практ. конф., Зеленоград, октябрь 1995 / под общ. ред.
О. С. Газмана - М. :УВЦ «Инноватор», 1996. - 72 с.
4. Гаврилов Ю. Звездопад отменяется // Неделя. -№ 5205 (126) от 10 июня 2010 г.
5. Голицына И. А. Социально-педагогическая поддержка будущих офицеров как целевая функция преподавателя военного вуза : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 20 с.
6. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергетическом осмыслении. -СПб. : Logos, 2006. - 414 с.
7. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М. : Наука,
1997. - 283 с.
8. Кулишов В. В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности : Дис. ... канд. пед. наук. -Краснодар, 2000. - 175 с.
9. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. -М. : Просвещение, 1988 - 301 с.
10. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учебно-метод. пособие. - М. : МИРОС,
2002. - 207 с.
11.Москвин В. Г. Психолого-педагогическая поддержка личностно-профессионального самоопределения учащихся специализированных классов военнопограничного профиля : Дис. ... канд. пед. наук. -Хабаровск, 2001. - 233 с.
12. Мудрик А. Н. Общение в процессе воспитания : учеб. пособие. - М. : Пед. общ-во России, 2001. - 320 с.
13. Новиков А. М. Методология образования. -М. : «Эгвейс», 2006. - 488 с.
14. Олекс О. А. Управление развитием образования: организационно-педагогический аспект. -Минск : РИВШ, 2006. - 332 с.
15 .Передня Д. Г. Самообразование курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ и его институциональное регулирование (Социологический анализ) : Дис. ... канд. социол. наук. - М.,
2003. - 217 с.
16. Подповетная Ю. В. Модель педагогического содействия самообразованию курсантов военного вуза : Дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2002. - 182 с.
17. Управление качеством образования : Практикоориентированная монография и методическое пособие / под. ред. М. М. Поташника. - М. : Пед. общ-во России, 2004. - 448 с.
18. Чакрян Т. К. Развитие у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка: Дис. ... канд. пед. наук. - Сочи, 2009. - 175 с.
19. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - 2-е изд. - М. : Сентябрь, 2000. - 111 с.
удк 377 Курачинова Юлия Леонидовна
Карачаево-Черкесский педагогический колледж имени Умара Хабекова
kurachinova@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В статье рассматриваются основные функции педагогического сопровождения формирования организаторской компетентности студентов. Представлено разнообразие форм, методов и условий формирования профессионального интереса будущих педагогов. Содержание статьи раскрывает систему формирования теоретической и практической готовности у студентов педагогического колледжа.
Ключевые слова: Профессиональный интерес, педагог-организатор, организационная компетентность, педагогическая практика, педагогическое сопровождение.
Для решения в практической деятельности за- сформированность профессионального интере-
дач образования современному педагогу необхо- са способствует положительному отношению студимо обладать организационной компетентностью. дентов колледжа к выбранной специальности, по-
Для формирования этой способности большое зна- степенному включению их в самостоятельную
чение имеет устойчивый профессиональный ин- практическую деятельность. Заинтересованность
терес к педагогической теории и практике. в труде учителя является необходимым услови-
Как показывает анализ результатов прохож- ем для развития профессиональных способнос-
дения студентами педагогической практики, тей. Если студент выбрал профессию, полюбил
© Курачинова Ю. Л., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
83
ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе [1].
Формирование профессионального интереса будущих педагогов-организаторов в Карачаево-Черкесском педагогическом колледже представляет собой бинарный процесс. В течение четырёх лет студенты изучают основные психологопедагогические дисциплины и дисциплины дополнительной квалификации «Педагог-организатор», проверяя свою компетентность в ходе педагогической практики.
Для этого в систему дисциплин дополнительной квалификации «Педагог-организатор», входят следующие учебные дисциплины: «Теория и методика организации воспитательной работы с детьми», «Теория и методика воспитательной работы с детскими организациями (объединениями)», «Практикум проведения кружковой работы», «Организация и методика игровой деятельности», «Режиссура культурно-досуговой деятельности», «Практикум по организации культурно-досуговой деятельности», «Оформительское дело», «Обучение вокалу», «Основы практической психологии».
Изучение данных дисциплин позволяет студенту овладевать содержанием различных направлений деятельности педагога-организатора. Среди них выделим следующие:
- содействие развитию личности, талантов и способностей, формирование общей культуры воспитанников;
- организация работы детских клубов, кружков, секций, и других любительских объединений;
- организация игровых программ, вечеров, праздников, походов, экскурсий;
- поддержка социально значимой инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
- поддержка воспитанников в реализации их прав на создание детских ассоциаций, объединений, организаций;
- изучение возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей воспитанников [2].
Период обучения в педагогическом колледже, обоснованный приобретенным педагогическим опытом в период практики, способствует трансформации обыденных, житейских представлений
о назначении и особенностях педагогической деятельности в научную систему знаний.
Этому способствует присвоение студентами новых ролей - педагога, организатора, исследователя, воспитателя. Включение практических заданий в основные теоретические курсы, прохождение студентами педагогического колледжа различных видов практики влияет на эффективность изучения теории профессиональной подготовки, становится основой организационной компетентности будущего педагога.
Подготовка к прохождению педагогической практики по дополнительной квалификации «Педагог-организатор» осуществляется в ходе специальных занятий. Изучение отдельных тем, необходимых студентам для успешного прохождения практики проходит с использованием ситуаций «игры и импровизации». Каждому из студентов предоставляется возможность выступать в роли организатора перед своими однокурсниками: например, провести игру, показать фрагмент воспитательного мероприятия, инсценировать, представить фрагмент или сценарий коллективного творческого дела, продемонстрировать наглядный или методический материал к занятию на определённую тему или по одному из видов деятельности. Студентам предлагаются задания на выбор - подобрать задания к интеллектуально-познавательной игре, играм на знакомство с коллективом и другие; принять участие в педагогической ситуации - и здесь студенты выступают в роли предполагаемых воспитанников. В результате систематического применения и анализа собственных действий обучающиеся вырабатывают организационные навыки и накапливают педагогический опыт. При этом создаются условия для успешного формирования профессионального интереса у будущих педагогов.
Таким образом, формирование профессионального интереса у студентов связано с развитием потребностей в приобретении знаний, выработкой умений и навыков максимальным приближением заданий учебного процесса к их реализации на практике.
В формировании практической готовности будущего педагога-организатора важную роль играет педагогическое сопровождение. Создавая условия для формирования организационной компетентности у студентов дополнительной квалификации «Педагог-организатор» при прохождении ими педагогической практики, препо-
84
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
даватель находится в роли наставника, консультанта, помощника и методиста.
Содержание этих ролей связано с основными функции педагогического сопровождения формирования организационной компетентности студентов:
- проведение диагностики педагогической и методической готовности к педагогической практике;
- помощь в осуществление целеполагания и проектирования конкретных внеклассных занятий и внеурочных воспитательных мероприятий;
- мотивация и вовлечение студентов в процессы самообразования и саморазвития;
- консультирование и коррекция педагогической деятельности студентов;
- осуществление контроля за выполнением заданий в процессе прохождения педагогической практики;
- организация рефлексии педагогической деятельности в процессе педагогической практики [3].
На преподавателя-методиста при этом возлагается ответственность за организацию групповой и индивидуальной работы со студентами в период педагогической практики. В задачи преподавателей входят: психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогической практики; помощь в педагогической деятельности и установлении контактов с сотрудниками образовательного учреждения, оценка результатов педагогической деятельности студентов; консультации и другие формы профессиональной поддержки; индивидуальная помощь студентам.
Все это обеспечивает эффективность формирования профессионального интереса студентов к педагогической деятельности и подтверждает теоретическую и практическую готовность будущих педагогов-организаторов к работе с детьми и подростками.
В соответствии с учебным планом во втором полугодии студенты третьего курса - будущие педагоги-организаторы, выходят на педагогическую практику «Пробные уроки и занятия». Базой для прохождения практики становятся 5-9 классы МОУ города Черкесска «Гимназия №2 9». В ходе практики студенты организуют и проводят классные часы (тематические, личностно ориентированные), стараясь выбирать разнообразные формы и методы воспитывающей деятельности: игры (интеллектуально-познавательные, деловые, физические, психологические),
игровые программы, творческие конкурсы, праздники и развлечения, дискуссии.
Студенты дополнительной квалификации «Педагог-организатор» принимают участие в организации и проведении классных часов для студентов первых курсов нашего педагогического колледжа. Среди самых ярких воспитательных дел для первокурсников были: конкурсная программа «Здравствуйте!»; творческий конкурс, посвященный Дню всех влюблённых «Такая разная любовь»; конкурсные программы, посвящённые 23 февраля «Солдатская смена» и Международному Женскому Дню «Весна, улыбки и цветы!». Такая деятельность способствует формированию и совершенствованию разных групп способностей и умений у студентов, как младших, так и старших курсов: умение держаться перед аудиторией, коммуникативные умения, перцептивные умения, дидактические умения, умение работать в команде. Атмосфера, устанавливающаяся во время такого общения, располагает, развивает, воспитывает.
Будущему педагогу-организатору необходимо быть активной, инициативной, творческой личностью, а для формирования профессионального интереса студентов на занятиях необходимо реализовывать следующие составляющие:
- учебную деятельность строить на основе принципов: единства познавательной и воспитывающей деятельности (целей, задач, содержания, методов, средств, форм работы); самостоятельности, личностной и общественной значимости успешной учебной деятельности, индивидуального подхода;
- создавать атмосферу свободного, продуктивного общения, позволяющего каждому чувствовать себя максимально свободным и раскрепощённым, что, в свою очередь, раскрывает и углубляет эмоциональную сферу человека;
- совершенствовать и анализировать эффективность новых учебно-методических комплексов по разделам изучаемых дисциплин;
- находить новые формы, методы, средства обучения дисциплинам дополнительной подготовки, широко использовать информационные технологии;
- организовывать групповую работу с использованием ситуаций игры, выбора, диалога [2].
Мы разделяем мнение французского физика Паскаля, который говорил: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Для подтверждения этих слов
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1
85
необходимо грамотно организовывать образовательный процесс и педагогическую практику.
При изучении проблемы формирования профессионального интереса студентов мы выделили совокупность педагогических факторов и методических приемов, способствующих повышению интереса, среди которых особое место отводится личности преподавателя, его эрудиции и мастерству преподавания. Существенное место в деле повышения профессионального интереса у студентов занимают в педагогической деятельности традиционные и нетрадиционные формы контроля и оценки знаний, умений, навыков студентов; творческие работы студентов; проектные исследовательские работы (создание учебных презентаций, учебных проектов); создание студенческого портфолио.
Таким образом, в ходе обучения в колледже необходимо развивать и совершенствовать у сту-
дентов способности к самостоятельной творческой работе, к педагогическому мышлению «без образца», осуществляя идеи педагогического сопровождения формирования организационной компетентности будущих педагогов. Разработка методического инструментария педагогического сопровождения формирования организаторской компетентности, на наш взгляд, является актуальной и своевременной, практикоориентированной проблемой.
Библиографический список
1. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика: учеб. пособие. - М. : Московский психо-лого-социальный институт, 2005. - 448 с.
2. Михайлова Н. Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки ребёнка // Народное образование. -
1998. - № 6.
3. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. -М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.
УДК 37.013:78 Михайлова Татьяна Александровна
Оршанский педагогический колледж имени И. К. Глушкова,
Республика Марий Эл mihta 1212@rambler. ш
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассмотрены педагогические условия эффективности процесса развития музыкальной культуры студентов на основе личностно-ориентированного подхода.
Ключевые слова: музыкальная культура студентов, педагогические условия, личностно-ориентированный подход.
Музыка с давних времен применялась как одно из средств воспитания молодого поколения. Именно этот вид искусства, воздействуя на эмоции и чувства, способствует нравственному росту ребенка, развитию его интеллектуальной сферы, творческих способностей, а это особенно актуально для личности современного молодого человека, от которого требуется проявление активности, самостоятельности, творчества, инициативы в организации собственной жизни. Применение на практике личностно-ориентированного подхода в обучении позволяет заложить в учащихся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Исходя из специфики профессионального образования, а также принципов организации личностно-ориентированного обучения мы выделяем комплекс педагогических условий эффективного развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированной подхода. Выделенные условия были реализованы в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами Оршанского педагогического колледжа им. И. К. Глушкова, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика» в период с 2008 по 2010 год. К ним относятся.
1. Разработка и внедрение модели в процесс развития музыкальной культуры студентов
86
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Михайлова Т. А., 2011