работы. В данной анкете студенты отвечали на 11 вопросов.
4. Тесты на определение уровня сформированное™ музыкальных знаний (на основе программы по музыке для начальной школы Д. Б. Кабалевского).
Для выявления уровня полученных или не полученных музыкально-теоретических знаний на уроках музыки на базе общеобразовательной школы нами были составлены тесты. В основу данных тестов положены некоторые понятия, термины, которые включены в программу Д. Б. Кабалевского для начальной школы.
5. Методики Л. В. Школяр
В качестве основы взята «Программа и методика изучения музыкальной культуры» Л.В. Школяр. Данный вид диагностики состоит
из 6 методик, которые позволяют выявить интересы, пристрастия, широту музыкального кругозора, способность эмоционально оценивать музыку.
6. Методика Е. И. Юдиной «Копилка чувств»
Методика Е.И. Юдиной позволяет выявить способность студентов эмоционально чувствовать музыку, умение сопоставить различные виды настроения с музыкальным произведением.
Все исследованные нами компоненты являются равнозначными в процессе формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.
Мы считаем, что все выделенные нами педагогические условия способствуют более эффективному процессу развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.
УДК 378.1
Попов Андрей Иванович
Тамбовский государственный технический университет
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ
Выявлены характеристики кластера профессионально важных творческих компетенций, рассмотрены теоретические и методические аспекты формирования творческих компетенций посредством олимпиадного движения.
Ключевые слова: кластер творческих компетенций, олимпиадное движение.
Экономика России, преодолевая последствия кризиса, постепенно переходит на новый уровень развития - постиндустриальный, который характеризуется инновационной направленностью, высоким уровнем внедрения научных достижений в производство, расширяющимся ассортиментом продукции и ростом доли наукоёмкой продукции.
Формирование инновационной экономики должны обеспечить элитные конкурентоспособные специалисты, под которыми мы понимаем бакалавров, магистров, для которых характерно стремление и способность к высокому качеству своей профессиональной деятельности, носящей инновационный характер, требующей высокого уровня креативности и творческих компетенций, и предполагающей генерирование новых идей в профессиональной области, их анализ и раз-
витие, а затем продвижение до уровня инновационного продукта с целью удовлетворения как личных потребностей (прежде всего, потребностей в творчестве и самовыражении), так и потребности общества в повышении общего благосостояния. Сравнивая общекультурные и профессиональные компетенции, определенные ФГОС, можно сделать вывод, что в каждом направлении подготовки есть группы компетенций (кластер творческих компетенций), которые имеют родственные характеристики, а именно предполагают наличие высокого уровня интеллекта и креативности, способностей организовывать свою творческую деятельность и деятельность подчиненного коллектива (например, компетенции ОК-6, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 150700, компетенции ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 240100, и т. д.).
90
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Попов А. И., 2011
Креативность как основа кластера творческих компетенций рассматривается нами как «творческий потенциал, творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, продукты деятельности и процесс их создания» (Т. А. Барышева [1, с. 60]).
Выпускников, обладающих высоким уровнем сформированности группы профессионально важных творческих компетенций, в настоящее время недостаточно, что и тормозит коммерци-онализацию инноваций во многих отраслях. Задача высшего учебного заведения заключается не только в подготовке обучающихся, обладающих минимальным уровнем компетенций, определяемых ФГОС, но и в обеспечении освоения на более высоком уровне частью обучающихся ключевых компетенций, к которым мы относим и творческие.
Кластер профессионально важных творческих компетенций специалиста - составная часть кластера творческих компетенций специалиста, определяющая его возможность реализовать себя в инновационной сфере экономики через способности личности успешно выполнять деятельность в своей профессиональной области, требующую эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности, на основе сформированных:
- знаний в области психологии творчества о закономерностях развития и проявления креативности личности на разных этапах профессионального становления, профессионального совершенствования и менеджмента творческой деятельности;
- умений организации деятельности как собственной, так и руководимого коллектива по решению творческих профессиональных задач и разрешению профессиональных проблемных ситуаций;
- опыта творческой профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, опыта общественной и духовно-нравственной деятельности в сфере профессиональных интересов;
- навыков творческой профессиональной деятельности в условиях психологического напряжения, стресса и ограниченности временных, финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
- профессионально значимых личностных качеств, прежде всего, профессионально ориентированной креативности;
- нравственных характеристик и лидерских качеств личности;
- способности органично сочетать индивидуальные цели и цели общества в процессе профессиональной деятельности [4, с. 12].
При проектировании основной образовательной программы необходимо предусмотреть такие формы и технологии организации познавательной деятельности, которые бы позволили обучающемуся овладеть кластером профессионально важных творческих компетенций на высоком уровне, развить креативность и повысить уровень интеллектуальной активности. Образовательный процесс должен обеспечить вовлеченность и активность студентов в такую деятельность, которая бы соединяла в себе цели личности (развитие и получение конкурентоспособного образования) и цели общества (инновационное развитие приоритетных направлений экономики).
За основу разрабатываемой концепции формирования кластера профессионально важных творческих компетенций нами принята известная форма стимулирования активности студентов -олимпиада, рассматриваемая как соревнование студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в высшем учебном заведении, а также в профессиональной подготовленности будущих специалистов.
Разработанная концепция формирования профессионально важных творческих компетенций специалиста инновационной сферы в олимпиад-ном движении в вузе включает в себя следующие основные положения [4, с. 36]:
1. Условиями эффективного осуществления процесса формирования профессионально важных творческих компетенций специалиста выступают:
- понимание участниками образовательного процесса взаимосвязи профессионально важных творческих компетенций студента и его уровня интеллектуальной активности, а, следовательно, и креативности;
- преобразование существующих студенческих предметных олимпиад и конкурсов в олимпи-адное движение, интегрирующее как состязательную деятельность обучающихся, так и их совместную творческую деятельность [2, с. 24]; основная цель образовательного процесса заключается
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1
91
в повышении уровня интеллектуальной активности студента, позволяющее ему от стимуль-но-продуктивного уровня во время олимпиады перейти к эвристическому и креативному уровням в других компонентах олимпиадного движения, а затем и в будущей профессиональной деятельности;
- построение образовательной среды, предоставляющей обучающемуся успешно реализовывать в олимпиадном движении эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности при освоении сферы профессиональной деятельности;
- обусловленная требованиями системы ВПО и внутренне мотивированная корректировка мышления преподавателя - организатора олимпиад-ного движения, предполагающего изменение его роли в образовательном процессе от руководителя до равноправного участника, корректирующего процесс творческого саморазвития обучающихся и развивающегося вместе с ними [3, с. 80].
2. Олимпиадное движение - непрерывный процесс развития творческих способностей обучающихся, инициированный их участием в олимпиадах, и реализуемый как форма организации обучения в вузе в виде активной творческой созидательной деятельности всех участников образовательного процесса на основе интеграции индивидуальной и коллективной деятельности на развивающей стадии, обеспечиваемой педагогическим сопровождением и созданием условий для творческого саморазвития, и соревновательной деятельности во время следующих олимпиад, использующая в качестве содержания обучения проблемные ситуации, отражающие профессиональный и социальный контексты будущей деятельности специалиста и представленные в виде олимпиадных задач.
Олимпиадное движение направлено на достижение в процессе профессионального образования следующих целей:
- обеспечение высокого уровня креативности и сформированности профессионально важных творческих компетенций у наиболее одаренных обучающихся как необходимого условия подготовки из них в вузе элитных конкурентоспособных специалистов для нужд инновационной экономики;
- повышение уровня креативности и профессионально важных творческих компетенций всех студентов вуза за счет активизации образовательного процесса на основе их частичного включе-
ния в образовательную деятельность в олимпи-адной креативной образовательной среде и эффекта фацилитации.
3. Олимпиадное движение в вузе в современных социально-экономических условиях представляет собой самостоятельную ценность как одна из основных форм организации воспитывающего обучения, ориентированная на развитие креативности студентов и приобретение ими конкурентных преимуществ на рынке труда в силу того, что обеспечивается с его использованием более высокий уровень сформированности профессионально важных творческих компетенций, который наиболее соответствует потребностям формирующейся инновационной экономики страны. В вузе в олим-пиадном движении наиболее эффективно и с учетом профессиональной направленности - происходит поэтапный переход от стимульно-продуктив-ного уровня интеллектуальной активности к эвристическому и креативному при вовлечении обучающегося в основные компоненты олимпиадного движения. Профессионально важные творческие компетенции, базовый уровень сформированно-сти которых достигнут при получении основного профессионального образования в соответствии с ФГОС, актуализируются и развиваются посредством олимпиадного движения, приобретая характер ключевых компетенций конкретного человека с учетом его особенностей и направлений профессиональной деятельности.
Основой воспитывающего обучения в олим-пиадном движении вуза являются олимпиадные педагогические личностно-ориентированные технологии, основанные на интеграции индивидуальной и коллективной деятельности и деятельности в соперничестве, соревновании. Проектирование и реализация олимпиадных педагогических технологий должна отражать специфику олимпиадного движения как формы организации обучения, профессиональный и социальный контекст деятельности специалиста и оперативно реагировать на изменения основного образовательного процесса, внутренние и внешние изменения, сохраняя при этом целостность, эффективность и нацеленность на повышение интеллектуальной активности студента как основной движущей силы процесса получения конкурентоспособного образования.
Олимпиадное движение предполагает разработку множества олимпиадных педагогических технологий на основе интеграции индивидуальной и коллективной деятельности и деятельности
92
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
в соперничестве, соревновании, из которых с учетом креативности личности, ее установок на саморазвитие, профессиональной направленности и изменяющейся внешней и внутренней обстановки будет выбираться конкретная образовательная технология.
4. Решающее влияние на активизацию воспитывающего обучения и инициативность обучающихся в олимпиадном движении оказывает состояние творческого микроклимата образовательной среды - олимпиадной креативной образовательной среды, включающей: микросреду как пространство социальных ролей студентов и преподавателей - организаторов олимпи-адного движения; экзосреду как пространство отношений, обеспечивающих педагогическое сопровождение творческого саморазвития студентов в олимпиадных микрогруппах, в единой информационной олимпиадной сети; макросреду как пространство, обеспечивающее условия для формирования профессионально важных творческих компетенций специалистов через создание системы олимпиадных задач, отражение в них социального и профессионального контекстов будущей деятельности.
Разработанное теоретическое обоснование и концепция олимпиадного движения как эффективного средства формирования профессионально важных творческих компетенций специалиста инновационной сферы, является основой для
использования мотивационного воздействия существующих студенческих олимпиад с целью развития на их основе олимпиадного движения; для проектирования и апробации образовательных технологий, используемых в олимпиадном движении. Включение олимпиадного движения в систему высшего профессионального образования позволит повысить качество образовательного процесса в технических вузах, увеличить долю выпускников, обладающих повышенным уровнем сформированности профессионально важных творческих компетенций и готовностью к инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Барышева Т. А. Креативность: Диагностика и развитие : монография. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 205 с.
2. Попов А. И., Пучков Н. П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография. - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 212 с.
3. Попов А. И., Пучков Н. П. Управление олим-пиадным движением в вузе // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 3 (19). - С. 75-81.
4. Попов А. И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография. - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 80 с.
удк 513 р30 Стакина Елена Сафаровна
Костромской государственный университет имени Н. А.Некрасова
ПОСТРОЕНИЕ ФРАКТАЛЬНЫХ МНОЖЕСТВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В данной статье представлены способы построения фрактальных множеств. Указано, каким образом следует организовать обучение фрактальной геометрии, чтобы направить его на развитие информационных компетенций студентов.
Ключевые слова: информационная компетенция, фрактальное множество, L - система, множество Жюлиа.
В последнее время исследователи всё чаще мира, могут °риентироваться в гостоянто на-
обращаются к проблеме формирования компе- растающем потоке информации и принимать
тентности. Не удивительно, что современные верные решения. работодатели заинтересованы в компетентных Одной из профессиональных компетенций
специалистах, которые готовы работать в быс- бакалавра по направлению шдашшки «При-
троизменяющихся условиях окружающего кладная штештака и информагака» является
© Стакина Е. С., 2011
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
93