к скромному учащемуся музыкального или музыкально-педагогического колледжа.

В связи с этим подчеркнём значение творчества в развитии, обусловленного появлением новообразований в структуре личности. В данном контексте остановимся более подробно на способностях студентов, которые могут развиваться в процессе обучения игре на фортепиано. В первую очередь рассмотрим творческие способности.

Творческий потенциал человека может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком смысле это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и к креативному мышлению, в широком смысле это еще и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности [7, с. 36]. Именно на развитие данных способностей должен быть направлен процесс исполнительской подготовки в классе фортепиано. В книге «Психология искусства» Л.С. Выготский пишет: «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные, и кто не знает, что всякий акт искусства непременно включает как своё обязательное условие предшествующие ему акты рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации и т. д. Было бы ложно думать, что последующие бессознательные процессы не зависят от того направления, которое мы дадим процессам сознательным; но, организуя известным образом сознание, мы заранее обеспечиваем успех или проигрыш «бессознательного действия» [2, с. 325].

Третьей спецификой исполнительской подготовки обучающихся в классе фортепиано является организация самого урока. Урок в классе фортепиано не должен быть «скучными», каждый его элемент вызывает активное, заинтересованное отношение обучающихся. Ответственным за данное положение является педагог. Именно педагог управляет всем действом, которое происходит в рамках урока фортепиано. Он и организатор, и наставник, и воспитатель, и творец. Педагог, готовясь прийти в класс фортепиано с рассказом о каком-либо музыкальном произведении, сам как читатель, зритель, слушатель переживает это произведение. Испытав на себе его воздействие, т. е. вступив в диалог с его автором, он создает и проводит обучение со студентом, основанный уже на его, педагога, собственной позиции, его точке зрения, его мыслях и чувствах по поводу произведения. В этом просматривается творческое начало в деятельности педагога.

С учётом жизненного опыта преподавателя и обучающегося диалектика содержания процесса обучения в классе фортепиано в условиях высших учебных заведений может быть представлена как взаимодействие трех культур: «ставшей» педагогической культуры (социальный опыт), аккумулированной в проектах содержания профессионального музыкально-педагогического образования (учебные планы и программы, учебные пособия, стандарты профессионального музыкально-педагогического образования и др.), культуры обучающегося, в том числе его довузовского опыта, культуры вузовского преподавателя, в том числе и его профессионального опыта. Таким образом, на фундаменте трёх культур, как на трёх китах, основывается живое знание и из этого же основания прорастает. Приобщение студента к принципиально неформализуемой «культуре Мастера» глубинная основа сотворчества в обучении» [8, с. 142 - 143].

Обобщая выше сказанное, целесообразно определить то, что понимается нами под творческим сотрудничеством педагога

и студента в классе фортепиано. Творческое сотрудничество -это особое взаимодействие педагога и обучающегося, построенного на доверии, искренности, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании, в результате которого происходит процесс самоопределения и самореализации студента, раскрытие его творческого потенциала.

Библиографический список

В заключение хотелось бы добавить, что исследовать до конца и описать «механизм» творчества вряд ли возможно -творческое сотрудничество осуществляется преимущественно подсознательно и в каждом конкретном случае сугубо индивидуально. Но трудность постижения творческого процесса не исключает возможности сознательного управления им путём воздействия на основные «рычаги» «аппарата» творчества.

1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва: ВЛАДОС, 1996.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Издательство «Современное слово», 1998.

3. Шамаева РМ. Реализация креативного цикла в музыкальном образовании. Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. Душанбе: Сино, 2014; 3/2 (132).

4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. Москва: Классика-XXI, 2002.

5. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Москва: «Академия», 1984.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: учебное пособие. Москва: Музыка, 1977.

7. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учебное пособие. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

8. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учебное пособие. Москва: «Академия», 2000.

References

1. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie vsovremennojshkole. Moskva: VLADOS, 1996.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Izdatel'stvo «Sovremennoe slovo», 1998.

3. Shamaeva R.M. Realizaciya kreativnogo cikla v muzykal'nom obrazovanii. Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo universiteta. Seriya gumanitarnyh nauk. Dushanbe: Sino, 2014; 3/2 (132).

4. Martinsen K.A. Metodika individual'nogo prepodavaniya igry na fortepiano. Moskva: Klassika-XXI, 2002.

5. Cypin G.M. Obuchenie igre na fortepiano. Moskva: «Akademiya», 1984.

6. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej: uchebnoe posobie. Moskva: Muzyka, 1977.

7. Podurovskij V.M., Suslova N.V. Psihologicheskaya korrekciya muzykal'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2001.

8. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: kurs lekcij: uchebnoe posobie. Moskva: «Akademiya», 2000.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 378

Petrova E.I., postgraduate, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: dzhennet_fm@mail.ru

A CASE STUDY AS A TOOL OF FORMATION OF EMOTIONAL-VALUABLE ATTITUDE TO PROFESSIONAL RISK. The author examines the need of forming emotional-valuable attitude towards professional risk of BA students majoring in technologies of transport processes. Graduates of technologies of transport processes are defined as transport managers in transport non-state enterprises. The author proposes a typology of professional risk situations in the professional practice of a transport manager. The article gives examples of case studies from textbook on professional risk in professional practical work of a transport manager. The article also proves the effectiveness of case studies in forming emotional-valuable attitude towards professional risk and preparing for future career.

Key words: risk, professional risk, BA student of transport processes technologies, emotional-valuable attitude, case method, case study.

Е.И. Петрова, соискатель, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калиниград,

Е-mail: dzhennet_fm@mail.ru

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РИСКУ

Автор рассматривает необходимость формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов. Выпускник направления подготовки «Технология транспортных процессов» определяется как менеджер по перевозкам транспортного отдела или транспортного предприятия негосударственной формы собственности. Автор предлагает типологию профессиональных рисковых ситуаций в деятельности менеджера по перевозкам. В статье приведены примеры ситуационных задач из разработанного учебного пособия по профессиональным рискам в деятельности менеджера по перевозкам. Обосновывается эффективность применения ситуационных задач в формировании эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: риск, профессиональный риск, бакалавр технологии транспортных процессов, эмоционально-ценностное отношение, метод кейсов, ситуационная задача.

Высшее образование сегодня построено на основе компе-тентностного подхода, который ставит задачей приведение в соответствие профессионального образования и потребностей рынка труда, то есть при таком подходе должен выполняться особый заказ работодателей на подготовку компетентного специалиста. В докладе ЮНЕСКО говорится, что предприниматели всё чаще требуют от работников не квалификации, приравниваемой к умению выполнять определённые операции материального характера, а компетентности, включающей квалификацию, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску [1, с. 26].

В стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года среди задач развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, отмечена необходимость создания в обществе атмосферы терпимости к риску [2, с. 18 - 19]. Среди основных задач инновационного развития указано создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности: «способности к критическому мышлению», «способности и готовности к разумномуриску», «креативности и предприимчивости» [2, с. 36].

В отчёте, предоставленном кафедрой технологии транспортных процессов и сервиса Балтийского федерального уни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.