7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ Главный редактор Б. М. Бим-Бад, - М.: 2002. - 528 с.
8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]/ В. А. Сластенйн, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: “Школа - Пресс”, 2000. - 512 с.
9. Сластенйн, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]/ В. А. Сластенйн, Г. И. Чижакова. - М., Изд. центр. Академия, 2003. - 192 с.
10. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.-160 с.
11. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание [Текст]/Н. Е. Щуркова. - М.; Пед. об-во. России, 2000. - 128 с.
12. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии [Текст]/
Н. Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 1998. - 250 с.
13. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учебное пособие /Н. Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005- 366 с.
УДК 370
Хазиева Файруза Хазгалиевна
Соискатель кафедры педагогики Бирской государственной социально-педагогической академии, заведующая Туймазинским учебно-методическим центром ГАОУ ДПО «Институт развития образования РБ», [email protected], Бирск
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Khazieva Fairuza Khazgalievna
Seeker of Candidate of Sciences Degree of the Pedagogy Chair at State Social-and-Pedagogical Academy, Chairperson ofTuimazy Training Center at the Republic of Bashkortostan Development of Education Institute, [email protected], Birsk
CONDITIONS OF REALIZATION OF MODEL OF FORMATION OF CULTURE OF TOLERANCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE IN NONLEARNING ACTIVITY
В настоящий момент все чаще поднимаются вопросы подготовки педагогических кадров, так как осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Образовательная система испытывает высокую потребность в педагоге как личности, способной ввести ребенка в мир культуры, научить
его видеть, чувствовать, думать, адаптироваться к жизни. Одним из условий, содействующих развитию личностного ресурса будущего педагога, по нашему мнению является внеучебная (воспитательная и образовательная) деятельность студентов педагогического учебного заведения как одна из подсистем профессиональной социализации и саморазвития личности будущего специалиста.
Внеучебная деятельность студентов обладает актуальным потенциалом для формирования культуры толерантности будущих педагогов учащейся молодежи. В настоящем исследовании ставится вопрос об условиях реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности.
Формирование культуры толерантности педагога должно осуществляться на начальных этапах его вхождения в профессиональную деятельность, а именно в процессе профессиональной подготовки. В нашем исследовании рассматривается процесс формирования культуры толерантности студентов не во всем образовательном пространстве педагогического колледжа, а только во внеучебной деятельности. Первоочередной, актуальной задачей реализации данного процесса является выявление педагогических условий реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа в процессе внеучебной деятельности.
Актуальным и основополагающим моментом в формировании культуры толерантности студентов педагогического колледжа служит педагогическая культура, сформированная у педагогов и формируемая у студентов в период их подготовки и профессионального становления. В данном случае имеется в виду педагогическая культура демократического типа. Демократический тип педагогической культуры основан на сотрудничестве педагога и студента при их обоюдном наделении взаимными правами и обязанностями во внеучебном процессе. В качестве главных ценностей этого типа педагогической культуры выступает развитие личностных качеств студента и прежде всего его порядочности и человечности, любознательности, работоспособности, самостоятельности, толерантности. Для достижения этих целей педагогу предоставляется полная свобода творческого выбора потребных ему форм и методов педагогического воздействия, что в большей мере возможно воплотить при работе со студентами педагогического колледжа именно во внеучебной деятельности.
В. Л. Бенин [1] выделяет педагогическую культуру народную и профессиональную, имеющие разные источники формирования. Педагогическая народная культура не имеет явного и определенного авторства, она передается из поколения в поколение, закладывается, дополняется, обогащается и трансформируется в семье. Поэтому ее источником для студентов является первичная социализация в семьей, предшествовавшая обучению в педагогическом колледже. Поэтому, мы считаем, что условием формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа являются усвоенные молодым человеком семейные ценности, традиции и обычаи, в ко-
торых закладываются основы толерантного осознания, почета и уважения к людям, независимо от их возраста, материального положения, социального статуса. В семье все равны, и стар, и млад. Однако данный процесс не является статичным и достигнутым, во внеучебной деятельности благодаря организации мероприятий с приглашением и активным участием родителей студенты получают возможность продолжить усвоение семейной толерантности. В этом смысле народная и профессиональная педагогическая культура переплетаются теснейшим образом, народная мудрость, семейный опыт подтверждается современной педагогической теорией и практикой.
Зная, понимая и уважая культуру своего народа, своего вероисповедания, своего края, которая усваивается с детства и именно в семье, будущий специалист сможет понять и проявить уважение к культуре «другого», кем и может явиться воспитанник, учащийся. В сохранении истинной преемственности поколений, развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Башкортостана и России заложена основа формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа.
Профессионально-педагогическая культура в педагогическом колледже, являющаяся важной составляющей формирования культуры толерантности в студенческой среде, создается специалистами, разрабатывающими теорию и методику обучения и воспитания в условиях педагогического колледжа, транслируется педагогами, классными руководителями и другими специалистами, несущими ответственностъ за образование учащейся молодежи. Поэтому формирование культуры толерантности студентов педагогического колледжа реализуется в условиях той актуальной и значимой теории и практики, которыми руководствуется педагогический коллектив данного колледжа, а также их собственного профессионально-личного опыта работы со студентами.
Необходимо отметить, что формирование культуры толерантности студентов педагогического колледжа происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, которые во внеучебной деятельности студент практическим, опытным путем перепроверяет, уточняет, примеряет. Также изучение гуманитарных, социально-экономических, общенрофессиональных и специальных дисциплин позволяют заложить основы толерантного сознания и сформировать установку к толерантному поведению. Поэтому учебная и внеучебная виды деятельности студентов педагогического колледжа в этом смысле неразрывны, взаимодополняемы и взаимофункциональны.
Актуальность вопроса формирования культуры толерантности среди студентов требует достижения культуры толерантности не только самой учащейся молодежью, но также руководством и педагогическим коллективом. Толерантные отношения справедливо рассматриваются как результат осознания всеми субъектами образовательного процесса многомерности, разнообразности культур, представленных в педагогическом колледже.
Одним из основных механизмов формирования культуры толерантности
студентов педагогического колледжа является не только включение самого студента в совместный с педагогом внеучебный воспитательный процесс, но и привитие навыков организации такого типа работы. В подготовке активного деятельного участника процессов общественной жизни в современных условиях важную роль играет студенческое самоуправление, формирующее самоутверждение, самопринятие, самоуважение. Студенческое самоуправление в педагогическом колледже - это инициативная, самостоятельная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга.
Студенческое самоуправление в педагогическом колледже разнохарактерно и охватывает всю сферу студенческих интересов. В структуре самоуправления функционирует отдел по научно-исследовательской работе студентов, информационный сектор, сектор по социальной защите, спортивный и культурно-массовый секторы.
Основные функции органов студенческого самоуправления связаны с реализацией в педагогическом колледже основных направлений Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации на 2007-2016 гг., государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», республиканской программы «Формирование гражданина нового Башкортостана» и других важнейших программных документов федерального и республиканского уровня. Формирование культуры толерантности как высоконравственного качества личности требует учета процесса формирования профессионально значимого качества будущего специалиста - гражданственности, то есть социальной ответственности, готовности личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем. Формирование социального активного и высоконравственного гражданина, патриота возможно только в условиях тесного взаимодействия педагогического коллектива и социумов, что можно проследить в созданной в колледже системе гражданско-патриотического воспитания.
Уделяя большое внимание истории родного края, жизни замечательных людей во внеучебной практике ведется систематическое изучение студентами жизни, творчества общественной деятельности земляков. Совместные внеучебные «уроки» гражданственности, музыкально-поэтические встречи, поисково-исследовательская научная работа представляют большую ценность для формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа.
Исследовательская научная деятельность студентов педагогического колледжа, осуществляемая во внеучебной деятельности в «проблемных группах», представляет собой пласт формирования культуры толерантности. Привлечение со стороны педагогов к исследовательской работе студентов и мотивируемая активная самореализация последних в данном направлении способствует не только формированию творческих, поисковых способностей и созданию условий для самореализации личности учащейся молодежи, но и воспитывает у них целостное миропонимание и современное научное
мировоззрение.
Поисково-исследовательская деятельность студентов педагогического колледжа позволяет преодолевать консерватизм, инертность, предубежденность, интолерантность. Поистине выпускник колледжа, призванный быть исследователем, проектировщиком, разработчиком новых технологий образования и воспитания, способен тактично предупредить появление педагогических ошибок в межличностном взаимодействии с учениками, научно подойти к решению педагогической проблемы, что является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущего педагога. Поисково-исследовательская деятельность студентов, формирующая умения (прогнозировать и проектировать развитие личностных качеств своих воспитанников в соответствии с периодами педагогического процесса, поиска инновационных форм и методов работы, соответствующих возникающим педагогическим проблемам, планировать и осуществлять решение педагогических задач в целостном педагогическом процессе) является составной частью подготовки толерантного студента.
Однако следует учесть преемственность поисково-исследовательской научной деятельности от педагога к студенту. Лишь педагог-исследователь, находящийся в постоянном научно-практическом поиске способен сформировать интересующуюся, ищущую личность студента, который в свою очередь, в профессиональной самореализации может заинтересовать в исследовательской работе своих воспитанников.
Результаты исследовательской работы студентов по проблеме культуры толерантности нашли свое отражение в таких формах внеучебной деятельности: участие в конкурсах творческих работ, в конференциях различных уровней и публикации соответствующих статей и тезисов, выпуск специальных стен газет, брошюр и «раскладушек», проведение круглых столов проблемной студенческой группы с привлечением педагогов, классных руководителей педагогического колледжа и других специалистов, прочтение дополнительной специализированной литературы по психологии и педагогике толерантности, проведение старшекурсниками классных часов с младшими курсами колледжа в День самоуправления.
Условием реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности являются существующие и систематически проводимые волонтерские акции. В первую очередь, волонтерство - это добровольческое движение, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества. Во-вторых, волонтерство в сложном, противоречивом мире дает шанс человечества на выживание, являя собой существо будущего. Под словом «волонтер» раскрывается понимание деятельности человека, добровольно взявшего на себя какую-либо работу. Объединение людей в группу волонтеров представляет собой свободные союзы людей, объединённых каким-либо интересом, или же «волонтерское движение», где каждый волонтер работает в какой-либо области по своей воле, согла-
сию, не по принуждению. Волонтерское движение молодежи в современных условиях российского общества является одной из форм добровольной некоммерческой общественной работы, прежде всего студентов, как наиболее инициативной и творческой социальной группы.
Организация и проведение волонтерский акций обусловлено важностью повышения мировоззренческих установок и способствования личностному становлению будущего специалиста, возрастающей необходимость внедрения в воспитательный процесс инновационных форм работы с учащейся молодежью. В связи с данным аспектом волонтерская деятельность приобретает особую актуальность в социальной и воспитательной сфере, предполагающая активное включение, в первую очередь, молодежи, которая обладают большим потенциалом.
Развитие молодежного волонтерского движения в педагогическом колледже способствует изменению мировоззрения студенческой молодежи и тех, кто рядом, развитию у будущих профессионалов практических умений и навыков, удовлетворению потребности в общении и самоуважении, осознанию своей полезности и нужности, развитию в себе важных личностных, профессионально важных качеств, следованию моральным принципам и открытию более духовной стороны жизни.
Из всех существующих видов и форм организации волонтерских движений для формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа наиболее приемлемыми, привлекательными и доступными для решения поставленной задачи являются следующие:
- взаимопомощь или самопомощь. Студенты осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы, то есть таким же, как они студентам, обрести культуру толерантного сознания, отношения, поведения;
- просвещение или пропаганда студентов и педагогов в вопросах культуры толерантности.
Также мы считаем, что условиями реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности являются следующие:
- организационно-управленческое обеспечение этого процесса, к нему, в частности, относится классное руководство студенческими группами в педагогическом колледже;
- разработка и внедрение для классных руководителей специализированного семинара или курсов повышения квалификации на тему «Психологопедагогические условия формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа»;
- конкретные эффективные методы, используемые во внеучебной деятельности и организуемые педагогами и классными руководителями, среди них: беседа, кейс-метод, психолого-педагогические тренинги, круглые столы, деловые игры и др.;
- систематический мониторинг сформированности культуры толерантности студентов педагогического колледжа при помощи специально разра-128
ботанных психолого-педагогических анкет, тестов и метода интервью.
Однако в настоящей статье данные условия реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности для читателей носят лишь ознакомительный характер, подробное их содержание и описание рассмотрено в других публикациях и в диссертационной работе автора.
Таким образом, система внеучебной деятельности вносит весомый вклад в формировании культуры толерантности студентов педагогического колледжа. К эффективным условиям реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности относятся социально-психологическая культура (включающая социальную и психологическую стороны) педагогического колледжа в целом, педагогического коллектива и студенческих групп, народная и профессиональная педагогическая культура демократического типа всех субъектов образовательного процесса, студенческое самоуправление, поисково-исследовательская научная деятельность студентов по проблеме толерантности, проведение волонтерских акций с целью просвещения и пропаганды толерантного поведения и оказания взаимопомощи в студенческой среде для преодоления интолераитности.
Библиографический список
1. Батурина, О. С. Волонтерская деятельность молодежного движения «Будь толерантным!» по формированию толерантного отношения к музыкальным субкультурам // Молодежь в социальном взаимодействии: самореализация, социальная активность, интеграция [Текст]/ О. С. Батурина. // Материалы междунар. науч.-практ. конф. 1-2-декабря 2009 г. - Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.-С. 174-178.
2. Батурина, О. С. Роль «Психологической гостиной» в развитии межличностной толерантности студентов вузов, проживающих в общежитии // Прикладная психология [Текст]: материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. для практикующих психологов, мол. ученых и студен-тов, Екатеринбург, 8-9 апр. 2010 г. / отв. за вып. В. А. Лебедева; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2010./ О. С. Батурина-С. 110-112.
3. Батурина, О. С. Формирование культуры толерантности будущих педагогов [Текст]: учебное пособие./ О. С. Батурина,С. А. Бронников. - Уфа: БИРО, 2010.-228 с.
4. Милова, В. И. Факторы толерантного отношения педагога к молодежи // Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социально ценной личности [Текст]: Материалы Международной научно-практической конференции /Под ред.докт.пед.наук, проф. Ю. И. Юрички./ В. И. Милова, О. С. Батурина. - М.: БирГСПА, 2010. - С. 100-101.
5. Стасенко, Н. М. Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже [Текст]:дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01./Н. М. Стасенко Ставрополь, 2004. - 226 с.
6. Фирсова, С. А. Внеучебная работа в юридическом колледже как основа формирования жизненного стиля учащихся [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08./
С. А. Фирсова. - Москва, 2005. - 169 с.
УДК 37.013.42
Тукачева Юлия Сергеевна
Аспирант кафедры философии Сургутского государственного университета, п icastar@mail. г и, Сургут
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
Tukachova Julia Sergeevna
Post-graduate student Surgut Slate University, [email protected], Surgut
GENDER ASPECT OF SELF-IDENTIFICATION AND SOCIALIZATION IN EDUCATION
Все крупнейшие этические учения и теории когнитивного развития основывались на исследованиях, касающихся исключительно мужчин и особенностей мужской социализации, несмотря на то, что в это же самое время женщины социализировались в абсолютно других условиях и по иным принципам. Эти различия в способах социализации, в правилах воспитания девочек и мальчиков вели к разным моральным ориентирам, тогда как теории преподносили «мужские» ценности как универсальные, единые для всего человечества. Самыми очевидными приоритетами феминной социализации, имеющими непосредственное отношение к оформлению нравственной позиции субъекта, являются забота о других и отзывчивость, внимание к их нуждам. Для маскулинной социализации, в свою очередь, характерен акцент на справедливости в отношении других и уважение их прав.
Неудивительно, что теория, созданная на основе жизненного опыта мужчин, измеряла и оценивала женщин как менее зрелых и менее приспособленных к жизни в обществе. Тем самым, моральное развитие мужчин представлялось как норма, и любой вопрос о множественности форм человеческой нравственности просто исключался из обсуждения [12, с. 130-131].
Наблюдение за повседневной жизнью дает возможность сделать вывод о существовании заметных личностных различий между взрослыми мужчинами и женщинами в нашем обществе. Во многих эмоциональных и социальных характеристиках эта дифференциация ощутима с раннего возраста. Важный аспект личностного развития, обнаруживающий традиционные половые различия, включает интересы, предпочтения, идеалы, установки и личные ценности. Вследствие сравнительно утонченной и устойчивой сущности эти особенности часто оказывают непредвиденное влияние не только на развитие эмоциональных и характерных черт, но также на достижения и действительные возможности человека.