УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
© Р. Р. Низамова
ГОУ СПО Уфимский педагогический колледж № 2 Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 7.
Тел.: +7 (347) 272 47 64.
E-mail: olmo @ ufacom. ru
Целью работы является выделение и обоснование психолого-педагогических условий формирования акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки в процессе его профессиональной подготовки.
Ключевые слова: учитель музыки, профессиограмма, педагогическая акмеология, профессиональная компетентность, профессиональная самоактуализаци.
Профессия учителя музыки традиционно считается одной из самых востребованных, необходимых в школе. В системе общеобразовательной подготовки предмет «Музыка» выполняет ответственную функцию - способствует духовному воспитанию детей, приобщает учащихся к музыкальному искусству. Учитель музыки учит детей петь, музицировать, слушать, понимать и любить музыку. Однако помимо учебных музыкальных занятий в школах дополнительно организуется разнообразная внеклассная музыкальная работа: проводятся многочисленные праздники (с музыкальным оформлением), концерты, встречи с известными музыкантами; учитель музыки осуществляет руководство хором, ансамблями, принимает участие со своими воспитанниками в конкурсах, смотрах, фестивалях, стремится достойно представить школу в районе, городе, республике [1, С.46]. Понятно, что выполнению столь широкого круга педагогических обязанностей также нужно учиться.
Современная подготовка учителя музыки в педагогическом колледже нацелена, прежде всего, на формирование высококвалифицированного специалиста. Она предполагает освоение большого перечня учебных дисциплин на лекциях, семинарах, практикумах, индивидуальных музыкальных занятиях, способствующих развитию профессиональных музыкально-педагогических знаний, умений и навыков. В частности, проводится объемная методическая подготовка: студенты осваивают
комплекс учебных дисциплин, непосредственно ориентированных на школу, в числе которых «Теория музыки», «Теория и методика преподавания музыки в школе», «Музыкальная литература» (детская, зарубежная, русская, советского периода, башкирская), «Сольфеджио», «Специальный инструмент» (фортепиано, аккордеон, баян), «Дополнительный инструмент» (фортепиано, аккордеон, баян), «Аккомпанемент», «Дирижирование», «Вокал», «Хоровой класс», «Педагогика», «Психология», «Психолого-педагогический практикум»,
спецкурс «Авторские и вариативные программы в школе». По итогам обучения студентом выполняет-
ся выпускная квалификационная работа по заинтересовавшей студента школьной проблематике. Начиная со второго курса для совершенствования приобретаемых профессиональных знаний и умений студентам предлагается прохождение педагогической практики в школах. Организация профессиональной практики в колледже на всех ее этапах направлена на непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью.
В психолого-педагогической литературе накоплен определённый опыт совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей, составлены профессиограммы (Л. Ф. Спирин, В. А. Сластенин, И. А. Зязюн, Н. И. Болдырев).
Профессиограмма - это идеальная модель личности учителя, абстрактно обобщающая ее самые существенные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности педагога, которая призвана помочь молодому специалисту овладеть профессией; зрелому специалисту - оценить свой уровень профессионализма; коллегам и руководителям - провести объективную профессиональную оценку и аттестацию уровня профессионализма, соотнести нормативные требования, предъявляемые к профессии, и индивидуальные качества, достоинства и недочеты конкретного педагога, выявить зону ближайшего профессионального развития педагога [2, С.155]. Поэтому в профессиограмму целесообразно включать следующие разделы:
• систему (иерархию) социально востребованных профессиональных педагогических задач: понимание предназначения и миссии педагогической профессии; освоение нормативов профессии и ее требований к задачам, способам, результатам педагогического труда; овладение педагогическим мастерством; осуществление развивающего и личностно-ориентированного обучения; выявление возможностей развития своей личности средствами профессии, поиск индивидуального стиля; постоянное профессиональное самообразование и др.;
Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №2
119
• виды педагогической деятельности (обучающая, диагностическая, развивающая, коррекционная, воспитательная и др.), которыми требуется владеть педагогу для реализации педагогического мастерства и творчества;
• психологические ресурсы (профессиональные психолого-педагогические знания и умения; профессионально важные качества личности педагога), которые педагогу необходимо вкладывать в педагогический труд;
• уровни профессионализма и компетентности педагога, необходимые для решения поставленных обществом педагогических задач, - уровни адаптации, педагогического мастерства и творчества, самоактуализации, а также состояние и перспектива зоны ближайшего профессионального развития педагога [2].
На этой основе нами предлагается профессио-грамма будущего учителя музыки. Данная модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков.
1. Профессиональные качества будущего учителя музыки: музыкально-эстетическая культура, толерантность, музыкальность, эмпатийность, креативность, артистизм, педагогический такт и этика, профессиональное мышление и сознание.
2. Готовность будущего учителя музыки к профессиональной педагогической деятельности. Данный блок представляют следующие показатели: теоретическая готовность, практическая готовность, мотивационная готовность.
3. Музыкально-педагогическая деятельность
представлена конструктивно-профессиональной,
музыкально-исполнительской, исследовательской, коммуникативно-организаторской. Каждый из обозначенных видов носит индивидуальный стиль деятельности специалиста.
4. Педагогическая компетентность выражается в предметной, методической, диагностической, инновационной, исследовательской, рефлексивной, акмеологической компетентности специалиста.
Предложенная акмеологическая модель про-фессиограммы будущего учителя музыки отражает влияние компонентов структуры профессиональной деятельности учителя музыки, что и определяет эффективность его будущей педагогической деятельности. Внедрение модели должно сопровождаться обеспечением студента объективной информацией об индивидуальных особенностях своей личности с точки зрения того, в какой мере они способствуют или препятствуют развитию его профессионализма и эффективности его профессиональной деятельности.
Акмеологическая модель профессиограммы будущего учителя музыки помогает решать следующие задачи: обеспечение высокой продуктивности профессиональной деятельности будущего учителя музыки, формирование функциональных резервных возможностей личности студента и пси-
хологической готовности выпускника к деятельности в различных ситуациях [3].
В организации учебного процесса при формировании акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки необходимо соблюдать ряд психолого-
педагогических условий. Первым психологопедагогическим условием подготовки будущего учителя музыки является гуманизация процесса воспитания и образования, т.к. идеи гуманистической психологии и педагогики положены в основу акмеологии, где центральное место занимает личность, ее развитие и самоактуализация. Гуманизация педагогического процесса реализуется в применении личностно-ориентированного подхода, назначение которого состоит в создании условий для самореализации личности будущего учителя музыки, в выявлении и развитии его творческих возможностей, собственных педагогических взглядов, неповторимых технологий деятельности.
Вторым условием для формирования акмеологической направленности деятельности будущего учителя музыки является развитие субъектной позиции и личностного смысла. Для личности достижение субъектности - это не только достижение заранее отмеченной планки, но и непрерывное движение к самосовершенствованию. По мнению К. А. Абульхановой, основным критерием субъектности является способность личности к разрешению разного рода противоречий [4, С.14]. Это противоречия между способностями, индивидуальностью и требованиями общества. Это противоречие между притязаниями и усилиями личности и их результатами. Помимо способности личности к разрешению разного рода противоречий, следующим фактором определения субъектности личности является наличие «Я-концепции», т.е. устойчивых и осознанных представлений субъекта о самом себе. Адекватные представления позволяют выстроить реалистичные программы развития и саморазвития, гармоничную систему взаимоотношений. Для формирования продуктивной «Я-концепции» необходимо развивать у будущих учителей музыки умения анализировать ситуацию; адекватно представлять существующие причинно-следственные связи (проектировочные умения); реагировать в соответствии с ситуацией (рефлексивные умения); выбирать соответствующую ролевую позицию, осуществлять сотрудничество (перцептивные умения); устанавливать эмоционально-положительные контакты, регулировать отношения внутри группы (коммТурнеитькиамтиувснлыоев иуемме ндиляя) .формирования акмеоло-гической направленности деятельности будущего учителя музыки является актуализация «самости», т.е. развитие учителя осуществляется через самораскрытие, развитие его внутренней сущности [5, С.31].
По мнению А.К. Марковой [6], соотношение склонностей, мотивов и целей создает определенную профессиональную направленность будущего педагога. Это проявляется в стремлении овладеть профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней успеха, определенного социального статуса. Именно нацеленность на профессию обеспечивает будущему специалисту достижение профессиональной компетентности, что выражается в профессиональной подготовленности и способности выполнять свои профессиональные обязанности.
Сущность и содержание профессиональной компетентности состоит в том, что она формируется на основе теоретических и практических знаний, но проявляется не в форме заученного материала, а в форме умения личности познавать, мыслить, общаться и действовать, выдвигать и разрешать определенный круг задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы.
Таким образом, профессиональная самоактуализация выступает как механизм акмеологической направленности будущего учителя музыки, направленный на осознание своих собственных профессионально-значимых особенностей и активное проявление их в процессе профессиональной подготовки, а затем и профессиональной деятельности.
Четвертым условием для формирования ак-меологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки является совершенствование содержания, технологии подготовки будущего учителя музыки, учет интеллектуальных потребностей студента [5]. Содержание материала также должно быть направлено на формирование акмеологической направленности профессиональной деятельности, вследствие этого необходимо производить поэтапную оценку развития компонентов профессиональной деятельности.
В результате обучения выпускник должен уметь анализировать и решать педагогические проблемы в области музыкального образования: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; организовывать содержательную музыкально-эстетическую деятельность детей; руководить различными видами музыкальной деятельности воспитанников; обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды; творчески взаимодействовать на основе концепции музыкально-эстетического воспитания с детьми
разных возрастных категорий, выявлять их затруднения, уровень одаренности и оказывать им содействие; вести разъяснительную педагогическую работу с родителями; взаимодействовать с другими субъектами, участвующими в воспитательнообразовательном процессе; владеть приемами сольного, ансамблевого, хорового пения, инструментального музицирования и дирижирования на основе развитого музыкального мышления специалиста; организовывать педагогическую деятельность по дополнительной подготовке. Кроме того, выпускник должен знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании»); цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства музыкального образования детей школьного возраста; основы психологии человека, психологические особенности детей разных возрастных периодов; закономерности общения и взаимодействия с индивидуумом и группой, методику руководства различными видами музыкальной деятельности детей (индивидуальной, коллективной); специфику развития интересов обучающихся, в том числе методику поиска и поддержки одаренных детей; передовой педагогический опыт; область дополнительной подготовки.
Таким образом, согласно требованиям выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве учителя музыки, музыкального руководителя в общеобразовательных школах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 2003.
2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М.: Изд-во « Российское п5едагогическое агентство», 1997.
3. Булгакова Г.Р. Акмеологические аспекты подготовки будущего учителя двойной компетенции в системе высшего педагогического образования. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Уфа, 2001.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
5. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
7. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. - М., 1984.
Поступила в редакцию 14.03.2007 г.