УДК 378.1
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ
В статье актуализируется проблема формирования педагогической направленности у студентов факультета искусств педагогического вуза. Представлены результаты анкетирования студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». На основе эмпирических материалов выявлена специфика педагогической направленности студентов факультета искусств. Определены направления профессиональной подготовки, обеспечивающие реализацию педагогической направленности будущих педагогов.
Ключевые слова: педагогическая направленность, педагогическая профессия, профессиональная подготовка педагога, отношение к педагогической профессии, педагогический вуз.
IM. B. 0emmep I. V. Fetter
SPECIFICITY OF THE PEDAGOGICAL ORIENTATION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF ARTS
The article actualizes the problem of the formation of pedagogical orientation among students of the Faculty of Arts of the Pedagogical University. The results of the questioning of students studying in the direction of "Pedagogical Education" are presented. On the basis of empirical materials, the specificity of the pedagogical orientation of the students of the Faculty of Arts has been revealed. Directions of vocational training are determined, ensuring the implementation of pedagogical orientation of future teachers.
Keywords: pedagogical orientation, pedagogical profession, professional training of the teacher, attitude to the pedagogical profession, pedagogical university.
Проблема формирования педагогической направленности студентов не является новой как на теоретическом уровне, так и в аспекте практической деятельности преподавательского состава педагогического вуза.
Л. М. Митина раскрывает это понятие через стремление личности к самоактуализации и развитию в сфере педагогической деятельности [1]. В работах В. А. Сластенина педагогическая направленность рассматривается как совокупность интереса к профессии, педагогического призвания, педагогических намерений и склонностей [2].
В диссертационных исследованиях последнего десятилетия выявлены различные аспекты педагогической направленности студентов:
- мотивационно-ценностная направленность на профессиональную деятельность [3];
- психологические особенности профессиональной направленности будущих педагогов [4];
- формирование профессионально-педагогической направленности с учетом специализации факультета вуза [5].
Обобщение материалов психолого-педагогической литературы по этой теме позволяет характеризовать обозначенный феномен как интегральную характеристику педагогической деятельности, мотивирующую профессиональное развитие и самореализацию педагога. Именно поэтому решение проблемы формирования устойчивой педагогической направленности в процессе профессиональной подготовки студентов является гарантией обеспечения системы образования квалифицированными кадрами.
В современном педагогическом вузе актуализация проблемы формирования педагогической направленности студентов обусловлена рядом причин, среди которых:
- качество подготовки абитуриентов;
- престиж и социальный статус педагогической профессии;
- интенсификация труда педагогических работников;
- особенности контингента учащихся различных образовательных организаций;
- введение образовательных и профессиональных стандартов.
Безусловно, указанные факторы определенным образом формируют отношение абитуриентов к предполагаемой педагогической профессии и влияют на выбор вуза и факультета. Выпускники школ на основании неоднозначного, а зачастую и негативного образа современного педагога, создаваемого средствами массовой информации, осознают не только сложность педагогической профессии, но и прогнозируют возможные проблемы и риски будущей трудовой деятельности в этой сфере. В связи с этим контингент первокурсников педагогического вуза в последние годы имеет достаточно «пеструю палитру» мотивов выбора профессии (вуза).
Особый характер рассматриваемая проблема приобретает на факультете искусств педагогического вуза, так как профессиональная подготовка позволяет выпускникам реализоваться как в сфере образования (общего и дополнительного), так и в области свободной художественно-творческой деятельности, обладающей для современной молодежи особой привлекательностью. Наряду с этим переход к двухуровневой системе подготовки открывает перед студентами перспективы научно-исследовательской деятельности и продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре. Таким образом, число студентов, имеющих выраженную педагогическую направленность и реализующих собственное призвание в области художественной педагогики, неуклонно сокращается.
Осознание этой проблемы побудило нас к сбору и анализу эмпирического материала, позволяющего оценить тенденции и особенности формирования педагогической направленности будущих учителей изобразительного
искусства. Для этого, исходя из вышеназванных компонентов педагогической направленности (интерес к профессии, педагогическое призвание, педагогические намерения и склонности), нами были определены критерии педагогической направленности и разработано содержание вопросов анкеты. Формулировки вопросов анкеты соответствовали следующим критериям: оценка статуса педагогической профессии, самооценка уровня готовности к профессиональной деятельности, осознание призвания, отношение к профессии, перспективы трудоустройства, возможность ухода из профессии. Выборку составили 54 студента 1-4 курсов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» направленностей (профилей) «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства» и «Изобразительное искусство и дополнительное образование» факультета искусств Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).
Количественная обработка материалов анкетирования позволила зафиксировать наиболее значительную амплитуду результатов по двум критериям: «отношение к будущей профессии» и «возможность ухода из профессии». На рис. 1 показаны результаты анкетирования в соответствии с критерием «отношение к будущей профессии».
Рис. 1 Отношение к будущей профессии, %
Наиболее значимыми для анализа и интерпретации результатов анкетирования по этому критерию являются:
- выраженное положительное отношение к избранной профессии у первокурсников (86 %);
- тенденция значительного снижения позитивного отношения от первого к четвертому курсу (86 %; 56 %);
- появление отрицательного отношения к профессии у студентов третьего и четвертого курсов (14 %; 13 %);
- выраженная неопределенность (нейтральность) отношения к будущей профессии у студентов второго курса (70 %).
Из приведенных данных очевидно, что значительная часть студентов всех курсов определяет свое отношение к избранной профессии как нейтральное. Но в большей степени неопределенность отношения к будущей педагогической деятельности характеризует студентов второго курса. Интерпретируя полученные данные, можно предположить, что резкое снижение количества положительных ответов студентов второго курса может быть связано с определенным разочарованием в избранной профессии и/или в выборе образовательного учреждения в связи с завершением периода адаптации в вузе. Отрицательное отношение к будущей педагогической профессии, частично продемонстрированное студентами третьего и четвертого курсов, совпадает с периодом активных педагогических практик.
Возможно, именно затруднения и неудачи первых профессиональных проб являются одной из причин изменения отношения к будущей профессиональной деятельности.
Выявленное в целом положительное отношение студентов к избранной профессии как компонент педагогической направленности личности может рассматриваться в связи с интересом к профессии. Однако этот интерес, как отмечается в психолого-педагогической литературе, может иметь пассивный созерцательный характер. При этом устойчивая педагогическая направленность имеет деятельностную природу, строится на основе соответствующих способностей и требует самореализации личности в выбранной сфере деятельности. Эту особенность необходимо учитывать при конструировании содержания педагогических дисциплин и организационных форм профессиональной подготовки студентов.
Не менее интересны для анализа данные, полученные по критерию «возможность ухода из профессии», представленные на рис 2.
Рис. 2. Возможность ухода из профессии, %
По критерию «возможность ухода из профессии» как критические определены результаты анкетирования студентов второго и четвертого курсов, где возможность ухода из педагогической профессии заявили соответственно 80 % и 75 % студентов. Показательно, что из всех четверокурсников утвердительно о продолжении собственно педагогической деятельности не высказался никто из респондентов.
В дополнение к анкетированию использовался метод контент-анализа материалов индивидуальных консультаций, дневников педагогической практики, выполнения учебных и учебно-исследовательских задач, дневников инструктивно-методического лагеря, конкурсных работ. Обработка и анализ дополнительных материалов позволили выявить, что значительное число старшекурсников (около 30%) по окончании вуза предполагают совмещение педагогической и художественно-творческой деятельности, что соответствует содержанию профессиональной подготовки и обеспечивает определенную социальную защищенность выпускников.
Полученные в результате эмпирического исследования данные и анализ опыта преподавательской деятельности позволяют сформулировать специфику формирования педагогической направленности студентов факультета искусств. К числу факторов, определяющих особенности профессионально-педагогической направленности будущих учителей изобразительного искусства, можно отнести следующие:
- выбор данного факультета связан у абитуриентов с возможностью заниматься прежде всего художественной, а не педагогической деятельностью;
Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)
135
- традиционный приоритет и значимость специальных дисциплин (кафедр) в подготовке студентов;
- определение успешности образовательной деятельности студентов осуществляется в первую очередь исходя из уровня его художественных способностей;
- преимущественно индивидуальный характер учебной деятельности студентов по специальным дисциплинам, недостаточно обеспечивающий развитие профессионально важных для педагога умений (коммуникативных, организаторских, дидактических, проектировочных);
- интеграция педагогического и художественно-творческого компонента в профессионально-педагогической подготовке;
- возможность продолжения образования в магистратуре по непедагогическому направлению подготовки;
- больший интерес студентов к педагогической деятельности в системе дополнительного образования (детские художественные школы), в отличие от работы учителя основной школы;
- осознание невысокого социального статуса выпускника направленности (профиля) подготовки «Изобразительное искусство и дополнительное образование»;
- возможность в будущем выбора педагогической или художественно-творческой профессиональной деятельности;
- широкие возможности будущей самореализации в творческих профессиях, связанных с изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
Таким образом, общая оценка педагогической направленности студентов бакалавриата факультета искусств (по критериям «отношение к будущей профессии» и «возможность ухода из профессии») актуализирует поиск адекватных путей и способов решения проблемы.
Ранее высказанный тезис о деятельностной профессиональной направленности будущего педагога диктует необходимость использования в образовательном процессе содержания образования и педагогических технологий, которые ориентированы на активное освоение студентами функций и видов будущей профессиональной деятельности. В логике современного подхода к определению целостного содержания педагогической деятельности называются следующие ее виды: преподавательская, воспитательная, методическая, организаторская, исследовательская, управленческая, социальная, самообразовательная. Соответственно подготовка будущих педагогов должна быть выстроена с ориентацией на достижение студентами компетентности в этих профессиональных сферах.
На основе теоретического анализа и изучения опыта работы ОмГПУ по обозначенной проблеме сформулированы основные направления деятельности преподавателей факультета по формированию педагогической направленности студентов:
- обновление содержания педагогических дисциплин в соответствии с требованиями современной образовательной практики;
- деятельностный характер освоения педагогических дисциплин;
- совершенствование педагогической практики как пространства профессиональной пробы и профессиональной коммуникации;
- активизация исследовательской и профессионально-творческой деятельности студентов [6].
В соответствии с первым направлением, наряду с базовыми разделами, в содержание курса «Педагогика» включены следующие темы и материалы: требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования, технология деятельностного урока, формирование универсальных учебных действий, оценка образовательных (личностных, метапредметных, предметных) результатов, технологии работы с различными категориями обучающихся и др.
Деятельностный характер освоения педагогических дисциплин обеспечивается в 2016/2017 учебном году введением новых практикумов «Введение в педагогическую профессию» [7], «Профессиональная самоорганизация и самообразование».
Совершенствование программы непрерывной педагогической практики связано с введением на первом курсе учебной (ознакомительной) практики на базе образовательных организаций общего и дополнительного образования, что позволяет учитывать специфику факультета искусств.
Широкие возможности формирования устойчивой педагогической направленности студентов факультета искусств предоставляются в деятельности предметной базовой кафедры факультета, работа которой строится на основе сотрудничества преподавателей методической кафедры университета со специалистами-практиками в области преподавания изобразительного искусства в учреждениях общего и дополнительного образования. Опыт работы показывает, что важным аспектом деятельности базовой кафедры является создание реального пространства для профессиональной пробы и адаптации студентов к требованиям педагогической профессии. Интерактивное взаимодействие с представителями педагогического сообщества в формате базовой кафедры снимает некоторые затруднения «входа в профессию» и создает условия для успешного профессионального становления будущих педагогов.
Освоение технологии профессиональной коммуникации также обеспечивается в условиях учебной психолого-педагогической практики и инструктивно-методического лагеря (ИМЛ). Для студентов факультета искусств ИМЛ становится пространством взаимодействия со студентами других факультетов, предоставляет возможность совершенствования организаторских, проектировочных, дидактических и коммуникативных навыков.
Привлечение к исследовательской деятельности реализуется через участие студентов в научных конференциях факультетского и вузовского уровня. Механизмом активизации этого направления подготовки становится электронный портфолио студентов и система стимулирования научно-исследовательской деятельности. Эффективность этой работы выражается в повышении мотивации студентов факультета к участию в конференциях, проявлении инициативы и повышении уровня публикационной активности.
Широкие возможности для обеспечения устойчивой педагогической направленности студентов факультета искусств открывает конкурсная деятельность. Являясь творческим компонентом профессиональной подготовки, конкурсы обладают особой привлекательностью для студентов
факультета искусств в связи с возможностью самореализации, благоприятными условиями для проявления индивидуальности и креативности.
Опыт включения студентов факультета искусств в конкурсную деятельность доказывает, что профессионально-творческий характер этой деятельности имеет позитивные результаты:
- формирование мотивации достижения успеха;
- овладение профессиональными умениями;
- осознание профессиональной перспективы и возможностей построения педагогической карьеры;
- повышение уровня самоорганизации на уровне студента и группы.
Обобщая вышеизложенные эмпирические материалы, необходимо отметить, что решение проблемы формирования педагогической направленности студентов бакалавриата факультета искусств педагогического университета требует комплексного подхода и согласованной деятельности профессорско-преподавательского состава общеуниверситетских и факультетских кафедр. Безусловно, культуротворческая образовательная среда факультета искусств является мощным ресурсом профессиональной подготовки студентов в соответствии с требованиями современных образовательных и профессиональных стандартов и обеспечивает перспективы профессионального развития будущих педагогов.
1. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие. М. : Академия, 2004. 320 с.
УДК 378.1
БАЗОВАЯ КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВУЗА В ШКОЛЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается подход к организации деятельности базовых кафедр педагогического университета, обосновывается значимость выбора школы и педагога-супервизора, курирующего студентов на практике. Отмечается, что в условиях введения профессионального стандарта происходит смена приоритетных функций супервизора. Авторы выделяют критерии отбора базовых школ для организации практики студентов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагогическая практика, базовая кафедра, педагогическое образование, супервизия.
Процесс создания базовых кафедр высшими учебными заведениями принимает в последние годы все более масштабный характер. Если раньше о подобного рода структурах в организациях и на предприятиях было принято говорить применительно к медицинским и техническим вузам, то теперь этот тренд становится все более широким, в него вовлекаются университеты, занимающиеся подготовкой
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. для студентов вузов. М. : Академия, 2013. 576 с.
3. Клименко И. В. Динамика мотивационно-ценност-ной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 243 с.
4. Доронина Н. Н. Психологические особенности профессиональной направленности студентов педагогических специальностей : дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2006. 204 с.
5. Андреева Е. А. Особенности развития профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей начальных классов на этапе учебно-профессиональной подготовки : дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.168 с.
6. Феттер И. В. Формирование педагогической направленности студентов педагогического вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал (Online). 2017. № 1(21). URL: http://vestospu.ru/archive/2017/arti cles/22_ 1_2017.html (дата обращения: 14.04.2017).
7. Феттер И. В. Изменения в содержании и организации курса «Введение в педагогическую науку и деятельность» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20061 (дата обращения: 14.04.2017).
© Феттер И. В., 2017
Н. В. Чекалёва, Н. С. Макарова N. V. Chekaleva, N. S. Makarova
BASIC DEPARTMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY AT SCHOOL AS A SPACE OF STUDENTS PEDAGOGICAL PRACTICE
The approach to the organization of activity of the basic departments of the pedagogical university is considered in the article, the importance of the choice of school and teacher-supervisor managing students during practice is substantiated. It is noted that in the conditions of introducing a professional standard, the priority functions of the supervisor change. The authors singulate the criteria for selecting basic schools for the organization of students' practice.
Keywords: professional standard, pedagogical practice, basic department, pedagogical education, supervision.
специалистов самых разных направлений. Сфера образования здесь не является исключением.
Несмотря на то, что в системе высшего педагогического образования этот опыт не получил в свое время достаточного распространения, сегодня ситуация меняется, педагогические вузы пересматривают подходы к взаимодействию с организациями общего и дополнительного образования.
Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)
137