с
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Феттер Инна Витальевна «Интериоризация педагогических ценностей в условиях студенческого конкурса «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее»
УДК 37.034 ,
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО КОНКУРСА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»
Феттер Инна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет, Петрухина Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье анализируются ценности как основа современного образования. Рассматривается система профессиональных педагогических ценностей в контексте подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Особое внимание уделяется анализу возможностей конкурса творческих работ студентов как механизма интериоризации профессиональных ценностей в образовательном процессе вуза. На основе эмпирических материалов анализируются результаты участия студентов в конкурсной деятельности профессиональной направленности, а также обозначаются перспективные линии развития конкурсного движения в педагогическом вузе.
Ключевые слова: ценности, профессиональные педагогические ценности, интериоризация, конкурс.
INTERIORIZATION OF PEDAGOGICAL VALUES UNDER CONDITIONS OF THE STUDENT COMPETITION "SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION: A VIEW TO THE FUTURE"
I.V. Fetter candidate of pedagogical sciences, associate professor,
Omsk State Pedagogical University, department of pedagogics O.A.Petrukhina candidate of pedagogical sciences, associate professor,
Omsk State Pedagogical University, department of pedagogics
Abstract. The article analyzes values as the basis of modern education. The system of professional pedagogical values in the context of preparing students for the spiritual and moral education of schoolchildren is considered. Particular attention is paid to the analysis of the possibilities of the contest of creative works of students as a mechanism for internalization of professional values in the educational process of the university. On the basis of empirical materials, the results of students' participation in competitive activities of a professional orientation are analyzed, and prospective lines of development of competitive movement in the pedagogical university are designated.
Keywords: values, professional pedagogical values, interiorization, competition.
Кардинальные социальные изменения, произошедшие в конце XX столетия, не могли не повлиять на становление нескольких поколений молодых людей.
Время смены ценностных ориентиров, как определили исследователи период конца XX - начала XXI века, характеризовалось размыванием, искажением ценност-
№ 2, 2018 (5)
ного поля, игнорированием и даже отрицанием значимых для предыдущего поколения россиян ценностей. Утрата ценностей стала восприниматься профессиональным педагогическим сообществом как своеобразный индикатор неблагополучия в различных аспектах, прежде всего, духовной жизни, как социальный кризис и как реальная угроза стабильности и будущности государства.
Констатация выявленных обстоятельств обусловила необходимость коррекции социального заказа по подготовке молодежи к жизни в обществе. В этой связи особое значение приобрела работа учреждений системы образования страны как социальных институтов, призванных обеспечить нравственное здоровье и устойчивое развитие общества. Особая социальная миссия возлагается на педагогические вузы, которые несут ответственность не только за качество профессиональной подготовки педагогических кадров, но и обладают необходимыми ресурсами, способствующими развитию ценностно-смысловой сферы профессионального сообщества педагогов.
Как любое сложное явление ценность характеризуется многообразием содержательного наполнения и трактовок в различных науках. При этом неоспоримо считать ценностью то, что имеет для человека весомое значение, то, что отличается от привычного и неосознаваемого, чем человек реально дорожит. Анализ сущности ценностей, истории становления теории ценностей, проведенный Л.В. Баевой, позволил автору установить, что в самом общем виде ценность может быть определена как комплекс определенных переживаний (волевых, эмоциональных, интеллектуальных и др.), которые воплощают в себе наиболее значимые целе- и смыслосодер-жащие притязания и устремления личности 1.
Рассмотрение ценности как ориентира развития личности [Л.В. Баева], как способа ее самореализации [А. Маслоу] объясняет место ценностно-мотивационной сферы в структуре личности и актуализирует работу по формированию профессионального ценностно-смыслового поля студенческой молодежи. Очевидно, что становление всей ценностной сферы человека происходит в процессе социализации и не ограничивается только рамками студенческого периода жизни. Тем не менее, эффективность профессионального ценностного самоопределения студентов определяется содержанием и организацией целенаправленной работы вуза по профессиональному воспитанию.
Исследователи констатируют, что однозначно классифицировать ценности сложно. Признается, что ни традиционная классификация ценностей: материальные (ценности, которые существуют в форме вещей) и духовные (моральные, религиозные, художественные, политические и др.), ни деление ценностей на ценности-цели (ради чего человек живет - терминальные ценности) и ценности-средства (с помощью чего он живет - инструментальные ценности) не исчерпывают всего многообразия и особенностей, присущих ценностям человека в современном мире.
В качестве фундамента современного российского образования рассматривается содержание и организация воспитания на основе базовых национальных ценностей, сформулированных в документах Федеральных государственных обра-
1Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: монография. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. - 279 с.
ft}^ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Феттер Инна Витальевна «Интериоризация педагогических ценностей в условиях студенческого конкурса «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее»
зовательных стандартов общего образования2. Система базовых национальных ценностей включается в себя такие понятия, как «патриотизм», «социальная солидарность», «гражданственность», «семья», «труд и творчество», «наука», «традиционные российские религии», «искусство и литература», «природа» и «человечество».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в качестве основных принципов декларируются идеи социальной востребованности духовно-нравственного воспитания и социально-педагогического партнерства системы образования с такими субъектами социализации, как семья, общественные организации, традиционные религиозные объединения, учреждения культуры и др. Действительно, без объединения усилий всех социальных институтов невозможно сохранение духовных отечественных традиций и построение культурного диалога поколений. В этом контексте принцип социального партнерства в решении задач духовно-нравственного воспитания детей и молодежи созвучен понятию «соработничество», которое обозначает не только совместные действия (сотрудничество), но и совместные духовные усилия на основе общности ценностей и целей.
Таким образом, за ценностно-нормативную основу современного образования приняты две большие группы ценностей: общечеловеческие и базовые национальные ценности. Вместе с этим профессиональная подготовка будущих педагогов предполагает не только личностное ценностно-смысловое самоопределение, но и формирование системы профессиональных педагогических ценностей.
Теоретическими основаниями исследований проблематики профессиональных ценностей педагога стали работы В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, И.Ф. Исаева, С.Г. Вершловского и др. Понятие «педагогические ценности» в современной литературе трактуется как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность, как познавательно-действующая система, являющаяся опосредующим и связующим звеном между общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога3.
В логике сложившегося в педагогической науке подхода к уровням реализации педагогических ценностей обозначаются социально-педагогические, групповые и личностные профессиональные ценности педагога. При этом в соответствии с аксиологическим подходом в процессе формирования системы профессиональных ценностей педагога, в том числе в период обучения в вузе, происходит интеграция общечеловеческих, базовых национальных и профессиональных ценностей. Более того, специфика будущей деятельности предполагает готовность выпускников педагогического вуза к работе по формированию системы ценностей различных категорий обучающихся в соответствии с запросами социума, семьи и интересами личности. Этот ракурс педагогической профессии обозначает особую ответственность всего профессионального педагогического сообщества за нравственное здоровье детей и молодежи, а значит, за будущее страны.
Результат ценностно-смыслового самоопределения студентов может быть представлен как аксиологическое богатство личности молодого педагога. Достиже-
2Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
3Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учебник для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; ред. В. А. Сластенин. - 9-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008. - 567 с.
№ 2, 2018 (5)
ние этого профессионально значимого качества выпускника педагогического вуза обеспечивается применением современных гуманитарных образовательных технологий, интеграцией учебной и внеучебной деятельности, разнообразием организационных форм образовательного процесса. При этом личностное аксиологическое становление студентов происходит в процессе присвоения профессиональных социальных и групповых ценностей, которое может рассматриваться как интериори-зация.
Интериоризация - это формирование внутреннего мира человека под воздействием объективных и интерсубъективных структур (деятельности, социальных норм, культурных ценностей, традиций, представлений, стереотипов и т.п.)4. Буквально этот процесс обозначает переход извне внутрь, а в общем понимании трактуется как усвоение информации, знаний, ролей, ценностных предпочтений 5.
Практика образовательного процесса в педагогическом вузе показывает, что процесс интериоризации профессиональных ценностей будущих педагогов, целесообразно рассматривать не только с позиции учебной деятельности студентов, но и в формате профессионально ориентированной внеучебной деятельности студентов. Эффективной организационной формой, которая отвечает задачам духовно-нравственного развития обучающихся в логике компетентностного подхода в высшем образовании и позволяет интегрировать различные направления профессиональной подготовки будущих педагогов, на наш взгляд, является конкурс.
Если рассматривать конкурс как профессиональное соревнование для определения лучших, можно констатировать, что именно эта форма организации вне-учебной деятельности располагает широкими возможностями по интериоризации профессиональных ценностей. Студенческий профессиональный конкурс является насыщенным образовательным и коммуникативным пространством, где происходит активное взаимодействие участников и своеобразный обмен профессиональными и личностными ценностями.
Одним из традиционных конкурсов Омского государственного педагогического университета является Региональный конкурс творческих работ студентов «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее», который с 2014 года ежегодно проводится кафедрой педагогики в рамках реализации стратегического проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в системе образования Омского региона».
Целью конкурса творческих работ студентов по проблемам духовно-нравственного воспитания является реализация и поддержка творческого потенциала молодежи, стимулирование студентов к освоению современных подходов к нравственному воспитанию детей и молодежи; создание условий для осмысления и распространения педагогического опыта использования современных методик и технологий в области духовно-нравственного воспитания.
Анонсирование и презентация конкурса в период с 2014 по 2018 год систематически проводились на информационных площадках города Омска и Омского региона для различной целевой аудитории:
4Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). иВ1_: https://bigenc.ru/psychology/ text/2014359 (дата обращения: 02.07.2018).
5Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб. : Еврознак; М.: Ол-ма-Пресс, 2003. — 666 с.
^^православная педагогика
Феттер Инна Витальевна «Интериоризация педагогических ценностей в условиях студенческого конкурса «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее»
• Общественная палата Омской области;
• кафедра педагогики Омского государственного педагогического университета;
• Православный образовательный сайт Омской митрополии;
• курсы повышения квалификации педагогов города Омска и Омской области;
• Омский межмуниципальный образовательный форум;
• форум-презентация наукоемких социальных проектов «Наш вклад»;
• проект «Педагогический класс»;
• базовые кафедры Омского государственного педагогического университета в образовательных организациях города и Омского региона;
• научно-практические конференции6.
За прошедший период в конкурсе приняли участие 243 студента очной и заочной форм обучения бакалавриата и магистратуры не только педагогических вузов, но и различных образовательных организаций:
• Омского государственного педагогического университета;
• Новосибирского государственного педагогического университета;
• Омского государственного университет им. Ф.М. Достоевского;
• Омского государственного института сервиса;
• Музыкального училища (колледж) им. В.Я. Шебалина;
• Омского государственного технического университета;
• Омского государственного медицинского университета;
• Омского государственного университета путей сообщения;
• Омского государственного аграрного университета.
Качественный анализ конкурсных работ показал, что в процессе подготовки конкурсных работ студенты проектируют и реализуют мероприятия по основным направлениям воспитательной деятельности, соответствующим системе базовых национальных ценностей: экологическому, семейному, гражданскому, благотворительности (волонтерство), духовно-нравственному, эстетическому воспитанию детей и молодежи. Вместе с этим тематика и формы представления конкурсных работ достаточно разнообразны, что подтверждается примерами. Экологическое воспитание:
• конкурс «Здоровье моей планеты»;
• кейс «А ты внимателен к природе?»; проект Клуб «Солнышата». Семейное воспитание:
• методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание учащихся через возрождение традиции домашнего музицирования»;
6«Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования». Международная научно-практическая конференция, Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, 2017.
«Образование из будущего: обучение, воспитание, развитие». Научно-практическая конференция, посвященная юбилею кафедр педагогики и психологии. Омский государственный педагогический университет, Омск , 2017.
«Образование в современном мире: новое время - новые решения». Международная научно-практическая конференция Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск, 2016.
«Воспитание в изменяющемся мире». Международная научно-практическая конференция, Омский государственный педагогический университет, Омск, 2015.
№ 2, 2018 (5)
• презентация семейного клуба «Ладушки»;
• классный час «Моя семья»;
• сценарий воспитательного события «Мама, папа, я - читающая семья»;
• программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Я и семья»;
• классный час «Семья и семейные ценности». Религиозное воспитание:
• дискуссия «Научная и библейская картина мира»;
• программа летнего православного лагеря для средней общеобразовательной школы;
• тематическая интерактивная экскурсия «Портреты бывают разные...» (отличие иконы от портрета);
• тематическая интерактивная экскурсия «Икона «Ангел Хранитель»;
• урок-размышление «Религия против терроризма»;
• проект православной школы лидеров;
• программа православного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Лукоморье»;
• программа «Социальное воспитание в православном лагере». Патриотическое воспитание:
• проект «И пусть поколения знают»;
• программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 5-9-х классов «Растим патриотов России»;
• литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам»;
• учебно-методический комплекс социально значимого проекта по изучению истории культуры и быта омичей (19-20 век) «Русская изба: от печки до лавочки»;
• программа внеурочной деятельности «Социализация детей через приобщение к народной культуре»;
• культурно-просветительский проект «Я - патриот»;
• духовно-просветительский проект «Эту землю малой родиной зову»;
• программа неурочной деятельности «Георгиевская ленточка»;
• классный час «Война и Победа в жизни человека, города, страны»;
• сценарий воспитательного мероприятия «С любовью к России»;
• программа внеурочной деятельности «Краеведение»;
• программа внеурочной деятельности «Многовековая Русь». Благотворительность (волонтерство):
• программа деятельности волонтерского отряда «Ритм» «Мы вместе»;
• программа волонтерского движения «Миссия Доброй Воли»;
• социальный проект, направленный на поддержку детей «Мы разные - мы равные»;
• благотворительная акция «Может ли одна мечта изменить мир?»;
• программа работы волонтерского отряда «Помогая другим, мы помогаем себе».
Нравственно-этическое воспитание:
• сценарий воспитательного события «Давай дружить» в рамках познавательной культурно-досуговой программы «Азбука этикета» для младших школьников;
• общешкольные акции «А я тебе желаю, друг.»;
православная педагогика
Феттер Инна Витальевна «Интериоризация педагогических ценностей в условиях студенческого конкурса «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее»
• методическая разработка внеклассного мероприятия «Как преодолеть в себе «маленького человека?»;
• методическая разработка внеклассного мероприятия «Актуальна ли сегодня совесть?»;
• программа внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности»;
• программа воспитательной деятельности класса «Здоровый школьник, здоровое общество»;
• урок «Красота души человека»;
• методическая разработка внеклассного мероприятия «За мир и согласие в нашем доме»;
• классный час «Жить по совести»;
• программа по развитию толерантного отношения «Жить в мире с собой и другими»;
• литературно-познавательный квест «В поисках лучшего друга»;
• социально-педагогический проект «Радуга добра»;
• культурно-просветительский проект «На пути к нравственности»;
• квест «Твори добро»;
• проект «Необычные дети в обычной школе»;
• устный журнал «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни»;
• разработка внеурочного занятия для младших школьников «Каким я хочу стать?»;
• проект «Один в поле не воин!»;
• проект «Быть на равных»;
• программа внеурочной деятельности «Азбука вежливости».
Анализ конкурсных работ 2014-2018 гг. позволяет констатировать, что наряду с традиционными, студенты предлагают современные формы представления методических материалов. К таким можно отнести кейс «Проблема взросления современных детей», культурно-просветительский проект «Влияние массовой культуры на сознание молодежи», квест «А нравственен ли ты?» и другие.
В процессе разработки, реализации и представления конкурсных работ студенты исследуют проблематику духовно-нравственного воспитания, изучают нормативную и психолого-педагогическую литературу, анализируют лучшие работы предыдущих конкурсов, знакомятся с тематическими источниками информации, изучают лучшие практики воспитательного процесса региональной системы образования. Этот процесс традиционно проходит в формате размышлений и обсуждений в студенческой группе наиболее острых вопросов жизнедеятельности образовательных организаций, проблем, возникающих сегодня в детской и молодежной среде. Коллективный творческий и дискуссионный характер проектирования конкурсных работ побуждает участников к проявлению профессионально-личностной позиции, позволяет обогащать и, порой, корректировать профессиональные ценностные ориентиры. Здесь происходит не только рефлексия и усвоение студентами системы педагогических ценностей, но и осознанное соотнесение содержания профессиональных ценностей личностного, группового и социального уровней.
При этом в период конкурса актуальной становится возможность освоения студентами различных профессиональных ролей: воспитателя, проектировщика,
№ 2, 2018 (5)
волонтера, тьютора, модератора, эксперта и др. Таким образом, процесс интериори-зации педагогических ценностей осуществляется не только на информационном, но и на деятельностном и ролевом уровнях.
Опыт организации конкурса «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее» позволяет назвать (констатировать, выявить) определенные результаты:
• формирование системы профессиональных ценностей;
• повышение мотивации к профессиональной деятельности и преодоление затруднений в профессиональном ценностно-смысловом самоопределении;
• проявление субъектной позиции студента в образовательном процессе;
• создание атмосферы сотрудничества в студенческом сообществе;
• становление профессионально-педагогической культуры студентов и формирование профессиональных компетенций, необходимых для реализации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в будущей профессиональной деятельности;
• повышение социальной и творческой активности студентов через благотворительные акции, волонтерскую деятельность, социально-педагогические проекты;
• расширение пространства конкурсной деятельности, реализация социального партнерства (конкурс для школьников, привлечение студентов непедагогических вузов);
• победы студентов во всероссийских конкурсах; участие в научно-практических конференциях;
• реализация социального и образовательного партнерства;
• обобщение опыта проведения конкурса в публикациях организаторов кон-курса7.
Мониторинг основных результатов регионального конкурса творческих работ студентов «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее» в период 20142018 гг. позволяет сформулировать некоторые перспективные линии развития конкурсного движения в педагогическом вузе:
• расширение географического и социального конкурсного пространства, привлечение социальных партнеров;
• создание позитивного имиджа педагогической профессии и педагогизация социокультурного пространства региона;
• перспективы профессионального развития и ценностно-смыслового самоопределения студентов через участие во всероссийских конкурсах;
• популяризация идей духовно-нравственного воспитания через презентацию работ победителей в студенческих и профессионально-педагогических сообществах;
• создание информационного банка лучших конкурсных работ.
7Петрухина О.А., Феттер И.В. Подготовка студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников //Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3 - с. 443. (Электронный журнал). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703871 (дата обращения 30.06.2018). Феттер И.В., Петрухина О.А. Конкурс как форма организации внеучебной деятельности в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 50. - Ч. 3. - С. 191-197.
Феттер И.В. Конкурсная деятельность студентов педагогического вуза: проблемы и перспективы // Образование из будущего: обучение, воспитание, развитие: сборник статей научно-практической конференции. - Омск: ОмГПУ, 2018. - С. 186-191.
православная педагогика
Феттер Инна Витальевна «Интериоризация педагогических ценностей в условиях студенческого конкурса «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее»
Работа организаторов конкурса творческих работ студентов «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее» получила одобрение в ходе регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».
Полученные результаты доказывают эффективность интериоризации системы общечеловеческих, базовых национальных и профессиональных ценностей в условиях конкурсной деятельности в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Библиографический список:
1. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: монография. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. - 279 с.
2. Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -СПб. : Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. - 666 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
4. Петрухина О.А., Феттер И.В. Подготовка студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3 - с. 443. (Электронный журнал). URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23703871 (дата обращения 30.06.2018).
5. Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). URL: https:// bigenc.ru/psychology/text/2014359 (дата обращения: 02.07.2018).
6. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; ред. В.А. Сластенин. - 9-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 567 с.
7. Феттер И.В., Петрухина О.А. Конкурс как форма организации внеучебной деятельности в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 50. - Ч. 3. - С.191-197.
8. Феттер И.В. Конкурсная деятельность студентов педагогического вуза: проблемы и перспективы // Образование из будущего: обучение, воспитание, развитие: сборник статей научно-практической конференции. - Омск: ОмГПУ, 2018. - С.186-191.