Научная статья на тему 'Условия реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности'

Условия реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКИЕ АКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазиева Файруза Хазгалиевна

Автором рассмотрены педагогическая культура, студенческое самоуправление, исследовательская деятельность студентов, волонтерские акции как эффективные условия реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазиева Файруза Хазгалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности»

7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ Главный редактор Б. М. Бим-Бад, - М.: 2002. - 528 с.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]/ В. А. Сластенйн, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: “Школа - Пресс”, 2000. - 512 с.

9. Сластенйн, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]/ В. А. Сластенйн, Г. И. Чижакова. - М., Изд. центр. Академия, 2003. - 192 с.

10. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.-160 с.

11. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание [Текст]/Н. Е. Щуркова. - М.; Пед. об-во. России, 2000. - 128 с.

12. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии [Текст]/

Н. Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 1998. - 250 с.

13. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учебное пособие /Н. Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005- 366 с.

УДК 370

Хазиева Файруза Хазгалиевна

Соискатель кафедры педагогики Бирской государственной социально-педагогической академии, заведующая Туймазинским учебно-методическим центром ГАОУ ДПО «Институт развития образования РБ», Bosbeer@maH.ru, Бирск

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Khazieva Fairuza Khazgalievna

Seeker of Candidate of Sciences Degree of the Pedagogy Chair at State Social-and-Pedagogical Academy, Chairperson ofTuimazy Training Center at the Republic of Bashkortostan Development of Education Institute, Bosbeer@mail.ru, Birsk

CONDITIONS OF REALIZATION OF MODEL OF FORMATION OF CULTURE OF TOLERANCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE IN NONLEARNING ACTIVITY

В настоящий момент все чаще поднимаются вопросы подготовки педагогических кадров, так как осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Образовательная система испытывает высокую потребность в педагоге как личности, способной ввести ребенка в мир культуры, научить

его видеть, чувствовать, думать, адаптироваться к жизни. Одним из условий, содействующих развитию личностного ресурса будущего педагога, по нашему мнению является внеучебная (воспитательная и образовательная) деятельность студентов педагогического учебного заведения как одна из подсистем профессиональной социализации и саморазвития личности будущего специалиста.

Внеучебная деятельность студентов обладает актуальным потенциалом для формирования культуры толерантности будущих педагогов учащейся молодежи. В настоящем исследовании ставится вопрос об условиях реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности.

Формирование культуры толерантности педагога должно осуществляться на начальных этапах его вхождения в профессиональную деятельность, а именно в процессе профессиональной подготовки. В нашем исследовании рассматривается процесс формирования культуры толерантности студентов не во всем образовательном пространстве педагогического колледжа, а только во внеучебной деятельности. Первоочередной, актуальной задачей реализации данного процесса является выявление педагогических условий реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа в процессе внеучебной деятельности.

Актуальным и основополагающим моментом в формировании культуры толерантности студентов педагогического колледжа служит педагогическая культура, сформированная у педагогов и формируемая у студентов в период их подготовки и профессионального становления. В данном случае имеется в виду педагогическая культура демократического типа. Демократический тип педагогической культуры основан на сотрудничестве педагога и студента при их обоюдном наделении взаимными правами и обязанностями во внеучебном процессе. В качестве главных ценностей этого типа педагогической культуры выступает развитие личностных качеств студента и прежде всего его порядочности и человечности, любознательности, работоспособности, самостоятельности, толерантности. Для достижения этих целей педагогу предоставляется полная свобода творческого выбора потребных ему форм и методов педагогического воздействия, что в большей мере возможно воплотить при работе со студентами педагогического колледжа именно во внеучебной деятельности.

В. Л. Бенин [1] выделяет педагогическую культуру народную и профессиональную, имеющие разные источники формирования. Педагогическая народная культура не имеет явного и определенного авторства, она передается из поколения в поколение, закладывается, дополняется, обогащается и трансформируется в семье. Поэтому ее источником для студентов является первичная социализация в семьей, предшествовавшая обучению в педагогическом колледже. Поэтому, мы считаем, что условием формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа являются усвоенные молодым человеком семейные ценности, традиции и обычаи, в ко-

торых закладываются основы толерантного осознания, почета и уважения к людям, независимо от их возраста, материального положения, социального статуса. В семье все равны, и стар, и млад. Однако данный процесс не является статичным и достигнутым, во внеучебной деятельности благодаря организации мероприятий с приглашением и активным участием родителей студенты получают возможность продолжить усвоение семейной толерантности. В этом смысле народная и профессиональная педагогическая культура переплетаются теснейшим образом, народная мудрость, семейный опыт подтверждается современной педагогической теорией и практикой.

Зная, понимая и уважая культуру своего народа, своего вероисповедания, своего края, которая усваивается с детства и именно в семье, будущий специалист сможет понять и проявить уважение к культуре «другого», кем и может явиться воспитанник, учащийся. В сохранении истинной преемственности поколений, развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Башкортостана и России заложена основа формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа.

Профессионально-педагогическая культура в педагогическом колледже, являющаяся важной составляющей формирования культуры толерантности в студенческой среде, создается специалистами, разрабатывающими теорию и методику обучения и воспитания в условиях педагогического колледжа, транслируется педагогами, классными руководителями и другими специалистами, несущими ответственностъ за образование учащейся молодежи. Поэтому формирование культуры толерантности студентов педагогического колледжа реализуется в условиях той актуальной и значимой теории и практики, которыми руководствуется педагогический коллектив данного колледжа, а также их собственного профессионально-личного опыта работы со студентами.

Необходимо отметить, что формирование культуры толерантности студентов педагогического колледжа происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, которые во внеучебной деятельности студент практическим, опытным путем перепроверяет, уточняет, примеряет. Также изучение гуманитарных, социально-экономических, общенрофессиональных и специальных дисциплин позволяют заложить основы толерантного сознания и сформировать установку к толерантному поведению. Поэтому учебная и внеучебная виды деятельности студентов педагогического колледжа в этом смысле неразрывны, взаимодополняемы и взаимофункциональны.

Актуальность вопроса формирования культуры толерантности среди студентов требует достижения культуры толерантности не только самой учащейся молодежью, но также руководством и педагогическим коллективом. Толерантные отношения справедливо рассматриваются как результат осознания всеми субъектами образовательного процесса многомерности, разнообразности культур, представленных в педагогическом колледже.

Одним из основных механизмов формирования культуры толерантности

студентов педагогического колледжа является не только включение самого студента в совместный с педагогом внеучебный воспитательный процесс, но и привитие навыков организации такого типа работы. В подготовке активного деятельного участника процессов общественной жизни в современных условиях важную роль играет студенческое самоуправление, формирующее самоутверждение, самопринятие, самоуважение. Студенческое самоуправление в педагогическом колледже - это инициативная, самостоятельная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга.

Студенческое самоуправление в педагогическом колледже разнохарактерно и охватывает всю сферу студенческих интересов. В структуре самоуправления функционирует отдел по научно-исследовательской работе студентов, информационный сектор, сектор по социальной защите, спортивный и культурно-массовый секторы.

Основные функции органов студенческого самоуправления связаны с реализацией в педагогическом колледже основных направлений Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации на 2007-2016 гг., государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», республиканской программы «Формирование гражданина нового Башкортостана» и других важнейших программных документов федерального и республиканского уровня. Формирование культуры толерантности как высоконравственного качества личности требует учета процесса формирования профессионально значимого качества будущего специалиста - гражданственности, то есть социальной ответственности, готовности личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем. Формирование социального активного и высоконравственного гражданина, патриота возможно только в условиях тесного взаимодействия педагогического коллектива и социумов, что можно проследить в созданной в колледже системе гражданско-патриотического воспитания.

Уделяя большое внимание истории родного края, жизни замечательных людей во внеучебной практике ведется систематическое изучение студентами жизни, творчества общественной деятельности земляков. Совместные внеучебные «уроки» гражданственности, музыкально-поэтические встречи, поисково-исследовательская научная работа представляют большую ценность для формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа.

Исследовательская научная деятельность студентов педагогического колледжа, осуществляемая во внеучебной деятельности в «проблемных группах», представляет собой пласт формирования культуры толерантности. Привлечение со стороны педагогов к исследовательской работе студентов и мотивируемая активная самореализация последних в данном направлении способствует не только формированию творческих, поисковых способностей и созданию условий для самореализации личности учащейся молодежи, но и воспитывает у них целостное миропонимание и современное научное

мировоззрение.

Поисково-исследовательская деятельность студентов педагогического колледжа позволяет преодолевать консерватизм, инертность, предубежденность, интолерантность. Поистине выпускник колледжа, призванный быть исследователем, проектировщиком, разработчиком новых технологий образования и воспитания, способен тактично предупредить появление педагогических ошибок в межличностном взаимодействии с учениками, научно подойти к решению педагогической проблемы, что является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущего педагога. Поисково-исследовательская деятельность студентов, формирующая умения (прогнозировать и проектировать развитие личностных качеств своих воспитанников в соответствии с периодами педагогического процесса, поиска инновационных форм и методов работы, соответствующих возникающим педагогическим проблемам, планировать и осуществлять решение педагогических задач в целостном педагогическом процессе) является составной частью подготовки толерантного студента.

Однако следует учесть преемственность поисково-исследовательской научной деятельности от педагога к студенту. Лишь педагог-исследователь, находящийся в постоянном научно-практическом поиске способен сформировать интересующуюся, ищущую личность студента, который в свою очередь, в профессиональной самореализации может заинтересовать в исследовательской работе своих воспитанников.

Результаты исследовательской работы студентов по проблеме культуры толерантности нашли свое отражение в таких формах внеучебной деятельности: участие в конкурсах творческих работ, в конференциях различных уровней и публикации соответствующих статей и тезисов, выпуск специальных стен газет, брошюр и «раскладушек», проведение круглых столов проблемной студенческой группы с привлечением педагогов, классных руководителей педагогического колледжа и других специалистов, прочтение дополнительной специализированной литературы по психологии и педагогике толерантности, проведение старшекурсниками классных часов с младшими курсами колледжа в День самоуправления.

Условием реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности являются существующие и систематически проводимые волонтерские акции. В первую очередь, волонтерство - это добровольческое движение, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества. Во-вторых, волонтерство в сложном, противоречивом мире дает шанс человечества на выживание, являя собой существо будущего. Под словом «волонтер» раскрывается понимание деятельности человека, добровольно взявшего на себя какую-либо работу. Объединение людей в группу волонтеров представляет собой свободные союзы людей, объединённых каким-либо интересом, или же «волонтерское движение», где каждый волонтер работает в какой-либо области по своей воле, согла-

сию, не по принуждению. Волонтерское движение молодежи в современных условиях российского общества является одной из форм добровольной некоммерческой общественной работы, прежде всего студентов, как наиболее инициативной и творческой социальной группы.

Организация и проведение волонтерский акций обусловлено важностью повышения мировоззренческих установок и способствования личностному становлению будущего специалиста, возрастающей необходимость внедрения в воспитательный процесс инновационных форм работы с учащейся молодежью. В связи с данным аспектом волонтерская деятельность приобретает особую актуальность в социальной и воспитательной сфере, предполагающая активное включение, в первую очередь, молодежи, которая обладают большим потенциалом.

Развитие молодежного волонтерского движения в педагогическом колледже способствует изменению мировоззрения студенческой молодежи и тех, кто рядом, развитию у будущих профессионалов практических умений и навыков, удовлетворению потребности в общении и самоуважении, осознанию своей полезности и нужности, развитию в себе важных личностных, профессионально важных качеств, следованию моральным принципам и открытию более духовной стороны жизни.

Из всех существующих видов и форм организации волонтерских движений для формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа наиболее приемлемыми, привлекательными и доступными для решения поставленной задачи являются следующие:

- взаимопомощь или самопомощь. Студенты осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы, то есть таким же, как они студентам, обрести культуру толерантного сознания, отношения, поведения;

- просвещение или пропаганда студентов и педагогов в вопросах культуры толерантности.

Также мы считаем, что условиями реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности являются следующие:

- организационно-управленческое обеспечение этого процесса, к нему, в частности, относится классное руководство студенческими группами в педагогическом колледже;

- разработка и внедрение для классных руководителей специализированного семинара или курсов повышения квалификации на тему «Психологопедагогические условия формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа»;

- конкретные эффективные методы, используемые во внеучебной деятельности и организуемые педагогами и классными руководителями, среди них: беседа, кейс-метод, психолого-педагогические тренинги, круглые столы, деловые игры и др.;

- систематический мониторинг сформированности культуры толерантности студентов педагогического колледжа при помощи специально разра-128

ботанных психолого-педагогических анкет, тестов и метода интервью.

Однако в настоящей статье данные условия реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности для читателей носят лишь ознакомительный характер, подробное их содержание и описание рассмотрено в других публикациях и в диссертационной работе автора.

Таким образом, система внеучебной деятельности вносит весомый вклад в формировании культуры толерантности студентов педагогического колледжа. К эффективным условиям реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности относятся социально-психологическая культура (включающая социальную и психологическую стороны) педагогического колледжа в целом, педагогического коллектива и студенческих групп, народная и профессиональная педагогическая культура демократического типа всех субъектов образовательного процесса, студенческое самоуправление, поисково-исследовательская научная деятельность студентов по проблеме толерантности, проведение волонтерских акций с целью просвещения и пропаганды толерантного поведения и оказания взаимопомощи в студенческой среде для преодоления интолераитности.

Библиографический список

1. Батурина, О. С. Волонтерская деятельность молодежного движения «Будь толерантным!» по формированию толерантного отношения к музыкальным субкультурам // Молодежь в социальном взаимодействии: самореализация, социальная активность, интеграция [Текст]/ О. С. Батурина. // Материалы междунар. науч.-практ. конф. 1-2-декабря 2009 г. - Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.-С. 174-178.

2. Батурина, О. С. Роль «Психологической гостиной» в развитии межличностной толерантности студентов вузов, проживающих в общежитии // Прикладная психология [Текст]: материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. для практикующих психологов, мол. ученых и студен-тов, Екатеринбург, 8-9 апр. 2010 г. / отв. за вып. В. А. Лебедева; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2010./ О. С. Батурина-С. 110-112.

3. Батурина, О. С. Формирование культуры толерантности будущих педагогов [Текст]: учебное пособие./ О. С. Батурина,С. А. Бронников. - Уфа: БИРО, 2010.-228 с.

4. Милова, В. И. Факторы толерантного отношения педагога к молодежи // Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социально ценной личности [Текст]: Материалы Международной научно-практической конференции /Под ред.докт.пед.наук, проф. Ю. И. Юрички./ В. И. Милова, О. С. Батурина. - М.: БирГСПА, 2010. - С. 100-101.

5. Стасенко, Н. М. Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже [Текст]:дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01./Н. М. Стасенко Ставрополь, 2004. - 226 с.

6. Фирсова, С. А. Внеучебная работа в юридическом колледже как основа формирования жизненного стиля учащихся [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08./

С. А. Фирсова. - Москва, 2005. - 169 с.

УДК 37.013.42

Тукачева Юлия Сергеевна

Аспирант кафедры философии Сургутского государственного университета, п icastar@mail. г и, Сургут

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

Tukachova Julia Sergeevna

Post-graduate student Surgut Slate University, nicastar@mail.ru, Surgut

GENDER ASPECT OF SELF-IDENTIFICATION AND SOCIALIZATION IN EDUCATION

Все крупнейшие этические учения и теории когнитивного развития основывались на исследованиях, касающихся исключительно мужчин и особенностей мужской социализации, несмотря на то, что в это же самое время женщины социализировались в абсолютно других условиях и по иным принципам. Эти различия в способах социализации, в правилах воспитания девочек и мальчиков вели к разным моральным ориентирам, тогда как теории преподносили «мужские» ценности как универсальные, единые для всего человечества. Самыми очевидными приоритетами феминной социализации, имеющими непосредственное отношение к оформлению нравственной позиции субъекта, являются забота о других и отзывчивость, внимание к их нуждам. Для маскулинной социализации, в свою очередь, характерен акцент на справедливости в отношении других и уважение их прав.

Неудивительно, что теория, созданная на основе жизненного опыта мужчин, измеряла и оценивала женщин как менее зрелых и менее приспособленных к жизни в обществе. Тем самым, моральное развитие мужчин представлялось как норма, и любой вопрос о множественности форм человеческой нравственности просто исключался из обсуждения [12, с. 130-131].

Наблюдение за повседневной жизнью дает возможность сделать вывод о существовании заметных личностных различий между взрослыми мужчинами и женщинами в нашем обществе. Во многих эмоциональных и социальных характеристиках эта дифференциация ощутима с раннего возраста. Важный аспект личностного развития, обнаруживающий традиционные половые различия, включает интересы, предпочтения, идеалы, установки и личные ценности. Вследствие сравнительно утонченной и устойчивой сущности эти особенности часто оказывают непредвиденное влияние не только на развитие эмоциональных и характерных черт, но также на достижения и действительные возможности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.